Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636, Красногорский мон-рь), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский основатель и игумен Красногорского (Черногорского, на Чёрной горе) в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-ря (ныне пос. Красная Горка Пинежского р-на Архангельской обл.). Основными источниками сведений о М. являются «Повесть о Черногорском (Красногорском) монастыре» (научное название цикла из 2 сказаний - о Владимирской и о Грузинской иконах Божией Матери, находившихся в Черногорском мон-ре), а также актовые материалы. Как установила Н. В. Савельева, «Повесть...» была написана не позднее 1645 г. купцом московской гостиной сотни И. Б. Щепоткиным, уроженцем Пинеги (содержала 15 чудес, последнее из которых относится к 1643 г., а 1645 г. датируется запись о написании «Повести...» в ркп. ГИМ. Увар. 544 (410); списки указаны в кн.: Савельева. 2010. С. 33. Примеч. 3). «Повесть...» основана на сведениях «Сказания о пришествии чюдотворныя и многоцелебныя иконы Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария херувимскаго Царя Матере честнаго и славнаго ея Одигирия из Кизылбашъ в Рускую землю», составленного до 28 июня 1636 г., поскольку его автор беседовал с М. в Черногорском мон-ре: «Тако ми поведа Высокохолмский Черные Горы игумен Макарий и с ним ту пребывающии иноцы» (Там же. С. 79). Не ранее 1655 г. (этим годом датировано 28-е чудо) к первоначальной редакции «Повести...» было добавлено еще 15 чудес, так появилась редакция с 30 (31) чудесами. В печатном Прологе (М., 1660) читается краткое «Сказание об иконе Грузинской Божией Матери». Его возможным составителем и инициатором помещения в Пролог был также Щепоткин, служивший в последние годы жизни дьяком приказа Печатного дела ( Савельева. 2010. С. 55-56). Существует Московская редакция «Повести...», составленная в кон. XVII или в нач. XVIII в. на приходе московской Троицкой ц. в Никитниках (опубл.: Там же. С. 128-148).

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Феодор. Он уговорил воеводу помолиться у Владимирской иконы и дать обещание помогать обители на Чёрной горе. Наутро восставшие освободили Милюкова. Воевода призвал к себе сподвижника М.- мон. Иону, находившегося в те дни в городе, и передал для Черногорской обители «книги, и воск, и паволоки же, и сребро на строение церьковное» ( Савельева. 2010. С. 97). 22 авг. 1629 г. в Черногорскую обитель была принесена Грузинская икона Божией Матери . Согласно «Сказанию о пришествии...», в 1626 г. ярославец Стефан Лазарев, управляющий имением купца Георгия (Третьяка) Лыткина, купил чудотворную икону в Персии, куда она была вывезена из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I. Когда Лазарев еще находился в Персии, купец во сне получил откровение, что его приказчик приобрел некий «бесценный бисер», к-рый нужно передать в Черногорский мон-рь (Лыткин хорошо знал эту обитель, он посещал ее, вероятно, в 1613, когда был в Холмогорах по торговым делам; в том же году он пожертвовал в мон-рь 2 печатных Октоиха и Апостол). По прибытии иконы в Ярославль купец сообщил о чудесном повелении патриарху Филарету и по его благословению привез чудотворный образ на Чёрную гору, где начались чудесные исцеления. Во время всенощного бдения прозрел слепой мон. Питирим (Чудо 1 «Сказания о пришествии...»). По грамоте от 11 янв. 1630 г. Новгородский митр. Киприан установил еженедельное пение молебнов Грузинской иконе в Черногорской обители по вторникам (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 655. Л. 63-63 об.; опубл.: Савельева. 2010. С. 37-38). Согласно описанию Лыткина, чудотворный образ был греч. письма, «обложен... весь серебром резью, венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ канвою алою, цена всему окладу 14 рублей»; икона имела в длину 10 вершков, в ширину - 7 ( Макарий (Миролюбов). 1880. С. 12). На средства купца в мон-ре был построен храм в честь Похвалы Пресв. Богородицы (в «Сказании о пришествии...» указана дата его освящения - 20 июня 1633). В письме от 10 янв.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

