Но, как и у гностиков, это προβολη» эта эманация в Божестве возникает, по Тертуллиану , не вследствие внутренних потребностей самого Божеского существа. Она есть только первый акт в том великом процессе, обнимающем собой всю совокупность отношений Бога к миру, который у него обозначается термином οι« χονομι» α (домостроительства) 313 . Мы должны верить, – говорит Тертуллиан , – в одного Бога, но и в экономии Его, в Его откровение во вне, осуществляющееся в Сыне и Духе» 314 . Это различение между Богом в Самом Себе и откровением Его во вне составляло самую суть гностицизма. И здесь Божество рассматривалось сначала в Самом Себе, в Его абсолютном покое и полноте Своего существа, когда Оно все основы Своего разнообразного бытия в конечном скрывало в Себе; а затем – в отношении Его к миру, когда Оно изводило из Себя ряд высших существ (эонов), как первых членов в длинной цепи развития, ниспускающегося в последних его отпрысках в земной и материальный мир. Это внутреннее разделение единичного и простого в себе Божественного Существа в постепенное множество существ, обнимающих собою весь универсум, и есть то, что гностики обозначали термином экономии. В слово-употреблении их этот, термин обозначал не какую-либо одну часть или один ряд проявлений абсолютного во вне, но все существо, весь строй их системы. Вся теория гностической эманации, весь распорядок существ, от высшего и совершеннейшего до низшего и слабейшего, все фантастическое разнообразие истечений, посредствующих между Божеством и миром, объединялось в этом понятии. Но ужасающая картина гностической эманации с ее произволом, предоставляющим полный простор фантазии, должна была невольно предостерегать каждого христианина от принятия этого термина в полном объеме. Церковные писатели Ипполит и Тертуллиан ограничили его объем символом веры , распространив его на троичное проявление лиц и исторические факты откровения 315 . Πεοβολη» начавшееся в Божестве пред сотворением мира, переходит в οι« χονομι» α и выражается в творении мира и человека и промышлении о них. Логос творит все, и без Него не произошло ничего из того, что есть 316 . Но это творение не есть Его собственное дело: Он только осуществляет во вне те субстанции и виды, какие Бог обдумывал вместе с Ним еще до сотворения мира 317 и является художником (artifex) и устроителем мира (fabricatorem) 318 Он же действовал в праведных людях и пророках, возвещая им о всемогущем Творце мира и приготовляя их к Своему пришествию 319 . «Он послан был от Отца в Деву и из нее родился Богом и человеком, наименованным Иисусом Христом, пострадал, воскрес и погребен по писаниям, воскрес и взошел на небо и сел одесную Отца и опять придет судить живых и мертвых, и Он послал от Своего Лица Духа Святого, Утешителя и Осветителя веры тех, которые исповедуют Отца и Сына и Св. Духа» 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

288 В Первобытной культуре Тэйлора 2, 213, читаем: «Очень правдоподобна мысль капитана Бёртона, что тряпки, клочья волос и прочие предметы, вывешиваемые на деревьях суеверами всех стран, имеют символическое значение вместилищ тех болезней, от которых хотят отделаться; и прохожий, прикоснувшийся к такой тряпке на дереве, может взять на себя ту болезнь, которую другой оставил в тряпке». 308 Vambery. Etymologisches Wörterbuch d. Turko-Tartar. Sprachen, 168; Castren. Finnische Mythologie, 14. 314 В Пальмире был найден камень-куб с изображением пяти планетных шаров (Vogüe. Inscript. semitiques, 84). Знаки, имеющие отношение к звездам, находят и на мегалитах европейских. (Revue d " Anthropologie, serie 2, t. 9, p. 103). И сказания европейских народов ставят в связь мегалиты с культами звезд (Revue archéolog. 1893. t. 1. 203. 343 и др.). 