Вообще у него была замечательная память. Куда бы мы ни приезжали, он всегда пел тропарь тому или иному святому и притом без всяких книг. Я-то всегда брал с собо­й молитвенник с тропарями различным святым, чтобы можно было подпевать, а он знал почти всех святых каждого дня года. Как-то раз появился один батюшка, к­стати, из про­стецов, который великолепно знал святцы. Приезжает он в Епархию и в разговоре со мной не­сколько раз точно называет память тех или иных святых. Я пошел к Владыке и говорю: «Владыка, к Вам конкурент приехал: тоже знает всех святых». И было интересно их двоих наблюдать, как они друг друга проверяли, а я сидел рядом с календарем и проверял. — На этом фоне особенно ярко и необычно выглядит общеизвестная активная внешнецерковная деятельность, в том числе экуменические контакты и встречи... — Надо помнить ситуацию в ­стране в то время, а именно 1960-е годы, когда Хрущев развернул опять гонения на Церковь. До этого говорилось о том, что нельзя притеснять людей за веру, что нужно предо­ставить свобо­ду выбора. Люди как будто воспрянули, обрадовались. А потом опять начались “закручивания гаек“. Но митрополиту Никодиму удалось выйти не на уровень обла­ст­ных уполномоченных, а гораздо выше — на уровень председателя Совета по делам религии, где он смог доказать, что такая политика принесет вред самому государ­ству. Далее, он правильно рассчитал значение заграничной поддержки. Опыт у Ру­сской Церкви в ХХ веке уже был: еще Патриарха Тихона, которого посадили, потом вынуждены были отпу­стить под давлением международной обще­ственно­сти. Владыка Никодим выбрал ту же линию: активной связи с церковными деятелями за рубежом. — То есть, интерес митрополита Никодима к инославию был больше продиктован церковно-политиче­ской необходимо­стью? — Я думаю, что если с проте­стантами (лютеранами, англиканами) преобладала все-таки политика, то с католиками, видно, было глубже. Ведь мы все помним слова Спасителя: «да будут все едино» (Ин. 17, 21). Что касается общения с католиками, то Владыка Никодим говорил, что мы с ними можем соединиться, если они откажутся от своих догматов, принятых после разделения Церквей, то е­сть если они придут к со­стоянию на 1054 год.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-10/1...

На следующий же день в социальных сетях и СМИ появятся тексты о том, что рыбу нужно заменить молоком, что главное в пост – не содержимое холодильника и желудка, а состояние души. Критики Церкви непременно расскажут о том, что сами священники не постятся, доказательством чего якобы служит их полнота. В результате все опять кончится письмами, в которых христиане будут упрекать Церковь в том, что она так и не сделала хорошо лично им – не сократила длительность поста, не разрешила есть на Страстной седмице яичницу с сосисками, запрещает на время постов ходить на концерты или в театры. Инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. " Детки " хотят, чтобы Церковь или патриарх решала их проблемы за них Все это очень похоже на поведение маленьких детей, которые, с одной стороны, хотят, чтобы мама была рядом и одобряла все их действия, а с другой – разрешила есть на обед чипсы и газировку. Этот инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. " Ваньки жуковы " из разных городов и стран хотят, чтобы Церковь или патриарх решала проблемы за них, разделяла их политические или эстетические взгляды. Они забывают о том, что Церковь – это корабль спасения, а не ясельная группа детского сада. Так что почти любые послания, в которых взрослые тети и дяди пробуют себя в жанре " дети пишут Богу " , смотрятся очень странно. И последнее. Любые ультиматумы Церкви выглядят просто смешно. Представьте себе, например, солдата, который, получив приказ, напишет командиру пространный рапорт с претензиями. Или работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников. Или, наконец, священника, отказывающегося служить Литургию, пишущего тексты с претензиями к епископату и раздающего десятки интервью о том, как он смертельно устал совершать богослужение. Впрочем, новейшая история Церкви знает и такие примеры, но это тема отдельного разговора, а пока лучше ответим на еще один упрек в адрес Церкви – о том, что в мире много зла, а христиане с ним не воюют.

