Кроме названных двух евхологий, в параллель с чином великой схимы по ркп. 604 следует поставить такие древние списки этого чина, какие даются евхологиями и схиматологиями XIII века: а) проф. А. А. Дмитриевского 169 , б) Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 343, л. 15, в) библиотеки монастыря св. Креста в Иерусалиме, а ныне библиотеки Иерусалимской патриархии 100 170 ; г) XIII–XIV в. Синайской библ. 971 171 и д); XIV в. Ватопедской Афонской библ. 133 (744) 172 . Последнюю рукопись повторяют многочисленные списки чинопоследований великой схимы в евхологиях XV и XVI веков. Нередко она воспроизводится здесь даже с буквальною почти точностью 173 . VI По перечисленным памятникам, пострижение в великую схиму предваряется особою службою в канун дня пострижения. Евхологий 474 указывает всенощное бдение (τν παννυχδα) в канун пострига, – прочие памятники говорят о вечерне (ν τ σπρ 100, 133 и СД) и об утрени (ες τν ρθρον – 213, СД, 100, и 971 обходит полным молчанием службу в канун пострига. С вечера, на всю ночь, великосхимнические одежды, в которые завтра имеет облачиться принимающий схиму, полагаются в алтаре под св. престолом (ες τ θαλασσδιον – 474, ν τ θαλασσιδ τς γας 174 τραπξης – 213, 100, 343, 133, 604 175 . Что такое θαλασσδιον, – какому назначению служил он в древности, и как представлять устройство его в древних храмах? Первое историческое упоминание о θαλασσδιον’е соединяется с храмом св. Софии Константинопольской, где нашел себе применение θαλασσδιον 176 . Ученый издатель сочинения Византийского императора Константина Багрянородного: De cerimoniis Aulae Byzantinae Рейске, касаясь вопроса об устройстве θαλασσδιον’a в Софии Константинопольской, высказал предположение, что θαλασοδιον представлял собою ничто иное, как камень с углублением, помещавшийся при престоле и служивший сосудом, куда сливались остатки св. воды или вина после богослужения 177 . К подобному же пониманию θαλασσδιον’a склоняется и Гоар. По его мнению, θαλασσδιον в древних храмах служил вместилищем для приема воды после омовения священных сосудов, бывших в употреблении за богослужением, а также и для воды после омовения рук священнослужителями. Θαλασσδιον помещался под престолом и имел вид углубления. Прототипом θαλασσδιov’ob в христианских храмах Гоар считает те искусственные отводы, которые иногда устраивались при ветхозаветных жертвенниках (3 Царств., гл. 18) для стока воды, назначенной к возлиянию на жертву 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таким образом, не следует ли ставить эти углубления – ниши в связь с теми выемками в древних престолах на Западе, которые назначались, по словам Leclercq’a, для удобнейшего поклонения богомольцев святыне, скрытой под престолом, и даже для прикосновения к ней? Такого устройства, напр., престол в базилике св. Александра в Риме на Номентанской дороге. Престол покрыть доской из порфира; колонки престола – мраморные. Престол этот, устроенный еще в V веке, скрывает под собою кости св. Александра в особом ковчежце, к которому верующие прикасаются чрез особое четырехугольное отверстие в передней стороне престола 198 . Положим, в престолах византийских храмов углубление делается с восточной (задней) стороны престола, и обычая допускать мирян к поклонению святыне престола у нас нет. Но не стремлением ли ввести в соприкосновение со святынею объясняется положение великосхимнических одежд под св. престол, и не следует ли это углубление-нишу под св. престолом рассматривать, как нарочитое сооружение в монастырских храмах для удобнейшего вложения в престол великосхимнических одежд для соприкосновения с святыней престола? Описанные нами углубления-ниши в киевских престолах, повторим, ничего но имеют общего с сосудом для сакраментальных омовений, известном в храме св. Софии Константинопольской под названием θαλασσδιον’a. Но если, тем не менее, этим углублениям-нишам усвояется по греческим евхологиям и схиматологиям название θαλασσδιον’ов, то в сближении сосудов для омовения и углублений в престоле, ведущих к святыне престола, не следует ли усматривать своего рода символизма? Не указывает ли θαλασσδιον в престоле на омовение особого рода, – не дает ли он идею омовения от скверны греха благодатью святыни престола? Если так, то в положении накануне пострига на ночь великосхимнических одежд ν τ θαλασσδιον ποκτωθεν τς γας τραπξης нельзя не почувствовать отзвука древне-аскетического учения о святости самих монашеских одежд, которые возлагаются на инока при пострижении в монашество 199 ... VII