317 См. свидетельства об этом древних арабских писателей в сочинении Хвольсона: Die Ssabier und Ssabismus. II. 367, 381 и друг. 319 Например, отличались в особенности камни Ваала-Неба, приносящие дождь, к которым обращались во время засухи. Отсюда и в позднейшем языке талмуда осталось словоупотребление: дом Ваала в значении: орошаемый дождями; поле дома Ваала в значении: поле богатое орошением. 320 Как дань древним верованиям, в особенное значение камней, упавших с неба, является талмудическая агада (Joma 75, 1,) что 12 разноцветных камней наперсника первосвященника упали из облака с неба. Агада основывается на словах Исх. 35:27 : несиим приносили камни... Но несиим употребляется в значении князь и облако. 321 Иер. 2:27 . Замечательно, что в европейских сказаниях к некоторым дольменам обращаются как к отцам, и сыновьями их называют исторических лиц. Мегалиты, по европейским сказаниям, способны расти, как деревья, и совершать все органические отправления (Revue archéol. 1893, 1, 343). 322 Вот что говорит Антонин Мартир (cap. 28) об одном камне, который чествовался арабами на синайском полуострове: In monte Horeb habent saraceni idolum suum marmoreum, canditum tanquam nivem; ibi et permanet sacerdos eorum ipsorum indutus dalmatica et pallio lineo. Quando venit tempus festivitatis eorum, percurrente luna, antequam egrediatur a festo ipsorum, incipit marmor illud mutare colorem; et quando coeperunt adorare idolum, fit marmor illud nigrum tanquam pix: completo tempore festivitatis eorum, revertitur iterum in pristinum colorem, unde valde miratus sum. Подобные камни указывались в разных местах, как и ныне еще указываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Изнурение себя – это другая крайность, противоположная лености. Поэтому не изнуряй тела своего, чтобы не впасть в болезни и немощи (старец Лука Глинский). 314. Для чего даются епитимии исповедникам? Чтобы виновному не отвечать в загробной жизни, ему дают епитимию. 315. Какая самая первая наука? Наука самопознания охраняет нас от грехов. Она самая первая из всех наук, ибо без нее все науки теряют всякое значение. Не напрасно старцы говорят: «Познай себя – познаешь и Бога». Должно наблюдать за своими мыслями и движениями сердца. 316. Что означает «быть глухим, слепым и немым»? Быть глухим – это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым – это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым – это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию. 317. Кого Священное Писание называет мудрым? Священное Писание называет мудрыми слушающих советы, хотя они и не мудры у людей ( Притч. 12: 15 ). 318. Хорошо ли молиться за подвижников, на земле еще не прославленных? Приятна Богу молитва об усопших Его угодниках. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас пред Господом. 319. Почему большое значение в деле спасения имеет рассуждение? Когда нет духовного рассуждения, то всякое доброделание подвергается опасности быть бесплодным для нашего спасения. Или человек берется за подвиг выше меры своих духовных сил; или берется за дело, которое не нужно, и не делает того, что нужнее и полезнее, или делает нужное не так, как бы подобало, или вовсе не замечает, как под его доброе дело подкрадывается враг и окрадывает его тщеславием, корыстолюбием и самомнением. 320. Как должно стоять на молитве? Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Но руки должно держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а держать несколько наклоненной, умом не рассеиваться и мыслями не любопытствовать или отвлекаться ленивыми, которые беседуют друг с другом и шепчут, а всячески удерживать от рассеянности очи и душу, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного в ней слова не пропустить праздно. Ибо если ты приучишь себя так поступать в сем деле, то преуспеешь вскоре и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание и от всех удаляйся. Молчание же храни с такой мыслью: «Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь и несмыслен и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей» (преп. Симеон Новый Богослов) . 