Уст. Гр. Суд., из чего следует заключить, что в сих случаях вызов наследников обязателен для мирового судьи, но в следующей, 1402 ст., сказано, что судья (кроме того) делает распоряжение о вызове, по просьбе частных лиц, по заявлению полиции, по требованию прокурорского надзора или начальства умершего. Особенности вызова наследников после умерших в военной службе и нижних военных чинов смотри в примечании к 1239 ст. Зак. Гр. 66 Кроме того, имеются особые правила о хранении и распределении имущества после убитых и умерших чинов в полках Войска Донского (ср. 1219 Зак. Гр.); об открытии и приобретении наследства в имуществе, остающемся в губерниях и областях, на особых правах состоящих, по смерти уроженцев губерний, состоящих на общем праве, и обратно (1279–1286); остающемся после лиц, водворенных в Империи, временно пребывающих в Польше или Финляндии, и обратно (1287–1295); об охранении имущества после умерших в Красноводском округе. 1870 г. апр. 24 (48280). Ссылка, сделанная в 1401 ст. Уст. Гражд. Суд., в связи с 1403 ст., на 1239 ст. Зак. Гражд., может ввести в недоумение. Можно подумать, что распоряжение об охранении непременно должно быть сделано, когда после умершего остались капиталы в Банке или невыкупленные вещи в Ссудн. Казне. Очевидно, что такой вывод был бы неоснователен. В приведенных случаях необходим по закону вызов наследников для охранения банкового интереса; но нет ни малейшего основания по этому только поводу принимать меры к охранению целого наследства. Из приведенных статей не следует заключать, что с вызовом всегда соединяется охранение. Вызов наследников имеет свое особенное значение и м.б. сделан и без принятия охранит. мер, когда они не требуются (Касс. реш. 1871 г., N 421). Если местопребывание отсутствующих наследников известно, то, кроме публикации, они вызываются и через местную полицию. Публикация необходима и потому, что от нее исчисляется срок для явки наследников и для утверждения явившихся наследников в правах с отдачей наследства. Кто явился в течение полугода со времени последнего припечатания в ведомостях, те могут просить, чтобы, не ожидая долее, их допустили вступить во владение; а буде имущество находилось в их руках, вправе считать себя хозяевами, при бесспорности прав своих (1241). Особые правила о вызове после умерших в России иностранцев см. 1247, 1248 ст. Зак. Гр. В конвенциях о наследствах, заключенных с иностранными правительствами, содержатся правила о порядке охранения и описи наследственного имущества местными властями совместно с консулом подлежащей страны или без него в его отсутствие; о сдаче имущества на хранение консулу и о праве сего последнего обращать в продажу движимые вещи, подлежащие порче, и относить на счет массы расход, потребный по случаю смерти (ср. Уст. Консульск. изд. 1893 г., ст. 2, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Попечемся, возлюбленные братия, стяжавать сие; попечемся, принуждая к сему поврежденное естество свое: да получим на последнем суде оправдание и сладчайшее утешение, а не осуждение и не мучительную горесть! Плачем ныне со Адамом седя вне рая в мире сем, да тогда возрадуемся со Иисусом Христом! Будет бо суд, будет суд с милостию творившим милость или праведным, а не сотворшим милость, грешным человекам будет суд без милости 1293 . Отделение 46. О последнем суде Господнем и о разрушении видимого мира Егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним; егда Божественною силою Его все мертвецы, и малые и великие, воскреснут, и море и ад и смерть отдадут мертвецы своя 1294 ; егда все мертвые, и естественною чрез болезни пришедшею смертию умершие, и во огне сгоревшие, и в воде потонувшие, и землею подавленные, востанут, соберутся и станут пред Господем Богом своим, станут иные на земле, а иные на воздухе, яко легкие духовные уже тела имеющие, как-то подтверждает сие Апостол Павел, сице глаголя: се тайну вам глаголю, вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися ен безсмертие. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее потом же мы живущии оставшии, купно с ними, изменившись токмо в телесном существе своем, восхищени будем на облацех, в сретение Господне на воздусе 1295 ; – когда, говорю все сие совершится и исполнится всемогуществом Божиим: тогда на облацех небесных поставится престол небесного Царя, Господа нашего Иисуса Христа, и Он сядет на престоле славы Своея, сядет судити живых и мертвых, сядет по данной Ему от небесного Отца власти; что Сам Спаситель наш тако подтверждает: Отец любит Сына и вся показует Ему дела, да вы чудитеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Одним из ярких примеров этого может служить, например, изображение «Успения Богоматери» назападной стене храма Св. Климента (=Богоматери–Перивлепты) в Охриде (1294—1295 гг.). Мастера этой уникальной росписи Михаил Астрапа и Евтихий создали емкое художественное пространство, построенное на четко прописанных пластических оппозициях . Верх композиции занимает мощная геометрическая конструкция открывшихся небесных врат, образованная свинцовым сегментом неба с распахнутой двустворчатой дверью и как бы образующими коридор от нее на землю симметрично–асимметричными архитектурными кулисами, построенными в обратной перспективе с помощью больших локально окрашенных плоскостей. Перед нами как бы два мощных неприступных стража, надежно охраняющих узкий вход на небо, своего рода Сцилла и Харибда художественно выраженной христианской космологии, готовые вот–вот с грохотом столкнуться и закрыть собою узкий проход. В этот образовавшийся ненадолго коридор с неба льется сияющий поток ангельских сил, образованный множеством ярких охристо–желтых нимбов вокруг голов ангелов, который с двух сторон обтекает и охватывает (как бы втягивает в себя) ложе с темной фигурой распростертой на белом фоне Богоматери и скорбящих апостолов. Четкую художественную оппозицию горизонтальной фигуре Богоматери на ложе, вывернутом на зрителя, составляет вертикальная фигура Христа в ауре невидимых (полупрозрачных) небесных сил и энергий, которая составляет духовный и композиционный центр и ангельского потока, и всего изображения в целом. С другой стороны, с почтением склоненные ангелы образуют живую лествицу, по которой душа Богоматери, находящаяся в руках Христа, должна быть вознесена на небо. Мы почти реально ощущаем, как их живой, насыщенный теплой духовной энергией поток сдерживает напор холодных каменно–металлических створок небесных врат, стремящихся сомкнуться и не пропустить на небо никого из непризванных. Созданию эффекта вневременности и внепространственности изображаемого события способствовал в византийской живописи и особый характер изображения действий, совершаемых персонажами. Под кистью средневекового мастера любое, даже мгновенное событие часто замедляет свой темп, а то и вовсе замирает, превращаясь из изображения действия в его знак, некий условный жест. Византийское искусство выработало ряд таких инвариантных жестов–знаков, которыми и заменялись нередко реальные действия персонажей. На некоторых из них мы остановимся ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Из сочинений по частным вопросам особенно замечательны произведения бывших профессоров академий – Петербургской Нильского († 1894) и Московской Субботина. Оба профессора за свои диссертации по истории раскола были удостоены ученой степени доктора богословия, – первый за «Семейную жизнь в русском расколе. Выпуски 1 и 2. Спб. 1869», второй за «Происхождение белокриницкой иерархии. М. 1874». Другие статьи и сочинения обоих авторов многочисленны и разнообразны. Отличительную особенность всех сочинений Нильского составляет научная точность в сообщаемых сведениях, та точность, которая требуется от настольной книги. Н. И. Субботин , редактор «Братского слова», известен еще своими многочисленными статьями о современном расколе, и главным образом о расколе австрийского толка. Писательская его деятельность этого характера началась еще в то время, когда о современном расколе печатали очень мало, – в начале шестидесятых годов. А между тем автор был поставлен в счастливые условия: он свел знакомство с некоторыми членами белокриницкой иерархии, которые, вознамерившись присоединиться к Церкви, в изобилии доставляли ему новейшие известия и документы о современных движениях в расколе. 1286 Вследствие всего этого статьи г. Субботина, особенно при их живом изложении, читались с большим интересом и православными и старообрядцами. В настоящее время летопись происходящих в расколе событий периодически ведется в «Бр. слове». Из произведений других авторов более важны сочинения – митр. Макария 1287 и проф. Голубинского 1288 – о происхождении раскола, Ивановского 1289 и Н. Барсова 1290 – по истории безпоповщины, Мельникова 1291 и Монастырева 1292 – по истории поповщины, Верховского 1293 и С–го 1294 – о единоверии. По истории местного раскола известны сочинения архим. Палладия – о пермском расколе, 1295 Витевского – о уральском, 1296 Е. Барсова – о поморском, 1297 Соколова – о саратовском 1298 и др. По законоведению – Барсова, 1299 Варадинова, 1300 Богословского, 1301 Чичинадзе. 