ЕЛИЗАВЕТА , прав. – жена священника Захарии и мать св. Иоанна Крестителя, родственница Пресвятой Девы Марии. Память 5 сентября. ЕЛЬЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, прот. (1881–1934) – педагог и пастырь (с 1926), активный деятель русского религиозного возрождения начала века. Окончил исторический факультет Санкт-Петербургского университета, учился в Московской духовной академии. С 1905 г. секретарь Московского религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева. С 1911 г. преподавал в гимназии Левандовского в Тифлисе. Эмигрант с 1921 г. Руководитель Русского студенческого христианского движения. См. также Примечание к публикации его статьи в соавторстве с П. Флоренским в настоящем издании. ЕФРЕМ СИРИН , св. (ок. 306–373) – автор гимнов, вошедших в сирийские литургии, богослов, экзегет. Будучи диаконом, руководил в церкви исполнением собственных сочинений. Отклонил попытки рукоположить его в сан епископа. Основные темы его гимнов: вера, различные аспекты спасения, аскеза. ЖОМИНИ ГЕНРИХ (1779–1869) – барон, родом из Швейцарии, военный стратег, служил в русской армии; участвовал в походе 1813 г.; при императоре Николае I участвовал в разработке военных проектов, в частности проекта об учреждении высшего военно-учебного заведения для подготовки офицеров Генерального штаба (Николаевская академия Генерального штаба). ЗАНДЕМАН (Robert Sandeman; 1718–1771) – зять и сотрудник Джона Гласа (John Glas), организатора немногочисленной шотландской секты, образовавшейся на почве пресвитерианства. В трактате «Letters on Theron and Aspasio» (1757) 3. критиковал кальвинистское учение о том, что Бог наделяет верующего добродетелями Христа, склоняясь сам к убеждению, что разумная вера – единственное основание для личного отношения к Богу и достижения спасения. ЗАНДЕР ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1893–1964) – русский религиозный философ, активный участник экуменического движения, ученик прот. Сергия Булгакова , автор двухтомного анализа сочинений Булгакова «Бог и мир». ЗЕНЬКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1881–1962) – протоиерей, богослов, философ, психолог, педагог. Родился в городе Проскурове, окончил гимназию в Киеве. В юности охладел к вере, изучал естественные науки и психологию в Киевском университете. Под влиянием книг Вл. Соловьева вернулся в лоно православия. В 1915–1919 гг. профессор психо­логии. Член Украинского Церковного Собора 1919 г. Один из руководителей Религиозно-философского общества в Киеве. С 1919 г. в эмиграции; профессор философии Белградского университета с 1920 по 1923 г., в 1923–1926 гг. директор Педагогического института в Праге. С 1926 г. по 1962 г. профессор Богословского института в Париже. В 1942 г. рукоположен в сан священника. Инициатор создания и бессменный (с 1923 г. по 1962 г.) председатель Русского студенческого христианского движения. Наибольшую известность получил его фундаментальный труд «История русской философии» (1-е изд. Париж: YMCA-Press, 1948).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преподобный Ефрем Сирин Будучи современником Великих Каппадокийцев, преподобный Ефрем (ок. 306—373) боролся с теми же ересями, что и они (главным образом, с арианством), однако использовал другие средства: языку богословских трактатов он предпочитал язык богослужебных гимнов, а греческому типу изложения, тяготеющему к абстрактным философским дефинициям, — семитский тип, основанный на образах и метафорах, взятых из реальной жизни. В своем учении об именах Божиих Ефрем не расходится принципиально с каппадокийскими Отцами, хотя и рассматривает тему в несколько иных аспектах. Свести в систему мысли Ефрема Сирина об именах Божиих, разбросанные по его многочисленным прозаическим и поэтическим произведениям, непросто   . Кажется, можно с достаточным основанием говорить о том, что он различает три категории божественных имен. К первой относится имя Божие «Сущий» (сир. являющееся транскрипцией еврейского «Я есмь»). Это — nomen proprium Бога, оно указывает на Его сущность: Моисею открыл Он Имя: «Сущим» назвал Он Себя, ибо это есть имя Его сущности     . И никогда не называл Он этим именем кого-либо другого, хотя [другими] Своими именами Он называет многих. Этим именем Он научает нас, что только Он один есть Сущность, и никто другой. Хотя все имена славят Его