Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 300 Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 301 Названия следующих ниже книг даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 302 См. Н. Лосский, Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозисе, в сборнике, опубликованном Русским научно-исследовательским институтом в Праге в 1931 г. на русском языке, а также см. на немецком языке в «Archiv fur Geschichte der Philosophie» XL, 1931 («Архив истории философии»). 303 См. Н. Лосский, Сотворение мира богом, «Путь», 1937, «Veber die Erschaffung der Welt durch Gomm», Schildgenossen, 1939 («О сотворении мира Богом»). 304 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 305 docta ignorantia — мудрое невежество. — Прим. ред. 306 Bei — sich — selbst — sein Гегеля. 307 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 308 Названия этих произведений и цитаты из них даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 309 О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, стр. 77 310 См. Гегель, Собрание сочинений, т IV, изд. II, стр. 67 311 Все эти вопросы рассмотрены в моей «Логике», стр. 30–36 (О логических законах мышления) 312 См. Н. Лосский, Метафизика стоиков как подсознательный идеальный реализм, «Журнал философских исследований», IV, 1929. (Названия статьи и журнала даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред) 313 См. некролог, посвященный Болдыреву, в журнале «Мысль» I за 1922 г. 314 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 315 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 316 Название этой брошюры дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 317 «Природа сотворенная и творящая» — вторая (из четырех) стадия в учении Иоанна Скота Эуригены (ок. 810 — после 877 г.), которые проходят Бог и мир в своем развитии. 318 Высший духовный принцип, регулирующий жизнедеятельность организмов. 319 «Биосфера и неосфера», «Американский ученый», XXXIII, 1945; «Научное мировоззрение» «Вопросы философии и психологии» 1902, 320

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Колумбан был горячим сторонником кельтской Пасхи и тонзуры и не раз спорил об этом с галльским духовенством. Его житие составлено Ионой из Боббио в середине VII в. 310 Сохранилось немало свидетельств о полном отказе бритттов от общения с Римской церковью. В письме Альдхельма королю Корнуолла Герайнту, датированном 705 г., епископ сетует, что бритты не только отказываются есть с англами, но и бросают псам всякую пищу, которой коснулась рука англа. За общение с англосаксами бритт должен был нести покаяние в течение сорока дней. 311 Валлийская церковь вплоть до конца VIII в. отказывалась от общения с английской и не принимала римскую Пасху и тонзуру. 312 Бонифаций IV был римским папой в 608-615 гг. 313 У Беды везде synodum. Мы переводим этот термин словом «собор», когда речь идет о собраниях вселенских или местных предстоятелей, и «синод», когда говорится о постоянном собрании духовных и светских правителей, решающем вопросы церковной жизни. 314 27 февраля 609 г. 315 Римский Пантеон (храм всех богов) построен ок. 125 г. при императоре Адриане. Папа Бонифаций освятил его в честь девы Марии и всех мучеников 13 мая 609 г. Долгое время этот день праздновался католиками как День всех святых (позже перенесен на 1 ноября). Благодаря превращению в христианский храм Пантеон единственным из римских зданий сохранил свой внешний вид; ныне там находится национальный мавзолей Италии. 316 Элла-первый король Сассекса, правивший, по преданию, в 477-514 гг. 317 Кевлин-король Уэссекса в 560-591 гг. 318 Редвальд-король восточных англов в 593-617 гг. По мнению большинства историков, именно ему принадлежит знаменитый англосаксонский могильник в Саттон-Ху, раскопанный в 1939 г. 319 Эдвин-король Нортумбрии в 616-633 г. О нем см. ниже. 320 Имеются в виду острова Мевания или Мона (нынешний Англси) и Менапия (нынешний Мэн). Они объединены Бедой по схожести названий и в VII в. действительно были заселены бриттами. 321 Святой король Освальд правил Нортумбрией в 634-642 гг., его брат Освиу (Осви)-в 642-670 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Сразу же после легализации христианства Церковь начали потрясать новые расколы и ереси. Донатистский раскол возник в Африканской Церкви после того, как часть христиан отказалась признавать законным избрание карфагенского епископа Цециллиана. На место последнего нумидийские епископы рукоположили Доната, который и возглавил партию недовольных. Учение донатистов характеризовал крайний ригоризм: они, например, считали недопустимым принимать покаяние от лиц, отрекшихся от веры во время гонения, и ставили действенность таинств в зависимость от нравственного состояния священнослужителя. Донатизм был осужден на церковных Соборах в Риме (313) и Арле (314), однако донатисты подали апелляцию императору Константину. В 316 году император вызвал донатистов на суд и вновь их учение было осуждено. После того как донатисты не подчинились решению церковной и светской власти, Константин приказал отобрать у них церкви и имущество, а главарей отправить в ссылку. Это был первое открытое вмешательство императора в сугубо церковный спор. Несмотря на репрессивные меры, предпринимавшиеся периодически в течение всего века и в первой четверти века, донатизм просуществовал вплоть до века. В начале века в Александрии возникла ересь Ария (256–336), пресвитера, утверждавшего, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не совечен Отцу. «Было (время), когда не было Сына», подчеркивал Арий, доказывая, что Сын является одним из творений Божиих, всецело отличным от Отца и не подобным Ему по сущности. Учение Ария было осуждено на церковном Соборе в Александрии (ок. 320), однако ересь начала распространяться за пределы Александрии и вскоре достигла Константинополя. В 325 году император Константин созвал в Никее Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов. Значение этого Собора заключается не только в том, что это было первое после окончания эпохи гонений столь представительное собрание епископов, но прежде всего в том, что на этом Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранилась в Христианской Церкви на все последующие века. Символ веры Никейского Собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением веры Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

