разделы   рассылка  распечатать Милан Луптак (Прага), Марина Луптак (Прага) В поисках европейской идентичности: от " Knowledge Society " к " Wisdom Society " ? Слово и термин " Европа " , вступая в неравную схватку с понятием " Христианский мир " , которое к тому времени употреблялось уже более тысячи лет и исторически было утверждено шестью веками Крестовых походов, и отличалось эмоциональной насыщенностью и благозвучием, начал постепенно, с запада на восток нашего континента, входить в повсеместное обиходное употребление примерно с XVII столетия. Хронология и картография употребления этих понятий также является несомненно интересной. В 1620 г. слово " Европа " бросалось в глаза как непривычное. А к 1750 г. уже выражение " Христианский мир " превратился в архаику. Изменился и его смысл. Понятие " Христианского мира " перестало быть эквивалентом понятия " Европы " . Во Франции, Голландии и Англии такое замещение произошло очень рано, с 1630 по 1660 годы. В 1660 году термин " Европа " практически полноправно начинает присутствовать в западной лексике. Но в Испании, на юге Италии, в Австрии, Венгрии, Польше – там, где перед лицом угрозы Османской империи все еще сохранялся " святой дух " Крестовых походов, по-прежнему преобладало выражение " Христианского мира " . А к 1750 году термин " Европа " устойчиво и прочно обосновывается и на востоке нашего континента, и в привычных для Парижа и Лондона сферах его употребления . В XVII столетии именно на нашем континенте во многих сферах человеческой жизни происходят глубокие и существенные сдвиги. Историки, изучающие военное дело, обращают внимание на революционные изменения в нем. Специалисты, занимающиеся развитием естественных наук, говорят о научной революции. Термин " Революция " в это время также начинает применяется довольно широко. Вместе с тем, историческая наука отмечает возникновение кризисных явлений в общественной жизни, связывая их, прежде всего, с радикальным изменением интерпретации мира, которая началась с законов Кеплера и " Рассуждения о методе " Рене Декарта, а завершилась одновременным открытием исчисления бесконечно малых величин и публикацией " Математических начал натуральной философии " Исаака Ньютона.

http://religare.ru/2_107071.html

Житийный цикл небесного покровителя Венеции и патронального святого базилики ап. Марка находится одновременно в неск. пространственных зонах внутри церкви (в капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе по сторонам главного алтаря, 1-я пол. XII в.) и снаружи (в капелле Дзен, на западном фасаде, ок. 1215-1280); он разбит на 3 части: деяния апостола, его страсти; история обретения и перенесения его мощей; посмертные чудеса. Отдельные сюжеты Жития (страсти и смерть святого в Александрии, перенесение мощей из Египта в Венецию) в мозаиках алтарной части и капеллы Дзен повторяются; в таких случаях художники используют разные иконографические схемы одной и той же сцены. На мозаиках в интерьере подчеркиваются прославление святого, его апостольское служение, миссия в распространении евангельской вести, в т. ч. в Сев. Италии и на венецианских землях. В капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе большое место занимают сцены деяния апостола: путешествие в Александрию и Египет по завещанию ап. Петра, проповедь Христа, обращение и крещение египтян, мучения и смерть. Др. часть житийного цикла (12 композиций) находится на своде в юго-зап. углу нартекса, в том месте, где до нач. XVI в. был вход в базилику (porta da mar), ближайший ко Дворцу дожей и к морской пристани. После того как в этом месте была устроена погребальная капелла кард. Джованни Баттиста Дзена, мозаики стали частью декора этого