Со 2-й пол. XVII в. Житие Василия Нового с его развитой и чрезвычайно выразительной эсхатологией обретает второе рождение у старообрядцев в связи с ожиданием близкого конца света и пришествия Антихриста. От XVII-XIX вв. дошли сотни списков памятника (2-й редакции перевода), в т. ч. много лицевых. Житие переписывалось как целиком, так и отдельно видения Григория и прп. Феодоры. Они входили в состав многочисленных Сборников и Цветников (напр., только в Музейском собрании ГИМ, начавшем формироваться с посл. четв. XIX в., насчитывается значительное число одних только полных списков: 17, 28, 31, 36, 48, 74, 142, 144, 155, 172, 173, 179, 258, 317, 320, 345, 350, 354, 362, 370, 373 и т. д.). С кон. XVIII в. житие неоднократно издавалось старообрядческими типографиями (см.: Вознесенский. С. 90), выдержав до рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. не менее 6 изданий: первое вышло ок. 1795 г. в типографии Ф. Карташева в Клинцах (на титуле - Почаев, 1794). В кон. XVII в. на основании древнейшего перевода Жития Василия Нового свт. Димитрий Ростовский составил его сокращенную редакцию и издал ее в 3-м т. «Книги житий святых» (Киев, 1700). Сокращения коснулись в основном эсхатологической части памятника, что связано с чрезвычайной популярностью именно этих сюжетов в старообрядческой среде. Редакция Димитрия Ростовского послужила источником для переработки Жития Василия Нового, сделанной Софронием , еп. Врачанским (ок. 1805). Со 2-й четв. XVII в. широко распространились (преимущественно в старообрядческой среде) лицевые списки полного текста Жития Василия Нового (обычно в виде отдельной книги), так и видений Григория и прп. Феодоры (в составе сборников). Количество миниатюр в них исчисляется десятками и иногда превышает сотню: напр., ГИМ. Музейск. 48 (40-е гг. XVII в.) содержит 162 миниатюры; 345 (70-е гг. XVII в.) - 164; 317 (посл. четв. XVII в.) - 75; РГБ. Ф. 178. М. 4110 (посл. четв. XVII в.) - 134; ГИМ. Музейск. 188 (сер. XVIII в., видение Григория) - 49; 37 (то же, 50-60-е гг. XVIII в.) - 154; 142 (70-е гг. XVIII в.) - 168; 36 (70-80-е гг. XVIII в.) - 181 и др.). С XVIII в. отдельные сюжеты и композиции, иллюстрирующие житие, получают распространение в старообрядческом лубке (настенные листы), как рукописном, так и печатном. Иконография циклов миниатюр к житию и отдельных сюжетов остается практически неизученной.

http://pravenc.ru/text/149757.html

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку имп. Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диак. Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли Крещение ок. 1700 калмыков, новообращенных селили в Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в Царицыне открылась школа для детей правосл. калмыков, наиболее активным из учителей был диак. царицынской Преображенской ц. Василий Дилигенский, составивший букварь калм. языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калм. язык. К кон. XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683) и неск. часовен, в Дмитриевске (совр. г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отд-ние Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории буд. В. о. находились 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне действовали 16 правосл. церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918). В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митр. Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 именовалась Саратовской и Царицынской). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ (учреждена в 1918, воссоздана 31 янв. 1991). На территории В. о. действуют 244 правосл. прихода, 6 мон-рей (3 муж. и 3 жен.). А. В. Кузьмин Старообрядчество, сектантство В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории совр. В. о. В кон. 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р. Медведице укрепленный городок, к-рый в 1689 (или 1688) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иером. Иов (Лихачёв) основал на р. Чир муж. пуст., в к-рую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др. крупный деятель раннего старообрядчества - игум. Досифей . Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т. ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

