Ф. И. Мстиславском, СПГИАХМЗ) и клобука патриарха Филарета (1619-1630, ГММК), на др. деталях облачения предстоятелей Русской Церкви, на меднолитых и финифтяных образках XVIII - нач. XX в. Характерным примером образа П. в деревянной резьбе является его изображение, очевидно с крышки раки посл. четв. XVII в. (мастера Оружейной палаты, ГММК); его образ есть на небольшом деревянном рельефе из Софийского собора в Новгороде (560, ГММК), на реликварном кресте в ковчеге кон. XVI - нач. XVII в. (из Благовещенского собора в Сольвычегодске, ГММК); гравированное изображение - на верхней перекладине Кийского креста (1656); резной образ - на складне-кузове «Вмч. Феодор Стратилат в житии, с праздниками и святыми» 1680 г. (принадлежал царю Феодору Алексеевичу, ГРМ). Изображение П. помещено на умбоне сев. врат (в технике золотой наводки) Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547). В меднолитой пластике XVIII - нач. XX в. образ П. входит, напр., в состав 4-створчатых складней «Двунадесятые праздники, избранные святые в молении образам Богоматери» (П. на 4-й створке в предстоянии Владимирской иконе Божией Матери вместе с др. Московскими святителями) и др. В XX в. образ П. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на надгробной иконе прп. Никона Радонежского нач. 50-х гг. XX в. (явление ему прп. Сергия Радонежского со святителями П. и Алексием перед нашествием Едигея; воспроизводит древний образ, стоявший над гробницей прп. Никона (СПГИАХМЗ), и монументальный пристолпный образ 1881-1882 гг. письма М. А. Рогожкина из Успенского собора ТСЛ); на иконе «Московские святители» 60-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), а также в иконографиях 30-60-х гг. XX в.: «Всея России чудотворцы, с Владимирской иконой Божией Матери» (1957, придел свт. Иоасафа Белгородского трапезного храма прп. Сергия Радонежского), «Собор Первосвятителей всея Руси» (дар патриарху Алексию I в 1965; Митрополичьи покои ТСЛ), «Собор святых, в земле Русской просиявших» (ТСЛ, СДМ), «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (Митрополичьи покои ТСЛ).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

