«Ареопагитики» не строят своей собственной системы космологии и не занимаются, подобно творениям Оригена (ок. 185–254) или каппадокийцев, проблемой шестоднева. Мир для них – откровение Бога, и, как таковое, – самоочевидная истина, не нуждающаяся в доказательствах. Им важно не происхождение мира, а его место в иерархической полноте всего сущего. Творение мира есть одно из раскрытий Божества, Его «выступлений» (греч. «проодон»). Бог , как Высшее Благо, есть источник жизни. Благо же, на языке этого памятника, не моральная категория, а понятие онтологическое, то есть сама жизнь. Этими понятиями весьма часто оперирует известный русский богослов В. Н. Лосский († 1958), и притом с большой любовью. Так, говоря о двух повествованиях Священного Писания о сотворении мира, пытаясь уяснить смысл объединения повествования, он замечает: «Если первый рассказ ассимилирует человека с другими земными существами в одном общем благословении и подчеркивает антропокосмическое единство в плане природном, то второй точно определяет место человека. Действительно, здесь дана совершенно иная перспектива: человек предстает перед нами не только как верх творения, но и как самый его принцип». Творческий акт Божий при сотворении человека – «дуновение дыхания жизни» понимается В. Н. Лосским как дарование «частицы Божества», а не как полная духовность человека, ибо в таком случае наш интеллект нес бы некую Божественную эманацию. Но если бы наша душа была нетварной, мы были бы Самим Богом, лишь обремененным земным прахом, а все творение было бы лишь иллюзорной игрой. Согласно святому Григорию Богослову (329–389), нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования. Остальные движения Божии в акте творения обосновываются конкретной символикой космологии. Лосский воспринимает повествование не как метафору, а как реальную аналогию, которая еще сегодня находит свое применение в православной аскезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Hist. eccl. VI 39. 5). Свт. Фотий также видит в этих письмах аргумент в пользу того, чтобы отнести смерть О. ко времени правления имп. Требониана Галла, но добавляет к сведениям, к-рые приведены в «Церковной истории» Евсевия, указание, что О. умер и был похоронен в Тире ( Phot. Bibl. 118). Последнее представление еще до свт. Фотия встречалось у блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 54; Idem. Ep. 84. 7). Свт. Епифаний Кипрский явно ошибочно утверждает, будто О. прожил в Тире 28 лет ( Epiph. Adv. haer. 64. 3; причем уже после гонения при имп. Деции; см.: Idem. De mensur. et pond. 19. 509-518), хотя и не упоминает о его смерти в этом городе. Если допустить, что блж. Иероним перетолковал сведения, почерпнутые им у свт. Епифания, то эти данные о месте смерти О. не имеют особой исторической ценности ( Nautin. 1977. P. 213). Вместе с тем еще в XII в. хронист Вильгельм Тирский утверждал, что в Тире можно видеть могилу О. ( Guill. Tyr. Chron. XIII 1). Из сведений Евсевия ( Euseb. Hist. eccl. VII 1) следует, что О. умер, вероятно, вскоре после воцарения имп. Требониана Галла в 251 г. Если трактовать формулировки Евсевия в максимально широком смысле, можно допустить, что О. умер в 253 г., т. е. в последний год правления имп. Требониана Галла. Но поскольку свидетельства Евсевия (Ibid. VI 2. 1, 12) позволяют датировать рождение О. 185-186 гг., а прожил он 69 лет (Ibid. VII 1), его смерть следует отнести к 254-255 гг. В совр. научной лит-ре встречаются датировки кончины О. в диапазоне от 251 до 256 г. (напр., см.: Zambon. 2011. P. 159; Zambon, Wyrwa. 2018. S. 962). I. Состав корпуса. Точное число написанных О. произведений неизвестно; сообщаемая древними авторами информация противоречива и недостаточно определенна. Для корректной интерпретации источников необходимо учитывать, что словом «книга» (ββλος; liber) в древности обозначались не только отдельные сочинения, но также части, на к-рые подразделялись крупные произведения. Обычно эти части соответствовали размеру папирусного свитка; по подсчетам ученых, одна такая «книга» в среднем занимает ок.