А.Н. Наумов Г. А. Шебанин. К вопросу о локализации Дороженя Со второй половины 90-х годов XIV в. по 30-е годы XV в. Литовское княжество проводило активную политику по распространению своего влияния на земли верховских княжеств С. 37–42] и территорию водораздельной части правобережья верховьев Дона С. 167–168]. Начало агрессии Литвы при Витовте в данном регионе относится к 1395–1396 гг., когда была разгромлена рязанская земля в ответ на поход Олега Рязанского С. 227]. Однако серьезные потери, понесенные Витовтом при разгроме на реке Ворскле в 1399 г., вероятнее всего, не позволили закрепиться ему в регионе Окско-Донского водораздела. Напротив, Олег Рязанский в 1401 г. «воевал» Смоленск, а в 1402 г. его сын Родослав ходил походом на Брянск С. 231]. В 1406 г. в бассейне Средней Упы – на р. Плаве – происходит одно из событий московско-литовской войны 1406–1408 гг. Здесь было заключено перемирие на год С. 194]. В этом эпизоде на стороне Москвы участвовали воинские силы Золотой Орды, которая проводила в эти годы антилитовскую политику. Ордынское вмешательство в русско-литовскую войну приостановило экспансию Литвы на территорию северо-восточных княжеств С. 90–92] и, в частности, в регионе верхнего, среднего течения Упы и верховьев Дона. Своего апогея внешняя политика великого князя Витовта достигает в последнее десятилетие его жизни – в 20-х годах XV в. В эти годы под сюзеренитет Литвы переходят князья новосильского дома С. 40]. В 1427 г. Витовт совершает поездку в Рязанское и Пронское княжества С. 39], в 1430 г. рязанский князь участвует в Трокском съезде С. 34]. Именно в эти годы заключается рязанско-литовский договор, по которому из рязанской земли были «вынуты» «Тула Берестен, Ретань с Паши, Дорожен, Заколотен Гордеевский» С. 68]. Однако после смерти Витовта потерянные Рязанью земли возвращаются к ней. Во всяком случае, в московско-рязанском договоре 1434 г. за Рязанью, кроме «заокских» владений, остаются «Тула и Берестеи», а также «татарские места», которые отнял или князь великий Олег, или князь великий Федор. Эти же пункты подтверждаются в московско-рязанском договоре 1447 г. С. 143–144].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Археологически городища бассейна Верхнего Дона (в том числе и интересующее нас городище у д. Красное на р. Мокрая Табола) планомерно стали изучаться в 80-х гг. XX в. Эти исследования позволили сделать вывод о возникновении и существовании этих памятников в конце XII– первой половине XIII веков. Первую половину XIII в. городища не переживают и впоследствии не восстанавливаются С. 31–33]. Судя по находкам монет Золотой Орды (в том числе и с поселений неподалеку от городища у д. Красное), население этот регион покидает в 70-х гг. XIV в. Таким образом, к моменту рязанско-литовского договора территория предполагаемой локализации Дороженя была обезлюдевшей. Но в тексте договора перечисленные места не обозначены как города. Они вполне могут оказаться и неукрепленными местами, и поселениями близ уже не существующих городищ, и местами (или бывшими городищами), уже покинутыми людьми. То есть, если допустить, что в рязанско-литовском договоре 1425–1430 гг. могли упоминаться городища или поселения, давно покинутые людьми, то локализация И. П. Сахарова может быть верной. Однако если принять это допущение, а следовательно, признать распространение претензий Литвы (согласно договору) на правобережные земли Оки (до устья Смедовы) и земли Верхнего Дона, то возникает ряд вопросов. Почему в договоре, кроме перечисленных мест (городов (?)), не указаны рязанские места (города), которые также должны были отойти к Великому княжеству Литовскому, поскольку находились к западу от гипотетической границы? Тем более что мы признаем, что отсутствие в них населения не является критерием их неупоминания в договоре. Такими местами (городами) являются: 1 . Рязанские владения на правобережье Дона «Романцево с уездом и всем, что к нему потягло», локализуемые в бассейне р. Сукромны (правый приток р. Дон) в 20 км к западу от Епифани (поселок Кимовского района Тульской области) С. 164–166]. 2 . Рязанские города «верх Дону»: Дубок, Урюпеск, Корники, последний из которых локализован на р. Шат у д. Городище Веневского района Тульской области С. 144–145; 11. С. 45–46]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Толстой, однако, настойчиво утверждает, будто военная служба и война безусловно осуждаются и отвергаются учением Спасителя. Христос не только не отменил «главной заповеди» Бога, осуждающей всякое убийство и «написанной во всех законах и во всех сердцах людей», 1429 говорит гр. Толстой, но и воспрещает всякую вражду к людям, внушая нам смирение, кротость, бескорыстие, любовь ко врагам, всепрощение, братство в миролюбие. Уча всему этому, Иисус прямо и ясно отвергает военную службу и войну, а потому не имел никакой надобности особо говорить о том, что «ненужно резать людей на большой дороге» или что «воевать, т.е. убивать чужих, незнакомых нам, людей без всякого повода, есть самое ужасное злодейство». 1430 Касательно этого заметим прежде всего следующее. Л. Толстой как в других случаях, так и в настоящем, никак не хочет признать того, что Спаситель знал и понимал Свое учение безмерно лучше и правильнее, чем он. Если бы гр. Толстой отрешился от своей само мнительности, и от своего предвзятого взгляда, то отнюдь не стал бы уверять, будто учение Иисуса Христа безусловно осуждает военную службу и войну при наличных условиях человеческой жизни и в её настоящем состоянии. Надлежаще понимая учение Спасителя, Л. Толстой говорил бы лишь о том, что, поэтому учению, в мире не было бы ни войск, ни войн, если бы все люди были внутренне настроены и поступали согласно преподанному Христом учению, т.е. если бы были проникнуты живой верой в Богочеловека, смирением, кротостью, правдолюбием, бескорыстием, миролюбием и самыми братскими чувствами друг к другу. А так как они весьма далеки от такого настроения, и нередко с зверскими чувствами нападает один народ на другой, то потребна защита обижаемого народа, каковая защита иногда не может обойтись без содействия войска, без войны. Такого рода мысль и была, как мы видели, высказана Спасителем Пилату. Но её то и не хочет брать во внимание гр. Толстой, как будто она вовсе не относится к учению Богочеловека. Мало этого, наш язычествующий 1431 писатель не постеснялся ради своих целей приравнять войну вообще к избиению людей без всякого повода. Такая война, конечно, есть «самое ужасное злодейство» не по учению только Христа, но, думаем, и по взгляду всех не озверевших людей. Но разве о таких войнах должна быть и идёт речь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

