Велисарий – византийский полководец 66, 76 Велосис (Бела) – венгерский бан 261 Вивиан – отец Адамантия 53 Викентий – пресвитер 18 Вильгельм – см. Гильельм Витон – пресвитер 18 Владимир I (Святой) – великий князь киевский (978–1015) 159, 182,183,186, 215, 217, 235, 236 Владимир II Мономах – великий князь киевский (1113–1125) 246, 252, 261, 270 Владимир (Владимирко) Галицкий – первый князь единого Галицкого княжества (ум. 1153) 252, 260, 261, 266, 275 Владимир Ярославин – русский князь 235 Владислав II Чешский – чешский (богемский) король (1140–1173) 265, 271, 272 Владислав – «тавроскифский династ», один из русских князей 253, 270 Волк (Вук) Неманич – сын жупана Стефана Немяни 290 Володарь Ростиславич – князь звенигородский, затем перемышльский (ум. 1124) 261, 267 Вонос – телохранитель императора Маврикия 105 Всеволод Юрьевич – русский князь (1154–1212) 270 Вусалв – приближенный Февдериха 57 Вышата – русский воевода 235 Гавриил – клирик, византийский посланник к венграм 157 Гадло А. В. 168 Гайна – византийский полководец, гот 25, 34, Галла Плацидия – дочь императора Феодосия I и сестра императоров Гонория и Аркадия 59–63 Галлиен – римский император (253–268) 22 Гарах – арабский военачальник 125 Гардизи – персидский историк 167, 257 Геза (Гейза) – см. Яза Генесий – византийский историк 216 Генрих Дандуло (Энрико Дандоло) – венецианский дож (1192–1205) 291, 303 Генрих – см. Эррик Гентзон (Гензон) – византийский полководец 102, 113 Гентон – гот 56 Георгий (Юрий Долгорукий) – князь ростово-суздальский и великий князь киевский (1190-е–1157) 252, 253, 260, 270 Георгий Акрополит – византийский чиновник, ученый, историк (ок. 1217–1282) 300–302, 304, 305 Георгий Амастридский – святой, архиепископ (род. 750–760, ум. 802–807) 129, 130, 137, 208 Георгий Кедрин – византийский хронист 216 Георгий Маниак – византийский полководец, поднявший мятеж против императора 237 Георгий Монах – византийский хронист 107, 182 Георгий Пахимер – византийский ученый, историк 314 Георгий Победоносец – святой, великомученик 227

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корпус И. А. представляет интерес как источник сведений о жизни христ. Востока V-VI вв. Мемра «О царском городе» ( Moss. 1929, 1932) посвящена осаде К-поля гуннами (447). В 2 мемрах, сочиненных, вероятно, в Эдессе ( Bedjan. 1903. P. 587-612; 1-я датируется 491), описываются захват арабами г. Бет-Хур недалеко от Нисибина (ок. 457 или 474) и страдания жителей этого приграничного региона во время войн между Ираном и Римской империей. Обличительно-дидактическая установка авторов побуждает их акцентировать внимание на отрицательных сторонах жизни христ. общества: продажности судей, ростовщичестве и скупости купечества, развратном образе жизни аристократии, широком распространении колдовства и разного рода бытовой магии, сохранении пережитков язычества (см.: Klugkist. 1974; Idem. 1987; Bruns. 1998). Изд. и пер.: Ausgewählte Gedichte der syrischen Kirchenväter/Übers. G. Bickell. Kempten, 1872. S. 109-191. (BKV; 4. 1. 2); Ausgewählte Gedichte der syrischen Dichter/Übers. P. S. Landersdorfer. Kempten; Münch., 1912. S. 101-248. (BKV. 1; 6); Bickell G., ed. Sancti Isaaci Antiochi doctoris Syrorum opera omnia. Gissae, 1873-1877. 2 vol.; Lamy T. J., ed. Sancti Ephraem Syri Hymni et Sermones. Mechliniae, 1886. T. 2. Col. 313-334, 393-426; 1889. T. 3. Col. 133-188; 1902. T. 4. Col. 147-186, 207-216, 225-262, 453-462; Bedjan P., ed. Homiliae S. Isaaci Syri Antiocheni. P., 1903. T. 1; Furlani G. Tre discorsi metrici di Isacco d " Antiochia sulla fide//Rivista trimestrale di studi filosofici e religiosi. Perugia, 1923. Vol. 4. P. 257-287; idem. La psycologia di Isacco d " Antiochia//Giornale critica della filosofia italiana. Messina, 1926. Vol. 7. P. 241-253; Moss C. Isaac of Antioch, Homily on the Royal City//Zschr. f. Semitistik und verwandte Gebiete. Lpz., 1929. Bd. 7. S. 295-306; 1932. Bd. 8. S. 61-72; Kr ü ger P. Der dem Isaac von Antiochien zugeschriebene Sermo über den Glauben//ÖS. 1952. Bd. 1. S. 46-54; Kazan S. Isaac of Antioch " s Homily against the Jews//Oriens Chr. 1961. Bd. 45. S. 30-53; 1962. Bd. 46. S. 87-98; 1963. Bd. 47. S. 89-97; 1965. Bd. 49. S. 57-78 (рус. пер.: Вторая мимра против иудеев/Пер.: Г. М. Кессель//БСб. 2002. 9. С. 172-196); F é ghali P. Isaac d " Antioche, poème de l " incarnation du Verbe//PdO. 1981/1982. Vol. 10. P. 79-102; idem. Isaac d " Antioche, une hymne sur l " incarnation//Ibid. 1983. Vol. 11. P. 201-222.