пространства. Их центральная тема - предвосхищение буд. славы ап. Марка в Венеции и особого почитания здесь его реликвий (напр., «Явление ап. Марку во сне ангела, возвестившего о том, что тело апостола будет покоиться в Венеции»). Еще один эпизод из истории мощей святого находится на зап. своде юж. рукава трансепта, рядом с входом в сокровищницу Сан-Марко (первоначально юж. вход в базилику и выход к Дворцу дожей). Это большая композиция, представляющая молитву венецианцев ко Христу в 1094 г. с просьбой обрести потерянные в базилике мощи ап. Марка. Согласно легенде, молитва была услышана и рука ап. Марка появилась из столба, справа от капеллы Сан-Клементе. Мозаика выполнена в кон. XII в., очевидно, венецианскими мастерами. Она представляет ценный документ по истории Венеции и базилики; содержит множество реальных исторических деталей (изображение престола Сан-Марко, 2 порфировых кафедр, священнических облачений; портреты венецианского дожа Доменико Контарини, дожа Витале Фальера, прокураторов базилики, местной знати и горожан; внутренний и внешний вид базилики с первоначальными деревянными куполами, облицованными свинцовыми пластинами). Последние эпизоды истории обретения и перенесения мощей ап. Марка украшают зап. фасад базилики Сан-Марко. Это мозаичные композиции «Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустиком из Торчелло в 828 г. в Александрии Египетской» (ок. 1660), «Мощи ап. Марка прибывают в Венецию» (ок. 1660), «Дож и венецианская Синьория встречают мощи» (1728-1729), «Процессия перенесения мощей святого в базилику» (XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Африки. В XI в. мусульмане-берберы из Мавритании принесли ислам на территории совр. Сенегала и Г., приобщив к нему местных вождей. Империя Мали стала известной во всем ислам. мире благодаря паломничеству в Мекку (хадж) в 1324-1325 гг. одного из ее правителей - Мансы Канкана Мусы I, к-рое отражено в араб. источниках, описывающих богатые приношения, оставленные Мусой в Мекке и Каире. В сер. XIV в. араб. путешественник Ибн Баттута в дневнике отметил широкое распространение ислама в Мали. С сер. XV в. империя Сонгай, управляемая династиями Сонни и Аския, также ориентировалась на мусульм. образцы. Правитель Аския Мухаммад Тур (1493-1528), прилагая усилия к распространению ислама среди местного населения, заменил всех местных чиновников на приглашенных арабов-мусульман, к-рые привели гос. жизнь империи в соответствие с мусульм. стандартами. Империя Сонгай достигла расцвета при имп. Аскии Дауде (1549-1582), ее границы доходили до границ совр. Камеруна, она стала самым крупным гос. образованием за всю историю Африки, однако к кон. XVI в. пришла в упадок и пала под натиском войск Магриба (Марокко). Первым европейцем, посетившим Г., был венецианский купец А. Кадамосто. В сер. XV в. здесь обосновались купцы из Португалии. В 1588 г. кор. Елизавета I подарила землю девонским и лондонским купцам, но никаких поселений в Г. не возникло. Появление европейцев не оказало существенного влияния на религ. обстановку в Г., т. к. ислам утвердился здесь с XIV в. В 1618 г. кор. Иаков I подарил землю Компании лондонских искателей приключений. С этого времени на побережье Зап. Африки действовали брит. компании. В 1621 г. торговец Р. Джобсон описал жизнь скотоводов-фульбе и их взаимоотношения с мандинка. В 1651 г. была основана курляндская колония (Курляндская Гамбия), включавшая острова св. Андрея, св. Марии и форт Джиллифри. С 4 февр. 1659 по 10 июня 1660 г., а затем с 3 июля по 2 авг. 1660 г. она была оккупирована Нидерландами при содействии Вест-Индской компании. 19 марта 1661 г. англичане заняли территории курляндской колонии, переименовав о-в св.