1302 По статистике – Ивановского, 1303 Мельникова, 1304 архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Платонический Бог мыслит, и его мышление о мире тоже называется промыслом и в некотором смысле «благодеянием» миру 1290 . Однако понятие трансцендентного Бога у средних платоников и у неоплатоников сочеталось с достаточно жесткой градацией промысла. Так, у Плотина «Ум, как и само Единое, творит, не заботясь о своем творении», и не следует думать, что он каким-либо образом «занят» заботой о мире 1291 . Согласно Плотину, рок (фатум, εμαρμνη) «правит над худшим» (π το χερονος), а «над высшим – один промысл» 1292 . Гиерокл исключает из действия промысла материю и неразумную природу (за исключением промысла, сохраняющего роды и виды) 1293 . У средних платоников «непосредственно на дела мира распространяется фатум» 1294 , который хотя и подчинен высшему промыслу, но несет на себе отпечаток категории «необходимости», присущей материальному миру. Псевдо-Плутарх указывает на три категории промысла: высший, «понимаемый как воля Бога», которая охватывает «разумные души» и характеризуется как « πλαν μορα» 1295 – «непогрешимая часть»; второй и третий роды промысла принадлежат уже «младшим богам» 1296 и характеризуются, соответственно, как часть, «подверженная заблуждениям» (ες τν πλανσθαι νομιζομνην), и как часть «самая низкая» ( κατωττω), относящаяся «к поднебесному на земле» (τν πουρνιον τν περ γν) 1297 . Здесь же автор упоминает о платоновском мифе из Государства, подразумевая рассказ о «пещере» материального мира, где томятся души людей в земной жизни 1298 . Не останавливаясь на данной теме подробно, отметим только, что в целом вся языческая философия, если и говорила о воле и промысле высшего Бога по отношению к материальному миру, то имманентный ей дуализм не давал права высшей божественной реальности приблизиться своим промыслом слишком близко к «низкой» материи и телу человека. В христианском же мировоззрении, как в первом творении «из ничего», так и во втором – воссоздании человека во «втором Адаме» – Христе, открывается бесконечная благость и забота Самого единого и высшего Бога о Своем творении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

I. Вопрос о душевном спасении и в творениях Епископа Игнатия представляется вопросом трудным по существу и по недостаточной ясности его для тех даже людей, которые желают спастись. Из этих последних, многие говорят о спасении, многие желают спастись, но, если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается весьма затруднительным. Незнание же, в чем состоит спасение, сообщает, по мнению Епископа Игнатия, действия нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность, при которых, делая, по-видимому, много добрых дел, мы мало делаем для спасения, потому что не знаем, в чем состоит наше спасение. 1294 Тщательное, с дней юности, изучение Слова Божия и святоотеческих творений, и непрерывный всежизненный личный духовный опыт делают Епископа Игнатия мудрым наставником и руководителем спасения. И, с точки зрения пройденной им подвижнической школы, Владыка Игнатий дает нам по вопросу о сущности спасения определенный и полный ответ. Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, говорит Епископ Игнатий, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибаюших. Ищущий спасения, этим самым, по необходимости, признает себя погибшим; иначе для чего бы ему искать спасения? Сущность духовной гибели нашей заключается в уничтожении общения нашего с Богом и вступлении в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом. 1295 Таким образом, в спасении можно различать две стороны: отрицательную – в расторжении общения с началом греха и в борьбе с грехом, и положительную – в восстановлении общения с Богом. Отрицательная сторона – борьба с грехом подготовляет к достижению положительной – к восстановлению общения с Богом. Положительная сторона – восстановление общения с Богом состоит для христианина в том, чтобы усвоить себя Искупителю, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а по смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душою в селения блаженных духов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщего воскресения мертвых, потом, по воскресении мертвых, соединиться с телом, которое оживит Господь, соделает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блаженство. 