306 Валентиниан II был вынужден признать Магна Максима соправителем, поскольку не мог рассчитывать на помощь Феодосия Великого, который был озабочен гуннской угрозой с севера и непредсказуемостью нового персидского шаха Шапура III на Востоке. Посредническую роль в переговорах Валентиниана II и узурпатора сыграл Амвросий Медиоланский. 307 Мир с персами был заключен в 387 г. 308 384 г. 309 385 г. 310 Аркадий родился в 377 г. В 388 г. ему было 11 лет. 311 В июне 388 г. 312 Армия Феодосия столкнулась с армией Максима у Сисции совр. Сисак на реке Сава . Несмотря на усталость после долгого марша, солдаты императора в полном вооружении переплыли реку и, выйдя на другой берег, атаковали мятежников и обратили их в бегство. Вскоре после этого столкновения узурпатор был схвачен в Аквилее. 313 Торжественный въезд в Рим Феодосия Великого и его четырехлетнего сына Гонория состоялся 13 июня 389 г. 314 Речь идет о Квинте Аврелии Симмахе 340-ок.402 , префекте Рима, лидере языческой аристократической оппозиции и видном латинском писателе-панегиристе. 315 Речь идет о храме Митры. 316 Приап — в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы. 317 По свидетельству Созомена VII. 15 , язычники напали на христиан и заняли храм Сераписа, откуда они совершали вылазки и хватали многих христиан, принуждая их приносить жертвы. В случае отказа пленников распинали или подвергали иным видам мучительной казни. Язычников возглавлял философ Олимпий. 318 Вероятно, имеется в виду эллинизированный древнеегипетский культ Тота, бога-покровителя мудрецов и бога-проводника в царство мертвых, которого часто отождествляли с Гермесом. Павиан — священное животное Тота-Гермеса. 319 Александрийским префектом был в то время Евагрий, а командующим египетскими войсками — Роман. 320 Феодосий Великий, по свидетельству Созомена, даровал мятежникам прощение, чтобы «пристыженные этим благодеянием, они быстрее обратились в христианство» VII.15 . 321 Апостол Павел увидел на жертвеннике посвящение «Неведомому Богу» Дeяh.XVII.23 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

