Оформление интерьеров - настенная живопись и иконостасы - было сделано, по всей видимости, в 1916 году, когда церковь восстанавливали после пожара. Территория церкви ограждена кованой ажурной оградой с трехчастными воротами в виде триумфальной арки, выполненными в период господства эклектики, хотя в их декоративном убранстве прослеживаются классицистические реминисценции. Над центральным пролетом возвышается высокий фигурный фронтон с киотом для иконы, боковые проходы оформлены треугольными фронтонами, которые поддерживаются тосканскими пилястрами. В настоящее время завершается внешняя реставрация церковного комплекса, воротам реставрация только предстоит. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год. Первое упоминание о деревянном храме во имя первоверховных апостолов в местечке Обухово относится к XVI в. Из летописи следует, что Петропавловская церковь была одной из четырех самых старых во всем Богородском уезде. Со временем деревянная церковь, о которой говорится в летописи, обветшала. В 1755 году статский советник, президент юстиц-коллегии Борис Федорович Щербаков испросил у Консистории разрешения построить вместо неё новую деревянную церковь на новом месте (недалеко от прежней) с тем же наименованием. К 12 июня 1757 года церковь на берегу Клязьмы была построена. Существует предание, что в 1812 г. его осквернили и разграбили французы из отрядов маршала Нея. После войны 1812 года к деревянному храму пристраивается каменный придел в честь Вознесения Господня. Он был освящен в день святых апостолов Петра и Павла 29 июня 1817 года протоиереем Архангельского собора Герасимом Поповым. В 1845 году деревянные приделы храма заменяются каменными и возводится каменная колокольня. Архитектором тогда выступил Александр Михайлович Шестаков. Спустя некоторое время на месте деревянной церкви «тщанием прихожан», а также местных купцов и фабрикантов Бруновых и Тюляевых был возведен каменный храм с купольной ротондой, колокольней и тремя приделами: во имя апостолов Петра и Павла и в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня (1880-е гг.: архитектор Александр Альбертович Зборжевский). Поскольку в Обуховской слободе было довольно значительное население, а к приходу относились еще и соседние деревни, то причт здесь был немаленький: 2 (а то и больше) священника, диакон, дьячок, пономарь.

http://sobory.ru/article/?object=07145

Новая колокольня над святыми воротами построена в 1818 году при архимандрите Лаврентие. Поводом к построению её в прошении было выражено только то, «что во многих монастырях для благолепия монастырей построены колокольни над святыми воротами». Для построения колокольни братия просила епархиального архиерея продать серебряную водосвятную чашу, 2 пивные серебряные кружки, 3 подноса и чарки; но это не было разрешено, а дозволено только разобрать старую каменную братскую трапезу с кухней, две братские кельи, погреб, поварню и упразднённую над святыми вратами церковь . Ныне на колокольне 8 колоколов. Большой колокол (в 450 пудов) 371 кг] перелит в 1859 году из прежнего большого разбитого, в 850 пудов 923 кг], с прибавлением 20-пудового колокола кг] и медной посуды за 1 621 р. 50 к. Другой колокол, в 52 пуда 15 фунтов кг], лит в 1716 году при игумене Иосифе; третий колокол, в 14 пудов 88 фунтов кг], новый, четвёртый (новый) около 10 пудов кг], пятый и шестой около 5 пудов, седьмой и восьмой около 4 пудов. Во вкладной монастырской книге записаны также вклады колоколами: в 1619 году царь Михаил Феодорович пожаловал 1 колокол повседневный; в 1690 году стольник Иван Релант колокол в 1 000 р.; в 1750 году архимандрит Нифонт привёз из пустыни Толпыгиной 3 колокола небольшие. Были перелиты колокола: • в 1715 году при Иосифе старый в 24 пуда 15 фунтов кг] и другой в 4 пуда –и вылиты: один в 52 пуда 15 фунтов кг], а другой в 1 пуд и 3 фунта кг]; • в 1825 г. перелит большой колокол из прежнего, литого в 1725 году. 5. Столп Близ соборной церкви каменный столп. Он сделан на месте столпа, на котором молился и постился Преподобный Никита и был убит от своих рабов, с целью воспользоваться его железными веригами, которые показались им золотыми. По описи 1701 года столп этот был каменный же, а на столпе шатёр и чулан были крыты тёсом. В 1768 году вокруг столпа вместо деревянных папертей сделана была, по нарочно составленному в 1755 году рисунку, галерея каменная и под столпом в земле келья каменная с окошком, а в 1777 году устроен каменный рундук. В 1796 году столп был расписан живописными изображениями, взятыми из жития Преподобного; в 1845 году живопись эта была исправлена. В этом виде столп существует в настоящее время. 