крестово-купольная ц. Гвтаеба (рубеж VIII и IX вв.), расположен напротив монастырских ворот, с зап. стороны, на месте наиболее ранней церкви (не сохр.), где были похоронены прп. Зенон и, по преданию, прп. Арсений. В VII в. в связи с расширением обители появилась необходимость возведения большего по размерам храма. От первоначальной постройки сохранились нижняя часть здания и нек-рые строительные слои; датировка возможна благодаря характерным для этого времени основным архитектурным элементам (строительному материалу, способу кладки стен, подковообразной в плане формы апсиды и нек-рых арок, крестовым сводом на удлиненном основании, обособлению 4 подкупольных устоев, свободно стоящих в центре сооружения). Храм перестраивали в XI-XII и XIX вв. Церковь возведена из булыжника; углы и карниз выведены из тесаных плит пористого туфа (). Снаружи и внутри помещение оштукатурено и побелено. В плане храм представляет собой греч. крест с куполом (XIX в.) на 4 устоях, имеющих в сечении также форму креста. Вост. рукав завершается подковообразной апсидой с вимой; ту же форму имеют отдельные подпружные арки и подкупольные устои; остальные арки полуциркульной формы. Алтарь фланкирован прямоугольными пастофориями (жертвенник и диаконник). Переход от четырехугольника основания к кругу купола сделан с помощью парусов. Освещается храм 4 окнами в рукавах (по одному в каждом) и 12 в барабане. Особенностью храма является 2-этажный притвор, расположенный вдоль всего зап. фасада и разделенный на 3 компартимента. Средний и юж. отсеки имеют крестовые своды, из северного ведет лестница на 2-й этаж, предназначавшийся для покоев настоятеля. Входы в храм устроены с 3 сторон, каждый обрамлен портиком. Прямоугольное основание зап. портика перекрыто крестовым сводом и с 3 сторон открыто арочными пролетами. В XIX в. над ним была надстроена колокольня. Юж. портик, завершающийся купольным сводом, имел широкую лицевую арку, по бокам находились ныне заложенные небольшие входы. Сев. портик, так же как и западный, имеет открытые с 3 сторон пролеты; он наиболее сильно переделывался. Завершается портик кирпичным карнизом XIX в.

