По сведениям Иоанна Эфесского, И. Е., вероятно в разное время, побывал также на Кипре, в Кесарии Палестинской и Александрии. После встречи в 541 г. Иоанн Эфесский более почти не имел сведений о судьбе И. Е.; в Житии он сообщил лишь, что вскоре И. Е. вернулся в К-поль. Дальнейшие обстоятельства жизни, время и место кончины И. Е. неизвестны. Из сочинений И. Е. сохранилось послание к архимандритам сир. монастырей, написанное ок. 540 г. на Кипре. В нем рассматривается вопрос о том, как принимать в церковное общение лиц, отступивших от «православной» (т. е. монофизитской) веры и перешедших в халкидонитство. Послание отправлено в Сирию и, следов., относится ко 2-му путешествию И. Е. Послание представляет ответы на вопросы, задававшиеся сир. монахами Феодосию Александрийскому, Константину Антиохийскому и Анфиму К-польскому, однако составителем ответа был И. Е. Вопрошание сирийцев написано до марта 536 г., поскольку оно было обращено среди проч. адресатов к патриарху Анфиму К-польскому, к-рый был низложен 4 марта 536 г. И. Е. давал ответы от своего имени, вероятно узнав о вопросах сирийцев от монофизитских иерархов, живших в К-поле. Послание содержит 3 канона. Первые 2 касаются клириков, возвращающихся в Церковь из «еретических общин». Эти каноны интересны тем, что для кающихся халкидонитов выдвигают более жесткие требования, чем для проч. еретиков (первые должны пребывать в мирском чине 2 года, последние - год). Пребывание 3 года в мирском чине предписывалось тем, кто получили перерукоположение у «еретиков». Каноническое послание И. Е. имело большой авторитет среди сир. монофизитов и позднее вошло в синодики Сиро-яковитской Церкви. Ист.: John of Ephesus. The Lives of the Eastern Saints. 25/Ed. E. W. Brooks. P., 1924. P. 526-540. (PO; T. 18. Fasc. 4); The Synodicon in the West Syrian Tradition. I 40/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1975. P. 13. (CSCO; 367. Syr.; 161); Nau F. Littérature canonique syriaque inédite: Council d " Antioch, Lettre d " Italie, Canons des Saint pères, de Philoxéne, de Théodose, d " Antheme, d " Athanase ect.//ROC. Ser. 2. 1909. Vol. 4. P. 48-49. Лит.: Honigmann E. Évêques et évêches monophysites. Louvain, 1951. P. 165-167. (CSCO; 127. Sub.; 2); Windau B. Johannes des Ägypter//LACL. S. 333. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/text/471175.html

ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) 585-598 598-600 600-601 ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения 601-604 ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 604-605 ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским) 605-608 ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ защитник Халкидонского Собора, схолиаст корпуса «Ареопагитик», возможно, еп. Скифополя (VI в.) 608-613 614-619 619-620 620-623 ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) 623-625 625-626 ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы 626-628 628-647 647-648 ИОАНН ХАХУЛЕЛИ [Хахульский; Окропири] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви 649-651 651-652 ИОАНН ХОРТАЗМЕН [Хортасмен] (ок. 1370 - ок. 1436/37), в монашестве Игнатий, визант. ученый, митр. Силимврии 652-654 654-655 655-656 ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) 656-660 660-661 ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт 661-662 662-663 ИОАНН ЭГСКИЙ (Диакриномен) (кон. V - нач. VI в.), визант. церковный деятель, несторианин, историк, богослов ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик 663-669 669-670 ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