6. Часовни вне монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского. Часовня-столп на месте молитвенного подвига преподобного Никиты столпника Переславского чудотворца Часовня. Действует.   Освящена в честь: Никиты Столпника Год постройки:1701. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитинская слобода, ул. Запрудная, 20 Координаты: 56.76122, 38.858797 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Памятная табличка, прикреплённая справа от входа в подземную часть часовни, гласит: " Часовня " Столп " построена в XVIII веке на месте столпнического молитвенного подвига преподобного Никиты Переславского чудотворца. Надев на себя, по благословению игумена, тяжёлые железные вериги (цепи) и белокаменную шапку ( " если телом я грешен, телом и пострадать должен " ), провёл здесь много лет в посте, молитве и сокрушенном плаче о своих грехах. Господь удостоил его прощения грехов и дара исцеления недугов телесных и душевных и прогнания бесов. Здесь же преподобный Никита Столпник принял мученическую кончину от рук разбойников 24 мая/6 июня 1186 года " . К сожалению, нет точных сведений, когда именно появилась эта часовня-столп над местом многолетнего подвига преподобного Никиты. Но уже в описи 1701 года она присутствует как " столп каменный, а на столпе шатёр и чулан крыты тесом " . В " Описании Переславского Никитского монастыря " историк А. Свирелин так говорит о дальнейшей истории часовни: " В 1768 году вокруг столпа вместо деревянных папертей сделана была, по нарочно составленному в 1755 году рисунку, галерея каменная и под столпом в земле келья каменная с окошком, а в 1777 году устроен каменный рундук. В 1796 году столп был расписан живописными изображениями, взятыми из жития Преподобного; в 1845 году живопись эта была исправлена. В этом виде столп существует в настоящее время " . В советское время часовня была осквернена и заброшена. Возобновлена с открытием монастыря в декабре 1993 года. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05684

Ретяжи. Церковь Воскресения Словущего. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения Словущего стоит на пологом склоне холма над долиной реки Оки. Это самый яркий и оригинальный памятник барокко в Орловской области. Село в XVIII веке принадлежало роду Лопухиных. Здесь в своем имении жил Иван Владимирович Лопухин (1756—1816) - сподвижник Н.И. Новикова. В связи с победой над Наполеоном И.В. Лопухин воздвиг в Ретяжах монумент, состоявший из нескольких больших гранитных камней с надписью: " Благочестию Александра I и славе доблестей русских в 1812 г. " . Этот монумент стал одним из первых памятников Отечественной войны 1812 года. Дорожка отсюда вела к двум камням, лежавшим на берегу пруда. Один из них был обработан в виде кресла с надписью: " 19 марта 1814 года взят Париж " . Двухэтажный деревянный усадебный дом Лопухиных находился к югу от церкви (он не сохранился). Приход в Ретяжах известен с XVII века. В 1712 году на месте прежней сгоревшей построена новая деревянная церковь, часть же икон из сгоревшего храма передали в часовню деревни Червяк, входившей в состав прихода до 1847 года. Новый каменный храм в селе во имя Обновления храма Воскресения Христова был построен на средства генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703—1797) и освящен 11 сентября 1765 года. Храм имеет некоторое сходство с Андреевской церковью в Киеве, обер-комендантом которого Лопухин был в 1755 году. Очевидно, но его заказу усадебная церковь стала своеобразным воспроизведением полюбившегося ему памятника. В 1845 году помещиком Бутковским устроен теплый придел во имя Св. Василия Великого, освященный 15 июля того же года. В 1872 году храм ремонтировался. В 1893 году трапезная сделана теплой. С 1898 года в селе существовала церковно-приходская школа, попечителем которой с 1905 года являлся крестьянин Андрей Семенович Басов. Храм закрыт в 1933 году. Каменная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, к настоящему времени не сохранилась. Источник: материалы сайта " Архитектурные древности Орловщины " www.orelvkartinkax.ru .

