26:36). И сие предсказание исполнилось. Ибо во время осады Иерусалима халдеями, когда многие были убиты в сражениях, многие истреблены голодом, а взятые в плен переселены в Вавилон, избегшие вражеских рук, убоявшись нового нашествия халдеев, бежали в Египет. И сие ясно открывает нам пророчество божественнейшего Иеремии. Впрочем, после угроз Бог обещал и доброе, предвозвестив и возвращение из плена, не за их заслуги, но за благочестие предков. Ибо сказал: «и помяну завет Иаковль и завет Исааков, и завет Авраамль» (Лев. 26:42). «И помяну завет их первый, егда изведох их из земли Египетский, из дому работы пред всеми языки, еже быти Мне Богу их; Аз есмь Господь» (Лев. 26:45). А сим показал и причины человеколюбия, ибо говорит: «Ради обетований, данных отцам их, терплю их беззакония, потому что все народы из необычайных чудес познали, что особенное попечение имею о них и Моим народом именуются они». Упомянул же Бог о первом Иакове, потому что он один был прародителем всем им. Исаак же был родоначальником и идумеев, Авраам — и израильтян, и происшедших от Хеттуры. Посему, начав снизу, восшел по порядку до Авраама, с которым первоначально постановил завет. Вопрос 38. Что значит сказанное: «иже аще обещает обет, яко цену обета своего Господу» (Лев. 27:2 )?    Обетом называется обещание, что в простонародии называется τγμα (уложение). Закон сей, как можно найти, и доныне сохраняется у некоторых народов варварских, потому что многие из народов кочующих, разумею же потомков Измаиловых, новорожденных младенцев взвешивают на серебро и приносят это в дар Богу. О сем-то и Бог постановил закон. И как Бог, зная, что иные из обещавшихся дать за себя цену Богу нарушают обещание, умаляя цену, повелел, чтобы цена за мужеский пол была пятьдесят драхм, а за женский — тридцать, исключая юных и престарелых, потому что определил средний возраст, именно: от двадцатилетнего до шестидесятилетнего. А тем, которые моложе и старше, назначил иную цену. Убогих же предоставил оценке жрецов, чтобы они по мере сил назначали цену. Также и приносимых в жертву бессловесных животных запрещает приносящим заменять другими и, чтобы не делали этого, налагает на них необходимую пеню. Ибо говорит: «аще изменяя изменит, да будет той и пременение свята» (Лев. 27:10). Цену же нечистых животных повелевает назначать жрецу. То же повелел делать в рассуждении дома и поля. Определил даже и величину дидрахмы, потому что повелел иметь ей вес двадесяти пенязей (Лев. 27:25). Некоторые же из переводчиков дидрахму назвали статиром. Но посвященного Богу Моисей постановил не искупать. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Стало быть, вы или совершенно устраняете две природы во Христе, или утверждаете, что Христос был двуприроден даже прежде воплощения от Девы, не желая признать за Ним после соединения собственно принадлежащие Ему две природы.    Мы же не так мыслим, и не такова «доля Иакова» (Иер. 10:16), но, стоя в пределах благочестия, мы именуем Его одной сложной ипостасью — ибо эта предвечная ипостась Бога Слова, поселившись во чреве Святой Приснодевы, осуществила в себе самой разумную одушевленную плоть, сама явившись ипостасью для разумной и одушевленной плоти, и стал из совершенного Божества и совершенного человечества один Христос, один Сын Он же и Божий, и Человеческий, один и Тот же Господь, совершенный Бог и совершенный человек, всецело Бог и всецело человек, в неслитном, непревратном и нераздельном соединении природ друг с другом. Неслитном, ибо каждая природа сохраняет свое отличие. Божество — несотворенность, человечество — тварность, Божество — бесстрастие, человечество — страстность, и тому подобное. Непревратно же, потому что каждая из природ осталась неизменной, не превратившись в другую и не явившись одной сложной природой, но две природы существуют и вечно пребывают. Нераздельно же, потому что они ипостасно соединены друг с другом, имея одну ипостась, предвечно бестелесную и простую, в последние же времена без превращения обретшую тело от Святой Приснодевы — ибо она есть и то, и другое, бестелесная безначальным Божеством, телесная же возникшей, то есть воспринятой плотью. Сия же ипостась есть предвечный Сын и Слово Божие, Который Сам и бестелесен как Бог, и телесен как в последние дни ставший человеком. Итак, природы соединены ипостасно и взаимопроникают. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   67. Смерть не боится блеска достоинств: она всепожирающими челюстями своими поглощает всех. И так, прежде неминуемаго прибытия ея перенесем избыток имуществ на небо: отходя туда, никто не уносит с собою ничего собраннаго им в мире, но все оставив на земле, нагой отдает отчет в своей жизни.    68. Государь есть владыка над всеми, но вместе со всеми он есть раб Божий. Особенно тогда он достойно носит имя Государя, когда господствует над самим собою и не рабствует низким страстям, но с помощию благочестиваго ума — сего непобедимаго властителя буйных вожделений, побеждает всепокаряющую плотскую похоть всеоружием целомудрия.    