Произошло это так. После гибели в 683 году Укбы арабы до 697 года не тревожили Латинскую Африку и она наслаждалась постыдным покоем вместо укрепления своих границ. Поэтому Хасан, сын Нумана, вторгшись туда в 697 году, без труда захватил Карфаген и поставил там свой гарнизон. Император Леонтий (правил в 695–698, казнен в 705) послал на выручку свой флот, который отбил город. Против Хасана выступила берберская царица Кахина (о ее печальной судьбе рассказано ранее). Годом позже византийцы были выбиты из Карфагена; побитые флотоводцы, остановившись на Крите, опасаясь гнева императора, не придумали ничего лучшего, как свергнуть его. Сказано – сделано, и друнгария (командир военного подразделения) флота Апсимара провозгласили новым императором под именем Тиверия III (правил в 698–705). Историк Ю. Кулаковский горестно отмечает, что «утрата Карфагена и Африки не тревожила новое правительство, и Тиверий не делал попыток отвоевать его у арабов... Население во множестве бежало на острова, в Италию и Галлию». Оставшись без поддержки византийских войск, была разбита и пала в бою царица Кахина (703). Нахлынувшие арабы буквально растащили по частям постройки Карфагена, он являл собой самое что ни на есть жалкое зрелище. (Ныне для обозрения доступны руины терм Антонина.) Такова судьба величайшего после Рима города времен поздней античности. Раскопки других городов – Тубурбо Маюса, Дугги, Буллы Регии, в меньшей степени – Удны, Утики и Фисдры – не оставляют столь гнетущего впечатления. Слишком уж силен разрыв между словом Карфаген, будоражащим ум, и видимой реальностью. Исчезла гордая, великолепная античность Карфагена, практически утрачено и христианское наследие Византии. В его поисках надо непременно зайти в музей Бардо в столице Туниса. Расположенный в бывшем дворце тунисских беев, музей в районе Бардо действительно мало с чем сравним по богатству собраний произведений античной и исламской культуры. Экспонатов христианского периода сохранилось, к сожалению, настолько мало, что все они скромно уместились в одном зале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проведенные в Виттенберге церковные реформы были законодательно закреплены городским советом в документе «Распорядок города Виттенберга» (Ordnung der Stadt Wittenberg; опубл.: Die evangelischen Kirchenordnungen des 16. Jh./Hrsg. E. Sehling. Lpz., 1902. Abt. 1. H. 1. S. 697-698), в составлении которого К. принимал активное участие. «Распорядок...» открывается мерой, направленной против мон-рей и католических братств: им запрещалось заниматься частной благотворительностью; все принадлежащие им деньги должны были быть сданы в общую городскую кассу, из которой город намеревался выдавать помощь тем, кто в ней нуждались; в связи с этим запрещались все виды нищенства и попрошайничества, в т. ч. и монашеский сбор милостыни (Ibid. S. 697). Утверждался новый чин мессы и самостоятельное причащение верующих под двумя видами (Ibid. S. 698). Кроме того, в документе предписывалось удаление из храмов всех религ. изображений (Ibid. S. 697; подробнее см.: Barge. 1905. Tl. 1. S. 378-386; Rupp. 1969. P. 101-102). Документ показывает, насколько сильно реформирование Церкви увлекло всех горожан, желавших полностью преобразовать в «евангельском» духе городскую жизнь; на изданиях трактатов К. этого времени присутствует характерное указание на место издания: «В христианском городе Виттенберге». Воодушевленный поддержкой городского совета, К. в янв. 1522 г. издал небольшой трактат, служивший своеобразным пояснением к «Распорядку...» и развивавший как тему недопустимости религ. картин и статуй, так и тему христ. отношения к нищете и делам милосердия: «Об избавлении от изображений, а также о том, что среди христиан не должно быть нищих» (Von abtuhung der Bylder, und das keyn Betdler unther den Christen seyn sollen; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 226-227. N 87-89). Вскоре после публикации трактат К. распространился по всей Германии и ряду сопредельных земель, став одним из наиболее популярных в народной среде протестант. сочинений. Выраженный в нем призыв к избавлению от религ. изображений нередко претворялся в жизнь: во мн. городах сторонники протестантизма врывались в католич. храмы, разбивали статуи, рвали на части и сжигали картины.