величие и достойны прославления, Ко второй категории относятся так называемые «совершенные и точные» имена Божии   : это прежде всего имена Ипостасей Святой Троицы — Отец, Сын, Дух Святой. «Совершенные» имена воспринимаются Ефремом как откровение сокровенности Божией: именно через них человек достигает Бога   . Впрочем, достигает, но не постигает; имена остаются тем пределом, за который человек не может переступить, ибо за ним находятся таинственные и непостижимые глубины сущности Божией: Отец и Сын и Дух Святой только через имена Их могут быть достигнуты. Не вдумывайся в Их Ипостаси, Если будешь исследовать Ипостась, погибнешь, если же веруешь в имя, оживешь. Имя Отца да будет пределом для тебя: не переходи его и не исследуй Его Ипостась. Имя Сына да будет стеной для тебя:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Изд. и пер.: Le «De oblatione» de Jean de Dara/Éd., trad. J. Sader. Louvain, 1970. 2 t. (CSCO; 308-309. Syr.; 132-133); Commentary on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1999. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 118-123; Zingerle P. Aus dem Handschriftlichen syrischen Werk des Johannes von Dara über das Priestertum//ThQ. 1867. Bd. 49. S. 183-205; 1868. Bd. 50. S. 267-285; Райт. Очерк. С. 144; Duval. Littératures. P. 315-316, 390; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 277; idem. Iwannis von Dara über Bardaisan//Oriens Chr. 1933. Bd. 30. S. 62-71; Furlani G. La psicologia di Giovanni di Dara //RStO. 1928. T. 11. P. 254-279; Abramowski R. Dionysius von Tellmahre, jakobitischer Patriarch von 818-845: Zur Geschichte der Kirche unter dem Islam. Lpz., 1940; Sader J. Jean de Dara//DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 467-468; idem. Le lieu de culte et la messe syro-occidentale selon le «De oblatione» de Jean de Dara: Étude d " archéologie et de liturgie. R., 1983. (OCA; 223); V öö bus A. Important Manuscript Discoveries of Iwannis of Dara and his Literary Heritage//JAOS. 1976. Vol. 96. N 4. P. 576-578 (нем. версия: idem. Die Entdeckung von Überresten der altsyrischen Apostelgeschichte//Oriens Chr. 1980. Bd. 64. S. 32-35); Breydy M. La doctrine Syro-Antiochiene sur le sacerdoce dans sa version maronite. Jounieh, 1977; idem. Les compilations syriaques sur le sacerdoce au IXe siècle: Jean de Dara//Symposium Syriacum, 1976. R., 1978. P. 267-293. (OCA; 205); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 390-392. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/469478.html

Мучч. Антиохийские:             Артемий. 20 окт. Евсигний. 5 aur. Иувентии и Максим воины. 5 сент. Поплия диаконесса. 9 окт. Федорит пресв. 8 марта. Феодор. 23 ноября. Евгений и Макарий, исповедники Антиохийские. 19 февр. Марк, еп. и муч. Арефуз. 29 марта. Множество жен и дев, мучч. в Аскалоне. 29 марта. Емилиан, муч. Доростольский. 18 июля. Патермуфий и Коприй препп., и Александр воин, мучч. Египетские. 9 июля. Пуплий, монах Егип. 5 апр. Гемелл Пафлагонянин, муч. Едесский. 10 дек. Василий Анкирский, муч. Кесарийский. 1 янв. Евпсихий, муч. Кесарийский в Капп. 9 апр. Пострадавшие в Прусе. Патрикий еп. и др. 19 мая. Тимофей еп. 10 июня. Дорофей, еп. Тирский, муч. 5 июня. Севир и Мемнон, и с ними 37 мучч. Филиппопольских. 20 авг. Мануил, Савел и Исмаил, мучч. Халкидонские. 17 июня. Варвар воин, Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. Фракийские. 6 мая. Дометий Персянин, диакон, муч. с двумя учениками. 7 авг. Елпидий, Маркелл и Евстохий, мучч. 15 ноября. Иоанн воин св. 30 июля. Иулиан врач и Еввул, мучч. 6 марта. Порфирий муч., из лицедеев. 15 сент. 364.             Вата монах, муч. Низивийский. 1 мая. 306.             Диверий, папа Р., исповедник. 27 авг. 368.             Феодор Освященный, преп. Фиваидский. 16 мая. Кесарий св., брат Григория Богослова . 9 марта. Дорофей, преп. Келлийский 16 сент. 370.             Аврамий, преп. Вифинский. 29 окт. 372.                   Мучч. Готфские: Никита. 15 сент. Савва. 15 апр. Иларион Великий, преп. Газский. 21 окт. Феозва, супруга Григория Нисского . 10 янв. 373.            Афанасий Великий, архиеп. Александр. 2 мая. 375.            Мария блаж., племянница преп. Аврамия. 29 окт. Ок. 375.       Нафанаил, преп. Нитрийский. Субб. с. 376.            Вадим архимандрит, муч. Персидский. 9 апр. 378.            Ефрем Сирин преп. 28 янв. 378.            