II. Толкования на НЗ. «Fragmenta in Joannem» (Фрагменты толкований на Евангелие от Иоанна), дошли в катенах, а также в турских кодексах (Ин 6. 3-33); время составления ок. 374-375 гг. ( Kramer. 1985. S. 64). В сочинении Д. С. отстаивает полноту присутствия Божества во Христе в явном контексте борьбы против ариан и аполлинаристов. Комментируя Ин 10. 37 - 11. 1, он выражает учение о предсуществовании душ и их вселении в тела. «Fragmenta in Actus» (Фрагменты толкований на Деяния св. апостолов), сохранились извлеченные из катен у Феофилакта Болгарского , опубликованы в патрологии Миня и Дж. Крамером (30 фрагментов - Catenae Graecorum patrum. 1844); первоначальный текст толкований, если судить по сохранившимся фрагментам, должен был быть весьма значителен по объему. «Enarratio in epistolas catholicas» (Толкования на Соборные послания), по большей части дошли в лат. переводе Епифания Схоластика ( Cassiod. De inst. div. lit. 8//PL. 70. Col. 1120). К. Штааб доказал их подлинность ( Staab. 1924. S. 314-320). В толкованиях на 1-е Послание ап. Петра - неприятие хилиазма как плотского и легкомысленного учения, постулирование свободы воли против манихеев, отрицание возможности греха у ангелов, упрек христианам, к-рые ограничиваются в своей жизни только добрыми делами и не изучают Свящ. Писание ( Did. Alex. In 1 Petr. 3. 15//PG. 39. Col. 1769-1770). 2-е Послание ап. Петра в соч. «О Троице» (De Trinit. II 15) и в др. сочинениях, найденных в Туре, Д. С. считал подлинным, хотя в толкованиях на само Послание говорил о нем как о неподлинном и неканоничном (In 2 Petr.//PG. 39. Col. 1774); предполагается, что последнее мнение в действительности принадлежит лат. переводчику толкований ( Ehrman. 1983. P. 9-10). Содержание толкований на 3 Послания ап. Иоанна сводится к следующим положениям: строгости по отношению к докетизму , валентинианству и др. ложным учениям о Творце мира; истинное знание Бога возможно без знания Его сущности; истинное учение должно сопровождаться безупречным образом жизни.

http://pravenc.ru/text/172002.html

313 Лод, Уильям (1573–1645) — архиепископ Кентерберийский, советник Карла 1, руководивший его религиозной политикой; известен как ярый противник пуритан, блюститель католических обрядов (коленопреклонение, поклонение иконам и т. п.) в англиканском богослужении. 314 " Государи или республики, желающие остаться неразвращенными… " " Рассуждение о первой декаде Тита Ливия " (перевод Р. Хлодовского). Кн. 1, гл. XII. 315 Савонарола, Джироламо (1452–1498) — настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Осуждал роскошь, развлечения, " суетное " светское искусство, призывал вернуться к апостольскому идеалу, аскетизму, обличал папство, тиранию Медичи. Способствовал установлению во Флоренции республики в 1494 г. Стремился соединить республику с теократией. В 1497 г. отлучён от церкви. Предан суду по обвинению в ереси и казнён. 316 " Диалоги о военном искусстве " — сочинение Макиавелли, написанное между 1517–1520 гг. 317 Бенуа, Шарль (Charles Benoist) — политик и историк, автор трехтомного исследования " Макиавеллизм " (1904–1936). 318 Коммин, Филлип де (1447–1511) — французский (по некоторым источникам — бельгийский) политик, дипломат, историк; служил Филипу, герцогу Бургундии и его сыну Карлу, с 1472 г. советник и доверенное лицо французского короля Людовика XI, автор " Мемуаров " (1524). 319 Шарбоннель, Ж. Роже (Charbonnel J.R.) — его книга (La pensee italienne au XVI siecle et le courant libertin " ) вышла в Париже в 1919 г. 320 Гугеноты — приверженцы кальвинизма во Франции в XVI–XVIII bb. 321 Сикофант — в Древних Афинах — профессиональный доносчик, клеветник и шантажист. 322 политики ( фр.). 323 …Боден не мог вынести похвал Макиавелли по адресу Цезаря Борджиа… — Жан Боден (1530–1596), французский политический мыслитель, в " Шести книгах о республике " (1576) обосновал идею наследственной монархии, ограниченной законами, признавал за народом право убить тирана (но не монарха, соблюдающего закон). Цезарь Борджиа (ок. 1476–1507) — " герой шпаги и отравленного вина " ; пользуясь влиянием на своего отца, папу Александра VI, руководил его жестокой политикой. Известен беспощадностью в расправе с политическими противниками. Макиавелли, на которого он произвел (они встретились в 1502 г.) впечатление человека хитрого, не считающегося с нормами морали, и вместе с тем смелого, решительного, проницательного правителя, пытавшегося объединить целые области Италии, увидел в нем прообраз своего Государя, тем более что тот обладал благородной внешностью, необычайной физической силой, даром красноречия, ценил науку, не был лишен чувства прекрасного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

