Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Русская практика XVI – сер. XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела неск. отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитал. греч., груз., ранних слав.) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1-й и 3-й часы; 6-й и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов В. п. совершался особый чин омовения св. мощей . (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в В. п. Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также и к к-польской традиции в В. п. мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или мон-ре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение В. п. было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. уже существовала практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в В. п. плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка: во-первых, совершение утрени В. п., как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг и совершение вечерни В. п. обычно среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (как по Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность делать удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часами Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в В. п. торжественного обряда изнесения из алтаря св. плащаницы, положения ее на специальном столе-гробнице посреди храма и лобызания ее, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В Греции обретены мощи мученика, благоухавшие как в древние времена (ВИДЕО И ФОТО) г. Кастория, 2 декабря 2014 г.      Во время вечернего богослужения в деревню Хилиодендро (Касторийская митрополия) перенесли мощи малоизвестного мученика, священника Василия Карапаликиса, принявшего мученическую кончину в 1902 году от пули и топора, которым турки-мусульмане размозжили ему голову. Батюшка был широко известен своим благочестием, его почитали даже мусульмане. Но зависть к такой святой жизни возбудила ярость турок-завоевателей, которые убили его, пишет Romfea. Прошедшие 112 лет были наполнены чудесами и благодатной помощью жителям деревни. И вот святая Церковь, принимая во внимание все эти многочисленные факты, причислила мученика за веру к лику святых. Мученическая кровь, пролившись за Христа, освятила это место Митрополит Кастории Серафим назначил на 27 ноября чин омовения честных мощей, которые, по свидетельству очевидцев, сильно благоухали во время совершения вечерни и чина омовения. Также вместе с владыкой Серафимом чин омовения совершили митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел и митрополит Врисфенский Феоклит. В своем слове владыка Павел сказал о цене мученической крови, которая, пролившись за Христа, освятила это место. Остановился он и на вопросе кремации (напомним, что недавно Элладская Церковь постановила, что не будет отпевать людей, завещавших себя кремировать ),  сказав, что вот, перед нами святые мощи, и вы можете сами видеть, что тело человека — не утилитарный предмет для переработки, а храм Божий. Все, происходившее в этот вечер в деревне Хилиодендро, напомнило древние времена, когда христиане омывали кости мучеников и слагали их под престолы храмов. Митрополит тоже пожелал, чтобы мощи мученика находились за Святым Престолом храма. Рейтинг: 7.6 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75578.html

Афанасию Императором Никифором и хранится в золотом кивоте, украшенном крупными перлами; этот крест погружается в воду на день Крещения Господня и в первое число каждого месяца. В храме есть драгоценное собрание св. мощей, частиц почти всех именитых Угодников Божьих первых веков христианства; истина св. мощей засвидетельствована царскими грамотами и печатями жертвователей. Так в этом собрании есть: 1) целая глава св. Василия Великого ; 2) глава св. Михаила, Епископа Сунадского; 3) глава св. мученика Евстратия; 4) большая часть мощей св. Иоанна Златоустог о; 5) часть мощей св. Феодора Стратилата; 6) глава мученицы Минодоры; 7) часть мощей св. Андрея Первозванного; 8) частицы мощей Евангелиста Луки, св. мученика Кирика и других. Против дверей соборного храма к западу находится обширная трапеза, имеющая около 10-ти сажень длины и 7-ми ширины. Она имеет крестообразную форму. Во всю длину её расположены по стенам двадцать четыре треугольных, четыреугольных и круглых стола, изсеченных из самого лучшего мрамора, в самом конце трапезы двадцать пятый стол – игуменский; в правом углу