http://sobory.ru/article/?object=12231

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

По Чугуевским переписям 1710 и 1712 года, равно и по бумагам предшествовавшего тому времени, видим, что прихожане Тернового и Введенского храмов были военными поселянами Чугуевской службы, и вместе с жителями Шубиной, Покровского, Каменного охраняли границу по берегам Донца и Уд против татар. В Терновом еще в давнее время посеян раскол. Около 1735 года здесь был изтупленным распространителем суеверия Иван Евсеев Кушнер, под защитой Чугуевских раскольников, он свободно совращал Православных в раскол; не удивительно, если раскол существовал здесь и в конце XVII столетия. По исповедным росписям оказывается следующее число раскольников в Терновом: в 1825 году 35 душ муж., 20 жен.; в 1827 году 48 муж., 34 жен.; в 1835 году 45 муж., 36 жен.; в 1840 году 55 муж., 49 жен.; в 1845 году 61 муж., 56 жен. душ. В введенском было в 1755 г. 9 муж., 8 жен. душ. II Змиевской Округ АЛЕКСЕЕВСКАЯ КРЕПОСТЬ На реке Береке, в 75-ти верстах от Харькова До 1730 года места, где ныне селения Алексеевское, Бишкини, Кабанячье, были дикой ненаселенной степью, по ней рыскали дикие звери, а по временам татарские наездники, алкавшие добычи. Указами от 6 и 27 апреля 1731 г. предписано было строить «линею от Днепра по Орели до Устья Берестовой», и на эту работу назначены были, кроме слободских черкасов, до 20000 малороссийских казаков и их подпомощников. В июне того же года, по предложению генерал-майора Тараканова, заведывавшего построением линии, велено «вместо линии, коя назначена была от вершн р. Берестовой к Змиевскому Монастырю, весть линию по удобству для крепостей и поселения полков» по р. Береке. Указом от 19 марта 1736 г. повелено заселить 18 крепостей, расположенных на линии по Самаре, Орели, Береке до Донца и Изюма. Жители губерний: Курской, Орловской, Тамбовской и Воронежской составили селение Алексеевское и другие. Для сих-то поселенцев первоначально построена была в селении Алексеевке деревянная церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы, не ранее, как говорить устное предание, 1735 года. С 1763 года начинаются метрики слободы Алексеевки, но уже не храма Рождества Пресвятые Богородицы, а Николаевской церкви. В 1781 г., по благословению Преосвященного Никифора Архиепископа Славенского и Херсонского, на место сгоравшего храма куплен храм в сл. Яковлевке, а в 1782 г. освящены были два престола его: главный в честь Рождества Богородицы, и придельный во имя Святителя Николая. Сей храм существует и ныне, что впрочем, не служит к чести богатых обывателей Алексеевских. До 1847 года он был крайне беден и утварью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сначала Еропкин попытался подействовать уговорами, но в ответ ему полетели камни. Тогда Еропкин приказал стрелять холостыми зарядами; увидев, что народ это не устрашило, приказал зарядить картечью». «Усмирение» продолжалось два дня (подробнее см.: Пыляев. Старая Москва, с. 36). Подавлением «чумного бунта» командовал Г. Г. Орлов, который «собрал тогда несколько солдат Великолуцкого полку…» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия…, с. 61). Андреевская лента — один из знаков ордена Андрея Первозванного в виде голубой ленты, носимой через правое плечо (право носить ленту давалось только с получением одного из высших орденов). … орден св. Екатерины. — Белый крест на пурпуровом фоне в руке святой великомученицы Екатерины, а в центре креста другой, меньший крест в лучах. Орден был учрежден Петром I для своей жены. Им награждались дамы императорской фамилии и иностранные принцессы. Исключения могли быть сделаны только для лиц, оказавших «чрезвычайную» услугу государству. Так, Петр III наградил им свою фаворитку Е. Р. Воронцову; а Екатерина II noжaлobaлa его Е. Р. Дашковой (см. об этом: Дашкова, Записки, с. 51–61). Знаки ордена — большие и малые кресты (отличались друг от друга только размерами). … цугом в шорах.. . — Выезжать в таком