http://pravenc.ru/text/161611.html

[англ. Baxter] Ричард (12.11.1615, Раутон - 8.12.1691, Лондон), пуританский богослов, св. англикан. Церкви (пам. 14 июня). Происходил из религ. семьи, начальное образование получил в нонконформистской школе в Роксетере. В 15-летнем возрасте после прочтения книги англ. иезуита Р. Парсонса, отредактированной протестантом Э. Банни и известной под заголовком «Решимость Банни» (Bunny " s Resolution), пережил религ. обращение. В 1633 г. на короткое время оказался при дворе, однако светская жизнь его не привлекла, и он вернулся домой и занялся самообразованием. В 1638 г. он был рукоположен во священника Вустерским англикан. еп. Дж. Торнборо и назначен помощником настоятеля на приход в Бриджднорте (1639), в 1641-1660 гг. служил на приходе в Киддерминстере. Несмотря на то что Б. разочаровался в епископальной системе и не стал подписывать «Et cetera oath» - присягу, подтверждавшую признание главенства епископального строя в Церкви Шотландии (1640), он не делал различий между англиканами, пресвитерианами и индепендентами, что обеспечило Б. возможность осуществлять свою пастырскую деятельность с большой эффективностью. С началом гражданской войны (1640) Б. ненадолго стал капелланом в армии парламента, но в 1647 г. окончательно оставил службу. В 1660 г. он принял деятельное участие в возведении на престол Карла II , при этом отверг предложенный ему сан епископа. В результате Б. изгнали из его прихода в Киддерминстере и запретили заниматься пастырской деятельностью. В 1661 г. он принял участие в Савойской конференции, на к-рой представил свои предложения по реформе Книги общих молитв , выдержанные в пуританском духе и ставшие известными как «Изъятия из Книги общих молитв» (Exceptions against the Book of Common Prayer), и проект самого Служебника. Хотя большинство предложений Б. были отклонены, они оказали влияние на подготовку Книги общих молитв 1662 г., к-рая и в наст. время употребляется в Церкви Англии. Поскольку Б. отказался подписать новый Акт о единообразии (1662), до низложения Якова II он подвергался различным преследованиям, с марта 1685 по нояб. 1686 г. находился в тюрьме. Б. принял участие в Славной революции, приведшей на трон Вильгельма III Оранского , к-рый издал Акт о веротерпимости (1688), положивший конец его преследованиям. Б. погребен в ц. Христа на Ньюгит-стрит в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/77400.html

23. 1660 г., мая 14. Перевод с греческой грамоты Хиосскаго архиепископа Кирилла царю Алексею Михайловичу о высокомерных поступках Никона и о данных ему царём жалованных и других грамотах, которые по церковным винам получателя лишились законной силы; с благословением на избрание нового патриарха Тишайший, самодержавнейший царю господин господи Алексею Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержче, живот и победу от Бога в долготу дней. Господь всех и Бог наш создал человека по образу и по подобию Своему и почтил его от всех созданий и украшая его многими дарами, враг же истиной дьявол , не терпя толикой чести, юже дал Бог человеку, преобразился во образ змиин, и прельстил человека, и сотворил его и преступил заповедь Божию, ядый от плода разума, и абие пребысть наг от благодатей и даров Божиих, и изгнан бысть из рая и повелен от Бога потом ясти хлеб свой: потом лица твоего яси хлеб твой. Оттоле, державнейший царь, изнеможе человеческое естество, и бысть тленное и удобопреложное, человеком бо оттоле дадеся еже согрешати. Сия помышляли, и пророк царь Давид писал, глаголя: всяк человек ложь. И премудрый Соломон: несть праведен на земли, иже сотворит благо и не согрешит, сиречь, иже человек есть тленный в мире сем и удобпреложный намерениям, и праведнейшему на земле невозможно есть в добротах, яже творит, не прельститься и не погрешить. Является в ветхом писании и в новом, яко близ царствах случалось между добрыми человеками и злой и злого намерения и гордый, иже прельщал многажды царей лестью и иногда убо наущал их на убийства и пребеззакония, иногда ж на нелепую честь их, и дерзаю сказать, на бесчестие царское, якоже является и во время Артаксеркса царя: един его первый князь, Аман именуем, яко прельстил царя и дал повеление, яко да погубит тогдашних благочестивых Божьих всех. Но Бог , не терпя неправду тую и гордость оного Амана, явил царю чрез царицу его Есфирь неправду тую и гордость оного, и абие царь не сохрани оно повеление и вместо его сотвори иного, да погубит Амана оного гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

