Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

1173 О создаваемых школах, в том числе Виленской коллегии (университета с 1579 г.) иезуитов, см.: Савич A.A. Нариси з культурних на та у XVI–XVII в. К., 1929; Плохий 1989. С. 26–28 и др. 1175 Об усилиях по обращению в католицизм украинско-белорусской знати см.: Krajcar J. Konstantin Basil Ostrozskij and Rome in 1582–1584//OCP. 35 (1969). P. 193–214; Krajcar J. The Last Princes of Sluck and the West//Journal of Byelorussian Studies. 3 (1975). P. 269–287. 1177 Сумцов Н.Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в южную и западную Россию григорианский календарь//Киевская старина. 1888. Кн. 5. С. 235–272; Плохий 1989. С. 33–40; Chodynicki. 1934. S. 188–192, 245–248. 1179 Грушевський М.С. Т. 6. Жите культурне, XIV–XVII 1907 (репринт: 1995). С. 463. 1180 См., напр.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 103–166. Как пишет Ж. Ле Гофф, непрерывность, неделимость, гомогенность (contnuite temporelle) времени соответствует нераздельности земли и неба: «Время не более чем момент вечности. Оно принадлежит одному лишь Богу», человек может лишь жить в нем (то есть им не владеет). «Овладеть им, измерить его, извлечь из него пользу или выгоду является грехом; извлечь из него хотя бы частицу является воровством». Кроме того, «единицы измерения времени и пространства были исключительными по значению инструментами социального господства. Тот, кому они принадлежат, единственным в своем роде методом усиливает власть над обществом». При этом «средневековое время было прежде всего временем религиозным и церковным» (Le Coff J. La civilisation de l’Occident medieval. Paris, 1984. P. 190, 204, 208). 1182 MUH. Т. 1. . Р. 29–33 (20. IX. 1582); Малышевский 1872. Т. 2. Приложение 3. С. 93; MUH. Т. 1. Р. 37–40 (1582–1583). 1183 MUH. Т. 1. Р. 33–37. В тексте содержится развернутая теологическая аргументация против нового календаря, что лишний раз показывает, что в глазах православного духовенства Речи Посполитой это был далеко не формальный вопрос. Кто из православных епископов обратился с этим посланием к Сангушко, остается неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Б. признал первые 2 пункта, остальные отверг. В 1599 г. член инквизиционного трибунала кард. Роберт Беллармин сформулировал 8 еретических положений учения Б. (не сохр.), от к-рых тот должен был отречься. Вначале Б. согласился отречься от нек-рых из них, затем решительно отказался. 8 февр. 1600 г. был объявлен приговор о лишении его сана и смертной казни через сожжение. 17 февр. Б. был сожжен на пл. Кампо-деи-Фьори в Риме. Сочинения Лат. диалоги: «De umbris idearum» (О тенях идей, 1582), о проявлении Божественных идей в мире (ранний вариант учения Б., еще без ярко выраженного пантеизма ), и «Ars memoriae et Cantus Circaeus» (Искусство памяти и Песнь Цирцеи, 1582), о магическом преобразовании мира Цирцеей. Трактат «De compediosa architectura et complemento artis Lullii» (О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия, 1582) излагает искусство памяти Луллия. Книга (не позднее 1583), включающая отрывок из «Песни Цирцеи», а также «Explicatio triginta sigillorum» (Изъяснение тридцати печатей) и «Sigillus sigillorum» (Печать печатей), представляет описание системы запоминания при помощи особых эмблем. Итал. диалоги: «La Cena de le Ceneri» (Пир на пепле, или Великопостная вечеря, 1584), содержит полемику с аристотелизмом и учением об ограниченности вселенной и неподвижности Земли в защиту гелиоцентрической теории Н. Коперника , прокламирует восстановление герметической философии (см. Герметизм ); «De la Causa, Principio et Uno» (О причине, начале и едином, 1584), обосновывает пантеизм и исследует отношения материи и формирующей ее силы; «De l " Infinito, Universo e Mondi» (О бесконечности, вселенной и мирах, 1584), разрабатывает физику и метафизику бесконечной вселенной; «Spaccio de la Bestia Trionfante» (Изгнание торжествующего зверя, 1584), посвящен обоснованию новой системы нравственности, переустройству посредством астральной магии земных порядков и человеческой души, в нем усматривается сатира на христианство; «Cabala del cavallo Pegaseo, con l " aggiunta Dell " Asino Cillenico» (Каббала Пегаса, с приложением Килленского осла; краткое название «Тайна Пегаса», 1585), аллегорический рассказ о перевоплощениях души, описывающий историю оккультного знания.

