Вероятно, что представители Азии, собиравшиеся в Ефесе, делали Антонину представление о христианах. Ответ императора должен бил умерить их ревность. Политика эта была столь же рассудительна, как и справедлива, но преемник Антонина, Марк Аврелий хотя был философ, однако предпочел политику Траяна. Он разделял престол с Луцием Вером (161 г.). Марк Аврелий, как философ, принадлежал к школе стоиков, он вел род свой от Нумы и старался подражать ему точным выполнением древних обрядов. Терпимость не была добродетелью стоиков, думавших о себе, что они непоколебимы в своих мнениях, а потому с гордостью и педантизмом осуждали они все мнения, которых сами не разделяли. Для Марка Аврелия христианство было новостью, противной тому богопочитанию в котором по званию своему как император был он верховным Первосвященником. По двум причинам этим он осуждал его. Как стоик он презирал Христиан и видел в них только людей упорных. Новых эдиктов о гонении он не издавал, но предоставил фанатизму полную свободу, а потому не опасаясь взысками, которыми угрожали за доносы Адриан и Антонин, можно было свободно обвинять христиан. Философ Афинагор о нравственности христиан Философ Афинский Афинагор взялся тогда защищать христиан и обратился к Марку Аврелию и Луцию Веру более как к философам нежели как к императорам. 944 Все народы, говорит он, чтут Божество по-своему 945 и вы предоставляете им эту свободу, между тем нас преследуют и самое имя христианина сравнивают с преступлением. Под правлением вашим все прославляют ваше правосудие, только мы одни, верные подданные ваши, подвергаемся притеснениям и насилиям; по несправедливым доносам приписывают нам такие преступления, о каких мы и не помышляли и которые совершают те, которые на нас доносят. «Если уличат нас в каком преступлении, 946 то пусть наказывают, мы охотно на то соглашаемся; но если поставляется нам в вину самое имя наше, то как Государи правосудные и просвещенные вы должны оградить нас законом. Никакой преступник не наказывается иначе как по суду, на котором удостоверяется о его преступлении; для нас достаточно имени христианина, чтобы осуждали нас. Имя само по себе не может быть ни хорошо ни худо; должно знать не прикрывает ли оно какого преступления. Среди нас еще не могли найти ни одного преступного, кроме таких, которые лицемерно называют себя христианами. 947 Пусть же рассматривают жизнь нашу и наказывают если мы виновны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Г. был членом-корреспондентом С.-Петербургской АН. Среди его учеников в разные периоды были М. П. Петровский, И. Я. Порфирьев , А. А. Кочубинский и др. Г. оказал большое влияние на формирование научных интересов А. П. Щапова , П. В. Знаменского и др. Арх.: РГБ ОР. Ф. 86, 87; ОГНБ. Ф. В. Григоровича. Библиогр.: Петровский Н. М. Библиогр. список печатных трудов В. И. Григоровича//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3; Петрунь Ф. Е. Рукописна збipka B. I. Григоровича: Бiблiorp. зaмimku//Працï Одеськоï Центр. науковоï б-ки. Од., 1927. Т. 1; он же. К библиогр. печатных трудов В. И. Григоровича//ИОРЯС. 1929. Т. 2. Кн. 1. С. 337-345; Иванова Л. М. Архив В. И. Григоровича//Записки ОР ГБЛ. 1953. Вып. 15. С. 5-47; Тихомиров Н. Б. Собр. В. И. Григоровича (Ф. 87)//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 161-179. Соч.: Собр. соч. Од., 1916; Изыскания о слав. апостолах, произведенные в странах Европ. Турции//ЖМНП. 1847. 2. С. 1-28; Очерк путешествия по Европ. Турции. Каз., 1848. М., 18772. София, 1978р; Статьи, касающиеся древнего слав. языка. Каз., 1852; О Сербии в ее отношениях к соседним державам преимущественно в XIV и XV ст. Каз., 1859; Древнеслав. памятник, дополняющий житие святых апостолов Кирилла и Мефодия. Каз., 1862; Как выражались отношения К-польской Церкви к окрестным сев. народам и преимущественно к болгарам в нач. X ст. Од., 1866; Донесения В. И. Григоровича об его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. Лит.: Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1892. Вып. 2. С. 33-34, 374-378, 383-387; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003р. С. 338-345, 479-484, 926-927; Петровский Н. М. Путешествие В. И. Григоровича по слав. землям//ЖМНП. 1915. 