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

148. Освящение храма Велико и благодетельно значение для человека Храма Божия как в сей, земной, жизни, так и после смерти человека. Поэтому появление каждого нового храма составляет радостное событие для города и селения и освящение храма составляет новую, весьма торжественную службу. Накануне, во вновь выстроенном храме совершается торжественная Всенощная, во время которой священнослужители находятся только в средней части храма, перед иконостасом. Здесь же, пред Царскими вратами лежат на отдельном столе священные сосуды и священные предметы, предназначенные для нового храма. Дарованные для Престола Св. мощи переносятся или в ближайший соседний храм, или полагаются перед образом Спасителя на дискосе. В день освящения совершается водосвятный молебен. Затем священнослужители, во главе с епископом, по облачении в священные одежды и льняные хитоны, переносят из середины в алтарь стол со священными предметами. Царские врата затворяются. Начинается утверждение Престола; для соединения частей гвоздями употребляются камни. Во время сих действий поются 144, 22 и 83 пс. По утверждении Престола Царские врата отворяются и читается с коленопреклонением молитва о ниспослании Св. Духа на созданный храм. По новом закрытии Царских врат (в алтаре пока могут присутствовать миряне и даже женщины) 154 совершается последовательно омовение Престола, затем помазание Престола Св. миром и облачение Престола в священные одежды – катасаркион и индитион. Священнослужители снимают льняное одеяние. Миряне оставляют алтарь, который отныне предназначается только для священнослужителей. Царские врата отворяются и начинается освящение храма . В состав освящения храма входит прежде всего внутренний крестный ход для окропления стен храма Св. водою и миром; затем возжигается епископом первый свет в алтаре, на горнем месте, от которого возжигаются свечи по всему храму, и начинается внешний крестный ход за святыми мощами в соседний храм. По выносе святых мощей отсюда, совершается крестный ход вокруг нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время «Quam oblationem» совершается 5 крестных знамений над Дарами. Перед чтением «Qui pridie» священник вытирает большой и указательный пальцы о корпорал, чтобы затем взять ими Гостию. На слове: «Благословил» знаменует ее правой рукой один раз. Слова «Сие есть Тело Мое» произносятся над гостией, к-рую он держит в руках, опираясь локтями на престол и наклонив голову. Потом священник совершает коленопреклонение и возношение Гостии. После положения св. Тела на корпорал преклоняет колени, с этого момента держит соединенными указательные и большие пальцы рук до их омовения. Перед произнесением слов о Чаше немного поднимает ее, потом, держа левой рукой, знаменует. Тайносовершительные слова он произносит, держа Чашу 2 руками и опираясь локтями на престол. Затем совершает коленопреклонение и возношение Чаши. На «Unde et memores» делает 5 крестных знамений над Св. Дарами, опираясь левой рукой на престол. «Supplices te rogamus» священник читает, низко наклонившись, соединив руки и положив их на алтарь. На словах «ut quotquot» («всякий раз когда») целует престол, а далее совершает 2 крестных знамения над Св. Дарами и один раз осеняет себя. При поминовении усопших соединяет руки. Произнося: «Также и нам, грешным», ударяет себя в грудь правой рукой. При чтении «Per quem» трижды знаменует Св. Дары на словах «освящаешь, животворишь, благословляешь», потом открывает Чашу, преклоняет колени, встает, берет Гостию в правую руку, держа Чашу левой, осеняет ее от края до края трижды при чтении «Per Ipsum», а потом 2 раза совершает крестное знамение между краем Чаши и своей грудью. В конце совершается малое возношение Св. Даров, при к-ром Тело держится над Чашей. Чудо на мессе свт. Григория Великого. 