Вода имеет великое значение в руках Божиих как орудие для достижения высоких целей: она спасла евреев от преследовавшего их египетского войска, потопивши фараона – древнего мучителя со всем его воинством, и в этом отношении вполне прообразовала таинство крещения, так как и в крещении человек чрез воду вступает в новую жизнь, а диавол погибает для человека 1257 . Вода, по убеждению всех и каждого, служит очистительным средством, и во всех религиях и мистериях была считаема необходимою составною принадлежностью 1258 . Она замечательна по своей силе и плодотворности: «какие блага, какое обилие, какую помощь получает от нее мир!» 1259 . Вода исцеляла людей в купели иерусалимской (вифезда), когда возмущал ее ангел 1260 . Но что всего более говорит в пользу воды, так это то, что Сам Господь крестился в воде Иордана, воздал ей, таким образом, особую честь, предпочел ее всем стихиям 1261 , освятил ее, так что после Него, когда благодать Божия излилась на людей обильнее, воды получили большую силу. «Что прежде исцеляло тело, то исцеляет ныне душу; что доставляло временное здравие, то приносит ныне вечное спасение; что прежде освобождало (в иерусалимской купели) одного человека от болезни однажды в год; то избавляет ныне всегда множество людей от греха»... 1262 . Но не сама по себе вода имеет такую силу действовать на душу, а в силу благодатного присутствия в ней Духа Божия, в силу того, что над этой водой «председит Ангел, очищая от преступлений и приуготовляя нас к приятию Святого Духа 1263 . Как совершается таинство крещения? – Вода, на которую призвана благодать Св. Духа и которая получила оттого освящающую силу, тогда только действует благотворно и спасительно для крещаемого человека, когда крещение совершено известным образом. Тело крещаемого погружается в воду; во время этого акта происходит невидимое, совершенно духовное действие таинства 1264 . Воды крещения омывают и очищают человека внутренним образом. Когда человек погружается в воду, он возрождается к жизни новой, святой, между тем как диавол – этот древний мучитель, фараон – теряет всю гордость и силу свою в водах, которые сделались спасительными божественною силою И.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что в этом случае графом двигало не одно только желание сократить приток молодежи в университеты, хотя он к этому стремился 1256 . Налицо и другой мотив – изменить ориентацию духовной молодежи, заставить служить по «своему» ведомству. В противном случае практика ухода способной молодежи из Церкви грозила расшириться. Вполне естественно, недостаток квалифицированных преподавательских кадров не мог не сказаться на состоянии учебного процесса. Но Д. А. Толстого более всего заботили древние языки. В течение реформы он не раз предпринимал инспекционные поездки, посещая духовные школы и выборочно проверяя знания учащихся по данным предметам. В отчетах ревизоров – и годовых по ведомству обер-прокурора – неизменно обращалось внимание на успехи или недостатки в изучении греческого и латыни. В 1870-е годы вышло несколько постановлений, направленных на улучшение их преподавания, увеличено количество часов. Из последних можно назвать определение Синода от 13 декабря 1878 г. о преподавании латинского языка в семинариях, которым по требованию обер-прокурора в 5 и 6 классах латинский язык был уравнен в объеме с греческим по той причине, что выпускники-де показывают по-латыни слабые знания в сравнении с греческим 1257 . Еще раньше – 11 декабря 1873 г. – всех выпускников светских учебных заведений, пожелавших поступить на 5-й курс семинарии, велено было экзаменовать на знание древних языков 1258 . Как известно, то же самое происходило и в светской школе. А делалось это, по словам самого Д. А. Толстого, исключительно в охранительных целях: «При