Поскольку на убранство денег осталось мало, на помощь снова пришли благотворители из отдыхающих. Художник И. К. Айвазовский, например, подарил написанную в Биаррице картину, которая была разыграна в лотерею и принесла 3 тыс. руб. Семья Елисеевых пожертвовала 6 тыс. франков; А. Г. Елисеев финансировал изготовление одноярусного иконостаса и поднес запрестольный образ «Вознесение»; живописец К. Н. Татищев бесплатно сделал эскиз иконостаса и подарил два образа для царских врат; В. А. Ратьков-Рожнов оплатил написание в Петербурге шести больших икон с золотым фоном на медных досках. В Петербурге же В. М. Розанов написал маслом Евангелистов для подкупольных парусов. Новый иконостас вырезали из темного дуба в фирме братьев Фиге, позолотные работы осуществил Лансало, витражи сделал Мобежан д’Англе. Храм, окруженный олеандрами, выдержан в византийском стиле и увенчан высоким и широким куполом, который опирается на световой барабан, прорезанный множеством арочных окон. Купол окрашен в голубой цвет, ребра на нем позолочены. Куполом завершена также колокольня над входом (только в 1992 на ней дозволено повесить колокол). Боковые ризалиты оформлены по углам лопатками, по второму этажу фасады расчленены высокими окнами, обычными или тройными, с цветными стеклами в них, и завершены треугольными фронтонами. Наличники, карниз и пилястры сделаны из светло-серого камня. В церковь можно войти через полуциркульный портал, а затем подняться по деревянной двухмаршевой лестнице, украшенной шестью религиозными картинами. Здание обнесено каменной и железной оградой. В цокольном этаже, облицованном песчаником, находилась ранее нижняя церковь св. Александра Невского. Теперь ее нет, и помещение разделено на комнаты, в которых останавливаются курортники. Это — один из основных источников дохода для храма и священника, чья квартира размещается этажом выше. Вскоре после освящения выяснилось, что надо срочно укреплять стены здания, оказавшиеся из-за ошибки строителя не очень толстыми. Из-за этого долго не могли приступить к внутреннему оформлению, которое было произведено только в 1896–1898 по эскизам петербургского архитектора В. А. Липского при содействии известного художника К. Е. Маковского. Облачения новому храму подарила О. А. Рукавишникова, ковры — кн. Е. А. Волконская и А. Н. Прозорова, серебряную дарохранительницу и напрестольные трехсвечники — П. В. Стахеев. Его жена — В. И. Стахеева пожертвовала в 1909 киот с иконой Рождества Христова и лампадой перед ней. Освещает интерьер двухъярусное паникадило из кованой меди.

http://sobory.ru/article/?object=35169

Об этом-то духовном мученичестве прекрасно рассуждает св. Златоуст, говоря: «Ты скажешь, как можно подражать теперь мученикам? Теперь не времена гонений? Я хорошо это знаю: теперь не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов мученичества, однако время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы; не гонит мучитель, но гонит диавол, лютейший из всех мучителей. Ты не видишь пред собой горящих угольев, но видишь разженный пламень похоти. Они попирали ногами горящие уголья, а ты попирай огонь естества; они боролись с дикими зверями, а ты обуздывай гнев, как дикого и свирепого зверя; они устояли против невыносимых скорбей, а ты побеждай нечистые помыслы, от твоего сердца исходящие, и ты будешь подражатель мучеников. Ныне, – по слову апостла, – несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Итак, умерщвление страстей греховных есть мученичество без пролития крови. III. Да поможет нам Господь молитвами св. великомученика и победоносца Георгия быть победителями всех страстей и соблазнов, представляемых плотью, миром и диаволом – врагом нашего спасения. (Составлено по творениям св. Димитрия Ростовского). Поучение 3-е. Св. великомученик и Победоносец Георгий (О борьбе с врагами нашего спасения) I. Mhoro было жестоких врагов у св. великомученика Георгия; страшна была та брань, которую вел он с ними; но, при помощи Божией, всех врагов своих он одолел, из борьбы с ними вышел полным победителем, и за то получил венец славы неувядаемой, вечной. II. И у каждого из нас есть свои враги, с которыми надобно нам бороться постоянно и мужественно, чтобы не быть побежденными и пленниками их. – Но что же это за враги у нас и чем нам побеждать их? а)  Первый и самый злой враг наш есть неверие и маловерие. Горе тому, на кого бросается этот кровожадный враг. Человек, обуреваемый волнами неверия, маловерия и вольнодумства, – дай Бог, чтобы между нами не было ни одного такого человека, – то же, что корабль без кормчего, без парусов, без руля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Белики. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Дата строительства первой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Белики Полтавской губ. неизвестна. Лишь теоретически можно высказать догадку о существовании церкви в кон. XVII - нач. XVIII ст. Древнейшее известное упоминание о Покровской церкви относится к 1722 г., когда церковная пасека насчитывала 4 улья пчёл «на зиму оставленных». В 1751 г. на месте старой церкви за счет сотников Белицкого-Петра Тройницкого и Нехворощанского – Каленика Прокопиева была возведена новая трёхдильная церковь. 10.10.1776 г. она была передана из ведомства Киевской в Славянскую и Херсонскую епархию. В то время в ней несли службу один священник, 1 дьякон, 4 священнослужителя. Перестроена она была в 1781 г. В 1791 г. средства для новой перестройки храма предоставила кн. Ульяна (?) и ее сын Николай (?). В этот период существования храма с его западной части была пристроена деревянная колокольня, которую перестроили в 1859 г., сделав второй ярус восьмигранным и предоставив ей шатровое завершение с декоративным фонарем и шлемовидным куполом с крестом. Колокольня была окрашена масляной краской в белый цвет. В 1867 г. в храме был проведен капитальный ремонт, во время которого с северной и южной стороны центрального объёма пристроили два притвора с четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Над лестницей установили крыльца. Во время следующего ремонта в 1880 г. над алтарем на колокольне старую кровлю заменили на металлическую и окрасили её в зелёный цвет. В 1889 г. церковь была поставлена на каменный цоколь, а территорию обнесли деревянным забором и установили ворота с двумя калитками. В нач. ХХ в. церковь была крещатая в плане, одноэтажная, пьятичастная, в одной связи с колокольней. Кровля над центральным объёмом имела залом, а над четверкой за помощью парусов был установлен восьмигранный световой барабан, который имел в каждой плоскости по прямоугольному окну и завершался деревянным декоративным фонариком и шлемовидным куполом с крестом. Церковь известна также под названием «Лесная» благодаря своей удаленности от центра села.