http://pravenc.ru/text/155148.html

Афоне, достоин взять ее ( Γεδεν. 1885. Σ. 303). В последующих посвященных И. и. произведениях, в т. ч. в печатных изданиях, варьируются нек-рые второстепенные детали, и в сер. XVII в. появляется новый сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем. Этого сюжета еще нет в кн. «Спасение грешников» мон. Агапия Ланд(ос)а (1641). Значительное число рукописей, содержащих Сказание об И. и., не классифицировано по редакциям и не введено в научный оборот: Ath. Laur. E 35, XVI в., Ath. Kutl. 254, XVI в., Ath. Iver. gr. 1447, нач. XVII в., Ath. Iver. gr. 752, 1637 г., Ath. Iver. gr. 748, XVII в., Ath. Laur. I 31 и Λ 66, XVII в., Ath. Iver. gr. 1864, кон. XVII в., Ath. Iver. gr. 1451, ок. 1700 г., Ath. Iver. gr. 619, XVIII в., Ath. Iver. gr. 1452, 2-я пол. XVIII в., Ath. Iver. gr. 1664, 4-я четв. XVIII в., Ath. Iver. gr. 498, 1796 г., Ath. Iver. gr. 1449, кон. XVIII в., Ath. Stauronik. 78, XVIII в., Ath. Pantel. 204, 206, 882, XIX в. ( Παζαρς. 1998. Σ. 385-386). Иверская икона Божией Матери. 60-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери. 60-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») По более поздним источникам известно чудо о номисме (золотой монете), полученной бедным паломником от Пресв. Богородицы после того, как иверский привратник стал требовать деньги за хлеб, к-рый раздавали в виде милостыни. В тот момент, когда привратник взял у бедняка плату, весь хлеб в мон-ре зачервивел. Игумен узнал древнюю номисму, пожертвованную иконе и подвешенную к ее окладу, нашел обладателя монеты, и история получила огласку ( Dawkins. 1936. Р. 265-266; Τ Αγιον Ορος νικητς το χρνου κα τς φθορς. 1997. Σ. 135). Согласно др. преданию, рассказанному Неофитом (Мавроматисом), бывш. митр. Артским и Навпактским († 1740), все продукты в Иверском мон-ре испортились, когда из-за недостатка припасов иноки изменили древнему обычаю гостеприимства ( Γεδεν. 1885. Σ. 48; Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 178). Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский мон-рь, был во время братской трапезы отравлен певчими, завидовавшими его мастерству.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Герман (ок. 1460), в миру Георгий, отец Нестан-Дареджан, супруги самцхийского атабага Кваркваре III; Сильвестр (Силибистро) (Магаладзе) (ок. 1517); Филипп (Бараташвили) (1555-1574); Фома (ок. 1596); Иоанн (Авалишвили) (1600 или 1605-1612); Иосиф (Насидзе) (1612-1613); Захарий (1613-1620); Агапит (Тархнишвили) (с 1624); Николай (Чхеидзе) (60-70-е гг. XVIII в.); Христофор (Сагинашвили) (1683-1686); Бери (Саакадзе-Тархнишвили) (с 1686); Евфимий (Саакадзе) (1691-1700); Христофор (Палавандишвили) (1708-1720); Евфимий (ок. 1720); Иоанн (40-60-е гг. XVIII в.); Афанасий (80-е гг. XVIII в.); Антоний (Тархнишвили) (90-е гг. XVIII в.); Досифей (Пицхелаури) (нач. XIX в.- 1809); Афанасий (Алексишвили) (не позднее 1815 -до 1821, скончался в Москве); Тарасий (Алекси-Месхишвили) (1854-1874). Архитектурный ансамбль К. Внутри высокой каменной ограды монастыря (55,4×59,2 м) с 2 башнями находятся кафоликон и строения бытового и хозяйственного назначения. Кафоликон (20,7×13,5 м) представляет собой крестово-купольную церковь типа «вписанного креста»; купол опирается на восточные углы стен и 2 свободно стоящих зап. столба. Храм имеет 2 входа: с юга (смещен к западу) и с запада (смещен к северу). К зап. входу примыкает маленький арочный портик, пристроенный в 1658-1675 гг., к южному - придел, охватывающий зап. и средние части юж. фасада. План кафоликона сходен с планами груз. церквей XII-XIII вв., в первую очередь с планом кафоликона мон-ря Бетаниа. Кафоликон мон-ря Кватахеви. XII–XIII вв. Кафоликон мон-ря Кватахеви. XII–XIII вв. Фасады выложены тесаными плитами желтоватого ракушечного известняка и богато декорированы орнаментальной резьбой. Вследствие повреждений и реставрации 1854 