обучении древним языкам, так же, как отчасти и математике, вся совокупность познаний учеников по этим предметам подлежит непрерывной и почти безошибочной проверке, препятствующей развитию в учениках самомнения, тогда как надлежащее понимание учениками преподанного им из всех других наук, особенно же из естествоведения, почти уходит из-под учительского контроля, почему здесь и возможно, с одной стороны, развитие крайнего самомнения, а с другой – образование самых превратных воззрений» 1259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—344— Отношения Слова к Божественной природе характеризуются Амвросием понятиями, которые в прежние времена хотя и были известны на западе, но почти совсем там не применялись при решении тринитарной проблемы; на востоке же большая часть из них была первоначально философски раскрыта и применена к догматике уже Оригеном , который воспользовался в данном случае отчасти идеями Филона, а главным образом неоплатоников; с тех пор они сделались общим достоянием восточных догматических схем самых разнообразных направлений, чрез посредство которых перешли и к Амвросию. Так, Божественное Слово у Амвросия называется Богом (Deus), Сыном (Filius), Мудростью (Sapientia), Силою (Virtus), Истиною (Veriras), Жизнью (Vita). 1257 Большинство этих понятий, впрочем, обычно не подвергается им философскому анализу. Более частым и самым глубоким из них является у него понятие о Сыне, как об образе (imago) Бога Отца. Это понятие употребляется Амвросием в том очищенном от оригено -неоплатонического субординационизма смысле, с каким оно является у Дидима и каппадокийцев, – именно, в смысле полного отображения природы Отца. «Свят и совершен Отец, свят и совершен также Сын, как образ Божий (imago Dei). Он носит имя Образа Божия в том смысле, что всё, существующее в Боге, принадлежит также и Сыну, именно: вечная Божественность, Всемогущество и Величие (sempiterna divinitas, omnipotentia atque majestas)». Отношение между Отцом и Сыном мыслится в этом понятии столь тесным, что, в случае убавления чего-либо в образе, необходимо умаляется и тот, к кому относится этот Образ; или же, если считать Образ меньшим (si minorem imaginem credas сравнительно с Первообразом) то и отображающийся в нём Бог должен явиться меньшим (сравнительно со своей действительной природой – minor Deus apparebit in Imagine). 1258 В таком именно смысле понятие образа (εκν) употребляется в творениях Дидима, по словам которого «Бог Слово своим естеством безначально, неизменно и со всевозможною точностью (παραλ- —345— λκτως κα πηκριβωμνως) изображает (ξεικονζει) всецело (ες λα) простое несложное и однородное (την πλν, κα σνθετον, κα ποκιλον) Отчее Божество (πατρικν θετητα); ибо не пристойно мыслить, что Слово есть Образ Божий только в каком-нибудь отношении и сравнительно с чем-нибудь (другим): образ не бывает образом того, что несравнимо с ним, и истинное (τ ληθς), первообразное (ρχτυπον), большее (μεζω) и самовластвующее (ατεξοσιον) не может обнаруживаться чрез посредство неподобного (το νομου) или меньшего (μικροτρου)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 июля выбыла по указанию командования Северного фронта в район военных действий 2-я Московская дивизия, а 14 июля выступила маршем для занятия оборонительных рубежей в укрепарайонах 3-я Фрунзенская дивизия. Численность в трех выступивших стрелковых дивизиях следующая: 1-я Кировская 2-я Московская 3-я Фрунзенская Численность личного состава Рядовых Младшего начсостава Начальствующего состава Коммунистов 1258 (10,3%) 1197 (13%) 950 (9,4%) Комсомольцев 1015 (8,4%) 1750 (19,1%) 1475 (14,6%) Таким образом, к 19 июля Ленинградская армия народного ополчения скомплектовала и передала по назначению три стрелковые дивизии общей численностью в 31 тыс. чел., шесть истребительных