Невидимые нити протягиваются от шатров Ханаана к берегам Иордана, где восемнадцать веков спустя прозвучат слова: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин 3:36). Так среди сумерек многобожия возникла та точка в истории мира, которая должна была расти, расширяться и превратиться в конце концов в народ Завета, в народ Божий, в ветхозаветного предтечу Церкви. Пожалуй, ничто так ярко не символизирует то непоколебимое основание, на котором утвердилась ветхозаветная религия, как рассказ о жертвоприношении Авраама. Однажды, повествует Книга Бытия (Быт. 22), Бог обратился к своему избраннику: «Возьми сына своего единственного, Исаака, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор». Авраам не поколебался. Он пошел на эту жертву с такой же твердостью, с какой смотрел в глаза смерти во время своих военных походов. Он слишком верил своему Богу, чтобы проявить малодушие. И вот идут они к месту жертвоприношения, отец и сын. «Отец мой, — спрашивает Исаак, — вот огонь и дрова, а где же ягненок для всесожжения?» «Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения, сын мой», — отвечает Авраам. «И шли они вместе и пришли на место, о котором сказал ему Бог, — повествует Библия. — И устроил Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров». И только собрался патриарх нанести роковой удар, как услышал голос Божий: «Не поднимай руку на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына своего единственного для Меня». В истории жертвоприношения Авраама мы должны видеть отображение той горячей преданности Богу и вере, которая была присуща Аврааму и его людям, преданности, не страшившейся никаких жертв. В столкновении с исполинским сфинксом природы народ–богоискатель сумел отстоять независимость духа. Язычество Востока и Запада воспринимало мир как нечто неподвижное и статичное; магизм замыкал его в вечном круговороте циклов. В религии же потомков Авраама внутренняя структура мироздания раскрывалась как Становление, Динамика и Развитие. Сыны Израиля. Ханаан — Египет, ок. 1750—1680 гг. до Р.Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

«Общая, единодушная, искренняя молитва перед началом учения есть верная порука за добрые успехи в делах начальствующих, учащих и учащихся (дружно здесь собравшихся), по непреложному уверению Самого Господа, Первоначала всего и единственного Учителя: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф.7:7–8 ). Напротив, кто по высокоумию, или нерадению, начинает дело без молитвы, тот и при видимых успехах нередко сам же вредит своему делу, или по крайней мере строит здание свое на песке: все труды его иногда уничтожаются в один час. И это именно потому, что дело делалось без твердой основы всего, без Бога; ибо то только дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концем Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, – от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, – от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотой и энергией преподавать разные познания детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах, и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй её, в нравах является деморализация и труд самого блестящего образования нередко разбивается в дребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова» 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако большую проблему в библейской хронологии составляют периоды совместного правления отца с сыном и то, что нужно отчислить на время междуцарствия. Заканчивая рассуждения о библейской и исторической хронологии следует отметить, что эта наука не в состоянии ещё окончательно раскрыть все проблемы абсолютной хронологии. А потому большинство учёных вынуждены придерживаться так называемой «средней хронологии», в которой за опорную точку («привязку») взята дата правления вавилонского царя Хаммурапи – 1792 –1750 гг. до Р.