1630 г. купец дал М. подробные рекомендации по поводу строительства церкви и мон-ря: «...шатров не делать, потому что высокие церкви молниею пожигает»; паперть сделать, как у ц. Св. Троицы в Холмогорах на Глинках (Там же. С. 64). Древний храм предполагалось перебрать и использовать для богослужений в зимнее время. В 1639 г. на средства купца была построена ограда вокруг монастыря. Он пожертвовал в обитель «многоразличные и премудрыя книги числом яко 147», т. о. в небольшом севернорус. мон-ре сформировалась значительная б-ка (вклады поступали в 1613, 1630, 1631 и 1635; «Список книг, отданных в Красногорский монастырь Третьяком Лыткиным» 6 июня 1635 опубл.: Архив П. М. Строева. Пг., 1917. Т. 2. Стб. 909-915. (РИБ; Т. 35); ныне 22 книги из вклада Лыткина хранятся в БАН, см.: Смирнов. 1998. С. 91-92, 97; Савельева. 2010. С. 19-22). В разные годы Лыткин пожертвовал в обитель: храмовую икону Похвалы Пресв. Богородицы, образ свт. Георгия, митр. Митилинского, образ вмч. Артемия в серебряном окладе с частицей его св. мощей, икону с изображением 16 праздников, напрестольный серебряный позолоченный крест ценой 100 р., 3 подвесные пелены к Грузинской иконе, деревянный позолоченный подсвечник, паникадило, хоругви, священнические облачения, богослужебные сосуды, воск, ладан, железные часы с боем и 40 соболей, к-рые настоятель продал в Москве за 18 р. В грамоте 1631 г. царя Михаила Феодоровича двинскому воеводе кн. В. П. Ахамашукову-Черкасскому об утверждении за Черногорской Пинежской пуст. земли и угодий М. назван уже игуменом. В это время в мон-ре жили 9 иноков, было построено 9 братских и служилых келий. Земля, на к-рой стояла обитель, и пашня составляли 18 «четей с третником», в поле находилось 15 копен сена. Мон-рю принадлежали «починок Марковской» («...а в нем двор крестьянской, а людей в нем три человеки, пашни паханыя худыя земли три чети, в поле сена десять копен, лесу непашенного десятина»), «новоросчистныя земли» и «речка Кумичева с сенными покосы с наволочки» (АИ. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Биографические сведения об авторе, выявленные в 2 книгах, атрибуция ему 2 сборников, созданных в 1644 и в 1645 гг., уточненные данные об истории текста и особенностях состава этих сборников позволили соотнести их с челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу 27 ноября 1647 г. игуменом Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря близ Дорогобужа Гедеоном, приехавшим в Москву за милостыней с братией Бизюкова монастыря и старцами оршанского Кутеинского мон-ря (опубл.: Савельева. 2011. С. 114). Из челобитной явствует, что в Москву ранее, до 1647 г., Герасим привез и поднес царю 2 написанные им книги, их обещали издать, и Герасим молит Бога, чтобы это предприятие состоялось. Данные челобитной дают основания для атрибуции книг Гедеону. Как и заявлено в челобитной, в обеих книгах есть вирши, причем в первоначальном варианте «К. о в.» их не было. Стихи в предисловии к «К. о в.» отсутствуют в наиболее близком к авторскому тексту западнорусском списке из собр. Оболенского, появляются в наиболее близком к печатному варианту Хлудовском списке. Вирши представляют собой парафраз стихотворного предисловия Герасима Смотрицкого к Острожской Библии ( Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 82-85). Палеографическое подтверждение новой атрибуции находится в списках сб. «Зерцало духовное». Это авторская переработка «Альфы и Омеги», дополненная среди прочего и материалами «К. о в.». Сборник известен в 3 списках, отражающих разные этапы его подготовки к изданию в Кутеинской типографии, при этом 2 списка: ГККМ. 1324/1 (см.: Памятники книжной старины Рус. Севера: Коллекции рукописей XV-XX вв. в гос. хранилищах Республики Карелии/Сост.: А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 212-213) и ГИМ. Син. 760(329) ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 3. С. 705-729) - это автографы Гедеона. Гедеон был первым игуменом Бизюкова мон-ря, основанного в нач. 40-х гг. XVII в. недалеко от Дорогобужа, на смоленских землях, входивших тогда в состав Речи Посполитой. В 1653 г. он рассказал о бесчинствах униатов кн. И. Б. Репнину. В статейном списке есть также сведения о том, что игум. Гедеон снабжал антиминсами те дорогобужские церкви, из к-рых они были изъяты униат. архиепископом. Последние сведения об игум. Гедеоне относятся к 3 авг. 1654 г., когда он вновь явился в Москву с челобитьем о милостыне для мон-ря ( Харлампович. 1914. С. 344).