г. первоначальный декор храма частично утрачен, однако общий характер и система украшения фасадов прослеживаются. В наружном облике здания выделяется купол со стройным барабаном. Он украшен декоративными арками, поставленными на пучки тонких полуколонок. Внутренние плоскости арок целиком заполняют наличники высоких окон, они покрыты орнаментами, составленными из растительных и геометрических мотивов, к-рые характерны для груз. архитектуры XII-XIII вв. Основное место занимают разнообразные плетения. Над арками проходит высокая полоса S-oбpaзhoro орнамента, под арками размещен профилированный пояс, отмечающий основание барабана.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Белом городе в Астрахани, к востоку от кремля. Основан в 1597 г., в Смутное время был разграблен, постройки частично разрушены, к 1615 г. в мон-ре проживали ок. 50 чел. братии. До сер. XVII в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты. А. м. пострадал от пожаров в 1647 (сгорела Преображенская ц. и мн. др. постройки), 1653 и 1709 гг. В 1671 г., когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина и значительная часть духовенства города присоединилась к восставшим, братия А. м. встала на сторону сщмч. Иосифа , митр. Астраханского, обратившегося к горожанам с призывом покаяться и принести повинную царю. В 1731 г. архимандрит А. м. Мефодий основал на р. Чурке Высокогорскую Николаевскую пуст., открыл при мон-ре школу для обучения детей грамоте. В 50-х гг. XVIII в. иером. Аарон крестил в приписной к мон-рю Николаевской ц. 248 калмыков. В кон. XVIII в. в мон-ре жил оставивший кафедру Католикос-Патриарх Имеретинский и Абхазский Максим II (Абашидзе) . К нач. XIX в. помимо келейных корпусов и хозяйственных построек в А. м. существовало 4 каменных храма: двухэтажный собор в честь Преображения Господня (верхний) и Казанской иконы Пресв. Богородицы (нижний) с приделами Трех святителей и Богоявления Господня; ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на Святых вратах; ц. Всех святых в юго-вост. башне монастырской стены; ц. святых равноап. Кирилла и Мефодия в юго-зап. углу. Мон-рь был обнесен каменной стеной, по углам к-рой стояли башни. В 1828 г. к сев. стороне обители было пристроено здание ин-та благородных девиц, переданное в 1867 г. Астраханской ДС. Со времени основания А. м. содержался за счет государевой руги, владел рыбными ловлями, учугами и правом беспошлинной добычи соли на озерах. Ок. 1655 г. у мон-ря была отнята руга, и он до 1700 г. был приписан к домовым Патриаршим мон-рям. В 1704 г. у А. м. изъяли рыбные ловли, к-рые братия теперь была вынуждена брать на оброк. В 1764 г. А. м. был причислен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. мон-рь являлся источником средств для мн. епархиальных учреждений, в 60-х гг. XIX в. из монастырской казны было выдано на нужды епархии более 100 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/76750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [ГОРБАНЕВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Горбанёвская икона Божией Матери Горбанёвская икона Божией Матери (празд. 30 июня), явлена в 1-й пол. XVIII в. (по др. источникам - в 1-й пол. XVII в.). Обрел икону казак Горбань в пустыньке в 5 верстах от Полтавы (ныне с. Горбанёвка Полтавского р-на Полтавской обл., Украина), где он вел хозяйство и имел пасеку. Во время сенокоса коса Горбаня переломилась, задев образ Пресв. Богородицы. На лике Божией Матери, под правым глазом, казак увидел рану, невольно нанесенную им иконе, из глаза истекла слеза; следы удара и слезы до сих пор явственно видны на иконе. Края обретенной иконы были обрезаны - возможно, образ был изуродован в период Северной войны 1700-1721 гг. Горбань перенес икону в дом и сообщил о случившемся духовному начальству. Вскоре в сел. Горбанёвка, к-рым владела помещица Стороженкова, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, где была поставлена Г. и. Чудеса от иконы тщательно проверялись и записывались в церковную книгу (не сохр., записи велись до 1917). На месте обретения иконы - на