Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него, по левую, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе »Ис полла...« священник говорит: »Благословен Бог наш...», чтец: «Аминь» – начинается чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа »Молитвами святых отец наших...» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец же: »Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче». На первом Трисвятом из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника »Яко Твое есть Царство...» одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, снова взойдя на амвон – оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят престол только спереди и сзади, царские врата и архиерея. «Егда же глаголются Часы, архиерей седит, восстает же токмо на Аллилуйа и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает «Умыю в неповинных руце мои...» ( Пс.25:6–12 ), a no умовении целует благословляющую руку архиерея, иподиаконы тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону – священник, по левую – чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: «Ис полла...» священник возглашает: «Благословен Бог наш...» чтец: «Аминь»; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец наших...» священник говорит: «Молитвами святаго владыки нашего Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.» Чтец же говорит: «Именем Господним, владыко, благослови», вместо: «Именем Господним благослови отче». При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем – иконостас, праздничную икону. A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй – левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: « Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенце, (пономарь стоит между иподиаконами) совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обратясь лицом к архиерею и, поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются перед архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и затем снова возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем, вполголоса, читает молитву: «Умыю в неповинных руце...», а по умовении, целует руку архиерея, иподиаконы и диакон тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы. Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону – священник, по левую – чтец, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе «Ис полла...» священник возглашает: «Благословен Бог наш...», чтец: «Аминь»; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа «Молитвами святых отец наших...» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец же говорит: «Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче». При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем – иконостас, праздничную икону, а сойдя с амвона, – архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца, снова взойдя на амвон, – оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй – левую. Вместе же кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. «Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь стоит между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы (На практике часы вычитываются на проскомидии до встречи архиерея). Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят: южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него по левую, и после троекратного поклонения к алтарю одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: Ис полла: Священник говорит: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь. Начинается чтение часов. После каждого возгласа оба кланяются архиерею. Чтец: Именем Господним, Владыко, благослови. Священник: Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. На первом Трисвятом: из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред Царскими вратами, затем по возгласе священника: Яко Твое есть Царство: одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят Престол, жертвенник, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца; снова взойдя на амвон, оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят Царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят Престол только спереди и сзади, Царские врата и архиерея. Когда читают Часы, архиерей сидит, востает же только на Аллилуиа: и на Трисвятое: и на Честнейшую: По окончании каждения иподиаконы выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенцем ( пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к Царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какого рода эти пополнения, привожу здесь нисколько примеров. а) В самом начале литургии за присловием, более или менее общим всем сирохалдейским переписчикам и заменяющим наше оглавление книги: паки в силе Божьей пишу божественную службу, апостола Иакова, сказано так: начало. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Молитва: «Господи, да будут» и проч. Но кто и где творит такое начало, и как оно творится, ничего не сказано. Чтобы сообщить понятие о том, как все это происходит на самом деле, я выразился так: приступающий к совершению литургии становится на колени, по средине церкви пред алтарем и делает начало про себя: «Слава Отцу и Сыну» и проч. За тем читаешь: «Господи, да будут богатыя Твоя» и проч. 51 б) В конце проскомидии, приготовленные дары осеняются крестообразно кадилом, с произношением при сем четырех славословий. Об этом в служебнике сказано так: берешь кадило и поднося ее к потиру, говорит: «Прославите Господа все святые» и проч. К дискосу: «Прославите Господа все языци» и проч. одесную: «Слава Отцу» и проч. Ошуюю: «И ныне» и проч. Чтобы и здесь дать верное понято об образе действовали