http://pravenc.ru/text/1841552.html

166. Л. 293). М. приглашал для обработки монастырской земли крестьян-половников, к-рые через 8 лет, отведенных на обработку земли, должны были ежегодно в течение 10 лет отдавать обители 1/4 урожая; нек-рые из них стремились впосл. оформить эту землю как собственность. Крестьянин И. Афанасьев из дер. Малетинской просил царя и составителей писцовых книг записать за ним монастырскую землю, дав ей ложное название Васильев починок. В связи с многочисленными тяжбами границы монастырской земли были точнее определены царской грамотой 1631 г. Согласно писцовым книгам М. А. Вельяминова, «в монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних», «деревянная церковь Похвалы... с папертью», «на колокольнице четыре колокола», «за монастырем двор коровий» ( Макарий (Миролюбов). 1880. С. 11). В последние годы жизни М. тяжело болел. В письме от 10 янв. 1630 г. купец Лыткин, обращаясь к игумену, отмечал: «И про то, господине, учинилось мне слышати, что пребываешь в скорби от немощей со старости и за строением церковным и монастырским ходити стало при тебе некому». Купец советовал М. выбрать монастырским собором нового строителя. Согласно его письму от 1634 г., настоятелем обители стал иеродиак. Емилиан (Там же. С. 70). Впосл. в мон-ре из-за многочисленных пожаров место погребения М. было утрачено. Главной монастырской святыней был образ Грузинской иконы Божией Матери. В 1650 г. по благословению патриарха Иосифа 22 авг. стало днем общерус. празднования чудотворному образу (список с грамоты опубл.: Савельева. 2010. С. 151). Икону привозили для поклонения в Москву, Архангельск и др. города России (известна проезжая грамота патриарха Никона от 14 марта 1653 о препровождении иконы в Сибирь (ДАИ. Т. 3. 110. С. 386-387)). Память М. отмечена под 22 авг.- в день празднования Грузинской иконе Божией Матери, в редких списках «Книги глаголемой...» и в иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 207, 30-е гг. XIX в.; Маркелов.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999; он же. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999; он же. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации МДА 1-й пол. ХХ в. М., 1999; он же. Н. Ф. Каптерев: Жизнь, деятельность и его науч. труды о эпохе патр. Никона и царя Алексея Михайловича. М., 2003; Андроник (Трубачёв), игум. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА//БТ. 1986. Сб.: 300-летия МДА. С. 226-246; Иванов В., прот. Становление богосл. мысли в МДА: (1814-1870 гг.)//Там же. С. 113-147; Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории МДА//Там же. С. 73-112; Павлова Г. Е. Организация науки в России в 1-й пол. XIX в. М., 1990; Иванов А. Е. Высшая школа России в кон. XIX - нач. XX в. М., 1991; Гумеров А., свящ. Три четверти акад. богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к Творениям св. отцов» и «Богословского вестника»)//БВ. 1993. 1. С. 21-39; Лещинский А. Н. Лавра прп. Сергия и Академия в ней. Серг. П., 1993; Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ. 1993. 1. С. 7-20; Сосуд избранный: История рос. духовных школ в ранее не опубл. трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных док-тах руководителей советского гос-ва: 1888-1932. СПб., 1994; Савельев А. Я., Момот А. И., Хотеенков В. Ф. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. М., 1995; Kraft E. Moskaus griechisches Jahrhundert: Russisch-griechische Beziehungen und metabyzantinischer Einfluss, 1619-1694. Stuttg., 1995; Иванов М. С. Академический устав 1949 г.//БВ. 1996. 2. С. 19-41; Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора: Гос-во и Церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Скурат К. Е. МДА в 1814-1869 гг.//БВ. 1996. 2. С. 58-73; Вишленкова Е. А. Религ. политика: Офиц. курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Духовная школа в России в 1-й четв. XIX в. Каз., 1998; она же. Заботясь о душах подданных: Религ. политика в России 1-й четв. XIX в. Саратов, 2002; Сергиев Посад: Страницы истории, XIV - нач. XX вв. М., 1997; Полунов А. Ю., Соловьев И.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

