е. услаждать и душу словом Божиим. Таким образом о св. причащении здесь не говорится ни слова. 578 В Евангелии от Иоанна под Словом разумеется не слово Божие, а то Слово, которое было Бог единородный от Отца, и стало плотью, осязаемо было руками апостолов, т. е. Господь Иисус Христос (см. ст.1, 2, 8, 14, 15), почему и написано с большой буквы. Наконец, что касается остальных мест, говорящих о спасительности слова Божия, то относительно их необходимо заметить, что слово Божие, действительно, спасительно, но лишь для тех, кто его слушает и исполняет, так как «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Поэтому, чтобы спастись, необходимо исполнять и слова: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 579 2) Далее сектанты говорят, что будто бы апостолы учат о духовном причащении, а не чувственном. Так, ап. Павел говорит о вкушении доброго глагола Божия ( Евр. 6, 4–5 ), а не тела и крови Христовой, и советует «благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр. 13:9 ), ап. же Петр указывает и причину этого: «ибо вы вкусили, говорит он, что благ Господь» ( 1Пет. 2:3 ). Но в первом месте, как сказано выше, 580 говорится об отступниках от веры и Церкви, обнаруживающих упорное, сознательное противление, а не о таинстве причащения. Во втором же месте под яствами разумеются не евхаристические хлеб и вино, а, как видно из контекста речи, ветхозаветные «жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:9–10 ),т. е. до того времени, когда Христос «явился для уничтожения греха жертвой Своей» (ст. 26). Ветхозаветными жертвами питались евреи, служившие скинии, а не христиане, имеющие, по слову апостола, особый «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Эти жертвы только напоминали о Голгофской жертве, принесенной за грехи всего мира, и не приносили вкушающим никакой пользы; причащение же под видом хлеба и вина плоти Христовой дает вкушающим «жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ). 581 Наконец, что касается третьего места, то в нем ап. Петр внушает христианам со всей силой возлюбить чистое словесное молоко, т. е. слово Божие, так как собственный опыт их ясно показывает, сколь оно благо, сколь полезно в деле спасения. 582

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Иов. 27 :22. Направитъ 566 на него и не пощадит, (хотя) он быстро от него побежитъ 567 . Иов. 27 :23. Восплеснет о нем руками Своими 568 , и съ шумом унесетъ 569 его с места его 570 . Глава 28 Иов. 28 :1. Есть у серебра место, откуда оно добывается 571 , и у золота место, где оно очищается 572 . Иов. 28 :2. Также и железо добывается 573 изъ земли, а медь подобно камню высекается. Иов. 28 :3. Онъ 574 положилъ пределъ 575 тьме, и все концы сам испытывает: камень темный 576 и тень смертная (там), Иов. 28 :4. Прахомъ засыпается потокъ 577 , а забывающие прямой путь изнемогают и удаляются 578 от людей. Иов. 28 :5. Есть 579 земля, из которой родится хлеб, а под нею как бы огонь клубится 580 . Иов. 28 :6. Камни ея – место сапфира, а песчинки его 581 — золото. Иов. 28 :7. Стези туда не знает птица и не видит ея глаз коршуна. Иов. 28 :8. И не ходили по ней величавые 582 , и не проходил по ней лев. Иов. 28 :9. На неразсекаемый 583 камень протягивает он руку свою, раскапывает до основания горы, Иов. 28 :10. Берега рек разрывает, все драгоценное видит глаз мой 584 , Иов. 28 :11. Глубину рек открывает и показывает на свет богатство свое 585 . Иов. 28 :12. Но где премудрость обретается? и где место знания? Иов. 28 :13. Не знаетъ человек пути к ней и не обретается она в людях. Иов. 28 :14. Бездна говорит: „нет у меня“, и море говорит: „нет со мною“. Иов. 28 :15. Не дается сокровище 586 за нее и не отвешивается серебро за покупку ея. 16. Не сравнивается она с золотом Софирскимъ 587 , ни с драгоценным ониксом и сапфиромъ 588 . Иов. 28 :17. Не уравняется с нею золото и кристалл, и не равноценны 589 с нею золотые сосуды. Иов. 28 :18. Самое высокое 590 и бисеръ 591 не заслуживают упоминания, посему приобретай мудрость более, чем всякую драгоценность 592 . Иов. 28 :19. Не уравняется с нею топаз Эфиопский, чистымъ золотом она не оценивается 593 . Иов. 28 :20. Но откуда приобретается премудрость? и где место разума? Иов. 28 :21. Утаилась она от всякаго человека и скрылась от птиц небесных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя 578 и упование, (вы поспешили видеть меня) 579 , надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того 580 , Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу 581 . И вот я во имя Божие принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти 582 епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа. Глава II. Похвала прочим лицам посольства 583 И о Вурре, моем сотруднике, а вашем о Боге диаконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, Который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях и все вы говорили одно 584 , чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем. Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью побуждается увещевать к единению с епископом Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться и обращаюсь к вам, как моим соучителям 585 , ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божиею. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа. Глава IV. Подражайте единению пресвитеров с епископом Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

При этом Он взял маленькое дитя, поставил пред ними и сказал: „кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня“ 578 . Как лучи солнца, проникая в комнату, мгновенно освещают каждый уголок её, так и эти слова Спасителя с поразительною ясностью осветили один его поступок с новой стороны. Теперь он понял, что однажды принимал участие в таком действии, которое заслуживает порицания. „Учитель“, говорит Иоанн Спасителю: „мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами“ 579 . Иоанн вместе с другими учениками запретил ( εκωλσαμεν) ему изгонять бесов именем Христа, запретил призывание возлюбленного для него имени. Человек этот не был Апостолом, не был даже явным учеником и последователем его Наставника, думал Иоанн. Поэтому он не должен творить чудеса. Власть над нечистыми духами, власть врачевать всякую болезнь и всякую немощь их Учитель дал только им одним 580 . На слова Своего возлюбленного ученика Спаситель отвечал: „не запрещайте ему, ибо кто не против вас, тот за вас“ 581 . Господь ни от кого не требует больше, чем он сколько может сделать. Каждый должен трудиться по силе своей. Всякое, самое небольшое, доброе дело есть все-таки доброе дело, а не злое. Исполнивший самую малую заповедь в законе, находится в духовном единении с Господом и содействует устроению Царства Божия на земле. Всякий, кто примет кого-либо во имя Христово, тот принимает Самого Христа. Кто напоит проходящего чашею холодной воды, и тот получит свою награду. Если в очах Божиих имеет цену такая малая жертва, как чаша холодной воды, то не большую ли цену имеет в Его очах такой дар, как изгнание духов нечистых 582 ? Такой человек может и не ходить вместе с учениками Спасителя, может и не принадлежать по внешности к обществу последователей Христа; но по существу он отчасти уже принадлежит к этому обществу. Он на пути к свету и истине и не скоро перейдет на сторону врагов Христа. Может быть, придет время, когда он и совершенно присоединится и станет учеником Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Пс.128:3             … на спине 578 моей пахали пахари,                         проводили длинные 579 борозды 580 свои. «Пахали пахари» – оборот внутреннего содержания: это были настоящие специалисты; в контексте стиха – в истязаниях и мучительстве. След от бича – глубок, как борозда на пашне. Христос был подвергнут бичеванию. Пс.128:4             Господь праведный рассек вервь нечестивых. Человека как бы тянут веревками в противоположные стороны. Пророк Осия гвоворит: «узами человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Но и диавол через нечестивых тащит человека в свой плен и как бы ведет на веревке; ее и рассек Господь, чтобы «избавить тех, которые… через всю жизнь были повержены рабству» ( Евр.2:15 ). Пс.128:5,6             Да постыдятся и обратятся вспять                         все ненавидящие Сион.                   Да будут, как трава на кровлях,                         которая прежде, чем выдернута 581 , засыхает. Трава, которая растет на каменной крыше в щелях (МЛ), – вещь вредная, но сама засыхает и кладки не разрушит. Пс.128:7             …которой не наполнит ладони своей жнец                         и подола 582 своего – вязчик снопов 583 . Трава между камней дома – никуда не годна. Негодный, негодяй, «велиал» – имя диавола ( Пс.41 /40:9; Пс.18 /17:5). Пс.128:8             И не скажут проходящие: «благословение Господне на вас,                         благословляем вас именем Господа». Отнимается не благословение, а сама возможность благословлять. Аврааму Бог сказал: «да будешь ты – благословением» ( Быт.12:2 ), и далее: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:3 ). Благословение от Бога – всем племенам земли, которые будут усыновлены Богу через Авраама… Но не христоборцам. Христос сказал иудеям: «знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:37,39 ). Апостол Павел сказал: «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» 584 ( Рим.