69. Как тени неотлучны от тел, так грехи от душ, — ясно представляя деяния. Посему, на суде нельзя будет отрекаться: самыя дела каждаго будут обличать, не звуки голоса издавая, но являясь в том виде, как соделаны.    70. Скоротечность настоящей жизни подобна ходу плывущаго по морю корабля: она течет неприметно для нас — пловцов, и приближает каждаго к кончине его. Если сие справедливо, то не станем прилепляться к преходящим благам мира, но поспешим к пребывающим во веки веков.    71. Гордый и высокомерный человек да не превозносится подобно волу высокорогому, но пусть размыслит о своем телесном составе, и отложит надмение сердца. Ибо хотя он поставлен властителем на земле, однакож не должен забывать, что он сам из земли, на престол возведен от персти, и чрез короткое время в нее же возвратится.    72. Непобедимый Государь! Будь постоянно деятелен. Как начавший подниматься по лествице не прежде перестает восходить, пока не достигнет последней степени, так и ты стремись к добру, да достигнешь и небеснаго Царствия. Да сподобит онаго тебя и твою супругу Христос, Царь царствующих и повинующихся царям, во веки. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо, говорил он, если Бог есть истина, то незнание истины есть незнание Бога: всякий же, кто не изучил внешней мудрости и не ознакомился с тем, что изобрели эллинские мудрецы о движении небесных тел или природы, не знает истины, а это одно и то же, что не знать Бога... Никто не может быть просвещенным, не изучив внешней мудрости. Таковое безумие свойственно было не ему, впрочем, одному, но распространилось во всем латинском племени с давних пор... И случается у них нечто смешное и слез достойное. Зрелого возраста люди собираются в детские школы, изучают там внешнюю мудрость, свысока трактуют возвышенные предметы, себя же в безумии превозносят и... оставляют в полном пренебрежении поистине прекрасное и то, что к Богу приближает и может просветить душу». Здоровый рационализм западной схоластики, задорной и наивной, преподаваемой Варлаамом в Салониках, столкнулся на византийской почве не только с догмой Откровения, но и с лучшим знанием Аристотеля, притом во всех его трудах и в подлиннике, и с более богатыми сведениями в области средневековой астрономии и физики в лице просвещеннейших умов Византии, какими были Феодор Метохит и его друг и собеседник Григора, о чем свидетельствует неудачный для Варлаама диспут с Григорой (около 1330 г.), описанный последним в диалоге «Флорентий». В то время Варлаам пользовался покровительством Кантакузина, а старые ученые, принадлежавшие ко двору низверженного императора, были в немилости. Сам Григора отрицательно относился к афонским исихастам, обвиняя монахов в чревоугодии, тунеядстве и даже в обмане верующих. О деятельности Варлаама, о его миссии на Западе, о его влиянии на ранних гуманистов в Италии, о философском трактате Акиндина, представляющем попытку применить аристотелевское учение о родах и видах к определению сущности и свойств Божьих, — см.: Ф. И. Успенский. Богословское и философское движение в Византии XIV в. (Журн. Мин. Нар. Просв. 4. 279. 1892). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3443...

Затем, что душа наша разумна, доказывается тем, что чувства наши недостаточны для постижения вещей; ибо для знания существующаго мы не довольствуемся одним прикосновением чувства. А когда мы не желаем останавливаться на этом, то чувство без помощи разума оказывается безсильным различить то, что одинаково по форме, подобно по цвету и различно по природе. Поэтому, если чувства, будучи лишены содействия разума, дают нам ложное представление о существующем, то нам нужно обсудить, можно ли на самом деле постигнуть существующее или нет, и если можно постигнуть, то сушествует ли другая сила, лучшая по сравнению с чувствами, которая могла бы достигнуть этого. Если существующее не может быть постигнуто, то у нас не будет возможности [познать] то, что наблюдается нами иначе по сравнению с тем, как оно существует в действительности. Но что вещи могут быть постигнуты нами, это ясно из того, что мы употребляем их в свою пользу соответственно с свойствами каждой и снова обращаем в то, во что мы желаем. Поэтому, если доказано, что вещи могут быть постигнуты нами, а чувства, если они лишены помощи разума, дают о них ложныя представления, то это будет ум, который все разумно взвешивает и познает все, как оно в действительности существует. Ум же разумная часть души, — следовательно, душа разумна. Кроме того, мы ничего не делаем, чего прежде не начертаем сами себе, а это не иное что, как достоинство души, ибо знание существующаго не извне привходит в нее, но она сама как бы своими собственными примышлениями украшает все существующее. Вследствие этого она в самой себе предварительно живописует вещь, и таким образом затем обнаруживает ее на деле. Достоинство же души заключается не в чем ином, как в том, чтобы все делать согласно с разумом, — ибо этим она и отличается от чувств. Следовательно, доказано, что душа разумна. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3061...

