Евгения Неганова , культуролог. Фото Льва Честнова. – С.18-19; Александр Стриженов, ведущий телепрограммы «Доброе утро», Первый канал. Фото Ярослава Цакула. – С.20-21. Священник Николай Емельянов , заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Грех – это то, что мешает любить. Послесловие к дискуссии. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2003. – С.22-25. – (рубрика « Тема: Любовь без брака »). См. также отклики : Иерей Александр Лаврин , клирик храма Божией Матери «Живоносный Источник»: Отклик на дискуссию «Любовь без брака»//Фома. - – 2004. – С.100. – (рубрика « Отклики »). Далия Трускиновская , писатель, г. Рига. Таинство, отложенное навсегда//Фома. - – 2004. – С.102-103. – (рубрика « Отклики »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (раздел). – С.26-43. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Хронос: Громкое молчание . Христос и евангельские события в документах истории. Илл.: Ф. Кварелли: Стена плача, ок. 1875 г., фото с сайта журнала израильской культуры «Ариэль»; Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме/Автор статьи - Роман Маханьков //Фома. - – 2004. – С.28-30. – (рубрика « Хронос »). Имеется историческая справка к теме « Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.)…» (С.28). Лики и лица: Священник Александр Ельчанинов (1881 – 1934). Историк, богослов, один из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), воспитавшего в православной вере множество русских эмигрантов. Приводятся краткие выдержки из «Записей» отца Александра //Фома. - – 2004. – С.31. – (рубрика « Лики и лица »). Ортодоксия: Духовный отец – кто это? Беседа с протоиереем Владиславом Свешниковым , настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках/Беседовала Мария Свешникова . Фото Владимира Хизова//Фома. - – 2004. – С.32-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Владислав Свешников …» (С.33). Разговор начистоту: О Боге, вере и Церкви . Беседа о режиме он-лайн /Переписка (по электронной почте) Владимира Легойды с читателем, предложившим пообщаться «на философские темы». Фотостудия Сергея Мартьяхина//Фома. - – 2004. –С.38-40. – (рубрика « Разговор начистоту »). (Продолжение следует).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-18-y...

17 Область Срем или Сирмии занимает угол, образуемый впа­дением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. 18 в Австрии старая монетная система: гульден или флорин 100 крейц.=ок. 79 коп., в 1892 г. за единицу монеты признана крона – 100 геллерам=39,37 к. 27 Воззвание напечатано в Богосл. Гласнике 1912. XXI: 4, 413–416 под заглавием: „Притецимо у сиромашним српским школама у бyдuмckoj enapxju». 28 Богословски Гласник, 1910, XVIII: 4. стр. 306–309: „Четрдесет година свештенства високопреосвештеног господина Мирона Николича. епископа пакрачког». 30 Епископ темишварский Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г. с тех пор до 27 ноября 1903 г. темишварская епархия оста­валась без своего епископа. Администратором состоял епископ будамский Лукиан Богданович (ныне патриарх сербский). Избрание Георгия Летича в епископа темишварского состоялось 27 ноября 1903 г., посвящение – 5 марта 1904 г. 32 Подробности чествования, а также о жизни и трудах архи­мандрита Иоанна Раича см. Богосл. Вестник. 1902. июль – авг., стр. 559–563. 33 О жизни и ученых трудах архимандрита Илариона Руварца, см. Богосл. Вестник, 1907, янв., стр. 174–177. 34 Српски Сион, 1892, стр. 896, из „Шематизма источне пра­вославне apxuдujeцeзe сремско-карловачке за годину 1892“. Сколько теперь монахов в монастырях карловецкой митрополии, сведений не имеем – „Српски Сион“, официальный орган митрополии, изда­вался, с блогословения архиерейского синода, в Новом Саде с января 1891 года, – прекратился на 34 от 25 мая 1908 г.; собствен­ник этого журнала был покойный патриарх Георгий Бранкович. 35 Чтобы судить, насколько фонды уменьшились к 1909 году, до­статочно отметить, что главные фонды а) „клирикальный“ убавился на 121,713 крон, б) „неприкосновенный " - на 98.482 кр. и в) „иерархический“ – на 48.803 кр. (Доклад ревизионной коммиссии на 19 (35) засе­дании народно-церковного конгресса 1911 г. 31 мая – в Богосл. Гласнике 1912г, XXI: 1,91. Ср. там же 1910, XVIII: 5, 488–493. Руварац Д., Савремени чланци. Друго коло I. 1910 – в Богосл. Гласнике 1910. XVIII: 3, 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