нам неизвестного, я распространил сказанное, так: Священник берет кадило по средине цепочек, вперевес, касается им престола позади потира, и полагая начало крестного осенения, потрясает цепочками и говорит: Прославите и проч. Перенося к себе кадило, также держимое, и касаясь им престола пред дискосом: Прославите и проч. Касаясь им же по правую руку сосудов: Слава и проч. Наконец по левую: и ныне и проч. с) Приступая к третьей части литургии, священник омывает руки, и затем делает земной поклон пред престолом, оборачивается к народу и кланяется на все стороны, говоря: простите мне и проч. Наконец становится на колени, наклоняет голову, а руки прижимает к груди и читает про себя молитву. Все это в служебнике изо­бражено так: по омовении канун, матония и моление. Очевидно, что такое указание для нас – не Сирийцев, слишком кратко и невразумительно без пояснений. Кому известно, что под каноном разумеется поклон, полагаемый свя­щеннодействующим, пред трапезой, с преклонением чела до земли 52 , что матония (метания μετνοια) есть поклон поясной, делаемый пред людьми, с испрошением прощения, и что моление (слут, славата – молитва , моления), предшествуемое каноном и матонией, означает чтение одной или многих молитв, на коленах и в известном положении тела? Чтобы все это пояснить, не прибегая ни к парентезам, ни к подсрочным выноскам, оставалось одно, выразиться перифрастически, и поместить перифраз в контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй – левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: “Аллилуия,” на: “ Трисвятое” и на: “ Честнейшую” (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенце, (пономарь стоит между иподиаконами) совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обратясь лицом к архиерею и, поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются перед архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и затем снова возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем, вполголоса, читает молитву: “Умыю в неповинных руце…,” а по умовении, целует руку архиерея, иподиаконы и диакон тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь. При окончании часов, на молитве: “Иже на всякое время…” иереи становятся в порядке старшинства около престола, совершают перед ним троекратное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу исходят из алтаря (северною и южною дверями) и становятся около кафедры в два ряда: среди них занимает соответствующее место по чину священник, произносивший возгласы на часах. Свещеносец и жезлоносец становятся на свои места у Царских врат: первый – с северной стороны, второй – с южной. Книгодержец становится около архиерея с левой стороны. По другой практике книгодержец выходит из алтаря при начале литургии, после возгласа: “Благословено Царство…” Протодиакон и оба диакона становятся в ряд впереди иереев. Все кланяются к алтарю, потом – архиерею. Архиерей с воздеянием рук читает положенные молитвы перед началом литургии. Священник и диаконы молятся с ним тайно. По молитвенном поклонении, все делают поклон архиерею. После этого, протодиакон говорит: “Время сотворити Господеви, Преосвященнейший Владыко, благослови.” Архиерей благословляет всех обеими руками со словами: “Благословен Бог…” и дает десницу первенствующему священнику. Получив благословение, священник входит в алтарь через южную дверь, целует престол и становится впереди его.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В защиту Кирилла выступил народ во главе с неким монахом Авксентием, который начал публично выступать за необходимость обязательного перекрещивания католиков. Патриарх Паисий, занявший Константинопольский престол после Кирилла, и Синод летом 1752 года издали официальное письмо, осуждавшее проповедь Авксентия и подтверждавшее сложившуюся практику приема в Православие, то есть без перекрещивания. После того как Авксентий проигнорировал это письмо, турецкие власти арестовали его. Сторонники харизматичного Авксентия, узнав об аресте, подняли бунт против патриарха Паисия. Под давлением толпы турецкие власти вернули с острова Халки Кирилла, где он находился после низложения, и повторно возвели его на патриарший престол, перед этим низложив Паисия. Спустя некоторое время после возвращения на кафедру Кирилл повторил попытку переломить практику приема из католичества, издав в январе 1755 года окружное послание 483 , в котором крещение армян и католиков не признавалось настоящим. 28 апреля того же года члены Синода, многие из которых так и не изменили своего враждебного отношения к Кириллу, выступили против окружного послания, опубликовав собственный «Синодальный декрет» 484 . В этом документе члены Синода обвинили зачинщиков новой практики принятия католиков в нарушении церковного покоя в то время, когда этот покой необходим больше всего, – Патриархия тогда имела большие долги. В ответ на синодальный декрет в июле того же года и был издан рассматриваемый нами Орос. Поскольку патриарх Кирилл не мог заручиться синодальной поддержкой в пользу Ороса, без чего тот значительно терял свою весомость, Константинопольской патриарх обратился к восточным патриархам. Два из них – Александрийский Матфей и Иерусалимский Парфений – подписали данный документ 485 . По мнению Стивена Рансимана, Антиохийский патриарх «сделал бы то же самое, если бы не находился в России со сбором пожертвований» 486 . Таким образом, чтобы обойти свой Синод, Константинопольский патриарх обратился к древнему институту пентархии, пусть даже в урезанном формате. Это всё равно не подействовало на членов Синода, и они не приняли Орос. Кирилл попытался распустить Синод, воспользовавшись поддержкой турецких властей, однако это ни к чему не привело, и он сам был повторно низложен в январе 1757 года 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Часы. Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него, по левую, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе «Ис полла...» священник говорит: «Благословен Бог наш...», Чтец: «Аминь» и начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа «Молитвами святых отец наших...» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец же говорит: «Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче». На первом Трисвятом из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника «Яко Твое есть Царство...» одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, снова взойдя на амвон – оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят престол только спереди и сзади, царские врата и архиерея. «Егда же глаголются Часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенце (пономарь находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам вместе с окончившими каждение диаконами, затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает молитву «Умыю в неповинных руце...», а по умовении целует руку архиерея, иподиаконы тоже целуют руку архиерея и затем уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(по ркоп. X в.). Как и в других древнейших из сохранившихся памятников богослужебного устава, здесь для настоящего праздника дается только чин воздвижения креста и литургия (как и для других праздников только чин литургии, исключая Рождество Христово и Богоявление). О воздвижении здесь сказано: «В третий час (9 часов утра) звонят к службе, входят в диаконник, служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же только один и полагают на престоле. Перед престолом произносят ектению и молитву (должно быть, ту и другую специально приноровленную к случаю) и говорят «Отче наш», стихиру 2 гл. «Покланяемся, Христе, копию, прободшему», стих «Дал еси знамение»; ипакои Креста; диакон говорит ектению «Помилуй нас, Боже»; священник поднимает крест и при пении 50 раз Κριε λησον обращает его (к народу), говорит молитву «О свышнем» и поют стихиру гл. 6 «Просвети на крест Твое восшествие», стих «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои гл. 6: «Приидите вернии, познаим»; говорят ектению «Помилуй нас, Боже» и выполняют весь вышеописанный чин (с крестом). После этого омывают крест, умащают его благовониями и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и кресты полагают на престоле. Затем начинают канон литургии.    После причащения раздают народу воду от креста (в качестве благословения, ελογα) и так все совершают». Таким образом, в этом памятнике указано двукратное воздвижение креста («священник поднимает крест и обращает его») и каждому из них предшествует стихира со стихом, ипакои и ектения с 50-кратным (зерно позднейшего 100 и 500-кратного) «Господи помилуй», а второму и другая еще стихира со стихом перед ектенией; замечателен по этому уставу и обряд омовения и умащения креста после его лобызания, впоследствии вышедший из употребления. «На литургии, — продолжает этот памятник,— тропарь гл. 2 (!): «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», стих «Держава Господь людей Своих»; далее указывается пять чтений (паремий): I. Притч. 3:18—23; II. Ис. 65:22—24; III.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

«Ибо сие есть тело мое». Произнесши сии слова, свящ. тотчас воздает, освященному опресноку, честь коленопреклонением: востает, подымает и показывает его народу 48 ; полагает на белый плат (corporale), и не разделяет указательных и больших перстов до омовения их, исключая того случая, когда ими касается гостии. За сим, открыв чашу, говорит: «Подобным образом, по вечери (свящ. берет обеими руками чашу), приняв и сию преславную чашу во святые и пречистые руки свои, также хвалу Тебе воздав (свящ. левою рукою держит чашу, а правою благословляет ее), благословил и дал ученикам своим говоря»: «Приимите и пийти от нея вси» (свящ. полагает локти своих рук на престол, довольно наклоняет главу над чашею, и несколько приподняв последнюю, произносит слова освящения 49 , тайно, со вниманием и протяжно):» «Ибо это есть чаша моей крови, нового и вечного завета, таинство веры, – крови, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов». Произнесши слова освящения, ставит чашу на белый плат (corporale), и тихо говорит: «Сие елижды аще творити, в мое воспоминание творите». (Потом коленопреклоняется, востает, подымает и показывает чашу народу; ставит ее, закрывает, снова коленопреклоняется, и, разделив руки, читает «Посему и мы, Господи! рабы Твои и народ Твой святый, воспоминая блаженную страсть, от преисподних воскресение и на небеса славное вознесение Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим, преславному величию Твоему от Твоих благ и даров (соединяет руки и трижды благословляет гостию и чашу), жертву чистую, жертву святую, жертву непорочную, (благословляет гостию, потом чашу, однажды) святый хлеб вечной жизни и чашу вечного спасения». Распростерши руки, молится: «Благоволи воззреть, на сие приношение, оком милостивым и светлым, и приими благоволительно, как Ты благоволил принять дары праведного Твоего отрока Авеля, и жертву патриарха нашего Авраама, и то священное жертвоприношение, ту непорочную жертву, которую принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек». Соединив руки, полагает их на престол, и глубоко наклонившись читает:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010