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Это распоряжение наносило сильный удар и духовным властелям, поэтому патриарх Сергий, вместе с епископами и монахами, усердно просил императора отменить «круговую поруку». Но император не уступал, и между ним и патриархом отношения резко обострились. Посредником в их примирении был александрийский патриарх Феофил (по другим каталогам Филофей – 1010–1020 г.), которому удалось склонить обе стороны ко взаимным уступкам. Миротворческая деятельность патриарха Феофила приобрела ему почетный эпитет «Судии вселенной (κριτς τς οικουμνης)», который в последующее время вошел и в состав официального титула александрийских патриархов (Cedrenus, Historiarum compendium, II 3–8. Bonnae; Δ ο σ θ ε ο ς, πατριρχης " Ιεροσολμων, Περ τν ν εροσολμοις πατριαρχευσντων, σ. 746. ν Βουκουρεστ 1715; Le Quien, Oriens christianus, II, 481; барон В. Р. Розен, Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхи Антиохийского, стр. 385. П. 1883; Μ. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, 346–347. 177 А.А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Том II. Εχολγιο. Стр. 695–698. Киев, 1901. – В изданном здесь тексте имеются неясные и неверно прочитанные места, именно: 696 27– 28 , 697 12– 13 , 697 21 . 181 . Χρυσστομος Παπαδοπουλος, 1) Περ το Κλαυδιουπλεως (Σιναου–Κωνσταντινουπλεως–λεξανορεα;) Κοαμδ. Να Ειν, 1905 (II), 894–899; 2) ’Αλεξανδριν σημειματα. κκλ. Φρος, 1911 (VIII), 253–256; Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. XXXVII, col. 245–246. Paris et Leipzig 1905; А.И. Пападопуло-Керамевс и В.В. Латышев, Материалы для истории архиепископии Синайской горы (вторая половина), стр. 431–432, 440, 445 («Православный Палестинский Сборник», вып. 58. П. 1909). 183 Mansi, Sacrorum conciliorum nova et ampissima collectio, t. XXXVIII. col. 525–526. Paris et Leipzig 1907; Επ. Λαπρος, " Ο πατριαρχιχς θρνος ’Αλεξνδρεις κτλ. (Δελτον, III, 562 κτλ.). – Важные сведения о деятельности патриарха Матфея сообщил Евстратий Аргенти (Епископ Порфирий Успенский , Александрийская патриархия, I, 543–544 и с л.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

969 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.46. С.26–44,С.38. 973 Флоренский П.А. Вступительная статья «От переводчика» к переводу: Кант И. «Физическая монадология»//Богослов, вестн. М., 1905. Т.3. 9. С.95–99, С.1. 975 Флоренский П.А. Вступительная статья «От переводчика» к переводу: Кант И. «Физическая монадология»//Богослов, вестн. М., 1905. Т.3. 9. С.95–99, С.1. 977 Флоренский П.А. Пифагоровы числа//Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып.5. С.504–512,505. 978 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717, С.712 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 986 Некрасов П.А. Московская философско-математическая школа и ее основатели. М., 1904, С.159–199 989 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 46. С.26–44, С.42. 990 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 46. С.26–44, С.37 991 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 46. С.26–44, С.41 993 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 994 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.703 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 997 Флоренский П.А. О символах бесконечности: Очерк идей Т.Кантора//Новый путь. М., 1904. С.173–235,С.186. 998 Флоренский П.А. О символах бесконечности: Очерк идей Т.Кантора//Новый путь. М., 1904. С.173–235,С.186. Читать далее Источник: Русская религиозная философия : Избранные статьи/С.М. Половинкин. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 412 с. ISBN 978-5-88812-405-5.