http://pravenc.ru/text/153489.html

(См. также Календарь ). Необходимость исправить календарь диктовалась смещением дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю и увеличившимся расхождением пасхальных и астрономических полнолуний. Задачей реформаторов было вернуть праздник Пасхи на то время года, в к-рое он праздновался во времена I Вселенского (Никейского) Собора (325), и предотвратить его серьезное смещение в обозримом будущем. Исправление календаря обсуждалось в Римской курии при папе Павле III и на Тридентском Соборе в 1563 г., но решение по этому вопросу не было принято. Итал. астроном Алоизий Лилий (Луиджи Лилио) разработал проект реформы, переданный комиссии кардиналов его братом Антонио, тоже астрономом. Этот проект, исправленный и обнародованный в 1577 г. как «Руководство по восстановлению календаря» (Compendium novae rationis restituendi kalendarium), обсуждался астрономами и математиками. Новый календарь был введен буллой папы Римского Григория XIII «Inter gravissimas» от 24 февр. 1582 г. Для того чтобы весеннее равноденствие соответствовало 21 марта, потребовалось единовременно исключить из календаря 10 дней, поэтому после 4 окт. 1582 г. следовало 15 окт. Кроме того, 14-й день луны был приведен в соответствие с астрономическим полнолунием. Это позволило согласовать даты празднования Пасхи с теми, к-рые были установлены Никейским Собором. Количество високосных годов сократилось: вековые годы (1800, 1900 и т. д.) исключили, но те годы, к-рые можно было разделить на 400 (1600, 2000), остались високосными. Было решено составить новые таблицы для определения даты Пасхи с использованием даты весеннего равноденствия 21 марта по новому календарю. Папа Григорий XIII призвал всех католич. правителей ввести в своих странах новый календарь. Это сразу же было сделано в итал. государствах, а также в Испании, Португалии и Речи Посполитой. В заморских владениях Испании и Португалии реформа календаря была проведена в 1584 г. К кон. 1582 г. новый календарь были принят во Франции и в Лотарингии, в 1583-1584 гг.- на католич. землях Свящ. Римской империи и в католических кантонах Швейцарии, позднее - в Венгрии (1587) и Трансильвании (1590). В протестант. гос-вах реформа была проведена в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Рожон, Рожновы : Михаил Никитич Рожон Пушкин, вторая половина XV в.; от него – Рожновы-Пушкины [см. Пушка] Розвалигородов Розварин Неклюд Рахманинов [см. Неклюд, Рахманин], 1559 г., Белоозеро Розводов см. Разводов Розвозов ( Развозов ) Богдан Неклюдов [см. Неклюд], 1564 г., Новгород; Иван Матвеевич, 1569 г., Ржева Владимирова Роздеришин ( Раздеришин ) Иван Петрович, 1596 г., Торопец; Афанасий Никитич, 1630 г. Роззевака см. Раззевака Розинко, Розинков : Иван Розинко, крестьянин, 1545 г., Новгород; Елизар Гаврилович Розинков, торговый человек, 1614 г., Путивль Розлада, Розладины : Прокофий Родионович Розлада Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него – Розладины [см. Ошетан] Розстригин см. Расстрига Розмолодиха Федор, посадский человек, 1582 г., Новгород Розщенкин Петр, крестьянин, 1627 г., Белев Розщепиха, Розщепихины : Иван Розщепиха, посадский человек, 1565 г., Нижний Новгород; Розщепихины, вторая половина XVI в. и позже, Нижегородский уезд; Розщепихина Дарья, вдова Захария, с сыном Иваном, помещики, 1608 г., Нижний Новгород Розщупкины Рокотовы : Иван, помещик, XVI в., Псков; Мясоед [см. Мясоед] Никитич, 1608 г., Нижний Новгород Рокот – грохот, гром Романчуков Савва, дьяк Посольского приказа, 