http://sobory.ru/article/?object=53504

Несложно заметить на примере Казанского храма, что его внутреннее пространство необыкновенно цельное, второстепенные подпространства максимально интегрированы в главное, притворы максимально раскрыты внутрь, таким образом создаётся антитеза традиционному видению храмового интерьера как последовательности изолированных объёмов: притвор - трапезная - храм - приделы - апсида. Алтарная апсида обособлена и в классическом храме - в силу канонических требований. Однако стремление к взаимоподчинённости пространства привело к переосмыслению идеи иконостаса. Старые иконостасы во всю восточную стену, от пола до потолка, уступали место приземистым алтарным преградам, которые на уровне глаз скрывали происходящее в алтаре, но в силу своей небольшой высоты не нарушали общей цельности интерьера, зачастую даже не перекрывая полностью полукружие апсидной арки. Что, собственно, прекрасно видно на примере двух-трёхъярусного иконостаса Казанского храма с повышенной центральной частью. Второе, что бросается в глаза в интерьере Казанской церкви, - организация подкупольного пространства. Здесь классицизм не пошёл против традиции - это пространство со времён Византии трактуется как материализованный образ Горнего мира. Огромный купол, позволивший вместить на плафоне изображения всех двенадцати апостолов, потребовал столь же обширных арок между четырьмя несущими столпами и, соответственно, широких парусов. Всё это зрительно увеличивает внутренний объём и без того немаленького храма. В Свято-Казанской церкви хранится несколько удивительных икон! Очень почитают в Богородицке Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Также обращаются с молитвами к Спиридону Тримифунтскому: в храме помимо образа этого святого хранится частица его туфли. Ведь как известно, святой даже после своей кончины странствует по Земле. Иначе как объяснить, что раз в год, когда открывают раку с его мощами, туфли Спиридона неизменно оказываются сношенными? Кроме того, в Свято-Казанском храме есть достаточно редкая икона - " Чернобыльский Спас " .

