Скульптура алтаря в Картухе Мирафлорес. 1496–1499 гг. Скульптор Хиль де Силоэ Король Кастилии Хуан II. Скульптура алтаря в Картухе Мирафлорес. 1496–1499 гг. Скульптор Хиль де Силоэ В ходе Реконкисты под властью христиан Кастилии и Арагона оказались мусульмане-мудехары; сохранив веру и значительную автономию в делах управления, они платили налоги в казну и пользовались защитой королевской власти. Отношение к ним с кон. XIV в. ужесточилось, появились законы, ограничившие их автономию, регламентировавшие занятия, ношение той или иной одежды и т. д. С кон. XIV в. обострились прежде относительно мирные отношения между христианами и иудеями в И. В 1391 г. по Кастилии, а затем и по Арагону прокатилась волна евр. погромов, в к-рых наиболее активной силой были крестьяне и городские низы, умело направляемые католич. проповедниками и городскими властями. В течение неск. месяцев происходили грабежи, поджоги, убийства, насильственные обращения, синагоги превращались в католич. храмы. В нек-рых районах центральная власть сумела поставить ситуацию под контроль лишь в 1392 г. Евр. погромы, хотя и не столь масштабные, возобновлялись до 20-х гг. XV в. Одна из наиболее ярких фигур в религ. жизни И. этого времени - проповедник, монах-доминиканец католич. св. Винсент (Висенте) Феррер (1350-1419). В И. его деятельность в основном была направлена на обращение иудеев в христианство, он осуждал упорствовавших в иудаизме столь яростно, что его проповеди часто сопровождались погромами. Характерной чертой эпохи стали диспуты между христ. и иудейскими теологами (напр., диспут в Тортосе в 1413-1414). После событий 1391 г. последовал массовый переход иудеев в христианство, причем нек-рые высокопоставленные иудеи, крестившись, могли быстро достичь высокого положения в гос. и даже в церковной иерархии. Так, раввин Бургоса Шломо Га-Леви (ок. 1351-1435), во время погромов принявший христианство с именем Пабло де Санта-Мария, проявил выдающиеся способности в христ. теологии и стал католич. епископом Бургоса (с 1415), хранителем королевской печати, канцлером Кастилии, членом регентского совета и наставником инфанта.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   Иоанн III 987—1010.    Макарий 1011—1012.    Елевферий 1013—1024.    Николай 1024—1029.    Вдовство 1029—1033.    Илия 1033—1034.    Феодор 1034—1042.    Василий 1043—1052.    Петр 1053-1057.    Феодор (Феодосий) 1057—1076.    Эмилиан 1078.    Никифор Маврос 1080—1092.    Иоанн IV 1092—1098.    Феодосий.    Аристарх.    UoahhV † 1140.    Сотирих 1155—1156.    Афанасий 1156—1170.    Симеон 1178.    Феодор Валсамон 1186—1203.    Иоаким I.    Иерофей.    Симеон.    Неизвестный 1232.    Евфнмий I 1254—1260.    Феодосий Приниепс 1261—1283    Арсений 1283—1286.    Кирилл II.    Дионисий I.    Кирилл III.    Дионисий II.    Софроний II.    Иоанн VI.    Марк I.    Игнатий II 1344—1351.    Вдовство до 1359. Пахомий 11359—1366.    Вдовство 1367—1368.    Михаил I 1369—1374.    Вдовство 1374—1376.    Марк II † 1378.    Вдовство 1379—1385.    Пахомий вторично или II 1386—1387.    Нил 1387—1395.    Михаил II 1395—1400.    Вдовство 1400—1412.    Пахомий II с 1 июня 1413 но 9 окт. 1414.    Иоаким II † 1425.    Марк III 1427-1430.    Дорофей I 1435—1452, † 8 сент.    Михаил III 1452.    Марк.    Иоаким III.    Григорий.    Дорофей II Сапонис 1484.    Михаил IV Мавердис 1523, † 1540.    Дорофей III 1541.    Иоанн IV Джума 1543—1576.    Макарий II Хилал антипатриарх его.    Михаил V 1576—1582.    Иоаким V Дов антипатриарх.    Михаил VI 1582. 1585.    Иоаким VI 1586—1587.    Иоаким III 1593.    Дороаей IV 1608.    Афанасий с 1618.    Игнатий III с 1628. 1630.    Кирил IV.    Евфимий II 1636.    Евтихий.    Макарий 1648—1672.    Кирилл V 1672...    Неофит.    Кирилл вторично.    Афанасий с 1686, одновременно с Кириллом, который † 1721 или после 1723.    Афанасий один † 1724-(или 1728).    Силвеетр 1724—1766.    Кирилл VI антипатриарх его.    Филимон 1766.    Даниил 1767. ...    ... ... ... …    Серафим в начале 19 века.    Мефодий † ок. 1850.    Иерофей с 1851 доныне. Патриархи иерусалимские    По Ле-Кьену и по Истории Иерусалима Григория Паламы 1864 года.    Св. Иаков I 33—61 или 62.