287-289 289-290 273-277 ИОАНН ИТАЛ (2-я пол. 20-х гг. XI в.- нач. 30-х гг. XI в. - после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла 290-293 293-294 294-295 ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель 296-309 309-310 ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано] (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, св. католич. Церкви (пам. 23 окт.) 310-314 314-319 ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества 319-340 340-343 343-344 ИОАНН КЛАДА (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения 344-349 349-351 ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне 351-352 ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 352-353 ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) 353-382 382-383 383-384 ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик 384-396 396-399 399-401 401-404 ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (VI-VII вв.), игум. Синайского монастыря, прп. (пам. 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста) 404-431 431-432 ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) 432-434 ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал 434-435

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

Христианские образы на византийских монетах Процитированное выше высказывание Иоанна Кантакузина (ок. 1295–1383) об образах Христа, Богородицы и святых на денежных знаках звучит убедительно только для тех, кто совсем не знаком с историей византийской нумизматики. Дело в том, что «сакральная нумизматика» Византии, т.е. использование священных христианских изображений на монетах империи, прошла за тысячу лет долгий путь от первых робких попыток использования христианских символов в IV веке (монограмма Христа, крест) до полного иконоподобия монет в X–XI веках с последующим угасанием интереса к святым образам на монетах в поздней Византии. Лабарум Константина I на реверсе фоллиса. 327 г. Верхняя надпись: SPES PVBLIC (Надежда народа). На аверсе: профиль императора и надпись CONSTANTINVS MAX AVG (Константин Великий Август)      Магненций (350–353). На аверсе – портрет императора, на реверсе – христограмма      Характерной чертой византийской нумизматики было предназначение монеты «служить действенным инструментом благочестия, insmrumenmum pietatis своего собственника (эмитента) и временного обладателя (плательщика)» . В качестве нательных образков и оберегов монеты использовались уже после их выхода из денежного обращения (это тоже технические копии святых образов того времени), а названное предназначение осуществлялось в самом его процессе. «Зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты» – сознательное уподобление иконному образу, пишет М.Н. Бутырский, специалист по истории Византии и нумизматике . По его мнению, иконоподобие монеты появляется в том случае, когда совокупность изображения и надписей (монетный тип) не столько удостоверяет монету как платежное средство, сколько репрезентирует ее в качестве объекта для «молитвенного созерцания и помышления». В Византии такое иконоподобие подготавливалось в процессе развития духовной культуры, которое дало возможность увидеть в монете «символическую модель взаимообщения Божественного и человеческого миров» . Как отмечает М.Н. Бутырский, предпосылками к этому послужили высказывания уже ранних отцов Церкви. Так, святой Игнатий Богоносец (II в.), как бы продолжая евангельские слова Спасителя о подати кесарю монетой с его образом (Мф. 22: 15–22), писал:

http://pravoslavie.ru/147477.html

Скачать epub pdf С наступлением шесть тысяч восемьсот семьдесят седьмого года (Начало 6877 г. соответствует сентябрю 1368 г.) в Византий (т. е. в Константинополь.– Г. П.) из Италии прибыл ученый муж именем Павел – тот самый, который, выполняя посольскую миссию по некоторым государственным делам от римского папы Урбана к императору Иоанну Палеологу, объявил себя патриархом Константинополя. И этот вот Павел, услышав много хулы от единомышленников Варлаама и Акиндина, наводящих клеветы на святую константинопольскую церковь , очень захотел осведомиться у кого-нибудь из сторонников церкви, верно ли то, что говорят о них, или нет. Узнав об этом, император Кантакузин послал Павлу приглашение во дворец. И поговорив с ним об интересующих его вопросах дважды, трижды и многократно, доказал ему, что те, кто рассуждает подобно Акиндину и Варлааму, плохо рассуждают и что они к тому же суть клеветники и наглецы не только по отношению к константинопольской церкви, но и по отношению к святым учителям и что святая константинопольская церковь , правильно мыслит и в согласии со всеми святыми. Эти разговоры, разъясняющие каждый пункт исследования, изложены в настоящей книге по частям. Предисловие переводчика Византийский государственный деятель, в 1347–1354 гг. император, затем, в монашестве, писатель, историк, богослов и публицист, Иоанн VI Кантакузин 1 (в иноческом чину Иоасаф) (ок. 1295– 15.06. 1383) имеет прямое и важное отношение к истории Руси как политик. Едва придя после длительной гражданской войны (1341–1347) к власти в Константинополе, он стал добиваться объединения расколотых Ордой, Литвой и Польшей Русских земель вокруг Москвы, о чем свидетельствует ряд его грамот русским князьям и Русскому митрополиту Феогносту. 2 Этой его политике верно следовали константинопольский патриарх Филофей Коккин, тоже активно занимавшийся русскими делами (1354–1355, 1364–1376), и митрополит Киевский и всея Руси Киприан (1375–1406). 3 Кантакузин мечтал о сплочении перед лицом турецкой угрозы всех православных стран и о сближении их также с западным христианским миром, об унии Православной и Римско-Католической церквей, но только – на основе единства в вере и взаимоуважения. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Кантакузином» найдены статьи: ИОАНН VI КАНТАКУЗИН см. Иоанн Кантакузин, визант. имп. (1341-1355) ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель КАНТАКУЗИН Димитрий, слав. церковный писатель (2-я пол. XV в.) КАНТАКУЗИН ИОАНН см. Иоанн Кантакузин КАНТАКУЗИНО Шербан († 1688), валашский господарь, правивший с 1678 по 1688 г. КАНТАКУЗИНЫ визант. аристократический род МАТФЕЙ КАНТАКУЗИН (Матфей Асень Кантакузин) (ок. 1325 - 15.06.1383), визант. имп. (весна 1353-1357) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Кантакузином.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи ЙЕЗДИН [Йаздин] ( после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628) КАБО-ВЕРДЕ [Республика Кабо-Верде], островное гос-во в Атлантическом океане, расположенное на о-вах Зелёного Мыса

http://pravenc.ru/rubrics/122958_13.html

Свт. Прохор рукоположен в 1311 г.; 1 7.09.1328. Свт. Антоний рукоположен в октябре 1329 г.; упом. в 1330–1332 гг.; † 1336. Гавриил упом. в 1336–1343 гг.; после на покое; † 9.09.1356. рукоположен в 1346 г.; † 1356. Игнатий упом. в 1356–1559 гг.; † весною 1364 г. поставлен осенью 1364 г.; † 1365, в мор. Арсений упом. ок. 1370 г.; † 1405. Матфей упом. в 1382 г.; † 1385. Свт. Иаков рукоположен в 1386 г. и вскоре изгнан; † 27.11.1392 Свт. Феодор (архиеп.) рукоположен в 1390 г.; † 28.11.1394. Свт. Григорий (архиеп.) рукоположен 29.03.1396; † 3.05.1416. Свт. Дионисий (архиеп.) рукоположен 12.07.1418; † 18.10.1425. Ефрем (архиеп. с декабря 1448 г.) рукоположен 13.04.1427; † 29.03.1454. Рязанские епископы Иосиф упом. в 1284 г. Свт. Василий I † 1295. Стефан упом. в 1303 г. Григорий упом. в 1326–1342 гг. Кирилл упом. в 1343–1353 гг. Василий II рукоположен в 1356 г. Афанасий упом. в 1378 г. Феогност рукоположен 15.08.1388; упом. в 1390 г. Иеремия упом. в 1390–1392 гг. Феогност упом. в 1396 и 1401 гг.; † 1407. Сергий (Азаков) рукоположен в 1410 г. Свт Иона 1433–1448; потом митрополит всея Руси. Саранские (сарские) и подонские епископы Митрофан рукоположен в 1261 г.; оставил епархию в 1269 г. Феогност рукоположен в 1269 г.; упом. до 1291 г. [Свт. Анфим XIII в.]. Измаил упом. в 1296 г.; в 1312 г. отлучен. Варсонофий рукоположен в 1312 г.; упом. в 1330 г. Софония упом. в 1330, 1350 гг. Афанасий рукоположен в июне 1334 г., до 1356 г. рукоположен 30.11.1343. рукоположен в 1356 г. Матфей упом. ок. 1365 г. рукоположен в 1382 г.; † 9.07.1403. Тимофей рукоположен 20.07.1404; упом. 22.03.1416. упом. на Соборе 1441 г. Смоленские епископы Иоанн упом. в 1335 г. Евфимий рукоположен в августе 1345 г. Феофилакт рукоположен в 1356 г. Парфений рукоположен ок. 1365 г. Даниил рукоположен ок. 1375. г.; в 1382 г. прибыл в Москву и там остался; † в марте 1397 г. В Москве он именовался «владыка Звенигородский». Свт. Михаил рукоположен в нач. 1383 г.; в 1396 г. сменен и 7.10.1397 прибыл в Москву; † 6.05.1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Византия. Персоналии ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) ЛЕВ III ИСАВР (до 685 - 18.06.741), визант. имп. (25 марта 717 - 18 июня 741), основатель Исаврийской династии (717-802) ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии

http://pravenc.ru/rubrics/122998_2.html

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев и другие сочинения/Вступ. ст., коммент., пер. с греч. Г.М. Прохорова. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. — 288 с. — (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). 24 ноября 2007 г. 16:06 Книга содержит русский перевод с греческого языка основных апологетических и полемических сочинений византийского писателя XIV в. императора Иоанна VI Кантакузина (ок. 1295-1383), в иноческом чину Иоасафа — видного историка, богослова и публициста, друга Константинопольского патриарха Филофея и покровителя исихастов. В «Беседе с папским легатом Павлом» речь идет о воссоединении Восточной Православной и Римо-Католической Церквей, но только на основе единства веры и путем созвания нового Вселенского собора, а не как результат подчинения и учительства со стороны латинян. В «Диалоге с евреем Ксеном Христодула-монаха. Против иудеев» основные темы рассуждений — о христианском понимании Ветхого Завета, о предуготовлении мира и человечества к пришествию Спасителя, о лице Богочеловека Иисуса Христа, о Св. Троице как едином Боге и о почитании образа Креста, икон и мощей святых. Сочинениям предпослана обширная вступительная статья о жизни и деятельности Иоанна Кантакузина, текст книги снабжен необходимыми историко-богословскими комментариями. Перевод осуществлен доктором филологических наук, заслуженным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Г.М. Прохоровым. Следует заметить, что настоящая книга является всего лишь воспроизведением издания 1997 г.: Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом, Диалог с иудеем и др. соч./Пер. с греч., вступ. ст. и коммент. Г.М. Прохорова. — СПб.: Алетейа, 1997 — (Серия «Византийская библиотека»), хотя этот факт никак не отмечен в выходных данных и предисловии анонсируемой книги. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/328849.htm...

CSGL 05260; PG 153–154; RF 6. 597–598; TLG 3169; DThC 2. 1672–1675; PLP 10973; ThEE 7. 29–35 1292–1383. Ангел Комнин Палеолог, император (1347–1354), в монашестве Иоасаф. Один из главных и наиболее влиятельных участников паламитских споров, автор ряда богословско-полемич. соч., виз. историк. Сочинения Полн. изд. соч. готовится в серии CCh. Обзор соч.: PG 153 (2001), ιδ– κγ. Богословские соч. 742 . TodmK.-P. The theological works of Emperor John VI Kantakouzenos (ca. 1295 –1383)//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 101. Против Прохора Кидониса 743 . loannes Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primum cditae/Ed. Voordeckers E., Tinnefeld F. Turnhout; Leuven 1987. (CCSG 16). [Текст: 3–105; 109–172 (=TLG 3169/2)]. Trapp E.//Orthodoxes Forum. 1988. 2:2. 275; Treu К.//ThL 1989. 114. 126; Declerck J.//Byz 1988. 58. 537. Письма легату Павлу 744 . 1) Meyendorff J. Projets de Concile Oecuménique en 1367: Un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul//DOP 1960. 14. 147–177. [Греч. текст и франц. пер. по ркп. Лавры 135. 2–4]. ВН 6 .522). XI. 745 . 2) Disputatio cum Paulo Patriarcha Latino epistulis septem traditä 6 .743. 175–239 [=TLG 3169/3]. пер.: Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом, Диалог с иудеем и др. соч./Пер. Прохорова Г. М. СПб. 1997. 317. 3) Главы в защиту учения св. Григория Паламы . Не изданы (Vindob. theol. gr. 210, 359–388; Athous Iber. 388, 730v-739). Против иудеев 746 . Soteropoulos Ch. G. ωννου Στ Καντακουζηνο, Κατ ουδαων λγοι ννα ( Εσαγωγ – Κεμενον – Σχλια). θνα 1983. 280. [Крит. изд.]. пер.: Прохоров Г. М. Иван Кантакузин. Диалог с иудеем. Славянский XIV в. и современный переводы. Слово 1//ТОДРЛ 1988. 41. 331–346; Слово 2//lb. 1989. 42. 2200–227; Слово 3//lb. 1990. 43. 305–323; Слово 4//lb. 1990. 44. 226–245; Слово 5//lb. 1992. 45. 390–398; Слово 6//lb. 1993. 46. 270–286; Слово 7//lb. 1994. 47. 164–199; Слово 8//lb. 1995. 48. 151–186; Слово 9//lb. 1996. 49. 339–355. изд. рус. пер.: см. 6 .745).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

