Письмо это получено было мною от преосвященного митрополита Филарета при следующей записке от 30-го числа: «Простите поеосвященнейший, что я открыл принадлежащий вам конверт. Князь Урусов положил его пред меня с другими, и я не мог думать, чтобы между ними был не принадлежащий мне». 28-го числа – это был Великий четверг – между мною и преосвящ. Леонидом произошло некое истинно дружеское пререкание. На страстной неделе мы разделили с ним служения в Успенском соборе. Я желал совершить утром в Великий пяток омовение св. мощей, чувствуя, между тем, простуду в теле, а преосвященному предоставлял отправить вечерню. Но его преосвященство, в виду моей болезни, утром в четверток пигет мне: «Милость Божия помогла мне сегодня- надеюсь и завтра поможет. Пожалуйста поберегите себя. Переход из собора в собор и открытые двери могут быть для вас не безопасны. Если вы мне благословите, я охотно рад итти и на омовение, и к вечерне. Об утрени в субботу поговорим завтра вечером. На омовение мантия не нужна; а старое какое ниб. облачение». Между тем я, не думая что болезнь моя усилится, все-таки желал совершить омовение мощей, и потому писал своему возлюбленному собрату: «Искренно благодарю вас за вашу братскую готовность заменить меня завтрашний день в служении. Но мое здоровье в настоящую минуту, по милости Божией, довольно удовлетворительно, и потому я прошу вас покорно предоставить мне исправить в соборе, если не оба служения, то по кр. мере одно – утреннее. Что-же касается до утрении в В. субботу, то я братски прошу вас не беспокоится на счет сего служения; разве только внезапное какое-ниб. препятствие встретится мне к совершению этого служения: тогда я не замедлю уведомить вас». На это преосвященный: снова пишет мне: «Не следует ли мне продолжить спор? Не мне-ли итти на омовение, а вам на вечерню? По милости Божией, я не принимал никаких возбудительных лекарств, а ваши потогоны и натирания подвергают вас опасности. За вечернею же вы испытаете себя и войдете в дело постепенно. Как после этих строк решитесь, прошу уведомить в половине осьмого часа утра. – Покойной ночи с Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Это поставление в храме столов, убранных поволоками или скатертями, на которых в ряде случаев уже стоят свечи, чаши с водой и Евангелие, благовест к часам, облачение архиерея в храме и шествие «со кресты» за святыми мощами в отдельно стоящий храм, алтарь или сосудохранительницу, перенесение мощей в храм и поставление на приготовленных тетраподах, каждение и начало службы Великих часов, начало освящения воды на 9-м часе (так в Московском Успенском соборе в 1630–1650 гг., однако в Софийском Новгородском соборе XVI–XVII вв., в Нижегородском Преображенском соборе омовение происходило на 6-м часе, а в Москве в 1675 г. и в Холомогорах – по отпусте самих Царских часов). Чиновники фиксируют, что сами молитвословия освящения воды произносятся соборным духовенством, а погружение креста – служащим архиереем, после этого следует омовение святых мощей, чин поклонения им с последующим целованием, раздача святой воды, кропление храма и народа и отпуст часов. Как мы видим, незначительные расхождения в богослужебном последовании относятся в основном ко времени освящения воды. Примечательно, что в поздних Чиновниках конца XVII–XVIII вв., связанных с московской Патриаршей традицией, чин омовения совершается после отпуста часов, а не вместе с ними. В этом видится новый этап изменения богослужебного последования, который достаточно решительно порывает с дореформенными литургическими традициями, предполагающими возможность совершения нескольких служб одновременно. Чин омовения мощей в этом случае хоть и сохраняется в обиходе, однако приобретает некоторую обособленность и определенную упорядоченность, поскольку Чиновник сообщает, что вода освящается «августовским священием». Характерную особенность имел