Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР Епиподий и Александр († 178?), мученики (пам. зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИЛЬТУД [Эльтут] (VI в.), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 6 нояб.), основатель мон-ря Лланильтуд (Лланиллтид-Ваур, на месте совр. сел. Ллантуит-Мейджор, Уэльс) ИНДИС И ДОМНА (кон. III - нач. IV в.), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 30 сент., 3, 28, 30 дек.; пам. зап. 28 дек.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.))

http://pravenc.ru/rubrics/122320_7.html

359 Знаменитый католический богослов Роберт-Франциск-Ромул Беллярмин (RoЬermus Franciscus Romulus Bellarminus) род. 4 окт. 1542 г. 1560 г., 20 сент., поступил в иезуитский орден и 3 марта 1599 г. папою Климентом VIII возведен в звание кардинала; в 1602 г. сделан архиепископом Капуи, † 1621 г., 17 сент. Главным его сочинением, написанным в защиту римской церкви против протестантов, служит: Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos; первое издание Ingolstadii, 1586–1593, t 3 int. Оно образовалось из полемических чтений, веденных Беллярмином с 1576–1589 гг. в иезуитской коллегии в Риме. Nomenclator literarius recentioris theologiae catholicae, ed H. Hurter, S. I. t. I (Oenipont 1892), p. 273 sq cp. Wetzer und Welte, Kirchen-Lexicon, t I, ss 757–763. 1847. Март. Бекан (Verbeeck, van der Becok) род. ок. 1561 г. † 24 янв. 1624 г., о соч. его см. там же, pag. 293. 370 Becan. op. tract II de peccatis, cap. II, de divisione peccati in mortale et veniale, p. 180, § 4. 373 «Кам. в.», там же, ч. II, гл. VII, стр. 1027 а ; ср. Disput. Ib., lib. V, cap. XIV, p. 511 1 C. 375 Cf. Bec. op. tract. IV de gratia, cap. II de justiticat. Cathol. p. 269, § 2; hine patet, justificationem consistere in his duobus. Primo, in remissione sen expulsione peccati. Secundo, in infusione seu acquisitione justitiae. Sicul calefactio, qua quis ex frigido tit calidus, continet duas partes, depulsionem frigoris, et acquisitionem caloris. 398 Ibid., lib. I, cap. XIII, 12–13, XIV, pp. 15–17, XX–XXI, pp. 22–26; lib. II, cap. VI–IX, pp. 30–40, XIX, pp. 49–51. 406 Срав. стр. 732 б –733 а «Кам. в.», Disput. ibid., pp. 43 1 CDE 2 AB и стр. 733 аб «Кам. в.» и Disput. Ibid., p. 44 1 BC. 429 Disput. de verbo Dei non scripto, lib. IV, cap. II, p. 81 1 A; cf. Bec. op., tract. I, de virtut. theolog., cap. IV, de traditione, p. 306, § 13. 449 «Опыт Прав. догм. Богосл.» Архмандр. Сильвестра», т. I, стр. 55–56, Киев, 1884 г.; срав. цитов. сочин. Чельцова, стр. 30. 450 Твор. св. Кирилла, архиеп. иерусалим. «Слова огласительныя», стр. 81, М. 1855. Срав. цитов. сочин. Чельцова, стр. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛИОТЕКА ГРЕЧЕСКИХ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ [греч. Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων, ΒΕΠΕΣ, ΒΕΠ], патрологическая серия, издаваемая с 1955 г. афинским офиц. церковным изд-вом «Αποστολικ Διακονα τς Εκκλησας τς Ελλδος». Основана проф. богословского фак-та Афинского ун-та В. Велласом . Творения отцов Церкви помещаются в хронологическом порядке, последние вышедшие тома (77, 79) содержат труды свт. Епифания Кипрского и аввы Евагрия. Христ. апокрифы не включены. Даются в основном греч. тексты, исключения составляют лат. отрывки из «Пастыря» Ермы, «Апологии» Аристида, «In epistolas canonicas brevis enarratio» Дидима. В серию не включены большая часть наследия св. Иринея Лионского и мн. сочинения Оригена, сохранившиеся в лат. переводе. Греч. тексты представлены по новейшим критическим изданиям (в основном нем.) и по PG с учетом новейших открытий. Критический аппарат отсутствует. Тома снабжены указателями цитат из Св. Писания, древних авторов и предметно-именным. Каждый автор предваряется патрологическим введением, как правило главой из «Патрологии» Д. Баланоса ( Μπαλνος Δ. Ε. Πατρολογα. Αθναι, 1930), иногда - монографическим исследованием ( Василий Великий //т. 51. C. 11-184; Григорий Богослов //т. 58. С. 11-214; Григорий Нисский //т. 65. С. 11-521). Редакторы т. 1-37 - проф. Веллас, т. 38-62 - проф. К. Бонис , с т. 63 - проф. И. Муцулас . Лит.: Παντελεμων (Καρανικλας), π. Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 877-878. Прот. Валентин Асмус Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/149155.html

