§ I. Вопрос об оправдании людей одной верой в Христа, по справедливости, надобно считать изначальным во всём догматическом «уповании» нашего сектантства. Правда, не всегда это сознают их малограмотные писатели, особенно из молокан. Нередко они отодвигают его совсем в тень; иногда лишь слегка затрагивают в своих «обрядниках». Даже на беседах с миссионерами названные сектанты не очень-то любят толковать об оправдании людей верою во Христа, сосредоточивая весь свой задор на более понятном для них православном догмате об иконопочитании. Но такой прием писательства и совопросничества со стороны молокан говорит лишь об их невежестве и боязни пускаться в надлежащее исследование христианской догматики, а не действительно о главенствующем значении для них такого или иного решения вопроса об иконопочитании: из этого догмата, конечно, при самом усиленном старании нельзя вывести всех других пунктов хотя бы того же молоканского учения. Как, напр., связать с ним отрицание молоканами таинства священства, таинства миропомазания, или неуважительное отношение их к Церковному Преданию?.. Совсем в ином положении оказывается дело, если исходными пунктом сектантских лжеучений считать своеобразное понимание ими догмата об оправдании верою в Христа. Это сознают и сами наиболее образованные сектанты, и в лице штундо-пашковцев всеми мерами стараются выдвинуть указанный догмат на первый план. С этой целью они тщательно, по несколько раз, подчеркивают в Библии те места, в которых говорится или о вседовлеющей крестной смерти Господа, или о вере во Христа, как о единственном средстве усвоения нам Его спасительных заслуг. Нет надобности перечислять всех этих мест. У кого была под руками, так называемая, пашковская Библия , тот живо представит их себе сам и воочию убедится, что в данном пункте сосредоточивается именно вся сущность догматики штундо-пашковцев и молокан. В самом деле: согласитесь хоть на минуту с сектантами, что оправдываемся мы от грехов и освящаемся только одной верой в искупительную смерть Господа; что все, приобщающиеся верой к этой смерти, уже потому самому святы , – и вы неминуемо примете тогда все их дальнейшие выводы отсюда. Вы принуждены будете согласиться, что если одна вера спасает нас, то нам совершенно не нужны никакие внешние посредства оправдания во Христе: не нужна Церковь , как Божественная наставница и руководительница в нашем спасении; не нужно священство, не нужны таинства, ибо мы и без них святы и непосредственно можем сочетаваться верою со Христом; не нужно призывание святых в наших молитвах, ибо один у нас ходатай пред Богом – Иисус Христос . Словом, догматическое заблуждение сектантов об оправдании христианина одной только верой в Голгофскую жертву Господа неминуемо приводит их к разрушению всего стройного здания Христовой Церкви и водворяет беспорядок там, где прежде красовался святой храм в Господе. – Вот почему остается лишь пожалеть, что на этот пункт так мало внимания обращается нашими обличителями сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В неделю мытаря и фарисея Слово 14, 1-е. О смирении пред Богом Не помолимся фарисейски братие. Смирим ce бе пред Богом, мытарски зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Стихира 1-я в нед. М. и Ф. Св. церковь , руководительница наша на пути спасения, заранее приготовляя нас к душеспасительному поприщу святого Поста, прежде всего поставляет на стезю смирения, как на самый верный путь к тому, чтобы посредством покаяния идти за Подвигоположником нашим к совершенству. Представляя Спасителеву притчу о Мытаре и Фарисее, научает нас Мытаревой смиренной. и предостерегает от Фарисеевой высокомерной молитвы. Известно, кто были в Иудейском народе Фарисеи и Мытари. Фарисеи, составлявшие высшее сословие, были законоучители народа и занимали первые места в обществе; но были заражены лицемерием, старались блистать всеми наружными добродетелями, a внутренняя жизнь их была омрачаема всякого рода пороками. Мытари были откупщики народных податей. Содержа за дорогую плату народные подати на откупе у Римлян, в подданстве которых была тогда Иудея, как область покоренная, они и себе старались получить корысть: почему