Доходы И. В. м. складывались из окладного жалованья, продажи хлеба и сена, а также из денежных средств, полученных от адм. деятельности. В 1750 г. монастырь имел 1712 р. доходов и 1268 р. расходов (100 р. из них - жалованье солдатам и офицерам, проживавшим при монастыре). В 1763 г. монастырь получил с 1581 крестьянина 3604 р. сбора. Вотчины И. В. м. соседствовали с владениями Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мон-ря , московского Архангельского собора, Александро-Невской лавры, Тверского архиерейского дома, синодальных крестьян и с помещичьими усадьбами. Экономическая политика монастырских властей в 1-й пол. XVIII в. была направлена на поддержание крестьянских хозяйств за счет развития арендных отношений, предоставления ссуд и налоговых льгот. Но в обстановке земельных конфликтов 1700 г.- 60-х гг. XVIII в. монастырские власти не могли обеспечить эффективную защиту интересов своих крестьян, к-рые все чаще требовали перевести их в разряд государственных. В 1757 и 1760 гг. для усмирения волнений монастырских крестьян вызывались воинские команды ( Вдовина. 1988. С. 42-43, 193-201). Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) По указу от 26 февр. 1764 г. И. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату в братии было 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 монахов. Мон-рю полагались 250 р. годового жалованья, участок земли под пашню, огород и сенокос. В 1764-1765 гг. в И. В. м. перевели насельников упраздненных Возмицкого и неск. др. мон-рей. И. В. м. использовался как место содержания колодников, и в 1766 г. настоятель добился выделения на их содержание средств из Волоколамской воеводской канцелярии. Указом имп. Павла I оклад мон-ря был повышен, а земельные угодья увеличены до 30 дес. Основной доход (ок. 40 тыс. р.) И. В. м. получал от сдачи в аренду домов подворья в Москве под торговые палатки. Поступали доходы и от монастырской усадьбы (загородного двора, огорода, пашен, озер, леса), мельницы в с.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [ГОРБАНЕВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Горбанёвская икона Божией Матери Горбанёвская икона Божией Матери (празд. 30 июня), явлена в 1-й пол. XVIII в. (по др. источникам - в 1-й пол. XVII в.). Обрел икону казак Горбань в пустыньке в 5 верстах от Полтавы (ныне с. Горбанёвка Полтавского р-на Полтавской обл., Украина), где он вел хозяйство и имел пасеку. Во время сенокоса коса Горбаня переломилась, задев образ Пресв. Богородицы. На лике Божией Матери, под правым глазом, казак увидел рану, невольно нанесенную им иконе, из глаза истекла слеза; следы удара и слезы до сих пор явственно видны на иконе. Края обретенной иконы были обрезаны - возможно, образ был изуродован в период Северной войны 1700-1721 гг. Горбань перенес икону в дом и сообщил о случившемся духовному начальству. Вскоре в сел. Горбанёвка, к-рым владела помещица Стороженкова, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, где была поставлена Г. и. Чудеса от иконы тщательно проверялись и записывались в церковную книгу (не сохр., записи велись до 1917). На месте обретения иконы - на расстоянии ок. 2 верст от храма - забил целебный источник, существующий и в наст. время. В 1997 г. над источником была устроена небольшая часовня на месте прежней, разрушенной. На пожертвования верующих и заботами свящ. Евтихия Павловского в 1818 г. была возведена каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 30-х гг. ХХ в. ц. Рождества Пресв. Богородицы в Горбанёвке была разрушена, чудотворный образ спрятали прихожане. С 1949 по 1962 г. Г. и. находилась в Преображенском соборе Полтавы, после разрушения к-рого в 1962 г. была перенесена в Свято-Макариевский храм, ставший с того времени кафедральным собором, где и находится поныне. Начиная с 1850 г. ежегодно 30 июня Г. и. в сопровождении мн. тысяч богомольцев переносилась в Полтаву, где оставалась в Успенском кафедральном соборе 40 дней (до 10 авг.), а затем возвращалась в Горбанёвку. В наст. время Г. и. пребывает в Успенском соборе с 30 июня по 30 сент., затем к Покрову Пресв. Богородицы ее переносят в Горбанёвку. Посвященные Г. и. архиерейские богослужения проходят 2 раза в год - 13 июля и 12 окт. (по н. ст.). 13 июля совершается крестный ход из кафедрального храма к источнику у места обретения святыни. Иконе составлены тропарь и кондак. Каждое воскресенье за вечерним богослужением перед образом попеременно поется Акафист Богородице или созданный в 60-х гг. неизвестным автором Акафист Богородице в честь Ее иконы «Горбанёвская» (с 2000 в ред. прот. Георгия Зверева).

