Никон, патр. всероссийский, 189, 738. Никон Петергофский, протопоп, 198. Нила Синайского мелкие сочинения, 37, 116, 121, 124, 156, 157, 159, 165, 167, 170, 183, 189, 278, 413, 647, 701, 704, 753, 756, 758–760, 763, 767, 770, 804. Нила Сорского , книга, 188,189, 799. Выписки, 771, 798. Нила Курлятева, монаха, перевод Псалтири, 62. Нила, черноризца, к Хараклию пресвитеру послание, 205, 206. Нифонта, архиеп. новгородского, Кирику, 205, 206. Упом., 204, 214. Нифонта, святого, слова и отрывки, 91, 142–144, 202–204, 339, 775–777, 791, 793, 794, 797, 804, 806. Нифонт, сочинитель, инок Троиц. Серг. мон., 681. Нифонт, келарь Троиц. Серг. мон., 423. Новикова Др. Рос. Вивл., 177, 740, 742, 765. Новосильской Афанасий Феодоров, владелец, 296. Ной праотец, 38, 192. Номоканон И. Постника, 209. Ноты певчие, 450–460; крюковые, 407–450. Объяснение крюковых нот, 408, 409, 413, 414, 416–418, 421, 423, 424, 426, 434, 438, 449. Немцы см. Лютеране. Обзор русс. духов. литературы, соч. Филарета еп. харьковского, упом., 15, 35, 189, 692, 696, 783, 764. Обиходник Троиц. Серг. мон., 249–252. Белоозер. мон., 740. Столовый Серг. мон., 265, 269, 292. Новоспасского моск. мон., 738. Волоколам. мон., 739. Оболенские, князья, иноки Авраамий, 72, Варлаам, 421, 422, 776, 777. Образ нерукотворенный, 9, 589, 594, 596, 680, 681, 785, 791. Образцы писем, 297, 808, 812. Обрезание Господне, 678. Одоевский Никита князь, владелец, 270, 388. Окгинской Богдан, пан, 195. Октоих, книга, 20, 21, 368– 374. Под крюками см. в Стихирарях. Олег, кн. киевский, 714, 728, 805. Онисим Григорьев, старец, вкладчик, 104. Описания рукописей упоминаются: Воскресенского Новоиерусалим. монастыря, 669. Историч. моск. Общества, 603. Румянц. Музеума, 9, 11, 15, 38, 89, 136, 137, 142, 144, 146, 147, 180, 200, 201, 204, 205, 207, 215, 224, 239, 251, 252, 256, 325, 341, 408, 409, 411, 570, 624, 646, 659, 664, 669, 670, 673, 676, 679, 692, 701, 711, 729, 730, 739, 745, 758, 760, 765, 768, 770, 772, 789, 792, 805, 811. Синодальной библиотеки, 2, 44, 87, 98, 122, 214, 341, 710, 730, 746, 765.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Адомнан неоднократно посещал Нортумбрию, где свирепствовала болезнь, но никто из его свиты не заразился (Ibid. II 46; ср.: Woods. 2011). По-видимому, о целительной силе, свойственной могиле К., говорится в поэме «Чудо Колума Килле» (Fó lib lige a aí/ar cach saéth srethaib sína (§ 106-107)). Согласно Адомнану, от могилы святого исходило сияние, ее посещали ангелы ( Adomnani Vita Columbae. III 23). В монастыре Иона хранились чудотворные реликвии К.- белая туника святого и переписанные им книги; в трудных ситуациях монахи соблюдали строгий пост, возлагали святыни на алтарь и призывали имя К. (Ibid. II 44-45). Рукописи, выполненные К., обладали чудесными свойствами: огонь и вода не могли причинить им вред (Ibid. II 8-9). На о-ве Иона указывали Холм Ангелов (Cnoc Aingel), на к-ром К. беседовал с небесными посланниками (Ibid. II 44; III 16), и др. места, связанные с памятью о святом, где были установлены кресты; на могиле святого лежал камень, служивший ему подушкой (Ibid. I 45; III 23). Распространение почитания К. в Ирландии было связано с тем, что святого считали покровителем династии И Нейл, особенно рода Кенел Коналл. В VIII в. аббаты монастыря Иона установили дружественные отношения с верховными правителями из рода Кланн Колман Домналлом Миди (743-763) и его сыном Доннхадом Миди (770-797). В 753 г. Домналл принял «закон Колума Килле» (lex Coluim Cille; об экстраординарных законах (cána) см.: Charles-Edwards. 