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Отрывок из этой книги 1939 г. печатается по указанному источнику. С. 123–128. Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) – франц. социалист-анархист. 1. В их ряду Н. Бердяев числил и Достоевского, во множестве работ о котором специально ставится вопрос о связях Эроса и Танатоса. См., в частности: Великий Инквизитор//Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. С. 1–32; Ставрогин//Русская мысль. М., 1918. Кн. 3–6. С. 39–61; Философия Достоевского. Пг., 1921; Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923; Париж, 1968. Статья «Откровение о человеке…» воспроизведена в сборнике: Творчество Достоевского в русской мысли. 1881–1931: Сб. статей/Сост., прим. В. М. Борисова, А. Б. Рогинского. М., 1990. С. 215–233. 2. Августин Аврелий (354–430) – блаж., крупнейший христианский философ и теолог средневекового Запада; епископ Гиппонийский. Соч.: Исповедь. М., 1991; О Граде Божием. Минск, 2000. 3. Concupiscentia – домогательство (лат.). Самопознание: (Опыт философской автобиографии) (1940–1948) Фрагмент мемуаров Бердяева печатается по изданию: Бердяев Н. А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии)/Подг. А. В. Вадимова. М., 1990. Гл. XI. С. 299–305. 1. Вейсс Иоганн (1863–1914) – немецкий историк религии. Ричль Альбрехт (1822–1889) – немецкий протестантский богослов. 2. Луази Альфред (1857–1940) – французский библеист. Швейцер Альберт (1875–1965) – немецко-французский мыслитель, богослов, врач, музыкант. Соч.: Благоговение перед жизнь. М., 1992. Рагац Леонард (Рагац) (1868–1945) – швейцарский протестантский богослов. 3. Кальвин Жан (1509–1564) – немецкий богослов и публицист, деятель Реформации. Соч.: Наставление в христианской вере. М., 1997. Т. 1. Кн. I–II. 4. Ориген (ок. 185–253/254) – христианский философ и теолог. Соч.: О началах. Новосиб., 1993. См. Соловьев В. С. Ориген//В. С. Соловьев. Философский словарь. Ростов н/Д., 1997. С. 332–345. 5. См. рассуждения в ранней книге «Философия свободы» (1911) о судьбе идеи спасения: «Вера в естественное бессмертие сама по себе бесплодна и безотрадна; для этой веры не может быть никакой задачи жизни, и самое лучшее поскорее умереть, смертью отделить душу от тела, уйти от мира.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Другой последователь Иустина Философа, Афинагор 7 , напротив, широко использует греческих авторов; его творения явно рассчитаны на лиц, имеющих греческое образование. Афинагор одним из первых попытался дополнить веру разумом, Откровение — принципом доказательства; ему принадлежит первое в истории христианства теологическое “дедуктивное доказательство”, направленное против языческого многобожия: Бог по самому своему понятию есть существо беспредельное всеохватывающее, следовательно, Он должен быть один. Афинагору принадлежит понятие “доказательные основания нашей веры”. Филолей (Филатей), в противоположность Афинагору, полностью отрекается от всего языческого и признает только Божественное откровение; все же остальное он считает плодом падшего ума 8 . Таким образом, уже во II веке в христианском обществе четко определились два подхода к проблеме соотношения знания и веры, а, следовательно, и задачам апологетики. Жившему в III веке Тертуллиану из Карфагена приписывают формулу: “Верую, потому что это абсурдно”. Его не интересовали ни научные, ни философские искания. Он остановил свое внимание на вопросах нравственности, дал картины семейной жизни того времени, с которыми многим было бы полезно познакомиться и в наше время 9 . Принципиально иных взглядов придерживалась Александрийская школа богословия, которая очень высоко ставила светскую античную философию, учила о дополнительности веры и знания. Она вышла из Александрийской катехизической школы, возникшей во второй половине II века. Наиболее видными представителями этой школы были Климент Александрийский (ок. 150–215) и Ориген (185–254); второй считается еретиком 10 . Об остроте борьбы между двумя направлениями христианства первых веков свидетельствует Климент Александрийский, который писал: “Есть между нами немало людей, боящихся эллинской философии, как дети боятся привидения Если их вера настолько слаба, что может колебаться от человеческих заблуждений, то пусть эти слабосильные христиане лучше признаются, что они никогда не верили в Истину”.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