http://pravenc.ru/text/166173.html

В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (1-й - 1693, 2-й - сер. 60-х гг. XVIII в.-1818) и ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1699), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в нач. XVIII в. и не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) ц. (1705-1712, не сохр.), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская ц. (1699-1717, не сохр.) и Спасский монастырский собор (1740, не сохр.). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для рус. каменной архитектуры и известные лишь в Вел. Устюге (собор Иоанно-Предтеченского мон-ря, 1695-1740, не сохр.) и Иркутске (собор Вознесенского мон-ря, 1749-1767, не сохр.). Считается, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1714-1723) и Всехсвятской (1723, не сохр.) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения неизвестны. К переходному типу принадлежала Тихвинская ц. в с. Красном (ныне в черте Кирова, 1715, не сохр.), четверик к-рой со стороны трапезной был 3-гранным при традиц. 3-апсидном алтаре с востока. Особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова мон-ря (ок. 1700) с ее сдержанным нарышкинским декором, построенная, очевидно, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего мон-рей. Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Указ имп. Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме С.-Петербурга (1714), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 40-х гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

а. возникали сложности с замещением вакансий. С 1700 по 60-е гг. XVIII в. выпускники академии занимали большинство архиерейских кафедр на территории совр. России. За это время епископами стали ок. 70 воспитанников К.-М. а., еще несколько десятков киевских ученых монахов стали настоятелями монастырей на территории России. Киевские монахи назначались для служения в дипломатических представительствах Российской империи. Выпускниками академии были первые начальники Русской духовной миссии в Пекине архимандриты Иларион (Лежайский) и Антоний (Платковский) . Только в годы царствования Екатерины II выпускники академии лишились прежней привилегии при назначении на архиерейские кафедры. Однако и с 1760 по 1817 г. епископами стали ок. 30 воспитанников академии. На местах служения выходцы из Киева, как правило, открывали школы по образцу К.-М. а. Так, ими были основаны школы в С.-Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Вятке, Казани, Костроме, Новгороде Великом, Смоленске, Суздале, Твери. Неотъемлемой частью истории К.-М. а. являются и ее связи с белорус. землями, к-рые традиционно входили в юрисдикцию Киевской митрополии. Братское движение на рубеже XVI и XVII вв. в равной степени охватило как украинские, так и белорус. территории. Так, ректор Братской школы Иевлевич был уроженцем Могилёва. Сохранившиеся списки свидетельствуют, что в Киеве обучались студенты, приходившие из Белоруссии. В XVII-XVIII вв. для епископского служения в Белоруссию регулярно направлялись преподаватели и ректоры Киевской школы: Сильвестр (Косов), Иосиф (Кононович-Горбацкий), братья Иосиф и Иероним (Волчанские), Амвросий (Юшкевич) , Михаил (Козачинский) и др. Но наиболее известным воспитанником К.-М. а., служившим на территории Белоруссии, был свт. Георгий (Конисский) , в 1755 г. возглавивший Могилёвскую кафедру. По его инициативе была учреждена Могилёвская ДС по образцу К.