К. А. Битнер Иконография Самостоятельные изображения М. достаточно редки. Его образ, как правило, встречается в пророческих и календарных циклах. Характерных атрибутов, кроме пророческого свитка и устоявшегося колористического решения одежд, образ М. не имеет. Чаще всего М. представляют старцем. Самые ранние известные примеры - это миниатюры из Россанского кодекса (Rossano. Museo Diocesano. 042. Fol. 7v, VI в.), иллюстрация «Притчи о добром самаритянине», на к-рой М. изображен юным в группе 4 пророков; старцем, в рост, в паре с пророком Ионой, он представлен в Евангелии Раввулы на листе с таблицей канонов (Laurent. Plut. I 56. Fol. 6r, 586 г.). В средневизант. время в подавляющем большинстве случаев М. предстает в образе старца, как, напр., на миниатюрах в рукописях «Толкование на Книгу пророков» (Vat. Chig. RVIII 54. Fol. 41, 950 г.), «Толкование на Книги пророков» (Национальная б-ка в Турине; Taurin. B. I. 2. Fol. 11v, кон. X - нач. XI в.); на мозаиках XII в. в центральном нефе базилики Сан-Марко в Венеции, на фресках ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167). В визант. лицевых минологиях представлена мученическая кончина М. (низвержение в бездну) и погребение, объединенные в единую композицию; пророк представлен на них средовеком (Минологий имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 298, 1-я четв. XI в., К-поль; Императорский минологий - Walters. 521. Fol. 36, 2-я четв. XI в., К-поль,). В Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 51v, 1327-1340 гг.) в верхней левой части листа помещена полуфигура М.- старца с седой бородой. В поздневизант. время изображение М. входит как в пророческие циклы, напр. мозаики ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315), ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320), ц. Богородицы Одигитрии в Пече (Косово и Метохия, ок. 1337), ц. в честь Вознесения Господня в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) М. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ерминия ДФ. Ч. 2. 16. С. 82).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Феодор Дафнопат (сер. Х в.), византийский историк – 476 Феодор Мопсуестийский (Мопсуестский, ок. 350–428), сирийский богослов и экзегет, представитель антиохийской богословской школы – 217 Феодор Продром (XII в.), византийский поэт – 485 Феодор Студит (759–826), византийский богослов, автор догматико-полемических и морально-аскетических сочинений, оппонент иконоборчества, игумен Студийского монастыря – 378, 381, 382, 386, 391, 393 Феодора , дочь имп. Константина VII, сестра имп. Романа II, жена имп. Иоанна Цимисхия – 401 Феодора , жена имп. Юстиниана Великого – 194, 195, 216, 218, 221, 238, 252,256,264 Феодора, мать имп. Михаила II – 366 Феодора , жена имп. Феофила, мать имп. Михаила III – 342, 366, 383, 393, 394,396 Феодора , младшая сестра имп. Зои, соправительница сестры в 1042 г., самодержавная императрица в 1054–1056 гг. – 399, 402 Феодорит Киррский (ок. 393 – ок. 466), блаженный, епископ города Кирра или Кира, близ Антиохии, сирийский богослов, экзегет и историк Церкви, автор апологетического сочинения «Врачевание эллинских недугов», «Церковной истории», агиографического сочинения «История боголюбцев» и др. – 181, 217, 254 Феодосии I Великий (ок. 345–395), римский император в 379–395 гг. – 63, 93, 120, 