2000. P. 559-569). Содержание закона неизвестно, но исследователи полагают, что его принятие должно было способствовать восстановлению порядка в условиях голода, вызванного неурожаем, и вспышек эпидемий. В 754 г. в Ирландию прибыл Слебене, аббат Ионы, к-рому в анналах приписывается повторное принятие закона (757). В 3-й раз «закон Колума Килле» был принят Доннхадом Миди и аббатом Бресалом в 778 г. ( Herbert. 1988. P. 64-65). В том же году скончался предшественник Доннхада верховный правитель Ниалл Фроссах (763-770), к-рый после отречения от власти удалился в монастырь Иона и жил там «в паломничестве» (na ailithri) (см.: Charles-Edwards.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Впрочем, негативная реакция Запада на иконоборческий Собор вовсе не была вызвана исключительно догматическими соображениями. Вообще, как нередко отмечают, Западная церковь всегда относилась к иконам гораздо прохладнее, чем Восток. Рим в лице своих епископов традиционно полагал, будто икона имеет, скорее, педагогическое значение. Икона – это книга для неграмотных или же для иноземцев, она помогает сосредоточиться в молитве, но не более того. Конечно, это учение ущербно по своей сути, неполно с православной точки зрения, потому что, как учит Кафолическая Церковь , через икону молящийся вступает в общение с тем, кто на ней изображен. Следовательно, икона имеет не только психологическое, но и метафизическое значение. Икона, хотя и отличается от своего первообраза, однако она причастна ему 166 . Но с практической точки зрения сам факт поддержки Римом иконопочитателей был с глубоким восторгом воспринят в Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах. В 763 г. Иерусалимский патриарх Феодор (735–770) отправил своим собратьям на Востоке и в Рим синодику, где изложил несогласие с церковной политикой императора. А в 764 г. все три восточных патриарха – Феодор Антиохийский (757–797), Феодор Иерусалимский (735–770) и Косма Александрийский (731 – после 767) с подвластными им епископами в День Пятидесятницы (13 мая 764 г.) по прочтении Евангелия торжественно анафематствовали епископа Епифании при Сирийской (2-й) Апамее Косму по прозвищу Комантин, захватившего священные сосуды 167 . Печально, но под конец жизни великому полководцу было суждено увидеть ничтожность своих церковных деяний. Все его гонения не сломили сопротивления монахов, Рим открыто пренебрегал им, остальные восточные патриархи оставили своего Константинопольского собрата в глубокой изоляции. Стало очевидным, что второй период иконоборчества захлебнулся в крови мучеников и пошел на убыль. Повсеместно возникали легенды о чудотворениях икон, первая из которых появилась уже во времена патриаршества Константинопольского архиерея св. Германа. Так, по одному преданию, отправляясь в изгнание, св. Герман взял с собой икону Спасителя. Подойдя к берегу моря, он положил икону на волны, и вскоре ее принесло к Риму, где сам папа Григорий III по откровению Божьему нашел святыню. Едва он хотел взять икону в руки, как та сама взмыла в воздух и предалась в руки понтифика. Немедленно был организован Крестный ход, и чудотворная икона с величайшим почтением перенесена в храм Святого Апостола Петра в Риме, где и осталась на хранение 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 марта. 85 С. 1 : На память об Урале. 12 марта/Свиньин. ((Ф)); С. 2 : Москва, 26 марта: (О необходимости особого наказания за цареубийство)/(Г.-П.); Похороны Н. Г. Рубинштейна (с публ. надгробного стихотв. Ф. С. Гурина, ученика консерватории)/Д. М. (Д. А. Мансфельд); С. 3 : С Уральской Горно-Заводской железной дороги. 3 марта: Путевые впечатления/Л…ъ Б…г; Из Эривани. 11 марта: Весть о кончине Государя. Убийства. Арест секретаря суда. (ВИ); Французская и швейцарская печать о праве убежища. (ИИ); С. 34 : Насекомые и животные как преступники перед уголовным судом. Ряд покушений на жизнь монархов. Аппетит в XV веке. 10 000 долларов за красивое лицо. (РИ). 