-М. а. В качестве преподавателей в нее были приглашены выходцы из Киева. Свт. Георгий защищал права правосл. населения Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Эта катастрофа привела к новой консолидации иудаизма исключительно на основе фарисейско–раввинических учений, которые должны были заменить евреям, все больше уходящим в диаспору, и погибший Храм, и государство, которое не удалось возродить; учения эти фиксируются в Талмуде. Именно теперь завершается становление идентичности иудаизма. Осколки внефарисейских групп, не принявших талмудической интерпретации данного Торой закона, влачили, повидимому, более или менее маргинальное существование: после арабского завоевания и осуществленной арабами регистрации религиозных общин они заявили о себе в середине VIII в. как караимы. Во второй половине 1–го тысячелетия произошла фиксация масоретского текста Библии с диакритикой и пунктуацией. Средневековый этап иудаизма ознаменовался прежде всего продолжением систематизации различных компонентов его вероучения, от библейской экзегезы, где особое значение имел труд Раши (Шломо Ицхаки, 1040–1105), через доктринальные синтезы Саадьи и Маймонида до мистических систем каббалы («Зогар») и затем, уже на исходе Средневековья, у Ицхака Лурии и его школы. На заре Нового времени болезненные переживания восточно–европейского еврейства (особенно массовые погромы, сопровождавшие в середине XVII в. действия Богдана Хмельницкого) снова обострили мессианские ожидания; Саббатай Цви (1626–76)объявил себя Мессией в 1665 г., на смену ему пришли в XVIII в. в Польше Иакоб Франк, а также Израиль из Меджибоза по прозванию Бешт (ок. 1700–60), осуществивший синтез каббалы с народной культурой набожного веселья и таким образом основавший хасидизм. В. том же XVIII в. предпринимаются попытки интегрировать иудаизм культурной парадигмой европейского Просвещения в ее религиозном варианте (М. Мендельсон и др.), из которых развивается в XIX в. течение Гаскалы, в свою очередь подготовившее современный либеральный иудаизм. Сложно отношение между иудаизмом и сионизмом. Святость «земли Израиля» — для иудаизма религиозная ценность, однако возвращение евреев на эту землю мыслилось как эсхатологический знак мессианского времени, и то, что сионизм развивался как движение секулярное, в котором большую роль играли социалисты, создававшие безрелигиозную атмосферу в сельскохозяйственных кооперативах — «киббуцах», что в итоге возникло не царство Мессии, а парламентская республика (хотя и с уступками иудаизму как государственной религии), что восстановление еврейского государства не привело к чаемому веками восстановлению Храма, — все это вело к неприятию израильского государства наиболее крайними фундаменталистами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Наиболее ранний пример - ц. Казанской иконы Божией Матери (1695, не сохр.), построенная стольником кн. Ф. М. Козловским в с. Некрасове Малоярославецкого у. Ее фасадный декор из кирпича напоминал церкви эпохи царя Алексея Михайловича ( Преображенский. 1891. С. 74. Табл. 12). Над асимметричным юж. приделом с трапезной была надстроена шатровая колокольня. Следующие по времени храмы близки стройностью пропорций и изысканностью декора к столичным прототипам и скорее всего создавались в поместьях Щербачёвых приглашенными из Москвы мастерами: ц. Знамения (1696) в с. Мезенцеве (Мещовский р-н) и ее аналог - Никольская ц. в с. Гришове (бывш. Людемск, Бабынинский р-н; Шорбан. 