Причина безмолвия в «Житие Саввы» патриарха Филофея Труды на французском языке 1449. Failler A. Philothée Kokkinos, patriarche de Constantinople (1353–1354 et 1364–1376)//Catholicisme. 1986. 49. 224–227. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (1353–1354 и 1364–1376) Труды на немецком языке 1457. Niggl G. Prolegomena zu den Werken des Patriarchen Philotheos von Konstantinopel (1353/54 und 1364–76). Diss. München . 1955. [Незаверш. Раб. по испр. и дополнению издания 15 слов Антирретика в PG 151. 10–28, 123–134]. Предварительные замечания к трудам Константинопольского патриарха Филофея (1353/54 и 1364–76) 1447. Beyer H.-V. Der Streit um Wesen und Energie und ein Spätbyzantinischer Leidermacher. Bemerkungen zum 1. «Antirretikos» des Philotheos Kokkinos und dem ihn entsprechenden 1. Buch der 2. «Antirretikoi» des Nikephoros Gregoras//JÖB 1986. 36. 255–282. Спор о сущности и энергии и поздневизантийский песнотворец. Замечания к 1му «Антирретику» Филофея Коккина и к соответствующей ему 1й книге 2х «Антирретиков» Никифора Григоры. 1453. Kresten O. Fünf nachgezeichnete Metropolitenunterschriften aus der ersten Amtsperiode des Patriarchen Philotheos Kokkinos im Patriarchatsregister von Konstantintinopel//Österreichische Osthefte. 1991. 33. 167–199. Пять выявленных митрополичьих автографов первого периода патриаршества Филофея Коккина в патриаршем реестре Константинополя 1460. Philotheos Kokkinos (Patr.)//Lex. d. Mittealt. 1993.6:10. Филофей Коккин (патр.) Труды на греческом языке 1448. Christou P. K. οκουμενικ πολιτικ το πατριρχου Φιλοθου Κοκκνου//Ξνια ακβ ρχιεπισκπ Βορεου κα Νοτου μερικς. Θεσσαλονκη 1985. 248–262. Глобальная политика патриарха Филофея Коккина 1452. Kapsanis G. ν Χριστ Ζω κατ τν γιο Φιλθεο τν Κκκινο, Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως//Κοινωνα. 1985. 28:3. 297–316. 1459. Pheidas V. Φιλθεος Κκκινος//PBL. 1989.9B. 294–295. Филофей Коккин 1454. Liakouras K. περ τν κτστων θεων νεργειν διδασκαλα το γου Φιλοθου (Κοκκνου) Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως. θναι. 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

То же. – 2-е изд. – 1860–1862. То же. – Изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1891. – 253, II с. То же. – СПб.: Тузов, 1880. – 364, II с. Тоже. – М., 1908. 1448 . Письма преосвященного Феофана к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске. – М.: Унив. тип., 1894. – 55 с. – Отт. из: Душеполез. чтение.– 1894. 1449 . Письма преосвященного Феофана Затворника к протоиерею М.И. Хераскову. – М.: Унив. тип., 1894. – 14 с. 1450 . Письма преосвященного Феофана Затворника к СВ. – М.: Унив. тип., 1898. – 112 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1897. 1451 . По поводу издания Священных книг Ветхого Завета в русском переводе. – [М.]: Унив. тип., 1875. – 11с. То же//Душеполез. чтение. – 1875. – Ч. 3. – 342–352. 1452 . Последние заветы: Письма последних лет жизни преосвященного Феофана. – М., 1889. – 16 с. То же. – М., 1896. То же. – М., 1906. 1453 . Предостережение от увлечения духом настоящего времени. – СПб.: Тип. Штауфа, 1858. – 82 с. 1454 . Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, числом 162: Взято из писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни: (Письмо 86). – М.: Типо-лит. Ефимова. 1896. – 43 с. То же. – 3-е изд. – 1903. То же. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской Лавры, 1913. 31 с. 1455 . Притча о неправедном приставнике. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1869. – 32 с. 1456 . Против лжеучителей. – СПб.: Шпиль, 1996. – 46 с. 1457 . Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епископом Феофаном/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1897. – 52 с. То же. – М., 1900. 1458 . Псалом сто семнадцатый, истолкованный епископом Феофаном. – СПб.: Тип. Мор. м-ва, 1877. – 546 с. То же.: С портр. автора. – М.: Унив. тип., 1880. – 459 с, 1 л. портр. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1891. – 496 с, 1 л. портр. То же. – Репр. изд. – М.: Донской монастырь, 1993. 1459 . Псалом тридцать третий. – М., 1871. То же. – 2-е изд. – 1889. 1460 . Путь к истине. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1907. – 7 с. – Прил. к журн. «Приходская жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1433. Мф. 18. 22. 1434. Ин. 5. 14; 8. 11. 1435. Ин. 9. 41. 1436. Мк. 1. 15. 1437. 1 Кор. 10. 13. 1438. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, глава 8. 1439.  …никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9. 62). 1440.  …сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1. 6, 8, 7). 1441.  …не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? …не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Иак. 2. 18). 1442. Деян. 1. 6, 7. 1443.  …тягость дня и зной (Мф. 20. 12). 1444.  За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон… (Посл. Иер., стих 2). 1445.  Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром (Посл. Иер., стих 3). Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (Послание Иер., стих 6). 1446.  …закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша (Плач. 3. 44). 1447. Плач. 3. 45. 1448.  …стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер. 29. 5, 6). 1449.  …страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 1450. 1 Пет. 2. 20. 1451. Пс. 68. 12. 1452. Исх. 14. 5–30. 1453. Исх. 17. 8–16. 1454. 1 Кор. 15. 50. 1455. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 5. 1456.  …рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх. 17. 15, 16). 1457.  …смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына (Быт. 21. 6, 7). 1458. Мф. 25. 5. 1459. Пс. 102. 5. 1460. 4 Цар. 5. 1–14. 1461. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 37.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

31:24), лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа (Пс. 36:16). Свидетельствует же и Павел, что корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10). Ибо сребролюбец несострадателен и немилостив. Спаситель же наш и Господь, ведая, что страсть сребролюбия есть погибель для души, предлагает подобающее лекарство, говоря: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои (Мф. 10:9), и продолжает: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23), [Col. 1460] поскольку нестяжание дешево и легко на небо воспаряет. Ему же слава во веки веков. Аминь.    Приниматель даров, многостяжатель, сребролюбец и ростовщик — одна телега с четырьмя лошадьми, в которой возница и начальник — гордость. Господом низвержен тот, кто следует за ними, [устремившись] к собственной погибели. Посему непозволительно для благомыслящих управляться неприязненным, чтобы не свалиться вместе с ним в пропасть мучения, но [должно] руководиться в жизни скорее Апостолом, говорящим: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую (1 Тим. 6:8). Посему убоимся заповеди Апостола, особенно же Самого Господа, говорящего: Не берите с собою ни золота, ни серебра (Мф. 10:9), не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить(Мф. 6:25), ибо такого возницу [вышеупомянутая четверка лошадей] сбросит под ноги свои и растопчет. Прекрасно же и Приточник увещает приемлющих дары, говоря: не разгневай мужа в нищете его (Сир. 4:2). И опять-таки: Любяй сребро не насытится сребра (Еккл. 5:9). Посему нищий позна ходити противу живота (Еккл. 6:8). И не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир. 4:31). И Апостол: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). И Закон говорит: не оправдиши нечестиваго даров ради (Исх. 23:7). И еще: да не возмеши даров: дары бо ослепляют очи видящим (Исх. 23:8). И Самуил, соблюдая заповедь Закона, сказал народу: еда у кого… приях мзду, или обущу? Се Свидетель Господь (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