208. ПИЙ II Римские Папы. Список 208. ПИЙ II. 1458—1464. Энеа Сильвио Пикколомини. Родился в 1405 г. в Корсиньяно (ныне Пьенца) около Сиены. Учился в Сиенском университете. Молодой гуманист зачитывался произведениями Цицерона, Ливия и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. С 1430 г. выполнял функции секретаря трех епископов и трех кардиналов, проявив при этом большие дипломатические способности, которые использовал, в частности, при дворе германского императора. В 40 лет он принял священнический сан и поступил на службу к Евгению IV, который назначил его епископом Сиены, а затем — кардиналом. В 1458 г. после бурного конклава он был избран папой. Принял имя Пий в честь латинского поэта Вергилия, который назвал «набожным» (по-латыни pius) патрона папы — мифического Энея, предка римлян. Будучи гуманистом, Пий II поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Сам он постоянно интересовался классической литературой, проводя ночи, как сам об этом говорил, за чтением латинских поэтов или за написанием собственного дневника. Он оставил после себя единственную известную нам папскую автобиографию, называвшуюся «Комментарии». Ее рукопись хранится в Ватиканской библиотеке и до сих пор не дождалась полного, не урезанного церковной цензурой издания первоначального текста. Во времена Пия II расширился римский университет, называвшийся «Сапиенца». Пий II вынашивал фантастические планы обращения в христианство турецкого султана. Он предпринял также усилия, направленные на организацию большого крестового похода с целью отвоевания у турок Константинополя. 14 августа 1464 г. папа стоял у окна, тщетно ожидая появления союзнического флота, который он намеревался лично препроводить до Босфора. Когда его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442556/