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Сир. перевод, выполненный с Септуагинты, т. н. Сиро-гекзаплы, был сделан в 616 г., во время активной деятельности переводчиков текстов Б. Автором ее был еп. Павел Телльский , работавший в копт. мон-ре Энатон. В качестве исходного текста он взял оригеновскую версию LXX и буквально перевел ее, стремясь зеркально отразить каждую деталь и грамматический нюанс греч. оригинала. Перевод Сиро-гекзаплы употреблялся в основном в правосл. сир. кругах, где обозначался как «LXX» или «греческий», хотя иногда им пользовались также и ученые Церкви Востока , особенно Ишодад Мервский (IX в.). Древнейшие рукописи Сиро-гекзапл Add. 12134 и Add. 14442 из собрания Британской б-ки написаны в VII в. и не содержат полного текста LXX. Наиболее известная рукопись из собрания Амброзианы (Ms C 313 inf) представляет лишь 2-й т. рукописи кон. VIII - нач. IX в. и содержит соответственно 2-ю часть ВЗ. Эта рукопись хорошей сохранности, на полях многочисленные варианты чтения, предлагаемые иудейскими греч. переводами, а также выдержки из др. колонок гекзаплы. В 1874 г. А. Чериани осуществил фототипическое ее издание. Рукописью 1-го тома владел ученый эпохи Ренессанса А. Масиус (1514-1573), к-рый часто цитировал перевод Втор 17-34 и Книги Иисуса Навина в своих работах, но этот манускрипт исчез. Его потеря лишь отчасти компенсируется 20 сохранившимися рукописями, содержащими отдельные книги. Порядок книг следует LXX. Мн. рукописи датируются VIII-IX вв. Из более поздних рукописей необходимо упомянуть неполное Пятикнижие (1204), обнаруженное в 1964 г. А. Вёёбусом в Мидьяте (Турция). Сиро-гекзапларный перевод. Рукопись 697 г. (Brit. Lib. Add. 12134). Исх 27. 10–15 Сиро-гекзапларный перевод. Рукопись 697 г. (Brit. Lib. Add. 12134). Исх 27. 10–15 Нек-рые рукописи помимо текста Сиро-гекзапл содержат др. библейские переводы. В рукописи IX в. (Brit. Lib. Add. 17213. Fol. 1-2) в параллельных колонках расположены тексты Сиро-гекзапл и Пешитты. Др. рукопись IX в., находящаяся в Москве, издана Н. В. Пигулевской (Греко-сиро-арабская рукопись IX века//ППС. 1954. Т. 63. С. 59-90), содержит часть Псалтири, текст представлен в 3 колонках - греч., сирогекзапларный и араб. Выдержки из Сиро-гекзаплы встречаются в лекционариях, катенах и комментариях (особенно Ишодада Мервского, Дионисия бар Салиби ). Араб. перевод Сиро-гекзаплы выполнен в IX-X вв. Харитом ибн Сисаном.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Северу оно давало свободу устраиваться по своему, обращаясь к нему только с требованиями аккуратного взноса податей и ограничивая свою деятельность только мерами, направленными к этой цели. Вот почему власть инициативу в вопросах внутреннего устройства и распорядка так охотно предоставляла самому поморскому обществу. Вот почему московский кремль не столько диктует северной земской избе свои предписания, сколько исполняет мысли и желания, в ней же зародившиеся и высказанные в земских челобитных. М. Богословский Моравский М. Религиозно-философские вечера. Пятый вечер: Христос 773 [Пер. с нем.: Abende am Genfer See]//Богословский вестник 1911. Т. 1. 4. С. 697–723 (3-я пагин.) —697— Мисс Вильсон. После нашего вчерашнего разговора вы все наверно видели прекрасные сны? Леруа. Послушайте: после того как мы вчера разошлись с намерением говорить сегодня о Христе, я принялся за чтение Евангелия, которое к счастью нашлось в моей комнате. Здесь, кажется, вообще в гостиницах всюду лежат библии. Я читал до рассвета и, как литератор, старался составить себе возможно верный образ героя этой замечательной книги. Мисс Вильсон. Ну, и конечно почувствовали, что нельзя представить себе ничего прекраснее характера Христа? Леруа. Я, вероятно, очень удивлю вас, когда скажу, что с литературной точки зрения меня больше всего поразило отсутствие характера у Христа? Мисс Вильсон. Как так? Леруа. Да, во всяком случае, в нём есть что-то такое, чему я не подыщу иного названия. Кому приходится изображать характеры, тот хорошо знает, что каждый чело- —698— век носит особый отпечаток, зависящий от того, что из всего числа его сил, энергий и свойств некоторые выдаются очень резко, а другие вследствие этого оттесняются на задний план. Эти различные выступания и отступания света и тени на фоне общечеловеческой природы и определяют психический облик отдельного человека. Можно ли найти что-либо подобное у Христа? Можно ли, например, сказать, что у него рассудок перевешивает чувство, или чувство перевешивает рассудок? Одерживает ли у него энергия верх над благоразумием или благоразумие над энергией? Отличается он нежностью и грустью или простодушием? Человек ли он мысли, или дела? С какой стороны мы ни взглянем на него, мы готовы именно эту сторону признать за отличительный его признак; но когда мы всмотримся в него пристальнее и прислушаемся к нему дольше, то мы начинаем замечать, что все остальные стороны выдаются так же ярко.