1587 г. Худож. Пассиньяно (ц. Санта-Либерата в Черрето-Гуиди, Италия) Чудо на мессе свт. Григория Великого. 1587 г. Худож. Пассиньяно (ц. Санта-Либерата в Черрето-Гуиди, Италия) Все места в тексте, где полагается совершать крестные знамения, отмечаются знаком . Эта традиция уходит корнями в раннее средневековье.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Исидор говорит, что в его время в западных храмах существовал обычай измывать в великий четверг алтари, стены храма и полы, а также измывать и очищать сосуды, посвященные Господу 260 . Комментируя этот обычай древнехристианской церкви, Гоар полагает, что он (обычай) был установлен в воспоминание о высоком смирении Христа Спасителя, проявленном Им при умовении ног Своим ученикам 261 . Существовавший издревле и в церкви восточной обряд омовения престола в великий четверг, совершался здесь по особому чинопоследованию, списки коего дошли до нас от XI в. 262 С этого времени, чин омовения св. престола в великий четверг – «Τξις γινομνη τ μεγλ πμπτ, ν τ κπλσει τς αγας τραπεξης» встречается в греческих евхологиях довольно часто 263 . Из церкви греческой чин омовения св. трапезы в великий четверток перешел и в нашу русскую богослужебную практику, и начинает встречаться в наших богослужебных памятниках уже с XII в. 264 В рассматриваемый нами период времени, этот чин имел, очевидно, широкое распространение в русской церкви, так как встречается во многих рукописных требниках этого времени 265 и в старопечатных по требниках дониконовского периода 266 , в нескольких, при том, редакциях. По самой распространенной редакции рассматриваемого чинопоследования, омовение престола в великий четверток совершалось таким образом. По окончании шестого часа, святитель входил в алтарь, кадил окрест св. престола, и, став пред ним, читал первую молитву чинопоследования: «Господи, Боже наш, иже животворною Ти смертию смерть умертви«. По прочтении этой молитвы, священники снимали с престола одежды (индитию и «тельник», т.е., срачицу) и крыльями выбивали из них пыль. После этого, возливали на престол теплую воду, омывали доску и столпцы его, и отирали губками. Оставшуюся от омовения воду, собирали в чистый сосуд и выливали под престол. Таким же образом омывали, затем, престол розовой водой (родостагмой) и облачали его в обычные одежды. Архиерей вторично кадил вокруг престола и читал пред ним вторую молитву чинопоследования (тайно – «к себе»): «Милостивый и щедрый Боже, иже неизреченныя ради благости к службе пресвятого и пречистого Ти алтаря, наше недостоинство восприемый«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Разделы портала «Азбука веры» Вервие – 1) (в широком смысле слова) веревка, канат; 2) (в узком смысле, в православной традиции) специальная веревка для обвязывания престола . Помимо употребления слова «вервь (вервие)» в буквальном значении, оно нередко используется в составе крылатого выражения в переносном смысле: «Веревка – вервие простое». Смысл этого выражения легче понять, обратившись к басне русского поэта Ивана Хемницера (1745–1784) «Метафизик», с которой, собственно, и связывают его происхождение: в соответствии с текстом басни оно показывает бесплодность и глупость пустого теоретизирования (особенно в критических и чрезвычайных ситуациях), а также превосходство целесообразных активных действий над пустыми размышлениями 1 . По сюжету басни сын попадает в яму, отец бросает ему веревку и предлагает воспользоваться ею, чтобы вылезти из ямы, однако, вместо того, чтобы ухватиться за эту веревку и воспользоваться ею как эффективным