http://religare.ru/2_106350_1_21.html

Митрополит Иларион: Особенность служения священника заключается в том, что его служение не может зависеть ни от настроения, ни от вдохновения, ни от его состояния. Назначена служба на 10 часов утра — он должен прийти в 10 утра и провести ее вдохновенно, он должен молиться во время службы, потому что если он не будет молиться, то это сразу почувствуют его прихожане. Тогда и им будет трудно молиться. Почему некоторые священники, особенно в последнее время, жалуются на так называемое выгорание, что работа требует постоянного вдохновения, постоянной отдачи? Опять же, существуют средства, которые позволяют не допустить этого — прежде всего, это постоянная работа над собой. Священник, как и всякий человек, должен испытывать свою совесть, время от времени исповедоваться, он должен ощущать себя не только тем, кто предстоит перед Богом от лица народа, но и тем, кто является частью этого молящегося народа. Священник — это тоже человек, у которого есть недостатки, свои грехи и слабости. С этим он приходит к Богу. Когда священник совершает Литургию, он молится и о себе, и о людях, которые собрались рядом, и о тех, кто отсутствует. Молитву он возносит и от своего лица, и от лица тех, кто находится в храме. Е. Грачева: Задает вопрос Олег из Московской области: «Здравствуйте, владыка Иларион! Преподобный Антоний Великий в своем труде о посмертной жизни написал: " Как, выйдя из чрева, не помнишь того, что было в чреве, так, выйдя из тела, не помнишь того, что было в теле " . Как это понимать?» Митрополит Иларион: Я думаю, речь не идет о том, что человек забудет все, что происходило на земле. Речь идет о том, что выход из тела — это новое рождение, что качественно изменяется жизнь человека, его сознание, у человека появляются другие ценностные ориентиры. Очень хорошей иллюстрацией этому является притча Иисуса Христа о богаче и Лазаре. В ней рассказывается о том, как один богатый человек роскошно жил, каждый день пиршествовал, а у ворот его дома лежал нищий Лазарь, который мечтал насытиться крошками, падающими со стола этого богатого человека. Когда они умерли, то Лазарь оказался в раю, а богатый человек — в аду. Дальше там происходит некий диалог между ними и Богом, я не буду его пересказывать. Лучше прочитать эту притчу. Она очень поучительная. Но интересно то, насколько изменяется жизнь человека после смерти, насколько изменяется его восприятие окружающей действительности. То есть поистине получается, что прожитая жизнь — это как некий сон, который прошел, а вот теперь человек проснулся и столкнулся с совершенно новой реальностью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5914669...

Но совсем малоизвестная страница в истории российско-китайских взаимоотношений — это история Православия в Китае. На самом же деле к настоящему времени эта история насчитывает 330 лет. А началось все с того, что в 1685-ом году китайцы захватили русскую приграничную крепость Албазин, увели в плен около сотни пленных казаков-албазинцев, среди которых был русский священник. И вот с этого момента эта русская община начала жить в Пекине своей жизнью. Они не вернулись в Россию, женились на китаянках, и с каждым новым поколением русской крови в их потомках становилось все меньше, а Православие сохранялось. Потомки этих албазинцев до сего дня живут в Китае, и наша Церковь их пастырски окормляет. Эта ответственность была возложена на меня нашим Святейшим Патриархом и Священным Синодом. Б. Титов: Я знаю, что в наше время был проведен целый ряд научных исследований об истории Русской Православной Церкви в Китае. Сегодня восстанавливаются храмы, как например, храм недалеко от Шанхая, который скоро начнет действовать. Также восстановлен храм на территории российского посольства в Пекине. Но есть еще ряд проектов, которыми мы тоже хотели бы заняться. Ведь большая группа русских людей жила и в Харбине. У них тоже был свой храм, святой Софии, который сегодня стоит на центральной площади Харбина. Ведь Харбин из маленького городка (когда-то в нем проживало всего несколько тысяч человек) превратился в город с более чем 10-миллионным населением, и, тем не менее, русский православный храм по-прежнему стоит на центральной площади как историческая память о русской диаспоре, которая жила в Харбине, и как воспоминание о Китайско-Восточной железной дороге. К сожалению, храм не действует, там находится выставка, которую посещает огромное количество китайцев. Наша идея заключается в том, чтобы этот храм опять стал действующим, чтобы большое количество православных имели возможность ходить на богослужения. А выставку можно перевести в одно из исторических помещений, находящихся рядом и тоже связанных с историей русской диаспоры Харбина. Это один из проектов, который мы хотели бы предложить китайской стороне. Надеемся на их понимание.

http://patriarchia.ru/db/text/4116536.ht...