4. «Grammatica speculativa» (Спекулятивная грамматика - EdWad. Vol. 1. P. 43-76; употребляется также заглавие «De modis significandi», О способах обозначения). Трактат представляет собой исследование фундаментальных понятий грамматики и семантики. Среди прочего автор рассматривает понятия «знак», «слово», «часть речи», «термин», «имя», «глагол» и др.; применительно к вещам проводится различение модуса существования, модуса обозначения и модуса понимания; подробно анализируются части речи, их свойства и взаимосвязи. Содержание данного трактата стало предметом исследования в защищенной в 1916 г. докт. дис. М. Хайдеггера (1889-1976) «Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus» (Учение Дунса Скота о категориях и значении). Неск. годами позже М. Грабман установил, что в действительности трактат создан представителем философско-лингвистической школы модистов Фомой из Эрфурта ( Grabmann M. De Thoma Erfordiensi auctore Grammaticae quae Ioanni Duns Scoto adscribitur speculativae//AFH. 1922. Vol. 15. P. 273-277). Сочинение переведено на рус. язык ( Фома Эрфуртский . Трактат о модусах обозначения, или Спекулятивная грамматика// Савельев А. Л. История идеи универсальной грамматики. СПб., 2006. С. 285-381). В число опубл. Уоддингом неподлинных сочинений входят также: «Quaestiones in librum I et II Priorum Analyticorum Aristotelis» («Вопросы» по первой и второй книгам «Первой аналитики» Аристотеля - EdWad. Vol. 1. P. 273-341); «Quaestiones in librum I et II Posteriorum Analyticorum Aristotelis» («Вопросы» по первой и второй книгам «Второй аналитики» Аристотеля - Ibid. P. 342-430) - авторство обоих трактатов не установлено, предположительно они созданы в 10-40-х гг. XIV в.; «Expositio et quaestiones in octo libros Physicorum Aristotelis» (Объяснение и «вопросы» к восьми книгам «Физики» Аристотеля - Ibid. Vol. 2. P. 1-475) - есть предположение, что автором этого трактата является Марсилий Ингенский (1396); «Quaestiones in libros Meteorologicorum Aristotelis» («Вопросы» по книгам «Метеорологики» Аристотеля - Ibid. Vol. 3. Pars. 2. P. 1-130); «De cognitione Dei» (О познании Бога - Ibid. P. 431-440); «De formalitatibus» (О формальностях - Ibid. P. 441-484).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Слово святого Ефрема Сирина на Пришествие Господне. – М.: Издат. совет РПЦ, 2000. –220 с. Барсов – Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, с библиографическим указателем/Сост. М.В. Барсов . – М., 1902. – VI, 318 с.; переизд.: М., 1994. – Из содерж.: Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. – Впервые опубл.: М., 1889; Дебольский, прот. Альфа и Омега [Христос в Священном Писании]. – Впервые опубл.: Странник. 1867, янв. С. 1–22; Ефрем Сирин , преп. Слово на пришествие Господне... Слово 29-е. – Опубл.: Творения... Т. 7. Ч. 3. С. 224; Жданов А. А. Откровение Господа о семи Азийских церквах. – Впервые опубл.: ЧОЛДП. 1890. 9–12; 1891. 1–6; Игнатий Брянчанинов . Слово о смерти. – Впервые опубл.: СПб., 1886; Оберлен К. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна Богослова/Пер. с нем. прот. И.К. Романова. – Впервые опубл.: Тула, 1882; Петр (Екатериновский), еп. Объяснение Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова. – Впервые опубл.: Томск, 1885; Филарет, митр. Слово на освящении градо-клинского соборного храма. – Впервые опубл.: ЧОЛДП. 1876. 2; Слова и речи... Ч. 2. С. 41; Христофор (Смирнов) , еп. Апокалипсис как литургический памятник апостольской эпохи/Ф.А. Смирнов//Труды КДА. 1874. ю; Яковлев Ф.И. Апостолы Петр, Андрей и Иаков. Вып. 2. М., 1860; Библейский популярный словарь//Воскресное чтение. 1876. Ч. II. С. 1–3, 320–323; Ч. III. С. 197–198; О подлинности Апокалипсиса и каноническом его достоинстве//Духовн. беседа. 1873. 22. С. 355; 23. С. 369; 24. С. 392. Волегов – Волегов Г.В. Заметки на Апокалипсис. – Харбин, 1932. Христианское мировоззрение – Димитрий (Вознесенский), еп. Христианское мировоззрение: Учеб. курс для ст. кл. гимназий и реал, уч-щ/Прот. Николай Вознесенский. – 1-e изд. – Шанхай, 1921; 2-е изд., испр. – Харбин, 1925. – 175 с. Иванов – Иванов A.B. Руководство к изучению священных книг Нового Завета. – 5-е изд. М., 1907; переизд.: М.: Воскресение; Лествица, 2002. – 912 с. Оксиюк – Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского : Ист.-догмат, исслед.