—391— тив подобные насмешки, пусть ответят на мой вопрос: кто из рыбаков, или вообще из всех людей прошел по морю? кто поставил ногу на стоячем озере (так), как он на волнах, колеблемых ветрами? Несмотря на то, что Благий Бог наш через рабов своих совершал многие чудеса как в древности в обществе Из­раильском, так и в последние времена, когда явилось миру человеколюбное домостроительство Спаса нашего, – никто из святых, бывших от начала до конца, не оказывается совершителем подобного дела ни по собственной вере, ни по благодати свыше. Достоин удивления Моисей, перешедший море без судов 1458 ; но он, как естественно людям, прошел по земле, когда вода расступилась и под­нялась с той и другой стороны. Велик и преем­ник его, Иисус, потому что перешел Иордан, вышедший из берегов 1459 ; но подобно Чермному морю и этот последний, расступившись и приостано­вив течение, дал переправлявшемуся народу обна­женную сушу для прохода. И никто из людей никогда не ступал твердо ногою на воду; так как закон природы не допускает, чтобы веще­ство жидкое и текучее выдерживало (на себе) – твердое и гнетущее. Но мне кажется, что Господь и Владыка всяческих, чрезвычайно обрадованный в то время пламенным желанием сего мужа (Петра), с каким воскликнул он, говоря: «по­вели мне прийти к Тебе по воде» 1460 , в награду ему за многую любовь и веру дал тот новый и —392— удивительный дар, принятия коего оказался до­стойным один только Петр из (всех) людей от Адама и до конца. Ведь по истине и исклю­чительно свойственно Богу показание такого великого знамения, превышающее ограниченность твари, как это казалось и Давиду, превосходнейшему из пророков. В одном из псалмов, восхваляя Бога и показывая неизреченную и непостижимую силу Его, он сказал то, что известно вам из обычного пения: «путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» 1461 . Итак, что имел Господь между отличительными признаками божества, это сообщил и рабу, счи­тая его достойным такой чести. Достоин конечно, удивления, и велик Иоанн, возлежавший на персях Господа 1462 ; велик и Иаков, как прозванный сыном грома 1463 ; славен в поче­стях и Филипп, как восхищенный Духом, когда тайноводствовал он ефиоплянина к познанию Спа­сителя 1464 : однако все они должны уступить Петру и согласиться отойти на второе место, если сравне­ние дарований должно определять более достойного. Рассматривая и соображая все в отдельности, я нахожу этого мужа (Петра) и в теоретических рассуждениях и в практических действиях оди­наково всюду опережающим и предваряющим всех учеников, и оставляющим позади себя подвизающихся на том же поприще жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Сводку относящихся сюда святоотеческих свидетельств см. у Taille, op. cit. Elund. XIII, 153–165. См. у него же сопоставление текстов Откровения, где Христос стоит перед Отцом во образе жертвы: 5: 8, 9, 10, 12, ср. I, 5, 6. Алтарь воздвигается пред престолом Божиим: VI, 9; VIII, 3, 5; ср. XI, 1; XIV, 18, – живой и горящий: XVI, 7, 17. 8 Вопрос этот особо рассматривается в очерке «Христос в мире» в главе «Первосвященническое служение». Чтобы не повторяться, отсылаем к этому очерку, ограничиваясь здесь кратким изложением основных идей, необходимых для связи с дальнейшим. 9 Даже блаж. Августин оказывается не свободен от окказионализма в понимании Первосвященства Христова по чину Мелхиседекову: «nam secundam it quod natus de Patre Deus apud Deum, coaeternus gignenti, non sacerdos, sed sacerdos propter carnem assumptam, propter victimam quam pro nobis offeret a nobis acceptam» (Enar. in Ps 109 , n. 17. P.h 37, 1460). Такое понимание Первосвященства противоречит его определению как вечного, то есть по изначально Божественному определению. 11 Эта же мысль далее выражается и в еще более смелых и многозначительных сопоставлениях: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15: 47–49 ). 12 Апостол различает прежде всего «тела небесные и тела земные» ( 1Кор. 15: 40 ). Не давая прямого определения небесным, он поясняет их чрез сопоставление с земными, которые определяются как разные виды семян и плотских тел: «когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случается, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но... иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (37–39). Общая черта этих земных тел есть та, что все они являются плотью, которая, однако, не есть синоним телесности вообще как единственный ее образ. Напротив, могут быть тела и не-плотские, превосходящие плоть, и наоборот, плотский характер тела, его чрезмерное оплотянение, есть греховное извращение плоти, ее недолжное состояние: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» ( Быт. 6: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

