А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 215-234). Пластины с Деисусом, вероятно, остались от оклада времени митр. Киприана ( Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 136-148), по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV-XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление»; она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат (Описи Успенского собора. Стб. 309-311, 423-425. Примеч. 1). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре - в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника (Там же. Стб. 673). В 1-й пол. XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И. М. Снегирёв назвал эту икону «запасной» ( Снегирев И. М. Памятники Моск. древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. М., 1842-1845. С. 17), ошибочно отождествив ее со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до наст. времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесен в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е. И. Брягиным. В наст. время находится в Успенском соборе Московского Кремля. Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации В. и. в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновленный древний образ (вероятно, была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в ее золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками - образы вселенских и рус.

http://pravenc.ru/text/154962.html

визант. работы из ризницы свт. Фотия, митр. Московского. К. на лицевой стороне «малого саккоса» (сер. XIV в.) представлен в рост, под арочным обрамлением, одетым в фелонь; на шитой епитрахили с более поздним жемчужным низанием на лицевой стороне - в медальонах погрудно он сам рядом со свт. Афанасием (погрудно), оба в крещатых саккосах, К.- в узнаваемой шапочке (нач. XV в., все в ГММК); на лицевой епитрахили новгородской работы (кон. XV - 1-я пол. XVI в., Игнашина. 2003. Кат. 18. С. 43). В ряду святителей, епископов и митрополитов миниатюрная фигура К. в крещатых ризах находится на полях иконы «Богоматерь Владимирская, с праздниками» (ок. 1514, ГММК), списка чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Как правило, изображение К. в ряду святителей присутствует на царских вратах, точнее, живописной декорации их столбиков - напр., из придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора (ок. 1558), из собрания И. С. Остроухова (2-я пол. XVI в., ГТГ), из надвратной ц. во имя Преображения Господня (1595) Кириллова-Белозерского мон-ря (КБМЗ), из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (Иконы Ярославля. 2009. Т. 2. 144. С. 202-213). Святители Кирилл и Афанасий Александрийские и Леонтий Ростовский. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Святители Кирилл и Афанасий Александрийские и Леонтий Ростовский. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Изображения К. появлялись в храмах, связанных с личным покровительством, патрональным и мемориальным значением. Уникальный цикл деяний (или жития) К. встречается в домонг. храме, Кирилловской ц. в Киеве, к-рая была построена в княжеском мон-ре черниговским кн. Всеволодом (Кириллом) Ольговичем ( Блиндерова. 1980; Марголина. 1998; Маргол i на, Ульяновський. 2005). На стенах юж. апсиды, где располагался диаконник и придел К., святой представлен в 16 композициях (2 переписаны в XIX в., ок. половины сохр. фрагментарно), большая их часть иллюстрирует учительскую, просветительскую деятельность К. как предстоятеля Александрийской Церкви, а также участника III Вселенского Собора (подробнее см.: Матюшкина.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Перстень той или иной формы также является знаком принадлежности к определенному монашескому ордену или конгрегации. В нек-рых гос-вах перстни входили в состав коронационных регалий, обязательных для интронизации монарха. По преданию, к апостольским временам восходит средневек. традиция изготовления для каждого нового папы Римского «перстня Рыбака» (т. е. ап. Петра) с геммой (перстень почившего папы разбивался). Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК) Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК) В периоды обострения интереса к античной истории, особенно к символике имп. Рима (эпохи Каролингского возрождения, Оттоновского возрождения, т. н. Штауфеновский ренессанс, XII в.), производились геммы, повторявшие какие-то известные в то время античные и визант. образцы и виртуозно воспроизводившие утонченный античный стиль (камея Посейдона из Юж. Италии, 1-я пол. XIII в., Музей истории искусств, Вена). Европейская Г. эпохи Возрождения Искусство Г. в Зап. Европе вновь стало актуальным и востребованным в эпоху Ренессанса вместе с появлением интереса к античности. Производство гемм по объему можно сравнить с античным: создается огромное количество камей с портретами правящих персон, с античными сюжетами, с сюжетами из христ. истории. При дворах светских и духовных сеньоров, в среде знати и патрицианства были популярны сосуды (чаши, кубки, вазы) из агата, горного хрусталя, яшмы в отделке драгоценными материалами (золото, эмали), статуэтки. Родоначальниками новейшей Г. можно считать итальянцев В. Пизано (1368-1448), Ф. Лаурану (ок. 1430-1502). Крупнейшими ее представителями в XVI в. были: П. М. да Пешиа (1513-1521), М. дель Нассаро (? - 1547), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555), В. Белли (1468-1546), Якопо да Треццо (ок. 1514-1589), миланские мастера Алессандро (ок. 1576-1612), Антонио Маснаго и др., во Франции - Ж. де Фонтене, по прозванию Кольдоре (работал в 70-80-х гг. XVI в.). Произведения Г., появившиеся в XVII в., во многом уступали по художественному исполнению изделиям XVI и XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/165147.html