http://pravenc.ru/text/674143.html

Махар – боспорский царь (79–65 гг. до н. э.) 152, 153, 154, 160 Медосакк – сарматский царь (возможно, вторая половина II в. до н. э.) 180 Менелак – греч. писатель, источник Равеннского Анонима 281 Менипп Пергамский – греч. географ (I в. до н. э.) 25 Мениск – предводитель греческих наемников на Боспоре (конце IV в. до н. э.) 128 Менофан – полководец и соратник Митридата Евпатора 157 Метродор – сын боспорского царя Сатира 1/79 Мидас – царь Фригии (VII в. до н. э.) 20 Микка – отец римск. императора Максимина Старшего 257 Митридат I Ктист – основатель Понтийской державы (ум. в 338 г.) 158 Митридат VI Евпатор – (ок. 132–63 гг. до н. э.), правитель Понтийского царства 102, 103, 108, 109, 111, 112, 114, 115, 122, 133, 134, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 160, 194, 196, 198 Митридат VIII Боспорский – боспорский царь (40-е гг. I в. н. э.) 247, 251, 252, 253, 254 Митридат Пергамский – соратник Цезаря, претендент на Боспорский престол (I в. до н. э.) 161, 198 Митридатила – дочь Митридата Евпатора 158 Мнесипп – некий образованный грек 164, 165, 166, 167, 169, 171, 176, 177 Музы – божественные покровительницы искусств и наук в греч. мифологии 29, 219 Мундерих – готский военачальник (IV в. н. э.) 264 Назон см. Овидий Нап – легендарный скифский царь 125 Немезида – богиня судьбы и возмездия за преступления в греч. мифологии 29 Неоптолем – полководец Митридата VI Евпатора 109 Непот, Корнелий – римск. историк (I в. до н. э.) 238, 268 Нин – легендарный царь Ассирии 32, 221 Нисса – дочь Митридата Евпатора 158 Овидий, Публий Овидий Назон – римск. поэт (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.) 216 Оденат – военачальник (III в. н. э.) 257 Оксатр – сын Митридата Евпатора 156 Октамасад – скифский царь (V в. до н. э.) 56 Олкаба – скиф на римской службе (I в. до н. э.) 153 Опойя – жена скифского царя Ариапифа (VI в. до н. э.) 55 Орест – сын Агамемнона и Клитемнестры, приплывший в Крым за статуей Артемиды 164, 165, 166, 167, 234 Орик – сын скифского царя Ариапифа (VI в. до н. э.) 55 Отон – римск. император (69 г. н. э.) 251