расстоянии ок. 2 верст от храма - забил целебный источник, существующий и в наст. время. В 1997 г. над источником была устроена небольшая часовня на месте прежней, разрушенной. На пожертвования верующих и заботами свящ. Евтихия Павловского в 1818 г. была возведена каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 30-х гг. ХХ в. ц. Рождества Пресв. Богородицы в Горбанёвке была разрушена, чудотворный образ спрятали прихожане. С 1949 по 1962 г. Г. и. находилась в Преображенском соборе Полтавы, после разрушения к-рого в 1962 г. была перенесена в Свято-Макариевский храм, ставший с того времени кафедральным собором, где и находится поныне. Начиная с 1850 г. ежегодно 30 июня Г. и. в сопровождении мн. тысяч богомольцев переносилась в Полтаву, где оставалась в Успенском кафедральном соборе 40 дней (до 10 авг.), а затем возвращалась в Горбанёвку. В наст. время Г. и. пребывает в Успенском соборе с 30 июня по 30 сент., затем к Покрову Пресв. Богородицы ее переносят в Горбанёвку. Посвященные Г. и. архиерейские богослужения проходят 2 раза в год - 13 июля и 12 окт. (по н. ст.). 13 июля совершается крестный ход из кафедрального храма к источнику у места обретения святыни. Иконе составлены тропарь и кондак. Каждое воскресенье за вечерним богослужением перед образом попеременно поется Акафист Богородице или созданный в 60-х гг. неизвестным автором Акафист Богородице в честь Ее иконы «Горбанёвская» (с 2000 в ред. прот. Георгия Зверева).

http://pravenc.ru/text/166173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121756_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯСКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Болг. Лясковски манастир] во имя святых апостолов Петра и Павла Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви, женский. Находится на Арбанасском плато близ г. Лясковец (Болгария). По преданию, Л. м. ок. 1186 г. основали лидеры болг. восстания против визант. власти братья Петр и Асень на месте языческого алтаря на территории позднеантичного военного лагеря (ок. II в.). В период османского владычества Л. м. неск. раз подвергался разорению. В 1662 г. был возведен новый храм. В 1700 г. обитель стала центром антиосманского т. н. восстания Марии. В XVIII в. братия Л. м. получала пожертвования из России: подаренное ей в 1708 г. царем Петром I Четвероевангелие ныне хранится в Церковном историко-археологическом музее (София). В 1856 г. в Л. м. был сформирован отряд (чета) Н. Филиповского для борьбы против османов. В 1862 г. из-за участия в антиосманском восстании игум. Феодосий и Иосиф были арестованы, вскоре обитель опустела. В 1869 г. В. Левский основал здесь революционный комитет. В 1874 г. при мон-ре было открыто 1-е болг. богословское уч-ще «Петропавловская духовная семинария» (его окончили мн. видные болг. деятели культуры и науки, в т. ч. В. Н. Златарский ). В 1893 г. в Л. м. полгода жил в заточении Тырновский митр. Климент (Друмев) . В 1902 г. в зданиях мон-ря размещалась лечебница для душевнобольных. Храм и неск. построек Л. м. пострадали при землетрясении 1913 г. и были отстроены заново. В 1918-1922 гг. здесь проживало ок. 60 рус. беженцев. Позже обитель стала женской, в 1925-1928 гг. в ней действовало церковнопевч. уч-ще. В 1937-1945 гг. здесь находилась мастерская для глухих юношей. В 1947 г. в обители возрождена монашеская жизнь. В комплекс мон-ря входят ц. во имя апостолов Петра и Павла (ок. 20-х гг. ХХ в.), колокольня с часовней во имя Св. Троицы (1980), здание бывш. семинарии с домовой часовней в честь Покрова Пресв. Богородицы (сер. 80-х гг. XIX в.), ряд жилых и хозяйственных построек. Лит.: Келева М. Д. Манастирът св. Петър и Павел над Лясковец - духовен и революционен център (през периода XVIII-XIX вв.)//Научни трудове/Национален военен университет В. Левски. Велико Търново, 1998. Бр. 60. С. 218-222. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561106.html