полков численностью около 5000 чел. и пятнадцать артиллерийско-пулеметных батальонов – около 15 тыс. чел., а всего свыше 50 тыс. бойцов, командиров и политработников. Все выделенные к этому времени из армии народного ополчения соединения и части полностью укомплектованы политсоставом, снабжены как за счет районных организаций, так и отделением снабжения политотдела армии политпросветимуществом. ФОРМИРОВАНИЕ ГВАРДЕЙСКИХ ДИВИЗИЙ Вторым этапом работы политотдела армии было прямое участие в формировании четырех гвардейских дивизий. После выделения из состава ЛАНО вышеперечисленных частей и соединений в дивизиях 12 районов города осталось по состоянию на 17 июля 27153 чел., из них рядовых 18530 и младшего начсостава 2942 чел. В некоторых дивизиях по существу остался только начсостав, а количество рядовых бойцов было невелико. Например, Выборгская, Ленинская, Василеостровская и Приморская дивизии в круглых цифрах насчитывали соответственно 600, 650, 500, 350, 50 рядовых бойцов. Дивизии 4-я Дзержинская и 5-я Куйбышевская были доукомплектованы до 7–8 тыс. за счет других дивизий. Во исполнение приказов 05 и 06 по ЛАНО от 18 июля 1941 г. в этот день началось формирование 1-й гвардейской дивизии из обученных контингентов других дивизий и 2-й гвардейской дивизии из остатка обученных и необученных контингентов других дивизий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должно заметить, что вопрос о хорепископах мало обследован не только в русской богословской литературе, в которой о них почти ничего не написано, но и в литературе иностранной. В последней можно отметить лишь одно, не так давно появившееся исследование, специально посвященное вопросу о древних хорепископах. Это труд Гилльмана: «Das Institut der Chorbishöfe im Orient. Historischkanonistische Studie von Dr. theol. Franz Gillmann. München, 1903». Этим сочинением мы и будем пользоваться, так что наша статья не представляет какого-либо самостоятельного исследования, а имеет своею целью лишь познакомить читателей с теми выводами, к которым пришли церковные историки в вопросе о хорепископах. 1255 —2— Слово хорепиекоп, – χωρεπσκοπος сложено из χρα и πσκοπος. Греческое χρα означает прежде всего целую страну, со всеми находящимися в ней городами и селениями. (Сравн. Odiss. VIII, 573; Xenoph. Cyr. VII, 5, 68, и мн. др.; а также Мф.2:12 ; Лк.2:8; 3:1 и др.; у LXX-mu: Чис.32:2 ; Ис.7:18 и др.). Частнее этим словом, в противоположность πλις, главный город страны или провинции, называется вся остальная область (наприм., Xen. Мет. 3, 6, 13; Мф.8:28 ). В более узком значении – χρα прилагается к окрестностям какого-либо города, т.е., означает прилегающие к нему поля, соседние деревни и т.п. (наприм., Plat Epin. 975 b., Hesiod, ργ. κ. μρ. υ. 344; Ин.4:35 ). 1256 Так как χρεπσκοπος не редко противополагается названию πσκοπος ‘πλεως 1257 , а также – πσκοπος ν τ πλει 1258 , то очевидно, что χρα в противоположность πλις, употребляется здесь в значении латинского – regio, pagus, ager, rus, так что «хорепископ» означает деревенского епископа («episcopi rurales», «villani»), вследствие чего хорепископы и назывались πσκοποι τν γρν 1259 , πσκοποι ν τας χμαις τας χρας 1260 , а в отличие от деревенских пресвитеров – συλλειτουργο. 1261 Отсюда делается понятным, что нельзя назвать правильным толкованием имени «хорепиекоп» в смысле ν χρ πσκπου – «loco» или «vice episcopi», т.е. заместитель епископа. Еще менее удачно объясняет это слово Рабан Мавр († 856 г.), производя его от χρος и πσκοπος: «dicti sunt chorepiscopi, quia de choro sunt sacerdotum». 1262 Правда в средние

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