T. 2. 188-192; История РЦ. Кн. 3. Прил. 11). Предполагают, что такая реакция Патриарха была вызвана прекращением поминания визант. императора. В К-поле знакомились с ситуацией в Московии не только через епископов и посланников, но и «от ромеев, побывавших в России». Сообщения путешественников и паломников, прибывавших из Византии, были источником известий о политической ситуации в империи и соседних с ней странах, к-рые изредка встречаются в рус. летописях (примеры см.: Маджеска. 1994. Примеч. 49). Визант. имп. Иоанн VIII Палеолог с супругой Анной. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Визант. имп. Иоанн VIII Палеолог с супругой Анной. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) В 1411 г. установился династический союз между Москвой и династией Палеологов в результате помолвки будущего имп. Иоанна VIII, сына имп. Мануила II, и Анны, дочери вел. кн. Василия Димитриевича (княжна, прибывшая в К-поль в 1414, через 3 года умерла от чумы - ODB. Vol. 1. P. 261). Чета Иоанна и Анны изображена на «Большом саккосе» митр. Фотия (1408-1431) рядом с рус. вел. кн. Василием и его женой Софьей Витовтовной ( Банк А. В. Визант. искусство в собр. Сов. Союза. Л.; М., 1966. С. 287). Между фигурами Василия и его дочери Анны помещены святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные литовским вел. кн. Ольгердом (1347) и канонизированные Патриархом Филофеем (1374). Вел. кн. Василий I и вел. кнг. Софья Витовтовна. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Вел. кн. Василий I и вел. кнг. Софья Витовтовна. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Одним из наиболее активных сторонников Флорентийской унии (1439) выступал грек Исидор, незадолго до Ферраро-Флорентийского Собора поставленный на Киевскую митрополию. Но когда митр. Исидор по возвращении торжественно провозгласил о заключении унии, он был арестован по приказу вел. кн. Василия II Васильевича, а затем бежал из Москвы. В 1441 г. Василий II направил К-польскому Патриарху почтительное послание с выражением недоумения по поводу «Исидорова дела» и просьбой о разрешении избрать митрополита на Соборе рус. епископов (РИБ. Т. 6. Стб. 525-536), но послы так и не добрались до К-поля. Категоричное неприятие унии Русской Церковью, поддержанное афонскими монахами и Иерусалимским Собором (1443), а также непрерывные войны привели к прекращению контактов с К-полем, где сидели «царь неправильный и патриарх неправильный» (Там же. Стб. 559). Дипломатичное послание московского вел. князя к имп. Константину XI (1451) с целью уладить отношения с К-полем после избрания в 1448 г. митр. Ионы оказалось запоздалой мерой (Там же. Стб. 583-584).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. На Руси образ М. не приобрел широкого распространения, хотя о его почитании упоминают некоторые источники, а частицы мощей святого присутствуют среди чтимых реликвий в мощевиках и панагиях. В русской традиции М. преимущественно изображался безбородым. Одно из ранних изображений святого, датируемое XII в., находится на левом поле оклада иконы «Богоматерь Одигитрия», происходящей из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ),- великомученик показан в хитоне и плаще с крестом в руках. В нижней части наперсного креста XIII-XIV вв. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) помещено поясное изображение безбородого М. в воинских доспехах; на кресте-мощевике нач. XVII в. из того же собора (ГММК) также внизу расположено поясное изображение безбородого М. Заключенный в арку образ М.-мученика, с крестом в руке, вместе с другими св. воинами украшает т. н. Малый саккос (XIV в., ГММК), а его поясной образ в медальоне вышит на рукаве т. н. Большого саккоса митр. Фотия (1-я четв. XV в., ГММК). В иконописи отдельные изображения М. практически не встречаются. Его образ включен в состав святых в минеях на ноябрь, где он может быть представлен как мученик или как воин. Напр., вместе с мч. Меркурием Смоленским М. изображен на иконе на ноябрь из Покровского собора на Рогожском кладбище (нач. XVII в., см.: Древности и духовные святыни старообрядчества/Сост.: М. Вилкова и др. М., 2005. С. 86); с вмц. Екатериной - на минее 1701 г. работы П. И. Рименского (ГТР). Для икон, на которых М. изображен в составе избранных святых, предпочтительным становится его тип воина, юного, безбородого, напоминающего обликом вмч. Димитрия Солунского (напр., на иконе-двухряднице из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, кон. XVI-XVII в., ВОКМ; на иконе «Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»», 1914, ЕМИИ). Столь популярный в визант. и поствизант. искусстве элемент иконографии М., как шлем, в рус. памятниках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Художественное оформление рукописи включает портреты и символы евангелистов на 8 отдельных листах, 8 заставок (5 больших и 3 в один столбец) и 440 инициалов, к-рые являются лучшими образцами рус. орнаментики неовизант. стиля. Заголовки чтений выполнены золотой краской поверх киноварной подложки, реже - киноварью. Верхнюю доску переплета покрывает золотой оклад. Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Исследователи единодушно относят рукопись к произведениям московского книжного искусства и правомерно сближают ее с такими памятниками времени митрополитов Киприана († 1406) и Фотия († 1431), как Евангелие Владимира Андреевича Храброго, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657, ок. 1400 г.), Андрониково Евангелие (1-я четв. XV в.- ГИМ. Епарх. 436). Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Иконографическая программа рукописи ближе всего к Евангелию Хитрово, вышедшему из центральной московской мастерской, возглавляемой Феофаном Греком , а затем прп. Андреем Рублёвым , или к их общему источнику. Особенностью Е. У. с. является наличие наряду с портретами евангелистов листовых миниатюр с изображениями их символов, вписанных в круги. В визант. рукописях такие изображения известны с XII в., встречаются в XIV в., в западноевроп. искусстве широкое распространение получили начиная с XI в. Символы евангелистов повторяются также на окладе Евангелия. Это дало основание И. А. Стерлиговой предположить, что миниатюры и оклад являются частями единого замысла. До наст. времени остается спорным вопрос о точной датировке рукописи. Нек-рые исследователи предполагают, что она была создана между 1393 и 1397 гг., основываясь прежде всего на участии в ее написании протодиак. Спиридона, однако большинство ученых склонны считать, что рукопись можно отнести к 1-й четв. XV в. Г. В. Попов предположил, что написанная в нач. XV в. рукопись нек-рое время оставалась непереплетенной, после приезда в Москву митр. Фотия она была украшена живописью и помещена в оклад. Однако реальная хронология создания рукописи может быть и иной. С приездом митр. Фотия в 1410 г. центральные московские мастерские пополнились художниками - выразителями нового духовного направления и художественного стиля, но это не исключало параллельной работы писцов, продолжавших традиции времени митр. Киприана.