мучеников Сергия и Вакха еще видна привязанность к античной трактовке пространственных форм и тектонике: выделены подкупольные пилоны, широкий антаблемент колоннад, отсутствует сплошное декорирование поверхностей (конечно, часть декора позднее была закрашена). Собор Св. Софии в Константинополе. Вид с севера Высшим воплощением художественных устремлений эпохи, самым грандиозным созданием архитектуры В. и. явился собор Св. Софии (532-537, купол восстановлен в 563, кон. X в. и др.) на месте сгоревшего кафедрального собора К-польского Патриархата. Грандиозный в размерах (ширина - 230 визант. футов, расстояние между подкупольными арками - 100 ´ 100 визант. футов (ок. 31 м)), роскошно оформленный, собор Софии К-польской воплотил мировое величие Византии, мощь империи и власти, что осознавали его современники. Сходство композиции и размеров с имп. базиликой Максенция в Риме, а также соотношения с куполом рим. Пантеона (наибольший, диагональный, пролет первоначального купольного свода Св. Софии был равен пролету купола Пантеона - 43 м) отражают преемственность рим. имп. традиции архитектурой В. и. Но уже в описаниях современников ( Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. I, 37) подчеркивались качества архитектуры этого храма, не характерные для античной традиции. При всей огромности несущих элементов (подкупольных столпов) очевиден эффект «парения» сферического плоского купола, переходящего на востоке и западе в полукупола и экседры; впечатление отсутствия стен достигнуто благодаря ярусам аркад, обилию окон, мозаикам и богатому декору, в к-ром господствуют геометрические мотивы, резному мрамору, а также сочетаниям оттенков колонн и инкрустированных панелей, придававшим деталям изысканность, а пространству светотеневое богатство. Античные элементы, напр. капители, имеют обобщенные, иногда редуцированные формы, их покрывает резьба, нивелирующая массивность колонн и арок. Материал декора (мрамор) типологически родствен периоду поздней античности, его характер близок вост., вероятно сир., традиции (напр., концентрические ряды мелкого резного орнамента арок, сплошные орнаментальные поверхности). Эти плановые, пространственные, композиционные, стилистические особенности создают уникальность к-польской Св. Софии, архитектура к-рой определила развитие купольных храмов. В 532 г. ц. Св. Ирины была перестроена в купольную базилику, в 40-х гг. VIII в. она приобрела крестово-купольную структуру (продольные подкупольные арки были продолжены до внешних стен).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подпишитесь на наш Телеграм Рождество Иоанна Предтечи. Икона. Новгородская школа. Конец XV — начало XVI b. 7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи . Ночь на Ивана Купалу на протяжении столетий была для наших предков-славян особенным временем, когда разводили костры, устраивали игры, гадания, водили хороводы. Одна из самых коротких в году, волшебная и удивительная по атмосфере — ночь в честь святого Иоанна Крестителя. В Библии рассказывается о рождении Предтечи, аскетической жизни и трагической кончине. Кем он был? Какой след оставил в религиозной жизни своего времени? Что в его личности более всего привлекает современного человека? На эти вопросы отвечает протоиерей Димитрий Сизоненко , клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга. Иоанн Креститель — историческая личность Рождество Иоанна Предтечи так же удивительно и прекрасно, как и Рождество Христа . Они находятся в астрономической симметрии. Рождество Христа связано с самым коротким днем и самой длинной ночью, а рождество Иоанна — с самым длинным днем и самой короткой ночью. То, что его рождество совпадает с языческими празднествами, лишь подчеркивает величие этого пророка, его уникальную роль в истории откровения. В Евангелиях имя Иоанна Крестителя встречается 94 раза. Это самое упоминаемое после Иисуса Христа лицо Нового Завета и один из немногих персонажей, о котором мы знаем с момента его зачатия до момента смерти. Иоанн Предтеча — единственный персонаж Нового Завета, о котором имеются надежные исторические сведения. Его современник, иудейский историк Иосиф Флавий , (ок. 37ок. 100 гг.) в своей книге «Иудейские древности» пишет об Иоанне Крестителе как о милостивом и очень добром человеке, что привлекало к нему множество людей. Иосиф Флавий рассказывает о крещении, что оно собой представляло, и по каким мотивам Ирод Антипа казнил Иоанна. Слава смирения Сам Господь в Евангелии говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Никто не сравнится с ним в величии. Но даже самый меньший в Царстве Небесном больше него. Такой странный парадокс.

http://blog.predanie.ru/article/prorok-m...

