В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Такой тип изображения, восходящий к чтимому московскому образу «Спас Смоленский», часто воспроизводился монастырскими иконописцами. На формирование иконографии, по-видимому, оказал влияние житийный текст «Чуда о Вологде», повествующий о нападении на город в 1450 г. отрядов кн. Дмитрия Шемяки и явлении иером. Евфимию Д., обратившегося со словами: «Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им». Вместе с тем иконография Спаса Смоленского, очевидно, соотносилась с храмовым праздником Димитриева Прилуцкого мон-ря. Наиболее раннее из известных произведений - шитая 2-сторонняя хоругвь «Господь Вседержитель, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими» и «Поклонение Кресту Господню» (40-е гг. XVII в., ВГИАХМЗ), имеющая монастырское происхождение, связанная с празднованием престольного праздника обители. Известны примеры выносных 2-сторонних икон с таким изводом - образ XVII в. из ц. равноапостольных Константина и Елены (под записью, ВГИАХМЗ), на обороте - «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде». Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ВГИАХМЗ) После 1655 г. такие иконы с вариантами в подборе святых были помещены в местном ряду иконостасов вологодских храмов. Припадающий Д., как правило, изображен справа (одесную) Спасителя, парным был образ др. Вологодского чудотворца, основателя мон-ря или покровителя заказчика. Примерами являются храмовые иконы 50-х гг. XVII в. с прп. Корнилием Комельским из Софийского собора (ВГИАХМЗ) 2-й пол. XVII в. с прп. Павлом Обнорским (из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), аналойный образ «Седмица» XVII в. с прп. Дионисием Глушицким (из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), икона кон. XVIII - нач. XIX в. из частного собрания (кроме Д. и прп. Игнатия, Иисусу Христу предстоят преподобные Кирилл Новоезерский и новопрославленный Феодосий Тотемский). Во 2-й пол. XVII-XVIII в. развернутый вариант подобной иконографии таких икон включал изображения сонма Вологодских святых (напр., 32 фигуры на иконе из Троицкой (Герасимовской) ц.

http://pravenc.ru/text/178017.html

XVII в., ВГИАХМЗ), с блгв. князьями Феодором, Давидом и Константином, с прп. Максимом Исповедником - в ц. во имя Д. на Наволоке (80-е гг. XVIII в., ВГИАХМЗ), а также со св. целителями Космой и Дамианом или блаженными Прокопием и Иоанном Устюжскими (иконы XVII в., ВГИАХМЗ); также со святыми, выбор к-рых определен заказчиком,- икона «Избранные святые в молении Св. Троице» 1715 г. работы Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ, из ц. равноапостольных Константина и Елены), икона Божией Матери «Одигитрия» с предстоящими ап. Андреем Первозванным и св. Иоанном Предтечей, припадающими ап. Иоанном Богословом и Д. (XVII в.?, ВГИАХМЗ). Образ Д. помещен в произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в.- на оплечьях фелони, на дробнице митры, на кресте напрестольном из Димитриева Прилуцкого мон-ря (1638), на ладанице (1694), на запрестольном кресте из ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде, также на каменной иконке XVIII в., на эмалевых образках XIX в. (все в собр. ВГИАХМЗ). Черневое изображение святого вырезано на золотой дробнице 1599-1600 гг., к-рая является частью убора оклада, исполненного по заказу царя Бориса Годунова, на икону Св. Троицы Ветхозаветной, написанной прп. Андреем Рублёвым (СПИАХМЗ), а также наряду с др. святыми и праздниками - на серебряных позолоченных дробницах 2-й пол. XVI-XVIII в. к неск. подвесным пеленам 80-х - 90-х гг. XVIII в. к иконам Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК, см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле/ГММК. М., 2003. С. 342-348. Кат. 120-122). Образ Д. имеется также в лицевых рукописях, напр. в Евангелии апракос 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 828 об.). В монументальном искусстве образ Д. часто встречается в росписях храмов Вологды. В Софийском соборе (1686-1688) поясное изображение преподобного - на юж. стене апсиды диаконника, где находился престол в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, и среди рус. преподобных над чином святителей. В стенописи ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье 1718 г. Д. представлен в рост, держащим в руке длинные четки, вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/178017.html

XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ). В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) На иконах, в основе к-рых лежит текст Минейной редакции Жития, обычно совпадают клейма, изображающие пострижение, рукоположение во иеромонаха, основание мон-ря в Переяславле, встречу с прп. Сергием Радонежским и блгв. вел. кн. Димитрием Донским, уход с Авнеги, основание обители в Вологде, пророчества святого, его преставление и погребение, но есть варианты и с более подробным изображением чудес от гроба (иконы XVI-XVIII вв., ВГИАХМЗ), когда на первый план выдвигается целительная помощь святого. В житийном цикле встречаются и редкие сюжеты: сретение иконы Д., чудо о болезни «корчета», чудо о белоризцах, названное в Житии «Чудо о граде Вологде», разорение мон-ря в Смутное время (икона XVII в. из собр. ЯХМ). Известны житийные иконы, где повествование строится в соответствии с агиографической традицией, начиная от рождения Д. Сохранилась икона преподобного с 12 клеймами жития 2-й пол. XVI в. (музей в Рекклингхаузене, Германия), в т. ч. с композициями: крещение, обучение грамоте, поставления в сан иеродиакона, пресвитера и игумена (редкие сюжеты). Подобный состав клейм, подчеркивающий избранность и служение Богу Д. с детства,- на иконе с 18 клеймами из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (XVII в., ВГИАХМЗ); он близок ранним житийным циклам прп. Сергия Радонежского. Впосл. в отдельный иконописный сюжет выделились житийные клейма «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого» (икона-хоругвь 2-й пол. XVI в. с оплечным образом Иисуса Христа на лицевой стороне из ц. равноапостольных Константина и Елены, основанной на месте сретения образа Д., ВГИАХМЗ) и «Чудо о белоризцах» (икона XIX в., ВГИАХМЗ), к-рые подчеркивают значение Д. как защитника города и помощника в ратном деле. С XVII в. получило распространение изображение Д. вместе с Вологодским святым прп. Игнатием Прилуцким. В 1635 г. костромской иконописец Денис вместе с товарищем Терентием выполняли стенопись и иконы в Димитриевом Прилуцком мон-ре, в т.

http://pravenc.ru/text/178017.html

«Демократизм образов и лаконичная конкретность художественного языка сочетаются с разнообразием палитры, подчас по-народному грубоватой, но сильной и впечатляющей, где ведущая роль принадлежит различных оттенков охрам в сопоставлении с киноварью и лазорью» (Искусство земли Вологодской: Кат. выст. С. 8). Среди наиболее выдающихся памятников того времени - Деисус и храмовая икона из Покровского Глушицкого мон-ря, праздничный чин из Корнилиева Комельского мон-ря (ВГИАХМЗ), Деисус 1517 г. из Троицкой ц. Филиппо-Ирапской пуст. (Череповецкое музейное объединение), иконы «Св. Иоанн Предтеча» из Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ), «Снятие с Креста» из Сретенской ц. (ГТГ) и «Чудо св. Георгия о змие» (ГРМ), «Преображение» из Куржекской ц. (Вытегорский музей), «Арх. Гавриил» и «Св. Иоанн Предтеча» из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Девятины, стиль к-рых характерен для новгородской школы; резные иконы «Чудо св. Георгия о змие» и «Св. Параскева Пятница» (ВГИАХМЗ). В XV-XVII вв. был создан 5-ярусный тябловый иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Из 60 уцелевших икон 33 находятся в КБМЗ, остальные - в ГРМ, ГТГ и ЦМиАР. К XVI в. относятся еще 2 частично сохранившихся тябловых иконостаса из Кириллова: из церквей прп. Иоанна Лествичника (местный ряд в ГРМ) и Преображения Господня. В последней, а также на св. вратах с казнохранилищем и сушилом частично сохранились фрески. Наиболее ранние дошедшие до нас образцы книжной миниатюры представлены в Евангелии апракос (кон. XIV - нач. XV в., ВГИАХМЗ), в Канониках 1408 и 1423 гг., в 3 Евангелиях XIV - 1-й трети XV в. (в т. ч. в Христофоровом Евангелии), Псалтири 1424, Апостоле 1-й трети XV в. (все в ГРМ). Замечательными памятниками прикладного искусства XV-XVI вв. являются панагии и потир из Спасо-Каменного мон-ря и т. н. Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого мон-ря (оба во ВГИАХМЗ), напрестольный резной крест из Кириллова Белозерского мон-ря, образ «Св. Троицы» из Сямского Богородице-Рождественского мон-ря (оба в ГРМ). Древнейшие произведения лицевого шитья - 2 покрова на раки преподобных Димитрия Прилуцкого (XV в.?) и Григория Пельшемского (XVI в.; оба во ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/155162.html