1611–1625 гг.; Романчуковы 76 Ромейковы : Иван Голова [см. Голова], землевладелец, 1477 г., Ржевский уезд; Василий Поликарпович, писец, 1530 г., Старицкий уезд; Василий Петрович, 1539 г.; Ромейковы, XV–XVI вв., Старица и Торжок Ромоданов Ждан [см. Ждан], подьячий Поместного приказа, 1614 г. Ропа Федорович Мясоедов [см. Мясоед], дворовый, 1615 г., Солова Рапа, ропа – сукровица, гной с кровью Росада Максим, посадский человек, 1585 г., Псков Рославлев Иван Михайлович, 1577 г., Коломна Рослый Ермолай Федоров, крестьянин, 1541 г., Кострома Росляк, Росляковы , XV–XVI вв., Новгород; Алексей Иванович Росляков, 1596 г., Орел Росовы , крестьяне, 1627 г., Белев Росоха Афанасий, посадский человек, 1582 г., Новгород Роспута ( Распута ), Роспутин : Распута и Безпута [см. Безпута] Васильевы дети Кирьяновы, крестьяне, 1560 г., Белоозеро; Неустрой [см. Неустрой] Роспутин, крестьянин, 1636 г., Тотьма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Казарин Давид Александрович Морхинин [см. Морхиня], середина XIV в.; Казарин Голохвастов [см. Голохвастов], начало XVI в.; Казарин Юрьевич Дубровский [см. Дубровский], дьяк, 1554–1569 гг., казнен в опричнине [см. Горшок] Казатул Иванович Скобельцын [см. Скобельцын], 1555 г., Новгород; ср. Казатул, золотоордынский мурза, 1450 г. [см. Бусурман, Шеврик] Казимеровы , новгородские бояре, переселенные в конце XV в. в Суздаль; Андрей Васильевич, конец XVI в., Суздаль Казимер – Казимир (польск.) Казнаков Иван Михайлович, 1631 г. [Ср. Кознаков] Казначеев Василий Иванович, середина XVI в., Рязань Казуй Леонтий, купец, 1582 г., Новгород Казыкины , дворовые люди боярина Б. И. Морозова, середина XVII в. Каирев Ислам [см. Ислам] Васильевич, 1588–1613 гг., Нижний Новгород Кайдал Семенович Кренев [см. Крен], 1582 г., Новгород Кайдал – гурт, стадо Кайдар Кайдаш Семен Степанович Корсаков [см. Корсак], 1527 г.; Кайдаш Дмитриевич Глухого [см. Глухой], 1546 г. Кайса Дмитрий, воевода, убит в 1438 г. под Белевом татарами Кайсаров Василий Семенович Комака [см. Комака], 1499 г., Владимир [см. Излач, Севетюковы] Кайсар (греч.), цесарь, кесарь (латинск.), кайзер (немец.) Какуля Михаил Селиванов [см. Селивановы], земский судейка, 1624 г., Соль Вычегодская Какурин Тит Савельев, 1638 г., Москва Какура – яйцо, запеченое в тесто; какурка – ватрушка Калабродов см. Колобродов Калантай см. Колонтай Калга Трофим, крестьянин, 1627 г., Белев Калган см. Колган Калемет Борис Немятого-Головкин [см. Немятый, Головко, Макшеевы], 1570 г., Бежецкий Верх Калемат – собственное имя (татар.) Кален Аввакумов, крестьянин, 1503 г., Арзамас Калех , крестьянин, конец XV в., Новгород; позже там же Калеховы Калива кн. Никита Афанасьевич Шелешпанский, середина XVI в. Калива – брюква Калика Агафон, крестьянин, 1495 г., Новгород Калина, Калинины : Калина Никитич Игнатьев [см. Бурнаш, Дашко, Докука, Домрачей, Коробка, Люнин, Негодяй, Пыхов, Славутин, Сутулов] Калита, Калитины : кн. Иван Данилович Калита, умер в 1340 г.; Калита Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1545 г., Новгород; Тимофей Павлович Калитин, середина XV в. [см. Курдюм, Пересвет, Свойтин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тухта Онтуш, посадский человек, 1582 г., Новгород Туча Михаил, посадник, 1456 г., Новгород; Андрей Семенович Туча Боборыков [см. Боборыковы], середина XVI в., Новгород Тучка: Василий и Иван Борисовичи Морозовы [см. Мороз], оба Тучки, вторая половина XV в.; от них – Тучковы, вымершие в середине XVI в.; другой род Тучковых, XV–XVII вв., Кашин [см. Волокита] Туша