Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог Всеведец - совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли. Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати. Когда не имеете спокойствия - знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Советы преподобного Моисея (Путилова) Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) - с мученики счисляетесь. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: " Не таится бо от Него, - говорит св. Симеон, - капля слезная, ниже капли часть некая " . А св. Златоуст глаголет: " Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения " . Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

Скачать epub pdf 19. Неделя вторая по Пятидесятнице Puм. II, 10–16 10. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! 11. Ибо нет лицеприятия у Бога. 12. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13. (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. После Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на апостолов, им всего естественнее, ближе и справедливее было обратиться с проповедью о Христе, уже пришедшем Спасителе мира, к своим, т. е. к иудеям. Это, во-первых, потому, что св. апостолы в день сошествия Святого Духа на них были окружены евреями, очевидцами совершившегося чуда; во-вторых, потому, что еврейский народ издавна был отделен Богом и возвышен над другими для сохранения истинной веры на земле, и особенно приуготовлен был к принятию Мессии пророчествами, прообразами и всем своим богослужением; в-третьих, потому, что в еврейских молельнях могли слушать богослужение и поучения и язычники; в-четвертых, также и потому, что тогда не было такого повсеместного племени, как еврейское, которое было рассеяно по всем известным тогда странам света. Следовательно, чрез евреев же гораздо легче и скорее учение Христово могло огласить вселенную. Святые апостолы, по указанию Христову, так и начали проповедь свою именно с евреев, из среды и в среде которых явился Спаситель, а потому они по праву прежде язычников должны были услышать проповедь о спасении во Христе ( Мф. Х, 5–6 ). Евреи еще до явления христианства очень ясно сознавали свое особенное положение как избранного народа Божия, гордились им, но сами по жизни-то не были лучше иных язычников. Поэтому св. апостол и говорит им: Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься своим единственно истинным Богом, и знаешь волю Его, разумеешь лучше, чем язычник. Ты уверен о себе, что ты, именно ты, путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд… как же ты, считая себя наставником других, не учишь себя самого? ( Puм. II, 17–21 ) Ты хвалишься законом, данным тебе от Бога через Моисея, а преступлением закона бесчестишь Бога ( Puм. II, 23 ). Знай, что Бог воздаст каждому по делам его, как тебе, еврею, так и язычнику: но еврею достанется больше как наград, так и наказаний. Потому, что кому дано много, с того больше и взыщут ( Лk. XII, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Слово 56. О любви к Богу, об отречении от мира и об упокоении в Боге Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином имеет себе упокоение. Отрешись прежде от всякого внешнего союза, и тогда возможешь быть сердцем в союзе с Богом, потому что единению с Богом предшествует отрешение от вещества. Хлеб дается в пищу младенцу после того, как откормлен он молоком – человек, который хочет преуспевать в Божественном, должен прежде устранить себя от мира, как младенец от объятий и сосцов материнских. Телесное делание предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного; потому что последнее рождается от первого, как колос от пшеничного зерна. А кто не имеет душевного делания, тот лишен и духовных дарований. Страдания, в настоящем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе. Как за сеющими в слезах следуют рукояти 413 радования (см. Пс.125:5,6 ), так и за злостраданием ради Бога последует радость. Сладок кажется земледельцу хлеб, добытый потом – сладки и делания ради правды сердцу, приявшему ведение Христово. С благою волею претерпи и уничижение, и смирение, чтобы приять тебе дерзновение пред Богом. Человек, с ведением терпящий всякое жестокое слово, когда сам не сделал предварительно неправды сказавшему его, возлагает этим на главу свою терновый венец, но блажен, потому что нетленно увенчивается во время, которого не ведает. Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век. Кто говорит, что оставил мир, и ссорится с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, добровольно оставив целое тело, ратует и ссорится из-за одного его члена. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностью, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, но и все, что бы то ни было, к чему привязана воля твоя. Не хвали того, кто злостраждет телесно, когда у кого дана воля чувствам, разумею же слух, зияющие и неудержимые уста и рассеянные очи. Когда ставишь душе твоей пределы, так чтобы устроять себя милосердием 414 , приучай душу свою не искать оправдания в других делах 415 , чтобы не оказалось, что делаешь одною рукою и расточаешь другою: ибо там потребность в сердолюбии, а здесь в широте сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

