Сказание об И. из «Acta Sanctorum» было переведено свт. Димитрием Ростовским и внесено в составленные им Минеи-Четьи под 13 июля. Под этой датой память И., еп. «Кеноманийского», указана в совр. календаре РПЦ. Ист.: BHL, N 4544-4546; Jacobus de Voragine. Legenda aurea. Cologne, 1480; ActaSS. Ian. T. 3. P. 376-382; Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae civitatis Carnotensis//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 92-95; Letaldus Miciacensis. Vita S. Juliani Cenomanensis//PL. 137. Col. 781-796; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Cenomanensis//AnBoll. 1893. Vol. 12. P. 63-73; Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium/Ed. G. Busson, A. Ledru. Le Mans, 1901; MartRom. Comment. P. 37; ЖСв. Июль. С. 339-349. Лит.: Lepelletier de la Sarthe A. Histoire complète de la province du Maine. P., 1861. T. 1. P. 97-101; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Ledru A. Les premiers temps de l " Église du Mans. Le Mans, 1913. P. 55-238; Platelle H. Giuliano, vescovo di Le Mans//BiblSS. T. 6. Col. 1199-1201; Goffart W. A. The Le Mans forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966. P. 50-55; Aubert R. Julien (47)//DHGE. T. 28. Col. 526; Baudoin J. Grand livre de saints: Culte et iconographie en Occident. Nonette, 2006. P. 296-297. Ф. М. Панфилов Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/1237825.html

Вот как, например, восхваляет святитель Василий Великий (329/330-379) мученика Гордия, пострадавшего за Христа в начале IV столетия, вероятно, при императоре Лицинии, а до этого жившего и подвизавшегося в пещере: «Презрев власть, презрев славу, всякого рода богатство, родство, друзей, рабов, наслаждение жизнью, все, что вожделенно для людей, [Гордий] пошел в самые глубокие и непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями почитая для себя более приятной, нежели общение с идолослужителями, и подражая в сем ревнителю [пророку] Илии, который удалился на гору Хорив и жил в пещере, взыскуя Бога, пока не увидел желаемого, сколько человеку можно видеть Бога. Таков был и Гордий... Очищая слух, очищая очи, и прежде всего очистив сердце, чтобы прийти в состояние видеть Бога и стать блаженным, он видел в откровениях, изучал тайны, не человеками и не через человеков (ср. Гал. 1:1), но имея великого учителя — Духа истины. Отсюда перешедши к размышлению о жизни — как бесполезна, как суетна, как малосущнее всякого сновидения и всякой тени — [он] сильнее возбудился к вожделению вышнего звания» 3 . В пещерах подвизались не только жившие обособленно анахореты или же келлиоты 4 . В подземных пещерах и гротах устраивали и большие монастырские комплексы, лавры 5 . Например, знаменитая палестинская Фаранская лавра (ныне территория Израиля), основанная в 30-х годах IV столетия преподобным Харитоном Исповедником († ок. 350), располагавшаяся на обоих берегах Кутилийского потока, была целиком пещерной. Часто древние монастырские комплексы включали как надземные постройки, так и подземные помещения: такова была лавра преподобного Саввы Освященного (ок. 438 — 532) — не только с надземными храмами и зданиями, но и с пещерными кельями, а также с устроенной самим преподобным Саввой в «богозданной» пещере церковью Феоктистос. По преданию, преподобный Савва увидел однажды ночью огненный столп, простиравшийся от земли до неба. На рассвете он взошел по склону к месту видения и нашел большую природную пещеру с обращенной к востоку естественной апсидой, где преподобный и устроил подземный храм.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