121, 133–138, 143, 144, 151, 233, 263, 332, 358 Феодосии II, византийский император в 408–450 гг. – 64, 120, 121, 154–161, 187, 207, 215, 259, 317, 360 Феодосии III , византийский император в 715–717 гг. – 267, 310 Феодосии Мелитинский (X в.), византийский хронист – 479 Феодот Касситер , патриарх Константинопольский в 815–821 гг. – 380 Феоктист , фаворит Феодоры, матери имп. Михаила III – 366 Феофан Византийский , историк VI в. – 253 Феофан Исповедник (ок. 758–817), византийский хронист – 284, 316, 346, 388,389 Феофано, жена имп. Романа II и позднее имп. Никифора Фоки – 401, 440 Феофано (Феофана, ок. 950–991), византийская принцесса, германская императрица, жена имп. Оттона II – 410, 432 Феофил († 412), патриарх Александрийский в 385–412 гг., добивался верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста – 152

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Хотя последовательность жизни ап. Павла излагается примерно одинаково в его Посланиях и в Д. с. а., хронология отдельных событий не всегда совпадает (наиболее сложный вопрос для согласования - какому из событий, описанных в Д. с. а., соответствует то, о чем идет речь в Гал 2). В Посланиях ап. Павел почти не говорит о чудесах, им совершенных, и, наоборот, подчеркивает свою немощь (2 Кор 12. 10; ср.: 2 Кор 12. 12). В Посланиях он называет себя плохим оратором (1 Кор 2. 4; 2 Кор 10. 10), тогда как в Д. с. а. произносит неск. великолепных с т. зр. ораторского искусства речей. История толкования Д. с. а. От периода ранней Церкви и эпохи Вселенских Соборов толкования на греч. языке сохранились в основном во фрагментах. Их авторами были сщмч. Дионисий Александрийский († 264/5) (CPG, N 1584, 1590), Ориген († 254) (CPG, N 1456), Аполлинарий Лаодикийский († ок. 390) (CPG, N 3693), Дидим Александрийский († ок. 398) (CPG, N 2561), Григорий Эльвирский († ок. 392) (его сочинение долгое время приписывалось Оригену: Tractatus Origenis de libris SS. Scripturarum/Ed. P. Batiffol, A. Wilmart. P., 1900. P. 207-213), Аммоний Александрийский (V или VI в.) (CPG, N 5504), прп. Исихий Иерусалимский († после 450) (PG. 93. Col. 1387-1390), Севир Антиохийский († 538) (CPG, N 7080.15). Самое полное и лучше всех сохранившееся толкование - это 55 гомилий свт. Иоанна Златоуста († 407), к-рые составлены ок. 400 г. (CPG, N 4426) (им также написано неск. гомилий на начало Д. с. а.). Из крупных толкований также известны толкование, ошибочно приписанное Икумению (вероятно, VIII в.; CPG, N C151), и толкование блж. Феофилакта Болгарского († 1125) (CPG, N С152). Из схолий и толкований на отдельные перикопы Д. с. а. выделяются надписанные именами Феодора Ираклийского († ок. 355) (CPG, N 3565), Евсевия Эмесского († ок. 359) (PG. 86. Col. 557-562), свт. Афанасия Александрийского († 373) (CPG, N 2144.11), святителей Василия Великого († 379) (CPG, N 2907.10), Григория Богослова († ок. 390) (CPG, N 3052.11), Епифания Саламинского († 403) (CPG, N 3761.8), Кирилла Александрийского († 444) (CPG, N 5210), преподобных Арсения Великого († ок. 449) (CPG, N 5550) и Исидора Пелусиота († ок. 435) (CPG, N 5557), Севериана Габальского († после 408) (CPG, N 4218), Феодора Анкирского († 446) (CPG, N 6140), прп. Максима Исповедника († 662) (CPG, N 7711.9). Ряд рукописей с катенами надписан именем прп. Андрея Кесарийского († 614) (CPG, N C150).