2008. С. 57, 61). Оба храма имеют 2-светные четверики (с 8-гранными окнами 2-го света), крупные высокие восьмерики, пониженные обширные алтари 3-лопастных очертаний, равноширокие четверику трапезные. Прямоугольные окна украшены наличниками с колонками на белокаменных кронштейнах и разорванными фронтонами с белокаменными «луковицами» в вершине; грани восьмериков подчеркнуты 3/4-ными колоннами на белокаменных кронштейнах. Церковь свт. Алексия, митр. Московского, в Подкопаеве. Рис. фасада, планы церкви и колокольни по М. Т. Преображенскому В 1-й трети XVIII в. в епархии возвели более 50 каменных храмов, из них ок. 10 - в городах (больше всего в Калуге), где наиболее распространенным оставался тип бесстолпного храма с высоким четвериком в 2 света, завершенный пятиглавием. В Калуге подъем строительства начался уже на рубеже веков, когда были возведены 3 незаурядных храма: Спасская ц. «за верхом» (1700), ц. вмч. Георгия «за верхом» (1700-1701) и ц. вмч. Георгия «за лавками» (1700-1705; см.: Фехнер. 1971. С. 55, 60, 64). Церкви Спасская «за верхом» и вмч. Георгия «за лавками» - это 5-главые четверики, а выстроенная по заказу купца Коробова ц. вмч. Георгия «за верхом» - 2-этажный храм с открытыми боковыми гульбищами 2-го этажа на аркадах (в кон. XVIII в. на гульбищах поставили столбы и сделали кровли). В наружном оформлении этих построек наряду с декоративными элементами предыдущего столетия (напр., широкие зубчатые карнизы из рядов «пилы») применены формы нарышкинского стиля: в декорации ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

П. 26Аа 111. 32. Сборник проложных житий и повестей. Ок. 1700 г. П. 25Аа 118. 33. Сборник смешанного содержания. XVI в. П. 37/Аа 108. 34. Тактикой Никона Черногорца. Не позд. 1696 г. 2 т. П. 14Аа 178, П.15Аа179. 35. Торжественник минейный (сборник житий и поучений). XVI в. П. 28Аа 106.     Собрание М. П. Погодина (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 36. Матица Златая. Кон. XV – нач. XVI в. Погод. 1024. 37. Пролог на сентябрь—февраль. 2-я пол. XIV в. Погод. на март—апрель. Нач. XIV в. Погод. 60.    Собрание Н. П. Румянцева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва) 38. Житие прп. Авраамия Смоленского. Нач. XIX в. Рум. 161. 39. Житие прп. Кирилла Белозерского и житие и сказание о чудесах свв. мчч. Бориса и Глеба. 1555 г. Рум. 152. 40. Жития российских святых. Нач. XIX в. Рум. 160. 41. Жития российских чудотворцев. 1706 г. Рум. 156. 42. Кормчая. Кон. XV в. Рум. 231. 43. Кормчая. 1620 г. Рум. 238. 44. Кормчая Лукашевичевской редакции. XVI в. Рум. 233. 45. Кормчая редакции Вассиана Патрикеева. XVI в. Рум. 236. 46. Кормчая русской редакции. Нач. XVII в. Рум. 235. 47. Кормчая сербской редакции. Поел. треть XV в. Рум. 232. 48. Обиход церковный. Нач. XIV в. Рум. 284. 49. Пергаменный сборник с поучениями прп. Феодосия Печерского. XV в. Рум. 406. 50. Пролог на март—август. Кон. XV—haч. XVI в. Рум. 321. 51. Сборник житий. 2-я пол. XVII в. Рум. 371. 52. Сборник смешанного содержания. Кон. XVII—haч. XVIII в. Рум. 364. 53. Службы и жития российским святым. XVI в., не ранее 1594 г. Рум. 397. 54. Торжественник минейный. Кон. XV – нач. XVI в. Рум. 435. 55. Торжественник минейный. Нач. XVI в. Рум. 434. 56. Торжественник минейный. Нач. XVI в. Рум. 436. 57. Федоров Анания. Историческое извещение о богоспасаемом граде Суждали. 1821 г. Рум. 5.    Собрание Санкт-Петербургской Духовной Академии (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 58. Дубенский сборник (сборник толкований на канонические статьи и поучений).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Г. составил собственную версию калофонического Стихираря, получившую широкое распространение в рукописной традиции. Этот сборник известен как в полном виде, содержащем стихиры минейного и триодного круга (напр.: Lesb. Leim. 236, нач. XVIII в.; Xeropot. 296, 300, 301; Pantel. 907; Lesb. Leim. 351; Lesb. Hypsel. 39; 43; Pantel. 932, все - 1-й пол. XVIII в.), так и в виде отдельных книг: Стихираря Минеи (Xeropot. 314, кон. XVII - нач. XVIII в., ркп. мон. Гавриила; 316, нач. XVIII в.; Doch. 330, 1700 г., ркп. иером. Даниила Ватопедского; Doch. 329; Konstamon. 