этот чин и в Новгородском Софийском соборе XVI в., где чин Царских часов непосредственно перетекает в богослужение вечерни Великого Пятка, вследствие чего целование мощей совершается на 3-м часе. В любом случае освящение воды предшествует омовению мощей, т. е. мощи омываются освященной водой, что отличает данный чин Великого Пятка от последования требников, где, как зачастую можно судить лишь по контексту, само омовение мощей по сути своей совпадает с освящением воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13-го пишет преосвященный: «Благословите мне ехать сегодня в Чудов для чтения великого канона». 14-го получаю от него следующую записку: «Имею надобность быть в четвертом часу у владыки; поэтому, чтобы не опоздать в Чудов, думаю просить вас о благословении сегодня в Чудов мне не ехать». 15-го числа преосвященный пишет мне: «Мне сказано на счет воскресной службы следующее: готовиться на случай, если владыка не станет совершать литургию, а если станет, то и мне служить с ним. На обряде «православия» быть и вам, и преосв. Никанору, и мне. Если вы рассудите служить в воскресенье и пожелаете служить не особо, а со владыкою: то надобно вам будет ныне же запискою предупредить Сакеллария, чтобы он доложил о желании вашем владыке, если сами не пожелаете утруждать его завтра. Затруднение может встретиться в том случае, если владыка прикажет мне совершать литургию: тогда двум викариям едва ли будет кстати быть вместе в неравенстве действий, при совершенном равенстве степеней службы». 18-го февраля – память св. Льва, папы Римского : день мирских именин преосвященного Леонида. По этому случаю он пишет мне: «Благословившись у владыки и у вас, я сбираюсь в Чудов (без сомнения, для служения); соберитесь и вы часам к 2-м на Саввинское (разумеется для трапезы)». На страстной неделе мы разделили с преосвященным служения в Успенском соборе: я желал совершать утром в великий пяток омовение св. мощей, чувствуя, между тем, простуду в теле, а преосвященному предоставлял отправить вечерню. Но его преосвященство, в виду моей болезни, в великий четверток, 28-го марта, пишет мне: «Милость Божия помогла мне; надеюсь, и завтра поможет. Пожалуйте, поберегите себя. Переход из собора в собор и открытые двери могут быть для вас не безопасны. Если вы мне благословите: я охотно рад идти и на омовение и к вечерни. Об утрени в субботу – поговорим завтра вечером». Меледу тем я, не думая, что болезнь моя усилится, все-таки желал совершить омовение мощей. Тогда преосвященный снова пишет: «Не следует ли мне продолжать спор? Не мне ли идти на омовение, а вам на вечерню? По милости Божией, я не принимал никаких возбудительных лекарств, а ваши потогоны и натирания подвергают вас опасности; за вечернею же вы испытаете себя и войдете в дело постепенно. Как после этих строк решитесь, прошу уведомить в половине восьмого часа утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

57-60 (или 61; нек-рые ркп. дают иное чтение: Ин 19. 38-42), «Сподоби, Господи» и проч. тексты вечерни. В конце вечерни совершался чин омовения Креста, во время к-рого пели ряд тропарей (нач. 1-го: «Проси, Иосиф, Тело Твое»; в одной из рукописей в конце вечерни указано Причащение, что указывало на совершение литургии Преждеосвященных Даров, возможно из-за к-польского влияния - см.: Janeras. P. 295). Обряд омовения Креста в В. п. известен в позднейших копт. и сир. традициях; он изображает погребение Тела Христова (Ibid. P. 344); в позднейшей правосл. традиции чин омовения Креста вошел в последование Воздвижения Креста 14 сент., с ним связан и чин омовения мощей (см. ниже). Гимнографические тексты, приводимые в сохранившихся рукописях Иадгари, груз. переводе древнего иерусалимского Тропология (гимнографического сборника), отражающем практику VII-IX вв.