Это событие, совпавшее с пиком активной экспансии алтайских тюрок и их союзников-данников в Крыму, историки обычно относят к 580 г., поскольку из текста источника следует, что оно совпало с развертыванием подготовки осады аварским хаганом Бояном важного византийского города-крепости Сирмия, когда с помощью пленных ромейских мастеров велось строительство моста через Саву: император Тиверий II «...знал, что хаган строит мост с той целью, чтобы препятствовать ввозу в Сирмий припасов», но, будучи связан войной с персами в Армении и Месопотамии и не имея даже малочисленных войск для противостояния аварам, пытался запугать противника, говоря, «что это время не самое благоприятное для... аваров, потому что турки уже поставили стан у Херсона, и что если авары перейдут Истр, то это немедленно будет замечено [их врагами] турками» 568 . Действительно, подготовка к осаде города началась в 579 r., а в начале 582 г. она завершилась эвакуацией защитников и обитателей Сирмия, несмотря на очень серьезные переговоры и поиски компромисса с аварами 569 . Однако из сочинения Иоанна Эфесского (ок. 507–585) можно понять, что автократор Тиверий II и «все государство были немало огорчены тем, что случилось в 3-й год его царствования после смерти Юстина и всячески пытались разрушить мост», отстроенный, следовательно, не ранее октября 580 г. и не позже октября 581 г. 570 Насколько были близки тюрки к Херсону в это время и действительно ли «поставили стан» в его окрестностях, так что их можно было видеть на противоположном, северном берегу Севастопольской бухты, можно только гадать, ибо, по словам Менандра, Тиверий II откровенно блефовал, притворяясь не понимающим замысел хагана и надеясь устрашить его не столько реальной, сколько призрачной угрозой, что не укрылось от «варварского посланника» уже во время переговоров. Во всяком случае, рядом с Херсоном не обнаружены какие-либо разрушения, произведенные тюрками, хотя окраины области Дори могли пострадать 571 . Как известно, Юстин II (565–578) отказался от решения проблем с варварами с помощью золота, что в дальнейшем, вероятно, и спровоцировало тюрок на отказ от политики переговоров, выраженной посольствами 568–575 гг., и на захват Боспора 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История агиографии ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» «Итальянская легенда», название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Кирилле и Мефодии, об обретении ими останков римского еп. (папы) сщмч. Климента I

http://pravenc.ru/rubrics/122304_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЭФЕССКИЙ [сир.    ] (ок. 507, обл. Бет-Аггелайе (Ингилена), к северу от Амиды (ныне Диярбакыр, Турция) - после 585 (по др. данным, 589), Халкидон), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф. В лит-ре его часто называют епископом Эфеса, однако в Хронике Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ) и в сочинении Михаила Сирийца , где сохранился наиболее значительный объем сведений об И. Э., он упоминается с титулом «епископ Асии». И. Э. употреблял титулы «епископ Асии» и «епископ Эфеса» как синонимичные. И. Э. не имел резиденции в Эфесе и проживал в основанных им мон-рях в Дарире и Сиках. Главными источниками сведений о жизни И. Э. служат его сочинения. Сообщения позднейших сир. сочинений восходят к несохранившейся 2-й ч. его «Церковной истории». В греч. источниках этого времени (в «Церковной истории» Евагрия Схоластика , визант. хрониках VII-IX вв., Деяниях Вселенских Соборов) И. Э. почти не упоминается. Наибольшую сложность представляет хронология жизни И. Э. Рус. историк А. П. Дьяконов посвятил значительную часть работы об И. Э. уточнению его биографии; эта реконструкция считается общепризнанной, однако ряд дат по-прежнему вызывает сомнения. И. Э. часто указывал время, когда произошло то или иное событие, приблизительно и лишь изредка давал точные датировки событий, при этом они могли не совпадать в разных местах сочинений. Все братья И. Э. умерли в младенчестве. И. Э. в 2 года тяжело заболел и был чудесным образом исцелен местным столпником Мароном, который повелел, чтобы мальчик через 2 года присоединился к его монашеской общине в Ара-Рабта. Марон стал 1-м наставником И. Э. в аскетической жизни, в его обители И. Э. получил образование. После смерти Марона ок. 521-522 гг. И. Э. перешел в мон-рь Иоанна Уртая, настоятелем к-рого был Сергий ( 522/3). Антихалкидонитская позиция его насельников оказала влияние на убеждения И. Э. Вскоре после прихода И. Э. монахи были вынуждены покинуть Амиду из-за гонений на монофизитов, начатых Антиохийским патриархом Павлом II (519-521). Ок. 10 лет они скитались по Сирии и Месопотамии и стали известны как «Амидская тысяча». Пять лет они прожили в мон-ре св. Мамы в с. Хазин, в местности Тишпа, на границе Месопотамии, затем перешли в мон-рь Хавраниата (Тополей), ближе к Амиде. Ок. 530 г. им было разрешено вернуться в Амиду, в связи с тем что имп. Юстиниан I решил примирить православных с монофизитами. В период изгнания И. Э. был рукоположен во диакона Иоанном бар Курсусом , еп. Телльским. В 30-х гг. VI в. И. Э. совершил ряд путешествий: в 532 г. побывал в Антиохии, сопровождая диаконов Фому и Стефана из Амиды; в 534-535 гг. посетил егип. Нитрийскую пустыню, где жил Фома, и К-поль, где в то время находился Стефан.