спасательным средством, сын начинает вопрошать отца о сущности вервия, рассуждать, мол, а не слишком ли это простое спасательное средство… Именно в этом значении указанное крылатое выражение и применялось в дальнейшем. Вервие в православной традиции В православной традиции вервие – это вполне конкретная вещь – веревка или шнур, чаще всего изготавливающийся из волокна джута, которой опоясывают престол во время совершения чина освящения храма. Согласно чинопоследованию, после омовения и помазания престола св. миром на него возлагается срачица (нижнее покрывало престола, символизирующее плащаницу Иисуса Христа), после чего он опоясывается вервью. В «Чине освящения храма, от архиерея творимого» про вервие сказано следующее: «На обязание престола вервь в шестьдесят аршин, и верхнее одеяние на престол и на жертвенник». 2 Порядок опоясывания, согласно этому «Чину…», таков: «Потом приносится вервь Архиерей кропит вервь, и обязуют престол, обязуется же сице: От правыя страны, у перваго столпа архиерей держит конец верви, и идут по верви кругом до втораго столпа к востоку: от втораго же столпа сносится на низ к третиему столпу, и идет по низу до четвертаго столпа, и паки возносится к первому столпу сопреди, и связуется с концем, идеже архиерей держит; и паки сносится вниз ко второму столпу, и идет низом до третияго столпа, взносится в верх к четвертому столпу, от четвертаго же столпа сносится вниз к первому столпу, и тако будет крест сопреди.

http://azbyka.ru/vervie

Накануне освящения в новосозданном храме перед алтарем совершаются малая вечерня и всенощное бдение. Перед царскими вратами ставится стол, покрытый поверх скатерти пеленой, и на нем полагаются Святое Евангелие, Честный Крест, священные сосуды, лжица, копие, покровцы, воздухи, пелены, вервь для обвязывания престола, гвозди, губы, одежды на престол и жертвенник, и по углам стола – четыре возжженные свечи в подсвечниках. Перед образом Спасителя у царских врат ставится на аналое дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицей и воздухом; перед ним возжигается свеча. В алтаре на особом столе у Горнего места полагаются кропило и камни для забивания гвоздей. В день освящения, так же как и при освящении храма архиереем, перед поздней Литургией совершается малое водоосвящение. Священнослужители облачаются во все присущие их сану одежды. После водоосвящения священники поверх одежд надевают запоны. Затем они берут воду в сосуде на подносе, Крест и стол со всем, что требуется для освящения, вносят через царские врата в алтарь и ставят справа от престола. Царские врата после того затворяются. Священнослужители приступают к утверждению престола. При этом начальствующий священник не произносит тех молитв, которые читает архиерей при устроении престола, так как они были произнесены им при освящении антиминса. Священники берут доску престола, предстоятель, ничего не произнося, окропляет ее с обеих сторон, затем окропляет столпы престола. Доска полагается на четырех столпах при пении псалма 144-го: «Вознесу Тя, Боже мой...» Затем на углах доски в проверченные для гвоздей гнездышки столпов вливается воскомастих, и поверхность его заравнивается ножами. Приносятся четыре гвоздя, полагаются на престоле, окропляются и влагаются в просверленные отверстия. При этом поется псалом 22-й: «Господь пасет мя...» Потом приносят четыре камня, которыми после окропления их священнослужители забивают гвозди в столпы престола. Теперь начинается омовение престола. Приносится возливальник с теплой водой, и священнослужители омывают ею трапезу и отирают ее. Налитую на престол воду иереи растирают руками, а потом – мылом. Потом снова возливают воду, смывают мыло и вытирают престол полотенцами. Затем приносят красное вино, розовую воду и губки и, по окроплении их святой водой, предстоятель выливает вино и воду в сосуд и из него крестообразно возливая на середину престола и по сторонам его. Священники вместе с ним растирают влагу руками и отирают губками