Успение свт. Василия Великого. Миниатюра. XI в. (Dionys. Cod. 61. Fol. 35r) Успение свт. Василия Великого. Миниатюра. XI в. (Dionys. Cod. 61. Fol. 35r) Воспитательные. Беседа 22, «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями»,- одно из самых известных произведений В. В. Исключительной популярностью эта беседа пользовалась в эпоху Возрождения на Западе (до появления editio princeps сочинений В. В. (Базель, 1532) она выдержала ок. 40 публикаций на лат. языке - Schucan. 1973), поскольку воспринималась как авторитетная христ. апология языческой античности, однако визант. рукописи никак специально не выделяют ее среди др. творений В. В. Основным источником этой беседы является письмо Оригена к свт. Григорию Чудотворцу, еп. Неокесарийскому ( Naldini. 1990. Р. 37, 46-48), в ней заметно также влияние Платона (в антропологии и этике) и Плутарха (Ibid. Р. 26-27). Хотя обычно эта беседа датируется временем сразу по возвращении В. В. из Афин (356), исследователи считают, что достаточных оснований для этого нет ( Gribomont. 1981. P. 43-44; Fedwick. 1981. P. 18-19. Not. 100). На праздники. Неск. бесед В. В. посвящены церковным праздникам. К ним относятся: беседа 5, «На память св. мц. Иулитты» (пам. 31 июля), к-рая была произнесена ок. 372 г. ( Bernardi. 1968. P. 80), беседа 18, «В день св. мч. Гордия» (пам. 3 янв.), произнесенная весной 373 г. (Ibid. P. 80), беседа 23, «На память св. мч. Маманта» (пам. 2 сент.), датируемая 376 г. (Ibid. P. 85), беседа 27, «На святое Рождество Христово», к-рая была произнесена 6 янв., поскольку Рождество и Богоявление праздновались в то время в один день ( Fedwick. 1981. P. 9. Not. 34), и беседа 19, «На святых четыредесять мучеников» (пам. 9 марта). На церковные таинства. Из бесед, известных под именем В. В., 2 посвящены таинству Крещения (De bapt. I, II). Подлинность этих бесед утверждают ряд исследователей ( Humbertclaude. P. 56-57; Neri. 1976. P. 23-51; Ducatillon. 1989). Однако их принадлежность В. В. оспаривается ( Gribomont. 1953. P. 307. Not. 20; Fedwick. BBU. 1997. T. 2; Amand de Mendieta. 1949. P. XXVI).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. ‏‏‎ [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика. Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан 1 (155–240), свт. Григорий Богослов 2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст 3 (347–407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не  имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: « Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается ».

http://azbyka.ru/pokrovenie-golovy

1976. Т. 1. С. 37). Имеются сведения о почитании древних церквей балкарцами в XVIII в. А. Тузов, побывавший в В. Чегеме в 1743 г., писал, что после поста местные жители «сходятся в церковь и во оной зарежут быка и, сваривши, разговляются, и от огня внутрь церквей весьма закоптело, и двери все замазаны салом» (Сообщение кизлярского дворянина А. Тузова в Коллегии иностр. дел...//Мат-лы по истории Осетии (XVIII в.). Т. 1. Орджоникидзе, 1933/1934. С. 34-35. (Изв. СОНИИ; Т. 6)). По сведениям И. А. Гюльденштедта, у каменной церкви в том же округе «беременные женщины обычно дают священный обет принести в жертву животное и устроить торжественное его съедение» ( Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг./Пер.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002. С. 225). В XX в. при обследовании археологами руин древних церквей Байрым и Хустос в В. Чегеме находили кости животных ( Акритас П. Г. Археологические исследования Чегемского ущелья в 1959 г.//Сб. статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. Вып. 9. С. 188; см. также разд.: Христ. архитектурные и археологические памятники). В тех же храмах еще в кон. XVIII в. хранилось церковное имущество, в т. ч. книги и богослужебные одежды. В 1759 г. правитель М. Кабарды Кургока Кончокин принял крещение с именем Андрей и переселился с крестившимися подданными в урочище Маздогу. Из числа переселенцев, гл. обр. крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая ок. 100 чел. Несмотря на господство ислама в Кабарде, часть кабардинцев, бежавших в крепость Моздок (основана 5 июля 1763), приняла крещение. В 1764 г. в Моздоке насчитывалось более 200 новокрещеных кабардинцев. В 80-х гг. XIX в. правосл. кабардинцев в Моздоке было примерно в 2,5 раза больше, чем мусульман,- ок. 900 чел. В наст. время моздокские кабардинцы составляют особую этническую группу, они проживают помимо Моздока в ст-це Луковской (Сев. Осетия-Алания) и в Курском р-не Ставропольского края. В нач. XIX в. в регионе усилилось правосл.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