Урван, Медимн, Феодор и иные, до 70, мучч. Цареградские. 5 и 29 сент. Исповедники Христовы, до 80, от ариан страдавшие в Едесе. 25 авг. 379.            Василий Великий, архиеп. Кссарии Капп. 1 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста. Традиционно считается произведением прп. Ефрема Сирина (ок. 306–373, богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви). Типикон (т.е. устав) предписывает читать Молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него. Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV–V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами. К этой традиции восходит и образ чтения Молитвы Ефрема Сирина . В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе). В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне). Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой, русской и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой на Руси с кон. XVII в., — Молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов  во все седмичные дни поста, кроме особых. Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся  в греческой традиции  к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина  всегда с 3 поклонами . Такое упрощение возникло не сразу. Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда  как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать  16  земных поклонов. Вопрос о замене 16 земных поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как Молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу, — эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/efrema-sirina-molitva

Тем значимее с исторической точки зрения соотнесение нильского водоосвящения не с Крещением Господа, а с воспоминавшимся в связи с Его Рождеством чудом в Кане. Из всех имеющихся свидетельств наиболее древними документами, носящими не только символический или исторический, но конкретный богослужебный уставной характер, являются «Итинерарий» паломницы Эгерии (ок. 380 г.) 51 и древний «Армянский лекционарий» (Cod. Arm. Jer. 121 , нач. V в.), повествующие о начинавшемся 6 января праздновании рождественских дней в Иерусалиме в конце IV в. «Из-за торжественности и радости этого дня бесконечные толпы народа отовсюду собираются в Иерусалиме, не только монашествующие, но и миряне, мужчины или женщины» 52 . Поскольку в «Итинерарии» из-за пропуска одного рукописного листа начало описания праздника не сохранилось 53 , его можно попытаться восстановить по «Армянскому лекционарию», где отмечены восьмидневный праздничный цикл Рождества, завершавшийся празднованием обрезания в храме Воскресения 54 , и евангельские чтения на каждый день. Св. Ефрем Сирин (306–373) во 2-й половине IV в. в низи IV в. в низи в. в низибийских гимнах «О Рождестве», или «О Богоявлении» 55 , воспевает праздник Боговоплощения, величайший и первый среди праздников: Этот день – Первородного празднество, Покоривший первым все празднования (…). О Господь наш, мир даруй нам, Дабы Божества три праздника праздновать 56 , т. е. Богоявление, Пасху и Вознесение. По преимуществу праздник, описываемый в этих гимнах, посвящен Рождеству Спасителя, например, в одном из гимнов содержится следующее четверостишие: В день сей родилось Чадо, И дано ему имя – Чудный, Ибо действительно чудно, Что Бог явился дитятей 57 . Как и подобает, праздник Рождества отмечался в начале месяца канун, т. е. в январе через девять месяцев после зачатия Божественного Младенца: Его явление произошло в нисане, А Его рождение – в кануне. В нисане освятил Он детей в материнской утробе, В кануне освободил новорожденных 58 . В то же время согласно св. Ефрему Богоявление – это праздник «второго рождения» 59 , или крещения, Господа в водах Иордана, праздник сходящего с неба света и одновременно праздник очищения, омовения грехов, крещения оглашенных, которое в древней «Церкви сирийцев» совершалось в тот же самый день 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Это подводит нас ко второму из трех уровней сотворенной красоты: красоте сонма святых. Они красивы не чувственной или физической красотой, не красотой, которая оценивается светскими «эстетическими» критериями, а абстрактной, духовной красотой. Эта духовная красота, прежде всего, проявляется у Марии, Матери Божьей. По словам преподобного Ефрема Сирина (ок. 306–373), она является наивысшим выражением