Х. По изложенным выше причинам дата эта – условная, с возможной ошибкой ± 64 года. Однако некоторые авторитетные исследователи предпочитают даты 1856 или 1842 г., а в последнее время было проведено несколько довольно веских аргументов в пользу даты 1728 г. до Р.Х. с.313]. В генеалогии колена Иудина библейский летописец упоминает четырёх сыновей Иосии – 16-го царя Иудейского царства: «Сыновья Иосии: первенец Иоахаз, второй Иоаким, третий Седекия, четвёртый Селлум» ( 1Пар.3:15 ). После смерти Иосии царский престол наследовали трое его сыновей – Иоахаз, Иоаким, Седекия и внук Иосии – Иехония, сын Иоакима. Присмотримся более внимательно к этим последним правителям Иудейского царства. 17. И о а х а з (609) – «И взял народ Иоахаза, сына Иосиина и воцарили его вместо отца его. 23-х лет был Иоахаз, когда воцарился, и 3 месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны» ( 4Цар.23:30–31 ). – «И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и воцарили его вместо отца его в Иерусалиме. 23-х лет был Иоахаз, когда воцарился, и 3 месяца царствовал в Иерусалиме» ( 2Пар.36:1–2 ). – «Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии»... ( Иер.22:11 ). 18. И о а к и м (609–597) – «И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосии, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима... 25-и лет был Иоаким, когда воцарился, и 11 лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федани, из Румы» ( 4Цар.23:34:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

De LXX interpretibus 89,588A–589D Testamentum ad cives (fragmenta) Epistula ad Joannem Hieroso-lymitanum (лат.) 11 (fr. gr.) 43, 379–392 Epistola ad Hieronymum (лат.) 43, 391–392 Epistula ad Eusebium, Marcellum, Vivianum, Carpum et ad Aegyptios (fragmentum) Epistula ad clericos Aegypti (fragmenta) (сир.) —599— Латинское название TLG (2021) 3760, cp.3744 Fragmenta in catenis: 3761/1–11 4102/1, 8, 39 Scholia in Genesim Scholia in Psalmos 43, 244D–245A Scholia in Proverbia 3761/3 Scholia in Matthaeum – 4102/1 (P. 25:23) [a] Scholia in Marcum 3761/5 Scholia in Lucam 3761/6 Scholia in Iohannem 3761/7 —600— Латинское название TLG (2021) Scholia in Actus 3761/8, ср. 3745 Scholia in epistulas Pauli – 4102/39 (P. 555:33–556:7) Scholia in catena coptica 3761/10 Scholia in catena arabica 3761/11 Spuria Латинское название TLG (2021) BHG 1143 43, 485–501 Homilia VII: In sanctam Christi Resurrectionem 43, 505–508 (лат.) —601— Латинское название TLG (2021) Homilia de hypapante (не-изд.) BHG a 1956s Homilia de nativitate (неизд.) BHGs 1894i Tractatus de numerorum mysteriis 43, 508–517 De prophetarum vita et obi tu (recensio prior) 21=1750/X02 BHG a 1585, 741c, 778d, 778f, 2155 43, 393–413 De prophetarum vita et obitu (recensio altera) 22=1750/X03 BHG a 1587, 778e–f, 958d, BHG n 484xb, 2155b 43, 415–428 Enumeratio lxxii prophetarum et prophetissarum (textus) 20=1750/X01 BHG 1591a 23=1750/X04; част. 24=1750/X05 BHG 150–150d, BHG n 150m 1750/4 BHG 151–152b Index anonymus graeco-syrus BHG 154 Index apostolorum cum appendiculis BHG 153c Index discipulorum (textus) 3781, cp. 3780 24=1750/X05 BHG 150i–k, 152k —602— Латинское название TLG (2021) 43=1750/X06 Nomina apostolorum BHG a 156n Commentarii in hexameron (араб.) (эфиоп.) Homiliae in Lucam (арм.) Testimonia ex divinis et sacris scripturis (=De divina inhumanatione) Notitiae episcopatuum 3788 (5560) 65, 161C–167A 29. Cp. TLG 7051/1 (P. 299:3–10) De Trinitate (fragmentum) 30. Cp. TLG 7051/1 (P. 317:5–8) Epistula ad Theodoretum (!) imperatorem