- это те же тексты, что упомянуты в груз. Лекционарии, дополненные нек-рыми новыми ( Метревели. Иадгари. С. 191-205). Т. о., в IV-IX вв. в Иерусалиме была собственная литургическая традиция, сильно отличавшаяся от той, к-рая отражена в послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах, получившая во II тыс. по Р. Х. всеобщее распространение в правосл. Церкви. После 1009 г., когда Иерусалим был в очередной раз разорен захватчиками, свидетельств о бытовании в Св. граде особой литургической традиции уже нет - богослужения совершаются здесь так же, как в К-поле и повсюду на греч. Востоке. Однако практика Иерусалима в 1-м тыс. по Р. Х. оказала на христ. богослужение в целом, в т. ч. и на богослужение К-поля, большое влияние, и многие ее элементы, через посредство к-польской традиции, сохраняются в Церкви и поныне. Святогробский Типикон (Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г.) - единственный визант. памятник младше 1009 г., имеющий значительное сходство с памятниками иерусалимской традиции I тыс. по Р. Х. Этот Типикон написан во время пребывания Иерусалима под властью крестоносцев и лат. клира и вряд ли отражает реальную богослужебную практику того времени; возможно, в его основе лежит более древний памятник.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Учитывая, что в некоторых случая чиновники умалчивают о чине освящения воды, а в некоторых – прямо или косвенно – указывают на службу малого водоосвящения, стоит предположить, что чтению водосвятной молитвы предшествуют присущие этому чину стихиры, принципиально отличающиеся от тех, которые нам известны в чинах омовения мощей, зафиксированных в служебниках и требниках. Исчерпывающую информацию дают соборные чиновники и о том, как омовение мощей совершалось «технически». Так, в Новгородском Софийском соборе в XVII в. вода с водосвятного креста стекала на два «порожжих блюда». Водою с этих блюд с помощью губки юрьевский и хутынский архимандриты отирали иконы у «Никиты чудотворца» в приделе свв. Иоакима и Анны и у «Иоанна Архиепископа» в Предтеченском приделе. Сам архиерей отирал мощи и кресты на столе, стоящем на середине храма. Само омовение происходило над дискосом, на который из губки была выжата святая вода. После этого вода с омытых мощей и крестов с дискоса выливалась в чашу, и все повторялось заново. В Новгороде столетием раньше мощи после омовения вытирались «хлопчатою бумагою» крестообразно – ритуализирован был даже сам процесс отирания.  Нельзя не обратить внимание на то, что это описание дословно совпадает с текстом «Домостроя» XVI в.: «А вод а святити... всегда единым Животворящим крестом, погружает его Зж святитель или священник и поюще тропарь: „Спаси Господи, люди твоя” Зж, а на Богоявлении тропарь: „Во Иердани крещающуся Ти ся, Господи” Зж, а на блюде лежат святые кресты и иконы и чудотворные святые мощи, и ис чаши вынимая крест над блюдом держит и со креста вода идет на ту святыню и по погружении креста и по священии святой воды помазует губою обмакая в ту святую воду честныя кресты и святыя иконы и чудотворные мощи еслико суть во святом храме или в дому, глаголя тропари коемуждо святому святую икону помазующе, и с тех икон губу выжимает в ту же святую воду и паки иные святыни помазует такожде и тою святою водою кропит олтарь и весь храм крестообразно, и в дому также по всем храмам кропит, и народ весь и достойные верою помазуются» 1021 . Характерно, что столетием позже в Москве и в соборах, связанных с московской литургической традиций, нормой будет погружение святых мощей в чашу. Здесь мощи опускались в чашу со святой водой («мочились»). Под 1675 г. в чиновнике патриарха Иоакима записано: «погружает мощи святых в чаше, малую часть омочает, а которых мощей нельзя погружать, и те святые мощи отирает губой» 1022 . В Холмогорском соборе порядок, по понятным причинам, дословно совпадал с московским: «погружает мощи святых в чаше, а которых мощей не льзе погружать, а тыя отреет