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Образ И. включен в сонм Вологодских чудотворцев, предстоящих Спасу Вседержителю на неск. иконах 2-й пол. XVII-XIX в. На вологодских иконах И., как правило, показан седым старцем с непокрытой головой, с правильными тонкими чертами лица, с окладистой бородой до середины груди. Его образ помещен в верхней части композиции, в молении, без к.-л. атрибутов в руках, рядом с др. Пермскими святителями. Так, на иконе этого извода 3-й четв. XVII в. (под записью) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре близ Вологды И. изображен верхним в правой группе (ВГИАХМЗ, упом. в Описи имущества мон-ря 1675 г.- ОПИ ВГИАХМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.). На иконе 1-й четв. XVIII в. из вологодской ц. равноапостольных Константина и Елены (ВГИАХМЗ) в верхнем регистре представлены все Великопермские святители, в левой части - Стефан, Антоний Вологодский и И., справа - Питирим и Герасим. И.- седой старец с пышными, немного волнистыми волосами. Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Спаса Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) напротив изображенного справа И. (седые кудрявые волосы лежат 4 волнами, окладистая борода разделена на 3 пряди) написан св. Модест, патриарх Иерусалимский. На иконе XVIII в. из вологодской Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ВГИАХМЗ) седовласый И. представлен между святителями Питиримом и Герасимом Пермскими. На иконе 2-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (ВГИАХМЗ) И. также изображен между ними, у святителя широкая прямая борода со значительной проседью. На иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) И.- в левой части композиции, с длинными кудрявыми волосами до плеч и пышной, раздвоенной на конце, слегка волнистой бородой, правая рука прижата к груди, левая опущена и отведена в сторону.

http://pravenc.ru/text/578252.html

В ряду др. Вологодских святых К. написан на нижнем поле иконы «Господь Вседержитель, с образом Св. Троицы, Деисусом и избранными святыми на полях» 50-60-х гг. XVI в. из частного собрания (Шедевры рус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собр.: Кат. М., 2009. С. 458-460. Кат. 105); в ряду избранных святых - на ростовской 3-рядной иконе 1565 г. письма Д. И. Усова и на 2-рядной иконе кон. XVI в. (рядом с прп. Дионисием Глушицким, обе в ГТГ: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53, 184-185. 399, 587), на каргопольской многорядной иконе посл. четв. XVI в. и нижегородской 2-рядной иконе сер.- 2-й пол. XVII в. (обе в ГРМ) и др. На выносной иконе «Свт. Леонтий Ростовский, с избранными святыми» 3-й четв. XVI в. (под записью) из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ) в верхней части композиции в круглых клеймах - поясные фронтальные изображения прп. Димитрия Прилуцкого и К. На вологодской иконе-пяднице 1-й трети XVII в. (под костромским окладом 1828 г., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 63, 324. Кат. 37) К. изображен вместе с преподобными Сергием Радонежским и Димитрием Прилуцким. Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Страшный Суд». 1783 г. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Страшный Суд». 1783 г. Вологда (ВГИАХМЗ) Приписное изображение К. нередко дополняет иконы свт. Николая Чудотворца с избранными святыми, напр. образ 1-й пол. XVI в. из ц. во имя К. в Кирилловом Белозерском монастыре, образ из Троице-Сергиева монастыря (ок. 1592, СПГИАХМЗ; в правой руке К. свиток, левая раскрыта ладонью, надпись: «npn(д)hыi кирил») или образ 1670 г. (ЧерМО) из ц. Преображения Господня в с. Борисоглебском (ныне дер. Ирма Шекснинского р-на Вологодской обл.). Сохранялась традиция размещения образа К. на поле Богородичных икон - напр., икон Божией Матери «Одигитрия» 2-й пол. XVI в. из Благовещенского мон-ря в Муроме (МИХМ; см.: Иконы Мурома. М., 2004. С. 104-105. Кат. 10), XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). В образе монаха-ангела, восходящего по лествице духовной к Горнему Иерусалиму, К. изображен на иконе «Страшный Суд» (1783, ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010