архим. Захария (Захару) Эпилог «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» Христос является знамением Божиим для людей всех времен, и путь Христов есть единственный путь, ведущий в вечное Царство Отца и Сына, и Святого Духа. Когда иудеи во времена Христа по заблуждению просили у Него «знамения с неба» 1455 , Он говорил о «знамении Ионы», которое было дано ниневитянам 1456 как единственное и исключительное знамение Божие миру. В этом знамении было пророчески предобозначено схождение Христа в преисподние места земли и затем Его восхождение превыше небес. Его личность, жизнь и пример дали ответ на все вопросы человека. Он стал вечным знамением Божиим всем поколениям настоящего века. Схождение и восхождение Христа стали источником всех даров Святого Духа 1457 . Принятие с верой этого знамения как образа и примера для подражания делает человека «другом» Божиим, согласно слову Господню, которое гласит: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» 1458 . Как Иона для ниневитян, так и друзья Христовы во всякую эпоху, согласно Его неложному обетованию 1459 , являются знамением Божиим для своего поколения, потому что становятся устами Божиими и отвечают на все проблемы и вопросы своих современников. Они становятся знамением Божиим тогда, когда благодатью Святого Духа они прошли путь Христов: схождение (даже до ада) и восхождение (превыше Небес). Никто не может стать святым, другом, учеником Христа-Учителя, если не пройдет этого пути до конца и не познает таинства Царства Божия 1460 . Только при выполнении этого условия человек становится «светилом в мире» и «содержащим слово жизни» 1461 для своего рода. Святые, по слову апостола Павла, «будут судить мир» 1462 . И это справедливо, потому что сначала они стали устами Логоса и просветили своим словом мир. Христос говорил посредством их. И как Сам Он свидетельствует, Его слово будет судить человека «в последний день» 1463 . Если исходить из этого духовного закона, то, поскольку Церковь , водимая Духом Святым «на всякую истину» 1464 , прославила Силуана как «апостольского и пророческого учителя» 1465 , то есть как Святого, мы должны искать в его личности, его жизни и слове те признаки, которые делают его знамением Божиим для его поколения. Каково это «слово жизни», посредством которого Бог открывает Свой путь нашему поколению?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

б) Макарий Великий: “если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам”; 1455 в) Феодорит: “Адам, возжелав быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим”. 1456 Следствия для тела : 1) Болезни, скорби, изнеможение (посл. восточн. Патр. О пр. вере, чл. 6). Повредив все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою., в болезни будешь рождать детей ( Быт. 3:16 ). И Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей ( Быт. 3:17 ). В поте лица твоего будешь есть хлеб (19). Все это признавали за следствия прародительского греха и учителя Церкви, 1457 например: а) Феофил Антиохийский : “из греха, как будто из источника, изливались на человека болезни, скорби, страдания; 1458 б) Ириней: “в осуждение за грех муж принял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего...; равно и жена приняла печали и труды, и воздыхания, и болезни рождения..”. 1459 2 . Смерть (Простр. Хр. катех., о чл. 3, стр. 43). В поте лица твоего, сказал Бог Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Бы. 3:19). Смерть телесная сделалась необходимым последствием грехопадения наших прародителей, с одной стороны, потому что грех привнес в тело их разрушительное начало болезней и изнеможения; а с другой – и потому, что Бог удалил их по падении от древа жизни навсегда: и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал бы жить вечно (22).