губою и оцежет губу над чашею и абие кропит церковь святою водою» 1023 . Кроме кропления, кружки со святой водой из Московского Успенского собора подносились членам царствующей фамилии, а если они отсутствовали в соборе, то относились к ним в палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В полдень начиналась служба чтений, состоявшая из 12 частей, каждая включала 3 небиблейских стиха, псалом, ектению, коленопреклонную молитву, прокимен и ипакои; кроме того, начиная с 4-й части перед главопреклонной молитвой читается ветхозаветная паремия и Апостол (опускаются в 9-й или 12-й части, так что всего насчитывается 8 паремий и 8 апостольских чтений), а начиная с 9-й читаются еще и Евангелие (так что рассказ о Страстях прочитывается согласно каждому из Евангелий). Все библейские чтения - практически те же, что и в армянском Лекционарии (Ibid. Vol. 1. N 665-698, Vol. 2. N 115-157). Сразу по окончании службы чтений пели вечерню (Ibid. Vol. 1. N 699-703, Vol. 2. N 158-167) по следующему чину: Пс 140 и стихиры, далее - " Свете тихий " , несколько тропарей, ектения, коленопреклонная молитва и чтения (прокимен из Пс 78; Ис 59. 15-21 (в некоторых ркп.: Прем 2. 12-18); Ис 57. 1-4 (указано не во всех ркп.); Плач 3. 52-66; прокимен из Пс 87; Мф 27. 57-60 (или 61; некоторые ркп. дают иное чтение : Ин 19. 38-42), " Сподоби, Господи " и проч. тексты вечерни. В конце вечерни совершался чин омовения Креста, во время которого пели ряд тропарей (нач. 1-го: " Проси Иосиф Тело Твое " ; в одной из ркп. в конце вечерни указано Причащение, что указывало на совершение литургии Преждеосвященных Даров, возможно, из-за константинопольского влияния - см.: Janeras. P. 295). Обряд омовения Креста в Великую Пятницу известен в позднейших коптских и сирийских традициях; он изображает погребение Тела Христова (Ibid. P. 344); в позднейшей православной традиции чин омовения Креста вошел в последование Воздвижения Креста 14 сент., с ним связан и чин омовения мощей (см. ниже). Гимнографические тексты, приводимые в сохранившихся рукописях Иадгари, в грузинском переводе древнего иерусалимского Тропология (гимнографического сборника), отражающем практику VII-IX вв. - это те же тексты, что упомянуты в грузинском Лекционарии, дополненные некоторыми новыми (Метревели. Иадгари. С. 191-205). Т. о., в IV-IX вв. в Иерусалиме была собственная литургическая традиция, сильно отличавшаяся от той, которая отражена в послеиконоборческих византийских монастырских Типиконах, получившая во 2-м тыс. по Р. Х. всеобщее распространение в Православной Церкви. После 1009 г., когда Иерусалим был в очередной раз разорен захватчиками, свидетельств о бытовании в Св. Граде особой литургической традиции уже нет - богослужения совершаются здесь так же, как в Константинополе и повсюду на греческом Востоке. Однако практика Иерусалима в 1-м тыс. по Р. Х. оказала на христианское богослужение в целом - в т. ч. и на богослужение Константинополя - большое влияние, и многие ее элементы, через посредство константинопольской традиции, сохраняются в Церкви и поныне.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

После отпуста, святитель раздавал народу по частям губки и платы, послужившие омовению, за сим начинались часы и божественная литургия. По заамвонной молитве, следовало омовение ног по чиноположению с некоторыми изменениями 298 . 