   Торжественный въезд в Рим Феодосия Великого и его четырехлетнего сына Гонория состоялся 13 июня 389 г.    Речь идет о Квинте Аврелии Симмахе 340-ок.402, префекте Рима, лидере языческой аристократической оппозиции и видном латинском писателе-панегиристе.    Речь идет о храме Митры.    Приап — в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы.    По свидетельству Созомена VII. 15, язычники напали на христиан и заняли храм Сераписа, откуда они совершали вылазки и хватали многих христиан, принуждая их приносить жертвы. В случае отказа пленников распинали или подвергали иным видам мучительной казни. Язычников возглавлял философ Олимпий.    Вероятно, имеется в виду эллинизированный древнеегипетский культ Тота, бога-покровителя мудрецов и бога-проводника в царство мертвых, которого часто отождествляли с Гермесом. Павиан — священное животное Тота-Гермеса.    Александрийским префектом был в то время Евагрий, а командующим египетскими войсками — Роман.    Феодосий Великий, по свидетельству Созомена, даровал мятежникам прощение, чтобы «пристыженные этим благодеянием, они быстрее обратились в христианство» VII.15.    Апостол Павел увидел на жертвеннике посвящение «Неведомому Богу» Дeяh.XVII.23.    Валаам, чьи проклятия и благословения всегда сбывались, был призван Валаком, царем моавитским, чтобы он проклял приближавшихся к его царству израильтян во время Исхода. По воле Бога вместо тройного проклятия Валаам трижды благословил народ Израиля и предсказал пришествие Мессии Чucл.XXII-XXIV. Кайафа, первосвященник иудейский, главный ненавистник Христа, на собрании жрецов и фарисеев, вдохновленный Св. Духом, невольно стал пророчествовать об искупительной жертве Иисуса Uoahh.XI.50.    391 г.    Апостол Павел.    Ошибка: Поликарп Смирнский жил в 69—155 гг. и принял мученическую смерть при Антонине Пии 138—161, тогда как Гордиан I, Гордиан II и Гордиан III правили в 238—244 гг.    Иосифом Флавием 37-ок.100, древнееврейским историком и политиком, автором «Иудейской войны» и «Иудейских древностей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Русском подворье в Иерусалиме найдены исторические свидетельства римской эпохи 08.11.2016 На Русском православном подворье на Святой Земле найдены свидетельства штурма Иерусалима войсками римского полководца и будущего императора Тита, сообщает ТАСС со ссылкой на Радио Ватикана. Обозначено и место расположения третьего крепостного кольца Иерусалима, о котором археологи спорили в течение последних ста лет. На месте раскопок, проводившихся перед началом строительства в этом квартале нового кампуса академии искусств и дизайна " Бецалель " , были обнаружены остатки стенной башни, а также большое количество каменных ядер для баллист. Эксперты предполагают, что на этом месте был сосредоточен обстрел городской стены с целью последующего прорыва в город. Согласно древнееврейскому историку Иосифу Флавию (Йосеф Бен-Мататиягу, ок. 37 - ок. 100 г. н.э., известен дошедшими до нас на греческом языке трудами " Иудейская война " и " Иудейские древности " ) третья крепостная стена была частично построена во времена царя Агриппы Первого, чтобы защитить новые жилые кварталы в северной части города, к северу от первых двух крепостных колец. Русское подворье было основано в 1860 г. Императорским православным палестинским обществом (ИППО) по указу императора Александра II для приема русских православных паломников на Святой земле. Оно расположено в старейшем районе центра Нового города в Иерусалиме, расположенном рядом с Новыми воротами. В ходе строительства Русского подворья тоже велись археологические раскопки. В 1871 г. на его территории была обнаружена 12-метровая каменная колонна, предположительно, I в. до н. э. Археологи предположили, что она предназначалась для строительства Второго Храма во времена Ирода I. Столп назвали " Колонной царя Ирода " или " Пальцем Ога " (по имени мифического царя-гиганта). В ходе раскопок тогда же были обнаружены остатки укреплений периода царя Агриппы. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.11.2016 16:30:24

http://drevo-info.ru/news/21519.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010