С 1749 г., вступив в полемику со сторонниками т. н. норманнской теории происхождения рус. государственности, Л. занялся изучением истории Др. Руси. В «Замечаниях» на диссертацию Г. Ф. Миллера (1749-1750) и предисловии к «Истории Российской» В. Н. Татищева (1749) выдвинул противоположную теорию, стремясь обосновать самобытность рус. культуры и государственности. Оспаривал мнение Г. Ф. Байера о герм. (сканд.) происхождении первых рус. князей, считая их выходцами из прибалт. славян (варягов Л. считал многонациональной общностью). В 60-х гг. XVIII в. выступал против работавшего в России нем. историка А. Л. Шлёцера, подозрительно относясь к его деятельности и считая чуть ли не шпионом. Одной из претензий Л. к нем. ученым, занимающимся рус. историей, было то, что они не принадлежат к Православию, плохо с ним знакомы и не дорожат его преданиями. Опасался «соблазну Православной российской Церкви» от рассуждений о поселении славян на Днепре и в Новгороде после апостольских времен, поскольку «Церковь российская повсегодно вспоминает о приходе святого апостола Андрея Первозванного на Днепр и в Новгород к славянам» («В канцелярию академии рапорт 21 июня 1750»), возмущался некоторыми касающимися церковных дел выражениями. Так, на слова Миллера о том, что «для лучшего украшения города две церкви построены», Л. заметил: «..церкви строятся для приношения славословия Божия и молитвы» («Замечания на 6 и 7 главы «Сибирской истории» Г. Ф. Миллера», 1751). С 1751 г. Л. собирал материалы для собственного труда по рус. истории, написанного в 1753-1758 гг.,- «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (опубл. в 1766). В этом произведении Л. пытался доказать, что русские имеют древнюю историю, восходящую ко временам до Рождества Христова, отмечал, что за каждым периодом упадка в истории России следовало «высшее восстановление», для чего «некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи». В 8-й гл. («О рассмотрении вер и крещении Владимирове») Л. поместил речь «Константина Философа» и дал собственное распространенное изложение Никео-Константинопольского Символа веры. В 1760 г. вышел написанный Л. «Краткий российский летописец с родословием», в к-ром история России изложена в виде краткого описания княжений и царствований до имп. Петра I (помещенное в приложение родословие Рюриковичей и Романовых составлено А. И. Богдановым). Эта книга стала популярным учебным пособием и многократно переиздавалась. Вольтеру, работавшему над «Историей Петра Великого», Л. в 1757 г. отправил «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» (опубл. в переводе с франц. в 1787).

http://pravenc.ru/text/2110683.html

43 Ср.: «Крест принимала (новая) гробница, до сих пор смерти не причастная. О гробница бессмертия место! О гробница воскресения мастерская! О гробница, гробов разрушение! О гробница, в которой смерть перестает быть смертью ! О гробница, в которой жизнь произрастает, границ не имеющая! Конечно, гробница новая! Таков был совет Божественной благодати» (Amhanasii archiepiscopi Alexandrini Sermo in Passionem Domini in Parasceve [ Афанасий Александрийский , свт. слово на страдание господне в святый Пяток]//Pg 28. col. 1060; слово напечатано в разделе Spuria, приписано свт. Василию Селевкийскому ) 44 2. Το ν γοις πατρς μν Βασιλεου πισκπου σαυρας π(λεως) Σελεκειας λ(γος) ες τν Ν (Πεντηκοστν) B. Marx. Procliana. P. 100–102. 45 Ср.: «Отчего не сказать короче? тень Петра исцеляет, а одежда Христа не исцелит? Я уже чувствую, насколько во мне и простая решимость обуздала болезнь. О вера, побеждающая приступы болезни! Поверила она только и – и злой недуг бежал, поверила – и любопрительный зверь ничего не мог возразить, поверила – и престал непрерывный поток кровей, как бы иссушенный каким-нибудь невидимым пламенем» ( Иоанн Златоуст , свт. на начало нового года и о мучениках, а также о кровоточивой жене//Пст. т. 8. Ч. 2. с. 726; опубл. в разделе Spuria). 46 Ср.: «Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желает, к чему ни змей не касается, ни обольщение не проникает; тогда и Ева не растлевается, но остается девою, и спасение является, и апостолы исполняются разумения, Пасха господня совершается и лики сходятся и установляются в стройном чине, слово поучает святых, и торжествует, и Отец чрез Него прославляется. Слава Ему во веки. Аминь» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 363–364). См. также: «настоящим случаем мы должны воспользоваться, чтобы, с одной стороны, заплатить долг Иосифу, с другой – возвестить славу Креста. сегодня и Иосиф увенчивается, и Крест произрастает; сегодня и Петр отрекается, и разбойник услаждается; сегодня и Закон исполняется, и предсказанный пророками христос славословится; сегодня в полном смысле исполняется слово, сказанное о смерти господней: в своей сети запутался грешник ( Пс. 9:16 ). И какой грешник? Изобретатель греха – дьявол . И какая это сеть была приготовлена им? Крест – не что иное» ( Иоанн Златоуст , свт. беседа об отречении Петра, и о Кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом христа//Пст. т. 8. Ч. 2. с. 774; опубл. в разделе Spuria).