321. Зачем нужны епитимии?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   Jamblichus, De vita pythagorica 199. Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.    II Кор. 6:14—15. Ср. Платон, Законы V, 727е.    II Кор. 6:17—18.    Epicurea, р. 404 Usener.    Zeno, fr. 43 Arnim.    Cf. Origen, Contra Celsum I 7, 60.    Платон, Государство, Х, 614 b; Горгий, 524 а; Федон, 112 а; Протагор, 320 d; Тимей, 25 d; Критий, 108 след.    Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.    Гомер, Одиссея, XI, 443.    Аристотель, Топика I 1, 100b19.    Empedocles, fr. 3, 67 DK (14, 6—7 Bollack).    Heraclitus, fr. 104 Marcovich (29 DK).    Demosthenes, De corona, 296, где также упоминается «предатель» Гиппарх.    Эпитет из Платон, Софист, 237 а.    Parmenides, fr. 1, 29—30 DK.    Кол. 1: 9—11; 25—27.    Ср. I Кор. 3: 10.    I Кор. 8: 7.    Кол. 2: 2—3; 4: 2.    Евр. 5: 12 — 6: 1.    Ср. Деян. 13: 1.    Далее идет обширная цитата из послания псевдо-Варнавы (6, 5—10).    Ср. Книга речений Иисуса 24: 16; cf. Spruche Jesu, p. 94; Resch, Agraphon 84 (S. 108).    Пс. 50: 8; 18: 3—4; Иер. 23: 24.    II Кор. 4: 4.6.    Здесь имеется в виду миф о Пандоре. Ср. Гомер, Илиада, XXIV, 527—533; Гесиод, Труды и дни, 94 сл.    [Платон], Письмо II, 312 d, 314 в-с.    I Кор. 2: 6—7.    I Кор. 3: 1—3.    Ср. Письмо VII, 341c-d.    Государство, II 378a.    I Кор. 5: 7.    Ср. Платон, Федон 65 е — 67 d.    Лев. 1: 6. Cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini, 84.    De sacrificiis Abelis et Caini, 95.98.100.96.    Callimachos, Epigr. 46, 4 (Anth. Pal. ХП, 150, II р. 94 Pfeiffer 1950).    Bacchylides, Fr. 5 Snell. См. Пидар, Вакхилид. Оды, Фрагменты. Перевод М.Л. Гаспарова (Москва, 1980). Cf. Theodoretus, Graecorum affectiorum curatio I, 78; Cyrill. Alex., Contra Julian., I.    Isocrates, Panath. 30—32.    Этот же эпитет cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. I, 288; Origen, Contra Celsum, IV, 77.    Euripides, Fr. Inc. 912 TGF.    В другом чтении: временности.    Исх. 33: 13. Ср. Строматы II 6, 1.; Philo, De posteritate Caini, 14—16.    Притч. 30: 2—3. Этот знаменитый пассаж о божественной fronhsi» в Септуагинте читается так: «я не имею мудрости и не знаю святых».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отделив мысль от дела, Платон, по мнению Н. Федорова, стал ответственным за «смерть философии» 314 . И уже в Библии падение, как утверждает Л. Шестов, предстает как «гносеологическое извращение»: возникновение общего, принудительного, неизбежного сразу занимает место свободного существования, конкретного и неповторимого 315 . Славянофилы приписывали порок отвлеченного мышления Западу, но Достоевский находил эту болезнь и у русских интеллектуалов 316 . И Бакунин подтверждает, что интеллигенция стала бесплодной для русской культуры, после того как она произвела невыносимый раскол между мыслью и делом в конкретной жизни 317 . Эти упреки в абстрактности почти всегда были вызваны полемикой и потому оставались частичными. Действительно, утверждает Н. Лосский, русская мысль нуждалась в обретении определенного равновесия между двумя антиномическими аспектами мысли и действия 318 . И потому, если, с одной стороны, философия стремится рассматривать вселенную в ее нераздельных аспектах, которые можно понять только с помощью самых всеобщих концепций, то с другой стороны, вселенная как целое, как объект тотального видения, состоит из конкретных, индивидуальных элементов первостепенной важности. «Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени» 319 . Интересно отметить, что великие немецкие философы пришли к таким же выводам. Б. Вышеславцев изучал конкретную этику Фихте в последний период его творчества 320 . А Иван Ильин доказал ложность распространенного представления о гегельянской философии как о системе