http://pravenc.ru/text/293961.html

Уж не говорю об утопичности, несбыточности ваших мечтаний. Кто и каким образом установит эту церковную диктатуру? Не Патриарх ли Пимен и другие послушные теперешнему режиму князья Церкви? И на чью поддержку может рассчитывать эта будущая теократическая революция? На истинно верующих? Но их ведь в процентном отношении очень немного. Да и не пойдет, по моему твердому убеждению, истинно верующий на такое дело. На кого же тогда? На силы, которые всегда жили, таились в массе русского народа и в нужную минуту появлялись на исторической сцене – под именем ли дружинника, союзника или черной сотни? Избави, Боже! Не часто, но бывают счастливые неожиданные открытия. Мог ли я думать, что автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» – человек верующий?! Еще большей неожиданностью было прочесть в биографии Эффенди Капиева , имя которого в моей памяти было накрепко привязано к имени Сулеймана Стальского, а этот, последний, к славословию Сталина и всего сопутствующего ему, – потрясением для меня было узнать, что когда смертельно больной Капиев ложился на операцию, он взял с собой в больницу только две книги: томик Лермонтова и – Евангелие! Вероятно, так же удивился когда-то Александр Иванович Введенский, узнав, что один из авторов «Республики Шкид», которого он принимал за комсомольца, – человек религиозный (да ведь и для меня религиозность Введенского была неожиданностью). Самые счастливые открытия – это когда узнаешь о религиозности совсем молодого человека. Знакомая семья. Покойный дед Саши – коммунист с 1918 года. Отец тоже член партии. Мать умерла, когда мальчику было два или три года, а сестренке его четыре. Отец женился, воспитывала ребят бабушка, «комсомолка двадцатых годов». И вот эта бабушка встречает мою жену и жалуется: горе у нее. Саша, член ВЛКСМ, комсорг группы, сбился с правильного пути, стал ходить в церковь, носит на шее крест, повесил у себя над кроватью икону, да еще лампадку зажигает… Жена моя сказала, что, по-видимому, все-таки это дело Сашиной совести. Он – не ребенок, человек уже взрослый, имеет право на собственные суждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2011 год. Старую ограду церкви начали разбирать, заменяя её секциями нового каменного декоративного забора. Наши дни. Церковь дошла до нас со следами значительных перестроек. Она утратила свой старый каменный свод и башню и по этой причине в приземистом каменном сооружении сейчас трудно увидеть черты прежнего оборонного храма. В процессе перестроек и неудачных ремонтных работ 2000-х годов храм растерял значительную часть своих архаических черт. Отдельно стоящая колокольня сохранилась относительно хорошо, хотя её верхняя часть так же дошла до нас в перестроенном виде. Источник: сайт " Замки, крепости и оборонные храмы Украины " Каменная, трехчастная. Прямоугольные в плане неф и бабинец ориентированы длинной стороной поперек продольной оси сооружения, трехстенная апсида имеет дугоподобное начертание боковых граней. Западный фасад бабинца укреплен двумя контрфорсами. Первоначально над бабинцем была оборонная башня, а церковь имела каменные своды. В современном состоянии три объема увенчаны деревянными верхами с гонтовой обшивкой (XVIII в.). В интерьере высотно раскрыт только неф, его стены повышены четвериком сруба, который переходит при помощи плоских парусов в восьмерик, поддерживающий срезанный сомкнутый срубный свод. В апсиде потолок подшит, бабинец перекрыт плоско по сволокам. Вход расположен на южном фасаде бабинца. Небольшая пристройка к апсиде - позднего (XIX в.) происхождения. Колокольня надвратная, расположена к северо-западу от церкви. Кубический объем первого яруса со сквозным проходом в нем - каменный, верхний ярус - миниатюрная деревянная открытая аркада. Четырехскатная крыша крутого подъема над нижним ярусом имеет вид срезанной пирамиды или залома и в сочетании с четвериком аркады, накрывающим его шатром и гонтовой обшивкой создает характерную для украинского народного зодчества композицию верха. На внешнем фасаде колокольни сохранилась доска с резной надписью и цифрой " 1564 " , дающей основание для предварительной датировки ансамбля XVI в. Памятник относится к произведениям культово-оборонной архитектуры Подолья XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=28310