По дороге в Вифлеем волхвы вновь увидели З. в., которая шла перед ними, пока не остановилась «над местом, где был Младенец» (Мф 2. 9). Их радость, вызванная появлением «путеводной звезды», выражена в тексте с особой экспрессивностью (χρησαν χαρν μεγλην σφδρα - Мф 2. 10). Найдя Марию с Младенцем Иисусом, волхвы поклонились Христу и принесли Ему драгоценные дары. Получив во сне откровение о злом умысле Ирода, волхвы отправились в свою страну, минуя Иерусалим (Мф 2. 11-12). Следующей ночью Св. Семейство тайно бежало в Египет, где и пребывало до смерти Ирода (Мф 2. 13-15). Узнав, что волхвы ослушались его, царь в гневе приказал истребить всех младенцев муж. пола, родившихся в Вифлееме и его окрестностях в течение 2 последних лет, т. к. именно такой срок указали ему волхвы (Мф 2. 16). Толкования З. в. в христианской экзегезе В экзегезе древней Церкви не существовало единого мнения относительно происхождения явления З. в. Уже сщмч. Игнатий Богоносец (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), желая показать важность и новизну откровения во Христе, описывает З. в. как сверхъяркую звезду, превосходящую своим светом Солнце, Луну и остальные светила ( Ign. Ep. ad Eph. 19. 2-3). С этим описанием сходно свидетельство апокрифического «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.), в к-ром говорится, что волхвы видели «звезду большую, сиявшую среди звезд и помрачившую их, так что они почти не были заметны» (гл. 12). Ориген (1-я пол. III в.) одним из первых христ. экзегетов соотнес явление З. в. с пророчеством Валаама из Числ 24. 17: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля...» При этом он считал З. в. «новой, не похожей на обыкновенные звезды», а именно кометой, знаменующей «рождение Того, Кто должен был произвести обновление в человеческом роде и возвестить Свое учение не только иудеям, но и грекам, и многочисленным варварским племенам» ( Orig. Contr. Cels. I 58). Впосл. это предание также разделял и прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), к-рый, ссылаясь на мнение свт. Василия Великого (ок. 329/30-379), что З. в. не могла быть обычной звездой ( Basil. Magn. In s. Christi generat.//PG. 31. Col. 1469), допускал, что она могла быть кометой ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 7).

http://pravenc.ru/text/182735.html

ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_22.html

Соч.: Марков манастир. Београд, 1925 (совм. с Ж. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Опис рукописних богослужебних и цркве у Сремским Београд, 1935. Год. 10. Св. 4. С. 313-334; Старине Старе цркве у Capajeby//ССКА. 1936. Бр. 86. С. 1-34; Црквени уметнички вез. Београд, 1940; гробница у Нишу//Старинар. [Н. с.]. Београд, 1955. 5/6. С. 53-72; Романов типик//ЗбМСД. 1956. С. 13/14. С. 47-59; гробница у Нишу//Старинар. Београд, 1956. 5/6. С. 53-72; Рукописни типици српско-словенске 1960. Год. 4. Св. 1/2. С. 3-15; Опис рукописа манастира Дечана/Ред.: П. Миодраг. Београд, 2015. Библиогр.: Л. Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак и празника православне источне Цркве. Београд, 1961. С. 309-315; О. Бuблuorpaфuja радова проф. Л. 1885-1968// Л. Muhujamype у антифонарима и градуалима манастира св. Асиског у Задру. Београд, 1977. С. 2-18; П. Л. факултет Српске Православне Цркве: 1920-1980. Београд, 1980. С. 109-143. Лит.: Кратка бuorpaфuja и список радова проф. Л. 1947. Год. 28. Бр. 12. С. 301-303; В. J. Л. као историчар уметности// Л. Иконографске cmyдuje. Нови Сад, 1974. С. VII-XV; Т. Л.//Ehцukлoneдuja српске ucmopujorpaфuje. Београд, 1997. С. 515-516; Н. Прот. Лазар као литургичар//Српска meoлoruja у 20. в.: Зб. радова. Београд, 2007. 1. С. 29-37; В. Л. као историчар уметности//Там же. С. 141-148; он же. Npomojepej-cmabpoфop Л. Календар Српске православне nampujapшuje, 2008. Београд, 2008. С. 103-107; С. Л. и стара српска Богослов, литургичар и проучавалац културе, уметности и meoлoruje. Београд, 2014. С. Юрич Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/2563316.html

Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

Д. умер в К-поле и похоронен с большими почестями в ц. св. Апостолов в присутствии патриарха Кириака и всего сената. Согласно Синаксарю К-польской ц., от его мощей происходило не меньше чудес, чем он совершал при жизни. Ист.: Greg. Magn. Reg. epist.//PL. 77. Col. 662-668, 736-737, 743-744, 765-768, 860-862, 1081, 1105-1106; PG. 117. Col. 249 [Минологий Василия II]; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 265; Jean de Nikiou. Chronique/Texte éthiopien publ. et trad. par H. Zotenberg. P., 1883. P. 527-528, 535; Theoph. Chron. P. 266, 284; Theophylactes Simocatta. Historia/Ed. C. de Boor. Lpz., 1887. P. 118-119, 174-183, 192-193, 306; Evagrius Scholasticus. Ecclesiastical History/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. 229-231; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 372-373; SynCP. Col. 383-384, 884; Chronicon miscellaneum ad annum 724 pertinens/Ed. I. Guidi. P., 1904. Pars 2. Vol. 4. P. 112. (CSCO; 5. Syr. Ser. 4); Chronicon ad annum 1234 pertinens/Ed. J.-B. Chabot. P., 1916. Vol. 1. P. 217-218. (CSCO; 81. Syr. Ser. 3; 14); Ioan. Ephes. Hist. eccl. Vol. 3. P. 269-270. Лит.: Peeters P. Les ex-voto de Khosrau Aparwez à Sergiopolis//AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 12; Goubert P. Byzance avant l " Islam. P., 1951. Vol. 1: Byzance et l " Orient sous les successeurs de Justinien: L " empereur Maurice. P. 172-175; idem. Dometien de Mélitène, cousin de Maurice//Πεπραγμνα το Θ διεθνος βυζαντονολογικο συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12-19 Απριλου 1953). Αθναι, 1956. T. 2. Σ. 425-428; Honigmann E. Two Metropolitans, Relatives to the Emperor Maurice: Dometianus of Melitene and Athenogenes of Petra// Idem. Patristic Studies. Vat., 1953. (ST; 173); Paret R. Dometianus de Mélitène et la politique religieuse de l " empereur Maurice//REB. 1957. T. 15. P. 42-72. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178812.html

