—215— жествлять свои члены с такими же членами различных богов. Отсюда позволительно думать, что при наименовании усопшего Озирисом дело идёт об отожествлении. Такое представление, не унижая бога, возвышает человека. Усопший сливает свою личность с личностью Озириса, пантеистически погружается в его божественную сущность. В других вариантах блаженство оправданной души представляется заключающимся в том, что она вступает в лодку Ра. Все её загробные странствования и мучения – это её переход от места смерти к священной лодке солнечного бога. Там на этой лодке душа соединяется с Ра, и здесь опять мы встречаемся с пантеистической идеей слияния. Рядом с надеждой на блаженное существование в лоне Озириса или Ра в Египте существовало и пессимистическое представление удела мертвецов. Документы, подтверждающие это, довольно позднего происхождения (эпохи птоломеев), но они чисто египетского характера и, принимая во внимание аналоги в других религиях, где пессимистические тени всегда стоят рядом с самими светлыми упованиями (даже у Гомера и Гезиода), позволительно думать, что они представляют собой не наносное и случайное явление, а отзвук, идущий от времён прошедших разочарованного настроения некоторого элемента египетского общества. «О мой друг, мой брат, мой муж, говорит погребальная надпись на памятнике от имени покоящейся под ним женщины, ешь, пей, опоражнивай кубок жизни, люби и празднуй праздники. Пусть всегда будут исполняться твои желания, и скорбь никогда не войдёт в твоё сердце, пока ты на земле. Ибо Амент есть страна глухого сна и мрака, жилище скорби для пребывающих в нём. Они спят в своих бестелесных формах, они не пробуждаются, чтобы видеть своих братьев, они не знают более ни отца, ни матери, их сердце не стремится ни к жене, ни к детям. Каждый насыщается водой жизни, лишь я одна испытываю жажду. С тех пор как я вступила в эту область, я не знаю, где я нахожусь. Я плачу о воде, которая падает оттуда сверху. Я скорблю о ветре, который дует на берегу реки и кото- —216—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Можно ли в отпуске сокращать молитвенное правило, пропускать службы, как-то отдыхать от духовной жизни? — Представьте себе, что я взял да и не поздоровался с вами при встрече, отдохнул так от вас. Вопрос ваш подразумевает, что молитва — повинность, нагрузка, интеллектуальное какое-то занятие, тогда, конечно, можно ее сократить, но и задуматься со смирением, насколько крепка наша вера. Но надо помнить, что Бог — не мститель, и стараться найти свою меру. Ну а если человек возлюбил Бога всем сердцем, вряд ли у него возникнет вопрос, можно ли в отпуске реже общаться с Ним. Ведь молитва — это работа сердца. Бывает, вот без молитвенного правила как-то солнце не так светит… Конечно, например, в походе, деревне или где-то за границей рядом может и не быть православного храма. Ну и что? Разве природа — не храм Божий? В пустыне, куда уходили подвижники, разве были храмы? Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24). И даже если храм есть, но нет сил идти — ничего страшного. Я поехал заняться своим телом, немножко оно изнемогло, верну его, и душа воспрянет, и захочется пойти в храм. В моменты какого-то перенапряжения мы чуть-чуть нагрузку можем смягчать. И здесь можно сказать: «Господи, да я не от Тебя спрятался, я слаб. И в этой слабости мне нужно немножечко себя поправить, я вернусь опять к Тебе с радостью». — Часто люди годами разрываются между работой и уходом за больными родителями. Наверное, при таких моральных нагрузках человеку тем более   необходима передышка? Но многим, несущим такой крест, сама мысль об отдыхе, о том, что можно уехать, уединиться, кажется чудовищной. — Конечно, если жизнь нашего ближнего в опасности, надо все силы, по совести, мы должны все свободное время посвящать ему. Ну а в остальных случаях… Чем может помочь тяжело больному человеку родственник, который сам измучен, издерган? От такой помощи больше вреда, чем пользы. Конечно, если есть возможность, надо дать себе небольшую передышку, чтобы привести себя в порядок. Господь смотрит на сердце человека. Можно находиться рядом с больным круглые сутки, а при этом «вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя». Такая помощь небогоугодна, лукава. Такие мысли греховны. А можно на отдыхе усердно молиться о здравии болящего и восстанавливаться, чтобы помогать ему с новыми силами, более эффективно. И в этом отдыхе нет предательства. Бог не требует от нас непосильного, не хочет, чтобы мы надломились. Сам Христос удалялся в пустыню, алкал. Он не отдыхал от проповеди, но восстанавливал силы. Если это было необходимо Ему, тем более необходимо нам, грешным.

http://pravmir.ru/nado-li-otdyxat-ot-dux...