28 марта. 86 С. 1 : Катастрофа в Тушине/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 27 марта: (О скандале в Англии: два члена правительства финансировали радикальную газету)/(Г.-П.); Суд над цареубийцами/Русский гражданин; С. 23 : Письма из деревни. III. (Внизу: «8 марта 1881 г.»)/П. Б.; С. 34 : Пожар театра в Ницце; А. С. Пушкин о графе (Д. И.) Хвостове. (РИ). 29 марта. 87 С. 1 5 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич. Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»); С. 5 : Предложение реформы. Предстоящий путь к вопросу о передаче Кульджинского края китайцам. По вероисповедному вопросу. (ПП). 30 марта. 88 С. 12 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич: Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 29 марта: (Нигилизм – нравственное перерождение общества; о профессионалах «революц. дела» и женщинах-нигилистках)/(Г.-П.); С. 23 : Суд над цареубийцами: (Из петерб. и моск. газет); С. 3 : Наш грех/В. И. Полтавцев; Письма из деревни. IV/П. Б.; Церковная проповедь и условия ее успеха: (Из газ. «ЦОВ»). (ПП). 31 марта. 89 С. 12 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич. Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 марта: (О похоронах Н. Г. Рубинштейна за счет города; нелицепр. характеристика покойного)/(Г.-П.); С. 23 : Предполагаемое открытие нового православного миссионерского стана в Японии/Архимандрит Анатолий; С. 3 : Забытые памятники русской старины (при церкви Свт. Николая в Столпах); Письма из деревни. V/Б. Б. (надо: П. Б.); Московская судебная палата: Два дела о вооруженном сопротивлении властям/Д. М. (Д. А. Мансфельд). (СЛ); Еще об условиях успеха церковной проповеди: (Из газ. «ЦОВ»). (ПП).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Итак, когда уже окончено это сплетение, я хочу внушить тебе, брат, что из выражений, приводимых иконоборцами, одни явно еретические, ибо невозможно, чтобы ложь не примешивалась к истине, как плевелы к пшенице (ср. Мф.1325 ); другие принадлежат святым отцам, но превратно понимаются омраченным умом их; иные же совершенно неуместны, приписывая иконе Христовой относящееся к идолам; не должно без рассуждения одобрять их речь и даже вступать в беседу с еретиками, вопреки апостольской заповеди (см. Тит. 3:10 ­11). Впрочем, да спасешься, чадо мое; молись, чтобы и мне спастись. 1 Это и следующие два письма к преп. Платону написаны св. Феодором из Фессалоники в 797 г., во время первой его ссылки. Более точная дата написания предположительно вскоре после 25 марта, времени прибытия преп. Феодора в Фессалонику (см.: Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский: В 2 ч. Ч. 2. Одесса, 1914. С. 156; далее Доброклонский; Theodori Studitae Epistulae/Recens. Georgios Fatouros. Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 31. Pars I. Berolini: Novi Eboraci, 1992. Prolegomena. S. 141–142; далее Fatouros). Ред. 6 Высказываний с подобным содержанием в Словах св. Епифания на Пасху не обнаружено (см.: Fatouros. Pars I. S. 6). Ред. 15 Греч, εν οιχσχφ. Как показывает А.П. Доброклонский (Доброклонский Ч. 1. C. 388, примеч. 2), наиболее вероятным местом заключения Платона бьш монастырь свв. Сергия и Вакха близ императорского дворца в Константинополе. Феофан же пишет: «.. .царь послал Вардана и Иоанна и привели Платона в город и заключили Платона в запертую комнату в храме Архистратига во дворце» ( Феофан Исповедник . Хронография. Год 6288). Ред. 20 Написано между апрелем и августом 797 г., когда император Константин VI был свергнут с престола в результате заговора и ослеплен (15 августа 797 г.). О датировке см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 157. Ред. 21 Речь идет о монастыре, сохранившем лояльность императору Константину VI; назывался монастырь Кафара или Кафары. Точное место его нахождения в настоящее время не определено, но наиболее вероятное у Никомедийского залива (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 143, anm. 10; Доброклонский. Ч. I. С. 318, примеч. 