9. В великий пяток. Пред начатием часов и по приготовлении во Входо-Иерусалимском храме на 55-ти блюдах крестов и частиц св. мощей, святитель входил в Софийский собор. По облачении с настоятелями и градскими священниками в священный сан, ходил за мощами с крестным провождением при колокольном звоне. Покадив мощи и по прочтении эктении: Помилуй нас Боже, раздавал кресты и мощи настоятелям и священникам, а сам нес на главе животворящий крест с частию древа креста Господня, положенный на дискосе, при пении стихов того дня, и по входе в собор начинал часы. Во время девятого часа протоиерей совершал освящение воды по чиноположению до погружения креста, который погружался от самого архиерея, и после сего по сторонам шли настоятели Юрьевский и Хутынский с освященною водою, для омовения св. мощей, и сам святитель среди храма отирал губкою кресты и части св. мощей. В продолжение сего предлагалось поучение пространное от протоиерея, дабы имели время прикладываться чиновники и народ к омовенным мощам. По окончании часов, окропляема была церковь св. водою н обратно переносимы были св. мощи во Входо-Иерусалимскую церковь , также при крестном провождении 299 . Примечание. Ныне особенные и общие церковные обряды в соборе отправляются: 1) в неделю православия о поклонении св. иконам; 2) в неделю ваий крестный ход с ваиями из большого Софийского собора во Входо-Иерусалимский, при отправлении во время хода праздничного молебна; 3) в вел. четверток пред литургиею елеосвящение и по литургии омовение ног по чиноположению; 4) в вел. пяток водоосвящение и омовение св. мощей и частиц оных и 5) во дни: богоявления и 1-го августа водоосвящение на реке Волхове по церковному чиноположению. К древним священным обрядам относятся и крестные ходы, некогда совершаемые. В XVII веке, по рукописному архиерейскому Чиновнику или уставу, крестные ходы из Софийского собора совершались следующие: 1. В неделю пред воздвижением после вечерни к Спасо-Преображенской церкви на Ильину улицу 300 . 2. Сентября 14 дня, в день воздвижения креста Господня на Воздвиженскую улицу в церковь Воздвижения честного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМОВЕНИЯ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ЧИН в правосл. литургической традиции один из вариантов чина малого водоосвящения , в к-ром освящение воды происходит через погружение в нее св. мощей (по образцу освящения воды с помощью Древа Креста Господня или др. реликвий Страстей). Чин появился в Византии сначала как выражение личного благочестия (в агиографической лит-ре начиная с VII в. часто упом. случаи освящения воды или иной жидкости с помощью мощей (обычно описываются с использованием греч. глагола πομυρζω) - Pargoire. 1924; Ruggieri. 1993). Регулярное греч. чинопоследование встречается в Россанском Евхологии (Vat. gr. 1970. Fol. 191v - 192, XIII в.). Однако оно, видимо, не получило широкого распространения (впрочем, отдельная молитва (Κτστα τν δτων - Создатель вод), возможно, связанная с этой же практикой, встречается в Барберини Евхологии - Vat. Barber. gr. 336. Fol. 224). В древнерусской традиции «Чин иже омыти мощи святых или крест мочити» нередко совершался как частная треба, а общецерковно - один раз в году, в Великую пятницу (эта традиция сохр. в Успенском соборе Московского Кремля и в Троице-Сергиевой лавре вплоть до 1917). Редакции древнерус. чина полностью еще не изучены. Согласно Потребнику 1625 г., в состав чинопоследования входили: обычное начало, тропари Честному Кресту и святым (чьи мощи использовались), ектения (с прошениями, как в чине малого водоосвящения), главопреклонная молитва (                    ), погружение мощей или Креста, тропарь Крещению Господню (как при великом водоосвящении), тропарь Кресту (как при малом водоосвящении), центральная молитва чина (        ) и заключительные молитвословия (Трисвятое, Отче наш, тропари, ектения, отпуст). В наст. время этот чин не совершается, однако молитва из него -    (с небольшой правкой) - помещена в Требнике как «иная» молитва малого водоосвящения, причем из-за ее краткости священнослужители предпочитают читать именно ее. На Афоне сохраняется традиция погружать те или иные реликвии в воду при ее освящении (напр., на Богоявление в Ватопеде в воду погружают перст св. Иоанна Предтечи ; в Великой Лавре на память прп. Афанасия Афонского при освящении воды в нее погружают часть мощей преподобного и т. д.).

