В 1897 году отец Феоктист был награжден набедренником, а в 1901 году – за труды по поддержанию в скиту строгой отшельнической жизни – наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым 944 . Однако он стремился к жизни созерцательной, уединенной и в 1906 году по прошению был уволен от должности начальника скита. Но отец Феоктист не оставил своего старческого служения. Двери келлии и сердце старца Феоктиста всегда были открыты для братии, каждый мог входить к нему в любое время без всякого доклада. Все более и более возвышаясь духовно, старец с каждым днем слабел телесно. С 1911 года по старости он уже не священнодействовал 945 . Чувствуя приближение смерти, отец Феоктист стал еще более внимательно относиться к самому себе, готовясь к той минуте, когда должен будет предстать перед Судией и Господом. И в конце своей жизни он предался совершенному уединению, безмолвию и самоуглублению. Настоятель схиархимандрит Иоанн (Гомолко) писал, что отец Феоктист «усерден к безмолвной жизни» 946 . В это время в его душе пребывал покой и духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после многолетней борьбы. Точная дата кончины отца Феоктиста неизвестна. В послужных списках братии Глинской пустыни за 1918 год он уже не упоминается 947 . Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 27 об,–28. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20. оп. Зл, д. 109, л. 18 об,–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 13 об.–14. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 12 об,–13. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 18 об,–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

для допроса немедленно, если не едет... взять тоя вотчины старосту и взяв привести потом всех в дом... под опасением штрофования, а о делах, которые тайности подлежат в государственных делах отнюдь в партикулярном письме, не писать нигде» (курсив мой. – О.Т.) (ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 109, л. 1–2) 32 . Инструкции есть инструкции. Но за их языком таятся не только судьбы людей, но и внутренние механизмы культуры. Официальные требования к мастерам подписывать иконы стали нам более понятны, когда в консисторских делах нам удалось обнаружить списки 1752 г. иконописцев Холуя: по делу о поимке офени в Казани все холуйские иконописцы были переписаны. Более того, каждый из них должен был собственноручно расписаться, что ознакомлен со всеми вышеперечисленными указами и обязуется следовать официальным постановлениям. С мастера брали зарок, «нежели он впредь святые иконы неистово писать и без подписи в продажу употреблять будет, о сем с ним усмотрено и объявлено будет по закону» (ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 109, л. 78–78 об.). Этот сохранившийся в архивах список более чем 350 холуйских иконописцев (илл. 49) дает нам представление о непосредственном действии самого механизма «усмотрения»: достаточно было сверить подпись на иконе со списком, и у мастера не могло быть никаких оправданий (ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 109, л. 43–50; 3–7 об.; ср.: Велижанина, 1986, с. 143–154). Здесь же возникает вопрос о связи надзора с духовным наставничеством иконописца, то есть институтом духовника и тайной исповеди, поскольку следующими, кто был допрошен по делу нашего «казанского» офени. были не иконописцы, а приходские священники и дьяконы из тех деревень, где были приобретены иконы. И главный вопрос попу Василию из Холуя заключался в дознании, был ли иконописец Гурий Стефанов на исповеди. В ходе следствия оказалось, что иконописец Гурий Стефанов 21 год «как умре», что говорит о том, что тесно связанные со старообрядческим иконным делом офени скрывали иконников и добраться до истины было не так-то легко.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