84, 1748 г.; БАН. РАИК. 50, 1749 г.) и Стихираря Триоди и Пентикостария (Xeropot. 315, кон. XVII - нач. XVIII в.; 331, нач. XVIII в.; 293, 1719 г.; Doch. 320, сер. XVIII в.; 347, 1-я пол. XVIII в.; Gregor. 33 1-я пол. XVIII в.). Сокращение Стихираря Г. могло быть сделано и по жанровому принципу: в виде Доксастария - отдельного сборника стихир на «Слава:» (Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Pantel. 933, 905 - Доксастарий Хрисафа Нового и Г., 1-я пол. XVIII в.; Gregor. 29 2-я четв. XVIII в.; Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.), иногда вместе с подобнами (Xen. 113, сер. XVIII в.) или в виде Анфологий Стихираря, напр. содержащих стихиры одного вида: самогласны (Dionys. 574, кон. XVII - нач. XVIII в.; Doch. 318, нач. XVIII в.; Pantel. 1027, 2-я - 3-я четв. XIX в.; Gregor. 10, нач. XIX в.) или догматики (Xeropot. 360, 2-я пол. XVIII в.). Исходя из особенностей мелоса, в греч. рукописной традиции кон. XVII-XVIII в. следует отличать Стихирарь Г. и Хрисафа Нового (c их «украшением» - κατ καλλωπισμν - Dionys. 574) от Стихираря Космы Македонца, составленного приблизительно в то же время или немного позднее (автограф: Doch. 373, 1683 г.). В XIX в. песнопения Стихираря (Доксастария) Г. были «переведены» в нотацию нового метода хартофилаксом Хурмузием , иеромонахами Иоасафом Дионисиатом , Николаем Дохиаритом и др. мелургами (Dionys. 651, 652, 1-я пол. XIX в.; 693, сер. XIX в.; Doch. 1245, ок. 1830 г.; 323, ок. 1835 г.- славники на стиховне; 355, ок. 1840 г.; Dionys. 720, 1833 г.; Xeropot. Typikariou. 17, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.- славники и подобны).

http://pravenc.ru/text/164757.html

Известны распевы Г. Р. для воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» на все гласы, кроме 2-го плагального (Ivir. 951; 956, кон. XVIII в.; 970; C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Stauronik. 165, ок. 1665-1685 гг.; РНБ. Греч. 237; 130, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. 42; 37, нач. XVIII в., и др.), причем на 1-й глас часто в одной рукописи приводятся 2 варианта (Lesb. Leim. 238, ок. 1700 г.; Athen. Merlier. 12), один из этих вариантов иногда атрибутируется Мануилу Хрисафу (XV в.) ( Παπαδπουλος. Σ. 303); мелос причастна 4-го гласа существует также с «украшениями» митр. Германа (Xeropot. 317, 229, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 332; РНБ. Греч. 188, сер. XVIII в.). Сохранился вариант Г. Р. для причастна в Неделю о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» на глас πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 130, 132, 711; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; см. также: Ivir. 998, сер. XVIII в.). Возможно, Г. Р. также принадлежит распев причастна «В память вечную» на 3-й глас (Ivir. 961). Херувимская песнь была распета Г. Р. на все гласы (Ivir. 949, 970; Doch. 338, 1767 г., 324, 1686 г.; Cutl. 446; Stauronik. 165; БАН. РАИК. 42; РНБ. Греч. 237, 500, 1689 г.; 130, 132, 711; Philoth. 133, кон. XVII в.); в 4-м плагальном гласе часто помещаются 2 варианта распева этого гимна, принадлежащие Г. Р. (Lesb. Leim. 8, 238, 459; Athen. Merlier. 12). Мелос для песнопения «Ныне силы небесныя» был составлен Г. Р. в 1-м гласе τετρφωνος (Stauronik. 165; Ivir. 970, 987, 998; РНБ. Греч. 130, 132, 711; Pantel. 901, 1734 г.; Doch. 338; Paul. 132, 1774 г.) и в 1-м плагальном гласе (Xeropot. 307). Известными песнопениями Г. Р. являются также матимы-богородичны: на 2-й глас - «Превышши явилася еси, Чистая» (Υπερτρα πφηνας, γν) (Doch. 339, 1768 г.; Ivir. 960, 1768 г.), на 4-й глас - 15-сложник для исполнения во время облачения К-польского патриарха или др. архиерея «Тя величаем, сущую Богородицу - Чистая, Всенепорочная, Нетленная Всесвятая» (Σ μεγαλνομεν τν ντως θεοτκον ρδβλθυοτεΑσπιλε παναμμητε φθορε Παναγα) (Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; РНБ. Греч. 130, 237, 711; Ivir. 960, 970, 987; Xeropot. 