кухня, в левом хлебная и винохранилище, и в обоих кладези с водой для омовения посуды. Стены трапезы росписаны живописью: на них изображены все преподобные Афонские. Между трапезой и соборным храмом на небольшой площадке возвышается на восьми мраморных столбах крещальня, увенчивающаяся куполом, который внутри росписан священными изображениями. Среди этой крещальни стоит колоссальная чаша, называемая фиал; она изсечена из одного куска драгоценного мрамора, и назначена для того, чтобы в ней совершалось освящений воды в праздник Богоявления и, по обычаю святой горы, в первое число каждого месяца. Лаврский фиал великолепнее и древнее, чем фиалы в других обителях. Крещальня осеняется двумя девятисотлетними кипарисами, посаженными еще основателем Лавры св. Афанасием. За алтарем соборным находится небольшая церковь во имя св. Михаила, Епископа Синадского. Она сооружена усердием Валахского Воеводы Матфея по причине чудес, совершавшихся от главы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Необходимо отметить, что славянский мир и Древня Русь несомненно были знакомы с обрядом омовения мощей, если понимать мощи в их широком смысле – как тела усопших вообще. В свое время, анализируя летописное сообщение 1044 г. о «крещении» костей князей Ярополка и Олега, мы попытались интерпретировать его как свидетельство существования на Руси восточно-христианского обряда посмертной эксгумации и омовения останков родостамной 1030 . О существовании такого обряда на Руси определенно свидетельствует и костница, исследованная археологически в 1989 г. в Антониевых пещерах Чернигова 1031 . Древнерусская переводная литература также знала понятие «омовение телес святых», возникшее, однако, из-за особенностей перевода, что, вместе с тем, представляется характерным. Так, в пандектах Антиоха XI в. существует рассказ об омовении патриархом Иерусалимским Модестом (614–628) святынь разоренного города: «Модест же преподобный приступль, вся телеса святых собрав, омы» 1032 . Однако в оригинале стоит «elousen» 1033 , что означает омовение не водой, а маслом, и отражает упомянутую выше восточно-христианскую практику почитания мощей. Новгородское происхождение списка ГИМ Син. 30, созданного в XI в. 1034 , признаваемое большинством исследователей, как и исключительная популярность Пандект на Руси, могли в какой-то степени способствовать происхождению чина омовения мощей. Не безынтересны и наблюдения академика В. В. Виноградова над фразеологией русского языка. Так, он ставит фразу «перемывать косточки» в первоначальную связь с обрядом «вторичного захоронения», известного в средневековье в Византии, а в Сербии и Хорватии вплоть до начала ХХв. 1035 Эксгумация совершалась через 3, 7 или 18 лет, после чего, если останки представляли собой кости, они омывались вином и водой. Если останки за это время не разложились, оставаясь «нетленными», то в местной традиции это считалось признаком нераскаянных грехов, покойник рассматривался как «заложный», и в могилу вбивался осиновый кол. Вместе с тем необходимо отметить, что на Руси в области литургики погребального обряда проявилось определенное отличие от Христианского Востока. В частности, это относится к отсутствию в древнерусских служебниках чина елеоосвящения над умершими, известного по греческим и сербским евхологиям XV–XVI вв. – см. Синайские рукописи 980, 981 (приписка Euchologion nekrosimon XVI в. в рукописи XIV в.), 995 (1481 г.), Святогробская библиотека 615 (1522 г.), библиотека Афонского монастыря Евсигмен 214 (XVI в.), евхологий Афонского монастыря Ксиропотаму, евхологий Афонского монастыря Кутулумусиу 358, – хотя параллельно с ним существовал обряд простого возлияния елея 1036 . О такой практике на греческой почве определенно свидетельствует свт. Симеон Солунский , который проводит четкое различие между обрядом елеоосвящения над умершими и простым возлиянием елея на одр, причем первый обряд, судя по всему, осуждался частью греческого духовенства 1037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 18 ноября, 2011 Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 25 октября 2011 года в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости состоялось омовение и переоблачение мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г. Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна. Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь. Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/pereoblachenie-moshhej...