http://sobory.ru/article/?object=00875

Это сопоставление священномученик Ипполит подробно обосновывает свидетельствами Священного Писания, раскрывающими как истинную сущность «сына погибели», так и грядущие испытания для всех, кто откажется признать его власть. Показывая, сколь отлично пришествие в мир «сына погибели» от Пришествия Христова, святой напоминает об укоризненных словах Спасителя иудеям, отвергавшим Его проповедь : «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5, 43 ). Но этот «другой», которого иудеи примут как исполнителя их многовекового чаяния, есть, без сомнения, грядущий антихрист. И если происхождение Господа Иисуса по плоти от колена Иудова предвозвещено праотцем Иаковом, назвавшим Иуду «чаянием языков» (ср. Быт. 49, 10 ), то о происхождении «сына беззакония» из евреев, но от колена Данова предсказание того же праотца гласит: «и да будет Дан змий на пути... угрызая пяту конску» ( Быт. 49, 17 ). «Змеем же кто был, – толкует это пророчество святой, – как не обольститель от начала... который обольстил Еву и запнул Адама?» 6 . Приводит он и другие пророчества о Дане – Моисея ( «Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» ( Втор. 33, 22 )) и Иеремии ( «От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания... потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем» ( Иер. 8, 16 )), – откуда видно, что отпрыск этого колена принесет народам опустошение и гибель. Развивая тему Дана, святой предлагает и четвертое пророчество о нем, не встречающееся в Священном Писании , но, по-видимому, слывшее в его время авторитетным: «Соберет всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, пойдут вместе с ним; он сделает море белым от парусов его кораблей и сделает черным поле от огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падет мечом» 7 . При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвертого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7, 1–28 ), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времен, и не мы ли, напротив, – прямые ее свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В отличие от распространенного в Украине типа «казацких Покровов», это не многолюдная, а достаточно камерная сцена с четким симметричным строением. В настроении зараженных передана тревожная грусть и надежда. Особую содержательную нагрузку в композиции играют повторенные трижды рефреном жесты вверх Романа, Андрея Юродивого и Христа на иконе за ними. Верхняя часть композиции выходит за пределы изображенного храмового интерьера. Богоматерь предстает в окружении Иоанна Крестителя, пророка Моисея, других святых и ангелов среди облаков. Полукруг их легких и динамических силуэтов замыкает композиционное целое и образует вокруг фигуры Богоматери своеобразный венок. В росписи преобладают серо-зеленые и красно-охристые оттенки. Над продольными арками центрального нефа помещено изображение собора Всех Святых. Слева - святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов в митрах и драгоценных строях; за ними плотный ряд святых – всего 25 фигур. Напротив-апостол Иаков – брат Господень, святые Кирилл и Паисий-патриархи Александрийские, другие святые. Насыщенная, яркая живопись имеет характер, присущий церковным росписям кон. 19 в. росписи центральной бани и парусов под ней выражают другую авторскую манеру и стилистику, характерную для нач. 20 в. На своде бани изображена Троица - Бог Отец и Бог Сын вдоль Креста, над ними в воздухе голубь - Святой Дух. На межвеконных простенках подбанника изображены архангелы, ниже-живописный фриз с ветхозаветной Троицей и ангелами на облаках. Таким образом, ведущая тема храма особенно акцентирована и продолжает давнюю иконографическую традицию постижения догмата Троицы. Здесь она приобрела оригинальное звучание благодаря объединению в рамках единой композиции типов Ветхозаветной и Новозаветной Троицы в их внутренней символической взаимосвязи. На парусах сохранились изображения евангелистов, выполненные тем же мастером и трактованные в реалистичной манере на фоне пейзажей с выразительными пленэрными эффектами. На подхваченных столбах есть образы современной работы, справа – св. страстотерпца царя Николая II, изображенного в бармах и шапке Мономаха, и св. Флавиана; напротив, слева-св. равноапостольного князя Владимира и св. Афанасия. Среди них наиболее интересным является изображение князя Владимира-искусная, полная движения и настроения переработка известного образа В. Васнецова.

http://sobory.ru/article/?object=05636

4, 25, 5, 30]; — не хорошо пред лицом Божиим только перебирать языком имена их, без участия и любви сердца. — Надо помыслить что Бог зрит на сердце, — что и лица, за коих мы молимся, также требуют от нас, по долгу любви христианской, братского сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их: одно от другого отстоит, как небо от земли. Но имя Самого Господа, Пречистой Его Матери, св. Ангелов и св. Божиих человеков по преимуществу надо призывать всегда от чистого сердца, с верою и любовью пламенною; вообще слова молитвы не надобно перебирать только языком, как бы перевертывая пальцем в книге листы бумаги или как бы отсчитывая монету; надо, чтобы слова выходили, как ключ живой воды из родника своего, — чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою заимствованною одеждою, чужими руками. 1346.  Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, — тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большем почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждою, — мало того: иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов. 1347.  Помни, словесное существо, что все сотворено Словом и все существует Им, и имей несомненную веру, что творение или претворение чрез слово твоих уст, властью Божией, есть самое обыкновенное дело; потому же имей величайшее уважение к слову и не трать его по пустому, тем более не употребляй его в орудие лжи, — осудит Господь говорящих ложь. — О, Боже мой! мир духов и мир вещественный созданы и существуют Божиим Словом, Которое со Отцом и Духом есть простое Существо, Дух, Единица, поклоняемая в Троице Ипостасей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