Иисус же, стоя в храме, продолжал с прежним интересом слушать лирический псалом, который своей музыкой согревал его и разливал мелодичное тепло на всех людей, стоящих рядом и погруженных в сокровенные помыслы, возникающие во время богослужения. Тепло музыки словно обволакивало людей, смягчало их, делало добрыми и сердечными, искренними и доступными. Звуки навевали мир и покой. Мысли Иисуса опять переключились на того, кому приписывается создание и этого произведения, – на его дальнего предка, воина-певца Давида. Сейчас Иисус вспомнил известное предание о том, как Давид музыкой лечил своего предшественника на царском троне – Саула. Говорят, что царь Саул в молодости длительное время находился в среде пророков. Известно, что их жизнь отличалась от жизни всех прочих людей. Для того, чтобы предсказывать будущее, его нужно увидеть. А это было возможно только в том случае, если нисходил Дух Божий. Чтобы его вызвать, необходимо подготовить себя к его приходу, что не так просто. Нужно довести себя до такого состояния, когда из поля зрения и из сознания исчезает все нынешнее и всем видимое, когда обычное и каждодневное испаряется, когда не имеет никакого значения, светит солнце или луна, идет дождь или стоит ясная погода. Но такое ощущение достигается с большим трудом. Конечно, во многом здесь помогает музыка. Она создает особый мир вокруг слушателя, и человек легче отрывается от земли, невозможное представляется возможным, и кажется, что недостижимое находится где-то рядом. Поэтому, как уже указывалось, в древнем мире звучание музыки при пророчестве считалось обязательным. Однако, несмотря на всю важность музыки для пророчеств, ее одной еще недостаточно. Нужно найти в себе силы отрешиться от привычного, забыть прошлое, освободиться от пут, связывающих с настоящим, и попытаться заглянуть туда, куда никто из смертных в обычном состоянии заглянуть не в силах. Для этого нужны поистине нечеловеческие усилия и длительное напряжение. Если же подобные усилия осуществляются часто, то иногда они заканчиваются глубокими обмороками и даже припадками, ибо человеческая природа не выдерживает такие переходы из одного состояния в другое. Поэтому нередко среди пророков встречались люди странные, чудаковатые, а порой и больные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дальше говорят о том, что детям не полезно много сидеть. Позвоночник, осанка — опять же важная вещь, не спорю. Но в школе они тоже много сидят, так что этот аргумент весит мало. Сомнительное качество электронных учебников и тестов, проблемы со связью как аргументы против дистанционки действуют, но слабо. Ведь все только начинается, подождите — учебники заменят на лучшие, тесты отредактируют, связь настроят. Наладят с течением времени всю эту систему.  И что, в таком виде она заменит школьную очную учебу? На мой взгляд, нет. Не заменит. А поставит (и уже ставит) множество вопросов. Вопрос первый: как можно дома постоянно контролировать учебу? Маленькие дети ни в какие времена не хотели учиться сами. Почитайте классиков. В комнате с учительницей им просто некуда деваться, они выполняют задания, слушаются, и постепенно этот стереотип поведения закрепляется и появляется навык. Но представьте ребенка, который «первый раз в первый класс» остается в своей знакомой комнате, где у него полно любимых игрушек, но именно сегодня он должен делать что-то скучное и не очень понятно зачем. А если таких детей в комнате двое? И рядом нет взрослого? Они будут учиться? Да, говорят нам, будут, для этого разработаны уроки в игровой форме, детям будет интересно. И сколько лет в игровой форме, до какого класса?  Все равно без надзирателя здесь не обойтись, как хотите. Кто им будет? Мама, папа, бабушка? Так и будет сидеть рядом каждый учебный день? Как же жалко этого человека! Те, кто делает с детьми домашнее задание, меня поймут. У всех ли есть такие запасы терпения и педагогический талант? Не забудьте еще о том, что у ребенка должна быть комната для занятий. И пожалейте многодетные семьи. Итак, поведение ребенка и вообще его присутствие на уроке отдано на откуп его родителям. И уже одно это будет нелегким испытанием для семьи. Вопрос второй: долго ли ребенок будет использовать интернет и гаджеты именно для учебы? Согласитесь, какими бы прекрасными ни были программы и преподаватели, методики и материалы, учиться ребенок может только сам. Просто ли это будет для него в расслабленной домашней обстановке? 

http://foma.ru/distancionka-v-shkole-cht...