323, 1708 г.; БАН. РАИК. 42; Doch. 338, 339; Paul. 132), на глас βαρς - «Предстоящая у Креста» (Παρισταμνη τ σταυρ) (Ivir. 951) и «Согреших, исповедаюсь Тебе» (λδβλθυοτεΗμαρτον, μολογ σο) (Ivir. 951), на 4-й плагальный глас - «Преславная, о Тебе» (Δεδοξασμνα περ σο) (Doch. 339; Ivir. 951, 960) и «Тя, Приснодеву» (Σ τν ειπρθενον) (Ivir. 951), «Юница тельца рождшая» (Δμαλις τν μσχον τεκοσα) на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 459). По крайней мере одна из матим-богородичнов Г. Р. известна в наст. время в обработке митр. Германа - «Радуйся, Обрадованная» (Χαρε κεχαριτωμνη) на глас βαρς (Ivir. 951, 967, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 229). Кроме этих богородичнов к числу матим Г. Р. принадлежит 15-сложник «Приидите, любящие зрелища» (Δετε, φιλοθεμονες) на 1-й глас (Paul. 14, нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Очень возможно. Надежных помощников по епархиальному управлению у сибирских митрополитов не было. Боярские дети, которым вверялось охранение догматов и всякие духовные дела с софийской казной, были сплошные воры и безобразники. Достаточно прочитать царскую грамоту стольнику воеводе Глебову в Енисейск 1697 года, чтобы понять, что это были за люди. Архиерейские боярские дети – в должности десятильников чинили разорение и обиды, заставляли девиц и вдов кляузничать и наговаривать на добрых людей блудное воровство, раздевали девиц до нага и давили у них до крови груди и чинили всякое ругательство, принуждая несчастных выходить замуж за негодяев, и за свою недостойную комиссию брали деньги 1208 . Такая же грамота в 1698 г. пришла верхотурскому воеводе Протасьеву 1209 . Обоим воеводам, быть может нелучшим десятильников, предписывается следить за архиерейскими боярскими детьми. Одновременно м. Игнатию послана грамота назначать десятильниками людей духовного чина. Но царь и патриарх не уверены были, что духовные лица будут достойными помощниками сибирского архиерея 1210 . Такие сомнения высказывались относительно енисейского духовенства, жившего сравнительно близко к Тобольску. Нечего говорить об окраинах, куда мудрено было подыскать мало-мальски годного приходского священника. Сибирский владыка оставался одинок. Между тем его епархия разрослась до необычайнейших размеров. Она к началу XVIII в. занимала пространство ок. 300 000 квадр. миль 1211 , где разбросано было 160 церквей 1212 . М. Игнатию (1692–1700 г.) с вершины Урала приходилось смотреть на берега Ледовитого и Великого океанов, окидывая своим взором и вершины Алтая. Он смотрел и, конечно, ничего не мог разглядеть. Этот образованный и ревностный архипастырь своего времени в Сибири надорвал свои последние силы. Вызванный в Москву в 1700 г. он сошел с ума «от безсонницы великой». «Яко-ли мало сна приемлет и пищу едва яст, или от чего иного, повредился в уме», доносил патриарх Адриан царю Петру 16 марта 1700 г. 1213 . Несомненно, что ревнитель православия и впечатлительный иерарх еще в Сибири на своей непосильной службе потерял сон, аппетит и голову, чувствуя, что на пространстве 300 000 кв. м. вверенной ему епархии кипит сплошное зло. Нужны были лучшие люди помогать ослабевшему в борьбе со злом, но их не было. Слались в Сибирь не люди, а лишь наказы, чтобы все было хорошо, и придумывались странные меры для православной миссии в Китае. При таких условиях нравственно тяжелой службы сибирского архиерея мудрено было не сойти с ума!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010