Василий Иванович Морозов [см. Мороз], середина XVI в.; Василий Иванович Туша Квашнин [см. Квашня], вторая половина XVI в.; от него –Тушины [см. Андакан, Обраслан, Шитый] Ср. село Тушино на р. Всходне под Москвой Туя Федор Мысовский, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Тыливо ( Тылибо ) Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород Тылкины , посадские люди, 1546 г., Казань Тынник Ерема, крестьянин, 1611 г., Арзамас Тырков Борис Михайлович, конец XV в., Новгород Тырна , холоп кн. Мезецкого, 1539 г., Стародуб Ряполовский Тырон см. Тирон Тыртов Юрий, 1459 г.; Гаврило Андреевич, тиун, 1541 г., Москва; посол в Крым, 1543 г. [см. Гам, Зук, Крик, Мир, Правоторх, Шум] Тырта, тыртыга – пустобай, сварливый, спорщик (Даль) Тырыдан Акинфов, начало XVI в.; у него сын – Курган [см. Курган] Тырыданов Тычина, Тычинин : Федор Тычина, крестьянин, 1582 г., Новгород; Иван Тычинин, подьячий, 1646 г., Москва Тычко Федор, крестьянин, 1327 г., Белев Тюбака , крестьянин, 1545 г., Новгород Тюбка, тюпка – окрошка, тюря из хлеба с квасом (Даль) Тювяш см. Тевяш Тюлей Иван, крестьянин, 1610 г., Суздаль Тюлень Федор, крестьянин, 1627 г., Курмыш Тюлька, Тюлькин : Тюлька, крестьянин, XVI в., Переяславль; Иван Авксентьевич Тюлькин, 1587 г., Арзамас, Третьяк [см. Третьяк] Иванов Тюлькин, 1606 г., Вологда; Федор Логгинович Тюлькин, 1587 г., Тула Тюлька – 1) чурбан, болван, 2) мелкая сельдь, 3) лисица (татар.) (Даль) Тюля Иван, посадский человек, 1624 г., Зарайск Тюмгень см. Тумгень Тюмень Тимофей Никитич Левашов [см. Леваш], вторая половина XV в.; Федор Федорович Троекуров [см. Троекур], XV в.; кн. Семен Михайлович Троекуров, 1550 г.; Тюмень Андреевич Пороватой Канчеев [см. Пороватов, Канчеев], 1595 г., Рязань

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Количество сохранившихся списков Декрета Грациана точно не определено, на 2006 г. их известно ок. 600. Существует также более 200 раннепечатных изданий Декрета Грациана. Первое издание осуществил Г. Эггештейн в 1471 г. в Страсбурге; только в XV в. было выпущено ок. 40 изданий, значительная часть к-рых вошла в «Corpus iuris canonici». Большую роль в издании текста сыграл парижский канонист Ж. Шаппюи. По поручению издателей У. Геринга и Б. Рембольта он подготовил к печати сначала тексты сводов декретального права, а затем текст Декрета Грациана (изд. в 1499-1505 в Париже). Это издание использовалось комиссией Correctores Romani и легло в основу офиц. рим. «Corpus iuris canonici» 1582 г. Осуществленное Фридбергом последнее издание «Corpus iuris canonici» (1881; переизд.: Грац, 1955-1959) остается лучшей публикацией текста Декрета Грациана и сборников декретального права, сделанной на основе рим. издания 1582 г., дополненной и скорректированной с учетом изданий Бёмера и Рихтера, декретов церковных Соборов, дограциановских сводов церковного права, осуществленных историками XVII-XIX вв., и 8 списков Декрета Грациана XII-XIV вв. Целью публикации Фридберга была реконструкция первоначального текста, курсивом выделен текст, к-рый, по мнению издателя, принадлежит Г. В большинстве случаев таковыми считались комментарии - dicta, inscriptiones, rubricae. В 60-х гг. ХХ в. в Париже под рук. Жаклин Рамбо была создана группа по подготовке нового критического издания Декрета Грациана, однако проект не был завершен. В 2000 г. в рамках совместного проекта научного об-ва «Monumenta Germaniae Historica» и Баварской гос. б-ки был подготовлен электронный вариант издания Фридберга (http://mdz.bib-bvb.de/digbib/gratian). Принятые сокращения В специальной лит-ре имеются следующие сокращенные обозначения частей Декрета Грациана: c.