Мы уже не раз с вами говорили о том, как статус праздника избавляет нас от труда задуматься именно об этом. А ведь именно это размышление для нас особенно важно накануне дня нашего с вами вхождения в период Страстной седмицы. Давайте еще раз вспомним о том, что было, о чем вы читали не раз в Священном Писании, о том, что слышали в канун Страстной седмицы и от чего всегда пытались уклониться как от очень неудобного вопроса, который задается прежде всего нам с вами. Вы помните, как в прошлом воскресном евангельском чтении, в момент, когда Господь хотел разделить со Своими учениками Свою не богочеловеческую, а человеческую скорбь от того, что Его ожидает крестная смерть, что Он услышал от Своих учеников? Они начали очень содержательную полемику на тему того, кто сядет одесную, ошую Христа за трапезой, за очередной трапезой, по существу-уже поминальной трапезой. Именно в этот момент они явили свое глубокое непонимание того, что Царство Христово — Царство не от мира сего. Именно в этот момент они дерзнули заявить, что в Царстве Христовом, которое они воспринимали по аналогии с царствами земными, они рассчитывают получить как можно более высокое положение. И как неуместны откровения их Учителя о том, что Он будет распят и умрет. «Мы пошли за Тобой не для того, чтобы сострадать Тебе на Голгофском пути, мы пошли за Тобой потому, что Ты Мессия, Царь. И мы ждем для себя за свой самоотверженный, героический поступок, за то, что мы пошли с Тобой, каких-то конкретных, земных результатов». Вы помните, как в прошлом евангельском чтении Господь отозвался на это, и вот, прошло время завершения Его земного служения и наступило время Его приготовления к смерти. Бог, сотворивший этот мир, должен был в нем умереть. И опять ученики рядом, и опять, конечно же, Христос чает от них понимания и сочувствия. А перед взором апостолов, как и многих жителей Иерусалима, предстает человек, Лазарь Четверодневный, которого Христос воскресил после смерти. «Ну конечно, Он просто испытывает нас. Если Он воскрешает мертвецов, неужели Он даст умертвить Себя? Конечно, мы победим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Конечно, когда человек выпадает из системы, то для многих это кажется опасным, неправильным, слишком радикальным. Ведь привыкли все к движению по течению, даже в Церкви люди привыкли к этому движению. И я помню, как не все из санкт-петербургских архиереев были в восторге от деяний митрополита. Сложилась система согласований с уполномоченным по делам религий: так уютно, просто позвонил, согласовал и живи спокойно. А тут появился митрополит, с которым надо вдруг согласовывать свои действия. Ведь проще с одним, чем с двумя. Владыка переломил и эту ситуацию в Петербурге, и вокруг него образовался круг единомышленных ему священнослужителей разного возраста: и людей пожилых, и среднего возраста, и совсем молодых, опираясь на которых он действительно перевернул жизнь всей епархии. Вместо застоя, умирания, движения по течению здесь вдруг забурлила встречная энергия. И в этом зале присутствуют многие, кто были участниками этого процесса. Они подтвердят, что все было точно так: и тысячи людей на богослужениях, и новая молодежь в духовной школе, и новый дух, который привнес владыка. Но кому-то это всегда не нравится, не нравится тем, кому приятно и комфортно плыть по течению. Поэтому была и в то время оппозиция владыке. Кое-кто недоуменно пожимал плечами, кому-то не нравились его длинные службы, кому-то не нравилось многое из того, что он делал, но абсолютное большинство людей его горячо поддерживало и было с ним. Одной из черт владыки, которая проистекала из его характера, из его жизненной истории, был максимализм. Он был действительно максималистом, а потому с ним было трудно. И особенно трудно было тем, кто был близко рядом с ним. Я сегодня уже имел возможность сказать, что он обладал таким опасным свойством: он не испытывал чувства усталости. Усталость организма это сигнальная система, которая говорит об опасности. Когда человек устает, то организм сигнализирует, что нужно остановиться. У владыки этой системы не было, он мог три-четыре ночи не спать и работать. Мы все рядом с ног валились. Вспоминаю, что утром, когда мы умывались, почти всегда из носа текла кровь. Вот такой был ритм, такое было напряжение в работе, и мы действительно с ног валились, а он ходил и удивлялся: «Что вы такие слабаки, почему же вы так?» Наверно это и привело к тому, что в сорок восемь лет человек скончался от седьмого инфаркта. Но ведь такой максимализм опять-таки не для всех комфортен, не всем приятен. И кому-то из собратьев-архиереев это не нравилось, потому что на его фоне была видна бездеятельность того или иного владыки, и поэтому не было стопроцентной поддержки, хотя, конечно, еще раз хочу сказать: абсолютное большинство, в том числе епископата, его поддерживало и считало его действительно лидером нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/812167.htm...