http://pravenc.ru/text/171799.html

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Кирилл, архиеп. Иерусалимский, ум. ок. 387. 18 марта. Кирилл, архиеп. Александрийский, ум. 444. 9 июня и 18 янв. Кирилл-Константин преп., еписк. Моравский, ум. ок. 869. 14 февр. и 11 мая (с преп. Мефодием). Кирилл, еписк. Туровский, ум. 1120. 28 апр. Кирилл преп., игумен Белоезерский, ум. 1427. 9 июня. Кирилл, преп. Новоезерский, ум. 1532. 4 февр. Кирин, муч. Римский при Клавдии ок. 270 г., с Марином и др. 6 июля. Кирин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином, папой Р. 7 июля. Кириакия, муч. Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Кириакия, Калерия и Мария, мученицы Кесарийские в Палестине. 7      июня. Кириакия, мученица Никомидийская при Максимиане. 7 июля. Кириак, муч. Атталийский (в Памф.) при Адриане (117–138). с Еспером и др. 2 мая. Кириак, муч. Александрийский при Декии, 6 сент. Кириак, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Кириак, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 21 июня. Кириак диакон, муч. Римский ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Кириак священномуч., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Кириак, отшельппк Палестинский, ум. ок. 557. 29 сент. Кириена и Иулиания, мученицы Киликийские при Максимиане (ок. 306). 1 ноября. Кирион, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Кир и Иоанн, безмездные врачи, мучч. Александрийские ок. 311. 31 янв. и 28 июня. (Перснесение мощей их в 412 году). Кион, из Кандавал, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Клавдиан, муч. Пергский при Декии, с Папием. 3 февр. Клавдиан, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Клавдий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Клавдий, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Клавдий трибун, муч. Римский, из дружины Хрисанфа и Дарии. 19 марта. Клавдий комментарисий, муч. Римский при Диоклетиане, с Себастианом и др. 18 дек. Клавдий, Астерий, Пеон и Феонилла, Исавряне, мучч. в Момпсвестии при Диоклетиане (303). 29 окт. Клавдий, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября).ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября).ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

280-272 — Борьба Рима с Пирром 272-232 — АШОКА 264-241 — 1-я Пуническая война 263 — III буддийский собор в Индии. «Артхашастра» (?) Зарождение махаяны. Буддийские миссионеры на Западе КЛЕАНФ (280-232) ХРИСИПП (280-208) 250 (ок.) — основание парфянского царства Аршакидов 250 (ок.) — Кн. ТОВИТА. Начало перевода Ветхого Завета на греческий язык в Александрии при Филадельфе (285-247) 246 — начало Циньской династии в Китае. Гонение на конфуцианскую оппозицию. 218-201 — 2-я Пуническая война 220 (ок.) — основание набатейского (арабского) царства в Эдоме 217 — отождествление римского пантеона с греческим. Битва при Рафии 217 — Ahmuox III пытается ограбить Иерусалимский Храм 210 (ок.) — ПОСЛАНИЕ АРИСТЕЯ 206 — Ahmuox III в Индии 204 — введение в Риме культа Кибелы 195 — Ганнибал у Антиоха III в Сирии 198-190 — установление в Палестине господства Селевкидов 190 — победа Рима над Антиохом III при Магнезии 190 (ок.) — первосвященник СИМОН ПРАВЕДНЫЙ. Начало хасидского движения 187 — конец Маурьев. Династия Шунгов в Индии. Возрождение брахманизма. Начало вишнуистской литературы (пураны) 186 — преследование культа Диониса в Риме 183 — смерть Ганнибала в Малой Азии 181 — находка «сочинений Нумы» 180 (ок.) — ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ. Начало покорения Северо-Западной Индии бактрийскими греками 180 (ок.) — Кн. БЕН-СИРЫ (Иисуса Сираха). ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. Кн. БАРУХА 175 — воцарение Антиоха IV Эпифана 176 — Гелиодор в Иерусалиме. Книжник Антигон из Сохо 173 — два философа-эпикурейца изгнаны из Рима. Первое избрание консулов из плебеев 171 — Убийство Ония III 170 (ок.) — еврейские– историки: Деметрий, Артабан, Евполем 167 — ПОЛИБИЙ (200-120) в Риме 168 — Гонение Антиоха IV на иудейскую религию. Начало ессейского движения. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ 166 — Начало Маккавейского восстания 165 Кн. ДАНИИЛА 164 — Смерть Антиоха IV 164 — Освобождение Иерусалима. 1-я Кн. ЕНОХА (часть книги) 161 — изгнание греческих философов из Рима 161 — победа Лисия над Хасмонеями. Договор Иуды Маккавея с Римом 160 (ок.) — правление Менандра в Пенджабе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Католический кафедральный собор Св. Семейства в Найроби. XX в. Большинство верующих в К.