Особое место занимают произведения правосл. деревянного зодчества Карпат, отразившие влияние архитектурных традиций сопредельных территорий Украины, Румынии и Польши. Постройки срубные, с многозаломными пирамидальными завершениями, верхние ярусы стен, башен и кровель обшивались гонтом. Характерны отдельно стоящие четвериковые звонницы, массивные, невысокие, как правило, 2-ярусные, реже 3-ярусные. Можно выделить 4 основных архитектурных типа храмов. Гуцульский (восток Закарпатской обл., Ивано-Франковская обл. Украины) - крестообразные одноглавые храмы: ц. Рождества Богородицы в с. Криворовня Ивано-Франковской обл. (1818), Воскресенская («Струковская») ц. в пос. Ясиня Закарпатской обл. (1824). Бойковский тип (север Закарпатской, юго-запад Львовской обл. Украины, юго-восток Подкарпатского воеводства в Польше) считается самым архаичным, с 3-частной композицией из практически одинаковых объемов. Наиболее характерные памятники: церкви Никольская из с. Кривки, ныне во Львове (1767), Михайловская в с. Вышка Закарпатской обл. (ок. 1700, 60-е гг. XVIII в.), ап. Луки в с. Орявчик Львовской обл. (1862). Лемковский тип также 3-частный, но отличается динамичным возрастанием композиции от алтаря к колокольне и барочными завершениями всех кровель; нижний ярус окружен открытой галереей. Памятники этого типа расположены в основном в Польше (юго-запад Подкарпатского и юго-восток Малопольского воеводств) и на северо-востоке Словакии; на западе Закарпатской обл. Украины к лемковскому типу относятся Михайловская ц. из с. Шелестова, ныне в Ужгороде (1777), и Покровская ц. из с. Канора, ныне в Киеве (1792). Памятники марамурешской школы, прообразами к-рых были каменные готические храмы Трансильвании и сев.-вост. Венгрии, имеют 3-частную композицию. Внешне выделен только алтарь; притвор и основная часть храма покрыты общей высокой вальмовой кровлей (с уступом или без), над зап. частью установлена высокая колокольня с «готическим» завершением. Более 30 храмов этой группы находится на северо-востоке жудеца Марамуреш в Румынии; другие расположены на юго-востоке Закарпатской обл. Украины. Среди них выделяются Никольские храмы из с. Ср. Водяное (верхний - 1428, ок. 1600, ок. 1760, нижний - сер. XVII в.), а также церкви т. н. хустской группы: Михайловская в с. Крайникове (1668), Параскевы Пятницы в с. Александровка (1753), Николаевские в селах Сокирница (1770) и Данилово (1779), Рождественская в с. Стеблевка (1797, не сохр.). Ряд церквей центральной части Закарпатской обл. Украины (напр., Дмитриевская в с. Репинном (1780), Св. Духа в с. Колочава-Горб (1795) и Введенская в с. Буковец (1808)) имеет черты, общие для лемковского и марамурешского типов.

http://pravenc.ru/text/171732.html

В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (1-й - 1693, 2-й - сер. 60-х гг. XVIII в.-1818) и ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1699), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в нач. XVIII в. и не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) ц. (1705-1712, не сохр.), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская ц. (1699-1717, не сохр.) и Спасский монастырский собор (1740, не сохр.). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для рус. каменной архитектуры и известные лишь в Вел. Устюге (собор Иоанно-Предтеченского мон-ря, 1695-1740, не сохр.) и Иркутске (собор Вознесенского мон-ря, 1749-1767, не сохр.). Считается, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1714-1723) и Всехсвятской (1723, не сохр.) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения неизвестны. К переходному типу принадлежала Тихвинская ц. в с. Красном (ныне в черте Кирова, 1715, не сохр.), четверик к-рой со стороны трапезной был 3-гранным при традиц. 3-апсидном алтаре с востока. Особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова мон-ря (ок. 1700) с ее сдержанным нарышкинским декором, построенная, очевидно, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего мон-рей. Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Указ имп. Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме С.-Петербурга (1714), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 40-х гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010