Фото: freepik.com Если у подростка будет желание, можно фильм обсудить. Но не надо навязывать мораль. Два-три повторения, и ваши советы улетят в папку «Спам». Больше подросток их слышать не будет. Идея 11. Просто выпейте вместе чаю Если сил совсем нет, а желание провести вместе время есть, то можно предложить вместе попить чаю или погрызть семечек. Возможно, ваш ребенок захочет заварить какой-то особенный чай или приготовит что-то, что нравится именно ему. Можно просто сидеть рядом, и при возможности — обнять подростка. Говорить при этом не обязательно. Если подросток захочет что-то рассказать, мы его послушаем. Но опять же без желания перевоспитать или исправить. Помните ту историю у Антония Сурожского, когда человек просто заходил в храм и молча сидел? «Я на Него гляжу. Он глядит на меня, и мы так счастливы друг с другом». Жалко только, что это желание посидеть вместе у подростка обычно возникает после отбоя, когда нам уже давно пора ложиться спать. Все перечисленное — это просто идеи, которые мы используем, чтобы занять свободное время подростка. Что-то у нас в семье получается лучше, что-то хуже. Главное помнить, что подросток — это не тамагочи. Он не персонаж в ролевой игре, которого нужно срочно «прокачать». Если очень хочется заняться прокачкой, то лучше обратить внимание на себя, а не переносить на ребенка собственные нереализованные ожидания. Ребенка нужно просто любить и быть с ним рядом. Это не значит, что мы не должны ставить ему границ, требований и спрашивать результат. Наоборот, наша обязанность — давать ребенку не только любовь, но и правду. Правду о том, что в мире нужно трудиться и всю жизнь не удастся просидеть в телефоне. Просто не нужно бить ребенка этой правдой по голове. Иногда ему действительно нужно просто отлежаться. В этом нет ничего плохого, особенно если удастся изолировать его на время отдыха от гаджетов. Именно гаджеты лишают подростка самого важного — возможности часами размышлять «ни о чем». Впрочем, не будем слишком требовательны. Ваш покорный слуга в 12 лет практически не общался со сверстниками, кроме как в школе (мы жили на окраине). Летом я сидел дома у родителей или у бабушки. Естественно, целыми днями играя на компьютере. Мои познания в английском языке сводились к паре фраз из компьютерных игр (в школе я учил французский, который сегодня благополучно забыл). Дела по дому я не делал, спорта было мало, а излишнего веса — много. Было ли это моим бонусом? Нет. Стало ли это серьезным препятствием в моей жизни? Тоже нет.

http://pravmir.ru/chto-delat-letom-s-pod...

Мир можно перевернуть! …а в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни – Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются. 19 апреля, 2011 …а в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни – Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются. Протоиерей Андрей Ткачев Мир можно перевернуть. Только для этого нужна точка опоры. «Перевернуть» не значит «вертеть», «подбрасывать», играть, как мячиком. Мир нужно однажды перевернуть и поставить на ноги, потому что у большинства он стоит в неестественной позе — на голове. Произнося «мир», я имею в виду внутренний мир, а не планету или Галактику. Внутренний мир нужно перевернуть, так, чтобы главное стало главным, а второстепенное — второстепенным. Перевернуть, чтобы расставить правильно акценты и определить главные цели. Иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странных единицах – «выеденное яйцо». Точка опоры – Бог. Розанов говорил, что вся его жизнь сужалась, как воронка, стремилась к одной точке, которая – Бог. А потом из этой точки жизнь опять расширялась и росла, но уже в другом качестве. Как в Евангелии: Христос – Дверь. Ты идешь к Нему, приближаешься, сужаешь перспективу, а потом: «и войдешь, и выйдешь, и пажить найдешь» Пройдя сквозь Дверь, находишь новый мир, который шире того, что остался за спиной. Точка входа – Бог. Он же – точка опоры для внутреннего переворота. И не просто Бог, а Бог во Христе. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18) И не знает Отца «никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27) Сын стал Человеком, то есть Сын Божий стал Сыном Человеческим . Он проповедовал и исцелял, но это – важные вещи второго порядка. В символе веры говорится о том, что Он вочеловечился, и сразу вслед за этим говорится, что Его распяли при Понтийском Пилате. Значит самое важное то, что Он стал Человеком, а люди Его убили.