сотворенной красоты: «Ты един, о Иисус, с Твоей Матерью прекрасны во всех отношениях. Нет в Тебе ни одного недостатка, Господь мой, нет ни единого пятна на Матери Твоей» 34 . После Пресвятой Девы Марии олицетворением красоты являются святые ангелы. В своих строгих иерархиях они, по словам святого Дионисия Ареопагита , представляются «символом Божественной Красоты» 35 . Вот что сказано об Архангеле Михаиле: «Твой лик сияет, о Михаил, первый среди ангелов, а красота твоя полна чудес» 36 . Красота святых подчеркивается словами из книги пророка Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» ( Ис.52:7 ; Рим.10:15 ). Она ярко акцентируется также в описании святого преподобного Серафима Саровского , данном паломницей Н. Аксаковой : «Все мы, бедные и богатые, ждали его, столпившись у входа в храм. Когда он появился в дверях церкви, взоры всех присутствующих устремились на него. Он медленно спустился по ступенькам, и, невзирая на легкую хромоту и горб, он казался и действительно был, чрезвычайно красив» 37 . Несомненно, нет ничего случайного в том, что знаменитое собрание духовных текстов XVIII века под редакцией святого Макария Коринфского и святого Никодима Святогорца , где канонически описывается путь к святости, названо «Philokalia» – «Любовь к красоте». Литургическая красота Именно красота божественной литургии, проходившей в великом храме Святой Премудрости в Константинополе, обратила русских в христианскую веру. «Мы не знали, где находимся – на небесах или на земле, – отчитывались посланники князя Владимира по возвращении в Киев, – «...поэтому мы не в силах забыть эту красоту» 38 . Эта литургическая красота выражается в нашем богослужении посредством четырех основных форм:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Иерей Мумриков всеми силами отстаивает антибиблейскую эволюционистскую точку зрения. Желая подтвердить её, он приводит следующую святоотеческую цитату: «Творец Сам нарёк имена другим тварям, а рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он, что сам нарёк имя Еве, что сам дал имя змию, и потому не давался им в обман. Если бы возмечтали они о себе, что – выше Адама, и стали соблазнять его древом: то мог бы Адам обличить их именами их; потому что получили наименования от его мудрости и, будучи прежде как бы мёртвыми, с именами приняли жизнь» 444 . Преподобный Ефрем Сирин (ок. 306–373) Мы вполне согласны с этой глубокой мыслью преподобного Ефрема. Но считаем недопустимым использовать её как навязчивый аргумент в пользу того логически не обоснованного мнения, будто смерть царила в первозданном по причине «предведения грехопадения со стороны Бога». Это – нечестивая и отвратительная спекуляция. Она, как и все рассмотренные выше псевдо-богословские доводы эволюционистов, не только лжива сама по себе, но и отравляет чистый источник святоотеческой мудрости, раскрывающей нам православное учение о Творце. Глава 6. Слуга двух господ, или антицерковная концепция естествознания Об учебном пособии для Духовных учебных заведений иерея 445 Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект» Расширенный доклад на конференции «Наука и религия: поиск единой картины РГСУ 19 марта 2015 г. Никтоже может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит, или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф. 6 : 24 ). 1. Новый «православный» учебник Если бы книга о. Олега Мумрикова называлась просто «Концепции современного естествознания», её можно было бы признать вполне удовлетворительной. Обширная компиляция, раскрывающая основные направления современной науки. Но автор подписался «иереем», к тому же в название добавлены слова «христианско-апологетический аспект», да и предназначено учебное пособие «для Духовных учебных заведений». Эти три обстоятельства настраивают читателя на ожидание встретить в монографии позицию, основанную на последовательном библейском и дающую непредвзятую оценку описываемых научных теорий с точки зрения православной догматики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Аскетические традиции Сирии нашли свое отражение в церковной литературе того времени. Из всех древнесирийских церковных писателей наиболее известным и прославленным во всем христианском мире стал прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373, память 28 января). В жизнеописании прп. Ефрема сложно