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Только в последние годы мысль людей обратилась к Эдому, и только по прошествии многих веков европейские путешественники стали его снова посещать. Он теперь свидетельствует о Пресвятом Боге Израиля. Но его свидетельство еще не полно. После столь продолжительного забвения и презрения, теперь, может быть, наступило, наконец, то время, в которое он привлек на себя внимание света с тем, чтобы народы могли услышать божеское воззвание к ним, увидеть, что еще здесь должно совершиться, или для каких приговоров даже и разоренный Эдом должен еще быть предопределенным местом исполнения в годину возмездия по делу сионскому, после чего «возвеселится пустыня и сухая земля и расцветет как нарцисс» 578 . Слово Господа есть слово Предвечного Бога, у Которого один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день. Три тысячи триста лет прошли с тех пор, как гора Сеир и царство эдомское сделались в первый раз предметом предсказаний, которые относятся ко временам еще грядущим, и были записаны Моисеем, или Валаамом. «Проведу пределы твои от моря чермного до моря филистимского, и от пустыни до реки (великий Евфрат)» 579 . Затем, облекая слова свои в притчу, он сказал: «Вижу его, но ныне еще нет, зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Эдом будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова будет господствовать», и пр. 580 Позднейшие пророки тоже свидетельствовали. «В тот день восставлю скинию Давидову падшую; и заделаю щели у них, и обрушившееся в ней исправлю, и устрою ее, как в древние дни, чтоб они владели остатками Эдома, и всеми народами, на которых будет призвано имя Мое, говорит Иегова, творящий сие 581 . А на горе Сионе будет уцелевшее, и будет оно святыней; и наследует дом Иакова свои наследия. И овладеют южные горой Исава; и жители низменности филистимлянами, и пр. И взойдут на гору Тион победители, чтобы судить гору Исавову; и будет царство Иеговы 582 . Так говорит Господь Иегова; когда вся земля будет радоваться, сделаю тебя пустыней» 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Я уж не называю вас рабами, а друзьями...— не вполне точная цитата из Иоанн 15, 15. 573 ...не сменили одежды... — т.е. не приняли монашескую схиму. 574 Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою.— Матф. 20, 26. 575 ...яд древнего змия...— подразумевается змий, соблазнивший Еву отведать плодов с древа познания добра и зла. 576 ...за зло мы привыкли воздавать добром, а не злом.— ср. Рим. 12, 17. 577 Кто Бог так великий, как Бог наш! —Пс. 76, 14. 578 Он открывает глубокое и сокровенное.— Дан. 2, 22. 579 Уловляет мудрых в лукавстве их.— I Коринф. 3, 19. 580 Стола — верхняя одежда, доходящая до пола. 581 Вот на Небесах свидетель мой...— Иов. 16, 19. 582 Антонин Пий (138—161) действительно известен своей лояльностью к христианам. Под Севером, очевидно имеется в виду Александр Север (222—235), поскольку Септимий Север (193—211) отличался враждебной политикой по отношению к христианам; автор, приурочив начало своего повествования ко временам Коммода, не смущается тем, что героиня, по-видимому еще не старая, продолжает действовать при Валериане (253—259) и Галиене (260—268). 583 Императоры — упоминание об императорах далеко не всегда свидетельствует о наличии двух императоров или даже императора и регента. 584 Исион — храм Исиды в Александрии. 585 Анфипат — здесь проконсул, или правитель провинции, т. е. должность римской администрации. 586 Викарий — гражданский правитель диоцезов, областей, на которые разделялись префектуры поздней Римской империи. 587 Синклитик — член синклита (сената), т. е. высший чиновник. 588 Корнилий — римский епископ (251—253); умер в изгнании. 589 Валериан и Галиен, императоры — см. примеч. к стр. 472. 590 Ибо страшно, право, страшно впасть в руки истинного царя и Бога живого.— Не вполне точная цитата из Евр. 10, 31. 591 ...как воск... они тают и гибнут от лица огня.— Ср. Пс. 67, 3: “Как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия”. 592 Тибр — река в Риме. 593 ...родили беззаконие...— фраза подсказана Пс. 7, 15: “Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь”. 594