54 Allat. de Octoecho dissert. 1, p, 64, Cave hist, litter.Eccl. vol. 11. dissert. 11. de libr. Eccl. Grace, p. 34. Edit. Oxon. 1740 an.–Prolog. Allta in opp. Dam. edit. 1712 an. Paris p. XLI. cap. LXIV.–O-ioap. Богосл. кн. Греко-Росс. Церк , стр. 80,83. 62 Новая лествица, на греческом языке, или толкование на степенны Октоиха, изд. 1844, Константиноп. предисловие. 72 Св. Иосиф написать девять служб седмичных: покаянные в понедельники и вторники, кресту и Богоматери в среды и пятки, в четверги св. Николаю, в субботу всем святым. См. надп. в Окт. 73 Прежде по неведению утверждали, что Троичные каноны написаны св. Митрофаном, ок. 320 года бывшим Констант. Патриархом. См. Часосл. велик. 4 июня стран. 314. Это мнение повторено и здесь. 79 Рукоп. Окт. св. Дам. есть в музее Румянц. См. век Болгар. цар. Сомеона 1852 г. СПБ. стр. 60–62. 83 Св. Иоанн Дамаскин через семь гласов седмичиых канонов Параклитика Богоматери раскрывал учение и излагал свои чувства в похвалу Богоматери, а в восьмом гласе кратко повторяется все выше изложенное. Потому он и начинает первый канон этого гласа: „приидите …яко от начала» и пр. Подробнее о подобном расположении мыслей в песнях Октоиха скажем во второй части нашего рассуждения. 89 Никодим, воспользовавшись изьяснением Антифонов Никифора Каллиста, которые имел под руками, присоединил к этому изъяснению выписки из свящ. Писания, Отцов Церкви и свои замечания, и все это издал в одной книге под названием: «Новая лествица» (nea klimaks). В 1806 году он посвятил эту книгу Константинопольскому Патриарху Григоию, и мудрый Архипастырь своею грамотою одобрил ее для всеобщего употребления. 91 Там же. По греческому подлиннику слово Пастыреначальник в обоих приведенных степенных стоит в зват. падеже: poimenarcha. 93 Там же в примечании., pag. 2, Antologia Edit. 1844 А-о Konstantinop. Sinopsis Kalofonikon hirmon, Edit. Konstant. 1842 ann. pag. 99. 105 Biblioth. Eraec. Fabric. Volum. X, р. 138. Снес. Volrnn. VI, lib. V, р. 133: о монахе Ahamoлuu-Vol. IX, р. 238

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Нас Л., см. Nass К. Нелсон Дж., см. Nelson J. Нерознак В. П. 79 Нестор, древнерусский агиограф (ум. в нач. XII в.) 57, 69 Никифор II Фока, имп. византийский (963–969) VIII, 37, 164 Никифор III Вотаниат, имп. византийский (1078–1081, ум. после 1081 г.) VIII Никифор Докиан, византийский катепан Италии (ум. в 1040 г.) 94 Никифор, посол византийского имп. Мануила I Комнина 246, 246 Николай, св., еп. Мир Ликийских (ум. в 342/7 г.) 342 Николай, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368 Николай, палатйн краковский (ум. в 1202 г.) 312, 312, 314–315, 314–315, 317, 320, 320 Нил Новый, св. (ум. в 1105 г.) 55 Нильс (Николай), кор. датский (1103–1134) VII, 235 «Нинбургские анналы», реконструируемый памятник (1130-е гг.) 225, 276 «Новгородская первая летопись» 27, 72, 80, 236, 259, 263 Новосельцев А. П. 19, 29, 33 Ной, библ. праотец 275, 353 «Обзор саг о норвежских королях» (ок. 1190 г.) 132 Овидий Назон Публий, римский поэт (ум. ок. 18 г. н. э.) 266, 315 Оглоблин Н. 57 Ода, вторая ж. польского кн. Мешка I, д. мгр. Саксонской северной марки Дитриха (ум. в 1023 г.) IV, 51, 51 Ода, ж. польского кн. Болеслава I, д. майсенского мгр. Эккехарда (ум. после 1018 г.) IV, 78, 82 Ода, ж. кверфуртского гр. Христиана, д. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда 328 Ода, м. мгр. Саксонской северной марки Удона II 232–233 Ода, вторая ж. киевского кн. Святослава Ярославича (ум. не ранее 1077 г.) II, III, IXa, 120, 338–339, 339, 341 Ода, ж. майсенского мгр. Экберта II 321 Одальрик, настоятель кафедрального собора в Реймсе (1051–1075) 100, 102,102–103 Одоакр, кор. Рима и Италии (476–493) 33, 223 Одон, кор. западнофранкский (888–898) II, 238, 238, 374 Одон, кн. познанский и калишский (ум. в 1194 г.) IV, IXa, 309–310, 309 Одон II, гр. блуаский (ум. в 1037 г.) 97–98, 98 Одона, ж. мгр. Саксонской северной марки Удона II 342, 342 Олаф I, кор. датский (1086–1095) VII Олаф I Святой, кор. норвежский (1014–1028, уб. в 1030 г.) VII, 132, 135, 135–136, 273 Олаф III Тихий, кор. норвежский (1067–1093) VII, 140, 140 Олаф I Шётконунг, кор. шведский (ок. 995–1021/2) VII, IXa, 58, 62, 131, 131–133