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

62 Ср.: «Им Само Слово явившееся открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим и что Оно объясняло ученикам, и те, которых Оно нашло верными, познали таинства Отца. Для сего самого Он и послал Слово, чтоб явилось Оно миру, и, отвергнутое народом Иудейским, Оно было проповедано апостолами, и в Него уверовали язычники» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 383). 63 Ср.: «Итак, что совершено сегодня? Да не пройдут мимо наших ушей совершенно чудеса этого дня! Был уже свет, и уже наступало утро, и Он со связанными руками вводится в преторий Пилата. С какими руками? Исцелявшими слепых, врачевавшими хромых. И пальцы, давшие зрение, пригвождаются узами, и Исцелитель естества удерживается насильно от исполнения свойственного Ему дела. Это воздано Господу. “Заключающий воды в облаках” ( Иов. 26:8 ) связан, “изводящий окованных мужественно” ( Пс. 67:7 ), дарующий “пленным освобождение” ( Ис. 61:1 ); связан разрешивший Лазаря от уз смерти; приведен в преторий дориносимый бесчисленным множеством ангелов. Предстоит Пилату имеющий Своим Престолом небо; удерживался Творец, влекомый творениями, Создатель – созданием, Совершитель – совершенным» ( Иоанн Златоуст , свт. на святую и Великую Пятницу//Пст. т. 2. Ч. 2. сПб., 1896. с. 883; опубл. в разделе Spuria). 64 Ср.: «Священные оба Рождения Христа – и то, и другое: и то, которое по природе, и то, которое вопреки природе. Именно, вопреки природе в последние времена Он родился от Девы, а согласно с природой Он прежде веков был рожден от Отца так, как знал Родивший. И это небесное Рождение не ложно. Истинно Бог от Бога родился, истинно и от Девы человеком Бог между людьми родился: вверху один от одного Единородный, и внизу один от одной Единородный; и как по отношению к верхнему Рождению нечестиво предполагать матерь, так и по отношению к Деве будет богохульством предполагать отца. Отец родил неделимо, а Дева родила невредимо; ни Отец, родивши, не потерпел истечения, потому что родил так, как подобает Богу, ни Дева по Рождении не испытала тления» ( Иоанн Златоуст , свт. Против еретиков и о святой богородице//Пст. т. 8. Ч. 2. с. 908–909; опубл. в разделе Spuria).