грам. 1656 г. на волость Иванскую; игум. Игнатий), 30 (речь отца игум. Игнатия, говоренная 5 июля 1656 г. при въезде в Полоцк царя Алексея Мих.), 35 (челобит. 1656 г. игум. Игнатия о вотчине), 37 (грам. 1656 г. отводная на вотчины), 39 (память проезжая 1656 г. игум. Игнатию из Полоцка в Могилев), 40 (первая грам. 1656 г. на пожалов. дворы), 41 (речь игум. Игнатия при вторичн. въезде в Полоцк царя Алексея Мих.), 44 (молебствие в м-ре по случаю перемирия с Польшею), 50 (другая грам. на дворы), 52 (оберегательн. грам. 1656 г. отчин м-ря от ратн. и служил. людей), 55 (грам. 1656 г. о присылке в Москву «Всеваку» Ивана Коклю с семейством), 65 (грам. 1657 г. в Куконос о выдаче игумену м-ря кирпича, сколько есть у камен. костела), 67 (речь игум. Игнатия при въезде в 1657 г. еписк. Полоц. и Витеб. Каллиста), 72, 73, 77 (три грам. проезжие игум. Игнатию), 71 (наказ игум. Игнатию о ревизии в Могилеве), 79 (грам. 1658 г. на земли и вотчины, принадлежав. Заполот. Преображен. м-рю), 83 (грам. 1659 г. о подчинении игум. Игнатия епископу Каллисту), 87 (грам. 1659 г. еписк. Каллиста игум. Игнатию Иевлевичу, посланному для ревизии всей епископии), 99 (грам. 1659 г. еписк. Каллисту о поставлении игум. Игнатия в архимандр. Полоц. Борисоглеб. м-ря), 102 (указ 1660 г. о бытии Игнатия архимандритом Борисоглеб. и игумен. Богоявл. м-рей), 149 (цар. грам. 1660 г., чтобы архим. Игнатий ведал Борисоглеб. и Богоявлен. м-рями); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г. на права православ. м-рей); т. V, 229, LXII (письмо 1686 г. игумена м-ря Игнатия Жигимонтова к патриар. Иоакиму о присылке антиминсов для построенн. в м-ре 4 церквей и даче права м-рю обращаться к нему по всем церковн. делам), 231, LXIII (грам. 1686 г. патр. Иоакима на право игум. Игнатию освящать храмы и наставление относительно управления м-рем). 87. Братский – Богоявленский , мужской, 1-го класса, в гор. Киеве, на Подоле. Основан при школе, а потом академия, в 1588 г., для содержания которой было определено особое братство и определены маетности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Друзья, довольство и уют, Все веселятся и поют. Приходит с поля старший брат. И, видя радостные лики, Спросил слугу, чему он рад, Узнал ответ, и гнев великий Его объял. Нейдет сюда И просит Отчего суда: «Я в послушании всегда, Не взял для друга и козленка… А сей, не знающий стыда, Твой сын, пришел с пустой котомкой, Устами говоривший ложь! И Ты на пир его зовешь!» В ответ на голос брата злой Отец с любовью произносит: «Ты сын Мне, и всегда со Мной, и все Мое – твое!» И просит: «Будь радостен, а не ревнив. Твой брат был мертв, но вот: он жив», Плодами твоего труда Ты горд и ищешь справедливость. Но выше всякого суда Всегда стоят Любовь и Милость! Не осужди же никого: Ни слуг, ни брата своего!» Отец и брат моя семья. Я в доме. Возвратились силы. Свое призванье знаю я: Служить Отцу и до могилы Молить, покуда не умру, О падших грешниках в миру. Леонид Алексеевич Искусство на основе притчи о блудном сыне Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом. Нажмите на изображение для просмотра галереи Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622 Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660 Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660 Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872 Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Блудный сын. Сальватор Роза Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595 Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619 Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