- христиане, ок. 77-80% населения. Из них 44-47% принадлежат к различным протестант. деноминациям, ок. 33% являются католиками, ок. 1% - православными. Второй по численности религией является ислам (ок. 10% населения). Приверженцы традиц. африкан. верований с трудом поддаются точному подсчету и в разных источниках они составляют от 4 до 8%, в их число попадают и те, кто исповедуют двоеверие, т. е. придерживаются сочетания традиц. племенных культов и входят в различные христ. орг-ции. Проч. религии (индуизм, буддизм, иудаизм и др.) охватывают ок. 1,7% населения. Новые религ. движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия ) - ок. 0,3%. Не принадлежат ни к одной из религий или являются атеистами ок. 2% населения. Православие На территории К. правосл. общины входят в юрисдикцию Кенийской митрополии Александрийской Православной Церкви (см. Кенийская митрополия ). Нехалкидонские восточные Церкви Коптская Церковь начала миссионерскую деятельность в стране в 1976 г. В наст. время насчитывается 29 общин, ок. 3 тыс. верующих. Католич. ц. блж. Августина в Найроби. XX в. в К. насчитывает 20 еп-ств, объединенных в 4 архиеп-ства: Найроби (еп-ства-суффраганы Керичо, Китуи, Мачакос, Накуру, Нгонг), Кисуму (еп-ства-суффраганы Бунгома, Элдорет, Хома-Бей, Какамега, Кисии, Китале, Лодвар), Ньери (еп-ства-суффраганы Эмбу, Маралал, Марсабит, Меру, Муранга, Ньяхуруру), Момбаса (еп-ства-суффраганы Гарисса, Малинди). В К. учреждены апостольское вик-ство Исиоло и военный ординариат. На территории К. неск. католич. монашеских орденов ведут активную благотворительную, социальную и миссионерскую работу. Развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений: открыты 4 католич. семинарии и Католический ун-т Вост. Африки. Верховным органом Церкви в стране является Конференция католических епископов, ее исполнительным органом - Католический секретариат Кении (создан в 1961). Общее число католиков ок. 12,7 млн чел.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Религиозное общество друзей (квакеры) имеет 2 общины, ок. 100 верующих. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе организовала в З. 70 общин, объединивших 30 тыс. чел. Различные церкви Христа (Churches of Christ), в разное время созданные проповедниками из США, Нов. Зеландии и др. стран, добились самостоятельности и насчитывают ок. 300 общин. Общая численность ок. 200 тыс. верующих. Свидетели Иеговы имеют в З. 888 общин, 77 тыс. адептов. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) насчитывают ок. 1,6 тыс. приверженцев. В стране широко распространены независимые протестант. организации преимущественно синкретического характера, сформировавшиеся в местных условиях под влиянием традиц. африкан. культов. Наиболее значительные из них: Сионская христианская церковь (1,4 тыс. общин, 1,5 млн чел.), Африканская апостольская церковь Джохана Маранке (African Apostolic Church of Johane Maranke; 520 общин, ок. 1 млн верующих) и отделившаяся от нее Африканская апостольская церковь св. Симона и св. Джоаны (10 общин, 5 тыс. верующих), Сионские апостольские церкви (1,3 тыс. общин, ок. 1 млн верующих), Церковь Божия Евангелия в Зимбабве (110 общин, 57 тыс. чел.), Церковь знака апостолов (Sign of the Apostles Church; 80 общин, 50 тыс. чел.), Библейские церкви Рема (Rhema Bible Churches; 30 общин, 29 тыс. чел.), Сионская миссия апостольской веры (10 общин, 16 тыс. чел.), Церковь союза африканской апостольской веры (Unity of African Apostolic Faith Church; 75 общин, 8 тыс. чел.). Менее значимые протестант. орг-ции и независимые африкан. церкви насчитывают ок. 500 тыс. чел. Общее количество протестантов, включая членов сект и маргинальных орг-ций, составляет ок. 7,5 млн чел. Ислам исповедуют африканцы, прибывшие в З. из соседних стран, в первую очередь из Малави и Мозамбика, а также выходцы из Индии и Пакистана. Преимущественно мусульмане З. являются суннитами ханифитского и шафиитского толков; кроме того, существует неск. шиитских общин исмаилитского толка. Мусульмане страны объединены в Исламскую миссию Зимбабве (Zimbabwe Islamic Mission). Общее количество мусульман в стране ок. 120 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/199795.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010