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

В 215 или 216 г. в Кесарию переехал Ориген и прожил здесь нек-рое время, пережидая восстание и репрессии в Александрии. Ок. 231 г. Ориген вновь приехал в Кесарию и был возведен в сан пресвитера. Вскоре он окончательно переселился сюда, после того как еп. Димитрий Александрийский отказался признать его рукоположение (Ibid. VI 8, 19, 23, 26). С появлением Оригена в Кесарии начал складываться крупный центр христ. образования и учености. Ориген создал в Кесарии значительную часть трудов, в т. ч. «Гекзаплы», «О молитве», «Призвание к мученичеству», «Против Цельса», возможно трактат «О началах» (Ibid. VI 16, 28, 32, 36). Оставаясь главой кесарийской школы ок. 20 лет, Ориген совершал поездки в Александрию, Афины, к св. местам Палестины, собирал материал для работы над толкованиями ВЗ. Он активно участвовал в жизни Церкви: занимался миссионерством среди бедуинов в Аравии, вел полемику с группами еретиков и присутствовал на 2 Соборах в Бостре Аравийской (Ibid. VI 19, 21, 32-33, 36). Обладая огромным влиянием на культуру христиан своей эпохи, Ориген, по-видимому, не стремился навязывать собеседникам и ученикам собственные взгляды как заранее определенную истину, но старался в основном способствовать их обучению и интеллектуальному росту. Возможно, в силу этого взгляды Оригена не определили вероучения Палестинской и Александрийской Церквей и, несмотря на мн. спорные положения в его трудах, не породили заметных еретических движений среди его современников, а подверглись церковному осуждению лишь спустя столетия после его смерти. Среди его учеников в Кесарии были Кесарийские епископы Феоктист (ок. 216-257) и Домн (ок. 257-259), свт. Григорий (Феодор), принявший крещение в Кесарии и ставший впосл. епископом Неокесарии Понтийской ( ок. 270), и его брат Афинодор (Ibid. VI 30). В переписке с Оригеном состоял ученый Юлий Африкан , 1-й христ. хронист, уроженец Палестины, живший и работавший при имп. дворе в Риме. В кон. 40-х гг. лекции Оригена слушал философ-неоплатоник Порфирий, позднее резко критиковавший его (Ibid. VI 19). В Кесарии главным продолжателем дела Оригена был пресв. Памфил из Берита, возглавивший школу после смерти учителя и собравший здесь одну из лучших б-к Римской империи. В 80-х гг. III в. учеником Памфила стал Евсевий, впосл. еп. Кесарийский (Ibid. VII 32).

http://pravenc.ru/text/293788.html

– После Стефана II из владимирских епископов в этом периоде упоминаются: Амфилохий 1105–1122 гг., Симеон 1123–1136 гг. (Ипат. лет. 9; Ник. лет. II, 54), Феодор 1136–1147 гг. (Ипат. лет. 30), Иоасаф уп. ок. 1223–1229 г. (Ипат. лет. 163; 1 Новг. лет. 45); Василий, Никифор, Косма – при Данииле и Васильке Романовичах, 1229–1271 гг. (Ипат. лет. 163, 214–216, 220–222; 1 Новг. лет. 75), Марк 1271–1287 гг. (Ипат. лет. 214), Евсигний ок. 1290 г. (Ипат. лет. 216), Афанасий ок. 1331 г. (Ипат. лет. 220–222). 54 Ипат. лет. 223; Ист. Р. Ц. I, 180; II, 129–130. Из луцких епископов упом. Феодосий ок. 1326 г., Феодор ок. 1338 г. (Ист. Р. иер. I, 226). 69 В самое нашествие татар на галицкой кафедре был Петр, который, хотя назывался иногда архиепископом, но не в смысле митрополита, т.е. владыки, имевшего под своим ведением неколько других епископов (см. Маяк 1843 г. «Ист. взгляд на состояние православ. церкви в г. Каменец-Подольском»). В грамоте Даниила Романовича евреям-караитам в 1246 г. Петр наименован епископом (Зубр. о Черв. Руси, 155). 73 Известны еще грамоты Льва Данииловича, в которых упоминается о галицких митрополитах – Иосифе и Григории в 1292 и 1301 гг. (Зубр. о Черв. Руси, приб. под букв. Б, В, Г, Д, Е, Ж). В позднейшее время в 1415 и 1522 гг. пастыри галицкие в тяжбах с лицами светскими за достояние церковное ссылались на то, что «так было при князьях русских – Льве, Георгии и других», и такие показания имели силу (Sup. ad Н. R. M. 455. Акт. 3. Р. I. 31). Но дошедшие до нас грамоты эти, по суду лучших исследователей, не подлинны (Карамз. IV, прим. 203; Шафарик и Головацкий в Ж. М. Н. П. 1843 г., отд. III, 10–12). 77 Опис. киев. соб. 257, 258. Во многих приходах этот обычай и доселе существует и называется также роковщиною. 83 Об этом храме сохранилось между жителями г. Владимира довольно любопытное предание, что Владимир Великий, возвращаясь из Польши (вероятно, из южной Галиции после войны с хорватами, см. Карамз. I, 220, прим. 469), в знак благодарности за одержанную им победу велел каждому из своих воинов снести по одному кирпичу и воздвигнуть эту святыню в один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