3 . На остальных направлениях фронта без перемен. 4 . Авиация противника по-прежнему активно действовала на поле боя. 1 июня 1942 г. 10 самолето-вылетов Ме-109 совершили налет на наш аэродром в Малая Вишера. Потерь в материальной части и личном составе нет. ХОЗИН ТЮРКИН СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.89. Д.99. Л. 37–38. Подлинник. «Действовать без промедления...» ДИРЕКТИВА командующего Волховской группой войск 00242/Оп командующему 2-й ударной армией на восстановление коммуникаций армии Копия: Начальнику Генерального штаба Красной Армии Командующим 59 и 52-й армиями 1 июня 1942 г. В связи с выходом противника на коммуникации 2-й ударной армии на участке р. Полисть, отм. 40,5. П р и к а з ы в а ю: 1 . Объединив все войска, действующие западнее р. Полисть, нанести удар на восток всеми силами, кроме выделенных для обороны основного рубежа и обеспечения флангов. Ближайшая задача – очистить от противника коридор от р. Полисть до отм. 40,5 и овладеть районом отм. 40,5 и поляной восточнее этой отметки. В дальнейшем развивать удар на северо-восток западнее р. Полисть. 2 . Действовать без промедления. Получение подтвердить. Начало удара донести. ХОЗИН, ТЮРКИН КОЧЕТКОВ СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.97. Д.91. Л.148. Подлинник. «Военный совет требует от вас...» ПРИКАЗ командующего Волховской группой войск командующему 2-й ударной армией на восстановление утраченного положения северо-западнее Мясного Бора 2 июня 1942 г. 24 ч 00 мин Атаки Коровникова имеют незначительный успех. Военный совет фронта требует от Вас всеми свободными силами организованно и решительно нанести удар с запада в направлении в соответствии с директивой 11242 от 1 июня 1942. Начало действий ожидаю не позднее утра 4 июня 1942 г. О начале действий донести 104 . ХОЗИН, КОЧЕТКОВ, СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.97. Д.91. Л.160. Подлинник. О перехвате противником коммуникаций 2-й ударной армии северо-западнее Мясного Бора и мерах по восстановлению положения ДОНЕСЕНИЕ командующего Волховской группой войск Верховному Главнокомандующему

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

547. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 2-го благочиннического округа Ржевского уезда Тверской губернии 19 марта 1917 г. Петроград Государственная Дума. Родзянко. Съезд духовенства второго благочиннического округа Тверской губ[ернии] Ржевского уезда, молитвенно благодарный спасителям освобожденной России, приветствует благоверное правительство, горячо молит Господа дать сил довершить святое дело обновления державе Российской и церкви Христовой светлым путем любви, братства [и] равенства, помощью всех граждан России и всех сынов церкви Христовой. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 105. Подлинник. 548. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову собрания духовенства 4-го Рязанского благочиннического округа 20 марта 1917 г. Собранное духовенство четвертого Рязанского [благочиннического] округа радуется дарованной России и ее церкви свободе, молит Бога о расцветании церкви и отечества [при] новом правительстве, от которого ждет облегчения тяжелого положения духовенства, созданного старым режимом. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 93. Л. 83. Подлинник. 549. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства 3-го благочиннического округа Николаевского уезда Самарской губернии 20 марта 1917 г. Вознеся по получении первых известий о перевороте благодарственное моление Господу во всех церквах, духовенство третьего [благочиннического] округа Николаевского уезда Самарской губ[ернии] единогласно присоединилось к новому правительству, по почину Государственной Думы и воле народа возникшему. Приветствуем его, призвав к тому и паству. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 109. Подлинник. 550. Телеграмма председателю Государственной думы собрания священников и мирян 4-го благочиннического округа Слободского уезда Вятской губернии 20 марта 1917 г. Пастырско-мирянское собрание четвертого округа Слободского уезда горячо приветствует обновление государственного строя и отдает себя, все силы свои на служение освобожденному народу. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 111. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 459. Так, Киреев записал в дневнике 17 августа 1892 г.: " Действительно, Мещерский, этот безграмотный глупый педераст как будто играет роль, он имел аудиенцию у Государя, длившуюся 1 ч. 20 м.! Это непостижимо!.. И ему приписывают влияния на дела! Говорят les proteg e s - de Mestchersky. Назначение Татищева и Анастасьева приписывают ему! Кривошеин тоже - он будто бы рекомендует. Черт знает кто имеет влияние... " (ОР РГБ. Ф. 126. Ед. хр. 11. Л. 394). Дневник Мещерского для Александра III, 23 апреля г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 109. Л. 5 об. См.: Мещерский В.П. Воспоминания. С. 645. Ламздорф В.Н. Дневник (1891-1892 гг.). М.-Л., 1934. С. 360. К.П.Победоносцев и его корреспонденты. Т. 1. Полутом. 2. М.-Пг., 1923. С. 916. " Удивительно, - замечает В.Н.Ламздорф о " Гражданине " , - до какой степени его направление соответствует всегда тому, чего желают в высших сферах " (Ламздорф В.Н. Дневник (1886-1890 гг.). М.-Л., 1926. С 365). Черникова Н.В. Князь Владимир Петрович Мещерский в общественной жизни России. Последняя треть XIX - начало XX века. Автореф. дисс.... к.и.н. М., 2001. С. 26. Карцов А.С. Общественно-политическая деятельность кн. В.П.Мещерского (1860-1890-е гг.). Автореф. дисс.... к.и.н. СПб., 2000. С. 7-10. ГА РФ. Ф. 652. Оп. 1. Ед. хр. 269. Лл. 6 об.-7, 9-9 об. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1911- 1919. М., 1991. С. 374-375. О таких же приёмах Мещерского свидетельствуют Победоносцев (см.: Письма Победоносцева к Александру III. Т. 2. М., 1926. С. 311) и императрица Мария Фёдоровна (см.: Дневник Е.А.Святополк-Мирской//Исторические записки. Т. 77. М., 1965. С. 253). Мещерский - Александру III, 22 октября г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 897. Л. 89 об. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881- 1914. М., 1997. С. 231. Волконский С.М. Мои воспоминания. Т. 2. М., 1992. С. 63. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. М., 1960. С. 369. Дневник Мещерского для Александра III, 3 ноября 1885 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 110. Л. 22 об.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   Там же.    Там же.    Там же. В списках насельников Глинской пустыни по состоянию на 12 марта 1952 г. сказано, что о. Вонифатий поступил в обитель в 1952 г.    Там же.    АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни по состоянию на 20 октября 1959 г.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко).    Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 июля 1954 г.    «Монах Иоасаф Дегтяренко строгой жизни, справедливый, трудолюбивый, смиренный и терпеливый; несет послушание хлебопека» (АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко)).    Там же.    ГАСО, ф. Р2196, оп.12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список монаха Никандра (Шапошника).    Там же.    АСЕУ. Рапорт игумена Модеста (Гамова) в Сумское епархиальное управление от 16 октября 1960 г.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия.    Там же. Далее сведения о жизни о. Ионы (Шиховцова) приведены в соответствии с его послужным списком.    Иван Дмитриевич был женат, но в его послужном списке не указано, когда он женился и когда овдовел.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об.    Там же, л.2 об.    АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1.1.1956 г.    Там же. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова).    Там же.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова).    Там же.    Там же.    АСЕУ. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко). Далее сведения о его биографии приведены в соответствии с этим списком.    Там же. Списки монахов Глинской пустыни по состоянию на 15 декабря 1948 г., на 1 января 1952 г.    Там же. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко).    Там же. Список насельников Глинской пустыни на 12марта 1952 г.    Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. В послужном списке монаха Мелетия ошибочно год пострига указан 1954.    Игнатий (Брянчанинов), епископ Соч. СПб., 1915. Т. 1. С. 109.    Там же. С. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1980 Отзывы об этой работе отечественных коллег – Е. С. Косминского, Д. С. Лихачева, Μ. Е. Сергеенко, О. Л. Вайнштейна, А. П. Каждана были самыми высокими и показывают, что она была воспринята как высокий образец (Оп. 1. Ед. хр. 62). Не замедлили отозваться и зарубежные византиноведы. Вот лишь некоторые из них. Робер Гийан (Guilland Robert, Université de Paris, Faculté des Lettres) считает, что ее комментарий к Иордану «Ce sera une précieuse contribution à une meilleure connaissance de cette époque», и выражает надежду, что этот замечательный труд найдет своего переводчика и западные историки, русского языка не знающие, также смогут с ним познакомиться; «Je souhaite que votre ouvrage trouve un traducteur dans l’une des langues occidentales plus accessibles aux historiens non slavisants, car il est regrettable de penser qu’un aussi magnifique instrument de travail reste inaccessible à des chercheurs, qui ont tout à gagner à vous lire» (Оп. 4. Ед. xp. 107: письма от 6 января и 13 февраля 1961 г.). Жильбер Дагрон (Dagron Gilbert) предполагает использовать работу в своих исследованиях, относительно которых пишет, что «le domaine de mes recherches est la haute époque byzantine (IV–VI siècle), celui de mon enseignement l’Orient médiéval en général. Jordanès, vous vous en doutez, m’a posé quelques problèmes et c’est en cherchant à les résoudre que j’ai trouvé votre commentaire des Geticcr, j’aimerais pouvoir l’utiliser avec profit dans un petit article que je mets au point sur un sujet très particulier: l’origine des Goths et la représentation du monde barbare» (Оп. 4. Ед. xp. 109: письмо от 29 марта 1970 г.), Рафаэлло Морген (Morghen Rafaello, II Presidente del Istituto storico italiano per il Medio evo), поблагодарив за присланную книгу, добавил, что ее публикация показывает неизменный интерес советских историков к средневековью: «ho ricevuto con molto piacere la Sua edizione critica delle «Getica» di Jordanes, che mostra il non mai interrotto interesse degli storici sovietici per il Medioevo» (Оп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6021, л. 5. ГА ВО, ф. 53, оп. 2, д. 809, л. 204–205, 302. Там же, ф. 498, оп. 1, д. 38, л. 17 об. Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6021, л. 80–80 об. Там же, л. 169. Там же, д. П–6405, л. 73, 41 об. Там же, л. 41–41 об. ГА ВО, ф. 585, оп. 2, д. 198а, л. 108. В письме, направленном Епархиальным советом председателю Вологодского губернского исполкома 17 января 1920 г., в частности, содержалась просьба оказать содействие скорейшему «разъяснению… дела» и «возможному облегчению участи находящихся в заключении престарелых игуменьи Лидии и священника Ильинского». В верхней части письма получатель оставил резолюцию: «Выяснить вопрос по получении следственного материала». Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6021, л. 174–175. Денежная сумма в размере 411 864 рублей, сданных на хранение казначее ее братом И. Бараковым, а также остальные вещи были обнаружены в монастыре Комиссией Грязовецкого уисполкома 11–12 января 1920 г. и изъяты (вещи – частично). См.: Там же, л. 82–85 об. Там же, л. 1. В тексте приговора, однако, ничего не говорилось об игуменье Лидии и священнике А. Ильинском. Об их дальнейшей судьбе также ничего не известно. Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6021, л. 216. Там же, л. 223. Там же, л. 224. ГА ВО, ф. 485, оп. 1, д. 48, л. 19, 21. См. об этом также: Кожевникова И. А. Закрытие монастырей в Грязовецком уезде//Городок на Московской дороге. Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994. С. 83–88. См., например: Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6405, л. 1, 25, 80 об. Там же, л. 108, 109, 111, 110. Весьма вероятна ошибка (опечатка) в дате приговора – 21 декабря 1938 г. Скорее всего, имелась в виду дата 21 января 1938 г. К этому выводу приводит датировка остальных документов дела, а также Постановление Президиума Вологодского областного суда 44-ус-47/57 об отмене приговора «тройки» УНКВД Вологодской области от 21 января 1938 г. в отношении П. Л. Минькова, К. Г. Травина, П. А. Куликова, И. П. Тараканова.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