http://pravenc.ru/text/2578395.html

Ради исторической справедливости стоит отметить, что поклонение святыням и в Иерусалиме и в Константинополе, судя по всему, не сопровождалось водосвятием и омовением святыни. Однако о том, что древнерусские типики XVI в. могли предусматривать просто вынос мощей в Великий Пяток для поклонения без водоосвящения, определенно пишет А. А. Дмитриевский , ссылаясь при этом на Солов. 1118 (л. 475 об.), ркп. Анзерского скита 86 (л. 536 об.), Тип. 228 (л. 494 об.) и Волоколмск. 338 (л. 245) 1044 . Этот обряд еще более утверждает нас в мысли о появлении нашего чина в связи с соответствующей византийской практикой. Водоосвящение и омовение мощей и святынь представляется инновацией, возникшей уже вне политических и культурных пределов Империи, возможно, под влиянием частных чинов омовения святыни. Такая эволюция чина оказывается характерной не только для Древней Руси. Об этом определенно свидетельствует грузинская рукопись второй половины IX в. (после 820 г.) из собрания епископа Порфирия (Успенского) (РНБ, л. 164) 1045 . Рукопись представляет собой праздничную Минею, включающую песнопения Триоди. Здесь после отпуста вечерни Страстного Пятка указано омовение Креста при пении стихир Великой Пятницы: «Проси Иосиф», «Источник жизни из ребра Твоего» или «Приидите вернии, познаем Петра покаяние». Нельзя до конца исключить связь между омовением мощей в Великий Пяток и последующей раздачей народу святой воды и другим обрядом Страстной седмицы – чином омовения трапезы и последующей раздачей губок в Великий Четверг, который известен как в греческой традиции с X в. (Mss. Grottoferrata GB I) 1046 , так и в русской с XII–XIII вв. (ГИМ 343:372) 1047 . О том, что Великий пяток был днем повсеместного омовения Кон-стантинопольских церквей и их престолов, свидетельствует «Паломник» архиепископа Антония 1048 . Это также могло отразиться на сложении чина омовения святыни на Страстной. Таким образом, возможно, что на эволюцию чина омовения мощей в Древней Руси повлияли обряд поклонения реликвиям в Великий Пяток, характерный для практики архиерейских кафедралов в Византии, и частный по характеру чин омовения останков, также ведущий свое происхождение из публичного богослужения. Исключительный характер совершаемого действа и почитание святых мощей на Руси в совокупности привели к тому, что чин омовения мощей стал восприниматься древнерусским сознанием как чин освящения воды посредством святых мощей. Именно с таким подтекстом он попадает в требники и служебники XVI–XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присутствовавшие при открытии крышки гроба свидетельствуют, что честные мощи преподобного были завернуты в момент погребения в монашескую мантию, а на голове его возложен был войлочный куколь. Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках, отчего все содержимое в гробу, ввиду дубильных свойств, и самые честные мощи, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного: белье, холщовый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь, – все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба… Известно также, что с самого начала омовения честных мощей в алтаре стало распространяться ясно ощутимое всеми присутствующими благоухание, запах цветов гвоздики и свежего липового меда. Июльский день был ясный, солнечный, жаркий, и церковные окна были открыты настежь. Думалось, что где-нибудь поблизости косят траву, и этот аромат производится скошенными цветами и свежим сеном. А владыка-митрополит, проходя по церкви, обратился к присутствующим даже с такими словами: «Братие, а какое же это у вас мыло, что-то уж очень душистое?» Но оказалось, мыло было то самое, которое привез для целей омовения ключарь тамбовского собора, и то самое, которое в России называлось «грецким» и употреблялось для омовения престолов при освящении храмов. Тогда владыка митрополит осенил себя крестным знамением, и всем присутствующим стало ясно, какое благоухание разливалось по церкви. После переложения святых мощей преподобного Серафима в новую гробницу, митрополит Антоний на некоторое время отбыл из Сарова. За время его отсутствия заканчивались все строительные и разные другие работы. Для богомольцев были выстроены вне стен обители целые корпуса и лавки для продажи съестных припасов. Чрезвычайно пеструю и живописную картину представляли все эти богомольцы, пришедшие насладиться духовным торжеством. Здесь собрались представители всей нашей матушки России. А какое множество людей собралось сюда в надежде на благодатную помощь и исцеление! Пишущий эти строки не раз видел случаи чудесного исцеления по молитвам к о. Серафиму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010