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

1966. С.8–13). 340 Ср.: «От приблизительно десяти с половиной часов вечера до приблизительно половины первого ночи. Огонь Уверенность, уверенность. Уверенность. Ощущение (Его), радость, мир Радость, радость, радость, слезы радости. (Арсеньев Н.С. О жизни преизбыточествующей. С.224–225). 345 Ср.: «...да всеми благодарит Тя, Изряднохудожника...» (Требник. Чин миропомазания. Молитва на пострижение власов). 349 Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» (1841). Следует: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…» 351 Ср.: «Приближается Христос, звезда предозаряет, небесное множество воинства приницает умных сил» (Утреня 22 декабря. Стихира 1-я на стиховне). 352 Ср.: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не философов и мудрецов» (Арсеньев Н.С. О жизни преизбыточествующей. С. 224). 358 Источник цитаты не установлен. Ср.: «Назначенные... люди по всему городу зажигали высокие восковые колонны... озарявшие всякое место, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня» ( Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. M.,1998. С.151). 365 Опубл. как: В неделю Антипасхи (Фомино воскресение)//Шмеман A., прот. Проповеди и беседы. С. 52–55. 368 Ср.: «Итак, в основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством, и в этом заключается единственный источник ее автономии. Как бы ни кичилась мудрость века сего, бессильная понять религию за отсутствием нужного опыта, за религиозной своей бездарностью и омертвением, те, которые однажды узрели Бога в сердце своем, обладают совершенно достоверным знанием о религии, знают ее сущность» ( Булгаков С. Н. Свет невечерний. С.16). Первая фраза приведенной о. Александром цитаты («Религия зарождается...») относится у С.Н. Булгакова к другому абзацу. 370 Фроссар, Андре (1915–1997) – французский католический писатель, журналист, художник. В годы немецкой оккупации участвовал в Сопротивлении, находился в заключении. Историю своего обращения описал в книге «Dieu existe. Je L’ ai rencontre» (1966; pyc. пер. под назв. «Богесть– я Его встретил»опубл. В журнале «Символ», 2004, Отец Александр цитирует текст Фроссара в собственном переводе. 371 Отец А.Фроссара, Луи-Оскар Фроссар (1889–1946), был генеральным секретарем Французской компартии в 1920–1923 гг. 372 Беседа Н.А.Мотовилова (1809–1879) с преподобным Серафимом произошла в ноябре 1831 г. Запись ее обнаружена и впервые опубликована С.А.Нилусом в 1903г. Текст беседы воспроизводился в русско-эмигрантских изданиях, в т.ч.: Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский . Париж: YMCA–Press, 1925; Вениамин (Федченков) , архиеп. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский . Париж: Православное изд-во, 1932. Цитируется отцом Александром с сокращениями и изменениями. Читать далее Источник: Беседы на Радио " Свобода " : [в 2 т.]/протопресвитер Александр Шмеман ; [сост.: Юрий Терентьев]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009-./Т. 1. - 2009. - 620 с. : ил. ISBN 978-5-7429-0407-6. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?), Муромский Успенский мон-рь), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Мурманский (Муромский), Олонецкий, основатель Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря. Источники Основным источником сведений о Л. служит агиографическая Повесть, в к-рой использована редкая для древнерус. агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведется от лица самого Л., в заключительной - от имени его ученика Феодосия. Повесть известна сегодня в 3 редакциях: 1-й Пространной, 2-й Пространной и Краткой (начата во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). 1-я Пространная редакция известна в списке XVII в. ГИМ. Увар. 542 (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря»; публ.: Барминская. 1989; Крылова. 1995). 2-я Пространная редакция также известна в единственном списке XVII в. (РГБ. Унд. 146; содержит лишь 1-ю половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»; не опубл., пересказ см.: Филарет (Гумилевский). РСв.). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная в 13 списках XVII-XIX вв.: РНБ. Мих. Q. 384; Собр. Волковского молитвенного дома. 88; РГБ. Барс. 553; ИРЛИ (ПД). Перетц. 223; БАН. Собр. В. В. Лукьянова. 220 и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.; опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 115-129). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 37; ГИМ. Муз. 1510 и др.). Известны и более поздние переработки Повести, вошедшие в Четьи-Минеи Псковского еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3, кон. XIX в.), в «Олонецкий патерик» сщмч. архим. Никодима (Кононова) и др. агиографические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Иконы Собора местных святых продолжали создаваться в Угличе (в т. ч. для старообрядцев) и в кон. XVIII-XIX в., о чем свидетельствуют 2 произведения из частных собраний. Первое, с изображением Д. И., блгв. кн. Романа, преподобных Паисия и Кассиана, имеет традиц. симметричную композицию, на др. иконе представлен также прп. Игнатий Прилуцкий, Д. И. и блгв. кн. Роман изображены в правой части, причем св. царевич показан в образе отрока небольшого роста, с крестом и ножом - орудием его мученической смерти. В кон. XVII-XVIII в. иконография Д. И. обогащается новыми деталями, атрибуты святого испытывают воздействие царской иконографии 2-й пол. XVII в. Возникают житийные циклы св. царевича, к-рые, как правило, состоят из неск. сюжетов, размещенных в среднике иконы, по сторонам от центральной фигуры (как сцены убиения на строгановских пеленах). Одним из ранних образцов является небольшой образ кон. XVII - нач. XVIII в. из Алексиевского мон-ря в Арзамасе (НГХМ, опубл.: Балакин П. П. Древнерус. искусство Н. Новгорода. Н. Новг., 1999. С. 44-45, 85. Табл. 16). Это довольно необычное для икон святого прямоличное изображение, без шубы, в далматике и ярусной короне (ср. покров 1-й трети XVIII в., ГММК), в деснице - большой крест (эта деталь часто встречается в поздних изображениях св. царевича, напоминает о словах тропаря святого: «...за скипетр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе»). Слева помещены сюжеты убиения и оплакивания Д. И. в Угличском кремле, справа - перенесение его мощей в Москву. К немного иному варианту принадлежит икона из Соловецкого мон-ря (ГММК, опубл.: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Бобровницкая. М., 2001. Кат. 33) с живописью 1-й трети XVIII в. (судя по окладу XVII в., это поновленный слой) - прямоличное изображение Д. И. в далматике и шубе с горностаевой подкладкой, с крестом, ножом и пальмовой ветвью (атрибут мучеников в зап. иконографии), на поземе - исполненные в мелком масштабе композиции убиения и оплакивания св. царевича. Этот иконографический тип был известен и в произведениях XIX в.- напр., на происходящей из окрестностей Каргополя иконе с 4 сюжетами в среднике, в т. ч. погребение святого в Угличе и встреча его мощей в Москве (Каргополье: Худож. сокровища/Авт.-сост.: Г. П. Дурасов. М., 1984. С. 106-107. Ил. 94).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Т. о., в выборе версий песнопений и их количестве наблюдается определенная свобода. Эти же качества свойственны сборникам песнопений В. б. в постоянном партесном многоголосии, к-рое характеризуется непрерывным звучанием всех голосов без пауз, одновременным произнесением текста всеми голосами. В этом стиле написаны партесные гармонизации, имеющие в качестве первоисточника 1-голосный распев (знаменный, киевский, демественный, греческий и др.), помещенный в партии тенора. Партесные гармонизации рассчитаны в основном на 4-голосный (дискант, альт, тенор, бас), реже 8-голосный хор (также встречаются гармонизации на 3, 5, 6 голосов). При общности принципов гармонизации (опора на диатонику и консонантность аккордов) можно отметить индивидуальность авторов в гармоническом решении и голосоведении многоголосных обработок В. б. Имена авторов неизвестны, по рукописям можно установить лишь различные певч. центры. Исключение представляют песнопения В. б. государева певчего дьяка Стефана Беляева : предначинательный псалом «большого демественнаго распева» и «греческаго распева, цареградский» (ГИМ. Епарх. певч. 2; опубл.: Там же. С. 43-53); «Хвалите имя Господне знаменного роспева» (опубл. по др. источнику без указания имени автора: Успенский Н. Д. Древнерус. певч. искусство. М., 1971. С. 494-503). Нек-рые рукописи специально посвящены песнопениям В. б., напр.: «Сия книга роспев обихода вечерняго и утренняго Соборныя церкве Знамения Пресвятыя Богородицы казенная», на обложках каждой партии помещено особое название, напр.: «Дышкант обихода утренняго и вечерняго» (ГИМ. Син. певч. 658 а-г). Однако, как правило, В. б. входит в состав сборников различного содержания и помещается в начале рукописи. Оно может быть представлено как отдельными песнопениями, так и наборами песнопений разного состава. Наиболее типичное название - «Начало Всенощного бдения», возможно с указанием распева, партии, числа голосов. Иногда за таким названием следует только предначинательный псалом. Так, в рукописи из Костромского Ипатьевского мон-ря после заголовка «Начало Всенощнаго бдения сий речь Великия вечерни. Греческой роспев» помещено песнопение «Благослови, душе моя, Господа» с надписью «всенощное греческое», далее следует новый цикл с заголовком - «Начало Всенощнаго бдения Киевскаго напеву» (ГИМ. Син. певч. 486 а).