Такое понимание и жизни отдельного человека, и жизни народа отразилось в характере русских летописей. Летописи - это скрупулезное перечисление событий, " пронумерованных " летописцем годами и " расставленных по порядку " , который установлен для них " там " . И летописи являются набором упорядоченных иллюстраций, ячеек мозаичного панно, которое в свою очередь есть лишь фрагмент картины мира, картины, которая во всей полноте уже написана Богом и существует в вечности. Земная жизнь человечества - это и есть конечное время - промежуток между сотворением мира и человека и вторым пришествием, это лишь скоротечное испытание перед вечностью, когда времени больше не будет. Прошедших это испытание ждет жизнь вечная, совершенная, а значит, неизменная . Святые, изображенные на древних иконах, уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменения в обычном смысле слова. И сложенные в благословляющем жесте пальцы правой руки - это послание оттуда - из царствия не от мира сего. Тонкие чуткие пальцы приподняты без усилия и напряжения. Они не имеют веса, ибо в том мире нет тяжести. Взгляд святого с иконы на нас - это взгляд из глубины запредельного мира, это вопрос из вечности. Он не затуманен страстями, и поэтому лишь в редкие моменты духовного просветления мы можем ответить на этот взгляд. Вот почему глаза, смотрящие на нас с икон, так тревожат, рождая и беспокойство, и страх, и надежду. Спас. Андрей Рублев. XV векИзображенное на древних русских иконах не подразумевает, таким образом, ни пространственной, ни временной локализации в традиционном понимании. Образ подразумевается внепространственным и вневременным. А то, что иногда можно принять за неподвижность, следует понимать как движение, но не во времени, а в вечности. Вот образ работы Андрея Рублева (1360/70-ок. 1430) " Спас " . Глаза, обращенные к нам из вечности, все видят, все понимают, все объемлют. И именно потому, что во взгляде Спасителя можно найти все, ответы на все, к Нему могут прийти, к Нему могут обратиться за помощью и советом все всегда. Особое понимание времени и пространства в древнерусском иконотворчестве носило принципиальный догматический характер.

http://pravicon.com/text-4

Там указывалось, что на одной стороне всех монет изображена тамга «с разными вокруг украшениями». Отдельного же описания другой стороны данного типа монет Х.М.Френ не дал, указав только, что на ней, как и ещё на нескольких типах монет, имеются некие «фигуры и украшения».(6) Авторы современных компиляционных нумизматических изданий также не берут на себя труда объяснять сюжеты большинства типов анэпиграфных монет. Изображения (прорисовки) рассматриваемого типа монет, без описания сюжета, помещены, например, в «практическом пособии для нумизматов-ориенталистов» Н.М.Шельди «Булгаро-татарские монеты XIII - XV веков» (2002 г. издания) в разделе «Анонимные монеты (времени Тула-Буги и Токты)» под N 69,(7) каталоге Р.З.Сагдеевой «Серебряные монеты ханов Золотой Орды» (2005 г. издания) в разделе «Анонимные монеты Булгара 690 - 700 гг. х» под N 106(8) и в «обзоре» «Исламские монеты VII - XVI веков» А.Г.Казанцева (2006 г. издания) в подразделе «Золотая Орда (1240-е - 1430-е)» раздела «Монеты исламских государств на территории Крыма, Поволжья и Сибири (без номера)»(9). Фотографическое изображение данного типа монет с качественной прорисовкой содержатся также в книге чувашского исследователя В.Н.Алмантая (Иванова), изданной в 2012 г. При этом он называет изображения на анэпиграфных монетах «Булгарского улуса» XIII в. «магическими знаками» (см.: ил. 2).(10) В числе прочих, изображение (прорисовка) реверса этого типа монет имеется и в изданном в 2005 г. в Улан-Баторе на монгольском и английском языках исследовании Бадарчийна Нямаа «Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун)» («The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans/XIII - XIV/») в разделе «The ornaments and figures of coins of Mongol Empire».(11) Однако, по непонятным причинам, символ, изображённый на данном типе монет, несмотря на свою специфичность, никак не выделяется нумизматами и специалистами в области изучения символики из числа «орнаментных» сюжетов. Между тем, он стал известен в археологической науке, начиная уже с 1930-х гг. В настоящее время этот архаический «грабельный» крест, более известный как «Руки Бога» (польск. «Rce Boga»), является даже религиозным символом польских неоязычников-»родноверов» («Rodzimy Koció Polski»).(12)