Так смотрели на смерть святые Отцы и учители Церкви, 1460 в частности:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Господь посылает Свое благословение и Дух Свой на потомков Израиля. Здесь надо разуметь не только ту часть Израиля, которая уверовала в Господа, но и на все духовное потомство Авраама ( Быт. 22:18 ) и Иакова, ибо, как говорит Св. Евангелист Иоанн, „Господь даровал власть быть чадами Божиими верующим во имя Его, которые не от крови и хотения плоти родились, но от Бога“ 1460 . Стих 4-й образно рисует рост Христианства посреди язычества, уподобляемого траве. Это-растение, вырастающее из малого семени, под ветвями которого впоследствии укрываются птицы небесные 1461 . В пророчестве Исаии говорится о живительной влаге, имеющей оросить засохшую страну. И вот, от этого живительного начала посреди необозримых пространств, покрытых засохшею травою, подымаются ростки великого древа: „и пустыня сделается садом“. ( Ис. 32:15 ). 5 . Один скажет: „я Господень“, другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: „я Господень“, и прозовется именем Израиля. Стих этот обыкновенно толкуют в том смысле, что, не смотря на различие церквей, состоявших в начале или из одних Иудеев, или из одних язычников, или из лиц различного происхождения, все они составят единую церковь во Христе, и самые эти различия исчезнут в единстве веры, надежды и любви вселенской церкви, глава которой Сам Господь наш Иисус Христос. Некоторые еще видят в этом пророчестве предведение разделений, имеющих возникнуть в церквах, на которые указывал Св. Ап. Павел 1462 . 6 . Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, В этом ветхозаветном воззвании к Израилю мы находим все те священные имена Божии, которые были сами пророчеством грядущей тайны искупления. „Равви! Ты Сын Божий, Ты царь Израилев!“ восклицает прозревший Нафанаил, увидев Господа Иисуса ( Ин. 1:47–49 ). Второе священное дорогое нам имя „Искупителя“ раскрывает отчасти ту тайну страданий, которые Сам Бог „Господь Сил“ 1463 во образе человека, волею Своею, подымет и вкусит, чтобы спасти человечество. Наконец, мы в стихе этом находим и то выражение славы, которым в Откровении Св. Иоанна язык человеческий силится изобразить идею вечности и бесконечности Творца: „Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ ( Откр. 22:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Помните слово, которое я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас“ 1460 . Тьма не любит света. Зло всегда противоборствует добру и ненавидит добро. Это исконный закон, а не есть что то новое, странное и необыкновенное. Со времен Каина и Авеля дети диавола ненавидят детей Божьих, мир ненавидит людей, посвятивших себя на служение Богу 1461 . Благовестников Христовых часто гнали. Великим гонениям подвергался в Малой Азии св. Апостол языков. Однажды в Ефесе Димитрий среброковач возбудил народную толпу против него. Под влиянием речи Димитрия народ исполнился ярости. С фанатизмом и энтузиазмом два часа кричал он в защиту Артемиды Ефесской: „велика Артемида Ефесская“. Разъяренная толпа рабочих возмутила и все народонаселение города. Ожесточенные они схватили Гаия и Аристарха, учеников Апостола, и повлекли их на зрелище в театр, чтобы подвергнуть там самосуду, или потребовать суда над ними. Когда Апостол хотел идти к разъяренной толпе, ученики его, опасаясь за жизнь своего наставника, не пустили его туда 1462 . Ап. Павел говорит, что он подвизался в Ефесе „со многими слезами“, среди искушений многих 1463 . Скорбь его здесь была чрезмерна и сверх силы, так что он не надеялся даже остаться в живых 1464 . Ефесян он называет зверями 1465 . Св. Ап. Иоанн благовествовал в том же самом Ефесе. При жизни Апостола языков говорили: „не только в Ефесе, но почти по всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей“ 1466 . При Ап. Иоанне число этих „совращенных“ было еще более значительно. Тогда говорили: „не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Азия и вселенная“ 1467 . При Ап. Иоанне эта опасность стала еще больше: благодаря его благовестническим трудам, число христиан значительно увеличилось. В этом заключается простое объяснение того, почему у св. Апостола скоро стало очень много врагов в Малой Азии. Кто же эти враги? Гордые и кичливые Иудеи первые выступали, как гонители и противники христиан 1468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010