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

XV в. образ К. помещали на московских памятниках лицевого шитья, в частности в медальоне на нижнем поле сударя «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с Деисусом и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГММК) - К. с темно-русыми волосами и со сравнительно небольшой бородой; на сударе (по описям, «плащанице») «Избранные святые в молении образу Божией Матери «Неопалимая Купина»» из Кириллова Белозерского мон-ря (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ; см.: Опись. 1998. С. 152) - К. в среднике крайний слева, за спиной свт. Леонтия Ростовского. Эта традиция прослеживается и позднее: на пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (мастерская вел. кнг. Елены Васильевны Глинской, ГИМ; см.: Маясова. 2004. С. 32-33. Ил. 12), на мн. строгановских произведениях шитья, как, напр., на вкладах в Благовещенский собор Сольвычегодска и Успенский собор Ростова: на 2 пеленах «Мч. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1654 и 1656, СИХМ, ГРМ), на воздухе «Положение во гроб, с избранными святыми» и на покровце «Се Агнец Божий, с избранными святыми» (ок. 1661, ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 192-194, 196-199, 274-277, 324-325. Кат. 21, 23, 83, 84, 127), а также на саккосе патриарха Никона (1655, ГММК; см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108) и на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Маясова. 2004. С. 294-296. Кат. 95) и др. Наиболее ранний житийный образ К. был создан в нач. XVI в. (на рубеже 10-х и 20-х гг.) в мастерской Дионисия, когда ее мог возглавлять сын художника, и предназначался для иконостаса Успенского собора Кириллова мон-ря (ГРМ; см.: Соловьёва. 2009). В монастырских описях он значится 4-м справа в местном ряду, после 2 храмовых икон Успения Пресв. Богородицы (Опись. 1998. С. 46-47), недалеко от двери, ведущей к гробнице К. Не исключено, что образ К. «в деянии» был вложен в мон-рь вел. кн. Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой вместе с покровом на раку чудотворца (1514, ГРМ) и шитой подвесной пеленой с житийным образом К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Образ И. З. представлен в чине святителей на резных рельефах из слоновой кости к-польского происхождения, напр., на Арбавильском триптихе (кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж) он помещен рядом с образом свт. Климента Анкирского (?) на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. У И. З. огромный лоб, лысая голова. Небольшой медальон с полуфигурой И. З. сопровождает образ свт. Василия Великого, вложенный, подобно рим. «imago clipeata» , в более крупный медальон в центре большого равноконечного креста на миниатюре из Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 550. Fol. 4r, нач. XII в.). В 1-м ряду отцов Церкви и др. святых И. З. изображен на миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 587m. Fol. 40v, кон. XI в.) рядом со св. воином и со свт. Василием Великим. Эта традиция будет унаследована рус. искусством, напр., И. З. изображен среди К-польских и рус. святителей на полях Владимирской иконы Божией Матери (ок. 1514, ГММК). Воздвижение Креста. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F.6. Л. 137) Воздвижение Креста. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F.6. Л. 137) В сцене «Воздвижение Креста» И. З. представлен в иллюстрированных рукописях с XI в.: в Псалтирях (напр., в Лондонской (Феодоровской) Псалтири 1066 г.- Lond. Brit. Lib. Add. 19352); в Евангелиях (напр., Ath. Pantel. 2. Fol. 189v, 2-я пол. XI в.), где И. З. в коричневой фелони в окружении сослужащих воздвизает процессионный крест, стоя на мраморном амвоне древнего типа, в виде кафедры с лестничным всходом и киворием-куполом на колоннах. Традиция помещать в качестве иллюстрации эту сцену в Псалтирь сохранилась в рус. практике в Киевской Псалтири (РНБ. F. 6, 1397 г.); в Псалтири XV в. (РНБ. F. I 5. Л. 227) рядом с текстом Пс 98 находится небольшое изображение мраморного амвона (прямоугольника желтого цвета с коричневыми разводами), на к-ром стоит И. З. в синей фелони, омофоре с большим красным крестом, за спиной И. З.- сослужащие, у подножия амвона - диакон с кадилом. И. З. могут изображать с крестом в правой руке, указывая на мученический подвиг (на фреске в ц. Ла Каттолика в Стило, Калабрия (XI в.),- облачен в полиставрий и держит в руках небольшой крест; в медальоне на иконе «Распятие, с избранными святыми» (ок. 1100) и на тетраптихе со сценами 12 праздников (XII в., обе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае)), или с воздвизальным крестом - на служение святителя (фрески бывш. монастырской ц. Живоносного Источника в сел. Калойерорахи близ Андрусы, ном Месиния, кон. XII в.; ц. Богородицы в Ахтале, между 1205 и 1216). На появление образа И. З. в иконографии «Воздвижения Креста» могло повлиять совпадение дней празднования преставления И. З. и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - 14 сент. ( Саенкова. 2003. С. 185-186).