По сказанию диакона Павла, бывшего в России с Антиохийским патриархом Макарием, в 1651 году, патриарх Никон , войдя в тот придел, где находилась риза, сделал земной поклон пред ковчегом, в котором находилась риза, окадил его и на голове перенес на средину храма. Здесь он вскрыл царскую печать, которою был запечатан ковчег, поднял крышку, и вынул оттуда нечто в роде маленькой книжечки, украшенной золотом и дрогоценными камнями, и с величайшим благоговением положил ее подле ковчега; затем он приподнял немного покров, из под которого показалась настоящая риза; он окадил ее, сделал поклон и облобызал ее: тоже сделали и другие. По словам Павла, эта риза представляла льняную темно-красного цвета одежду, которая поражала своим блеском и наполняла сердца всех, приближающихся к ней, чувствами благоговейного страха и трепета (Рущинский Религ. быт русских. М. 1871, стр. 56). В 1693 году вскрытие печати было в алтаре. Патриарх, по принесении св. мощей в Успенский собор, положив их на столе и воздев митру, пошел со властьми «по ризу Спасителеву, и распечатав и выложа из ковчега на гроб Господен, и покадив трижды, и на стороны властей, и отдав кадило архидиакону, поднял на главу, а под руки вели два митрополита. И пришед к налою, и положили на налой, и взяв кадило у архидиакона и кадил окрест Спасителевы ризы и мощей и распятие (Патр. вых. стр. 38). По принесении и положении св. мощей и ризы Господней на средину храма начиналось действо омытия св. мощей 100 . Во времена патриаршества при действе омовения св. мощей бывал царь. Иногда он шествовал при этом во всех трех крестных ходах, именно: во-1-х, из Успенского собора в Благовещенский, когда шли за святыми мощами; во-2-х, из Благовещенского собора в Успенский, при несении туда св. мощей; в 3-х. при отнесении их обратно из Успенского собора в Благовещенский (так было, например, в 1678, 1680, 1683, 1684 годах). (Дворц. разр. Т. IV, см. эти года); иногда же указывается хождение царя в двух крестных ходах – из Успенского собора в Благовещенский за св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При подходе процессии к царским вратам храма, которые, как и прочие алтарные врата, закрыты, архиерей возглашает: «Благословен еси Христе Боже наш...». Сопровождаемый пением стихов из 23-го псалма: «Возьмите врата, князи, ваша...», архиерей ставит дискос с мощами на приготовленный для этого стол, читает молитву обновления храма и молитву входа. Затем он опять возлагает дискос с мощами себе на голову, осеняет им царские врата, и они открываются. Клир входит в алтарь под пение певцами тропаря «Якоже вышния тверди благолепие...». Святые мощи кладутся в алтаре (где происходят определенные священнодействия по освящению трапезы), и совершается литургия 377 . Слово также сообщает о совершении литургии после пения духовенством при входе в алтарь с мощами «петия». Возможно, и оно сопровождалось подобными священнодействиями, однако исполняемые при этом тексты должны были быть другими, поскольку мощи полагались в уже давно освященной кафедральной церкви. После литургии было совершено водосвятие мощами («святыми мощьми воду свящьше»), хотя, конечно, согласно церковным правилам, первоначально вода была освящена крестом, и лишь затем ею были омыты мощи 378 . Таким образом, в соответствии с рассказом «Слова на обретение мощем», торжества обретения мощей св. Климента включали: 1 . (вечерню) 379 ; 2 . литанию за город; 3 . совместную коленопреклоненную молитву над местом нахождения мощей; 4 . утреню; 5 . (пение Псалтири между утреней и литургией, во время которого были найдены мощи); 6 . литургию; 7 . литанию в город; 8 . торжественную встречу процессии горожанами у ворот города; 9 . чествование мощей на городской башне и чтение Похвального слова празднику; 10 . перенесение мощей в церковь св. Леонтия; 11 . (вечерню), панихиду (и утреню); 12 . литанию в пределах города; 13 . литургию с водосвятием и омовением мощей. Все источники, касающиеся вопроса о том, в рамках какой литургической традиции находился чин обретения мощей святого, достаточно определенно говорят о принадлежности его к традиции Великой Церкви (песненное последование и полный кондак в «Слове на обретение мощем», сообщение о прибытии клира Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела несколько отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитальянкие, греческие, грузинские, ранних славянских) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1 и 3-й часы; 6 и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов Великой Пятницы совершался особый чин омовения св. мощей (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в Великую Пятницу Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также - и к константинопольской традиции в Великую Пятницу мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение Великой Пятницы было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. существует практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в Великую Пятницу плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции, плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка - во-первых, совершение утрени Великой Пятницы, как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг, и совершение вечерни Великой Пятницы, как правило, среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (согласно Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность: удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часа-ми Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в Великую Пятницу торжественного обряда изнесения из алтаря св.