10. С. 203-261; 11. С. 62-131; 12. С. 205-236; Шишманов И. В. И. Григорович, неговото пътешествие в Европейска Турция (1844-1847) и неговите отношения към българите//Списание на Българската Акад. на науките. 1916. Кн. 6. С. 1-221; Срезневский В. И. Переписка И. И. Срезневского с В. И. Григоровичем//Там же. 1937. Кн. 54. С. 1-94; Романски Ст. Българските въпроси в переписката на И. И. Срезневски с В. И. Григорович//Там же. С. 95-176; Сергеев А. В. Ист. взгляды В. И. Григоровича. Каз., 1978; Куев К. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 63-72, 187-189, 205-208, 218-221, 236-239; Лаптева Л. П. Связи В. И. Григоровича с П.-Й. Шафариком (по данным их переписки)//Studia bohemica: К 70-летию С. В. Никольского. М., 1992. С. 73-83; она же. Казанский славист М. П. Петровский (1833-1912)//Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 152-177; Дмитриевский А. А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг проф. В. И. Григорович, еп. Порфирий (Успенский) и архим. Антонин (Капустин)/Публ., коммент.: Ф. Б. Поляков, Б. Л. Фонкич//Byzantinorussica. М., 1994. 1. С. 165-197; Кондаков Н. П. Восп. и думы//Мир Кондакова: Публикации. Статьи. Кат. выставки. М., 2004. С. 69-70.

http://pravenc.ru/text/168103.html

   Преемником Адриана был Антонин Пий (138—161 г.), человек мягкий и доступный для всех. Об отношениях его к христианству имеется два свидетельства:    1) Сульпиций Север говорит (Chron. II, 46): «Pio imiperante pax ecclesiis fuit» - в правление Пия церкви пользовались миром; 2) в апологии Мелитона, еп. Сардийского, читается (обращение к Марку Аврелию - Евс. Ц. И. IV, 26): «Твой отец, когда ты уже разделял с ним правление, писал к различным городам и между прочим Лариссянам, Солунянам, Афинянам и всем грекам (προς παντας τας λληνας), чтобы относительно нас они не предпринимали ничего нового» (μηδεν νεοτερζειν), вероятно в латинском рескрипте стояло - novae res facere, которое по-гречески было бы перевести более правильно ταραχην εμβαλλειν - чинить смуту. По свидетельству Спартиата, империя перенесла в царствовании Антонина Пия много бедствий «голод, язву, землетрясение, разлитие Тибра». Возбуждение толпы против христиан было понятно. Не все начальники оказались на высоте Адрианова рескрипта. И Антонину Пию пришлось повторить или подтвердить незыблемость Адрианова рескрипта жителям Лариссы, Солуни, Афин и прочих греческих городов. Насколько толпа принимала участие в преследовании христиан, - это показывают подробности мученичества Св. Поликарпа Смирнского - 23 февр. 156 г. (Евс. Ц. И. IV, 15).    Преемником на троне Антонина Пия был Марк Аврелий (161—180 г.), не столько правитель, сколько философ - стоик. При нем фактическое положение христиан в империи несомненно ухудшилось, но это ухудшение было вызвано именно тем перевесом, какой получили при нем крики толпы и развитие христианских процессов. Евсевий свидетельствует, что при Марке Аврелии «с большою силою возгорелось в некоторых странах земли гонение на нас, от восстания черни по городам» (Ц. И. V, предисл.). «Восстание черни» Евсевий относит к 17-му году царствования Марка Аврелия и, сверх того, заключает, что к концу правления его и эти столь поздно начавшиеся гонения прекратились. Доказательством гонения служат два документа: 1) послание Галльских Церквей Малоазийским о бедствиях гонения в первых (Евс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Первая Апология в рукописи стоит после второй, но в [традиции исследования