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв. [Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλβιος Μαυρκιος Τιβριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни ( Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия , комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской , в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь ( Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. ( Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

До нас дошли только частные сборники. Из них самый ранний, содержащий 124 новеллы 674 , был составлен профессором права в Константинополе Юлианом (Epitome Juliani) еще при жизни Юстиниана (в 555 или 556 г.), вероятно для Италии, потому что греческие новеллы в нем были наложены (с некоторыми сокращениями) в латинском переводе. Он действительно употреблялся на Западе до XI в. Но с XII в. его вытеснил другой сборник, содержащий 134 новеллы (греческие в довольно грубом переводе на латинский), который глоссаторами считался подлинником (Authenticum, Liber Authenticorum) 675 . Для нас гораздо важнее греческий сборник, составленный в Константинополе, вероятно, в царствование Тиверия II (578–582). Он содержит 168 новелл; но из них четыре помещены дважды (32, 41, 76, 143=34, 60, 104, 150), четыре (140, 144, 148, 149) принадлежат Иустину II (565–578), три (161, 163, 164) Тиверию II, и четыре (165–168) суть эдикты (formae, τποι) преторианских префектов (παρχικ). К этому сборнику прилагаются еще 13-ть эдиктов Юстиниана, но эти эдикты в сущности тоже суть новеллы и три из них (8, 111, 112) помещены в самом сборнике. Значение этого сборника на Востоке явствует из того, что он впоследствии послужил одним из источников при составлении Прохирона и Василик. Со времени издания Corpus’a juris civilis Дионисием Готофредом (1583 г.) новеллы Юстиниана составляют неотъемлемую четвертую часть этого свода 676 . 6. Законодательство императоров Исаврийской династии. – Преемниками Юстиниана: Иустином II (556–578), Тиверием II (578–582) и Ираклием (610–64) было издано всего несколько новелл 677 , из коих некоторые прямо относятся и к делам церковным 678 . Новые опыты кодификации были предприняты иконоборствовавшими императорами Исаврийской династии. Около 740 года Львом V Исавром и Константином Копронимом была издана Эклога законов (κλογ τν νομν) 679 , т. е. «Избрание из законов», с целью дать краткий и общедоступный сборник законов, особенно для провинций со смешанным греко-варварским, в частности, греко-славянским населением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   Спор между ортодоксальными феодосианами из-за терминологии в ученин о Троице вели, с одной стороны, петриты, которых их противники обзывали тритеистами, с другой стороны, дамианиты (савеллиане и тетрадиты).    Повторяем в заключение этого отдела: эта чуждая и Западу, и на самом Востоке — другим православным негрекам — черта рационализирования над догматическими вопросами должна быть принята во внимание при постановке в нашу эпоху вопроса о воссоединении церквей. Нельзя подогнать все народы под одну мерку, тем более букву. Если греки и другие «восточные» не укладываются в латинские формы, то как же можно унифицировать в единой ментальности такие отличные от нас расовые миры, как Китай и Индия. Когда-то они выйдут из ученического возраста и переведут на манер своего мышления весь состав нашей классической догматики. Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (†565 г.) до Ираклия (610—641 гг.)    Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565—578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята у Византии в 568 г. лангобардами.    Не вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа.    B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально о своей жене, детях, а императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением.    Преемником Тиверия (578—582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582—602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, а узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. Не льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010