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Феофан 681–685. Александр 686–688. В Антиохии: Стефан 660–661. Фома 662–681. Междупатриаршество 682–683. Георгий 684–707. Стефан правятель 708–742. Он же патриарх 743–744. Феофилакт 745–751. Феодор 751–773. Междупатриаршество 774 –776. Феодорит 777–794. Вдовство 795–812. Иов 813–843 . Вдовство 844–846. Николай 847–869. Стефан один день. Феодосий (Фаддей) 870–889. Евстафий 889–892. Св. Симеон 892–903. Илия 904–931. Вдовство 932–933. Феодосий 934–940. Макарий 941–944. Вдовство 945–952. Агапий 953–959. Христофор 960–969. Феодор 970–975 12. Агапий 975–986. Иоанн III 987–1010. Макарий 1011–1012. Елевферий 1013–1024. Николай 1024–1029. Вдовство 1029–1033. Илия 1033–1034. Феодор 1034–1042. Василий 1043–1052. Петр 1053–1057. Феодор (Феодосий) 1057–1076. Эмилиан 1078. Никифор Маврос 1080–1092. Иоанн IV 1092–1098. Феодосий. Аристарх. UoahhV † 1140. Сотирих 1155–1156. Афанасий 1156–1170. Симеон 1178. Феодор Валсамон 1186–1203. Иоаким I. Иерофей. Симеон. Неизвестный 1232. Евфнмий I 1254–1260. Феодосий Приниепс 1261–1283 Арсений 1283–1286. Кирилл II. Дионисий I. Кирилл III. Дионисий II. Софроний II. Иоанн VI. Mapk I . Игнатий II 1344–1351. Вдовство до 1359. Пахомий 11359–1366. Вдовство 1367–1368. Михаил I 1369–1374. Вдовство 1374–1376. Mapk II † 1378. Вдовство 1379–1385. Пахомий вторично или II 1386–1387. Нил 1387–1395. Михаил II 1395–1400. Вдовство 1400–1412. Пахомий II с 1 июня 1413 но 9 окт. 1414. Иоаким II † 1425. Mapk III 1427–1430. Дорофей I 1435–1452, † 8 сент. Михаил III 1452. Марк. Иоаким III. Григорий. Дорофей II Сапонис 1484. Михаил IV Мавердис 1523, † 1540. Дорофей III 1541. Иоанн IV Джума 1543–1576. Макарий II Хилал антипатриарх его. Михаил V 1576–1582. Иоаким V Дов антипатриарх. Михаил VI 1582. 1585. Иоаким VI 1586–1587. Иоаким III 1593. Дороаей IV 1608. Афанасий с 1618. Игнатий III с 1628. 1630. Кирил IV. Евфимий II 1636. Евтихий. Макарий 1648–1672. Кирилл V 1672... Неофит. Кирилл вторично. Афанасий с 1686, одновременно с Кириллом, который † 1721 или после 1723. Афанасий один † 1724-(или 1728).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1430 Святой Иоанн Златоуст представляет при этом Бога так говорящим к Адаму: “какого снисхождения заслуживаешь ты, забывший Мою заповедь и дерзнувший предпочесть словам Моим даяние жены? Ибо хотя и жена дала, но Моя запо­ведь и страх наказания достаточны были для того, чтобы удержать тебя от вку­шения. Или ты не знал, или не ведал? Потому-то, заботясь о вас, Я и предсказал, чтобы вы не подверглись сему, – так что, хотя жена настроила тебя к нарушению заповеди, но и ты не безвиновен. Ты обязан был иметь еще большую веру в Мою заповедь и заботиться не только о том, чтобы самому не вкусить, но чтобы и жене показать величие преступления, ибо ты глава жены и для тебя она создана. А ты извратил порядок, и не только ее не исправил. но и сам пал вместе с ней”. И далее замечает с своей стороны: “Рассмотри и слова мужа: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). Тут нет никакой необходимости, никакого принуждения, но избрание и свобода: только дала, а не принудила, не заставила” (in Genes. homil. XVII, n. 4. 5). 1432 Блажен. Августин говорит: “кто дерзнет сказать или верить, чтобы Бог не имел силы воспрепятствовать падению ангела, или человека? Но Бог восхотел лучше предоставить это их собственной свободе” (de civit. Dei XIV, 26). И в другом месте, решая тот же вопрос, зачем Бог попустил падение человека, отвечает: “я не могу проникнуть в глубину Его намерений, и сознаюсь, что эти вещи превышают мои силы” (de Genes. ad litt. lib. II). 1434 Apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIX, p. 1548. Таже мысль встречается у святого Амвросия (de parad. cap. VIII, n. 41). 1435 Мы уже замечали, что отступать от буквального смысла Моисеева сказания о первобытном состоянии и падении наших прародителей нет никакого основания. А потому ложно мнение енкратитов (apud Clem. Strom. III, 12, 13), манихеев (apud Augnstin. de morib. Manich. c. XIX) и других еретиков последующего времени, будто заповедь Божия Адаму и Еве состояла собственно в запрещении им супружества, и грех их – в поступке против этой заповеди,– когда, напротив, известно, что Бог, как только сотворил первых людей, мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), и тогда же преподан им закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:24 ). Все это было еще до искушения от змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