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Число иезуитских коллегий и академий уже в 1679 году доходило до 34; в 1750 году оно поднялось до 44; священнических семинарий в 1679 году было три, в 1750 году -десять; число резиденций и миссий в 1679 году – семь, в 1750 году – 108; число новициатов в 1679 году- два, в 1750 году – пять; число домов профессов в 1679 году – три и столько же в 1750 году. Мне не известно, сколько было иезуитов в Польше в 1679 году, но в 1750 году их было 2097, из них 1027 священников. Следовательно, на каждые 600 жителей приходилось по 1 иезуиту. Эти цифры говорят сами за себя. Между тем как Польша гигантскими шагами приближалась к своей гибели, число иезуитских школ и учреждений росло так быстро, что в 1750 году генерал должен был создать из Польши специальную ассистенцию. Иезуиты в Швеции и Англии Своими успехами в Польше, Германии и Франции Общество Иисуса было обязано поддержке сильной католической партии. В Швеции оно думало укрепить свое положение, опираясь на милость короля, склонявшегося к католицизму. Юхан III Ваза [Юхан III (Иоанн) (1537–1592) -шведский король в 1568–1592 гг], серьезный, образованный, склонный к мечтательности государь, стал с 1568 года, под влиянием своей жены, польской принцессы Екатерины, все более и более удаляться от лютеранства и стремиться к сближению с Римом. В 1574 году папа Григорий XIII послал в Стокгольм польского иезуита Станислава Варшевича с целью укрепить Юхана III в его решении. В том же году король назначил иезуита норвежца Николаи профессором в только что основанную богословскую школу. Николаи вел себя внешне как лютеранин, но, естественно, воспользовался своим положением, чтобы вести католическую пропаганду среди молодых кандидатов на должность евангелического пастора. Вскоре он смог послать шестерых из них в Рим для завершения образования в германской коллегии. В 1578 году папа прислал в Швецию искусного отца Поссевино продолжать переговоры о возвращении страны к католицизму. Поссевино удалось без труда устранить последние сомнения короля. Юхан не только принял причастие из рук Поссевино по католическому обряду, но и поручил воспитание своего сына Сигизмунда, будущего польского короля Сигизмунда III, двум иезуитам, которые сопровождали Поссевино. Однако он обусловил подчинение Швеции папскому престолу очень большими уступками со стороны папы: он требовал разрешения брака для священников, богослужения на народном языке и причастия под обоими видами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

43, 391–392 Epistula ad Eusebium, Marcellum, Vivianum, Carpum et ad Aegyptios (fragmentum) 3760, cp. 3744   Fragmenta in catenis: 3761/1 – 11 4102/1, 8, 39 Scholia in Genesim Scholia in Psalmos 43, 244D-245A Scholia in Proverbia 3761/3 Scholia in Matthaeum – 4102/1 (P. 25:23) [a] Scholia in Marcum 3761/5 Scholia in Lucam 3761/6 Scholia in Iohannem 3761/7 Scholia in Actus 3761/8, cp. 3745 Scholia in epistulas Pauli – 4102/39 (P. 555: 33–556:7) Scholia in catena coptica 3761/10 Scholia in catena arabica 3761/11 Spuria Латинское название TLG (2021) BHG 1143 43, 485–501 Homilia VIÏ In sanctam Christi Resurrectionem 43, 505–508 (лат.) Homilia de hypapante (неизд.) BHG» 1956s Homilia de nativitate (неизд.) BHG» 18941 Tractatus de numerorum mysteriis De prophetarum vita et obitu (recensio prior)(De Vitis Prophetarum eorumque obitu ac sepultura) 21==1750/X02 BHG» 1585, 741c, 778d, 778f, 2155 43, 508–517 De prophetarum vita et obi­ BHG» 1587, 43, 393–413 tu (recensio altera) (De Vitis Prophetarum) 1750/X03 778e-f, 958d. BHG» 484xb, 2155b 43, 415 – Enumeratio lxxii prophetarum et prophetissarum (textus) 20==1750/X01 BHG 1591a 23=1750/X04; част. 24 17)0X0) BHG 150–150d, BHG» 150m 1750/4 BHG 151–152b Index anonymus graecoyrus BHG 154 Index apostolorum cum appendiculis BHG 153c Index discipulorum (textus) 3781, cp. 3780 24==1750/X05 BHG 150i-k, 152k 43==1750/X06 Nomina apostolorum BHG a 156n Commentarii in hexameron (араб.) (эфиоп.) Homiliae in Lucam (арм.) Testimonia ex divinis et sacris scripturis (=De divina inhumanatione) Notitiae episcopatuum 3788 (5560) 63. 