62. В день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Марии Александровны Мария благую часть избра, яже не отнимется от нея. Лк.10:42 За нашу русскую – православную Царицу мы ныне приносим молитвы, моления, прошения и благодарения, – за Благочестивейшую Императрицу Марию Александровну, – в честь которой высокое Тезоименитство Ее мы ныне всерадостно празднуем. И если Марию, сестру Лазареву похвалил Господь, которая избрала благую часть, т. е. презрев всякое попечение о пище и об угощении Господа и апостолов, села у ног Его, и внимательно слушала Божественное Его слово; то каких похвал достойна пред Богом и человеками наша порфироносная Мария, которая избрала еще благостнейшую часть, и которая в таком доме, в таком царственном – многочисленном семействе, где Она, яко лоза плодовита – видит окрест трапезы своей столько сынов, внуков, племянников и племянниц,– оставив всякую заботу и попечение о многом по домашности; избрала на потребу души своей и своего порфирородного семейства – такую благую и единственную часть, которая, действительно не только никогда не отнимется от Нее, но которая драгоценнее всех сокровищ пред очами Божиими, – не слушание только слова Божия, но исполнение оного на деле избрала она, так как написано: не слышателие закона, но исполнители онаго оправданы будут 76 . Сия венценосная Мария Александровна, – Сия, так сказать, матерь всех скорбящих радость, – исключительно приняла на себя многотрудное попечение о сиротах, беспомощных, бесприютных, больных и обо всех несчастных. Не может укрыться град, верху горы стоящий; не может светильник, поставленный на свещнице, не освещать все и всех в доме находящихся. Как же может укрыться от взоров – не город, но столица добродетелей; не светильник, но море света добродетелей русской царицы, разливающей благодеяния свои не только в пределах России, но и за пределами оной? Судя по человечески, казалось бы, что при обычных торжествах царского дома – найдется ли, хотя один час, одна благоприятная минута – не то сделать, но подумать даже о несчастных братиях Христовых; для доброй, сердобольной и истинно благочестивой души Царицы нашей – вероятно все сладости царского стола кажутся горькими при мысли, что на свете есть много несчастных, требующих много забот и попечений и вопиющих о помощи; есть много гладных и хладных братий Христовых, требующих скорого, многостороннего и внимательного попечения и участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Глава IX Сифиты и каиниты в их миросозерцании и в устроительстве жизни. Каинит Ламех и его семейство. Превознесенная в себе гордыня Ламеха. Точнейшее определение личности Ламеха на основании его слов к женам Аде и Цилле. Преуспевание каинитов пред сифитами в так называемой естественной культуре. Умственно-рассудочные и духовно-нравственные силы человека – не одно и то же. Точнейшее разъяснение действования сих сил в человеке. Служебность рассудочных сил человека. Добро и зло как определение направления сих сил. Бог и прелюбодейное воздыхание о самобожестве. Рассудочные силы в служебном своем отношении к «разумному Божию» в человеке и к «диавольству и сатанинству» в нем. Опознание природы в сокровенных ее силах; направление сего опознания и значение оного в культурном отношении. Прогресс и цивилизация не суть сами по себе указатели подъема нравственной личности человека. Частнейшие выводы. Внешняя культура и нравственность в человеческих обществах не суть вещи тождественные. Естественность преимуществования каинитов пред сифитами в области мирского устроительства жизни. Дальнейшее отношение сифитов к каинитам. Итак, род человеческий разделился на две большие семьи или общества в потомстве Адама: одни из людей, оставаясь на месте жительства Адама, пребыли верными Богу, чтили Бога и союз с Богом считали своим знаменем; другие устрояли жизнь свою в каинитстве, т.е. в полном натурализме своей человеческой природы, и признавали себя свободными от власти Божией. В то время как первые, по выражению Св. Писания, «радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» и «стремились к лучшему, то есть к небесному» ( Евр.11:13–16 ), вторые, по свидетельству Св. Писания, «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:17 ). Первые жили в скромном довольстве тем, что давала природа в растительном и животном царствах; вторые, приложив свой труд и устремив все силы своего ума и все свои способности к земле, достигли открытий в природе, нашли способы и средства украсить своими изобретениями жизнь, обеспечить за ней разные удобства и преимущества, оградить безопасность ее и в знании находить опору и оправдание своей собственной человеческой силы и человеческого могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Псалом 16 Испытанный в своей правде, но зверски преследуемый гордыми врагами, Давид находит у Бога защиту, а враги – погибель. Молитва Давиду Псалмопевец молится о своем оправдании пред Богом, вследствие которого ожидает и спасения от яростных своих врагов, а также об осуждении врагов и погублении их, – не по зложелательству, а ради славы Божией (ст. 7). 1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. Правда Давида, это – молитва его о своем оправдании, высказываемая не льстивыми, а истинными его устами: ибо он, выражая свою преданность Богу, остается действительно преданным Ему даже и при труднейших испытаниях (ст. 3–4), и просит услышать эту правду или засвидетельствовать ее пред всеми. 2. От лица Твоею судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты. Псалмопевец желает, чтобы его судьба – определение суда Божия, оправдывающее его, исходила непосредственно от самого Бога, – так, чтобы оправдываемый видел свои правоты – полнейшее, всестороннее оправдание во всем, в чем обвинили его враги. 3. Искусил ecu сердце мое, поспешил ecu нощию: искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда. Господь Сам непосредственно испытал сердце Давида, подвергнув его бедствиям, подобно тому, как испытывают металлы, подвергая их огню. Господь посетил Давида ночью, когда он, отходя ко сну, размышлял о делах своих, кои намерен был совершить на следующий день: и в это время уединенной думы Господь не нашел в нем никакой неправды. Следователь но, он молит Бога не льстивыми устами (ст. 1). 4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Давид не высказывал своими устами дел человеческих, который, по своей цели и побуждениям, противны Слову Божию. Напротив, храня в своем сердце словеса устен Божиих, он сохранял и пути, указанные ему словом Закона Божия, хотя они были и жестоки. Подобно тому, как обыкновенный дороги в Палестине большею частью засорены острыми камнями, или зарощены терновником, или изрыты горными ручьями, а потому трудны для путника: так и жизнь Давида в искушениях (ст. 3), какие ему Бог посылал, была трудною, ему не редко предстояли соблазны, страхи и – погибель (ст. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Речь при погребении Павла Петровича Турчанинова, коменданта Киево-Печерской крепости, генерал-лейтенанта и кавалера разных орденов Не на радость, не на радость собрал ты нас сюда, усопший о Господе собрат наш! Неожиданное, тяжелое зрелище уготовил ты нам! Не такой беседой хотели бы все мы беседовать с тобою; но поскольку ты сам предначал ее, то мы не можем не продолжить. Как, однако же, не ново и странно являешься ты нам, мы будем беседовать с тобою по-прежнему: ибо здесь, пред лицом Господа жизни, нет мертвых, все живы! Чем продолжим последнюю беседу с тобою? Сожалением ли о том, что ты так неожиданно оставил нас навсегда, так невозвратно уклонился от всех забот и радостей земных? – Но день разлуки твоей с нами есть день приближения твоего ко Господу; час смерти твоей для бренной жизни нашей был часом рождения твоего в жизнь новую, бесконечную. Посему со слезами на глазах, но приветствуем тебя с окончанием земного поприща, с вступлением туда, где нет не только наших скорбей, но и наших суетных радостей. Ты теперь уже не на море, не в изгнании, не в узах, а в пристани, в отечестве, на свободе; видишь то, во что мы должны веровать; окружен тем, чего мы должны ожидать. О, какой малой и бренной показалась тебе, думаю, вся наша земля со всем величием ее, когда ты взглянул на нее в последний раз! Потому, когда мы в горести окружаем гроб твой, ты, может быть, скорбишь о нас, здесь остающихся; благодаришь Господа, что Он не продолжил твоего заключения в узах плоти и крови; тем паче благодаришь за те дни скорби, которые благость Его дала тебе провести на одре болезненном для твоего очищения. – Да, очищения! ибо кто есть человек, иже поживет и не согрешит? Благо тому, кто не пребудет во грехе; кто слезами покаяния, растворенными верой в Крест Христов, омоет пятна совести! Что сия купель пакибытия не напрасно была открыта для тебя, свидетель – слезы, с которыми ты взирал так часто с одра болезни на икону Спасителя; свидетель и те слезы, с которыми ты принимал Тело и Кровь Христову для напутствия в жизнь вечную. Поскольку ты искал оправдания не в делах и трудах своих, как они были ни много- и благообразны, а в едином смирении пред Богом, в твердой вере в Крестную смерть и ходатайство за нас Сына Божия, то мы уверены, что Небесное милосердие не мимоидет тебя, что сокрушенного и смиренного сердца твоего Господь не уничижит.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

