249 «Иерархия – порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации» (208: 1135). 250 «Острота любого самого сильного чувства со временем притупляется, особенно если реальность угрозы не очевидная, а это бывает, когда опасность отдалена во времени хотя бы немного. Человек свыкается с ней.» (209: 26). 251 Поведение человека определяются не только «соотношением чувств, существующих в данный момент», но также и волевым аспектом. При этом может быть выбрано такое поведение, которому будет сопутствовать на данный момент отрицательное результирующее чувство. Сила воли способна реализовать такой поступок по велению разума, для достижения, в дальнейшем, более высшей цели (что в конечном итоге обеспечивает большее удовольствие) – целевого блаженства. 252 Николай Михайлович Амосов – хирург, заведующий отделом биологической кибернетики института кибернетики академии наук Украины. 253 С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции. 256 «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2: 9 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4: 17, 18 ). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8: 18 ). 257 Преподобный Серафим Саровский , которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, – только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал – сказать тебе невозможно» (88: 53).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Тайнозритель слышит о льве, но видит «агнца, как бы закланного». Г. Кэрд, Р. Бокхэм, Г. Осборн и другие исследователи обращают внимание на ярчайшую трансформацию образов – воинственный лев оказывается кротким агнцем 248 . Тем самым приведенные ветхозаветные мессианские пророчества получают принципиально новое толкование: Иисус Христос действительно есть победитель зла, но Он достигает этой победы именно через Свою жертвенную смерть 249 . На жертву указывает слово σφαγμνον (закланный), употреблявшееся в описаниях жертвенного культа. Возможно, оно взято из Ис 53: 7 (LXX): «Как овца, веден он был на заклание (греч. σφαγ), и как агнец пред стригущим его безгласен, так и он не отверзал уст своих». Это известнейшее мессианское место Исаии, по всей видимости, явилось одним из источников именования Христа Агнцем. Но в первую очередь это именование является указанием на пасхального агнца – это один из элементов образности нового Исхода, широко используемой по всему Откровению Иоанна Богослова (ср. Откр 1: 5 с 5: 9–10) 250 . Именование Христа Агнцем сближает Апокалипсис с традицией Евангелия от Иоанна, согласно которому жертва Христова была прообразована ветхозаветным пасхальным агнцем ( Ин 19: 33, 36 ) 251 . Агнец имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю». Семь рогов символизируют полноту власти и силы ( Числ 23: 22 ; Втор 33: 17 ), а также царственности ( Дан 7: 7; 8: 3 ). Образ семи очей Божиих присутствует у пророка Захарии ( Зах 4: 6–10 ), он символизирует не только всеведение, но и вездеприсутствие Божие, Его власть действовать повсюду. Когда Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, четыре животных и 24 старца падают пред ним в поклонении. Затем Агнцу воссылаются три гимна. В целом можно отметить, что «величественный покой» видения Откр 4 контрастирует с диалогическим построением Откр 5 252 . 24 старца и четыре животных поют Агнцу «новую песнь»: «Достоин Ты 253 взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать 254 на земле» ( Откр 5: 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 .   Таково слово пророка о народе церковном. А то, что он сказал о народе иудейском, ваша любовь слышала в нынешнем чтении. »Сказал, – говорит он, – безумец в сердце своем: «нет Бога» 245 . Посмотрим, почему так. Как только этот народ иудейский был выведен из Египта, он перестал в сердце своем верить в Господа. Так что когда Моисей задерживался на горе, то они сделали себе тельца, которому поклонялись, говоря: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» 246 . Если бы они веровали в Бога в сердце своем, то никогда не стали бы молиться человеческому изделию после почитания Бога. Поэтому ясно, что народ иудейский безумен и невежественен во всех отношениях, ведь, оставив Бога живого и истинного, он ищет богов языческих; ведь, презрев небесную манну, он скучает по огурцам и дыням и по мясу египетскому 247 ; ведь он предпочитает рабство Египта свободе веры, чудеса демонов чудесам божественным. 3 .   