161C-167A 29. Cp. TLG 7051/1 (P. 299: 3–10) De Trinitate (fragmentum) 30. Cp. TLG 7051/1 (P. 317: 5–8) Epistula ad Theodoretum (!) imperatorem 89, 588–589 89, 596–597 Армянские тексты Латинское название TLG (2021) Sermo de Antichristo Sermones variï 3793/a-b Oratio de imagine Edessena 3793/a Homiliae 3793/b Литургика Латинское название TLG (2021) 43,1285–1328 Fragmenta precationis et exorcismi [Sp.] (Sanctii Epiphanii Precatio et Exorcismus ad Immundum Spiritum Ejicidendum)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

У преосвященного Вениамина нижегородского вышло крупное недоразумение с управителем Мокшанского Духовного Правления. Управитель не принял в 1749 г. указав из Нижегородской Консистории и посланным оттуда прямо заявил, что он находится в ведении астраханского епископа Илариона, а не в Нижегородской епархии. 23 декабря 1749 г. из Мокшанска, официально уведомили епископа Вениамина, что Мокшанску промеморией с резолюцией епископа астраханского Илариона велено быть в ведении Пензенского Дух. Правления, следовательно, в Астраханской епархии. Нижегородский владыка усомнился и сделал (22 января 1750 г.) запрос Св. Синоду о том, к какой епархии должен принадлежать Мокшанск. Не получив ответа, епископ Вениамин во втором доношении Св. Синоду (23 марта 1750 г.) объяснял, что действительно Мокшанск, а равно Саранск вместе с уездными селами по гражданскому управлению принадлежали к Пензенской провинции, но по духовному управлению такого единства не было. Например, в Саранском Духовном Правлении ведались села разных уездов – Арзамасского, Алаторского, Краснослободского, Темниковского, Симбирского и Пензенского, а села Саранского уезда были в других Духов. Правлениях. Что касается самого города Мокшанска, то издревле он числился в Саранской десятине и ведался там, а не в Пензенском Дух. Правлении. По всему видно, что нижегородский владыка направлял дело в свою пользу, хотя доношение заканчивал просьбой указа «оному г. Мокшанску быть ли, по-прежнему, в Нижегородской епархии, или по-новому – в Астраханской». Прошение духовенства г. Мокшанского и его десятины (28 мая 1750 г.) дало делу оборот не в пользу епископа Вениамина. Мокшанское духовенство просило Синод приписать их «по удобству» к Астраханской епархии. Позже всех (21 июля) писал в Синод епископ Иларион, «уповательно» просивший, в виду продолжающихся недоразумений точно указать, в какой епархии ведать г. Мокшанск. Одновременно с нижегородским епископом Вениамином подал доклад в Св. Синод (в начале февраля 1750 г.), казанский епископ Лука о г. Петровске, приписанном вместе с Корсунью (26 мая 1749 г.) к Казанской епархии. Но г. Корсунь был отписан к Астраханской епархии. В указе об отписке Корсуня ничего не было сказано о Петровске. Петровский протопоп требовал всяких ответов по делам тамошнего Дух. Правления от Казанской Консистории. Поставленный в некоторое затруднение этими запросами, епископ Лука спрашивал у Св. Синода разъяснения: быть-ли Петровску вместе с Корсунью в Астраханской епархии, или в Казанской. В Синоде накопилось достаточно всяких справок, чтобы решить вопрос о Мокшанске и Петровске в пользу того, чтобы «отдать их в полное по всяким делам ведение» астраханскому владыке, а деньги отсылать в Синодальное Экономическое Правление. По справкам оказалось, что от Мокшанска до Пензы – 35 вер., а до Петровска – 90 вер. О приписке обоих городов с десятинами к Астраханской епархии (с 19ноября 1750 г.) всюду были посланы указы. 620