Храмы 2-го и 3-го типов, объединяемые под общим названием «на восьми опорах», представляют собой самые высокие в конструктивном и эстетическом отношении достижения зодчества средневизант. времени. Вопреки установившимся названиям в основе их композиций октагональная форма почти отсутствует: 8-угольник образуется смыканиями основных подкупольных арок с арками тромпов и является основой 8 парусов. Даже в зоне 2-го яруса, где стены, формирующие пространство наоса, приобрели вид 8 чередующихся больших и малых круглых ниш (Неа-Мони на Хиосе), форма подкупольных пилястр ясно указывает на квадратное основание композиции. Кроме перечисленных типов в X-XII вв. было возведено множество построек, как простых (напр., сводчатый зал с апсидой над аналогичной криптой костницы Бачковского мон-ря, 1083), так и самых необычных композиций, имевших локальное распространение: напр., храм с куполом на 6 опорах, как в Болгарии (церковь в Винице, ок. 950) и в Грузии (церковь в Кумурдо, 964), сочетание 4-столпного храма с триконхом (кафоликоны мон-рей Афона) и др. Церковь мон-ря Мирелейон (Бодрум-джами) в Константинополе Церковь мон-ря Мирелейон (Бодрум-джами) в Константинополе Начало средневизант. архитектуры К-поля обычно связывают с 2 несохранившимися храмами имп. Василия I Македонянина в Большом имп. дворце - ц. Богоматери Фара (освящена, вероятно, в 864) и ц. Неа (Новая) (876-881) (см. ст. Большой дворец в Константинополе ). Об архитектуре Фаросской церкви - хранилища наиболее почитаемых реликвий - известно мало, реконструкция сближает его композицию с ц. свт. Климента в Анкаре ( Jenkins R. J. H. , Mango C. The Date and Significance of the Tenth Homily of Photius//DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 173), ц. Неа, располагавшаяся на террасе, на субструкциях, была типа вписанного креста или крестово-купольная, предположительно с 5 куполами. Оба храма, небольшие по размеру, могли оказать влияние на церковное зодчество столицы и за ее пределами. Неск. храмов К-поля, возведенные в 900-1200 гг., с композицией типа вписанного креста являются подражанием ей ( Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Полукруглая алтарная апсида уже нефа и имеет конховый свод. Притвор одной ширины с нефом и соединен с ним 3-пролетным большим проемом; он перекрыт полуциркульным сводом, переходящим в западной части с помощью парусов в конховый. Пространственное членение церкви в интерьере снаружи отображено только на фасаде апсиды. Здание венчает невысокая скатная кровля. По словам акад. Щусева, «одна эта постройка, заглубленная, ее фрески, производят большое впечатление - старое мастерство... Это не чистая Византия, в ней сказались мотивы молдавского искусства. Возьмите отдельные памятники: Каушаны, Мазаракиевская церковь в Кишинёве, монастырские комплексы и т. п. В них налицо специфические черты, которыми нужно воспользоваться... они несут на себе признаки молдавского стиля» (Стенограмма доклада на съезде Союза архитекторов Молдавии от 5 окт. 1947). Внутри церковь была расписана, в 1763 г. фрески переписаны. Нерасчлененный монолит храма с низкой черепичной кровлей аскетичен. Изысканный характер интерьеру придает фресковая живопись с сочной, красочной гаммой горячих тонов, выделяющихся на нежно-голубом фоне. После присоединения к России в архитектуре Молдавии происходит переориентация в выборе стиля. Кафедральный собор К. е.- в честь Рождества Христова в Кишинёве (1830-1836) - самое зрелое и яркое произведение архит. А. И. Мельникова в церковном зодчестве. Щусев отмечал местные особенности классицизма: «...в Кишиневе существует два направления: одно - классическое, которое было привнесено русскими архитекторами. Это Пушкин - эпоха дома Варфоломеевых. Классицизм Молдавии имеет специфические молдавские черты» (Там же). В плане здание квадратное, 4 опорных пилона с помощью подпружных арок несут большой купол на широком круглом барабане. Особое богатство и красоту фасадам придают монументальные 6-колонные портики дорического ордера с развитым антаблементом, фриз которого оформлен триглифами и метопами. Такой же антаблемент опоясывает и кубический объем собора. Кафедральный собор в честь Рождества Христова г.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Таковы проемы звона колоколен, оконные отверстия большого и малых барабанов храма. Характерная для зрелого классицизма полуциркульная трехчастная арка – ниша помещена в тимпане западного фронтона. Наиболее последовательно система фасадного декора, свойственная русской архитектуре нач. XIX в., осуществлена на фасадах летнего храма. Наличники же окон трапезной близки еще к позднебарочным образцам, а декор колоколен кажется излишне измельченным (показателен архаичный пояс мелких сухариков в карнизах 1 ярусов колокольни). В интерьере храма доминирует высокое и светлое подкупольное центральное пространство. Переход от подкупольного квадрата, образованного четырьмя столпами с переброшенными между ними пониженными подпружными арками; осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами на распалубках. Закрестья перекрыты малыми полусферичскими куполами. Центричность внутреннего пространства несколько нарушают стены, расположенные вдоль оси В-З, которые изолируют угловые ячейки от восточного и западного рукавов креста. Возможно, такое решение отчасти диктовалось тем, что в восточных угловых ячейках находились приделы Николая святителя и Ефрема Сирина. Декоративная отделка интерьера храма сводится к сильно выступающему карнизу вокруг светового кольца ротонды купола и капителям столпов в уровне пят подпружных арок. Арочным проемом храм соединен с бестолпной трапезной, перекрытой плоским деревянным потолком. На верхние яруса колоколен вели деревянные винтовые лестницы, устроенные в круглых по плану колодцах. Размер кирпича: 30х15х8 см., в отделке фасадов широко применен белый камень, стены оштукатурены и побелены. Железные кровли уложены по деревянной обрешетке. Основные габариты плана 22х37 м. http://www.admin-smolensk.ru Церковь построена в 1795 г. надворным советником Михаилом Михайловичем Грибоедовым, каменная, с двумя таковыми же колокольнями. Престолов четыре: в настоящей - во славу Св. Троицы, приделы: во имя св. Николая, преп. Ефрема Сирина и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы».

