471-495; Подковырова В. Г. Лицевые старообрядческие Толковые Апокалипсисы и проблема их описания//Старообрядчество: История и современность, местные традиции, рус. и зарубежные связи: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 26-28 июня 2001 г. Улан-Удэ, 2001. С. 297-303; она же. Изображения святых в старообрядческих лицевых Апокалипсисах, бытовавших на Рус. Севере//Святые и святыни северорус. земель (по мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 17-25; она же. Старообрядческие Лицевые Апокалипсисы - хранители средневек. культурных ценностей и помощники в воспитании приверженцев старой веры//Староверие Латвии: Мат-лы междунар. конф., 29-30 апр. 2004 г. Рига, 2005. С. 108-118; она же. Цикл миниатюр к старообрядческому Апокалипсису из книгописной мастерской Каликиных: К проблеме определения редакции//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН. СПб., 2006. С. 84-118; Чеботарев А. Ю. О миниатюрах лицевого «Толкового Апокалипсиса» XVII в.//Рус. искусство в ГЭ. СПб., 2003. С. 64-73; Tchernodarov A. Kunst der verbannten Kirche: Apokalyptik und das Jüngste Gericht in der sakralen Kunst des russischen Altgläubigentums. Halle, 2006. (Dissertationes Humanarum litterarum doctrinarum de rerum natura); Лицевые апокалипсисы Рус. Севера: Рукописи XVII-XIX вв. из фондов Древлехранилища Пушкинкого Дома/Сост.: Г. В. Маркелов, А. Б. Бильдюг. СПб., 2008. Ю. А. Грибов И. Я. Качалова Рубрики: Ключевые слова: ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Вот как, например, восхваляет святитель Василий Великий (329/330-379) мученика Гордия, пострадавшего за Христа в начале IV столетия, вероятно, при императоре Лицинии, а до этого жившего и подвизавшегося в пещере: «Презрев власть, презрев славу, всякого рода богатство, родство, друзей, рабов, наслаждение жизнью, все, что вожделенно для людей, [Гордий] пошел в самые глубокие и непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями почитая для себя более приятной, нежели общение с идолослужителями, и подражая в сем ревнителю [пророку] Илии, который удалился на гору Хорив и жил в пещере, взыскуя Бога, пока не увидел желаемого, сколько человеку можно видеть Бога. Таков был и Гордий... Очищая слух, очищая очи, и прежде всего очистив сердце, чтобы прийти в состояние видеть Бога и стать блаженным, он видел в откровениях, изучал тайны, не человеками и не через человеков (ср. Гал. 1:1), но имея великого учителя — Духа истины. Отсюда перешедши к размышлению о жизни — как бесполезна, как суетна, как малосущнее всякого сновидения и всякой тени — [он] сильнее возбудился к вожделению вышнего звания» 3 . В пещерах подвизались не только жившие обособленно анахореты или же келлиоты 4 . В подземных пещерах и гротах устраивали и большие монастырские комплексы, лавры 5 . Например, знаменитая палестинская Фаранская лавра (ныне территория Израиля), основанная в 30-х годах IV столетия преподобным Харитоном Исповедником († ок. 350), располагавшаяся на обоих берегах Кутилийского потока, была целиком пещерной. Часто древние монастырские комплексы включали как надземные постройки, так и подземные помещения: такова была лавра преподобного Саввы Освященного (ок. 438 — 532) — не только с надземными храмами и зданиями, но и с пещерными кельями, а также с устроенной самим преподобным Саввой в «богозданной» пещере церковью Феоктистос. По преданию, преподобный Савва увидел однажды ночью огненный столп, простиравшийся от земли до неба. На рассвете он взошел по склону к месту видения и нашел большую природную пещеру с обращенной к востоку естественной апсидой, где преподобный и устроил подземный храм.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