и почитались людьми неправедными, притеснителями, чуждыми страха Божия и человеколюбия. Надменный высоким мнением о своем благочестии Фарисей, пришедши в церковь для молитвы, хотя благодарил Бога в молитве за свои добродетели, но в тоже время превозносился ими пред людьми: несмь яко же прочии человецы; другие в глазах его были то хищники, то притеснители, то прелюбодеи, a на мытаря, позади его молившегося, он указывал, как на олицетворенное беззаконие. Между тем мытарь, действительно сознавая живо свои неправды пред Богом, в безмерном сокрушении несмея и глаз возвести горе, с преклоненным долу лицем и сердцем, в слезах и воздыханиях бил только себя в перси и в горьком чувстве своей греховности трепетно повторял одну краткую молитву: Боже! буди милостив мне грешнику. Что же? Мнимый праведник, оправдывавший самого себя, вышел из храма осужденным; a смиренный мытарь, уничиженный в очах фарисея, и еще более уничиженный в собственных глазах грешник, услышан был Богом и вышел прощенным, оправданным: Яко всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется. ( Лк. 18:14 ). Спаситель, притчею о мытаре и фарисее, научая нас не высокоглаголивой, не самооправдывающей, но умиленной и смиренной молитве, научает и вообще смирению пред Богом и человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство ( Лук. 17:21 ; Римл. 14:17 ), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость ( Лук. 15:10 ). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Беседа 40 в неделю 21 (Зачало 203.) ( Гал.2:16–20 ) Братие, уведевше, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдися от дел закона всяка плоть ( Гал.2:16 ). И нынешнее чтение, как предыдущее, предложено из послания апостола Павла к Галатам. Ближайшая цель этого послания была та, чтобы предостеречь Галатов от Иудействующих учителей, которые, между прочим, внушали Галатам, что верующим в Иисуса Христа надобно соблюдать обрядовый закон Моисеев. Предложенное ныне чтение из Апостола относится к той же цели: оно обличает заблуждение учителей, требующих исполнения обрядового закона Моисеева и внушает верующим соблюдать закон Духа, то-есть, жить по учению Христову, под руководством благодати Святого Духа. Апостол, прежде предложенных слов, сказал: «мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» ( Гал.2:15 ), то-есть, мы, по своему происхождению от праотца Авраама, знаем истинного Бога и соблюдаем Его закон, а не подобны язычникам идолопоклонникам, предающимся нечестию и порокам. И за тем Апостол говорит: «однакоже узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Св. Павел доказывает истину из примера. Говоря: мы по природе Иудеи, указывает Галатам на себя и на других Апостолов, как истинных учителей, достойных того, чтобы Галаты слушали их и последовали их учению и примеру. Какбы так говорит: Мы природные Иудеи, от рождения наученные уважать и соблюдать закон Моисеев, более чем другие учители, неприродные Иудеи или происшедшие от родителей язычников и бывшие прежде язычниками. Не смотря на это, когда убедились мы в той истине, что чрез исполнение закона Моисеева невозможно достигнуть оправдания пред Богом, – что все дела закона, как: обрезание, жертвоприношения животных, омовения и другие, не доставят спасения, ибо все это только образы, а человек может получить оправдание пред Богом и спасение только чрез веру в Иисуса Христа; – тогда и мы уверовали во Христа Иисуса, – оставили обрядовый закон Моисеев, и стали следовать учению Господа Спасителя, чтобы получить оправдание чрез веру во Христа, пострадавшего и умершего за наши грехи; и более не искать оправдания и спасения чрез дела закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава 6. Речь Иова (2 я). В свое оправдание против обличительной речи Елифаза Иов указывает причины, то которым он желает смерти, именно: неизмеримо великую тяжесть и непрерывные припадки болезни, непреодолимое волнение души, отсутствие помощи Божией и презрение ближних, чем обличает немилость друзей, только предполагающих, но не знающих точно виновность его пред Богом Ст. 1. Главным побуждением для Иова отвечать Елифазу послужило то несправедливое мнение этого друга, будто