литературы] апологетов 221 со времени Марана (1742 г.) установилось употребляемое теперь обозначение, и Апологии второй и первой Апологии усвояется подобающее место. Это вполне оправдывается текстом этих апологий, именно: 1) во 2-й Апологии три раза (гл. 4, 6:8) делается ссылка на другую апологию, 2) в 1-й Апологии имеется полное надписание адреса и имени автора, чего нет во второй. Ссылка во второй Апологии на первую указывает на несомненную тесную связь между ними. Эту связь между апологиями многие учёные преувеличивают настолько, что считают их за одно сочинение, случайно потом разделённое на два. В доказательство, во-первых, ссылаются на то, что во второй Апологии нет обычного начала и в то же время упоминания о второй Апологии делаются в такой же манере, которая, предполагает самую тесную связь между апологиями. Во-вторых, указывают на то, что Евсевий два раза (Euseb. Hist. eccl. IV, 17, 18//PG. T. 20. Col. 386В, 373В; р. п.: C. 172:175) цитирует Апологию как первую, чем даёт понять, что считает её за одно (целое) произведение. Но эти доводы вряд ли убедительны. Внутренняя связь Апологий говорит лишь за то, что они были написаны почти одновременно, причём 2-я Апология составляла как бы добавление первой. Показания Евсевия можно считать ошибкой с его стороны, подобно тому как он цитировал 1-ю Апологию вместо «Синтагмы» Иустина (Euseb. Hist. eccl. IV, 11//PG. T. 20. Col. 332B; р. п.: C. 159); при том один раз он цитирует 2-ю Апологию правильно. Д. Время написания апологий Для определения даты 1-й Апологии служит прежде всего её адрес, который читается так; «к императору Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Августу Кесарю, сыну его Вериссиму философу и Люцию философу, родному сыну Кесаря и усыновлённому сыну Благочестивого, любителю наук, и к Священному Сенату и всему народу Римскому». В этом адресе упоминаются: император Антонин Пий (138–161), Марк Аврелий, назвавшийся Вериссимом от своего усыновления и возведения в кесари, и Люций Вер, сын соправителя Адриана кесаря скончавшегося (в 138 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

С другой стороны знаменитость имени Иустина была причиною того, что в позднейшее время произведения неизвестных авторов намеренно или ненамеренно, во всяком случае без строгой критики, приписывались Иустину и распространялись или издавались под его именем. Некоторые из них носят явные признаки подложности 11 ; другие, принадлежа глубокой древности и восходя ко времени Иустина или еще древнее, по своему слогу, содержанию или другим признакам представляют однако основания сомневаться в их происхождении от Иустина, и подлинность их подвергается спору и пререканиям 12 . Тем важнее для нас те сочинения его, которые дошли до нас с несомненными признаками своей подлинности и вообще принадлежат к главнейшим произведениям Иустина. Таковы: две Апологии и разговор с Трифоном-иудеем. II. Литературными памятниками апологетической деятельности Иустина против язычества служат известные ныне две апологии его, большая и малая 13 . Обе они всеми учеными единогласно признаются подлинными сочинениями Иустина. Такое признание основывается как на содержании самых апологий, так и на свидетельстве Евсевия и приводимых им отрывках, которые находятся и в дошедших до нас апологиях (Ц. Ист. IV, 8–17). Первая или большая апология 14 относится к царствованию императора Антонина Благочестивого (138–161 г.). Поводом к ее написанию были казни, которым подвергались христиане в разных областях римской империи без всякой вины, за одно имя христиан. При всей кротости и человеколюбии, о которых свидетельствуют историки 15 и самое имя благочестивого (Pius), Антонин не мог воспрепятствовать тому, чтобы по местам, со стороны правителей или фанатически настроенной черни, не были воздвигаемы жестокие гонения против христиан. Такие гонения не раз