1 Слово «соборный» в приложении к посланию встречается в первый раз у Аполлония, писателя II века (цитируемого церковным историком Евсевием), который сообщает известие, что один монтанист, по имени Фемистон написал, в подражание апостолу Иоанну, соборное послание. Не ясно, в каком смысле употребляется здесь слово «соборный», но несомненно видно, что еще тогда послание Иоанна (Первое) называлось Соборным. 2 Климент Александрийский (? — до 215) — христианский богослов. 3 Ориген (ок. 185 — 253 254) — христианский богослов, философ. — Ред. 4 Дионисий Александрийский (?-ок. 264) — глава христианской школы в Александрии. — Ред. 5 Евсевий Кесарийский (ок. 263—339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии. — Ред. 6 Здесь и далее даются ссылки на текст данного толкования. — Ред. 7 Здесь автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Климент Римский (I в.) — апостол от 70-ти, христианский епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра); Ерм (конец I в.) — апостол от 70-ти; Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 200) — святитель, христианский богослов, епископ Лиона; Тертуллиан (ок. 160 — после 200) — христианский богослов и писатель; Дидим Александрийский (Слепец) (ок. 313—398) — христианский богослов; Иероним (ок. 342—420) — преподобный, христианский писатель и богослов; ему принадлежит латинский перевод Библии (Вульгата). — Ред. 8 Конец 17-го стиха по-церк.-слав.: «...у Негоже несть пременение, или преложения стен». — Ред. 9 Любопретися (церк.-слав.) — любить спорить. — Ред. 10 Папий Иерапольский (ок. 60—130)- епископ Иераполя. — Ред. 11 Евсевий. Церковная история. II, 15. 12 Как бы посредством теней, неясных очертаний. — Ред. 13 Теней. — Ред. 14 Когда-то (с церк.-слав.). — Ред. 15 Насильно, принужденно (церк.-слав.). — Ред. 16 Шерстью (церк.-слав.).— Ред. 17 Далее автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Варнава — апостол от 70-ти, епископ Медиоланский, Кипрский; священномученик; Игнатий Богоносец (ок. 35 — ок. 107) — христианский святой, мученик; епископ Антиохийский; Иустин Философ и Мученик (ок. 100 — ок. 166) — христианский писатель; мученик; Киприан Карфагенский (?—258) — христианский писатель и богослов; священномученик. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3666...

А что говорят об этом писания ранних святых отцов и церковных историков? Отцы Церкви Ниже помещаем собранные нами отрывки из свидетельств святых отцов и церковных писателей о существовании христианства в Британии до IV века. Около 200 года христианский апологет Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220) писал, что «в дальние районы Испании, различные области Галлии и Британии, недоступные для римских войск, была принесена вера Христова». Раннегреческий церковный писатель, философ и богослов Ориген (185–254) писал около 230 года, что «благая весть о нашем Господе и Спасителе равным образом распространилась среди британцев, африканцев и других народов мира». Христианский историк Евсевий, епископ Кесарийский (ок. 264 – ок. 340), писал примерно в 320 году: «Апостолы переплыли океан и достигли островов, называемых Британскими». Ранний отец Церкви блаженный Иероним Стридонский (ок. 345 – ок. 420) свидетельствовал в 378 году: «Все народы услышали о смерти и воскресении Христа». Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок. 347– 407) написал исчерпывающее свидетельство о существовании христианства в Британии: «Ибо и Британские острова, лежащие за пределами моря, на самом океане, ощутили силу изречения Господня; и там воздвигнуты церкви и алтари… Хотя бы ты… удалился на океан или на Британские острова, везде услышишь, как все любомудрствуют о том, что содержится в Писании, – другим языком, но не другою верою, различными наречиями, но одинаковым умом». В 408 году блаженный Августин Иппонийский (354–430) свидетельствовал: «Сколько еще церквей не воздвигнуто на Британских островах, лежащих в океане?» Примерно в то же самое время церковный писатель Арнобий (V в.) писал: «Так быстро распространяется слово Божее, что, хотя несколько тысяч лет назад о нем никто не знал, кроме евреев, а сейчас всего за несколько лет оно уже не скрыто ни от индийцев на востоке, ни от бриттов на западе». Три других отца Церкви, живших немногим позднее, оставили более необычные и замечательные свидетельства о христианстве в Британии. Самое полное свидетельство о проповеди апостола Павла на Британских островах мы читаем у блаженного Феодорита, епископа Кирского (ок. 386 – ок. 457), который принимал участие в III Вселенском Соборе в Ефесе, осудившем ересь Нестория, и в IV Вселенском Халкидонском Соборе. В 435 году он писал: «Освободившись от первых своих уз в Риме, Павел проповедовал бриттам и другим народам запада. Наши рыбари и мытари убедили не только римлян и их подданных, но также бриттов и германцев признать распятого Христа и Его заповеди». А в своем комментарии ко 2-му посланию к Тимофею (4: 16) он пишет следующее: «После того как Павел был отправлен Фестом в Рим по его прошению и был оправдан, он отправился в Испанию, а оттуда – в другие страны и на окруженные морем острова».

http://pravoslavie.ru/36023.html

Другие свидетельства . Ранние цитаты. Только для четырёх евангелий имеется 19 368 цитат в трудах отцов Церкви от конца первого столетия и далее. В их число входят 268 цитат у Иустина °Мученика (100–165), 1038 у Иринея (писавшего в конце второго столетия), 1017 у ° Климента Александрийского (ок. 155–220), 9231 у Оригена (ок. 185–254), 3822 у Тертуллиана (ок. 160-х гг. – 220), 734 у Ипполита Римского (ум. ок. 236) и 3228 у Евсевия (ок. 265–339; Geisler, 431). Ранее Климент Римский цитировал Евангелие от Евангелие от Иоанна и 1 Коринфянам ок. 95–97 гг. Игнатий упоминает шесть посланий Павла ок. 110 г., а между 110 и 150 гг. Поликарп цитировал все четыре евангелия, Книгу Деяний и большинство посланий Павла. В «Пастыре Ермы» (115–140) цитируются Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Книга Деяний, 1 Коринфянам и другие книги. Палий, сотоварищ Поликарпа, который был учеником апостола Иоанна, цитирует Евангелие от Иоанна. Это весьма убедительно доказывает, что евангелия существовали ещё до конца первого столетия, когда некоторые очевидцы (в том числе Иоанн) были ещё живы. Ранние греческие рукописи. Самая древняя из бесспорных рукописей новозаветных книг – это папирусы Джона Райлендса (Rylands; Р52), датируемые периодом 117–138 гг. Они представляют собой фрагмент Евангелия от Иоанна, скопированный в пределах жизни одного поколения от момента создания. Поскольку эта книга появилась в Малой Азии, а скопированный фрагмент был найден в Египте, необходимо отвести какое-то время на распространение текста, создание которого по этой причине безусловно следует относить к первому столетию. Полные рукописи книг (папирусы Бодмера; Bodnier) существуют с 200 г. Большая часть Нового Завета, в том числе все евангелия, имеется в папирусах Честера Битти (Chester Beatty), скопированных через полтора столетия (ок. 250) после того, как завершилось создание Нового Завета. Ни для одной из сохранившихся книг древнего мира у нас нет рукописей, отделённых от момента создания столь малым временным промежутком, как в случае Нового Завета (см. Новый Завет: рукописи).