http://pravenc.ru/text/541598.html

В 1656-1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза ( Забелин И. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 30), а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата-ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. (Описи Успенского собора. Стб. 375-384). Основные части этого убора находились на иконе до 1918 г. (в наст. время в Оружейной палате ГММК). Пелены, завесы Лицевая пелена к Владимирской иконе Божией Матери. Сер. XVII в. (ГММК) В источниках XII-XVI вв. сообщений о пеленах В. и. нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу вел. кн. Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у В. и. было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом (Там же. Стб. 381-382). В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (2-й супруги царя Михаила Феодоровича) - убрус В. и. с изображением Деисуса и святых (Там же. Стб. 533). Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г. (Там же. Стб. 581-582). Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК) (Там же. Стб. 757-758). Пелена с Голгофским крестом являлась главной; ее носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итал. золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и др. драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в гос. казну. На 3-й, лицевой пелене воспроизведена В. и. в золотом окладе митр. Фотия. Раскрашенный рисунок, по к-рому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым ( Забелин И. Домашний быт рус. цариц в XVI-XVII ст. М., 1869. С. 171).

http://pravenc.ru/text/154962.html

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

М. пользовался большим почитанием и в Московской Руси: частицы его мощей были привезены в Москву в 1603 г. от буд. Иерусалимского патриарха Феофана IV, в 1625 г.- от Вифлеемского митрополита, в 1625 г.- от серб. «Мокалевского» еп. Сергия, в 1629 г.- из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Янине, в 1643 г.- от серб. архиеп. Паисия, в 1644 г.- от К-польского патриарха Парфения II, в 1645 г.- от митр. Мелетия Браиловского ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 287; 1860. Ч. 2. С. 24, 28, 71, 237, 274, 315, 332). В драгоценных наперсных крестах-мощевиках сохранились мощи М. Самый ранний, предположительно московской работы (XIII-XIV вв., ГММК), украшен резными изображениями святых, чьи мощи были в него помещены. Мощи М. находятся в нижней части креста новгородского происхождения - это наперсный крест-мощевик (1-я четв. XV в., ГММК) с литым образом Христа на престоле и резными фигурами Деисуса; изображение Спасителя по стилю близко памятникам каменной новгородской пластики. Мощи М. размещали и в более поздних новгородских реликвариях. Они были вложены в воздвизальный крест, сделанный «повелением и трудами» соловецких старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (1560/61, ГММК); в складень-мощевик новгородского боярина С. Е. Трусова (1561/62, ныне в ГММК), подаренный им свт. Филиппу, игум. Соловецкому (впосл. митрополит Филипп II ). Мощи М. сохранялись в новгородской Св. Софии и упоминаются в описях XVIII-XIX вв. как хранившиеся в серебряном ковчеге со стеклянной крышкой, который стоял у алтарной преграды. В Москве в нач. XVII в. был сделан крест-мощевик, среди вложений в к-рый есть также частица мощей М.; этот крест, вероятнее всего, принадлежал царской семье и находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. По описи 1699 г., в Образной палате царского дворца хранились неск. частиц от мощей М., как отдельно, так и в составе мощевиков со святынями из Палестины ( Успенский. 1902. С. 54, 56). Мощи М. вложены в Виленский крест (до 1657, муромский Свято-Троицкий жен. мон-рь), прославленный чудотворениями в Муроме с нач. XVIII в. ( Сухова. 2003. С. 176); в напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПИАМЗ; Родникова. 2003. С. 239); в крест нач. XVIII в. с литым Распятием (нач. XVIII в., там же); в складень работы московского серебряника А. А. Жданова (1720, ГММК); в благословенный крест 1-й трети XVIII в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- на покровах З. (1583) и С. (1585), выполненных в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. держит свиток двумя руками, у С. десница на груди), на покрове З. кон. 90-х гг. XVI в., шитом в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), на пелене XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На палице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции,с храмом на руках. Др. палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20). Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен монастырем во 2-й пол. XIX в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»… вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010