     Ветхозаветный закон распространялся на еврейский народ, а также на прозелитов — людей, которые уверовали в Истинного Бога. Неужели же все остальное человечество, то есть язычники, были совершенно отвергнуты Богом, выпали из Его «поля зрения»? Разумеется, нет. В дохристианскую эпоху язычники следовали естественному закону. Апостол Павел поясняет, что у тех, кто не знал закона Моисея, сохранялась возможность быть оправданными на Суде Божием, если они жили по совести (см. Рим. 2, 14—15). Каждый праведный человек, не только христианин, непременно соблюдает хотя бы один из законов, данных Господом людям. Иудеи соблюдали закон писаный, в котором подчеркивалось почитание Единого Бога. При этом всеобъемлющий естественный закон совести не отменялся. Воплотившийся Бог Слово открыл людям совершенство поклонения Господу «в духе и истине» (Ин. 4, 23—24). Современное человечество «христианскими ценностями» признает урезанный до человеческой морали Декалог — 10 заповедей Моисея. Первые из них, которые предписывают нормы отношения человека к Богу, попросту опускаются. Так что идеалы, которыми современное человечество хотело бы руководствоваться, получаются обезбоженными. Христос не отменял закон Моисеев, который начинается со слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 2—3). И далее в нем сказано, что человек должен благоговеть перед Богом и деятельно выражать свое благоговение в жизни: не поклоняться творениям вместо их Творца (см. Исх. 20, 4 —5), не произносить напрасно имени Господа (Исх. 20, 7) и посвящать Господу каждый седьмой день недели, отрываясь от своих повседневных забот (Исх. 20, 8—11). Все эти требования ветхозаветного закона, несущие религиозную нагрузку, сегодня игнорируются. Налицо попытка ограничить христианские ценности светской нравственной составляющей. Но христианство как раз утверждает обратное: человек религиозен по своей природе. Он не способен к автономному существованию, потому что создан для познания Творца и соединения с Ним в единую жизнь. Религиозность внутренне присуща каждому человеку от рождения, а не приобретается им в результате воспитания, образования или любого другого внешнего воздействия. Эта мысль — одна из основных в святоотеческом учении.