732 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1,д. 257, л. 13–14. Список лиц, не имеющих права избирать и быть избранными в Наро-Фоминский волостной совет, составленный 18 декабря 1925 г. 733 ЦГАМО. Ф. 719, оп. 1, д. 465, л. 2. Список госземимуществ Звенигородского УЗО уездного значения на 1 октября 1928 г. 735 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 324, л. 19, 23–25. Список лишенных избирательных прав по трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь, составленный 11 декабря 1928 года. Об атмосфере внутри бывшей обители после подселения Инвалидного дома можно судить и по такому документу от 15 мая 1928 года: «До настоящего времени в Инвалидном доме 9 средством борьбы с пьянством инвалидов и бродяжничеством являлось лишение их возможности выхода из дома путем отобрания обуви...» [ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 301, л. 130]. 736 ЦГАМО. Ф. 66, оп. 19, д. 345-А, л. 126, 128об.; также д. 343-Б, л. 165об.; Постановления Президиума Московского совета РК иКДза 1928 год. 739 ЦИАМ. Ф. 2303, оп. 1, д. 280. Протокол собрания трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь о реорганизации артели (1928 г.). 740 Огаркова – трудница Мария Григорьевна Огаркова (род. ок. 1885 г.), в монастыре занималась рукоделием, в артели на общих работах. Устинова – трудница Ольга Устиновна Устинова (род. ок. 1888 г.), в артели на общих работах. 741 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 301, л. 250, 253. Протоколы заседаний Наро-Фоминского ВИК-а за 1928 год. 742 ЦГАМО. Ф. 66, оп. 19, д. 346-А, л. 1,2. Постановления Президиума Московского совета РК и КД за 1928 год. 744 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 776, д. 580. Метрическая книга храма преподобного Марона в Панех за 1868– 1886 гг. Запись 5 о рожденных в 1875 году. 745 ЦИАМ. Ф. 2076, оп. 1, д. 12 и д. 11. Подробнее см. ссылку 95 в разделе Примечаний к части II, с. 216. 748 Усачевско-Чернявское женское училище было основано в 1833 году на капитал купца Чернявского в доме Усачева на Покровке. С 1859 по 1866 год размещалось на ул. Маросейке (совр. дом 11), а затем в собственном доме на Девичьем Поле (Зубовская ул., 14). Дом сохранился в сильно перестроенном виде. Число учениц здесь достигало 500. Рядом была элементарная школа, носившая имя Сергиевской (в честь великого князя Сергея Александровича), где воспитанницы Усачевско-Чернявского училища проходили практику. Училищем руководили в разное время такие люди, как журналист, поэт и переводчик С. Е. Раич, известный юрист и педагог М. Н. Капустин, профессор Московского университета, основатель Высших женских курсов В. И. Герье [Власов П.В. Обители милосердия. М., 1991. С. 215. Тоже: Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. С. 323–324].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