экипаже разрешалось лишь лицам, принадлежащим k I—V классам. … князь Тюфякин Петр Иванович (1769–1845), действительный камергер и директор императорских театров. Сергей Васильевич… был где-то потом посланником и все больше жил за границей)… — Камергер С. В. Салтыков (род. 1726) был посланником в Гамбурге (с. 1755 г.), Париже (с 1762 г.) и в Дрездене. Он был одним из первых фаворитов будущей Екатерины II (morдa супруги наследника), и она сама назвала его в своих «Записках» отцом своего сына Павла, родившегося в 1754 г. «Записки Екатерины II», впервые напечатанные в Лондоне в 1859 г., несмотря на строжайший запрет, ходили в России в списках уже в 1830-е гг. (подробнее см. в предисловии А. И. Герцена к лондонскому изданию «Записок…» — Герцен, т.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

60 Расправившись с архиереем, народ стал искать Еропкина, «угрожая и его лишить жизни, как и всех докторов», «но тот уже направлялся в Кремль с полком солдат. Сначала Еропкин попытался подействовать уговорами, но в ответ ему полетели камни. Тогда Еропкин приказал стрелять холостыми зарядами; увидев, что народ это не устрашило, приказал зарядить картечью». «Усмирение» продолжалось два дня (подробнее см.: Пыляев. Старая Москва, с. 36). Подавлением «чумного бунта» командовал Г. Г. Орлов , который «собрал тогда несколько солдат Великолуцкого полку. . .» ( Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия..., с. 61). 61 Один из знаков ордена Андрея Первозванного в виде голубой ленты, носимой через правое плечо (право носить ленту давалось только с получением одного из высших орденов). 62 Белый крест на пурпуровом фоне в руке святой великомученицы Екатерины, а в центре креста другой, меньший крест в лучах. Орден был учрежден Петром I для своей жены. Им награждались дамы императорской фамилии и иностранные принцессы. Исключения могли быть сделаны только для лиц, оказавших «чрезвычайную» услугу государству. Так, Петр III наградил им свою фаворитку E. Р. Воронцову; а Екатерина II пожаловала его E. Р. Дашковой (см. об этом: Дашкова, Записки, с. 51–61). Знаки ордена – большие и малые кресты (отличались друг от друга только размерами). 64 Князья Борис, Павел и Алексей Ивановичи и сестра их, княжна Анна Ивановна (по замужеству Безобразова), были дети князя Ивана Никаноровича. Князь Алексей оставил двух сыновей – Никанора и Ивана; у Ивана, женатого на Ергольской, была дочь Анна Ивановна, за князем Николаем Осиповичем Щербатовым; у них две дочери: Аграфена (Римская-Корсакова) и Александра (графиня Толстая). 65 Князь Тюфякин Петр Иванович (1769–1845), действительный камергер и директор императорских театров. 66 Камергер C. В. Салтыков (род. 1726) был посланником в Гамбурге (с. 1755 г.), Париже (с 1762 г.) и в Дрездене. Он был одним из первых фаворитов будущей Екатерины II (тогда супруги наследника), и она сама назвала его в своих «Записках» отцом своего сына Павла, родившегося в 1754 г. «Записки Екатерины II», впервые напечатанные в Лондоне в 1859 г., несмотря на строжайший запрет, ходили в России в списках уже в 1830-е гг. (подробнее см. в предисловии А. И. Герцена к лондонскому изданию «Записок. . .» – Герцен, т. 13. с. 378–387, 591–595).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Консерватором был Й. М. Гёце (1717-1786) - главный пастор Гамбурга с 1755 г. Будучи разносторонне образованным богословом, он заявлял, что верит только Библии и вероисповедным книгам, отвергал Просвещение и все с ним связанное, в полемике часто бывал груб и впадал в крайности. Его постоянно критиковал и высмеивал Г. Лессинг . Гораздо более влиятельными представителями лютеран. консерватизма были нем. философ Ф. В. Шеллинг (1775-1854) и дат. философ С. Киркегор (1813-1855). Прусская уния 1817 г. и конфессиональное движение в Л. в XIX в. После отмены во Франции Нантского эдикта в Бранденбург в 1685-1700 гг. иммигрировали 25 тыс. гугенотов. Курфюрст Бранденбурга, принявший в 1701 г. титул короля Пруссии, оказался главой всего немецкого протестантизма, в то же время кальвинистское давление на Л. резко возросло. 