случались во время Иустина; он сам, еще до обращения в христианство, бывал свидетелем истязаний и казней над исповедниками Христа, и тогда зрелище невинных, но мужественных страдальцев тронуло душу Иустина и склонило в пользу христианства. Сделавшись последователем его, он со всем бесстрашием и ревностью к истине стал за невинно-гонимое общество христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Но так как это точно не было определено, то указ, хотя и был выражением благоволения верховной власти к христианам, однако значение его для христиан было условным. Указ, впрочем, и при его неопределенности не остался бесплодным для христиан. По крайней мере, Неандер в одном свидетельстве Тертуллиана усматривает доказательство, что некоторые проконсулы, более точные в исполнении законов и не чуждые расположенности к христианам, прилагали к делу разбираемый указ Адриана в Африке. Именно Тертуллиан говорит, что в его время проконсул Веспроний Кандид одного представленного ему христианина отпустил на свободу под тем предлогом, что противозаконно было бы судить представленного ему христианина в угоду шумной толпе. Тот же Тертуллиан замечает, что другой проконсул, Пуденс, узнав из протоколов, на основании которых переслан был к нему для суда какой-то христианин, что он схвачен бушующей толпой, освободил его, заявив, что он не может подвергать суду такого человека, который не имеет определенного обвинителя. Из этих фактов можно заключать, что закон Адриана не оставался без действия. Недаром христианские сивиллисты и апологеты говорят об Адриане с такими похвалами и с такими чувствами признательности. Христианские сивиллисты называют его «прекрасным мужем, человеком, которому все было понятно, таким, который дал благое направление делам и на будущее время»; и при другом случае представляют его щедролюбивым, религиозным, царем, «даровавшим продолжительный мир», «рачителем справедливости и законности». Из апологетов хорошо отзываются об Адриане Иустин и Тертуллиан. Последний указывает на его гуманные чувства и утверждает, что он не следовал в отношении христиан примеру прежних жестоких императоров, почему и лишал значения те законы, которые изданы были во вред христианству.    Политику мира в отношении к христианам продолжает и преемник Адриана Антонин Пий (138—161 гг.). Это был лучший из римских государей, украшенный многими добродетелями, дорожащий жизнью своих подданных. Марк Аврелий рисует самый прекрасный образ этого императора в своих «саморазмышлениях».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Адо И., 58, 63. Александр из Минда (Полигистор, I в. до н. э.), греческий грамматик, историк и естествоиспытатель, упоминаемый Артемидором, автор популярных в поздней античности трудов по зоологии и мифологии, 11. Алкивиад (ок. 450--404 гг. до н. э.), афинский стратег, племянник и воспитанник Перикла, любимый ученик Сократа, политический авантюрист, заговорщик и перебежчик, 52, 234, 242. Альбин (II в.), философ-платоник, ученик Гая, жил в Смирне, где его лекции слушал Гален, автор Учебника платоновской философии, и комментариев к диалогам, 53. Антилл (изв. 330 г.), греческий врач, трактаты по гигиене и хирургии сохранились в своде Орибасия, 113. Антипатр из Тарса (II до н. э.), греческий стоик, схоларх, учитель Панетия, занимался логикой, этикой, мантикой, 160,175, Антонин Пий, Тит Флавий (86-161), римский император с 138 г., преемник Адриана, продолжатель его миролюбивой и либеральной политики, усыновил Марка Антония, 102. Антонины, династия римских императоров в 96--112 гг. Наиболее значительные представители -- Траян, Адриан, M. Аврелий, период правления императоров этой династии был высшей точкой в развитии ранней Империи и получил название " золотой век Антонинов " 111. Аполлодор Тельмесский (III в. до н. э.), греческий писатель и врач, цитируемый