http://sobory.ru/article/?object=18580

Сиона, града богатого ужя не преторгнутся, говорит, в вечное время; потому что, как я говорил, Господь наш Иисус Христос основал Церковь свою на камне. Но ужя скинии Иудейской прервашася, так как не укрепишася. И как при сильной буре паруса (ветрила) обуреваемого корабля собираются, но отнюдь не распускаются (сего не дозволяет ветер), а сам корабль ждет крушения: так, говорит, и твоя мачта и (щогла) и наклонена, и ты не распустишь парусов (ветрил). Итак, под образом плавающих по морю указывает на случившееся с синагогою Иудейскою. И не воздвигнет знамения, говорит, а останется так, дондеже предастся на пленение. Вот и сим пользуется примером, многообразно знаменуя нам случившееся с ними. У победивших на войне есть обычай поднимать знамя, или воздвигать знак победы. Побежденные же не поднимают знамени. Итак, не воздвигнет, говорит, знамения, то есть, не победит своих врагов, а напротив, будет бессильна (синагога), дондеже предастся на пленение. Указывает же всем этим на то, что она и повержена будет к ногам сатаны и потерпит кораблекрушение и не препобедит никогда его своеволия, как, без сомнения, (соделают сие) обитающие в непоколебимой Скинии; но напротив, будет предана ему на пленение. Прекрасно изъяснив, что Иудейская синагога подвергнется кораблекрушению и что она предана будет опустошающим ее на пленение и в добычу, потом присоединив к сему призвание язычников, ибо мнози хромии, говорит, плен сотворят, теперь делает необходимое оглашение тем, которые некогда имели храмлющий ум, но научились ходить прямо верою во Христа. Итак упоминает об имеющем быть суде над всеми, малыми и великими. Посему и говорит язычникам, как бы далеко еще отстоящим: приступите, языцы, и услышите, князи. Приступите же поставил вместо: приблизьтесь. Ибо доколе они находятся в заблуждении и служат твари вместо Творца, они стоят далеко от Бога. По уничтожении же причины, по которой называются далекими, они становятся своими Богу и считаются близкими, соделавшись причастными Ему чрез причастие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В западной литературе принято называть святых только по имени: “Павел пишет”, “Иероним вспоминает”, “Амвросий говорит” и т. п. Такая “непосредственность” задевает благочестивый слух православного христианина, поэтому ради почтения к памяти святых, их имена в переводе снабжены соответствующими эпитетами: святой, блаженный, святитель. При передаче имён выбор был сделан в пользу русской агиографической традиции. Почитание праведной Марфы долгое время совершалось только в Тарасконе. Составление комментариев исторического характера потребовало знания местных преданий, сведения о которых приходилось искать на франкоязычных сайтах. Кроме классического латино-русского словаря И. Х. Дворецкого был использован латино-французский словарь средневековых авторов А. Блеза, латино-галльский словарь XVI в. Р. Стефана (R. Es­­tienne), а также Оксфордский словарь средневековой латыни 11 . Текст сверялся с французским и английским переводами “Зо­лотой Легенды” 12 . Святая Марфа, служительница Христова Марфа, служительница Христова, происходила от отца Сируса и матери Евхарии 13 , которые по происхождению были царского рода. Её отец был правителем Сирии и многих приморских областей. Марфа и её сестра с материнской стороны владели по наследству тремя городами: Магдалой, Вифанией и частью Иерусалима 14 . Никогда она не была замужем и не вступала в незаконное сожительство. Благородная служительница прислуживала Господу и желала, чтобы и её сестра также служила Ему, потому что ей казалось, что для исполнения такого служения не хватит и всего мира (Лк 10:38–42). После Вознесения Господа, когда ученики Его рассеялись (Деян 8:1), Марфа со своим братом Лазарем и сестрой Марией Магдалиной, а также праведный Максимин, который их крестил и которому Святой Дух поручил их, и многие другие христиане были брошены неверующими в утлое судёнышко без вёсел, парусов и руля, лишённые какой бы то ни было пищи. Водимые Господом, они достигли Марселя 15 . Наконец, они вступили в область Экса 16 и обратили к истинной вере живший там народ. А святая Марфа была сильна в слове и все её любили.

http://pravmir.ru/svyataya-pravednaya-ma...