абстрактного панлогизма. Он показал со всей очевидностью, что идея для Гегеля – это конкретный принцип и что гегелевская конкретная спекуляция представляет собой интуицию бытия 321 . Излишняя тяга к конкретности? О. Георгий Флоровский раскрывает опасность тенденции русской мысли к излишней конкретности. В конце своей книги он спрашивает, почему история русской цивилизации таит в себе столько противоречий, отречений и увлечений, столько разочарований и разрывов. Русские, пишет он, обладают «роковым и двусмысленным даром», даром «чрезмерной впечатлительности», «несоизмеримые и разновременные душевные формации как-то совмещаются и срастаются между собой. Но сросток не есть синтез, именно синтез и не удавался» 322 . И потому, замечает о. П. Флоренский , русская мысль должна соединить в себе концептуальное, абстрактное познание и конкретную интуицию 323 . Нравственная истина

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

314 Теософ А. Безант утверждает даже, что мыслитель с сильной «аурой», способный вовлечь в свой мысленный план массы, становится рычагом общественного прогресса. 316 Р. У. Трайн отмечает: «Нам дано право решать, какие именно мысли мы будем допускать, с какими из них мы будем жить. Таким образом, мы являемся творцами своей судьбы – как хорошей, таки плохой» (Трайн Р.У. Путник. См. в библиографии: ). 320 Принцип работы. (Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 238). 322 Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 238. 323 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 13. 325 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 12. 327 Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 187. 328 М. Вебер в своем исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» обнаруживает те религиозные, прежде всего кальвинистские мотивы, которые способствовали успеху капиталистической экономики. Отказ от монашеской молитвенной аскетики и прославление Бога исключительно своим трудом способствовали накоплению капитала. В дальнейшем американские пуритане – последователи Кальвина дополнили его учение критерием предопределённости ко спасению – успехом в бизнесе. 329 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 195. 334 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 194. 336 См. официальный сайт INTA: http://www.newthoughtalliance.org/index.htm (дата последнего обращения 05.04.2010) 337 McConnell D. R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. 339 Претензии симпатического «закона» на научность проблематичны, например, вследствие невозможности его фальсифицировать. 344 Личность как субъект самосознания может не иметь тела, быть бесконечной и вездесущей, таков Бог христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

   Шишич Ф. 537    Шлумберже Г. 558, 570    Шмидт В. 466    Шопен 46, 443, 474, 483, 521, 614    Штадтмюллер Г. 474    Штейн Е. 446    Эбал, граф Руси 81, 457    Эвмей 473    Эккехард из Ауры 558, 577    Эксазин, см. Константин Дука,    Эксазин Эксазин, см. Никифор Иалий Эк-    сазин    Эксазины 330, 590, 592    Элеимон 314    Элиан 616    Эльвира 607    Эмилиан, патриарх антиохийский 464    Эмилий Сципион 58, 442, 443    Эмма 571    Эрве 134, 486    Эрот 117, 276    Эсхин 103    Юдейль Р. 606    Юдифь 530    Юстин I, император 515    Юстиниан I, император 515    Яков (библ.) 470    Яков Барадай — 396, 613    Ямвлих 174, 512    Ярослав, князь киевский 448    Ясит 174, 512    Ясит, куропалат 513    Яцулин, см. Жослин де Куртней УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абраска, Аспр, г. 224, 539    Авасгия 627    Августион, пл. 590—591    Августополь, г. 300, 412, 573    Авид, г. 250, 251, 303, 373, 381, 387    Авлон, г. 84, 85, 139, 142, 145, 161, 171, 177, 181, 182, 276, 280, 337, 338, 351, 354, 356, 491, 509, 514    Аврилево, г. 273, 557    Аврона залив 564    Агафоника, г. 273, 556    Адана, г. 318, 370, 586    Адрамитий, г. 373, 374, 380, 387    Адрианополь, Орестиада, г. 104, 145, 167, 196, 202—204, 214, 268—271, 273, 394, 444, 450, 469, 494, 532, 537, 544, 555, 556, 560, 628    Адриатическое море 23, 56, 88, 196, 239, 265, 275, 338—340, 366, 369, 395, 492, 543, 560, 569    Азал, холм 297    Азия 90, 107, 122, 158, 190—192, 196, 197, 220, 275, 320, 327, 364, 366, 375, 380, 382, 385, 399, 407, 526, 539, 586    Айтос, г. 554    Айтосский перевал (Хортарей?) 