7). Согласно преданию, основан евнухом Нарсесом в царствование Юстина II (565–578 гг.), однако в действительности этот монастырь был основан монофизитами в конце V в. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Соборяне подтвердили деяния всех шести Вселенских Соборов и разослали православное исповедание веры во все пределы Святой Церкви Христовой. В 742 году в результате бунта мусульман были зверски замучены митрополиты Дамаский Петр и Маюмский Петр. При халифе Абул-Шефахе (750-754) правителем Сирии и Палестины был назначен Абдулах ибн Альяс, избивший множество христиан и ужесточивший поголовный налог на уцелевших. Он повелел, чтобы нигде в Иерусалиме не было изображения креста и изъял утварь и драгоценности Святого Гроба Господня и других церквей. С приходом халифа аль-Мансура (754-775) для христианской церкви наступило затишье и лишь иконоборческая ересь раздирала ее изнутри, продолженная после Льва III другим императором-иконоборцем Константином V (741-775). Окончательно иконоборческая ересь была осуждена лишь на VII Вселенском Соборе. ИПЦ на нем представлял пресвитер Фома, (патриарх Иерусалимский Илья II (770-797) с 785 года пребывал в ссылке в Персии), который в качестве выражения позиции Святоградской Церкви представил послание Иерусалимского Поместного Собора 764 года. В последние годы правления Аль-Мансура христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу императора Константина V, и отношение к ним резко ужесточилось. Многие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужения и крестный ход, но самое страшное – было запрещено преподавание греческого языка детям. С этого началась небывалая до сих пор аравизация христиан, которым пришлось переводить на арабский язык даже богослужебные книги. Особенно жестоко преследовались монахи. Непомерный налог распространялся не только на киновиатов, но даже на отшельников и пустынножителей. При очередном своем посещении Иерусалима Аль-Мансур приказал избивать христианское население города плетьми. В тот день многие жители покинули Святой Град и бежали. Несмотря на то, что в 783 году между халифом аль Маадном (775-785) и византийским императором Константином VI (780-797) был подписан мир, гонения на христиан в халифате не прекратились.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Евсевий, муч. Финикийский. 31 сент. Евсевий, еписк. Самосатский, муч. в 379 году. 22 июня. Евсевий, пустынник Сирийский, ум. ок. 440. 15 февр. Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе в 5 веке. 14 янв. Евсевия, иначе Ксения, преп. Миласская в Карии 5 в. 24 янв. Евсигний Антиохианин, муч. при Иулиане. 5 авг. Евстафий Плакида с женою и чадами, великомуч. Римский, при Адриане. 20 сент. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Никейские около 312 года. 20 ноября. Евстафий воин, муч. Анкирский. ок. 316 года. 28 июля. Евстафий, архиеп. Антиохийский, член 1-го Никейского собора и исповедник, ум. ок. 360. 21 февр. Евстафий, еписк. Кийский в Вифинии, исповедник при иконоборцах. 29 марта. Евстафий, муч. Виленский 1347 г., с Антонием и Иоанном. 14 апр. Евстолия и Сосипатра, препп. Цареградские 6 в. 9 ноября. Евстохий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. при Максимиане. 23 июня. Евстохий, муч. при Иулиане, с Елпидием и Маркеллом. 15 ноября. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мучч. Севастийские при Ликинии. 13 дек. Евстратий, преп. из Авгаровой обители, прест. позже 820 года. 9 янв. Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский ок. 1100 года. 28 марта. Евсхимон, еп. Лампсакийский, исповедник, прест. при Феофиле. 14 марта. Евтихиан, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Евтихиан, муч. Вифинский при Диоклетиане, с Анастасией. 22 дек. Евтихий, муч. Никомидийский, 303 г., с Вассом и др. 20 янв. Евтихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евтихий, муч. Мелитинский. 28 мая. Евтихий, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Евтихий, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Евтихий и Флорентий, препп. Нурсийские. 23 авг. Евтихий, патриарх Цареградский, ум. 582. 6 апр. Евтих, ученик Иоанна Богослова, муч. Севастопольский. 24 авг. Евтропий, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Евтропий, Клеоник и Василиск мучч., из дружины Феодора Тирона, ок. 308 года. 3 марта. Евтропий чтец, из клира Иоанна Златоустог о, муч. Цареградский 5 в., с Тигрием пресв. 16 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феодул преп., сын преп. Нила постника, в 5 в. 14 янв. Феозва (Феосевия), диаконисса, супруга Григория Нисского , ум. ок. 372. 10 янв. Феоктирист муч. 29 февр. Феоктиста дева, муч. Александрийская, ок. 311 г., с Киром и Иоанном. 31 янв. Феоктиста преп., Лезвияныня. 9 ноября. Феоктист, муч. Никомидийский при Клавдии (ок. 208), с Киприаном еп. 2 окт. Феоктист преп., спостник Евфимию Великому, ум. 467. 3 сент. Феоктист, игумен Сицилийский в 5 в. 4 мая. Феона, иначе Синесий, муч. Никомидийский, с Феопемптом еп. 303 года. 5 янв. Феона, муч. Никомидийский 303 г., с Христофором и Антонином. 19 апр. Феона, Симеон и Форвин, преподобные 5 апр. Феона, преп. Скитский. Субб. с. Феонилла, мученица Момисвестийская при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 29 окт. Феопемпт еп. и Феона, мучч. Никомидийские в 303 году. 5 янв. Феопистия и Феопист, мучч. Римские при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Феопрепий (Боголеп), муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом, своим отцом, и др. 23 марта. Феопрепий, муч. Фракийский ирп Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Феостирикт преп., в Символах. 10 ноября. Оеостих, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Феотекн воин, муч. Антиохийский при Максимиане. 10 окт. Феотих и три протектора, мучч. Египетские при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 16 дек. Феофан постник и исповедник, ум. ок. 301. 9 сент. Феофан, преп. Антиохийский. 10 июня. Феофан исповедник, инок Сигрианский, летописец, ум. 8l8. 12 марта. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 9 в. 11 окт. Феофан преп., гражданин Газский, нищелюбец. 29 сент. Феофила, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Феофилакт исповедник, еп. Никомидийский, ум. ок. 845. 8 марта. Феофил диакон, муч. Никомидийский, ок. 302 г., с двумя тмамн мучч. 28 дек. Феофил муч., с Трофимом и др. при Диоклетиане. 23 июля. Феофил, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феофил муч., с Дорофеей и др., пострадавший в Кесарии Каппад. при Диоклетиане. 6 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Фотий, митрополит Киевский, ум. 1431. 2 июля и 27 мая. (Обретение мощей его в 1472). Фото, муч. Римская ири Нероне, с Фотиной Самар. 20 марта. Фот муч., с Терентием, Неонилой и др. 28 окт. Фронтасий муч., и Фронтон священномуч. Петрагор. 1 века. 4 июня. Фрументий, архиепископ Индийский, ум. ок. 360. 30 ноября. Фулвиан, князь Ефиопский, в крещении Матфей, 1 века, с ап. Матфеем. 16 ноября. Фусик, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еписк. и др. 17 апр. Х Халев, сотрудник Иисуса Навина. В нед. праотец. Харалампий священномуч., еп. Магнисийский. Порфирий и Ваптос воины, пострад. в Антиохии Писидийской при Септ. Севере (193–211). 