http://pravenc.ru/text/471574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общая история Церкви ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (1836 (1835?) - 1894), прот., д-р богословия, историк Церкви ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф КАНДИДОВ Борис Павлович (1902-1953), один из организаторов антирелиг. кампаний в СССР, автор работ по истории Церкви КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (1825-1886), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви КАТАРЫ [кафары], 1) последователи Новациана (III в.) - см. Новациане, 2) участники средневековых неортодоксальных христ. движений, распространенных в XII - нач. XIV в. в Зап. Европе КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма КРИПТОХРИСТИАНЕ в средние века и Новое время лица или группы из числа новообращенных мусульман, которые в быту тайно сохраняли христ. религ. практики КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства

http://pravenc.ru/rubrics/121238_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ИОАНН ПЕТРИЦИ [Иоане, Философ] (сер. XI - 1-я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ-неоплатоник, представитель гелатской литературно-богословской школы ИОАНН ПРЕСВИТЕР [царь и поп Иван], легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христ. гос-ва на Востоке ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ИОАСАФ (Скрипицын; † 1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси. ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 1513), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский ИОАСАФ (Скородумов Иван Васильевич; 1888-1955), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_130.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КЕЛЛИОТ († после 575), монофизитский еп. Келлий , монастырского комплекса в Нитрийской пустыне (Н. Египет, к юго-востоку от Александрии). Рукоположен во епископа Иаковом Барадеем . Ко времени смерти визант. имп. Юстиниана I (565) И. К. был одним из 4 монофизитских епископов Египта, сохранивших свои кафедры. Он оставался на престоле при поддержке местных монахов-монофизитов. Однако, поскольку с 537 г. в Александрии отсутствовал монофизитский патриарх, И. К., видимо, подолгу проживал там и опекал местную монофизитскую паству. В 567 г. И. К. провозгласил с амвона одного из александрийских храмов анафему Иоанну Филопону и учению тритеизма (CPG, N 7229; CSCO. 17. P. 160-161; 103. P. 111-112). После смерти патриарха Феодосия в 566 г. в К-поле И. К. в течение 10 лет фактически оставался управляющим монофизитской Александрийской Церковью. В 575 г. александрийский монофизитский клир обратился к Лонгину, еп.-миссионеру Нубии, с просьбой поставить нового патриарха в Александрию. В послании к Лонгину И. К. заявлял о готовности подчиниться его авторитету и признать того, кого он выберет (CPG, N 7230; CSCO. 17. P. 277-288; 103. P. 194). Еп. Лонгин вскоре рукоположил в патриарха в Мареотиде (пригороде Александрии) архимандрита мон-ря Сирийцев Феодора (между 23 июня и 25 авг.). И. К. был не согласен с этим рукоположением и уклонился от участия в нем. Феодор не был признан и большинством александрийцев. Полтора месяца спустя по требованию народа И. К. вместе с сир. епископами Епифанием и Климентианом рукоположил в патриарха Петра, престарелого диакона умершего патриарха Феодосия. Из-за этого в монофизитской Александрийской Церкви произошел раскол, длившийся до смерти Феодора в 587 г. Из произведений И. К. известны лишь 2 фрагмента посланий к Лонгину и анафема Иоанну Филопону. Написанные по-гречески, они сохранились только в сир. переводе. Ист.: Documenta ad origines monophysitarum illustrandas/Ed. J.-B. Chabot. Louvain, 1907. P. 160-161, 277-278. (CSCO; 17. Syr.; 17) [Syr. text]; 1933. P. 111-112, 194. (CSCO; 103. Syr.; 52) [Lat. trad.]. Лит.: CPG, N 7229-7230; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieur au VIe s. Louvain, 1951. P. 175, 183, 226-227, 232-233; DHGE. T. 27. Col. 185-186; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 587. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/text/471295.html

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010