http://pravoslavie.ru/110640.html

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Наступили дни святой Четыредесятницы , когда каждый добрый христианин считает для себя непременным долгом принести Богу покаяние . Все мы грешники. Нет ни одного человека, который бы жил и не согрешил. Грешим мы ежечасно и словом, и делом, и помышлением, и всеми чувствами, волей и неволей, ведением и неведением, и во дни и в ночи. Для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути к покаянию Для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути к покаянию. Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба, есть лествица, возводящая нас туда, откуда мы ниспали. К покаянию мы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетным последованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращением ко греху. Прибегающий же к покаянию по отвращению к греху, по сознанию гибельности своего греховного состояния сгорает желанием развязаться с грехами, дает обещание оставить пусть порока и вступить на стезю добродетели. Что, например, заставило блудного сына возвратиться с чужой стороны на родину к своему милосердному отцу с повинной головой? Не сознание ли своего безвыходного положения, не омерзение ли в связи с беспутной жизнью, заставившей его изнывать от голода? Да. Пришедши в себя, повествует святое Евангелие, он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я, сын его, умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 17–18)... «Познай, что ты согрешил, и что грех есть зло ужасное — и у тебя родится желание загладить его», — учит святой Нил Синайский. Признав себя великими грешниками, мы должны винить в грехопадениях себя, а не других. Как ни старались прародители наши сложить вину один на другого: Адам на Еву, а Ева — на змия и диавола, но их оправдания не приняты во внимание Богом. Господь назначил каждому из них должное наказание. Ни соблазны мира, ни совращения злых людей, ни искушения диавольские не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего злого произволения. Напрасно некоторые думают оправдать свою порочную жизнь человеческой слабостью, неподобающим образом жизни своих ближних. Они обыкновенно говорят: «Слабость нас одолела; не одни мы грешим — как поступают все, так и мы». Но по свидетельству мудрых и святых мужей, чем человек немощнее, тем он более способен к доброделанию: в немощи нашей совершается сила Божия (См. 2Кор. 12: 9). И напротив, именно тогда и усилилось развращение людей на земле, когда появились исполины, славящиеся необыкновенной силой (См. Быт. 6: 4–5).

http://pravoslavie.ru/77494.html

  Архиепископ Викентий: законы по сути защищают разврат, и не могут придти на помощь людям нравственным Выступление на Всероссийской научно-практической конференции " Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права в России: теория и практика " Екатеринбург, 17 апреля 2003г.   " Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры! Позвольте поздравить Уральскую Государственную Юридическую Академию с ее 72-летием, а " Российский юридический журнал " - с 10-летним юбилеем. Призываю Благословение Божие на всех участников нашего сегодняшнего собрания и желаю успехов нашей конференции. Юристы, судьи, адвокаты, прокуроры, - все вы являетесь создателями и блюстителями законности, призванной оберегать общество от развития греха в личной, человеческой и государственной, общественной жизни. Однако Священное Писание говорит нам, что сам закон лишь свидетельствует о наличии греха, и не может предохранить нас от проявления греха в том или ином преступлении. Всю свою историю одна половина человечества придумывала разные виды преступлений, а другая - принимала законы, чтобы их предотвратить. И мы вновь и вновь видим, что это бесконечное состязание законодателя и преступника не имеет в жизни, где отсутствует понятие о Всевидящем Боге, своего финиша. При этом апостол Павел наставляет нас: " …не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую " ( Рим. 2, 14 -15). Всегда находятся способы обойти самый лучший закон, уклониться от его исполнения, потому закон впоследствии требует поправок, или полной переработки. Именно вам, юристам, это очень хорошо известно, поэтому ваша подготовка и профессионализм всегда должны быть на высоте положения. Надо как бы на шаг вперед опережать преступное развитие общественных отклонений.

http://moral.ru/Arch_Vikent_law.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010