Впрочем, более всего свое безумие народ иудейский проявил в том, что, хотя видел, как Премудрость Божия, Христос, пришла во плоти, однако не захотел узнать ее; в том, что с презрением отнесся к Его божественным чудесам и неслыханным знамениям. А тогда слепые получали зрение, глухие слышали, хромые становились здоровыми, расслабленные излечивались, прокаженные очищались, мертвые восставали, – но этот народ иудеев пребывал в таком безумии, что даже эти знамения не побудили его обратиться к вере Христовой, и не только он не обратился, а, более того, еще и восстал на Господа и Спасителя и осудил Его. Потому не без причины далее в этом псалме 248 ; а сказал он вот что: «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их " 249 Если подумаем, то поймем, почему их гортань называется «открытым гробом». Гроб не содержит в себе ничего, кроме мертвых тел. Поэтому иудеи справедливо сравниваются с гробами, ведь как гроб не содержит внутри ничего, кроме тел мертвых, так и 250 мертвые дела плоти и души, сами стали гробами для своей собственной жизни, нося в себе грязь и нечистоты грехов. Хочешь явно увидеть, что гробами названы иудеи? Послушай, как Господь говорит в Евангелии книжникам и фарисеям: «Горе вам, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны тел мертвых и всякой нечистоты. Так, – говорит Он, – и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены хищения и беззакония» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Я говорю это, не восхваляя себя, но указывая вам, что надлежит нам презирать людскую славу, из-за которой многие становятся врагами друг другу, домогаясь власти, гоняясь за тем, что существует лишь краткое время, (и) забывая о том, что будет пребывать вечно. Я сказал еще следующее: многие богачи не только не согласятся, чтобы их слуги ели вместе с ними, но это как будто позор для них. Почему мы не чувствуем человеколюбие Бога Христа? Не только, став человеком ради нашего спасения, Он возлег со своими слугами апостолами, и грешниками, и мытарями, но и обещал им, что они будут есть и пить с Ним на Его трапезе в Его царстве 249 . Я сказал еще и следующее: разве человек, если его слуга слепнет или с ним случится иная скверная вещь, не запрещает ему являться к себе? Так почему же мы не стыдимся предстать пред Христом Иисусом, зная каждый отвратительность своего беззакония, всевозможные осквернения и насилия. И если бы кто-либо мог исцелить глаз слуги своего, неужели бы он не исцелил его? Вообще-то он не сможет исцелить свой, особенно если погубит принадлежащий другому. Но разве Бог не всемогущ? И почему мы не попросим Его, чтобы Он исцелил глаза нашего сердца и другие члены тела, которые мы сами погубили? Когда прокаженные и слепые просили: «Господи, если хочешь, можешь очистить нас» и «Мы хотим прозреть», что Милосердный ответил им? Сей сказал ему: «Хочу, очистись», и он очистился тотчас 250 , другим же: «Прозрите», (и) они прозрели. 251 Доколе же будет, (что) мы не разодрали наши сердца пред Ним, взывая: «Господи, если хочешь, можешь очистить нас от насилий вся и спасти от беззаконий, и очистить от скверн, и открыть глаза нашего сердца»? Если мы воистину желаем очиститься, Он всегда готов очистить нас. Я сказал еще и это, восхваляя его, ибо он стоял в церкви, пока народ весь не принял от просфоры святой, ибо большая толпа была там. Я сказал ему так: какая разница между правителем, стоящим перед Христом, поклоняясь Ему, и правителем, сидящим на судилище, а Бог Иисус Спаситель стоит перед ним, (и) он судит Его! Ибо три часа, которые Он был пригвожден к кресту, примирили всю церковь с Его Отцом и с Ним 252 . Посмотри, какое великое благословение на нас, и наших отцах, и наших детях, и на стаде всех Христовом. Обрати внимание, какое великое проклятие сошло на Ирода царя и других начальников, которые насмехались над Ним на кресте, и на тех, кто не поверил в Него, особенно же на нечестивых первосвященников и старейшин, а также на книжников, которые соблазнили всех людей и весь народ, чтобы они не верили в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Священная история Нового Завета знает примеры необдуманного, а вследствие этого и не твердого последования Христу. А между тем еще царь в Ветхом Завете и пророк Давид взывал к Богу, свидетельствуя тем свое твердое исповедание: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя, Господи, твердыня моя» 249 . Господь И. Христос, как Богочеловек, желая обновить и восстановить человечество, в Своем лице показал пример твердого и неуклонного достижении намеченной цели спасительных стремлений. Между тем известно, как скоро жизнь христианина делается заметной для постороннего взгляда, лишь только свет его добрых дел начинает