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Редакция, сохранившаяся в фонде Е. Ярославского (Е), имеет следующий заголовок: " Приложение Предсмертное " завещание " патриарха Тихона " . Этот документ имеет значительные расхождения с редакцией РОСТА и с опубликованным текстом. Изменены ряд слов, многие слова отсутствуют, написание многих слов различно. Если придерживаться версии о подлинности послания, то на наш взгляд, невозможно объяснить, каким образом, что в течение одного дня 14 апреля послание было переслано митрополитами Петром и Тихоном в редакцию " Известий " , затем была сделана редакция " РОСТА " и направлена в ЦК ВКП (б), там рассмотрена, направлена в ГПУ и подшита по распоряжению Е. Тучкова в дело, а другая редакция " Завещания " была направлена в АРК. Этот факт можно объяснить только тем, что и после 7 апреля работа над текстом " Завещания " продолжалась, что было возможно только в том случае, если документ не был подписан Патриархом. Таким образом, множество приведенных фактов свидетельствуют о том, что незадолго до своей смерти 7 апреля 1925 г. Патриарх отверг очередной вариант послания, предложенный ему Е. Тучковым, который 15 апреля с небольшими изменениями был опубликован в качестве подлинного послания Патриарха. Продолжение следует... ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 58-62; Опубл.:Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. (Далее - Следственное дело) С. 402-406. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 64-66; Опубл.: Следственное дело. С. 406-409. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 55-57; Опубл.: Следственное дело. С. 409-413. АПРФ. Ф. 3. Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф,1997,( Далее - Архивы Кремля) Т.1. С.291-296. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 68-71. АПРФ. Ф. 3 Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.291-296 Известия ЦИК. 1925. (2419); Опубл.: Акты. С.361-363. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л.67-67об; Опубл.: Следственное дело. С.413-414. " Послание " исправлено от руки по первоначально написанному " Воз[звание] " .

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Таким образом, в конце марта - начале апреля 1925 г. ГПУ готовилось предъявить Патриарху обвинения в шпионаже, которые могли иметь трагические последствия для Предстоятеля Русской Церкви. Согласно действующему на тот момент Уголовному законодательству это преступление в качестве меры наказания предполагало расстрел. Именно этого и добивалось ГПУ. Святейший Патриарх Тихон не дожил до второго суда над ним, он умер 7 апреля 1925 г. и не был расстрелян, однако это ни коей мере не умаляет его мученического подвига за Церковь Христову. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.173-об. Там же. Л.174-175. Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. С.448-449. Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М., 1995. С.239.( еп. Арсений указывает дату по старому стилю - 9 августа) ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.187; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.439. Арсений (Жадановский), епископ. Указ.соч. С.239-240. Там же. С.238. РГАСПИ. Ф.76. Оп.3. Д.359. Л.3-об; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.164-166. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.294. Имеется ввиду архиепископ Серафим (Лукьянов), который с 1921 г. являлся главой автономной православной Церкви в Финляндии. Имеется ввиду архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер). ЦА ФСБ Д.Н-1780. Т.4. Л.412. Там же. Л.410. РГАСПИ Ф.17. Оп.112. Д.775. Л. 3-5. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5. Л.192; Опубл.: Следственное дело. С.761-762. Там же. Л.226-228. Акты. С. 332-338. Там же. С. 337. Там же. С.288. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.200. Там же. Л.221. Агабеков Г.С. Секретный террор: Записки разведчика. М., 1996. С.11-12. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.222. Там же. Л. 201-202. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.301; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.442. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240-267. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240; Опубл.: Следственное дело. С. 390. Вострышев М.И. Вострышев М.И.Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 288. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.241; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С. 390-391.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010