http://pravenc.ru/text/180920.html

Крест запрестольный. Сер. XVI в. (ГММК) Крест запрестольный. Сер. XVI в. (ГММК) Тип 6-конечного К. был характерен для воздвизальных К., известных по изображениям на византийских миниатюрах. Древнейшие воздвизальные К. домонг. времени в рус. землях могли сочетать функции ставротеки и служебного К. Они создавались по случаю принесения на Русь великих святынь, навсегда сохраняли имена своих создателей и, несмотря на различия в происхождении, имеют много сходных черт. Стремление дать реликвиям, прежде всего связанным с К-полем, достойное обрамление из драгоценных материалов (металлы и камни) характерно, напр., для К., изготовленного в 1161 г. мастером Богшей Лазарем для обетного мон-ря прп. Евфросинии Полоцкой в Полоцке, а также для К. архиеп. Антония Новгородского, вложенного им в новгородскую Св. Софию (1207-1212, с позднейшими добавлениями; местонахождение неизв.). К. этой традиции имеют близкие размеры (40-70 см) и развитую изобразительную декорацию (драгоценные камни, оклад с орнаментами, надписями и с изображениями). Для частицы Животворящего Древа могли использовать в качестве ковчега деревянные 4-конечные К. Позднее сама форма 6-конечного воздвизального К. стала служить образцом для хранения этой святыни (напр., К. в золотом с эмалью окладе новгородской работы 2-й пол. XII - нач. XIII в., ГММК). По типу и облику к этим К. примыкают менее известные воздвизальные К. из новгородской Св. Софии XII в., которые в XIV в. получили дополнительные украшения в виде оклада или живописных вставок. Традиция создания драгоценных окладов для таких святынь сохранялась и в XIX в. К числу визант. К. принадлежал, вероятно, и «корсунский» К. из Успенского собора Московского Кремля, известный по рис. акад. Ф. Г. Солнцева для изд. «Древности Российского государства» (М., 1849-1853. 6 т.). «Корсунскими» с XIX в. стали называть и др. древние К. из Успенского собора, напр. хрустальный выносной К., изготовленный в Зап. Европе (XV в., ГММК) и дополнительно украшенный в Московской Руси на рубеже XVI и XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, О. В. Чумичева Иконография Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и офиц. иконографии, начало к-рой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился свящ. Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона Г. вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февр., 23 марта иконописных подлинников, напр. сводной редакции XVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124, 138). В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается др. вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123 об.). Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Наиболее ранние изображения Г. известны на иконах «Преподобные Зосима и Савватий, с житием», где сюжеты с участием Г. включались в состав клейм, их число варьировалось в зависимости от житийного цикла. На «Боголюбской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, с 29 клеймами их жития» 1545 г. из Троицкого собора Соловецкого мон-ря (ГММК), к-рая находилась возле раки с мощами Соловецких святых, Г. изображен в монашеских одеждах с черным клобуком, без нимба, в 8 композициях: «Встреча прп. Савватия со старцем Германом», «Трехдневное плавание преподобных Савватия и Германа на карбасе по Белому морю», «Водружение Креста на Соловецком острове», «Прп. Герман слушает рассказ карельской жены», «Прп. Герман рассказывает прп. Савватию о наказании жены рыбака ангелами», «Встреча преподобных Зосимы и Германа», «Преподобные Зосима и Герман плывут на карбасе к Соловецкому острову», «Преподобные Зосима и Герман рубят на острове деревья и строят кельи». Сохранилась др. икона такой иконографии и того же происхождения (ГММК).