В 362 г. после смерти еп. Диания на кесарийскую кафедру был избран Евсевий. Однако Евсевий, занимавший одну из высших должностей в городском управлении и очень популярный в народе, был не крещен. По требованию народа он был крещен и тут же посвящен в епископы. Евсевий приблизил к себе Василия и посвятил его в пресвитеры. Однако скоро отношения их испортились, так как популярность Василия среди бедноты и монахов все более выдвигала на первый план пресвитера, оставляя в тени епископа. Вскоре произошел разрыв, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Однако Василий добровольно удалился сначала к Григорию, затем в Понт в свои монастыри. Евсевий же, опасавшийся насаждения арианства императором Валентом, обратился к Григорию Богослову с целью примирения с Василием, и Василий вернулся. В сер. 370 г. Евсевий умер. Василий был избран епископом, хотя против него были ариане, в том числе значительная часть епископов, подчиненных кесарийской кафедре. В ответ на требование императора Валента принять арианство Василий отказался это сделать. В 375 г. Валент прибыл в Кесарию и уже подписал указ об изгнании Василия, однако побывал на его службе и так ею впечатлился, что порвал указ и, уезжая из Кесарии, оставил Василию богатые пожертвования на дела благотворительности. Умер Василий 1 января 379 г. Среди основных произведений Василия Великого следует отметить трактаты «Беседы на Шестоднев», «Нравственные правила», «О Святом Духе», различные «Толкования» и «Беседы», полемические сочинения («Опровержение речи Евномия»). Большой интерес представляют и его письма (ок. 340). 437 Григорий Назианзин (Богослов) (329–389 гг.) был сыном епископа города Назианза и получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах (где подружился с Василием Великим ). Примерно в возрасте 30 лет он вернулся домой и крестился. В 362 г. он был посвящен в пресвитеры и помогал отцу в управлении. В 372 г. Василий Великий , ставший уже епископом, тягался с епископом Тианским из-за пределов своей архиепископии и, нуждаясь в своих людях на ключевых постах в спорном районе, рукоположил Григория в епископы небольшого городка Сасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 140). При составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний (см. Бароний Цезарь ) пришел к ошибочному выводу о том, что Н., о к-ром упоминал свт. Павлин Ноланский, и Ницея Ромацианский - разные люди. Поэтому он указал под 7 янв. поминовение Н., епископа в Дакии и просветителя варварских народов, известного благодаря сочинениям свт. Павлина (вероятно, дата выбрана произвольно). Под 22 июня в Римском Мартирологе значится поминовение «св. Ницеи, епископа города Ромациана», заимствованное кард. Баронием из каролингских Мартирологов. В комментарии, включенном в издание 1587 г., кард. Бароний пояснил, что Ницея, по его мнению, был преемником еп. Хромация († 407/8) на кафедре Аквилеи. На этом основании в Аквилейском Патриархате было введено богослужебное поминовение Н. как патриарха Аквилейского, жившего во время нашествия гуннов на Римскую империю. Болландист Д. Папеброх исправил ошибку Барония и доказал, что записи под 7 янв. и 22 июня относятся к Н., еп. Ремесианы, о к-ром упоминали свт. Павлин Ноланский и Геннадий Марсельский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 243-247). В совр. редакции Римского Мартиролога поминовение Н. указано под 22 июня. В визант. традиции почитание Н. отсутствовало. Из правосл. авторов о нем впервые упомянул архиеп. Филарет (Гумилевский) , к-рый составил жизнеописание святого и указал его память под 24 июня ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865. С. 103-109). Впосл. поминовение Н. 24 июня (7 июля) было установлено в Болгарской и Сербской Православных Церквах, с 1992 г.- также в Румынской Православной Церкви. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 365-368; Iun. T. 4. P. 243-247; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 312, 431, 482; MartRom. Comment. P. 9-10, 249-250; Bosio G. Niceta, vescovo di Remesiana//BiblSS. Vol. 9. Col. 893-897. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2565348.html