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

1 января 1833 года прп. Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 2 января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходившей из келлии преподобного. В келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери Умиление со сложенными крестообразно руками, с медным Распятием, но уже бездыханный. Желая дать возможность почитателям проститься с преподобным, лежащим уже во гробе, восемь суток оставляли почившего непогребенным. Он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний. В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня. У раки с его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеления. 29 января 1903 года Святейший Синод Российской Православной Церкви вынес свое решение: «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами». Этим собственно актом и начинаются дни подготовительные к торжеству открытия мощей, совершить которое было поручено митрополиту Петербургскому Антонию с сонмом особо назначенного духовенства. Митрополит Петербургский Антоний прибыл в Саров к 3 июлю, и в этот день гроб с останками прп. Серафима был перенесен с места его упокоения в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия, в алтаре которой и предположено было совершить омовение честных мощей о. Серафима. Это перенесение не ускользнуло от взора скопившихся уже в Сарове богомольцев и произвело на всех глубокое впечатление. Гроб был установлен посредине храма. Митрополит Антоний по неотступной просьбе усердствующих паломников благословил допускать на некоторое время народ ко гробу преподобного. Затем гроб был внесен через северные двери в алтарь и здесь было совершено омовение и переложение мощей в новый кипарисовый гроб. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов), ключарь Тамбовского кафедрального собора священник Т. Поспелов, иеромонах саровский — благочинный монастыря, под личным руководством митрополита Антония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

После омовения мощей приступили к их отождествлению с конкретными лицами. Начали с черепов. Череп митрополита Филарета был уже идентифицирован до этого. С Божией помощью удалось правильно определить и другие. Следующим этапом было отождествление останков. Здесь все оказалось сложнее. Быстрее и легче других были идентифицированы мощи митрополита Филарета, поскольку он, как известно, был маленького роста, и это, естественно, сказалось на размерах костей. Сложнее оказалось определить святые мощи святителя Иннокентия и мощи архимандрита Антония. Но и с этим, слава Богу, справились. К концу дня эта часть трудов была закончена. Отождествленные мощи клались на тот же расположенный посередине храма на возвышении и покрытый пеленой щит, на который их поместили после внесения в храм и с которого потом сняли для омовения. Мощи располагались в правильном анатомическом порядке по лицам: слева – архимандрита Антония, в центре – митрополита Филарета, справа – святителя Иннокентия. Потом мощи святителя Иннокентия и митрополита Филарета были покрыты архиерейскими мантиями, мощи архимандрита Антония – архимандричьей, а главы – белыми воздухами. Затем были возжены лампады, свечи на поставленных в изголовье подсвечниках и кадильницы с благовониями. Поздно вечером, около 22 часов, Духовскую церковь посетил Священноархимандрит Лавры Святейший Патриарх Алексий. Святейший Патриарх сначала осмотрел раскопанные гробницы и яму, из которой были извлечены честные мощи. Потом он вошел в храм и выслушал подробный рассказ о проделанной работе. После этого была пропета «Вечная память» митрополиту Филарету и архимандриту Антонию и «Величание» святителю Иннокентию. Так первый раз после многих десятилетий глумления были прославлены святые мощи святителя Иннокентия и мощи митрополита Филарета и архимандрита Антония. Однако, хотя никто из присутствовавших не сомневался в принадлежности обретенных мощей святителю Иннокентию, митрополиту Филарету и архимандриту Антонию и в том, что мощи правильно идентифицированы, для большей убедительности следовало пригласить специалистов-антропологов. Святейший Патриарх дал на это свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010