досуха. При этом поется псалом 83-й: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Современное изложение чина воцерковления в греческом евхологии от изложения его в современном славянском требнике разнится только тем, что в первом мы не находим заметки последнего: «и аще младенец крещен есть, творит иерей воцерковление. Аще же ни, – творит сие по крещении. Молитвам же здесь творит отпуст» 1560 . Что касается до древней русской практики, то в данном случае сведения не восходят ранее XIV в.. Относительно же времени, предсуществующего этому веку, не только нельзя указать, как совершалось воцерковление, но даже нельзя сказать, совершалось ли оно. Сведения относительно XIV в. заключаются в чинах воцерковления, помещенных в служебниках и требниках этого времени. Здесь, как и в древних греческих евхологиях, прежде всего мы замечаем туже самую последовательность в изложении воцерковления и крещения, то есть, первое предшествовало второму. Г. Одинцов, основываясь на этом, говорит, что первое совершалось всегда вперед крещения 1561 . Но мы уже высказали свой взгляд касательно этого предмета при исследовании воцерковления в греческой церкви, – и поэтому, не развивая его вновь, заметим только что такое расположение чинопоследований воцерковления и крещения указывает на то только; что и в русской древней практике, как то было в практике греческой, чин крещения весьма не редко совершался в одно и ; тоже время с воцерковлением, т. е в 40-й день при этом очистительные молитвы читались вперед крещения, а самое воцерковление совершалось после него. Самым лучшим подтверждением этого служит тот факт, что, воцерковление далеко не всегда, как предполагает г. Одинцов, даже в цитуемых им служебниках и требниках XIV в. и следующих веков занимает место прежде крещения 1562 . Что же касается до самого чинопоследования воцерковления XIV в., то в него первее всего входили две молитвы: «Господи Боже вседержителю... все естество словесное же и бессловесное»... и потом: «Господи Боже наш, пришедый на спасение рода человеческого»... Обычного начала, которое полагается в современном чине воцерковления, мы не находим. После чтения молитв, совершалось самое воцерковление и совершалось таким образом: «священник принимал дитя из рук матери и нес его к алтарю. Пред входом в него он прикладывал уста дитяти к обеим сторонам царских дверей во образ целования», а внеся дитя в алтарь, покланялся вместе с ним пред престолом, – и если младенец был мужского пола, то обходил с ним трижды около престола, покланяясь на каждой стороне его; если же женского пола, – то обходил только три стороны престола, переднюю же не обходил». Как в том, так и в другом случае, священник читал: «Ныне отпущаещи» 1563 . Впрочем, обхождение вокруг престола, как мы находим в одном чине, иногда совершалось без различия относительно пола младенца 1564 . Единичность последнего памятника, очевидно говорит за то, что в практике русской церкви XIV в. воцерковление чаще совершалось именно с различием пола при обнесении около престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Из Учительного Известия (продолжение).Что должен делать священник, если впадет в чашу муха или паук или другое какое- либо насекомое до освящения даров? Что делать если это случится по освящении св. даров? Как поступать в том случае, если бы зимой св. кровь замерзла в чаше? Наставление, о том, что должен делать священник, если св. кровь уканет на пол, или на иную землю, или на камень, или на индитиях и на других напрестольных и священных облачениях, и т.