он признал его епископом, и вот в этом ересь и состоит. Извините, посмотрите на наше церковное предание, не только святой Марк Эфесский, который, обращаясь к папе римскому, называл его соответственно его сану. Но есть и другие примеры, когда обращались к главам каких-то еретических Церквей. Например, «К англиканам»,  послание Патриарха 1723 года. И в других подобных случаях, например, обращение Святейшего Тихона Патриарха Всероссийского. Они обращаются и называют епископами тех, кто является епископами неправославными еретических Церквей. И что это за ересь такая: «называние епископом»? Кто же, опять спросим, осудил это как ересь, где это было? Покажите нам текст, где какой-нибудь Собор говорит: если кто-то называет папу римского епископом или подписывается рядом с ним -  то он еретик, а это ересь. Где это? Нет, этого не показывают, не предъявляют, а начинают наводить тень на плетень и говорят: вы же должны понимать! Мы должны действовать не по понятиям, мы должны действовать по Преданию, по церковным канонам. Каноны церковные предполагают, что ересь  - это лжеучение, осужденное святыми соборами или отцами. Многие так же говорят:  будто бы есть признание, что он назвал католиков Церковью -  все, значит, он признал их Церковью равной. Да не значит это, что он признал их равной православию Церковью! Сам факт наименования в дипломатических документах другой организации Церковью извините, известен на протяжении многих веков. Это не потому, что мы их  считаем Церковью настоящей, подлинной или частью единой святой соборной и  апостольской Церкви. Это просто употребляется как часть самоназвания данной организации. И, собственно говоря, люди, нападающие на Патриарха, зовущие нас в раскол – они представляют нам дело  так, будто бы Патриарх Кирилл  - первый, кто употребил слово «Церковь» в отношении какого-то собрания неправославных людей, считающих себя христианами. Это просто ложь. Патриарх Кирилл - не первый, кто так сделал. В том же самом «Послании восточных патриархов 1723 года» наш Предстоятель  обращается к англиканским епископам, как «достославным и возлюбленным во Христе архиепископам и епископам»! И говорит по вопросам соединения Церквей.

http://radonezh.ru/text/samoe-glavnoe-dl...

– Скучно… Ску-у-чно! – протяжно говорит Павел, закрывает глаза и вытягивается так, что носки сапог касаются железных прутьев кровати. Углы густых бровей его скосились, и все лицо передернула гримаса боли и отвращения, странно исказив и обезобразив его черты; когда морщины разгладились, видно стало, что лицо его молодо и красиво. И особенно красивы были смелые очертания пухлых губ, и то, что над ними по-юношески не было усов, делало их чистыми и милыми, как у молоденькой девушки. Но лежать с закрытыми глазами и видеть в темноте закрытых век все то ужасное, о чем хочется забыть навсегда, было еще мучительнее, и глаза Павла с силою открылись. От их растерянного блеска в лице его появилось что-то старческое и тревожное. – Бедный я малый! Бедный я малый! – вслух пожалел он себя и повернул глаза к окну, жадно ища света. Но его нет, и желтый сумрак настойчиво ползет в окна, разливается по комнате и так ясно ощутим, как будто его можно осязать пальцами. И снова перед глазами развернулся в высоте потолок. Карниз потолка был лепной и изображал русское село: углом вперед стояла хата, каких никогда не бывает в действительности; рядом застыл мужик с приподнятой ногою, и палка в руках была выше его, а он сам был выше хаты; дальше кривилась малорослая церковь, а возле нее выпирала вперед огромная телега с такой маленькой лошадью, как будто это была не лошадь, а гончая собака. И морда у нее была острая, как у собаки. Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега, и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню, а чью-то печальную и лишенную смысла жизнь. Противен был мастер, который лепил деревню и не дал ей ни одного дерева. – Хоть бы завтракать скорее! – прошептал Павел, хотя ему совсем не хотелось есть, и нетерпеливо повернулся на бок. При движении книга свалилась на пол и листы ее подвернулись, но Павел не протянул руки, чтобы поднять ее. На корешке золотом по черному было напечатано: «Бокль. История цивилизации», и это напоминало о чем-то старом, о множестве людей, которые испокон веков хотят устроить свою жизнь и не могут; о жизни, в которой все непонятно и совершается с жестокой необходимостью, и о том печальном и давящем, как совершенное преступление, о чем не хотел думать Павел. И так захотелось света, широкого и ясного, что даже заломило в глазах. Павел вскочил, обошел валявшуюся книжку и начал дергать драпри у окна, стараясь раздвинуть их как можно шире.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