554    Аке, Акра, Птолемаида, г. 379, 608    Акрок, г. 388, 390, 610    Акроний, г. 412, 617    Акрун, г. 381    Ал-Амиг, оз. 604    Алания 600    Александретта, залив 604    Александрия, г. (в Индии) 214    Александрия, г. (в Египте) 186, 214, 418, 459    Алексиополь, см. Неокастр, г.    Алексина, гора 614    Алеппо, Верея, г. 190, 371, 399, 573, 582, 603, 614    Алики, Кипарисий, г. 193, 524    Алифины, г. 388, 610

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

24. И Арфаксад роди Каинана 309 : Каинан же роди Салу 310 , Сала же роди Евера. 26. И родистася Еверу два сына: имя единому Фалек, во дни бо его разделися земля 311 : и имя брату его Иектан. 312 26. Иектан же роди Елмодада 313 и Салефа 314 , и Сармофа 315 и Иараха. 316 27. И Одорра 317 , и Евила 318 , и Декла. 319 28. И Евила 320 , и Авимаила 321 , и Соева. 322 29. И Уфира 323 , и Евила 324 , и Иовава 325 : вси сии сыны Иектановы. 326 30. И бысть селение их от Маси даже приити до Сафира горы восточныя. 327 31. Сии сынове Симовы в племенех своих, по языком их, в странах их и в народех их. 32. Сия племена сынов Ноевых по родом их, по языком их: от сих разсеяшася острови языков на земли по потопе. Глава XI. Разделение языков «Страшны и знамениты были первые боги, виновники величайших благ в мipe, говорит Моисей Коренский в главе IX, приводя подлинныя слова Мар Абаса Катина 328 ; от них начало мipa и размножение рода человеческого. От них поколение исполинов безобразных, крепкочленных и чудовищных: в них, чреватых высокомерием, зародилась нечестивая мысль о столпотворении, мысль, за которую они взялись немедленно. Но ужасным и божественным ветром, поднятым гневом богов (Элохим), была разметана башня. Боги, давшие каждому из людей непонятный язык, ввергли его в смущение. Один из этих людей был Хаик, сын Иапетостэ, именитый и мужественный родоначальник, искусный метатель, владеющий крепко толстым луком». Так передавало языческое предание библейский рассказ, и Эмин, указывая на достоверность факта, что Мар Абас Катина почерпал свои сведения из халдейских преданий, говорит, что рассказ его совершенно сходен с рассказом Александра Полигистора. Мы уже имели случай упоминать о том, что воспоминание столпа Вавилонского унесено всеми народами с собою в их дальние странствования. Теперь приведем несколько фактов о разделении языков, которое казалось столь несбыточным, пока изучение языков не составило особой науки и не дало ученым средства проследить связь, существовавшую между всеми народами. Вот что говорит об этом предмете Никола (Moise):

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193—195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии). 312 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346. 313 Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage. 314 Ibid. S. 207. 315 Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I. 316 Св. Киприан Карфагенский. Письма. С. 21—22 (Твор. св. Киприана. Изд. 1-ое Киев. Духовн. академии. Т. I). 317 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 346—347. 318 Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522—525, 617—618. 319 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. P. 211—212. 320 Евсевий. Жизнь Константина Великого. Кн. 4, гл. 25. 321 Феодорит. Церков. история. Кн. 5, гл. 26. 322 Chastel. Histoire... P. 283, 285. 