Образ святого пророка рассматривался еще в пророчествах книг Ветхого Завета, что вызывает интерес. Слова о Крестителе Господнем, произнесенные до его рождества угодниками Божьими, нашли отражение не только в Священном Писании Нового Завета, но и в толкованиях святых отцов, в литургической жизни нашей Православной Церкви и даже в иконописи. Пророчество о святом Иоанне в Книге пророка Исаии и его святоотеческое толкование Служение святого пророка Исаии проходило в царствование Озии, Иоатама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, то есть между 829 и 716 гг. до Рождества Христова . Именно его пророчество, помещенное в начале сороковой главы, мы рассмотрим первым. Мы находим такие удивительные слова: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3-4). Святые отцы толкуют это место Священного Писания по-разному. Например, святитель Иоанн Златоуст (347-407), комментируя Книгу пророка Исаии, пишет: «“Глас вопиющего в пустыне”. Это – благовестие в оставленной земле иудеев после возвращения из плена» . Здесь мы можем вспомнить святого Иоанна, который нес свое благовестие иудеям, проповедуя о скором пришествии Господа. Хотя сначала толкователь об этом не пишет прямо. Далее, толкуя «пустыню» как заблудшую душу человеческую, святитель Иоанн вновь возвращается к мысли, что перед Мессией должен был быть Предтеча, поэтому пишет: «Подобно тому как во время прибытия в какой-либо город царя приготовляется выравнивается и делается удобным путь для его шествия, хотя бы такой путь был непроходимым, неутоптанным, почти не посещаемым, зарос терновниками и колючками, так должно было делать и тогда. И он (глас вопиющего) пришел прежде затем, чтобы приготовить путь Христу» . Преподобный Ефрем Сирин (306-373), комментируя это же пророческое место, пишет: «Здесь Пророк говорит о Господе нашем и возвещает Его пришествие, как и Иоанн говорил: “Аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень” (Ин. 1:23), да воздается Господу то поклонение, которого не воздавали Ему язычники. Ибо ради сего пришел Господь во плоти» . В этом толковании святого Ефрема мы видим, что он говорит о пришествии Господа в мир и о Его миссии на земле, а Крестителя Господня преподобный упоминает лишь вскользь.

http://bogoslov.ru/article/6167241

Первосвященники, книжники и иные вожди иудейского народа вынудили Понтия Пилата казнить Христа только по одной причине: они ужасно завидовали Его авторитету в народе и очень боялись лишиться власти. Но все их попытки спровоцировать Спасителя на какой-то неблаговидный поступок или резкое высказывание потерпели неудачу. Такими же беспомощными оказались их попытки уличить Его на суде хоть в чем-нибудь, заслуживающем наказания: пришлось звать лжесвидетелей, но и те с задачей не справились (ср.: Мк 14:55-59). Осудили Христа в итоге за «богохульство»: Он называл Себя Сыном Божиим, то есть говорил чистую правду. Самые праведные люди, попадая в тяжелые обстоятельства, соглашались, подобно одному из распятых со Христом разбойников , что достойное по делам своим приемлют (ср. Лк 23:41). Преподобный Ефрем Сирин (306-373) оказался в тюрьме по ошибке, но ему было открыто, что страдает он не безвинно: много раз вспыльчивый характер мог довести его до преступления. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), прославленный как священномученик (1697-1772), написал на стене камеры, в которой окончил жизнь: «Благословен Смиривый мя». А Христос претерпел казнь, о которой страшно даже читать, абсолютно безвинно. Он принес Себя в жертву за чужие грехи. И это делает Его страдания ни на что не похожими. Тезис 4. Вся земная жизнь Иисуса Христа была страданием и самопожертвованием. И страдания эти имели смысл! В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть место потрясающей глубины и внутренней силы. Апостол говорит о Христе: Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8). Сын Божий предельно смирил и унизил Себя — пришел на землю как человек и принял на Себя все последствия воплощения, вплоть до смерти, причем смерти самой страшной; так толкуют это место все отцы Церкви. Богословие сообщает нам, что Бог ни в чем не нуждается, что Он вседоволен и всеблажен… Но родившись на земле как Сын Человеческий, Сын Божий с первых же минут жизни стал нуждаться буквально во всем: в человеческой заботе, в пище, в крове, в безопасности, в тепле… И уже в младенчестве Он имел далеко не все из перечисленного. На свет Младенец Иисус явился буквально в «походных» условиях, в помещении, которое обычно использовали как загон для скота. Вскоре после Его рождения Мать и отчим, праведный Иосиф, были вынуждены бежать с Малышом в Египет, чтобы избежать гибели от меча воинов царя Ирода. А позже, уже повзрослев, Христос говорил: даже лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20).