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иванов Семен Иванович (р. 1852), военный фельдшер Дуйской тюрьмы, присутств. при наказании Прохорова – 336, 338, 683–684, 880 Игнатьев П. К., помощник смотрителя тюрьмы в Аркове – 63, 398, 809 Игнатьев Федор Игнатьевич (р. 1845), крестьянин из ссыльных в Ново-Михайловке – 264, 599 Иевлев Николай Иванович (р. 1855), работник метеорологической станции селения Корсаковское – 114, 442 «Известия Русского географического общества» – 143, 825, 868, 892 «Известия сибирского отдел. императ. Русского географического общества» – 216, 456, 774, 892 Издугин Ананий Андреевич (р. 1853), поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Иоркин, б. моряк, эпилептик – 365, 697, 886 Ипполитов Емельян, ссыльнокаторжный в Танги, рыболов и каюр – 126, 451 о. Ираклий, иеромонах, сахалинский миссионер, священник в Рыковском приходе. Имеются его письма Чехову (ГБЛ) – 82, 181, 241, 265, 277, 302–303, 318, 339, 344, 415, 471, 514, 515, 571, 630, 648, 685, 686, 812–813, 845, 871, 872, 882 «Исторический вестник», ежемесячн. историч., литерат. журнал, изд. в Петербурге в 1880–1917 гг., изд. А. С. Суворин, ред. С. Н. Шубинский – 135, 461, 806, 819, 830, 857, 868, 888 Казанкин Иван, поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Казарский Станислав Осипович (р. 1852), смотритель Александровской, Дуйской, Воеводской тюрем с мая 1890 г., б. фельдшер, поляк – 96, 128, 131, 139, 141, 142, 166, 334, 335–336, 338, 349, 365, 426, 468, 683, 684, 685, 697, 819, 827, 828, 833, 880, 881 Казумец Яков (р. 1849), поселенец в Хоэ, охотник – 126, 283 Калевский Кирилл Васильевич (р. 1859), крестьянин из ссыльнокаторжных в Большом Такоэ – 252 Каликанов Николай Николаевич, механик парохода «Байкал» – 52, 54, 389, 803 Каменщиков П. Д., смотритель центральных складов колонизац. фонда – 318, 816, 875 Каморский Дмитрий Федорович, тюремный инспектор при генерал-губернаторе Приамурского края, комиссар Тюремной выставки 1890 г. – 238, 324, 667, 768, 858 Канабеев, старший надзиратель Тымовской тюрьмы, дворянин, убит бегло-каторжными (Овсовым и его соучастниками – Поспеловым, Соловьевым, Зайцевым), напавшими на Крильонский маяк в 1885 г. – 184, 518, 723, 733, 844

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

К 1825 г. существовало 1150 В. ш., в к-рых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников В. ш. достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (American Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных б-к религ. лит-ры. В 1826 г. союз начал публикацию цикла уроков (uniform lessons) по изучению Библии. Быстрый рост В. ш. был обусловлен гос. политикой поддержки таких учебных заведений на новых землях. Напр., в 1830 г. В. ш. создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Ок. 80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было организовано 2867 новых В. ш. и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Пакстон. В 1832 г. в Филадельфии состоялся 1-й национальный съезд работников В. ш., на к-ром присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. учеников В. ш. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от свободной территории и Канады. В этот период число учеников В. ш. достигло 6 млн, а количество школ превысило 69 тыс. На съезде в сотрудничестве с Союзом британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного использования (International Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры (от 13 до 15 недель). Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения избранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в школах любой конфессии.