В 1867 г. рядом с храмом построили деревянную колокольню. В 1895 г. церковь имела три алтаря: главный - в честь Преображения Господня, второй - Святой Троицы, третий - Покрова Пресвятой Богородицы. Система конструкций сооружения указывает на прямую зависимость от приемов деревянного народного зодчества. Переход от четверика центрального пространства к двенадцатигранному барабану купола осуществляется при помощи парусов и двухъярусной системы тромпов. Завершенные световыми фонариками боковые купола напоминают структурой рубленые верхи деревянных церквей. Фасады расчленены фризом на два яруса, углы подчеркнуты пилястрами, украшены резными орнаментами, выполненными по сырой штукатурке, с мотивами бусинок, розеток, трилистников, ионик. Интересными образцами пластики украинского барокко являются входные порталы, превращенные в своеобразные триумфальные арки. Дважды повторенный в них мотив трехлопастной арки продолжается в обрамлении окон, подчеркивая вертикальную направленность композиции. В интерьере царит высокий семиярусный резной иконостас, выполненный, ориентировочно, в 1732 г. мастерской В. Реклинского, занимающий всю ширину храма (размеры иконостаса: ширина – 22 м, высота – 18 м) и состоящий из главного иконостаса и двух иконостасов в боковых алтарях. Общая композиция насчитывает 113 икон. В каждом из трех иконостасов, имеющих симметричную структуру, царские врата и по две диаконных двери. Высочайшим мастерством отличаются иконы наместного ряда – «Богородица», «Спаситель», «Покров Богородицы», «Троица», «Сошествие Святого Духа», а также «Св. Ульяна» и «Пророк Даниил» – тезоименитого праздника гетмана и его жены, которым предоставлены черты портретного сходства с заказчиками. Иконостас, хорошо сохранившийся в течение 1980-1990-х г.г., претерпел изменения после научной реставрации и является одной из достопримечательностей монументального искусства Украины. В интерьере бабинца на стене имеется полихромный гетманский герб Д. Апостола. Значительный интерес представляют образцы декоративно-прикладного искусства XVII в., выполненные в резьбе и отличающиеся разнообразием растительных мотивов, включая растения местной флоры. Около 100 живописных полотен XVII в. характеризуются жизнеутверждающей трактовкой художественных образов, приближаясь к жанру светской картины. В частности, представляют интерес иконы патронов церкви – гетмана и его жены Ульяны.

http://sobory.ru/article/?object=04444

2 . Вопрос. Как в теле человеческом каждый член болит свойственною ему болезнью: голова, напри­мер, своею; желудок – своею и т.д.; так и в душе всякой силе и способности свойственна своя болезнь: уму – та, воле – другая. Как называется недуг, коим одержима воля человека-грешника? Ответ. Пристрастие, или привычка ко греху, сходящая от замедления во грехе. Она так бывает сильна, что как вторая природа влечет человека к тому, к чему пристрастится. Велики, – го­фрит св. Златоуст, – велики есть обычаи мучи­тельства, и толико, что в нужду естества устрояется... Пристрастие глубоко в сердце вкореняется. С крайним трудом излечиваются застарелые болез­ни в теле: жестокая брань требуется для преодо­ления привычки, – говорит блаженный Авгус­тин, – с злыми привычками можно отойти и в оный век. Вот бедствие несказанное!.. Помилуй, Господи. 3. Вопрос. Как вообще свт. Тихон изображает бо­лезненное состояние воли нашей? Ответ. Что лодка или судно на реке, – любомудрствует бл. Тихон, – то человек в житии: ви­дим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а вверх реки когда надобно ей плыть, надобны греб­цы или парус с способным ветром. Также и чело­век. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей сам собою легко живет, как судно вниз реки само собою плывет... Но против злой воли сво­ей жить, покоряя ее воле Божией, и против стра­стей и прихотей стоять и подвизаться и по-христи­ански, благочестно жить нам самим так неудобно и невозможно, как судну без гребцов и парусов про­тив быстрины речной плыть... На всякое убо вре­мя, час и минуту требуем Божией благодати. 4. Вопрос. Болезненное состояние ума в чем обна­руживается? Ответ. Вся тварь, – говорит свт. Тихон, – небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ее, как устами, поведают славу Божию, но грешник, ослепленный величеством славы Его, не чувствует и не трепещет. Град и палата – архитекторе своего, художество – мастера своего, дом – хозяина своего показывают и в познание всякого приводит... Мир сей видимый, как град прекрасный,; не руками, но словом Божиим сотворенный, и яка художество премудрое и дом пребогатый, в котором все живем, Бога, яко архитектора, строителя, Промыслителя и Владыку своего, как перстом показует и, яко чудное, премудрое, предоброе создание чудного, Благого, Премудрого и Всесильного Создателя доказывает, но грешник не познает. Не явно ли из сего болезненное состояние ума? Сын отца, от которого рожден и воспитан, раб госпо­дина, которому принадлежит; но грешник Бога, Господа и Отца своего, от Которого создан, от Ко­торого сохраняется, питается, одевается, не позна­ет. Даже пес господина своего, вол стяжавшего его знает, но человек, разумом одаренный, Создателя, благодетеля и хранителя своего не познает!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010