http://pravmir.ru/mir-mozhno-perevernut/

Эксперты неоднократно указывали на связь двух, казалось бы, разных направлений: «планирования семьи» и так называемой «ювенальной системы». Вплоть до того, что отнятие детей некоторые журналисты даже стали именовать «социальным абортом». Хлестко, но по сути абсолютно точно. Взаимная поддержка и комплиментарность прослеживаются на всех уровнях, начиная с идеологического и кончая персоналиями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в условиях, когда государство напрямую не рвется финансировать деятельность «планирования семьи», приверженцы каирских договоренностей делают ставку на ювенальную юстицию (ЮЮ). Необязательно сразу раздавать контрацептивы на каждом шагу. Можно сперва запугать людей показательными процессами отнятия детей, чтобы отбить у них охоту рожать, а затем, в качестве великой милости, предлагать «высокоэффективные и безопасные» средства предохранения от нежелательной беременности. В докладе говорится о необходимости бороться с «жестоким обращением» с детьми (напомним, что под этим на самом деле подразумевается законодательный запрет наказаний детей родителями, который, по настоянию Совета Европы, тоже спешно принят в последние годы рядом стран, в том числе совсем недавно в Польше), о борьбе с бедностью. Опять-таки напомним, что самый многочисленный контингент бедняков в России составляют, по выкладкам тех же докладчиков, семьи с детьми. Недаром как только в России стали обкатывать «ювенальные технологии», в самых разных регионах зафиксированы случаи изъятия детей у многодетных семей «по бедности» или под предлогом недостаточно хороших квартирных условий, что опять-таки связано с нехваткой материальных средств. Фактически слово в слово цитируя апологетов ЮЮ, авторы доклада говорят о необходимости разработать практику выявления неблагополучных семей, расширять формы работы с ними. То, как будет выглядеть эта практика, описано в материале доктора юридических наук И.В. Понкина «Законопроект будет способствовать разрушению института семьи» , где приведено подробное и высокопрофессиональное заключение на предлагаемый Общественной Палатой проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и по развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».

http://pravoslavie.ru/38972.html

Когда Илия услышал это, то послал к Ахаву приглашение удалиться скорее в город, чтобы его не застал проливной дождь. Царь отправился в город Иесраил 557 . Вскоре затем небо почернело и покрылось тучами, поднялся сильный вихрь и полил проливной дождь. Пророка же обуял дух Божий, и он добежал рядом с колесницею царя вплоть до города Иесраила, лежащего в области колена Иссахарова. 7. Когда жена Ахава, Иезавель, узнала о чудесах, совершенных Илиею, а также о том, что он велел перебить ее пророков, то при сильном гневе отправила к нему посланцев с угрозою, что при помощи последних она убьет и его, подобно тому, как он загубил ее жрецов. Устрашась этой угрозы, Илия бежал в город, носящий название Вирсувы (он находится на границе между областью колена Иудова и страною Идумейскою), и, оставив там слугу своего, удалился затем в пустыню. Здесь ему страстно хотелось умереть. Считая себя не лучше своих предшественников, он полагал, что если эти предшественники его погибли, то и ему самому более не стоит жить. В изнеможении он опустился под деревом и вскоре крепко заснул. Но вскоре он опять проснулся: кто-то разбудил его; когда он встал, то увидел, что около него лежит пища 558 . Поев и набравшись сил, Илия отправился в дальнейший путь и пришел к горе Синай, где, по преданию, Моисей получил от Всевышнего законы. Здесь он нашел обширную пещеру, в которой и поселился на довольно продолжительное время. Однажды он услышал здесь голос невидимого лица, спросившего его, почему он находится тут и покинул город. На это Илия ответил, что причиною его удаления то, что он перебил жрецов иноземных богов и убедил народ, что есть один только истинный Бог, именно Тот, Которому евреи поклонялись с самого начала. За это-то, сказал Илия, жена царя и домогается его казни. Затем пророку было дано повеление выйти на следующий день из пещеры, и тогда он узнает, что ему следует предпринять. На рассвете Илия вышел из своего убежища. Земля дрожала, и блестящий свет озарял окрестности. Затем, когда все опять успокоилось, раздался глас Всевышнего, который уговаривал Илию не пугаться ничего, что бы ни случилось, так как ни один из врагов его не причинит ему никакого вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010