http://pravenc.ru/text/155346.html

е. до синода в Стренескальке. Однако от сочинения Куммене сохранился лишь небольшой фрагмент (ркп. Schaffhausen. Stadtbibl. Gen. 1. P. 108), в котором упоминается битва при Маг-Рот (637). Т. о., «книга о чудесах святого Колумбы» могла быть написана в 60-х гг. VII в. ( Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 48, 61). Основной источник сведений о К.- латинское Житие, составленное аббатом Адомнаном. Как и многие его предшественники, аббат Адомнан принадлежал к роду Кенел Коналл и, т. о., был родственником К. По свидетельству Беды Достопочтенного, Адомнан пытался устранить последствия «пасхальных споров», угрожавшие единству Церкви в Ирландии и подрывавшие позиции мон-ря Иона. Аббат неоднократно посещал Нортумбрию, поддерживал дружественные отношения с кор. Альдфритом (685-704/5). В 697 г. предложенный им «Закон о невинных» («Закон Адомнана») поддержали ирл. и шотл. церковные иерархи и правители во главе с епископом Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия) и верховным правителем Лонгсехом, сыном Оэнгуса (695-703), к-рый также принадлежал к роду Кенел Коналл. Кроме Жития К. Адомнан написал соч. «О святых местах» ( Adamnan " s «De locis sanctis»/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958) (см.: The Life of St. Columba. 1857. P. XL-LXVIII; Kenney. Sources. P. 284-287; Herbert. 1988. P. 47-57; Adomn á n of Iona. 1995. P. 78-103; Richter. 1999. P. 66-88; Adomnán at Birr, A. D. 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents/Ed. T. O " Loughlin. Dublin, 2001). Адомнан приступил к работе над Житием К. после 688 г. ( Br ü ning. 1917. S. 227-229), но более точная датировка текста остается предметом дискуссий. По одной версии, Житие было составлено между 688 и 692 гг. ( Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 96), по другой - между 689 и 704 гг., возможно в честь 100-летия кончины К. (697; с юбилеем К. связывают также принятие «Закона о невинных») ( Picard. 1982. P. 167-169; Adomn á n of Iona. 1995. P. 91-92; см. также: Bullough. 1964. P. 115). Адомнан мог не успеть завершить работу над текстом: сохранившиеся версии Жития восходят к редакторским вариантам, выполненным вскоре после смерти автора ( Stansbury.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

augusti 4 n. M. 10, 697 c 147 Substantiae quoque nomen et rem a multis sanctis seripturis insinua tam mentibus nostris obtinere debere sui firmitatem, 3 n. M 10, 697 c 149 Migne 10, 699–701 cc В существующем составе фрагментов ex opere Илария между рассмотренными сейчас постановлениями ариминского собора и его посланием к Констанцию имеется еще ряд анафематизмов, направленных против арианства и подписанных ариминскими отцами. Но этот отрывок не принадлежит к «историческому труду» Илария, и не значится ни в одном из его манускриптов, а был заимствован Фабером, первым издателем operis Илария, из другого источника (Coustan nota i, M. 10, 698 с ) 150 5–6 nn Migne 10, 702 с Относительно имен этих делегатов, Кутан делает следующее замечание cum hic quatuor supra decem episcopi recenscentur, opinatur v c. Godetridus Hermant primas Ariminensis synodi litteras a decem legatis, secundas autem a quatuor aliis ad Constantium fuisse delatas, eosque simul Nicaeam, seu ut alii vocant Nicen, convenisse (Migne 10, 702, n. f). Но нам думается, нет оснований так, тесно сближать по времени две различных делегации ариминского собора. Насколько можно судить из довольно сбивчивых исторических свидетельств о ходе событий на ариминском соборе (cfr Sosom. 4, 19 n), дело происходило таким образом. После отмеченных выше определений о неизменяемости символа веры и отлучении Валента с его единомышленниками (21-го июля), ариминские отцы отправили с делегацией из 10-ти епископов цитованное послание (Iubente Deo) к императору. Одновременно с этой делегацией отправились к Констанцию и 10 представителей partis haereticorum. В числе этих последних были и Валент и Урзакий, которые, по сообщению Сократа и Созомена , «негодуя на собор за низложение себя, немедленно отправились со своими сообщниками к царю (Sos. 4, 17; Socr. 2, 37)» В Константинополе православную и арианскую делегации, которые официально, правда, составляли одну делегацию (cfr.. письмо имп. Констанция к арим. собору Socr. 2, 37), ожидал различный прием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010