- для capitulum, D.- для Distinctio в 1-й ч.; dict. ante/post, d. ante/post, d. a./p.- для dicta Gratiani перед/после capitulum; С.- Causa, q.- для quaestio во 2-й ч. Определение «de poen.» употребляется после обозначения номера дистинкции в «Tractatus de poenitentia» в Causa 33 quaestio 3 2-й ч. Определение «de cons.» прибавляется после номера дистинкции в «Tractatus de consecratione» в 3-й ч. До XVI в. главы обозначались по первым словам их текста, их нумерация стала употребляться лишь с XVI в.

http://pravenc.ru/text/166407.html

Комментарии историков: Царь Иоанн Васильевич последовательно на протяжении всего правления вел неустанную деятельность по присоединению земель к России, и прежде всего на востоке. По его Указам и под его руководством были совершены три похода на Казань, закончившиеся присоединением Казанского ханства в 1552 году. В 1556 году к России добровольно присоединяется Астраханское Царство. В 1555 году Царь берет под свое крыло Сибирского хана Едигера, получая от него дань, после его убийства в 1563 году захватчиком Кучумом ведет напряженные переговоры уже с ним о продолжении выплаты дани. В 1559 году Царь дает Аникию Строганову с сыновьями земли на реке Каме до Урала для освоения и заселения русскими людьми. В 1576 году Царь Иоанн разрешил Строгановым ставить русские городки в Сибири по рекам Иртышу и Тоболу. Царь поддерживает Строгановых в их освоении Прикамья, Пермского края и Сибири, позволяет им уже в 1570-е годы нанимать казацкие отряды для защиты русских городов от шаек Кучума. Один из таких отрядов возглавлял и казацкий атаман Ермак Тимофеевич, знаменитый командир, участвовавший со своими казаками и в Ливонской войне, и в битве при Молодях (1572) под руководством опричного командующего князя Дмитрия Хворостина. Атаман Ермак Тимофеевич действует в Сибири не от себя лично и даже не от Строгановых (которым в итоге земли Сибири не были переданы). Он действует как Царский воевода, как Царский слуга, отправляя собранную дань (ясак) Царю Иоанну в 1582 году. Царь принимает посланца в мае 1582 года, одобряет действия Ермака, посылает ему в помощь отряд государственных войск и в подарок шлет шубу и две знаменитые кольчуги. Любому профессионалу-историку понятно, что не в одиночку и не сам по себе действовал атаман Ермак Тимофеевич, а по воле и указу Царя, много лет ведшего подготовку присоединения Сибири. Если бы Ермак Тимофеевич действовал самочинно, то был бы он не Ермаком Тимофеевичем, а Степаном Разиным, ходившим «покорять» (а на самом деле грабить) Персию. Персия к России так и не присоединилась, и памятник Стеньке Разину ставить не за что.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Среди наиболее знаменитых произведений В.- «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. «Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия». Подобно Тициану, В. создавал алтарные картины по частным заказам, где были соединены библейские персонажи и портреты реальных лиц, напр. «Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита. В работах В. 80-х гг. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения. В. много писал по заказам религ. орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени - Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. 1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане.

http://pravenc.ru/text/150439.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010