Иов признает себя совершеннейшим праведником, не заслуживающим никакого бедствия, и потому обнаруживает нетерпение в болезни и негодование на Промысл Божий. Сознавая эту несправедливость, Иов указывает истинные причины своих горьких жалоб и преимущественно невыносимо трудную болезнь. Ст. 2–3. Аще бы кто веся извесил гнев мой (скорбь), болезни же моя взял бы на мерило (весы), вкупе, если бы кто решился пересчитать все мои бедствия и определить степень моей болезни на своей душе, как бы на весах, что принужден делать я, то они оказались бы бесчисленными и по тяжести не только не равнялись бы с обыкновенной ношей, какую может поднять и нести самый сильный раб или вьючное животное, но и неизмеримо великого песка морскаго (παραλας) тяжчайшии были бы. Между тем посторонним, кто на себе не испытал всей тяжести такой скорби, мнится, словеса моя зла суть, будто они возникают из самомнения и злости, а потому неправдивы и противны Богу. Ст. 4. Велики вопли, но велика и сила болезни. Стрелы бо Господня в теле моем суть, их же ярость (лютость) испивает кровь мою. По воле Господа, воспалённые и гноящиеся раны прошли сквозь мое тело до костей, так глубоки и люты, как будто Он поразил меня стрелами, намазанными ядом, которые, как змеи, пьют из меня кровь. К большему страданию и ужасу стрелы Господни не вышли из моего тела, и нельзя их вытащить: припадки болезни делаются сильнее и чаще, а мужество и терпение естественно ослабевают. Егда начну глаголати, бодут (колют) мя (стрелы Господни), чувствую острую боль в груди: потому-то я не могу утешить и успокоить себя, как некогда утешал других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава IV Авраам оправдан был только чрез веру (1–12). Обетованное Аврааму и семени его наследие мира дано независимо от соблюдения закона (13–17). Самое потомство Авраамово, которое должно было получить это наследие, было плодом веры (18–22). Приложение этого примера Авраама к христианам (23–25). Рим.4:1 .  Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? В конце III-й главы Апостол сказал, что оправдание через веру не стоит в противоречии с законом, а, напротив, представляет собою осуществление лежащей в законе основной идеи. Но это положение нужно было доказать фактами, и вот Апостол находит в законе, т. е. в Пятикнижии, факт, который всего лучше мог подтверждать его взгляд. Бытописатель именно ( Быт 15:6 ) говорит об Аврааме, что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Отсюда Апостол выводит заключение, что оправдание верою признавалось единственно возможным еще и в Ветхом Завете. Для пополнения этого свидетельства Моисея Апостол затем приводит место из псалмов Давида, где также оправдание не поставляется в зависимость от дел. К этому Апостол присоединяет доказательство того, что и в жизни Авраама дела не имели значения оправдывающего пред Богом средства: он был оправдан Богом еще ранее того, как совершил великий свой подвиг – (дело) прежде, чем совершил над собою обрезание. Авраам был для иудеев представителем праведности, и его пример лучше всего мог послужить для разрешения вопроса о том, как достигать праведности. Если он, этот знаменитейший патриарх, оправдался через веру только, то, значит, прав Апостол, утверждавший, что спасение дается только через веру; если же к этой вере Авраам должен был присоединить и некоторые дела, то этим разрушалось все учение Павла. Что же Авраам, наш праотец, достиг (приобрел) делами (по плоти)? – Некоторые из древних и из новых толкователей выражение «по плоти» относят к слову «отец наш», но это неправильно, потому что, во-первых, это прибавление было бы излишне, во-вторых, – оно бы не подходило к читателям послания, которые в большинстве своем были не евреи, и, в-третьих, – сам Апостол считал Авраама отцом христиан не по плоти, а по вере (см. Гал. 3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Искупление рода человеческого Иисусом Христом является основным догматом Христианской религии. Вне этого догмата, в неразрывной связи с предваряющим его догматом Воплощения и завершающим его догматом Воскресения Иисуса Христа, нет Христианства, как Богооткровенной религии. Вне этого догмата