отделить историю от легенды. Достоверно можно установить только немногие факты. Родом он был из Низибии и происходил, скорее всего, от христианских родителей. С самых ранних лет вел аскетический образ жизни и был близок к знаменитому Иакову Низибийскому . Святой Ефрем имел степень диакона и играл видную роль в жизни своего города. Когда в 363 году Нйзибия отошла к Персии, св. Ефрем переселился в Эдессу. Очевидно, именно он был основателем знаменитого впоследствии богословского училища в этом городе. В Эдессе прп. Ефрем занимался литературными трудами и преподаванием. Пожалуй, это все, что можно рассказать о нем с достоверностью. Преподобный Ефрем был человеком аскетического склада и имел великий дар слез. Но суровая личная аскеза не сделала его суровым к ближним. Даже проповедуя покаяние, он не столько обличал, сколько стремился смягчить и тронуть душу. В то же время прп. Ефрем обладал незаурядным лирическим дарованием, которое придает его сочинениям особую проникновенность. Поэтический дар и высота личного подвига послужили причиной исключительного влияния прп. Ефрема на Востоке и широкого распространения его творений во всем христианском мире. Еще при жизни преподобного его сочинения были переведены на греческий язык. В храмах Востока их читали за богослужением 520 . Вот как отзываются о прп. Ефреме древние церковные писатели. Созомен отмечает, что прп. Ефрем «служит особенным украшением кафолической церкви... Проводя жизнь в монашеском любомудрии, не учившись и не подавая надежды, что будет таким, он вдруг показал столь великую ученость на языке сирийском, что постигал высшие умозрения философии, а легкостью и блеском слова, также обилием и мудростью мыслей, превзошел знаменитейших греческих писателей: ибо если сочинения последних перевести на сирийский, или какой другой язык, и лишить их, так сказать, приправы греческих оборотов речи, то они тотчас же разоблачатся и потеряют прежнюю приятность; а сочинения Ефрема не таковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для изучения христологии греческого умеренного монофизитства исследование сирийской богословской терминологии имеет весьма скромное значение. Например, Ж. Лебона терминология переводов Севировых сочинений на сирийский язык интересует исключительно с точки зрения реконструкции терминологической системы севирианства на греческом языке. Во введении к своему фундаментальному труду, посвященному богословию и истории севирианского монофизитства, Ж. Лебон отмечает, что целью его переводов была «не элегантность, но точность», поэтому он уделял особое внимание терминологии, точной и единообразной передаче технических терминов 1726 . Однако для достижения этой цели он не считал необходимым анализ собственно сирийской христологической терминологии, ограничиваясь лишь установлением соответствия между греческими и сирийскими богословскими терминами 1727 . Однако, по причине того, что большинство сочинений Севира Антиохийского, Иоанна Филопона и других представителей греческого умеренного монофизитства сохранились преимущественно в сирийских переводах, полезно иметь хотя бы общее представление о сирийской христологической терминологии. Учитывая тот факт, что основы сирийской богословской терминологии заложил прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373 гг.), «отец Церкви, почитаемый всеми тремя ветвями древнего восточного христианства – “мелькитами”, “иаковитами” и “восточными”» 1728 , целесообразно, рассматривая сирийскую богословскую терминологию, придерживаться следующей схемы: сначала представить богословскую терминологию основателей сирийской богословской традиции – Афраата и, в особенности, прп. Ефрема, а затем проследить, какие изменения и дополнения эта терминология претерпела в трудах несторианских и монофизитских авторов втор. пол. V – пер. пол. VII веков. Богословская терминология ранних сирийских авторов Сущность От частицы (соответствует еврейскому слову yeš; в сирийском языке выступает как сказуемое в экзистенциальных предложениях и как связка в предложениях именных и адвербиальных) в сирийском языке образуются два абстрактных понятия – и y, которые Афраат и прп. Ефрем Сирин многократно употребляют в своих произведениях. В греческой философской терминологии эти понятия не имеют точных параллелей 1729 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010