570 Ст. 1295, 1335 (где не указан источник), 1337 – о печати антихриста и о крестном знамении; 1328 – о покаянии и о страстях Христовых. 571 Ст. 1371 – из 2-го слова (на Крещение); 1373 и 1399 – об ответе пред неправым судом; ст. 1315, 1344, 1383, 1399 и друг. – мелкие цитаты. 572 Ст. 1332–1333, 1337–1338, 1385–1386 – ряд небольших цитат, ст. 1399 – ссылка на пример Златоуста: вообще, влияние этого отца Церкви на Артемия не столь было заметно и велико, как влияние других писателей: факт небезынтересный, если вспомнить громадное уважение, которым пользовались на Руси творения И. Златоуста. 576 1) Напр.: ст. 1353,29–36. Якоже и Максим великий исповедник глаголет: аще лучши тела душа, лучше же несуседне създавый его Бог . Тем же предпочитая и паче душа тело, и паче Бога създанного его ничимже идолослужитель равно ест, якоже Еллини идолопочитающии иныя творят събе боги. Максим Исповедник . Синод. 644 (Горск. 154), XIV–XV вв., л. 1 об. да яще тла лоучьше дша и лучши мира несказаньн стжавыи го бг. иже чтить паче дша тло и паче бга созданную него тварь. ничимь же идолослоужитель равно сть. 577 Боцяновский. Ж. М. Н. Пр. 1894, XI, стр. 221. Сказанное мною теперь дает лишний довод в добавление к тем возражениям, которые сделаны Боцяновскому в статье: «Вопрос об авторе Многословного Послания» (в Изв. Отд. р. яз. и слов., 1905 г., кн. 2). 582 Стр. 48–49: «Св. Писание и св. предание для отечественных полемистов служили главнейшими основаниями, на которых они утверждались как при изложении и раскрытии православного учения, так и в своих ответах на протестантские возражения. По сознанию русских богословов, Библия и святоотеческая письменность имели силу непререкаемого авторитета в деле обоснования православных истин. Все, что вносилось в содержание богословских сочинений из обширной области «божественных писаний, ценилось весьма высоко, принималось с полным доверием и уважением, несмотря на то, что отечественные писатели по своему умственному образованию не всегда были способны критически относиться к заимствуемому материалу и привносили его в свои произведения иногда из источников сомнительной достоверности. Сравнительно с библейскими цитатами и выдержками из творений св. отцов, мало имели значении для отечественных полемистов все другие виды доказательств в пользу православных истин: соображения и доводы от разума весьма мало применялись нашими богословами к защите православных догматов от протестантских возражений. Если в рассмотренных нами выше сочинениях и встречаются иногда доказательства рассудочного характера, то они в глазах авторов не имеют того важного и решающего значения, которое признается за одним только Св. Писанием и св. преданием».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010