светит для всех приметно и виновник их с полной готовностью продолжает следовать своему доброму направлению, со вне на христианина восстают враги и не из внешне наблюдаемой только действительности, а даже от духов злобы поднебесных. Поэтому для христианина не менее, чем для воина на поле брани, необходимо иметь: терпение, составляющее вместе с храбростью вид нравственного мужества, – самоуважение, подразделяющееся на чувство чести или заботы о добром имени во мнении других и чувство независимости или самостоятельности в убеждениях и действиях среди других 250 , – самозабвения, послушания и верности нравственному Подвигоположнику – Христу. Все эти свойства не обеспечивают человеку-христианину его нравственной победы, если наперед он не запасется осторожной и расчетливой предусмотрительностью. В силу этого Господь продолжает: «какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противустать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просит о мире 251 . Истинный христианин, будучи царским священием, искупленный драгоценной кровью Христа должен облечься во всеоружие Божие, препоясать чресла свои истиной, облечься в броню правды, взять щит веры, шлем спасения, меч духовный, который есть слово Божие, чтобы при таком всестороннем вооружении иметь возможность противустоять разженным стрелам лукавого, который, как лев, рыкая ходит, иский кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

[Кто воздвиг с востока правду, призвал ее к ногам Своим, и она пойдет? Даст (ее) пред народами, и изумит царей, и повергнет на землю мечи их и луки их, как разносимые ветром стебли? 247 И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом. И сказал я: о, я окаянный, я огорчен, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа! 248 ] I. Пророк говорит, что [Христос] – живая Праведность, а мы полагали, что одним лишь апостолом сказано, что Христос есть Праведность Освящение, Искупление и Премудрость 249 , – но, возможно, сам апостол благодаря пророческому наставлению познал, что Праведность одушевлена и жива. Кто Эта Праведность? – Единородный Сын Божий 250 . Ибо [учение], что Христос есть Праведность, и живая, ипостасная (subsistentem) Праведность, ведет начало не 251 от апостола. Ты обнаружишь в пророческих изречениях, что эта тайна явлена для нас уже там. Это [следует] достоверно из главы, на которой ныне остановилось чтение: «Кто же, – говорит [пророк], – воздвиг с востока правду и призвал ее к ногам своим?» 252 «Призвал правду». Ясно, что она одушевлена, если идет, будучи призванной. Призвал же Христа Отец, поэтому ради нашего спасения к нам Он совершил путь и сошел с неба к нам. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий 253 . [Отец] призвал Его с востока: не с этого чувственно воспринимаемого [востока], но с востока истинного света 254 . Поэтому и написано: «Кто воздвиг с востока правду и призвал ее к ногам своим?» Отец призвал Сына, а говоря точнее, Бог – человека, призвал Правду к ногам Своим, то есть воплощение Сына Своего. Потому мы и поклоняемся подножию ног Его, согласно написанному: «Поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято» 255 . Ведь плоть Господа принимает честь Божества. Но поскольку начало чтения нуждается в более возвышенном истолковании, то помолимся высшему Царю, чтобы слово, которое, будучи призвано, ушло 256 , опять вернулось к нам, дабы немногое мы, по нашим возможностям, изложили подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

На низшей в отношении к Божеству человек чувствует почти исключительно страх. Первобытный человек с ужасом преклоняется пред грозными явлениями природы, – землетрясением, извержением вулканов, бурею, грозою. Этому содействуют его представления о божестве. Культ злых божеств встречается у менее развитых племен. Финикийский Молох и индийский Шива были олицетворением ужасов природы. В Ветхом Завете элемент страха получает уже нравственный оттенок. Ветхозаветный человек боялся Бога главным образом потому, что считал себя нечистым и скверным. Страх был в Ветхом Завете почти единственным мотивом нравственной деятельности 248 . Характер этого чувства вполне выразился в веровании, по которому человек, видевший Бога, должен умереть 249 . Второю отличительною чертою страха Божия, свойственного ветхозаветному человеку, служит менее угнетающий характер этого чувства сравнительно с тем, что испытывал по отношению к Божеству язычник. Идея любви и милосердия Божия смягчала чувство страха. Соединение страха и любви в религиозном чувстве иудея особенно хорошо выразилось в