10 февр. Харисим, муч. Киликийский при Валериане, с Анфусой и др. 22 августа. Харита, мученица Римская 163 г. с Иустином и др. 1 июля. Харитина, муч. при Диоклетиане (ок. 303). 5 окт. Харитон, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Харитон клирик, муч. Анкирский, с Климентом, ок. 312. 23 янв. Харитон муч. 9 сент. Харитон, преп. Палестинский, ум. ок. 340. 28 сент. Хариесса, мученица Коринфская ок. 251, с Леонидом и др. 16 апр. Херимон, муч. Александрийский при Валериане, с Гаием и др. 4 окт. Херимон, преп. Египетский 5 в. 16 авг. Хиония дева, муч. Иллирийская в 304 г., с Агапией и Ириной. 16 апр. Хиония Египетская, мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом и Алевтиной. 16 июля. Хрисанф и Дария, мучч. Римские. 19 марта. Хрисия дева, муч. Римская, ок. 268 г., с Ипполитом еписк. и др. 30 янв. Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане, с Анастасией Узорешительницей. 22 дек. Хрисотель, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с еп. Полихронием и др. 30 июля. Христина, муч. Тирская. 24 июля. Христина, муч. Лампсакская при Декии, с Петром и др. 18 мая. Христина, муч. в Кесарии Каппад. при Диоклетиане, с Дорофеей и др. 6 февр. Христина, муч. Персидская. 13 марта. Христофор, муч. Ликийский, при Декии. 9 мая. Христофор, Феона и Антонин воины, мучч. Никомидийские 303 г. 19 апр. Христофор клирик, муч. Анкирский, с священномуч. Климентом ок. 312 года. 23 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Гимнографическую деятельность Андрея Критского продолжил епископ Кизический, затем – патриарх Константинопольский (715–730) Герман (ум. до 754), лишенный кафедры в 730 г. императором–иконоборцем Львом III. В жанре канона работали Косма, епископ Маиумский (ум. ок. 787), некоторое время живший в лавре Св. Саввы (ему принадлежат каноны, трипеснцы и четверопеснцы на все дни Страстной седмицы и на некоторые двунадесятые праздники); Иоанн Дамаскин (ум. 780), сначала министр Дамасского халифа, потом монах лавры Св. Саввы и исповедник за иконы (воскресные каноны Октоиха на 8 гласов и каноны на некоторые двунадесятые праздники). По несколько стихир, канонов и иных последований оставили после себя иерусалимский патриарх Илия II (770–797), Стефан Савваит (ум. ок. 807), Феодор Сикеот, епископ Анастасиопольский (6–7 вв.), Георгий, епископ Сиракузский (ум. ок. 669), друг константинопольского патриарха Игнатия Киприан Студит (9 в.), Василий Пагариот, епископ Кесарии Каппадокийской (10 в.) и др. Широкое употребление в Константинопольской Церкви канон находит благодаря литургической деятельности Феодора и Иосифа Студитов; окончательно этот жанр утверждается в богослужебной системе после 1204 г. В середине 8 в. в Константинополе была осуществлена литургическая реформа, в результате которой используемый за богослужением гимнографический материал подвергся систематизации и сокращению. Новая традиция отразилась в Синаксаре (Типиконе) Великой церкви, в котором зафиксированы в основном тропари (или ипакои), используемые как припевы к стихам псалмов, и почти нет произведений древних гимнографических жанров, в т.ч. кондаков. Церковные песнописцы использовали в своем творчестве различные технические приемы. Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) основана, по преимуществу, на особой стихотворной системе, – не на древней метрической, базировавшейся на долготе и краткости слогов (различие между буквами по долготе и краткости в разговорной речи к тому времени уже исчезло), а на ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них 1057 . Однако некоторые каноны Иоанна Дамаскина написаны классическим размером – ямбом, а акростихи к ним – гекзаметром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010