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Троицкий, особо отметивший последование «Како поется надгробное»: Троицкий В. История плащаницы//Богословский Вестник. 1912. 1–4, с. 510–512. Текст 88-й главы Требника (ГИМ. Синод. 377–310. Л. 92 об, –94) полн. опубл:.Лисицин М. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-литургическое исследование. СПб., 1911, с. 150–151. В связи с участием в службе иконы «Христос во гробе» ее текст приводят также: Myslivec J. Dve studie z dejin byzantskégo umení... p. 47–48; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 42–43. 829 Текст 35-го письма (в списке XV века) опубл.: Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 299–300. Исследование текста см.: Talbot A.-M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Washington, D.C., 1975, p. 116, 178. 830 Willoughby H. R. The Four Gospels of Karahissar. Chicago, 1936. Pis. 34 and 106. Новая датировка рассматривается: Cutler A., Weil Carr A. The Psalter Benaki. 34.3//REB 34 (1976), p. 281, 304. Цв. воспр. Л. 65 v см.: Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. М., 1977. Табл. 37. 831 Образ неоднократно встречается в монументальной живописи кипрских храмов, где чаще всего имеет поминальный или погребальный характер: в рост и с медальоном перед собой Параскева изображена в нартексе храма Панагии Форбиотиссы в Асину (около 1333 г.), в храме св. Креста в Пелендри (третья четверть XIVb.), поясной образ с иконой в руках изображен на южной стене церкви Архангела Михаила в Педуле (1474 г.), в рост представлена она в том же месте церкви Св. Созомена в Галате (1513 г.): Connor С. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus//Medieval Cyprus. Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki/Ed. by N. Ševenko and Ch. Moss. Princeton, 1999, p. 219, pi. 9, 12, 15, 23. Кипрская икона около 1500 г. с поясным изображением св. Параскевы (из собора на Пафосе): Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. М., 1976. Табл. XIX. Длинная узкая панель с иконным изображением Параскевы, держащей перед собой медальон с образом Akra Tapeinosis, происходит из церкви Панагии Хрисалиниотиссы в Левкосии: Byzantines Eikones tou Kyprou.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ед. хр. 9. Л. 1—3. Письмо, рук. 407 Та бестия… — имеется в виду И. Толен. 408 “Благословенна ты в женах!” — Лк. 1:26-38 . 409 “Чистейшей прелести чистейший образец” — из стихотворения А. С. Пушкина “Мадона” (1830). 410 “Знакомый мужчина” — очерк А. П. Чехова (1866). 411 …окажусь в положении о. Сергия… — главный герой повести Л. Н. Толстого “Отец Сергий” (опубл. 1912), в борьбе с искушением отрубил себе палец. 412 “Искушения святого Антония” — роман Г. Флобера (1874, рус. перевод 1879), основой которого является “Житие Антония Великого ”. 413 …история Даши… — имеется в виду Дарья Васильевна Замотана, воспитанница О. А. Вейденгаммер (матери О. А. Шмелевой), после смерти которой жила в семье Шмелевых, сохранила архив писателя. Архив И. С. Шмелева передан ее сыном в РГАЛИ (1949) и РГБ (1957—1966). 414 “В усадьбе” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Речь. 1914. 6 апреля; отд. изд.: Карусель. 1916. 415 …дореволюционное издание… — имеется в виду “Собрание сочинений” И. С. Шмелева в 8 томах, издававшееся в 1910—1917 гг. издательствами “Знание” (т. 1), “Книгоиздательством писателей в Москве” (т. 2— 8). Т. 6 “Карусель” был издан в 1916 г.  Ед. хр. 9. Л. 5, 6. Письмо, рук. 416 Дафнис — герой романа римского писателя Лонга (II—III вв. н. э.) “Дафнис и Хлоя”. 417 ” Дьявол” — повесть Л. H. Толстого (опубл. 1911). 