Христианство отходит в ряд человеческих учений. Однако, признание догмата Искупления еще не гарантирует Христианство от такой участи. Необходимо еще иметь правильное понимание этого догмата, чтобы Христианство являлось перед нашим сознанием религией и именно религией Богооткровенной. Между тем, в богословской литературе появляются сочинения, модернизирующие православное учение об Искуплении в том виде, как это учение сложилось в древней, со времен Иисуса Христа и св. Апостолов, Вселенской Церкви и содержится Русской Православной Церковью . Согласно этому древне-вселенскому учению, Искупление рода человеческого от первородного греха и ответственности за него пред Богом совершено крестною смертью Иисуса Христа, пролитою им на Кресте кровью. Жертва Голгофская в глазах Божиих имела значение жертвы умилостивительной за грехи всего мира, была удовлетворением правде или правосудию Божьему, ею была прекращена вражда между Богом и родом человеческим и человек был примирен с Богом. Первородный или прародительский грех был так велик, последствия греха – извращение всей природы человека, духовной и телесной, – было так глубоко, что человечество не могло своими силами избавиться от греха и уничтожить все его последствия в природе своей и всего мироздания. Необходима была Богочеловеческая жертва, которая притом не только покрыла бы пред Богом греховность рода человеческого, не только уничтожила бы все последствия греха в природе человека и во всем мироздании, но и преизбыточествовала бы над грехом. И вот Бог, бесконечно любящий Свое творение, в жертву за грехи всего мира отдал Сына Своего Единородного. В этом акте искупления правда и любовь Божия проявились в присущем им в Самом Существе Божием единении: Божие правосудие было удовлетворено и неиссякаемая любовь Божия к роду человеческому дала ему оправдание даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Глава II Христос есть умилостивление за грехи всего мира (1–2). Познание Его и общение с Ним как светом в деятельном исполнении заповедей Божиих, особенно заповеди о любви (3–11). Всеобщность и общедоступность спасения во Христе (12–14). Враждебная общению с Богом любовь к миру (15–16). Признаки наступления последней мировой эпохи (17–19). Истинное Христово учение в противоположность антихристианскому (20–27). 1Ин.2:1 .  Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 1Ин.2:2 .  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Желая предотвратить возможность перетолкования изложенного в 1, 5–10 учения, св. Иоанн Богослов с отеческою трогательностью выразительно напоминает читателям, что написанное им в этих стихах отнюдь не может служить оправданием легкого отношения ко греху и его многоразличным проявлениям, напротив: целью там сказанного является отвращение читателей и христиан вообще от греха: » сие пишу вам, да не согрешаете». Но вместе с тем для людей особенно чуткой совести, искренно ищущих свободы от греха и истинного христианского совершенства, но глубоко сознающих греховность человеческой природы, Апостол присоединяет и ободрение в вере во всесильное ходатайство Господа Иисуса Христа, великого и вечного Ходатая (aduocatum) за человечество пред Богом Отцом (ср. 1Тим 2:5 ). «Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение ко злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом через исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что, если бы мы пали после прощения грехов, то не должны отчаиваться. Ибо, если обратимся, то можем и опять получить спасение через посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет Ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца с особенною целью, именно – представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действие Одного из трех пресвятых Лиц является общим прочим лицам» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово в первую неделю св. Великого поста 49 Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Время поста есть время покаяния. Пост необходим для расположения нас к покаянию; покаяние необходимо для спасения нашей души. Двери благотворного поста уже отверзлись пред нами, и мы, по благости Божией, вступили в