   другом приложении - к очерку жизни и трудов епископа Пимена, выходящего в изданииТроице-Сергиевой лавры в 2000 году, автором коего является составитель настоящего сборника.    В книге, изданной теперь, — проповеди и речи епископа Пимена, сказанные во Владикавказе, Урмии, Перми, Петрограде и Верном.    Произнесенное почти сто лет назад поучение, несмотря на неизбежные моменты архаичности в частностях, сохраняет первозданную значимость для читателя-христианина и теперь. Личность же говорящего окончательно преобразует каждое слово в настоящее событие христианского свидетельствования. Не случайно проповедь - это прежде всего живое слово, и очень важно, кто именно его произносит, какая судьба стоит за всем, о чем говорит проповедник.    По словам слышавших Пимена говорил он ясно, раздельно, совершенно понятно и увлекательно, но, к сожалению, его неповторимая живая интонация потеряна для нас навсегда.    Нелишне напомнить читателю, что в годы, когда произносились проповеди, записывающих устройств не существоавало. Только личной собранностью, неутомимостью в служении, аскезой монашеского образа жизни можно объяснить возвращение к сказанному и переложение в текст для последующей публикации.    Не только вечные истины христианства, но и злободневность, которая пульсирует в устном слове, здесь представленном, поучительны и очистительны для нас. Чего стоит то «нравственное обеспечение» германской войне, которе содержится в них! Кто бы теперь призывал русский народ сострадать и помогать воюющим за правое российское дело в Чечне! Оценка текущих событий с точки зрения Евангелия — труднейшая иответственнейшая тема проповеди, и только огромная искрення любовь к православному народу побуждала не бояться ее.     Ольга Ходаковская     21 января 2000 г. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3826...

Все речи Христа, напротив, дышат святым, величавым спокойствием: в них нет ни возбуждения, ни торопливости; Христос не поражается собственными мыслями, не приходит от них в душевное волнение, подобно прочим смертным, которым возвышенные мысли даются не часто; о самых высоких предметах Он говорит так спокойно и просто, что, как будто бы, Он о них вовсе и не размышлял, и в то же время так ясно и определенно, что всякий чувствует, как хорошо Он знает о них. Отсутствие этой, по видимому, вполне естественной и необходимой восторженности в слове Христа указывает на Его безмерное превосходство над всеми величайшими пророками и учителями. Слова Христа не были вдохновением свыше, как это было у пророков (почему они и говорили: «тако глаголет Господь»), — а были действием Его Божества, единосущия с Отцом, плодом Его Божественной мысли. Для него не было надобности восторгаться: как царский сын, рожденный и воспитанный среди величия и блеска, говорит о них без всякого увлечения, так и Христос говорит о высоких истинах с неподражаемым спокойствием, хорошо показывающим, что Он родился среди них, сжился с ними. Жизнь в Боге не была для Него исключительным состоянием, «восхищением» ума, редко достижимою высотою, до которой Он поднимался-бы только в счастливую минуту необыкновенного воодушевления; нет, — это было обычное Его состояние, и Христу нужно было только оставаться Самим Собою, чтобы всегда говорить о самых высоких истинах просто, спокойно, без всяких волнений, колебаний.    Итак, учение Христа Спасителя и по содержанию и по форме стоит неизмеримо выше всякого человеческого учения: никогда человек не говорил так, как говорил Христос. Это потому, что Он — Божественный Учитель, или, как называет Его блаженный Августин, — «Учитель учителей, Коего школа на земле, а кафедра на небе».    Мы рассмотрели некоторые черты Личности Христа в тех видах, чтобы показать Божественное достоинство Его и чрез то возбудить веру в Него, как Сына Божия, ибо вера во Христа распространяется не столько внешними доказательствами, логическими доводами, историческими исследованиями, сколько живым представлением Божественной Личности Христа. Мы почитали бы себя в высшей степени счастливыми, если-бы нам удалось сообщить хотя сколько-нибудь ясный образ Божественного величия Христа. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