27 сент. 1817 г. кор. Пруссии Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в «Евангелическую Церковь», это событие получило название Прусская уния. В утвержденной королем литургии Евхаристия трактовалась по-кальвинистски. Эта мера была распространена и на другие германские государства, но натолкнулась на сильную оппозицию со стороны конфессиональных лютеран. Многие лютеранские приходы Германии не приняли Прусскую унию. Их особый статус как «свободных церквей» Фридрих Вильгельм IV узаконил в 1845 г. Конфессиональных лютеран, не признавших Прусскую унию, назвали «старолютеране» (die Altlutheraner). Главный противник Прусской унии Й. К. В. Лёэ с 1837 г. и до конца жизни был пастором в дер. Нойендеттельзау близ Нюрнберга и заслужил репутацию идеального пастора. С 1841 г. он активно содействовал эмиграции нем. конфессиональных лютеран в США и формированию там их церковных структур (Миссурийский синод и др.). С 1848 г. Лёэ начал борьбу за лютеран. конфессионализм в Баварии. При этом основное внимание он уделял литургии, видя в ней мистический центр всей деятельности прихода. После образования Германской империи в 1871 г. церкви по-прежнему зависели от государей составлявших ее монархий.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

Середина и вторая половина XVIII века – период интенсивного строительства в монастыре, когда появились его наиболее интересные здания и сооружения. Уже в 1751–1755 годах на месте старых восточных святых ворот строится надвратная церковь Преподобного Нила. Первый ярус этого здания – проездные ворота с двумя калитками по бокам, через которые проходили прибывшие в монастырь богомольцы, а верхний ярус – сама церковь , напоминающая надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря в Москве 1713 г. Из заброшенного монастырька, какие десятками возникали в XVI-XVII веках, пустынь превратилась в один из крупнейших монастырей России, стала центром монашествующих на острове. Даже в небольшие праздники от наполнявших Нилов монастырь паломников становилось тесно в старом монастырском соборе. В начале XIX века монастырь был настолько богат и популярен, что его настоятель просит «дозволения снестись с архитектором Росси ...Ея Императорское величество княгиню Екатерину Павловну ...о составлении плана для нового собора». Карл Иванович с большой охотой принялся за этот проект монастырского собора и вскоре его закончил. Но но неизвестным причинам план Росси так и не был осуществлен. И только в 1821 г. было начато строительство нового Богоявленского собора по проекту И.И. Шарлеманя. Этот архитектор вначале предлагал свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, но его замысел не удовлетворил петербургские власти, и проект без всякого изменения осуществили в Ниловой пустыни. Интересно, что в 1845–1851 годах на другом конце земли, в 257 верстах от Иркутска, при Туранских горячих минеральных водах была основана Туранская мужская пустынь во имя Нила Столобенского – настолько личность преподобного Нила Столобенского была популярна. Но к началу нашего века Нилова пустынь начала постепенно беднеть. Сократилось количество монахов. Недолгое оживление монастырь, как и город Осташков, пережил в связи с открытием железнодорожной ветки Бологое – Великие Луки, но и оно длилось несколько лет. Началась Первая Мировая война, разгорелась революция. В 1919 г. мощи преподобного, как и большинства русских святых были вскрыты. Большевики не замедлили закрыть монастырь, дабы «ликвидировать зревший в монастыре заговор». На его территории была образована коммуна, затем детская трудовая колония. Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь, на высоком холме у пристани – братская могила воинов, умерших в госпитале от ран. Вскоре после войны на территории бывшего монастыря расположился Дом престарелых, затем турбаза «Рассвет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010