Артемидором, Галеном, Плинием Старшим, Атенеем, автор популярных мифологических и естественнонаучных и трактатов, 11. Апулей Луций (ок. 125 -- после 170-х), римский ритор и писатель, уроженец Мадавры в Африке, учился в Карфагене и Афинах, жил в Риме, преподавал риторику в Карфагене, автор литературных сочинений разных жанров, самое известное - сатирический роман Метаморфозы, или Золотой осел (подражание Лукиану) и ряда философских-мифологических трактатов, 53, 56, 246. Аретей из Каппадокии (кон. I -- нач. 2 в.), знаменитый греческий врач александрийской школы, известен в последние годы правления Нерона, два его трактата о признаках и лечении острых и хронических болезней сохранились практически полностью, 125, 127, 128, 132, 134.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

(По поводу столетия со дня его рождения)//Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.; СПб., 2009. С. 157–161. 610 Гаркави Авраам Яковлевич (1839–1919) – востоковед и гебраист, один из основоположников исследования арабских источников для истории народов Восточной Европы. Окончил Виленское раввинское училище и Восточный факультет Петербургского университета (1867). После получения докторской степени был допущен к чтению лекций в университете в качестве приват-доцента, но в штатной должности утвержден не был. Причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для занятий в Имп. Публичную библиотеку (1872). Определен сверхштатным библиотекарем и назначен заведующим отделом книг на еврейском языке (1876, с 1877 – на штатной должности). Осуществлял разбор, каталогизацию, научное описание древнееврейских, халдейских, самаритянских, арабских рукописей и фрагментов из собраний Фирковича и архимандрита Антонина (Капустина) . Неоднократно выезжал за границу, в том числе в страны Востока. В мае-августе 1886 г. посетил Иерусалим, где и состоялось его знакомство с о. Антонином. 611 Пападопуло-Керамевс Афанасий Иванович (1855–1912) – греческий и российский историк, филолог, археограф. Секретарь и библиотекарь Иерусалимской Патриархии (1887), привлеченный В.Н. Хитрово с 1888 г. к научному сотрудничеству с Палестинским Обществом и работавший с 1890 г. в России. Приват-доцент Петербургского университета (1892), автор знаменитого «Каталога греческих рукописей Иерусалимской Патриаршей библиотеки», изданного ИППО (Т. 1–5. СПб., 1891–1915). 612 Пападопуло-Керамевс с приездом в Иерусалим активно интересовался рукописным собранием, библиотекой и музеем архимандрита Антонина, о чем свидетельствуют записи в дневнике последнего за 1887–1888 гг. 613 Речь идет о 25-летии службы архимандрита Антонина в Русской Духовной Миссии (он прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865 г.). 614 Очевидно, архимандрит Антонин имеет в виду следующие свои публикации: О древних христианских надписях в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А. Капитал Яффской церкви: а. У М.И. Осипова – 5.691 руб. 09 коп. Б. Капитал Горней женской общины: а. Наличными деньгами – 490 фр. б. Процентными бумагами – 3.000 руб. В. Капитал Елеонской церкви архимандрита Антонина: а. Наличными деньгами – 1.000 фр. Г. Разных паломников по 166 письмам: а. Рублями – 3.111 руб. б. Франками – 2.300 фр. Д. Графини М.В. Орловой-Давыдовой 960 : а. Наличными деньгами – 11.200 фр. Е. Палестинского Общества: а. Наличными деньгами – 28.000 Из этих капиталов первые три – А, Б и В – не требуют разъяснения, что же касается до остальных трех – Г, Д и Е, то о каждом из них позволю себе сказать несколько слов. Г. Разных поклонников. На имя архимандрита Антонина присылались из России разные денежные письма для передачи находящимся в Иерусалиме русским поклонникам. Нередко письма эти приходили, когда поклонник уже выбыл из Иерусалима, и тогда эти письма сохранялись у отца архимандрита или до вторичного прибытия поклонника в Иерусалим, или