Барабаново. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты Уникальный памятник деревянного зодчества в Сибири. В советское время закрыта, разорена. В 2003г. освящена, на Крещения проходят богослужения, реставрационных работ не ведется. Поддерживается силами местных жителей. Памятник Федерального значения. Источник: сайт   Православные храмы Красноярского края В начале 1850-х годов жители четырех деревень Карымской, Шивера, Додоново и Барабаново принимают решение о строительстве церкви и основании прихода. В архивных делах Барабановского прихода указан день, 20 марта 1852 года, как день схода жителей четырех деревень, население которых составляло более 2000 человек. Комиссионное решение о выборе нового участка для церкви было подписано 13 июля 1853 года архитектором Яковом Набаловым. Строительство церкви осуществлялось артелью местных плотников: Черкашиных из Барабаново, Айкановых из Шиверов, Черных из Карымской, Минеевых. Ответственным за постройку стал местный житель Николай Стефанович Черкашин. Строительство церкви Параскевы в Барабанове окончилось в 1856 году о чем свидетельствует документ об окончательном расчете с подрядчиком. Описание составлено архитекторами Шумовым К.Ю., Лавровым А.Г. в 1986 году, откорректировано архитектором Разваляевым Е.О. в 2014 году: " Здание расположено на небольшой площади при въезде с северо-западной стороны. Церковь деревянная, рублена «в обло» и в " лапу " , имеет традиционную трехчастную схему плана: четверик храма с пятистенной апсидой, трапезная и колокольня расположены на одной оси. Двухсветный храмовый четверик завершен шатром на широком барабане-восьмерике и увенчан пятью луковичными главами на глухих барабанах. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи треугольных рубленых парусов. Четырехъярусная квадратная в основании колокольня (два верхних яруса восьмигранные) завершена шатром с маленькой главкой. Главный вход расположен на западном фасаде. Центральная ось фасада храмового четверика подчеркнута широким дверным проемом с трапециевидным завершением и с прямым окном второго света над ним.

http://sobory.ru/article/?object=08992

— Не надо носить обиду на жизнь земную, на царя и державу нашу, иначе Отечество пострадает. Не носи и тайных желаний, доверь их священнику и душе. Истина уходит от многих, даже умных, ибо мудрствование с уставом правды не сопряжено. Тебе же скажу, воин наш, свое опасение. Умы неподвластны становятся власти, она же, поди, все время думает, как их обуздать. Плохой царь только силой, а надо Верой. Надо согласить выгоды человеков и счастье их. Веру, Веру старайся утвердить во всем. И тогда в правом деле победишь. Неизбежно. Отец Федор, сказав важное и почему-то тяжелое для него слово, замер надолго. Казалось, он выплеснул все силы свои на племянника, отдал долго копившуюся энергию и страсть. И тот почувствовал это, наполнился желанием к свершению дел полезных и нужных людям и Отечеству, императрице и Богу. Он встал, ожидая благословения... Еще до восхода солнца от стен Санаксарского монастыря унеслась в тревожную опасную мирскую жизнь кибитка с морским офицером и его дерзновенными думами. Воссоздание южного флота Южная граница России к 1768 году (началу русско-турецкой войны) начиналась от Чернигова, где она упиралась в Днепр, шла по нему до Кременчуга, там переходила на Правобережную Украину, доходила до Балты, рек Буг и Ингула и от них через днепровские пороги южнее позднего Екатеринослава и Бахмута шла к пограничной крепости Святого Дмитрия Ростовского (ныне Ростов) и далее через Маныч выходила на Каспийское море. Россия уже выходила при Петре на южные морские просторы, но потом, как писал историк Ключевский, международные отношения «переверстались». Флот Петра сгнил в Азовской гавани. Стать прочно в Крыму не удалось. «Новой столицей государства суждено было стать ни Азову, ни Таганрогу, а С.-Петербургу» (В. О. Ключевский. Курс русской истории). Оттуда-то и определялась судьба этих приморских земель. Грянула война, и стало ясно, что на юге одной сухопутной армией с турками не управиться, надо выходить на Азовское и Черное моря с флотом. Все нужно было начинать сначала, тянуть нить от петровского времени, восстанавливая обветшалые верфи. На Дон выехал контрадмирал Алексей Наумович Сенявин, которому и было поручено основать новый флот по методу Великого Петра. Создавать флот в досягаемости от врага, без умелых плотников, мастеров, без материалов, высушенного леса, железа, канатов, парусов было почти невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010