418 …и_з_м_е_н_а_ Софье Андреевне… — об автобиографичном в повести см. комментарий И. И. Виноградова в кн.: Толстой Л. Н. Повести. Рассказы. М., 1985. С. 508. 419 …целовались через гнилой забор! — из романа “История любовная”.  Ед. хр. 63. Л. 10, 11. Письмо, рук. 420 Введение во Храм — Введение во храм Пресвятой Богородицы, двунадесятый праздник, 21 ноября/4 декабря. 421 Скромная “Таня”… — имеется в виду героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. 422 “Ты успокой меня…” — строки из романса А. Н. Вертинского; Морфесси — Юрий Спиридонович Морфесси (1882—1957), эстрадный певец, актер оперетты, исполнитель русских и цыганских романсов, с 1920 г. в эмиграции, жил в Прибалтике, Югославии, Франции. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

29, 30 Гауль Тамара Николаевна; (ок. 1903 – ?) слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гейданов – представитель от приходов в Совете Высших Богословских курсов. 366 Геккель (Haeckel) Эрнст; (16 февраля 1834 – 9 августа 1919) – немецкий естествоиспытатель, последователь Ч. Дарвина. 1862–1909 профессор кафедры зоологии и сравнительной анатомии университета в Йене. Идеолог «социального дарвинизма». На основе теории Дарвина о происхождении видов развил учение о закономерном происхождении и развитии природы, пытаясь проследить генеалогические отношения между различными группами живых существ и представить эти отношения в виде родословного дерева. Против него: Деннерт Е. Геккель и его «Мировые загадки» по суждениям специалистов. М. 1909. 241 Геккер Юлий Федорович (Hecker Julius Friedrich); (1881 – ?). Американский методист. В 1915 – доктор философии (Russian sociology; a contribution to the history of sociologocical thought and theory»... New York, 1915; опубл. также в: Studies in history, economics and public law, ed. by the Faculty of political science of Columbia university, 1916. V. LXVII. 1; whole number 161). C 1923 профессор христианской этики и социологии в обновленческой Московской Богословской Академии. Репрессирован. Опубл.: Religion under the Soviets. New York. Religion and communism; a study of religion and atheism in Soviet Russia. L. 292, 295 Гелькин (в тексте – Гельков) Афанасий Семенович; (1883 – 6 сентября 1937). С 31 декабря 1910 – певчий хора Исаакиевского собора, затем пономарь, с 10 августа 1916 – псаломщик Исаакиевского собора. Уклонился в обновленчество. Протодиакон. Служил в Андреевском соборе Ленинграда. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. 2002. С. 281. 340 Гемельман С. Р. – петрозаводская знакомая Н. К. Чукова. 29 Геннадий Важеозерский, прп.; (? – около 1516). 8 Геннадий (Высокоостровский Евгений Николаевич); (6 декабря 1889 – 17 февраля 1973). Родился в Новгородской губ. Окончил Новгородскую ДС (1908). Служил диаконом в посаде Малая Вишера Крестецкого у. Новгородской губ. 3 июля 1914 определен иереем Архангельского дисциплинарного полуэкипажа. Военный священник на фронтах Первой мировой войны. Впоследствии уклонился в обновленчество; с 1930 был настоятелем Пантелеимоновской церкви Ленинграда. Выслан из города в марте 1935. Позднее служил в Краснодарской, Ростовской епархиях. По воссоединении с Московской Патриархией в 1946 принял постриг. Был настоятелем Преображенского кафедрального собора г. Сумы. Архимандрит. В 1952–1955 – настоятель Троицкого кафедрального собора Пскова, затем – Крестовоздвиженского собора Петрозаводска; благочинный храмов Олонецкой епархии. В 1965 по прошению переведен в Георгиевскую церковь в Старой Руссе. С 1966 – на покое в Псково-Печорском монастыре, где управлял братским хором. Погребен в пещерах монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010