После увольнения из академии К. преподавал на Высших жен. курсах, с 1 июня 1911 г. состоял штатным учителем лат. языка 1-й московской гимназии. В 1917 г., после Февральской революции и введения новых Временных правил духовных академий, К. был вновь утвержден решением Совета МДА от 24 авг. в степени магистра и восстановлен в должности доцента (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 90. Л. 10-10 об.), но лекций не читал. После Октябрьской революции К. был профессором исторического (общественно-педагогического) отд-ния Московского ун-та (1919), профессором кафедры истории XIX-XX вв. (1921-1925) факультета общественных наук. Состоял действительным членом НИИ социологии при фак-те общественных наук (1921-1925). Был сотрудником кафедры классической филологии Московского ин-та философии, лит-ры и истории им. Н. Г. Чернышевского; в 1941-1943 гг. заведовал кафедрой классической филологии филологического фак-та МГУ; вместе с сотрудниками ун-та в окт. 1941 г. был эвакуирован в Ашхабад. В последние годы жизни занимал должность управляющего домом Центральной комиссии по улучшению быта ученых при СНК РСФСР. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229 (МДА). Оп. 4. Д. 1791. Коновалов Д. (личное дело студента); Д. 5097. Коновалов Дмитрий Григорьевич (личное дело преподавателя); РГИА. Ф. 796. Оп. 186. Д. 332; Ф. 831. Оп. 1. Д. 90. Соч.: Религиозный экстаз в рус. мистическом сектантстве. Ч. 1. Вып. 1: Физические явления в картине сектантского экстаза//БВ. 1907. 3. С. 595-614; 4. С. 782-803; 7/8. С. 649-695; 10. С. 312-351; 1908. 4. С. 707-763; 7/8. С. 535-568; 10. С. 188-217 (отд. изд.: Серг. П., 1908); Психология сектантского экстаза: [Речь перед защитой дис. «Религиозный экстаз в рус. мистическом сектантстве». Серг. П., 1908. Ч. 1. Вып. 1]//Там же. 1908. Т. 3. 12. С. 628-638. Ист.: Спасский А. А. Отзыв о канд. соч. К.//Журналы собраний Совета МДА за 1901 г. Серг. П., 1902. С. 109-119; Отчет о занятиях в течение 1901/02 уч. г. по изучению греч. языка и его словесности на ист.-филол.

http://pravenc.ru/text/1841946.html

Оп. 1. Д. 258. Л. 31. Подлинник. Машинопись и рукопись на бланке архиепископа Нестора. Подпись-автограф. Датировка по бланку. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 914. 22 ХП-4 I 7/8. Помета: «Заслушано Собором». «К докладу Собору. А[рхиепископ] Анастасий». 106 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 258. Л. 35. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 187. 15/28 марта 1938 г. Помета: «К докладу». 107 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 259. Л. 7. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подписи-автографы. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 385. 9/22 июня 1938 г. Датируется по входящему номеру. Пометы: «9/22 июня. Изготовить ответ. М[итрополит] Анастасий», «Малабар». 108 Печ. по: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 318. Л. 1–1 об. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подпись-автограф. Пометы: «Малабар», «1938.26 ноября/9 декабря. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий». 109 В указе Архиерейского Синода РПЦ за границей от 2 января 1939 г. по н. ст. постановлено, что «в случае выражения священником Иосифом Альварецом желания присоединиться к Православной Церкви о. Нафанаилу надлежит прежде всего выяснить, не произошло ли отделение рукоположившегося названного священника [от] Епископа вследствие какого-либо тяжкого, влекущего за собой лишение сана антиканонического поступка, напр[имер] вступление в брак и т. п.), и удовлетворяет ли сам проситель всем каноническим требованиям, предъявляемым к кандидатам в священство Православной Церковью. Если он удовлетворяет всем означенным требованиям, о. Нафанаил может принять его на основании 95 правила Трулльского Собора третьим чином, т. е. после прочтения подписанного им исповедания Православия, находящегося в чине, «ка-ко приимати к православной вере приходящих, иже николиже быша в ереси», а равно во втором исповедании веры из чина Архиерейской хиротонии и исповедании о принятии всех Вселенских Соборов. Таким же образом принимать и мирян из «независимых католиков» с тем, чтобы над теми из них, над коими не совершена была конфирмация, совершалось миропомазание по чину «еже како миром помазати от еретик к Православной вере приходящих и Церкви Соборной соединяющихся»».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010