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Наполеон I Бонапарт (1769–1821), французский полководец и государственный деятель, император в 1804–1814 гт. и в марте – июне 1815 г.. Наторп Пауль (1854–1924), немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (37–68), римский император с 54 г. из дшастив Юлиев-Клавдиев. Николай Кузанский (1401–1464), философ раннего Возрождения. Николай I (1796–1855), российский император с 1825 г. Нил Сорский (ок. 1433–1508), русский мыслитель, церковный и общественный деятель, глава «нестяжателей». Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ. Новалис (наст. имя и фамилия Фридрих фон Гарденберг) (1772–1801). немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии. Новгородцев Павел Иванович (1886–1924), русский философ и правовед. Ной (библ.), последний из допотопных патриархов. спасенный Богом за праведную жизнь от потопа ( Быт.6–8 ). Ньютон Исаак (1643–1727), английский физик, астроном, математик. основоположник классической физики. Овидий Публий Овидий Назон (43 до н. э.– 18 н. э.), римский поэт. Одиссей (миф.), царь Итаки, участник Троянской войны, главный герой поэмы Гомера «Одиссея». Оккам Уильям (ок. 1285–1349), английский философ, представитель поздней схоластики. Омар Хайям (ок. 1048 – ок. 1123), персидский и таджикский поэт, философ и математик. Ориген (ок. 185–253/254), христианский теолог, философ и ученый представитель ранней патристики. Ортега-и-Гасет Хосе (1883–1955), испанский философ. Островский Александр Николаевич (1823–1886). Отто Рудольф (1860–1937), немецкий философ и историк религии. Павел (библ.), апостол, автор 14 посланий, вошедших в канонический текст Нового Завета. Павел I (1754–1801), российский император с 1796 г., убитый в Михайловском замке заговорщиками. Павлов Иван Петрович (1849–1936), русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии (1904). Павсаний (Павзаний), древнегреческий писатель (II в.), автор труда «Описание Эллады». Парменид (ок. 540 – ок. 470 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Сея-Мартен Ж.-А. (Saint-Martin), французский арменовед – 51 Силко , правитель блеммиев и нубийцев 1-й пол. VI в. – 204 Сильвестр II (Герберт), папа Римский в 999–1003 гг. – 432 Симеон Логофет (Магистр, Х в.), византийский хронист – 479 Симеон Метафраст (1-я пол. Х в.), византийский агиограф – 477 Симеон , царь Болгарии в 893–927 гг. – 417–421, 478 Симмах (Квинт Аврелий, ок. 345–403), латинский оратор, префект Рима в 384–385, консул в 391 г. – 138, 139 Сияезий Киренский (Синесий, между 370 и 375 или 379 – 412), философ-неоплатоник (ученик Ипатии), поэт и оратор, впоследствии под влиянием Феофила Александрийского стал христианином и епископом Птолемаиды в Ливии – 150, 151, 182, 183, 185 Сичилиано Луиджи (SIciliano-VIIIanueva, род. 1869), итальянский историк греко-римского права – 91 Скала Р. фон (Scala), немецкий византинист – 73 Созомен (V в.), византийский церковный историк – 126, 181, 254 Сократ (47069–399 до н. э.), древнегреческий философ – 132 Сократ (V в.), византийский церковный историк – 181, 254 Соломон, византийский полководец, евнух и придворный имп. Юстиниана Великого – 199 София, жена Юстина II – 238 Софроний Палестинский (f 638 или ок. 642), патриарх Иерусалимский в 634–638 гг., автор проповедей, житийных и других сочинений, соавтор Иоанна Мосха – 289, 313 Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), историк Церкви, редактор журнала «Богословский вестник» – 105, 109 Ставракий , византийский император в 811 г.– 364, 375 Стилихон , временщик при дворе имп. Гонория – 148 Страбон (63 до н. э.–24 н. э.), греческий географ – 110 Стржиговский Йозеф (Стриговский, Стжиговский, Strzygowski, 1862–1941), австрийский историк византийского искусства, востоковед – 188, 261, 488, 489 Сулейман, арабский халиф в 715–717 гг. (седьмой халиф из династии Омейядов) – 320 Сулейман ибн Куталмыш , основатель Румийского султаната –468 Тайлер P. (Tyier), английский историк византийского искусства – 92 Тарасий , патриарх Константинопольский в 784–806 гг. – 353, 378, 380 Тацит (Публий Корнелий, ок. 55 – ок. 120), римский историк – 44, 48, 110, 187

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010