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

В этих условиях В. мог укреплять свое влияние в Вост. Европе, не сталкиваясь с противодействием Москвы. Прежде всего литов. вел. князь попытался осуществить свои старые планы в отношении Вел. Новгорода и Пскова. В 1426 г. он предпринял поход на Псков, а в 1428 г.- на Новгород. Обе городские республики должны были выплатить В. большие денежные суммы и, по свидетельству западнорус. летописей, согласились принять его наместников. Во время поездки В. в 1427 г. на вост. границы ВКЛ вассалами В. признали себя не только верховские князья, правившие в землях вдоль Оки, но также и правители Рязани и Пронска. Эти князья обязались нести «службу» В. и выступать на его стороне, даже в случае конфликта между ним и его внуком, московским вел. князем. Тогда же был заключен договор с Тверью. Ее правитель Борис Александрович не признал себя вассалом В., но обязался помогать ему против всех, «никого не выимая». В кон. 20-х гг. XV в. появился план увенчания В. королевской короной. Появление этого плана связано было с ситуацией, сложившейся к этому времени в Польше. Старый Ягайло хотел передать польск. трон своим сыновьям, в то время как паны, считая трон выборным, хотели сами распоряжаться судьбой всего гос-ва, включая «присоединенное» к Польскому королевству ВКЛ. В этих условиях коронация В. и превращение ВКЛ в королевство означало, что оно станет таким же полноправным гос-вом, как и Польша, и польск. паны не смогут распоряжаться его судьбой. Позднее В., не имевший сыновей-наследников, должен был передать королевство сыновьям Ягайло. План встретил сильное сопротивление польск. панов, под давлением к-рых Ягайло взял назад свое согласие на коронацию В., ссылаясь на «присоединение» ВКЛ к Польше. В. не мог отступить от открыто объявленных намерений и назначил свою коронацию на авг. 1430 г. К этому времени послы имп. Сигизмунда Люксембурга должны были доставить ему корону. К назначенному сроку в резиденцию В.- Троки съехались великий магистр Тевтонского ордена, московский вел. кн. Василий II, многочисленные рус. князья - вассалы В., послы мн. государей. Однако польск. паны не пропустили послов к В., и коронация не состоялась. Вскоре после этого В. скончался, передав великокняжеский трон Ягайло, приехавшему к нему незадолго до смерти. Религиозная политика