до вытребования письма обратно в Россию. Таких непереданных денежных писем оказалось по описи до 166, из них с крупными суммами имеются только 5: Беспаловского на – 1.800 фр., Быковой – 500 фр. 961 , Кобзаря – 700 руб., Бескопыловой – 102 руб. и Подгорного – 100 руб., остальные, 161 письмо на сумму – 2209 руб., все мелкие суммы. Не имея под руками подлинных писем, трудно решить, все ли они предназначены для передачи, особенно сомнение возбуждают в этом отношении вышеприведенные письма с крупными вкладами. Из всех этих невытребованных денежных писем, старые за 5–10 лет (и таковые имеются, как мне показывал архимандрит Антонин) можно причислить к суммам Духовной Миссии. Более поздние придется хранить. Относительно этих последних, для облегчения Вам труда, позволю себе предложить Вам передать уполномоченному Общества в Иерусалиме, он их перешлет нам, а мы разошлем их по адресам, посылавшим деньги. Д. Графине М.В. Орловой-Давыдовой по ее желанию и на ее деньги покойный отец архимандрит приобрел земельный участок в Вифлееме. Купчая на имя графини находится в бумагах архимандрита Антонина. По получении известия о смерти архимандрита графиня М.В. Орлова-Давыдова через генерального консула в Иерусалиме заявила о желании своем передать как землю, на ее деньги купленную, так и оставшиеся от покупки деньги в количестве 11.200 франков уполномоченному Общества для употребления по ее назначению. Поэтому эти деньги, по Вашему усмотрению, следует передать уполномоченному Общества, или мы можем зачесть их в счет сумм, следующих Духовной Миссии от Палестинского Общества. Во всяком случае о Вашем решении буду просить не отказать сообщить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

областей Греции ( Smrabo. Geogr. VIII. IV 11; VIII 1-2; IX. II 25; X. II 3). Мн. греч. города десятилетиями находились в запустении, производя на путешественников впечатление больших деревень; впрочем, строились и новые города: Фессалоника, Адрианополь во Фракии. Греки по-прежнему занимались искусством и художественным ремеслом, однако гл. обр. вне пределов Греции. Крупнейшие банковские операции были сосредоточены в Коринфе, Патрах и Афинах. Залежи мрамора эксплуатировались силами имп. рабов. Было широко распространено производство шерстяных материй. В целом торговля и деловая активность в Ахайе пошли на спад с тех пор, как центры транзитной торговли между Азией и Европой с Родоса и Делоса переместились в Италию. Упадок Греции продолжался даже в благополучную эпоху Антонинов (96-192). Со времени имп. Траяна (98-117) императоры взяли под свой контроль хозяйственную жизнь Афин и др. «свободных» общин, для чего в Ахайю назначались т. н. корректоры - администраторы, осуществлявшие контрольные функции рядом с проконсулами и подчинявшиеся непосредственно императору. Императоры не скупились на акты благотворительности, адресованные жителям Ахайи. В Афинах построили водопровод, бесплатно поставляли хлеб, возвели храм Зевса Панэлления (Олимпейон), украшенный 120 колоннами; имп. Адриан соорудил большой водопровод для Коринфа; имп. Антонин Пий (138-161) выстроил больницу в Эпидавре. Магнаты (Герод Аттик) и вост. монархи (цари Антиох I Коммагенский, Ирод I Великий) за неск. столетий создали в Афинах много благотворительных и общественно полезных учреждений. Несмотря на эти благодеяния, в городской казне постоянно ощущалась нехватка денег, что вынуждало афинян прибегать к различным махинациям (напр., продажа прав афинского гражданства). Со временем торговля и ремесла в Афинах пришли в упадок, значительная часть населения зарабатывала на хлеб нищенством, росла социальная напряженность в гражданском коллективе. Социально-экономический кризис Греции был настолько глубок, что даже помощь императоров-филэллинов не спасла греков от застоя в экономике.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010