2.  И. Флавий. Арх. XVI, 11, 2. О людях, которые (искренне или притворно) называли Ирода Мессией, писал св. Епифаний (Панарий. О иродианах. — Творения, т. 1,с. 91). Основным источником по истории правления Ирода служат труды Флавия, который пользовался записками самого царя и книгой его придворного летописца Николая Дамасского. Эти сведения дополняются археологическими раскопками. См.: Ироды, происхождение их династии и их историческая судьба. СПб., 1901; M. Stern. The Reign of Herod and Herodian Dynasty. — JPFC, р. 216-307, S. Perowne. The Life and Times of Herod the Great, 1959; M. Grant. Herod the Great. New York, 1971. 3.  И. Флавий. Арх. XV, 8, 1. 4.  Macrobius. Samurnalia, П, 4, 11. Шутка, основанная на сходстве греческих слов «сын» и «поросенок». 5. См.: ТК, I, с. 395-396. 6. Гимны, III, 7-10. 7. Что кумранцы отождествляли себя с «бедняками Господними», явствует из ряда текстов. В частности, комментарий на 37-й псалом (II, 10) прямо называет секту общиной эбионим, т. е. бедняков. См.: И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с. 179 сл. 8. Толкование на пр. Исайю, 38. 9. Аггей 2, 9. 10. См.: иером. Иосиф (Петровых). История Иудейского народа по «Археологии» Иосифа Флавия. Серг. Пос., 1903, с. 18. 11. Евангелие Луки было написано раньше Деяний, между тем Деяния останавливаются на 61-62 гг. и, очевидно, были написаны ок. 70 г. Таково широко распространенное мнение специалистов См.: Х. Leon-Dufour. Les Evangiles Synoptiques — RFIB, II, р. 257. О том, что родные Иисуса до 66 г. продолжали жить в Назарете, свидетельствуют два церковных писателя II b., связанные с евреями-христианами: Егезипп и Юлий Африкан . См.: Евсевий. Церк. Ист., I, 7, III, 20. Вопрос о происхождении евангелий рассмотрен нами в книге «Сын Человеческий». 12. Можно предположить, что гимны Захарии и девы Марии не были во всем своем объеме импровизацией, а сложились раньше в кругу людей, «ожидавших Царства Божия» (См.: J. Galot. Marie dans l " Evangile. 1958, р. 87). В этих гимнах господствуют мотивы, родственные воззрениям «бедняков Господних» (см.: A. Gelin. Les pauvres de Yahve. Paris, 1953, р. 129).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в ст. Коллоквиумы ). О. как один из представителей лютеран. стороны принимал участие в коллоквиуме, проходившем в Хагенау (Агно) и Вормсе в 1540 г. Формально О. был подчинен главе нюрнбергской делегации, ученику Меланхтона дипломату Эразму Эбнеру (1511-1577), однако это не мешало ему отстаивать самостоятельную позицию по мн. вопросам. Как и другие находившиеся в Вормсе протестант. теологи, О. в нояб. 1540 г. поддержал предложенную Меланхтоном в качестве общего вероисповедания новую редакцию Аугсбургского исповедания (т. н. Confessio Augustana Variata). Однако независимость О., выступавшего за право всех теологов, а не только неск. представителей каждой стороны, участвовать в общих дискуссиях, в кон. 1540 г. привела к конфликту между ним и наиболее убежденными сторонниками поиска компромиссов с католич. стороной - Буцером, Якобом Штурмом (1489-1553), а также с негласно поддерживавшим их Меланхтоном. Поведение О. в Вормсе вызвало недовольство городского совета Нюрнберга, поэтому в янв. 1541 г. он был отозван с коллоквиума (в заседаниях к-рого примерно в это же время был объявлен перерыв); О. не принимал участия в заключительном этапе работы коллоквиума в 1541 г. в Регенсбурге (см.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 313-324. N 271-272). Значительный интерес представляет написанное О. не позднее 1540 г. небольшое соч. «Является ли истинным и достоверным то, что иудеи тайно душат христианских детей и используют их кровь» (Ob es war und glaublich sey, dass die Juden der christen kinder heymlich erwürgen und ir blut gebrauchen; крит. изд.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 216-248. N 257), имеющее форму письма неизвестному адресату. В нем О. выражает свое отношение к казни ок. 30 иудеев в Пёзинге в 1529 г. по обвинению в ритуальном убийстве христ. младенца, а также к подобного рода обвинениям в целом. В отличие от большинства католич. и протестант. теологов своего времени (в т. ч. Лютера), к-рые охотно поддерживали всевозможные нападки на иудеев и антииудейские акции светских властей, О. видит в иудеях благочестивых и богобоязненных людей, которые стремятся следовать заповедям ВЗ, а также нравственным и ритуальным наставлениям раввинов.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010