http://pravenc.ru/text/158862.html

Спасо-Андроникова мон-ря. М., 1865. С. 16-21; Прил. С. 8-12; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 148-149; Собко. Словарь художников. Т. 1. Вып. 1. Стб. 168-173; Успенские М. И. и В. И. Заметки о древнерус. иконописании: Известные иконописцы и их произведения. I: Св. Алимпий. II: Андрей Рублёв. СПб., 1901. С. 35-76; Воронцова Л. Д. О реставрации церквей Троице-Сергиевой лавры по архивным документам//Древности: Тр. МАО. 1909. Т. 3. С. 323-334; Пунин Н. Н. Андрей Рублёв. Пг., 1916; Грабарь И. Э. Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 гг.//Вопр. реставрации. М., 1926. Сб. 1. С. 7-112; Жидков Г. В. [Рец. на: Грабарь И. Э. Андрей Рублёв]//Изв. на Българския археол. ин-т. София, 1927. Кн. 4. С. 351-357; Некрасов А. И. [Рец. на: Вопросы реставрации. М., 1926. Сб. 1]//Печать и революция. 1927. Кн. 2. С. 213-215; он же. Древнерус. изобразительное искусство. [М.,] 1937. С. 230-238; Alpatov M. V. Geschichte der altrussischen Malerei und Plastik// Alpatov M. , Brunov N. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg, 1932. Bd. 1. S. 306-312; он же. Андрей Рублёв: Рус. художник XV в. М.; Л., 1943; он же. Андрей Рублёв. М., 1959; он же. Andrej Rublev. Mil., 1962; он же. Андрей Рублёв, ок. 1370-1430. М., 1972; Ainalov D. V. Geschichte der russischen Kunst. B., 1933. Bd. 2: Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. S. 93-101; Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа//История рус. искусства/Общ. ред.: И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. М., 1955. Т. 3. С. 102-186; он же. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966; Демина Н. А. Черты героической действительности XIV-XV вв. в образах людей Андрея Рублёва и художников его круга//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 311-324; она же. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963; она же. Андрей Рублёв и художники его круга. М., 1972; Юбил. выставка Андрея Рублёва, посвящ. 600-летию со дня рожд.: Кат./ГТГ; сост.: Е. Ф. Каменская, М. А. Реформатская, Н. Б. Салько. М., 1960; Тихомиров М.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Король Ягайло переехал в Польшу, а великим литовским князем в 1392 году был провозглашён его брат Витовт. Литва простиралась от Черного моря до Балтийского, государство включало Украину, Белоруссию и собственно Литву. Никогда Литва не была столь обширным государством. Витовт вмешивался в дела Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, зажал Москву в клещи. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич был женат на дочери Витовта Софье, и ему приходилось не раз противостоять притязаниям своего тестя. Казалось, Литва подчинит и Москву. Опершись на русскую партию в Литве и приняв православие в борьбе против Ягайло и унии, и, сделав свою политику русской, Витовт мог бы стать соперником Москвы или объединить московского князя и всю русскую землю под своим скипетром, но, «будучи не решителен, меняя несколько раз свою религию, Витовт не мог опереться на сильнейший в Литве элемент, на русскую народность, как мог бы сделать чисто православный князь» . Витовт этого не сделал, возможно, потому, что нуждался в Польше для борьбы с немцами. Литва оказалась между двух огней — Москвой и немцами. В 1413 году, по Городельской унии, подданные литовского князя бояре-католики получили те же права, какие имели поляки соответствующего сословия. Среди подданных Витовта было три партии: православно-русская, старо-литовская, польско-католическая. Все эти партии «Витовта считали своим» . Но сам Витовт не вставал решительно ни на чью сторону, будучи трижды крещён: первый раз в 1382 году по католическому обряду под именем Виганд, второй раз в 1384 году по православному обряду под именем Александр и третий раз в 1386 году по католическому обряду также под именем Александр. Не склонен он был подчиняться Ягайле, и даже хлопотал в конце жизни о получении от императора Германии королевского титула, следовательно, независимости от Польши, но тщетно. Скончался он в 1430 году, оставив семена распрей, которые, взойдя, погубили силу и величие русско-литовского княжества. Кто не знает истории Литвы, тот не знает истории Украины, Белоруссии и России…

http://bogoslov.ru/article/4120317

13971 письмо 694 вып. 4 стр. 74)   Душевое настроение больного чахоткою Милость Божия буди с вами! Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. — Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия!» Жить–ли, умереть–ли, да будет как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довесть до того, чтоб оно не давало пораждаться какому–либо, относительно сего, безпокойству. С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением.   О холере И к вам подошла холера? Спаси вас Господи! У нас около слышно не и шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молится и просить Господа о помиловании. Однакож и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания. Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ея злыя руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять… Да хранит вас Милосердый Бог. 2 августа 1892 г. 1380 письмо 80 вып. 1 стр. 56)   Служение больному — служение Христу Н. Н. Потрудились над больными! Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: «болен бех и посетисте Мене». За это и Господь посещает души милостивыя и доброхотныя к нуждающимся. И если увидит какую болящей, как тещу Петрову некогда, берет за руки — готовность покорствовать Ему, — и возставляет. 1423 письмо 616 вып. 4 стр. 97)   Уход за больными — угодное Богу Христос воскресе! Силы ваши хоть несовсем возвратились, однакож, их достаточно оказывается, чтоб ходить за болящим, не стоющим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет, или полное оздоровление, или должную отложит на будущий век. Да будет вам сие во благо! 1430 письмо 649 вып. 4 стр. 9)   У постели выздоравливающей Милость Божия буди с вами! А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну — и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность — во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010