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 22 марта 1 мин., 24.05.2012 Воскресенье Четвертое Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна и иных (ок. 320). Мученика Урпасиана (ок. 295). Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Албазинской иконы Божией Матери, именуемой " Слово плоть бысть " (1666). ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - Евр., 314 зач., VI, 13-20. Мк., 40 зач., IX, 17-31. Мчч.: Евр., 331 зач., XII, 1-10. Мф., 80 зач., XX, 1-16. ЦИТАТА ДНЯ Без великого таинства покаяния духовная жизнь немыслима. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния. Николай Бердяев РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 22 марта (аудио + текст): Севастийские мученики Албазинская икона Божьей Матери сщмч. Сергий Лебедев Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-3-22.html

Ярослав Владимирович Осмомысл, кн. галицкий (1153–1187) IV, IXa, IXb, 252, 309–311, 313–315, 321 Ярослав Всеволодович, вел. кн. владимирский (1238–1246) IXb Ярослав Изяславич, кн. луцкий (1155–1174/6) IXb, 264, 281, 310 Ярослав Святополчич, кн. волынский (1097–1117, уб. в 1123 г.) V, IXa, 39, 104, 176–178, 178, 199, 255, 257, 360–361, 365–366 Ярослав Святославич, кн. черниговский (1123–1127), муромский (1127–1129) IXa, 339, 339 Ярослав Ярополчич, кн. берестейский (ум. в 1103 г.) 232 Яффе Ф., см. Jaffé Ph. Abgarowicz К. 57 Althoff G. 48 AriattaP. 37 Bach А. 216 Balzer О. 198, 297, 309–310, 320 Banaszkiewicz J. 297 Bartohkova D. 26 Baumgarten N., см. Баумгартен H. А. Bautiers R.-H. 102 Becker I. 36 Beumann H. 187 Bielowski A. 56, 305, 314 Bischoff B. 193 Bjørnbo В. B. 123 Bloch H. 282 Bloch R. 329 Bogdanowicz C. 51 Böhmer J. 41, 282 Bolin S. 123 Boretius A. 31 Bouchard С. B. 138 Bresslau H. 96, 158 BretholzB. 154 Buchner R. 123 BuczekK. 51, 187 Caspar E. 111 Chmielewska K. 297 Christensen C. A. 123 Claude D. 41 Coens M. 180 Corbahan, б. сельджукского султана Килидж-Арслана I (рубеж XI–XII вв.) 211 Crossley R. G. 221 Dbrowski D. 213, 320 «Dagome iudex», дарственная грамота польского кн. Мешка I папскому престолу (ок. 990 г.) 50–52, 66 DavidP 297 Decker-Hauff Н. 189 Despy G. 31 Deutinger R. 238 DhondtJ. 138 Dilworth M. 285 Dodwell C. R. 193 Domanovszky A. 361 Eggert W. 115 Ellmers D. 128 Emler J. 184 van Engen J. H. 180 Fiala Z. 261 Fichtenau H. 31 Fickermann N. 65 Fischer J. А. 238 Flachenecker Н. 285 Franklin S. 20 FrieseE. 193 Fritze W. 26 de Gaiffier В. 101 GanshofF. L. 17, 32–33 Gay J. 87 Giese M. 84 Giesebrecht W. 56 von Glanvell W. 50 Goetz H. W. 238 Gransden A. 195 Gross M. 195 Guizot F. 18, 210 Hagenmeyer H. 160 Hammermayer L. 285 Harder H.-B. 33 Hauck K. 45 I Havlík L. 31 Hellmann M. 58, 137 Herkommer H. 326 Herrmann E. 25–26 Herrmann J. 29, 33 Hirsch F. 93 Hlawitschka E. 44 Hoffmann H. 111, 162 Hofmeister A. 232 Holder-Egger O. 115 Holtzmann R. 44–45, 57, 63, 65, 84, 97, 105, 109, 115,154, 158,189, 267

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010