В 1648 началось народное восстание на Украине , возглавляемое Богданом Хмельницким , которое вскоре перекинулось на Белоруссию . Богдан Хмельницкий обратился на помощью к России и 1 октября 1653 на русском Земском соборе было принято решение принять Украину в состав России и объявить войну Польше. 18 января 1654 года Переяславская Рада провозгласила воссоединение Украины с Россией и в том же году русская армия начала военные действия против Речи Посполитой. Были взяты Гомель , Могилев , Смоленск . Воспользовавшись сложившейся ситуацией войну против Речи Посполитой начала и Швеция (1655–1660). В короткий срок были взяты Краков и Варшава и оккупирована большая часть Польши и Литва. «Потоп», как назвали это вторжение, вызвал подъем патриотических чувств. По всей стране возникли очаги сопротивления и началась партизанская война. В 1656 году шведов выбили из Варшавы . Одновременно, не желая усиления Швеции, в войну против нее вступила Россия, заключив временное перемирие с Речью Посполитой. В 1660 году между Польшей и Швецией в Оливе был подписан мирный договор, по которому поляки признали утрату Лифляндии с Ригой . Пруссия стала самостоятельным государством. В 1658 году Россия возобновила военные действия против Речи Посполитой. Затяжная война закончилась столь же затяжными переговорами. Только в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие , результаты которого были закреплены в 1686 году «вечным миром». К России отходили Смоленщина и Левобережная Украина , а также Киев . В 1668 отрекся от трона король Ян Казимир (1648-1668) и на престол был избран Михаил Корыбут Вишнёвецкий (1669-1673), который был слабым правителем и поэтому вполне устраивал сенаторов. В годы его правления резко возросла турецкая опасность: турки захватили Каменец-Подольский и дошли до Краковщины. Речь Посполитая вынуждена была отдать туркам Подольское, Брацлавское воеводства и оставшуюся часть воеводства Киевского. Мирный договор 1672 года предусматривал также ежегодную выплату султану 22 тыс. червонных злотых.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Поведение протопопа Максима изменилось, когда Выговский заключил Гадячский договор о возвращении гетманства в состав Речи Посполитой. Вместе с гетманом на сейм направились митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) , ряд епископов и архимандритов. Светский патрон Филимоновича, нежинский полковник В. Н. Золотаренко, хотя и неохотно, встал на сторону Выговского и принял участие в начавшейся войне с Россией. Протопоп Максим вел тайную переписку с командующим рус. армией кн. А. Н. Трубецким и киевским воеводой В. Б. Шереметевым. В письмах он утверждал, что на соглашение с Выговским не следует рассчитывать, что тот не имеет поддержки в народе, и призывал к активным боевым действиям. Через Максима Филимоновича поддерживалась связь между Трубецким и русским гарнизоном в Киеве. В значительной мере благодаря протопопу Максиму Нежин стал в кон. авг. 1659 г. одним из первых центров, поднявших восстание против Выговского. В нач. сентября большая делегация во главе с нежинским протопопом известила Трубецкого о присяге царю казаков Черниговского, Нежинского и Переяславского полков. В 1659 г. из Москвы протопопу были отправлены 500 р. соболями и 500 золотых. Протопоп Максим участвовал в Переяславской раде 1659 г., в кон. 1659 - нач. 1660 г. посетил Москву. Когда весной 1660 г. В. Н. Золотаренко стал главой гетманской делегации на русско-польск. переговорах, Максим Филимонович поддерживал с ним тесные связи. По-видимому, он снабжал полковника утверждениями о том, что Россию и Украину объединяют не только «едина вера и един крест», но и «самое поколение российского прироженья» и что некогда Русь была под властью одного правителя - кн. Владимира. Важной частью событий, развернувшихся на Украине в 1658 г., стал выезд митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) из Киева на земли, находившиеся под властью Речи Посполитой,- в Слуцк, затем в Луцк. Возникла необходимость организации церковного управления на землях, подчинявшихся русской власти. Первоначальным местоблюстителем Киевской митрополии стал Черниговский еп. Лазарь (Баранович) , позднее было принято решение поставить на этот пост человека, более тесно связанного с рус. политическими кругами, показавшего свою преданность в сложных ситуациях. Таким человеком в Москве считали Максима Филимоновича. 