Я. Образ Григория Армянского в нек-рых памятниках древнерус. искусства//ИФЖ. 1967. 2. С. 167-168; он же. Об изображении Григория Просветителя на реликварии 1293 г.//ВОН. 1971. 11. С. 84-88; Менолог. С. 180, 188, 194-195, 277-279, 320; он же. Груз. менологи с XI по XV вв.//Zograf. 1977. 8. С. 17-23 (Библиогр.); Тьерри Н. Роспись церкви св. Григория Тиграна Хоненца в Ани (1215)//2-й междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1977. P. 1-16; Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. С. 28; Айвазян К. В. Культ Григория Армейского, «армейская вера» и «армейская ересь» в Новгороде (XIII-XVI вв.)//Рус. и арм. средневек. лит-ры. Л., 1982. С. 255-272; он же. История отношений Рус. и Арм. Церквей в ср. века. Ереван, 1989. С. 74-76; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517-522; Лидов А. М. Искусство армян-халкидонитов//ИФЖ. 1990. 1. С. 75-87; idem. The Mural Paintings of Akhtala. M., 1991. С. 39, 75-77; Арутюнова-Фиданян В. А.Правосл. армяне в Северо-Вост. Руси//ДГВЕ. 1992/1993 гг. М., 1995. С. 196-208; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 238; Тер-Саркисянц А. Е. История и культура арм. народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 2005. С. 471-472. В. Е. Сусленков Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт.

http://pravenc.ru/text/168061.html

(2006-2008, мастерская С. В. Саксонова). Совр. иконописцы при передаче портретного сходства опираются, как правило, на сохранившийся живописный портрет святителя в бытность его архимандритом или на его фотографию в сане епископа 1865 г. Существуют совр. живописные портреты И., напр. в художественной галерее при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове в Москве. Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 995; Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: [В 3 ч.] К., 1915. М., 2003р; Духовные светочи России. С. 157-159; Жизнеописание свт. Игнатия Брянчанинова: [Сб.]. СПб., 2007; Марк (Лозинский), игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам еп. Игнатия (Брянчанинова). Кириллов, 2007; Образ Божий: Иконы, стенопись, мозаика. СПб., 2009. С. 22, 191-194, 239-240. С. Е. Большакова Рубрики: Ключевые слова: МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/293401.html

Д. умер в К-поле и похоронен с большими почестями в ц. св. Апостолов в присутствии патриарха Кириака и всего сената. Согласно Синаксарю К-польской ц., от его мощей происходило не меньше чудес, чем он совершал при жизни. Ист.: Greg. Magn. Reg. epist.//PL. 77. Col. 662-668, 736-737, 743-744, 765-768, 860-862, 1081, 1105-1106; PG. 117. Col. 249 [Минологий Василия II]; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 265; Jean de Nikiou. Chronique/Texte éthiopien publ. et trad. par H. Zotenberg. P., 1883. P. 527-528, 535; Theoph. Chron. P. 266, 284; Theophylactes Simocatta. Historia/Ed. C. de Boor. Lpz., 1887. P. 118-119, 174-183, 192-193, 306; Evagrius Scholasticus. Ecclesiastical History/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. 229-231; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 372-373; SynCP. Col. 383-384, 884; Chronicon miscellaneum ad annum 724 pertinens/Ed. I. Guidi. P., 1904. Pars 2. Vol. 4. P. 112. (CSCO; 5. Syr. Ser. 4); Chronicon ad annum 1234 pertinens/Ed. J.-B. Chabot. P., 1916. Vol. 1. P. 217-218. (CSCO; 81. Syr. Ser. 3; 14); Ioan. Ephes. Hist. eccl. Vol. 3. P. 269-270. Лит.: Peeters P. Les ex-voto de Khosrau Aparwez à Sergiopolis//AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 12; Goubert P. Byzance avant l " Islam. P., 1951. Vol. 1: Byzance et l " Orient sous les successeurs de Justinien: L " empereur Maurice. P. 172-175; idem. Dometien de Mélitène, cousin de Maurice//Πεπραγμνα το Θ διεθνος βυζαντονολογικο συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12-19 Απριλου 1953). Αθναι, 1956. T. 2. Σ. 425-428; Honigmann E. Two Metropolitans, Relatives to the Emperor Maurice: Dometianus of Melitene and Athenogenes of Petra// Idem. Patristic Studies. Vat., 1953. (ST; 173); Paret R. Dometianus de Mélitène et la politique religieuse de l " empereur Maurice//REB. 1957. T. 15. P. 42-72. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178812.html