п.? Что должен делать священник, если по какому-либо случаю разольет св. кровь из чаши, и как он должен причащаться, если бы на случай пришлось пролить всю св. кров до капли? О нравственной ответственности, какой должен подвергаться священник пред своей совестью в подобных обстоятельствах. § 103. Если муха или комар или другое какое-либо безвредное насекомое впадет в чашу до освящения св. даров, то их надо вынуть, обернуть в бумагу и затем сжечь, а пепел высыпать под престол или вообще в такое место, которое никогда не попирается ногами человеческими. Если же впадет в чашу паук или другое какое-либо ядовитое насекомое, то нужно вылить вино из нее в какой-либо другой приличный сосуд и затем влить новое вино с водою, как и на проскомидии, говоря: «Един от воин копием ребра ему прободе», и т. д. и таким обр. продолжать литургию до конца по обычаю. По окончании же литургии оставшееся вино нужно излить под престол или в текущую реку, по обычаю. § 104. Если сие случится по освящении св. даров, и священник не в состоянии будет, или будет опасаться проглотить впадшее вместе с освященной кровью, то он должен аккуратно и сохранно вынуть его так, чтобы нигде не уканула св. кровь, и если впадшее безвредно, осмоктать его, и потом над другою чашею или каким-либо честным сосудом трижды аккуратно намыть его в свежемь вине и потом, завернув в бумажку, спрятать до окончания литургии, а также вместе сохранить и вино, в котором оное намыто было. По окончании литургии изъятое животное сжигается на чистом камне, а пепел всыпается под престол, или на то место, где совершается омовение рук во время священнодействия литургии. Что касается вина, в котором излито было падшее, то таковое должно быть излито в текущую реку, а если такой нет по близости, то всего лучше устроить небольшую ямку под престолом и в нее влить это вино, чтобы оно не могло быть попираемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ 5. Точно также должны священники поступать и в тех случаях, когда бы св. миро укануло, или пролилось на стол или землю, и т. п. … то есть пролитое миро надо прежде всего хорошенько вытереть ватой или льняными паклями, потом, если оно падет на землю или на доску, соскоблить ту часть, где оно пало, или если это случилось на камне, то камень обмыть водой, затем паклю и стружки сжечь, а остающийся пепел закопать под престол. Туда же надобно класть и соскобленную землю, а воду, остающуюся от омовения, вылить или тоже под престол, или в текущую реку. Если св. миро уканет на пеленки младенца или на другую какую-либо священную или неосвященную одежду, то уканутое место священник должен сам истереть или промыть водой трижды собственноручно над чистым сосудом и также, как указано выше, остающуюся воду излить под престол, или в реку, по обычаю (сравн. Извест. Учительн. при служебн. «О пролитии крови Господней»). Затем измытые таким образом от св. мира одежды употреблять сообразно их назначению не запрещается. Но если бы нашлась при этом возможность укапутые св. миром мирские одежды обратитъ на церковное употребление, то это было бы, конечно, еще лучше (ср. ниже о причащ. Отд. IV, ст. 2, § 107–109), хотя, безусловно, настаивать на этом нет никакой надобности. § 6. Само собою разумеется, что по такой высокой важности и неприкосновенности св. мира, употреблять его для каких-либо мирских надобностей, напр. для лечения глазных болезней, как это делают некоторые священники, отнюдь не дозволяется. Единственный случай, когда священник может и должен употреблять св. миро безвозбранно, это совершение таинства миропомазания, которое у нас соединяется с таинством крещения и состоит, по уставу, в помазании св. миром определенных частей тела, как-то: ЧЕЛА... ОЧЕЙ … НОЗДРЕЙ.. УСТ... УШЕЙ.... ПЕРСЕЙ.... РУК... И НОГ... с произнесением обычных слов: печать дара Духа Святаго.... аминь (Книга о должн. пресв. приходск. § 89). Ни в уставе церковном, ни в обычае древности нет оснований, чтобы эти слова: печать дара Духа Святаго… произносились во время миропомазания по несколько раз, как это делают некоторые священники. Напротив того, в требнике полагается прямо произносить оные только один раз, и отступать от сего постановления не имеет права ни один из строгих блюстителей чина церковного (см. треба, иослед. миропомаз.; сравн. также для примера Требник Петра Могилы о миропомазании, ч. I, стр. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010