Государова Мария Содержание Материнство Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).    ...сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа... Пс. 127,4-5.      Ребенок заявил о себе как-то неожиданно. Настырно " постучав изнутри " , он сначала перепугал меня, но когда я поняла, что произошло, страх прошел. Через мгновение придя в себя, я почему-то подумала: это мальчик. И дальше уже сомнений не возникало: будет сын.        Надо сказать, что время рождения Кирилла пришлось на начало 80-х годов, когда в храме стояли в основном одни старушки, и молодая женщина, пришедшая в храм, тем более " в положении " , вызывала у кого удивление, а у кого-то радостное умиление. Я помню, как бабушки все хотели меня усадить, по очереди уступая мне место на лавочке. Давали какие-то советы и страшно смущали, приговаривая: " Какая молодец, в " церкву " пришла " .      Потом только через много лет я поняла это " молодец " - что важно причащать младенца, еще нося его во чреве. А тогда я приходила в храм, потому что мне сказали: " В твоем положении надо причащаться, потому что вместе с тобой причащается твой ребенок " .      С тех пор, как ребенок " отозвался во чреве моем " , и до сегодняшнего дня моя жизнь перестала принадлежать мне одной. Я стала замечать за собой, что все, что бы я ни делала, я делала вместе с ним и для него. Наверное, этот момент и есть чудо. Как будто встреча еще не с самим ребенком, а с новой жизнью. Какая-то тайна живет внутри тебя, ты замираешь и, почти не дыша, начинаешь слушать. Как музыкант настраивает инструмент на нужный ему звук, чтобы потом зазвучала музыка, так и ты настраиваешь свое сердце на звук новой жизни, живущей внутри тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2025...

Словно застыла я на некоторое время, забыв о бусах, лежавших у меня на коленях; и старалась, с помощью этого нового восприятия, постичь что такое — «любовь». Солнце в течение целого дня было закрыто тучами и время от времени падали короткие ливни; но вдруг выглянуло солнце, во всем своем великолепии.. . «Может быть, это — «любовь»?» спросила я учительницу. Словами гораздо более простыми, чем я сейчас рассказываю об этом, Анна объяснила мне: «Ты, Елена, не можешь дотронуться своей рукой до тучи, но дождь ты осязаешь и знаешь, как рады цветы и жаждущая земля этой падающей с неба воде в знойные дни... И любовь, — ты не можешь осязать, но чувствуешь благодать, которая исходит от любви и проникает повсюду. Без любви, Елена, ты не будешь счастлива, — тебе даже не захочется играть...» Истина тогда меня озарила. Я почувствовала невидимую связь между моим внутренним душевным миром и миром других существ» Так пишет слепая и глухонемая Елена Келлер, в своей замечательной книге: «История моей жизни». Елена постигла то, что истинная связь всех людей, это любовь. В 1904 году она окончила, с отличием, Коледж Радклифа. И стала, с этого времени, неутомимой слугой всех несчастных. Еленой Келлер написан ряд ценных книг и прочтено много лекций во многочисленных аудиториях; она состояла советником и консультантом у ряда правительств и всею своею жизнию является примером того, как драгоценно в человеке — торжество духа над материей. Елена Келлер — глубоко верующий во Христа Иисуса человек, молящийся Богу Живому. Она так вчитывается пальцами в экземпляр своей Библии, напечатанной по системе Брайля, для слепых, что выпуклые знаки этой Библии почти стерлись. Жизнь Елены Келлер, есть удивительное свидетельство живого человеческого духа, его торжества над материей. Того, что главное в человеке, есть личный, бессмертный дух, призванный к бесконечному развитию и совершенствованию. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3294...

«Наше методическое пособие адресовано всем специалистам, которые занимаются помощью семьям, и включает в себя пошаговый опыт создания проектов помощи семье, который можно воспроизвести, — рассказала консультант издания, руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Екатерина Борисенкова. — Мы надеемся, что наш опыт вдохновит на создание новых проектов, которые сделают жизнь многодетных семей легче и радостнее». Книга будет интересна сотрудникам некоммерческих организаций, специалистам государственных учреждений социальной защиты населения, священникам, которые занимаются социальной работой на приходах, настоятелям храмов и благочинным епархиальных округов, социальным работникам храмов и сотрудникам социальных отделов епархий. Пособие в формате PDF, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности . Помощь многодетным семьям является одним из важнейших направлений социальной деятельности Русской Православной Церкви. В настоящее время на территории России и других стран действует 261 церковный центр гуманитарной помощи. Бóльшую часть из них открыли при поддержке Синодального отдела по благотворительности. Здесь многодетные семьи могут получить продукты, вещи, гигиенические наборы, коляски, детские кроватки и другие необходимые вещи, социальные отделы епархий оказывают адресную материальную поддержку семьям с большим числом детей, в частности, помощь со сборами в школу и приобретением мебели и крупной бытовой техники.   Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью . Диакония.ru / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2023/01/19/sinodalnyy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010