двух следующих местах. «Среди размышлений о ночных видениях, – говорит Иов, – когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мной: дыбом стали волосы на мне. Он стал, но я не распознал вид его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние – и я слышу голос» 250 ... И сказал Господь Илии: «выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь... После землетрясения – огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра и там Господь» 251 . Но если на низших ступенях развития в чувстве возвышенного преобладает элемент страха, то на высших оно неразрывно сливается с чувством любви. В Ветхом Завете била уже известна любовь к Богу 252 . Псалмы полны выражением искренней любви к храму, богослужению и закону Божию. «Как лань желает к потокам воды, так душа моя к Тебе Боже! Жаждет душа моя к Богу живому, крепкому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

То есть он только помолился Господу, и вдруг все происходит именно так, как он просил. «Что значит: смотрел на нее ( Быт. 24:21 )? Значит, что он наблюдал и слова девицы, и взор, и поступь, и одежду, и все прочее, и выжидал случая распознать, благословил ли Господь путь его, или нет» 249 . То есть, очень важно именно присматриваться к возможным женам наших детей, и наоборот. « Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота 250 [и спросил ее] и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега. И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего. Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. У Ревекки был брат, именем Лаван » ( Быт. 24:22–29 ). «Раб взял золотые серьги и золотые запястья и отдал их Ревекке. Золотые серьги обозначают божественные слова; золотые запястья обозначают добрые дела, потому что руки обозначают дела. Давайте рассмотрим, братья, как и Христос дал те же дары Церкви. Раб принес золотые серьги, которыми Ревекка украсит свое лицо, – Христос же вложил в уши Церкви божественные слова, которые ценнее любых жемчужин. Раб надел золотые браслеты на руки Ревекки – Христос же дал в руки Церкви благие дела. Подумайте, братья возлюбленные, и возрадуйтесь, и воздайте благодарения Богу, потому что бывшее в них прообразом исполнилось в нас через дар Христа. И как Ревекка не получила бы серег и запястий, если бы не послал их Исаак через своего раба, так и Церковь не имела бы слова Божия в своих ушах и благих дел в своих руках, если бы не дал их Своей милостью и через Своих апостолов Христос» 251 . Здесь мы видим, что только после того как Елиезер, увидел что Ревекка начерпав воды для верблюдов, не проявила желание получить за это награду, почитает ее бескорыстие ценным подарком.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Над людьми в первый раз совершено было это таинство не только торжественным, но и необычайным способом. В день Пятидесятницы – на пятидесятый день по Воскресении Господа Иисуса Христа – внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать ( Деян.1:1–4 ). Этот дар особенно нужен был апостолам, так как они должны были идти с проповедью о Христе не только к евреям, а по всему миру – к язычникам, говорившим на разных языках. И все мы знаем, какие великие сообщены были апостолам дары Святого Духа, возрастившие и укрепившие их в жизни духовной. Получив особенную благодать Святого Духа, апостолы стали сообщать ту же благодать и другим верующим, принявшим крещение. Например, Петр и Иоанн – самарянам, после того как крестил их апостол Филипп, бывший тогда в сане диаконском; апостол Павел крестил в Ефесе 12 человек, крещенных Иоанном Крестителем, и потом сообщил им благодать Святого Духа через руковозложение. Со времен апостольских таинство миропомазания непрерывно существовало в Церкви Христовой. О нем упоминают многие древние святые отцы и писатели церковные II и III веков. Феофил Антиохийский : «Мы потому называемся христианами, что помазуемся божественным помазанием» 249 . Тертуллиан : «Выходя из купели, мы помазуемся, и это помазание производит в нас духовные действия» 250 . Святитель Киприан Карфагенский : «Что сделано было ветром и Иоанном над самарянами, то ныне совершается нами» 251 . Первоначально это таинство совершали сами апостолы, потом епископы, а наконец стали совершать и священники. Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук на крещенных, но этот способ сообщения благодати Святого Духа мог быть удобен для апостолов только тогда, когда число верующих было еще не особенно велико: на каждого крещенного апостол мог возложить руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010