- Согласен с вами. Со мной такое случилось в Троице-Сергиевой лавре, в бытность молодым послушником. Нас поставили выдавать свечи рядом с папертью. А перед этим старший монах проинструктировал: " Смотрите, не давайте много! Нищие увидят, что вы новенькие, и все на вас кинутся. Десять-пятнадцать копеек, не больше! На буханку хлеба хватит " . Я дал первому нищему, который ко мне подошел, 15 копеек. И тут же получил эти деньги себе в лицо. Со всеми проклятиями и хулами: " Маме своей столько подай! " - и так далее. Ну что сделать? Терплю. Следующий подходит - опять то же самое. А третий меня поблагодарил… Хотя бы ради этого подавать стоило всем троим. Вера и бизнес - НАСКОЛЬКО, на ваш взгляд, допустим монастырский и вообще церковный бизнес? - Монастыри создавались не для хозяйственной деятельности, а для того, чтобы исцелять души. Конечно, Церковь сама не должна заниматься предпринимательством, для этого существуют церковные предприятия, такие как, например, объединение " Софрино " , гостиница " Даниловская " и т. д. До революции источником средств для существования монастырей, в том числе и Валаамского, были церковные имения: земли, доходные дома, рыбная ловля и т. п., - которые сдавались в аренду. Монахи также трудом своих рук создавали многое. Как сказал один старец, труд и молитва - как два весла у лодки. На Валааме действовали небольшие заводы - смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма. Сейчас мы восстанавливаем монастырское хозяйство. То же самое происходит и в масштабах Церкви - идет становление церковной экономики. То, что народ созидал веками, нам нужно восстановить за десятилетия. - Это тяжелейший труд! Может, надо отреставрировать столько церквей, сколько необходимо, и служить там? - Но как ходить по попранной, поруганной святыне? Разве можно оставаться спокойным, взирая на почерневший, разрушенный храм? Душа верующего не может такое терпеть. Приходится жертвовать последним. Мы на Валааме стараемся ограничивать себя во всем, лишь бы восстановить святыню. И некоторые священнослужители, может быть, слишком далеко заходят в своем рвении…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Вообще-то нельзя не признать, что обетование Иисуса Христа о «стократном» приобретении «домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной», что это обетование редко способно вызвать энтузиазм и понимание не только у современников Иисуса и Петра, но и у большинства наших современников. Ибо редко кто способен ощутить радость от такой замены любимых и близких обществом христиан, людей, молящихся рядом с тобою в храме, с которыми тебя чаще всего ничто не связывает, кроме того, что мы вместе стоим и молимся по воскресным дням. Таково уж наше христианское общество, столь отличное от того, которое изображено, скажем, в Книге Деяний святых апостолов. Что же остается? Остается только надежда на гарантированную вечную жизнь! Да и та не гарантирована, если мы будем гордиться своей самоотверженностью и добровольной нищетой. Об этом и предостерегают слова Иисуса Христа. Разумеется, Петр и ученики не должны гордиться тем, что они всё оставили ради Христа и Царствия. Такая похвальба – тоже богатство, выдвижение себя в «первые». Для последователей Иисуса Христа тоже справедливо предостережение: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мк.10,31 ). Ибо « бл жени духомъ: нбсное. ... Бл жени кротцыи: землю» ( Мф 5,3, 5 ). Слова Иисуса содержат в себе предостережение против всякой гордыни, предупреждение, что окончательное суждение о человеке принадлежит Богу, Который Один знает мотивы человеческого сердца. Жертвенный путь (Мк.10,32–45) а) Третье предсказание о смерти и воскресении (Мк.10,32–34; Мф 20,17–19; Лк 18,31–34). 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Надо заметить, что и на Руси было неплохое литье. Кстати сказать, литье на Руси появилось все-таки довольно поздно и может быть даже и с участием грузин, потому что в раннем средневековье отношения у нас были достаточно тесные. Грузия не только учила других владеть искусством металла, она довольно рано образовала свою государственность. Но, все же, почти всю свою историю единым государством не была. Во всяком случае,  была  известна в  глубокой древности Западная Грузия. Ее обычно именуют античные источники, в том числе и мифы античные  Колхидой, и Восточная Грузия, которая именуется Иверией или Иберией. Кстати, для православных напомню, что Иверия по священному преданию один из четырех Земных Уделов Божьей Матери, что опять-таки, так сказать, должно приковывать наше внимание к тому, что в Иверии , Грузии происходит. Думаю, что есть основания считать, что первые христиане в Иверской земле, особенно в Колхиде появились в апостольские времена. И с этими землями связано очень многое  в истории Христианской Церкви. И жития некоторых  святых, ссылка и кончина исповедническая святителя Иоанна Златоуста, рядом с Иверией, в абхазской земле. Вообще с Южным Кавказом очень много  связано, начиная от предания о языческом походе Язона за Золотым руном и мести мщения верной ему, но разгневанной Медеи, до целого сонма христианских святых. А между ними на Кавказ иногда и великих поэтов ссылали.  Как был сослан Овидий и писал там не худшие свои стихи. Кавказ - это часть античного мира. Но Колхида больше тяготела к античному миру, а Иверия - больше к сирийскому и иранскому. Это заметно в грузинском языке, он кавказский. Безусловно, кавказской группы, но, тем не менее, есть определенный индоевропейский пласт, который пришел и из арийского иранского языка, и из арийского же греческого. Далее, в позднем язычестве, мы наблюдаем уже развитую государственность. Очень древней, кстати сказать, является династия общая для грузин и армян – Багратиды или Багратиони - это разные ветви, но одна династия.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы. С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма – величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось – он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург. По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф. Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге. Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.

http://pravoslavie.ru/133.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010