Бёдан Франсуа Сюлышс (1787–1850) – французский геолог и минералог. Био Жан-Батист (1774–1862) – французский ученый, физик, геодезист и астроном. Бонне Шарль (1720–1793) – швейцарский натуралист и философ. Бурдон Луи (1779–1854) – французский математик. Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – языковед, фольклорист, историк литературы и искусства. Бюффон Жорж-Луи Леклерк де (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель. Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ; стоял на позициях механического материализма. Его главный труд «Сила и материя» выдержал в России до 1905 г. 17 изданий. Василий Великий , святитель (ок. 330–379) – архиепископ Кесарии Каппадокийской. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Вольтер (наст, имя: Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) – французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист. Галилей Галилео (1564–1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики; заложил фундамент классической механики. Гартман Эдуард фон (1842–1906) – немецкий философ. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – крупнейший немецкий философ. Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Сильнейшее воздействие на него оказали дарвиновские идеи. В 1874 г. опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека» (рус. перевод вышел в 1919 г.) – первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека. Голубинский Феодор Александрович, прот. (1797–1854) – русский философ, богослов и педагог; профессор Московской духовной академии. Григорий Богослов , святитель (329–389) – архиепископ Константинопольский. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Близкий друг и сподвижник святителя Василия Великого . Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Миткевич; 1807–1881). Родился 14 мая 1807 г. в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Основатель сирийской школы неоплатонизма в Апамее (290-е гг.), где до этого существовала философская школа, основанная Амелием, который в 269 привез сюда библиотеку Плотина из Рима. Ямвлих впервые в истории платонизма придал решающее значение теургии: платоновская школа вновь стала религиозно-философской институцией, и тексты Платона рассматривались в качестве «священных». 20 . Ньюмен (Newman) Джон Генри (1801–1890) – священник-ораторианец, кардинал, богослов, философ, писатель, один из ведущих деятелей английского католичества 19 в. Ньюмен являлся одним из лидеров Оксфордского движения в англиканстве, направленного на освобождение Церкви от жесткой государственной опеки и подчеркивавшего ее божественное происхождение. Оказал влияние на целый ряд британских философов и ученых (включая А. Н. Уайтхеда и А. Тойнби), а также писателей, в т. ч. X. Беллока, Г. К. Честертона, И. Во, Г. Грина. 21 . Целестин 1 (лат. Coelestinus), Папа Римский (422–432). Значительным событием понтификата Целестина стал Эфесский собор, на котором было осуждено учение Константинопольского архиепископа Нестория. Существует предположение, что он был адресатом послания блж. Августина (Epistola 192). 22 . Проспер Аквитанский (лат. Prosperus Aquitanus; ок. 390–455) – теолог-экзегет и поэт, секретарь пап Целестина 1 и Льва 1. Участник дискуссии о свободе воли и благодати, в которой защищал взгляды блж. Августина. Из произведений последнего составил антологию. Также состоял с ним в переписке. 23 . Келли (Kelly) Джон Норман Дэвидсон (1909–1997) – британский ученый-патролог, богослов и историк христианства. Профессор богословского факультета Оксфордского университета. 24 . Василий Великий (лат. Basilius Magnus, греч. Βασλειος γας; 329/30–379) – святитель, епископ Кесарии Каппадокийской, вселенский отец и учитель Церкви, церковный деятель и богослов. Св. Василий был глубоко одаренным богословом и философом. К основным сочинениям относятся: «Adversus Eunomium» (Против Евномия), «De Spiritu Sancto» (О Святом Духе), «Homiliae» (Гомилии; самые известные из них «Беседы на Шестоднев»), «Rgula monastica» (Монашеские правила).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010