св. Четыредесятницу, которую Сам Господь Иисус освятил для нас Своим сорокодневным постом; но двери спасительного покаяния ещё не для каждого отверзты. Св. Церковь задолго до поста, начав оглашать слух наш умилённою песнию: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, не престанет повторять этот глас, пока мы не совершим поприща поста и покаяния. В деле спасения всего ближе к нам двери покаяния, и всего труднее – войти в эти двери, без содействия благодати Христовой. Кто располагается принесть покаяние в сии св. дни, тот может вопросить теперь: что это за двери покаяния? Кем заключены они? У кого ключ? И почему человек не может отворить их собственными силами? Вопросы важные: постараемся разрешить их для нашего назидания. Покаяние, если состоит в одном сознании своих грехов пред Богом и соболезновании, есть не более, как добродетель, но если совершается, по учреждению Спасителя нашего, пред отцем духовным, есть одно из спасительных таинств христианской веры. Покаяние, как спасительное таинство, есть сокровищница, в которой хранятся дары благодати Христовой – дар отпущения грехов и исцеления от недугов душевных, и дар оправдания и примирения нашего с Богом. Чтобы войти в сокровищницу Божию, надобно иметь искреннее сознание своих грехов, сокрушение сердца, благочестивую печаль, твёрдое намерение впредь не возобновлять своих прежних грехов, живую веру в заслуги Искупителя нашего и твёрдое упование на милосердие Божие. Вот условия истинного покаяния и вместе двери, чрез которые надобно проходить во Святилище Божие! Но осмотрите эти двери, отверзты ли? Наше сознание своих грехов большею частию бывает поверхностно, наше сокрушение сердца – непродолжительно; наше обещание – вести впредь жизнь Богоугодную, тотчас проходит, при первом обольстительном случае ко греху; вера – слаба, упование – нетвёрдо. Видите, двери покаяния только полуоткрыты. Вот почему св. Церковь взывает к Спасителю за каждого из нас: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Она видит наши немощи и болезнует о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Глава седьмая. О пятом прошении: И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим Сличение текста сего прошения у двух Евангелистов Чтоб точнее понять, что в настоящем прошении значит слово: долги, для сего, так как Молитва Господня изложена двумя Евангелистами, надобно сличить, как выражено сие прошение у Св. Евангелиста Матфея, и как у Св. Евангелиста Луки. У Евангелиста Матфея говорится: остави нам долги наши 137 ; а у Евангелиста Луки: остави нам грехи наши 138 . Слова: долг и грех, одно другое поясняют. Долг есть такое обязательство, неисполнение которого противно закону, и посему составляет грех . Напротив же, грех есть нарушение того, к исполнению чего належит человеку законный долг. Или иначе: грех есть неисполнение законного долга. Итак, под именем долгов разумеются грехи наши, чрез которые мы бываем должниками пред Отцом Небесным. В каком смысле мы именуемся должниками пред Богом Все мы несказанно обязаны Отцу Небесному; ибо от Него получаем бытие и жизнь, силы телесные и способности душевные, пищу и одежду, оправдание и спасение, обетование вечной славы и блаженства. Притом, как получаем все сие без всяких с нашей стороны заслуг, то и не можем достойно воздать за все это Подателю благ. Беспредельное человеколюбие Отца небесного и не требует от нас, немощных созданий Его, такого воздаяния; но за многое, ниспосылаемое на пользу нашу от Всещедрой десницы Его, Он требует от нас только малого, за неисчетные и неизреченные дары Свои Он возлагает на нас иго благое и бремя легкое 139 , состоящее в исполнении Святой Его воли, изложенной в Божественном Законе, – что и составляет единственный долг наш в рассуждении Господа своего, долг самый священный. Ибо если не можем достойно возблагодарить Благодеющего нам Бога за все, от Него получаемое, то по крайней мере со всем усердием и готовностью должны покоряться во всем святой Его воле и Закону. Если же и сего не исполняем, то остаемся должниками пред Его правосудием 140 , или иначе: остаемся виновными, или грешными пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010