http://pravenc.ru/text/164711.html

И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. С. 723). Это древнейший надгробный покров святого (ГММК) с традиционным для таких произведений фронтальным изображением, к-рое в значительной степени следует его ранним иконам (форма венца, трактовка шубы), но имеет ряд особенностей: в левой руке св. царевич держит свиток, правая сжата в кулак (по мнению Н. А. Маясовой, хотя подобная деталь встречается в ряде шитых изображений мучеников, где не был вышит крест, здесь Д. И. представлен сжимающим в кулаке орешки, которыми играл в момент гибели). Иконография покрова 20-х гг. XVII в. повторена в покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК). Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Новый вариант прямоличного изображения Д. И. имеется на крышке его раки, выполненной в 1628-1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки - изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скрещенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50-60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского мон-ря Московского Кремля ( Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Спас на престоле». 3-я четв. XVI в. (ГВСМЗ) С сер. XVI в. получили распространение образы Е., совершающего проскинесис , т. е. в молитвенном поклонении припадающего к стопам Иисуса Христа, восседающего на престоле. Как полагают исследователи, изображения Е. на этих иконах-пядницах могли воспроизводить в уменьшенном виде прижизненный ктиторский портрет, возможно надгробную икону Е. в Вяжищском мон-ре ( Преображенский. 2001. S. 85). Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. новгороде образы Спасителя. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. XVI в. (ГММК, см.: Христианские реликвии. Кат. 45. С. 174; Спасенные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 16), на к-рой в образе Спаса на престоле воспроизведена композиция одной из древнейших икон новгородского Софийского собора «Спас Златая Риза» сер. XI в. (ГММК) или ее не менее почитаемого списка кон. XIV-XV в.- иконы «Спас на престоле, с припадающим прп. Варлаамом Хутынским» (ГММК). Е. изображен слева, подпись: «о аг Eyфiмue apxienuckon Новгороцки» - располагается под стопами Спасителя, что соответствует древней традиции расположения молитвенных и вкладных надписей. На Е. белый клобук, полиставрион, омофор, епитрахиль и узорчатый подризник зеленоватого оттенка. Др. пример - икона 3-й четв. XVI в. из суздальского Покровского монастыря (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. Кат. 41), на к-рой Спаситель на престоле изображен в соответствии с изводом иконы «Спас свт. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. (с поздней живописью) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) и 1362 г. из придела Рождества Богородицы Софийского собора в Вел. Новгороде. Е. изображен справа, протягивающим руки к стопам Иисуса Христа, облачен в белый клобук с золотыми воскрилиями, крещатые ризы с крупными черными прямоугольными крестами, омофор, золотую епитрахиль и зеленый узорчатый подризник. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.