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На 16/ХI была назначена утром репетиция к предстоящему концерту. Ал. Андр. утром встал, сел к столу, на обращенный к нему вопрос жены успел лишь промолвить «грудь» и.… перестал жить. 18/ХI 1924 г. Ал. Андр. был похоронен на Ольшанском кладбище в Праге. В октябре 1925 г. тело Ал. А-ча, согласно высказанной им воле, было перевезено его женой в Петроград и там, после соборно совершенной заупокойной литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора Архангельского, было предано погребению на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре. П. Милославский Программы некоторых концертов А. Архангельского 1900 год. Петербург Отделение I. «Ave Regina» (8 голосов) Томас де Витториа (ок.1548–1619) «Kyrie eleison» Дж. да Палестрина (1525–1594) «Dixit Dominus» Клаудио Монтеверди (1567–1643) Хорал «Христос, моя радость» И.С.Бах (1685–1750) Хорал «Что тебя смущает» И.С.Бах (1685–1750) Хорал (заключительный) «Сгиньте, злые духи» И.С.Бах (1685–1750) «На реках Вавилонских» Ш. Гуно (1818–1893) Отделение II. «Вечери Твоея тайныя» П.Турчанинов «Призри на ны, Всепетая Богородице» А.Львов «Иже херувимы» М.Глинка «Отче наш» П.Чайковский «Тебе поем» А.Архангельский «На Тя, Господи, уповах»      Д. Бортнянский 1903 год. Петербург. Зал Дворянского Собрания В день 20-летия существования хора Отделение I. Из мессы «Gaudeamus» «Christe eleison» Жоскен Депре (1445–1521) «Miserere» (покаянный псалом) Орландо Лассо (1520–1594) «Impoperin» Палестрина (1514–594) Заключительный хор из «Passione» Г. Шюц (1585–1672) Фуга из кантаты 106 И.С.Бах (1685–1750) «Mein Gotte» Ф. Мендельсон (1809–1847) «Ave Джузеппе Верди (1813–1901) Отделение II. «Тик Так Ток» Комический мадригал Орацио Векки (1550–1605) «Море широкое» А.Танеев «Ангел»      Э.Направник «Повеяло черемухой» А.Копылов «Устало все кругом» А.Аренский «Ручей»       Б. Гродский «Солнце и месяц» А. Гречанинов «Осень» А.Гречанинов «Грозовые тучи» Ц. Кюи 1 декабря 1900 год.Петербург. Зал Дворянского Собрания Духовный концерт Петербургских церковных хоров под управлением А. А. Архангельского в пользу Церковно-Певческого Благотворительного общества

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Клеманом (1714-1793). В 1733-1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 опубл. в общей сложности 43 тома). Др. монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» (Recueil des historiens des Gaules et de la France), начатое М. Буке (1685-1754). В 1738-1786 гг. М. успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в др. странах Европы в XIX в., в т. ч. «Monumenta Germaniae Historica» . В целом с сер. XVIII в. в трудах М. все больше места занимала не патрология или история Церкви, а светская история, в т. ч. работы по истории отдельных франц. провинций и городов ( Morice P.-H. Histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1750-1756. 2 vol.; Plancher U., Merle Z. Histoire générale et particulière de Bourgogne. Dijon, 1739-1781. 4 vol. и др.). Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель Дельрю обратился к кор. Людовику XV с предложением использовать научный потенциал М. для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных ученых этого периода были Р. П. Тассен (1697-1777) и Ш. Ф. Тутен (1700-1754), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» (Nouveau traité de diplomatique. P., 1750-1765. 6 vol.), к-рый развивал идеи Мабильона. В 1750 г. Ш. Клемансе (1703-1778) совместно с Дюраном и М. Дантином (1688-1746) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» (L " Art de vérifier les dates. P., 1750. 2 vol.), впосл. многократно переиздававшийся (подробнее библиографию изданий М. см.: Baudot. 1928. Col. 423-442). М. занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3-4 тыс.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010