1296 В приведенных словах Епископа Игнатия с очевидностью различаются два состояния спасения: – спасение, как пожизненный подвиг человека борьбы с грехом и усвоения Искупителю, и – спасение, как вечное блаженство Богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Почему совершеннодействующий дар и благодать священного богорождения и осуществляются в божественнейших свершениях мира. Поэтому, как я думаю, иерарх, крестообразными взмахами вливая миро 1285 в очищающий баптистерий, и являет 1286 зрению созерцающих, очей Иисуса, нашего ради богопорождения совершенно повергающего 1287 с помощью креста саму смерть самим этим божественным и неудержимым 1288 нисхождением и благолепным образом вытаскивающего нас, согласно сокровенному Речению, в Его смерть 1289 из древней поглощенности тлетворной смертью и обновляющего для божественного вечного существования (см. Рим.6:3–5 ). 11 . Но и самому совершившему священнейшее свершение богорождения, явление богоначального Духа, даруется совершенствующее помазание миром, чем, как я думаю, священное образописание символов намекает на Самого ради нас Освященного богоначальным Духом соответствующим людям образом 1290 , по неизменному свойству присущей Ему божественности доставляющего божественнейший 1291 Дух нам. 12 . Но и вот что иерархически помысли, – что и священное освящение божественного жертвенника 1292 , основоположение святейших свершений, совершеннодействуется всесвятыми возлияниями святейшего мира. А это ведь – сверхнебесное и сверхсущественное богодействие, начало, сущность и совершенствующая сила всякого нашего богодейственного освящения. Ведь если наш божественнейший жертвенник – Иисус 1293 , то богоначальное освящение божественных умов, при котором, согласно Речению, освящаемые и таинственно «всесожигаемые» 1294 (см. Пс.50:21 ), мы имеем доступ к тому, чтобы надмирными очами увидеть Сам божественнейший Жертвенник, на Котором совершаемое совершается и освящается, самим Божественнейшим Миром совершаемое. Ибо всесвятейший Иисус Сам Себя превыше нас освящает и нас исполняет всяческим освящением того, что на Нем домостроительно освящается, а в нас как богорожденных затем благодетельно переходит. Поэтому, как я думаю, божественные руководители нашей иерархии в соответствии с иерархическим умом богопреданно называют это всечтимое священнодействие совершения мира 1295 – по в действительности совершаемому, можно сказать, – таинством совершения Бога, для каждого ума воспевая Его божественное совершеннодействие. Ибо это – Его совершение, и Он ради нас человеколепно освящается, чтобы все 1296 совершить и освятить совершаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Прежде они не редко решались притворяться и наружным образом соблюдать обряды православной церкви и даже приступать к её таинствам, между прочим, и к Таинству Брака единственно из страха взысканий, – или из опасения потерять какие-либо гражданские выгоды. Но ныне, когда этот страх и подобные опасения устранены или устраняются, мнимые старообрядцы не имеют уже побуждений носить личину и приневоливать свою совесть в делах веры и церкви» 1295 . И не только свое – духовное – начальство давало поручения преосв. Макарию, но иногда даже и светское начальство обращалось к нему с просьбами – дать свой отзыв, или высказать свое суждение по некоторым важным вопросам. Так, напр., в начале 1862 года Министерство Народного Просвещения присылало на рассмотрение преосв Макария проекты уставов для университетов и средних светских учебных заведений и просило его дать свой отзыв об этих уставах, тогда только что составлявшихся в Министерстве. Преосв. Макарий серьезно отнесся к такому важному поручению и представил подробный отзыв, который мы, в виду его интереса и оригинальности, считаем уместным привести в подлинном виде. «Прочитав внимательно присланные ко мне проекты – общего устава Императорских Российских Университетов и устава общеобразовательных учебных заведений Министерства Народного Просвещения», – писал он в своем отзыве, – «я, прежде всего, не могу не выразить моего полного сочувствия тем идеям, какие положены в основание этих проектов. Обращаясь к частностям, я естественно остановлюсь на том, что наиболее мне близко и знакомо. I. Судя по § 17 проекта устава Императорских Университетов, можно заключать, что преподавание богословия в Университетах оставляется в том же виде, в каком находилось доселе, т.е. один профессор в известное небольшое число классов должен преподать слушателям четыре науки: богословие догматическое, богословие нравственное, церковную историю и церковное законоведение. Как же он в состоянии преподать все это? Поневоле только кратко и поверхностно. А такое преподавание, особенно богословия догматического и нравственного, но нашему мнению, не только почти бесполезно для студентов университетских, но может быть даже вредным.