—149— сатаны 1421 , да удручает меня 1422 да не превозношуся 1423 . Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник ( 2Тим.4:14 ), как говорят другие 1424 . —150— 12: 8–9. Ради сего трижды Господа умолял я, —151— да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя, которая поражает жало твое; ибо сила моя 1425 в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи 1426 , то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. 12: 10. Посему благодушествую в немощах, в обидах и в гонениях; ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. 12: 11. Вот 1427 , неразумен даже стал я и хвалюсь 1428 ; поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, при- —152— нудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас 1429 пред нашими хулителями; поскольку в любом из всех даров, кои даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами 1430 . 12: 12. Хотя и ничто я 1431 , по делам моим, знамения однако 1432 Апостолов 1433 я совершил у вас. 1434 И мы явили вам то, что превозносят люди, – мы были у вас во всяком терпении вместе с 1435 знамениями и чудесами и силами, кои совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. 12: 13. Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я 1436 нисколько не отягчил 1437 вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? 12: 14. Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. —153— 12: 15. Я же преохотно буду тратить и истрачиваться 1438 , не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всею моею любовью, то почему же я менее любим вами 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Знаю твои дела, говорит он: вот я отворил пред тобою дверь и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы и сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего. Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле“ 1433 . Несмотря на свою малочисленность, недостаток материальных средств и беззащитность ( μικρν χεις δναμιν) филадельфийские христиане непоколебимо хранили веру во Христа ( τ ρησαν τν λγον Μο) и мужественно и открыто исповедовали имя Христово перед своими многочисленными и сильными врагами; никогда они не отрекались от этого имени ( οκ ρνσω τ νσμ Μο). В жизни филадельфийских христиан Апостол не указывает ничего укоризненного; не дает он им и никаких новых заповедей, которые могли бы возвести их еще на большую степень совершенства. Он повелевает им сохранять только их настоящие добродетели. Великие и награды обещает он им; победу над своими врагами, помощь в тяжелую годину испытаний и свободный вход в новый небесный Иерусалим. И по смерти св. Апостола светильник Филадельфийской Церкви не угасал. Св. Апостол указывает и отдельных христиан, жизнь которых отличалась такой чистотою, что сердце его наполнялось радостью, когда он вспоминал о них 1434 . Правда, св. Апостол указывает и темные стороны в жизни христиан малоазийских. Но таких сторон было немного 1435 . В ряду малоазийских христиан св. Апостол указывает немногих, которые начали охладевать в любви ко Христу или даже отрекались от Него. Так высока была жизнь малоазийских христиан. Благодаря благовестническому служению св. Апостола, Слово Божие распространялось все более и более между жителями Малой Азии. Ко Христу обращаются не только бедные и незнатные, но богачи и вельможи, и служители алтарей языческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Остальные выдающиеся особенности ессенизма, о которых мы уже достаточно говорили в предшествующем изложении, могли образоваться в этой секте тем легче, что ессеи, как известно, всегда извлекали из предписаний закона, положенного в основу их общества, их крайние выводы. Так, если закон предписывает гуманное отношение к рабам, то ессеи уже совершенно отказываются иметь их в своем обществе и отвергают самое рабство, которое притом же могло представлять опасность для чистоты общества. Если закон запрещает убийство, то ессеи доходят до принципиального отвержения войны и даже запрещают в своем ордене выделывание оружия. Если закон обязывает иудеев в известных только случаях хранить чистоту своего стана, то ессеи, ревниво охраняющие чистоту своих колоний, возводят это в постоянную заповедь, для чего и носят всегда с собою известную лопатку. Если закон требует от иудея правдивости, то ессеи проводят этот принцип до того, что делают простое утверждение ессея равносильным клятве, и потому совершенно отменяют в своем обществе клятву, делая лишь единственное исключение для новициев, от которых они требуют пред принятием их в общество клятвенного обязательства исполнять обычаи и установления секты 1435 . Эта вступительная клятва ессейских новициев, которая сохранена нам в известии Иосифа, довольно замечательна по своему содержанию. Первая часть ее, содержащая нравственные обязанности ессея, как это можно видеть из нижеследующего сопоставления, имеет поразительное сходство с псалмом XI-м, в котором представлен идеальный образ благочестивого иудея. Псалом XIV. Bell. Jud. Lib. II, cap. 8. § 7. Ст. 1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Ессеи при своем вступлении в орден дают торжественное обязательство: Ст. 2 Тот, кто ходитъ непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем. Благочестно почитать Бога и соблюдать справедливость по отношению к людям; Ст. 3. Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стих 11-й в прикровенных словах указывает на ту же тайну воплощения Сына Божия для спасения человечества. „Я, Я- Господь, и нет Спасителя, кромя Меня“. Очевидно, что если бы Мессия был только человеком, то Он не мог бы быть Спасителем. Спасти человечество мог только Бог, а откровением раскрыто, что Спаситель будет иметь вид Отрока (раба) т. е. человека; очевидно, что Спасителем мог быть только Богочеловек. „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 ). 12 . Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? В стихе 12, кроме общего воспоминания о чудесах и милостях Божиих, явленных Израилю, повидимому воспоминается ближайшее событие: избавление от нашествия Сеннахерима, объявленное Израилю ранее этого события 1435 . Стих 13-й повторяет для убеждения Израиля великий догмат о единой силе в мире Бога-Творца и Вседержителя и о вечном, неизменном существовании Того, которого имя Иаг-ве: „вечно, неизменно живущий в прошедшем, настоящем и будущем“ 1436 . Эту же мысль величественно рисует Псалом 101 ( Пс. 101:26–28 ), говоря о прехождении неба и земли: „Они погибнут, а Ты пребудешь.... но Ты-Тот же и лета Твои не кончатся“. В следующих стихах пророк видит вдали избавление Израиля от гнета Вавилона, о котором он предсказывал Езекии Ис. 39:6–7 . Избавление последует по особой милости Божией, не смотря на грехи Израиля. Напоминаем, что Вавилон, как Ассур, не только историческое царство, но и типическое выражение развращенного мира, борющагося против духовного Сиона и царства Божией правды на земле 1437 . 14 . Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, я сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15 . Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. Возвратимся к главе XIII, в которой пророк видит, как Господь вызывает народы на гибель Вавилона. В настоящей главе (ст. 14) указывается, что Сам Искупитель, Святый Израилев, есть тот, Который посылает народы: „сокрушить все запоры и Халдеев“, „ради вас“, т. е. ради Израиля, к которому обращена речь. До времени прихода „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ), нравственная будущность всего человечества сосредоточена в избранном народе, хранившем обетования и слышавшем вещания пророков. Израиль потому то и освобождается от плена и возводит снова храм в возобновленном Иерусалиме, чтобы исполнились обетования и пророчества, так как из рода Давидова на этом Богом избранном месте должна совершиться великая тайна вочеловечения Бога и искупления Им человечества. Таково значение стиха 14-го для верующих во Христа Иисуса, Господа нашего, Который – наш Искупитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Суть совершаемого Таинства Евхаристии сводится к тому, чтобы с природой хлеба и вина соединить природу Божества и сообщить божественные свойства приобщающимся их. «Он не просто дал Свое тело, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но вместо прежней плоти, которая по естеству своему происходя из земли была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству какая же, но чужда греха и исполнена жизни и всем преподал ее, дабы питаясь ею и отложив прежнюю мертвую плоть, мы уготовились посредством этой трапезы в жизнь бессмертную». 1433 Потому-то это таинство и называется Причащением, что через него человечество может причащаться Божества Иисусова 1434 и Его качеств, как душевных, так и телесных. «Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа, – соединяется тело с Божественным телом, кровь с Божественной кровью. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – сказал Господь, – пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Ядущий всесвятое тело Христово и пиющий всесвятую кровь Христову, при посредстве такой полноты вкушения, приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается телом Богочеловека, кровь его соделывается кровью Богочеловека». 1435 Через такое смешение тела и крови человека с телом и кровью Богочеловека телу человека сообщаются свойства тела Христова, а душе – свойства Христовой души. Причем, последнее человеку вполне естественно получить через Его кровь, ибо «в Крови Христовой – душа Его». 1436 Делаясь «сотелесным и сокровным» Христу, 1437 такой человек становится сродником Христа, органической частью Его, членом тела Его. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы ( 1Кор. 6:15 )? Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело ( 1Кор. 10:16–17 ). Св. Феофан Затворник считает, что есть особого рода сочетание человека с Богочеловеком, в котором реально участвует телесная природа человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010