Соч.: Учение о Софии, Премудрости Божией. Варшава, 1930; Как Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Ладомирова, 1932 (то же//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. М., 1998. С. 127-180); Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли//Церковная жизнь. Белград, 1936. 6. С. 91-97; 7. С. 100-104; 8/9. С. 141-144; 10/11. С. 165-168; 1937. 1. С. 9-15; Происхождение закона о престолонаследии в России. Шанхай, 1936 (то же//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. 1998. С. 181-315); Жизнь после смерти//Москва. 1991. С. 172-177; Слово о двух пирах//ЖМП. 1996. 7. С. 51; Церковь - Тело Христово//Там же. С. 48-50 (то же//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья/Сост.: прот. П. Перекрестов. М., 2008. С. 352-360); Святая Русь - русская земля. М., 1997; Беседы о Страшном Суде. М., 1998; 950-летие Крещения Руси//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. 1998. С. 316-329; Слово в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших//ЖМП. 2007. 6. С. 63-66 (то же//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 427-433); «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин 1. 1)//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 348-350; О почитании святых, просиявших на Западе//Там же. С. 416-424; Святые//Там же. С. 400-415; Слово к Сан-Францисской пастве//Там же. С. 525-530; Троица единосущная и нераздельная//Там же. С. 347-348; Указ о веществах для Божественной литургии//Там же. С. 552; Указ о значении утрени Великой Субботы//Там же. С. 553-554. Л. В. Литвинова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/468963.html

Соч.: CPG, N 6971-6979; Лит.: Bardenhewer O. Ungedrückte Excerpte aus einer Schrift des Patriarchen Eulogios von Alexandrien über Trinität und Inkarnation//ThQ. 1896. Bd. 78. S. 353-401; Stiglmayr J. Zur neuentdeckten Schrift des Patriarchen Eulogios von Alexandrien//Der Katholik. Mainz, 1897. Bd. 77. S. 93-96; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J. B. Chabot. P., 1901; Vailhé S. Saint Grégoire le Grand et le titre de patriarche œcuménique//EO. 1908. T. 11. P. 161-171; Епифанович С. Л. Псевдо-Евлогий//Прп. Максим Исповедник и визант. богословие. М., 1996. С. 167-176 (Прил.); Maspero J. Histoire des Patriarches D " Alexandrie. P., 1923; Flische, Martin. HE. Vol. 4. P. 112, 119, 491sq.; Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. S. 236-241; Darrouzè s J. Euloge//DHGE. T. 15. Col. 1388-1389; Altaner. Patrologie. S. 550; Vogt H. J. Coetus Sanctorum: Der Kirchenbegriff des Novatian und die Geschichte seiner Sonderkirche. Bonn, 1968. S. 284-287; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 381 sq.; Allen P. Evagrius Scholasticus: The Church Historian. Leuven, 1981. P. 18, 28, 31, 40, 104, 127, 231; Сидоров А. И. Иоанн Грамматик Кесарийский: (К характеристике визант. философии в VI в.)//ВВ. 1988. Т. 49. С. 81-99; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 1996. Vol. 2. Pt. 4. P. 65-71; Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 192-196; Berardino A. di. Patrology. Camb., 2006. Vol. 5. P. 401; Лурье В. М. История визант. философии. СПб., 2006. С. 230-234. П. К. Доброцветов Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/187205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Догматическое богословие АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) БИОЭТИКА область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа

http://pravenc.ru/rubrics/122402.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010