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Имеются в виду, конечно, императрица Анна и ее правительство 1292 . Кантакузин прямо связывает константинопольскую смуту с вопросом о Галицкой митрополии, но не называет конкретных причин, которые заставили византийские власти между 1341 и 1346 годами встать на сторону епископа Феодора против митрополита Феогноста. Однако эти причины, хотя бы гипотетически, можно восстановить, если принять во внимание развитие событий в Сарае и отношения татар с соседями. Мы видели, что в восточном Средиземноморье и на Черном море нераздельно господствовали Генуя и Венеция. Их благополучие основывалось на экономическом подчинении Константинополя и процветании итальянских колоний на северных берегах Черного моря, для чего был необходим союз с Золотой Ордой. Правительство Анны Савойской, столкнувшееся с Кантакузином (неизменным врагом генуэзцев, поддерживаемым турками), больше, чем любое другое византийское правительство, зависело от итальянцев. Это политическое и экономическое равновесие основательно пошатнулось в результате изменений татарской политики. За год до смерти (1341) хан Узбек грозил войной Византии (или, по крайней мере, владениям византийцев и итальянцев в Крыму). В Сарай отправилось византийское посольство, чтобы смягчить гнев хана 1293 . Дмитрий Кидонис, отец которого возглавлял посольство, превозносил последнего за успех миссии и заключение нового договора с татарами 1294 . Договор, однако, оказался недолговечным. Сын Узбека Джанибек окончательно разрушил политическую и экономическую систему, господствовавшую на Черном море: в 1343 году он захватил венецианскую Тану, а в 1346 начал длительную и кровавую осаду Кафы 1295 . Перед надвинувшейся угрозой венецианцам и генуэзцам пришлось забыть на время о соперничестве и заключить оборонительный договор. Папа Климент VI призывал к крестовому походу для освобождения Кафы 1296 . В этих условиях византийцы, интересы которых были неотделимы отинтересов итальянцев в Причерноморье, могли согласиться на неболыпую уступку единому фронту латинской дипломатии и учредить в Галицко-Волынском княжестве новую митрополию, что отвечало интересам польского короля Казимира, выступившего против татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Развитие этих тенденций, считали евразийцы, способно привести большевизм к своему самоотрицанию. Все это давало евразийцам страстно чаемое основание видеть, что в ужасах революции «творится великое чудо Богоявления» 1283 . Евразийцы верили, что не большевики, внешняя и внутренняя политика которых во многом сохранила имперский характер, управляют стихией, поднявшейся в России в результате революции, а скорее сама эта стихия увлекает за собой большевиков. Через все щели прет Россия подлинная – «русско-туранская Россия-Евразия» 1284 . Отсюда и парадоксальное развитие революции в сторону, противоположную задуманной; отсюда и вывод: «Большевизм в своей стихии – явление глубоко народное...», и результаты революции, писал П.П. Сувчинский, будут обратны ее целям. «Желая утвердить идеалы нивелирующего коммунизма – русская революция неминуемо приходит к утверждению личности. Дерзнув социализм провозгласить религией, – она с небывалой силой утвердила Христа...» 1285 В связи с пройденным Россией путем вырисовывается историческая ее миссия. Россия исчезла в революции, но «... «исчезнувшая» Россия сильнее и пророчественнее стоящего и устоявшего Запада» 1291 . В русском костре воспламенилось новое русское вдохновение 1292 . Россия страдает за все человечество: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя исканий истины за всех и для всех» 1293 . Человечество пойдет путями, проложенными Россией: «То, к чему должна будет придти духовная культура всего человечества, есть основная данность, основное существо и ядро русского прозрения и искуса жизни» 1294 . Евразийцы предвидели, что после крушения коммунизма повсюду возникнет национальное возбуждение. Россия призовет все нации искать пути к существованию, согласному со своей собственной национальной сутью. Но свой путь Россия должна пройти одна. Она призвана подать пример освобождения от рабства перед новейшим романо-германским шаблоном 1295 . В России исступленный интернационализм должен быть заменен самоначальным национальным идеалом – русской верой.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010