http://foma.ru/v-chem-unikalnost-stradan...

Григорий нисский 145. 89. 113. 119. 150. 235. 551. Григорий I папа (Двоеслов) 98. 103. 108. 174. 260. 260. 261–285. 308-10. 311. 349. 429-430. 513. 519. 531. 581. Григорий II папа 514–4. 516. 517–520. 551. Григорий III папа 520. 534. Григорий писивунтский 553. Григорий пресв. кесар.49. Григорий Просветитель 322. 323. Григорий Чудотв. 180. 58. 60. 89. 148. 318. 376. Гризар 259. 277. Гроссу 568. Guérard 518. Гуоткин (Gwatkin) 45. 68. 133. Гфрёрер (Gfrörer) 523. Haase 282. Haidacher 178. Harnack 17. 22. 113. 509. Hefele 68. 291. 389. 458. 469. Hergenröther 469. Гермес нарбоннский 189. Гермоген magister militum 182. Гимерий (Имерий) тарраконский 143. 2 63. Гишам халиф 505. Гонорат архидиак. 167. Гонорат медиол. 429. Гонорий имп. 80. 92.147. 182. 261. 269. Гонорий папа 463–4. 468–472. 475–482. 494–5. 498. 499–500. 594. 505. Гормисда папа 303. 305. 309. 364 - 7. 370. 372. Hort 114. 117. Hoffmann 258. Hubert 522. Далматий авва 212. Далматий кизикский 235. 304. 306. Дамас папа 72. 80. 109. 167. 181. 260. 261. 276. 99. 102–3. 107. 109. 111. 136. Дамиан алекс. 354–6. 448-9. Даниил 265. Даниил каррский 237. Даниил столпник 311. Датий медиол. 390. 400. 402. 404. 405. Дендерис 578. Дёллингер 277. Дефенсор еп. 187–8. Дидим 139. 148. Димитрий алекс. 146. Димитрий скевофилак 541. Димитрий филиппийский 375. Димосфен praepositus coquorum 99. Димофил 73. 77. 104. 107-8. Дианий кесар. 70. 73. Диаспондарист 404. Диоген еп. 149. Диоген кизикский 306. Диоген нотарий 66. Диодор тарсский 71. 112. 149. 150. 151. 220. 236. 240. 413, 414. 426. Диоклетиан имп. 16. 30. 105. 116, 213. 256. 440. Дионисий алекс. 253. 254. 12. 236. Дионисий Ареопагит 376. 492. Дионисий бар-Салиби 179. Дионисий комит 48. Дионисий миланский 66. Дионисии папа 216. Диоскор алекс. 228. 232. 241. 245. 246. 298. 304. 308-9. 323. 208. 218. 231. 237–8. 241–3. 245. 253. 255–9. 260–3. 265. 266. 279. 281–6. 288. 299. 300. 302. 306. 316. 317. 318. 321. 324. 333-4. 335. 337. 363. 375. 376. 557. Диоскор диак. 303. 306. 366. 368. 369. 373.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