http://pravenc.ru/text/187753.html

Корсунская икона Божией Матери «Одигитрия». Оборот запрестольной иконы «Спас Вседержитель — Богоматерь Корсунская Одигитрия». 2-я пол. XIII в. (ГММК) Перемещение «корсунских» реликвий в Москву в XVI в. царем Иоанном Грозным вписывалось в модель создания офиц. концепции происхождения царской власти и актуализации в этой связи темы Крещения Руси кн. равноап. Владимиром. В этом контексте «корсунская идея» приобретает особый смысл, и в столице Московского государства начинают собирать греческие святыни, действительно связанные с этим событием или получившие соответствующую «легенду». Тогда или позже на ряд памятников, хранящихся в Успенском соборе, распространилась история привоза их из древней Корсуни, в т. ч. 2 запрестольных двусторонних икон с образом Божией Матери «Одигитрия» на обороте: «Спас Нерукотворный - Богоматерь Одигитрия» (ГММК, под записями XVI-XIX вв., см.: Спас Нерукотворный в русской иконе/Авт.-сост.: Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. М., 2005. Кат. 2) и «Спас Вседержитель - Богоматерь Корсунская Одигитрия» (ГММК, 2-я пол. XIII в., Византия, см.: Иконы Успенского собора Моск. Кремля: XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. Кат. 5. Библиогр. об иконе). Происхождение запрестольной иконы главного алтаря Успенского собора по древним документам не прослеживается. Предание о привозе обеих запрестольных икон из Корсуни впервые было изложено А. Г. Левшиным в 1783 г. без к.-л. отсылок к источнику сведений. В предании кратко сообщается, что иконы были принесены киевским кн. равноап. Владимиром из Херсонеса в Новгород, а оттуда взяты Иоанном Грозным в Москву ( Левшин. 1783. С. 23-24). Название обеих икон «Корсунские» появилось лишь в описях Успенского собора 1853-1854 гг. (ГММК ОРПГФ. Ф. 4. Ед. хр. 98. Л. 5-5 об.), где повторяется то же предание с уточнением времени перенесения их в Новгород - в 992 г., а в Москву - в 1570 г. Составитель описи добавляет: «...обе сии иконы известны под именем Корсунских, а вторая из них («Спас Вседержитель» - «Богоматерь Корсунская Одигитрия».- Авт.) носится во всех крестных ходах с хрустальными крестами» (Там же). Возможно, названия этих крестов, именуемых «корсунскими», по сторонам к-рых стояли оба запрестольных образа, перешло на топонимы Богородичных образов ( Щенникова. 1987. Примеч. 8). В описи 1609-1611 гг. сообщается, что на окладе иконы со «Спасом Нерукотворным» у образа Пресв. Богородицы «на исподнем поле летописец серебрян попорчен» (Описи Моск. Успенского Собора. 1876. Стб. 335). Этот летописец также мог содержать сведения, послужившие основой для записанного Левшиным предания. Память об этой К. и. помещают под 9 окт. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 313).

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) В убранство храма в XVII в. входили драгоценные оклады аналойных икон, в т. ч. особо чтимых Барловской и Боголюбской икон Богородицы (не сохр.). Золотой оклад первой из них (кон. XIV - нач. XV в.) и отдельные фрагменты убора второй (датируются разными исследователями от XIII до нач. XV в.) уцелели и хранятся в Оружейной палате. Утрачено «царское место», выполненное из дерева и увенчанное шатром с медным литым золоченым двуглавым орлом наверху. Оно находилось на вост. стороне юго-зап. столпа собора. О том, каким было «царское место», можно судить по описям собора и по картине С. М. Шухвостова «Обедня в Московском Благовещенском соборе» (1857, ГТГ). В XVII в. все богослужебные предметы, значительное собрание святынь, а также большое число священнических облачений хранились в алтаре, позже - в ризнице. На главном престоле в XVII в. находились 4 напрестольных Евангелия. Самое раннее сохранившееся - рукописное Евангелие в серебряном окладе 1568 г., вклад царя Иоанна IV Грозного. Композиция оклада восходит к убору Евангелия 1392 г. из Троице-Сергиевого мон-ря. Особо искусной работой и изысканным золотым с крупными камнями окладом выделялось Четвероевангелие, вложенное в собор в 1571 г. царем Иоанном IV Грозным (позже использовалось в богослужении на престольный праздник Благовещения и при архиерейском служении). К нач. XX в. в соборе насчитывалось 20 напрестольных Евангелий в драгоценных окладах, из к-рых до наст. времени сохранилось ок. половины. Большая их часть была выполнена в придворных мастерских Московского Кремля в XVII в. Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Три воздвизальных креста, отмеченных описью 1680 г. в основном алтаре, также лежали на престоле. Первым назван древнейший крест 1552-1553 гг. новгородской работы в серебряном сканом уборе с драгоценными и цветными камнями и жемчугом.

http://pravenc.ru/text/149295.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010