323 В качестве источников и пособий для нашей статьи будет следующее: 1) Harnack. Tractat De aleatoribus — die alteste lateinische christliche Schrift. Лейпциг, 1888. 2) Свидетельства древних христианских писателей и правила соборов (цитирование будет сделано в тексте статьи). 3) Pauly " " s Real-Encyklo-padie der classischen Alterthumswissenschaft. Bd. I, Artikel: Alea. Stuttgart, 1854. 4) Любкера — Реальный словарь классической древности. Перевод Модестова. Выпуск 5-й, статья: Игры. Петерб., 1887. 324 Впрочем, нужно сказать, что и всякая игра на деньги (например, игра в карты), хотя бы и она не считалась законами азартной, на деле может становиться азартной. Потому что игроки могут играть, что называется, «по большой» (на крупные суммы), вследствие чего даже дозволенная игра может принимать характер азартной игры; притом же почти никогда игра на деньги не обходится без ссоры и часто крупных неприятностей между игроками. Следовательно, каждый человек, играющий на деньги, нуждается в предостережениях и уроках благоразумия. 325 Дальнейшая наша речь будет идти о древних христианах, т.е. о христианах от II до IX в. 326 Большая часть свидетельств, приводимых нами при рассказе о распространении игр между христианами, не цитируются здесь, ибо будут процитированы ниже. 327 Вот некоторые из таких надписей: Victus (это слово употреблено здесь в значении счастливого игрока) leva te, ludere nescis, da lisori iocum (дай место игроку); Domine, frater hilaris semper ludere tabula (брат пусть всегда весело играет на игорной доске). Полный перевод делать неудобно. 328 Ср. Апостольские правила 42-е и 43-е. 329 Предание это, вероятно, возникло по той причине, что различные «ходы» в игре носили имена лиц исторических или мифологических, что является признаком учености. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

313. Гр. νεφρος — почки, слав. истесы. 314. Слав. низложиша мя труп на труп, по гр. κατβαλον με πτμα π πτματι — низвергли меня всецелым низвержением, πτμα можно перевести: удар, поражение; это значение здесь уместнее слав. труп. 315. Пользуясь могуществом Господа, все бедствия и болезни одновременно поразили меня. 316. „А умоляй Бога о помиловании меня и возвещай о невинности моих страданий, как об Авеле возвещала его кровь“ (Быт. 4:10). Олимп. и Полихр. 317. Гр. συνστωρ — свидетель со стороны защиты, в синод. защитник; слав. свидетель. 318. „Бога призывает во свидетеля своей невинности“. Олимпиодор и Полихроний. 319. Гр. λεγχος — откровенная и правдивая защита дела. По сопоставлению с 22 ст., это – суд загробный и посмертный; ср. 14, 13 – 15. 320. Т. е. умру; ср. 7, 21. 321. Гр. φερμενος — носимь; „поражаемый бедствиями и невозможностью доказать свою правоту, Иов испытывает страшное душевное волнение“. Олимпиодор. 322. Καμνων — до утомления, с крайним усилием; слав. болезнуя. Т. е. прошу смерти, „но далек от самоубийства“. Олимпиодор. 323. Гр. λλτριοι — в богослуж. книгах сл. λλτριος значит: злой дух, диавол. Не намек ли и здесь на козни злаго духа? И у Гомера это слово означаетъ врага (Passow 1, 53 s.). 324. Все достояние, здоровье и нравственную чистоту. 325. Кто виновник всех моих бедствий? 326. И будет приведен на суд Божий (Полихроний). Т. е. злой дух да будет унижен Господом, какъ яснее Иов говорит в 26, 12 – 13. 327. Друзей и собеседников. 328. Во многих минуск. спп., близких к алекс. код., и у Ф. доб. μο — в слав. нет. 329. В 3 – 5 стт. Иов говорит о своихъ страданиях: их никто не понимает и он передать может о них лишь небольшому количеству единомышленников, а глаза его истаяли в плаче о сыновьях своих. 330. Божия (ср. 3, 23). 331. Πεπολιρκημαι — повоеванъ бых, завоеван, как город, осаждаемый врагами. 332. Слав. чудо. 333. Да будет превознесен и одержит победу. Олимпиодор. 334. Пусть не смущаются исходом моих страданий праведные люди и не уклоняются с своего праведнаго пути, как и я не уклонялся и не уклонюсь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010