4 мая 1661 г. митр. Сарский и Подонский Питирим возглавил хиротонию нежинского протопопа, постриженного в монашество с именем Мефодий, на вакантную Могилёвско-Мстиславскую кафедру Киевской митрополии. Затем М. был направлен в Киев как местоблюститель Киевской митрополии. 16 июля 1661 г. Лазарь (Баранович) передал М. имущество митрополичьего дома. Вместе с М. на его содержание царь направил в Киев 6100 р. и соболей на 410 р.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

В результате польско-швед. войны 1600-1629 гг. Рига и Задвинское герц-ство перешли под власть Швеции, образовав пров. Лифляндия. Основной христ. конфессией стало лютеранство. Ливонское еп-ство было ликвидировано, католицизм сохранил ведущие позиции в оставшейся в составе Речи Посполитой Латгалии (Инфлянты). В 1-й пол. XVII в. на швед. и польск. территориях были проведены ревизии земельных владений. За счет выявленных бесхозных или самозахваченных земель была увеличена часть королевского земельного фонда. Хотя во всей бывш. Ливонии сохранилось многочисленное нем. землевладение, за счет раздач территорий из гос. фондов создавалось крупное частное швед. и польск. землевладение. В Курляндском герц-стве в правление герц. Якоба Кетлера (c 1642; фактически участвовал в управлении гос-вом с нач. 30-х гг. XVII в.) стало быстро развиваться судостроение и сопутствующие ему отрасли. Герцог проводил политику протекционизма, старался не конфликтовать с помещиками, привилегии которых поддерживали польские короли. К сер. XVII в. герц-ство стало заметным участником европ. политики и имело колонии в Центр. Америке (о-в Тобаго) и Зап. Африке (о-в св. Андрея; ныне Джеймс в устье р. Гамбия). В сер. XVII в. территория совр. Л. подверглась разорению во время русско-польской (1654-1667), русско-швед. (1656-1658) и Северной (1655-1660) войн. Особенно пострадало Курляндское герц-ство, которое так и не смогло вернуться к довоенному уровню развития. По Кардисскому миру со Швецией (1661) и по Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой (1667) Россия отказалась от всех территориальных претензий в Прибалтике. Оливский мир (1660) оставил без изменения владения Речи Посполитой и Швеции в Прибалтике. Швеция отказалась от претензий на Курляндское герц-ство. На территории Речи Посполитой заметно ухудшилось положение крестьянства. В 1599 г. в Риге юрист Д. Хильхен составил проект кодекса, согласно которому законодательно оформлялось крепостное право: крестьянин вместе с семьей становился крепостным помещика, на земле к-рого он жил не менее 3 лет (беглых крестьян разыскивали в течение 10 лет). С 1600 по 1630 г. проект кодекса действовал в качестве временного закона (но так и не был утвержден). После перехода Лифляндии к Швеции кор. Густав II Адольф издал в 1632 г. закон, гарантировавший крестьянам право собственности на домашних животных, орудия труда и предметы быта, а также разрешавший жаловаться на феодала в земский (ландгерихт) и надворный (гофгерихт) суды. Однако в изданных в 1668 г. т. н. Полицейских правилах было записано, что все крестьяне, жившие на землях помещиков, стали лично зависимыми и потеряли право свободного передвижения. Курляндские дворяне еще в 1617 г. получили право распоряжаться своими крестьянами вплоть до применения смертной казни («Курляндский статут»), хотя герцогские крестьяне в отличие от помещичьих имели право на владение и наследование собственности.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010