348 Suiceri, Tesaurus, sub voce επιστολη. – Martigny, Dictionn. des antiquites chret. – Krull, in Kraus, Real-Encyclopädie II, 306, 364. 358 О юридическом положении христианской религии в римской империи у Le Blant, Sur les bases juridiques des poursuits dirigées contre les martyrs (Comptes rendus de l’Academie des Inscriptions, nouvelle T. II, 1866, p. 358–373). 361 Евсев. Ц, И. IV, 26. – Проф. А. П. Лебедева, Эпоха гонений на христиан. М. 1885, 89–90. Govres, Christenverfolgungen Kraus, Real-Encyclopädie d. cbristl Alterhum. S. 215. 364 Диоклетиан издал четыре эдикта: три в 303 г. и один в 304. Евсев. VIII, 3–6. О палестинских мучениках, 3. Лактанций, О смертях гонителей. 13. Лебедев, 196. 366 Евсев. IV, 26; Сравн. неподлинный указ у Евсев. IV, 13 и Иустина, I Апол. 71. Лебедев, 263–265. 367 Тертуллиан, к Скапуле, 1 Ср. Spartian, Severus 17 (о воспрещении обращаться в христианство. Judaeos fieri sub gravi poena vetuit. Idem etiam de christianis sanxit). Толкование этого места у проф. Лебедева, 284–296. 370 Toleranzedicte. Подлинность этих эдиктов одними оспаривается (см. статью Gorres’a у Kraus’a Real-Encyclopädie der christl. Altherthumer, II, 885), другие защищают. Вопрос основательно разобран в указанном сочинении проф. А. П. Лебедева, в главе о толерантных указах. 373 Ириней, Против ересей, IV, 30. – Philosophumena, IX, 12 – Евсев. Ц. И. V, 21. – Лебедев, 266. 374 Lampridius, vita Alex. Sever 49. Сравни эдикт Галлиена (260–261) у Евсев. Ц. И. VII, 13. Лебедев, 306. – Об усыпальницах у Kraus’a Real-Encyclopädie I, 307 (Coemiterien). Ср. пр. 5. 376 Optatus Milec, De schismate Donatist. II, 4. De Rossi (Roma sottoranca I, 205) полагает, что в черте города Рима их было 25; другие были за чертой, по самым верных каталогах, в числе 21. Это, очевидно, те 46 титулов (tituli) или приходов, на которые первоначально был разделен Рим. Сначала их было 25. Martigny, Dictionnaire des antiquistes chretiennes, sub voce: Basiliques, и Tituli. Kraus, Real-Encyclopädie, sub оге. Basulica et Titulus. Здесь вообще о храмах христианских, которые у христианских писателей того времени назывались: базиликами (basilica), церквами (ecclesia, κκλησια), местами собраний (conventiculum), домами (οκος), молитвеннными местами (προσευκτηρων, ευκτηριος).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

938 Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины невеста, жена, любовница (X– начало XIX в.) М., 1997. С. 143–144. 943 Плескание – всплёскивание руками, хлопки и ладоши (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1989. Вып. 15. С. 88). 944 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 551–552. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков. 1916. Т 2. С. 92–95. 947 М–КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об., Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д 168, л. 9 об.–12, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Погод. 306, л. 27–29, Соф. 1061 , л. 193 об.–195 об., ТСД 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I.100, л. 156–157. 949 Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об 270; л. M-Q.I. 595: Q.I.595, л. 72 об.–74. 955 Кошелев В.В. Скоморохи и скоморошья профессия/Под ред. А. А Амосова. СПб., 1994. О скоморохах см. также: Власова 3.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001. 957 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. С. 551–552. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 2. С. 9–95. 959 РИБ. Т. 6. С. 925–926. В Части 1, в Главе 4, посвящённой исповеди на Руси в XVI в., говорилось о взаимосвязи всех трёх текстов. 963 ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. ч. 1. С. 67–70. Красноречивы даже заголовки Степенной книги: «Глава 16. Горе глумящимся животными и позоры смехотворными, от них же напасти и смерти и человеком содеваются Глава 17. О погибших в позорной ловитве Глава 18. О знамении на небеси на позорной ловитве Глава 19. В позорных ловитвах начася быти во господьствующих братоубийство в Руси». 965 Феномен юродства подробно рассматривается в работе А.М. Панченко. «Смеяться над ним (юродивым. – М.К.) могут только грешники, не понимающие сокровенного, „душеспасительного» смысла юродства» (Панченко А.М. Смех как зрелище//Смех в Древней Руси С. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010