143, прим. 87 приведши слова фульдского летописца под соответствующим годом, продолжает: что здесь разумеется старый Велеград, нынешнее Градиште, это для нас несомненно; свидетельствует об этом положение его на о-ве реки Моравы, самое имя (Велеград, magna munitio, Hradiste – munitus locus) и старое сказание о древней славе Велеграда, о Мефодиевой здесь кафедре, наконец слова грамоты Оттокара I (27 ноября 1228 г.): Velegrad civitas prima, modo burgus etc. Старый Велеград погиб во время нашествия Чехов и на развалинах его в 1258 г. построено нынешнее Градиште. Иречек в Slovanské pràvo, str. 94–95, 59–60 объединяет все сказания летописца фульдского под 855, 64, 69, 71 гг., относя их к одному Девину. Выходит, по Шафарику, что Девин и Велеград были около одного места, один – близь нынешнего Градиштя, другой на самом месте этого Градиштя; по Палацкому, в 864 году король Людовик осадил Ростислава «na hradu jeho Devinê nad oustim rêky Moravi do Dunaje», следовательно Девин он полагает около нынешнего Пресбурга, с чем несогласился и Шаф. (§ 41, 4 примеч. 35), совершенно согласный с ним в опред. полож. Велеграда, как показывает дословное сходство примечаний 37-го у Шафарика и 87-го у Палацкого. Кажется, что Девин и Велеград не могли быть близь одного и того же места; Девина надо искать не на Мораве, при впадении её в Дунай, а в другом месте; тем более Девин и Велеград не один и тот же город (по Иречку); Девин есть пограничная от Баварии и Ракус моравская крепость, Велеград – столица князей моравских, следовательно должен находиться в центре страны. Посмотрим на известия. О походе 855 г. так говорится у фульдского летописца: Hludovicus in Sclavos Marahenses contra Rasticen, ducem eorum, sibi rebellantem parum prospere ducto exercitu, sine victoria rediit, malens adversarium, firmissimo, ut fertur, vallo munitum, ad tempus dimittere, quam militum suorum periculose pugnando dampna sustinere. Magnam tamen provinciae partem praedis et incendiis vastavit exercitus, non parvamque multitudinem hostium castra regis invadere cupientium usque ad internetionem delevit, sed non impune; quia post reditum regis Rastiz cum suis insecutus, plurima trans Danuvium finitimorum loca praedando vastavit.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1252 Видимо, неточная цитата из Гомера (Il. VII, 101—102); Archiloch., fr. 57 Diehl. 1253 Il. XVI, 235. 1254 Euripides, fr. 367 Nauck-Snell (TGF) 1255 Fr. 57 Diehl (111 West). 1256 Od. XIV, 228. 1257 Oineus, fr. 560 TGF. 1258 Aeschylus, Fr. inc. 317. 1259 Philoctet., fr.793. 1260 Fr. 132 Koerte. 1261 Theognis, 209. 1262 Medea, 561. 1263 Epicharm., fr. 298 Kaibel (CGF). 1264 Cf. Euripides, fr. 914. 1265 Medea, 618. 1266 Aiax, 665. 1267 Solon, fr. 5, 9 Diehl (6 West). 1268 Theognis, 153. 1269 Thucydides, III 39, 4. 1270 Philistos, Fr. 51 FHG. 1271 Meleager, fr. 525, 4—5. 1272 Critias, fr. 32 DK. 1273 Il. XVIII, 483.607. 1274 Pherecydes, fr. 4 Kern, fr. 2 DK. 1275 Il. XXI, 44—45. 1276 Erechtheus, fr. 365. 1277 Orest., 211. 1278 Eriphyle, fr. 198 (fr. 47 Гаспаров). 1279 Antigona, fr. 168. 1280 Aleadai, fr. 84,2 (fr. 391 Гаспаров). Полностью текст таков: А: Ужель законным ты сочтешь ублюдка? В: Законно всякий доблестный рожден (пер. М. Гаспарова). 1281 Незвестное место. Ни одно из произведений трагика не засвидетельствовано под таким названием. Cf. Hippol. Pr. 432, 2 (Stahlin, ad loc). 1282 Minos, fr. 374. Как и в предыдущем случае, это единственный известный фрагмент этой трагедии. 1283 Alex., fr. 60. 1284 Hipponoos, fr. 280. 1285 Eumelos, fr. 16 Kinkel. 1286 Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West). 1287 Od. XIV, 187. 1288 Euripides, Aigeus fr. 1. 1289 Theognis, 509—10. 1290 Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76). 1291 Opera et dies 57—8. 1292 Hippol. fr. 429. 1293 Od. XVII 286—7. 1294 Euripides, fr. inc. 915. 1295 Callias, fr. 20 CAF. 1296 Menander, Pwlou menoi, fr. 345 Koerte. 1297 Antimachos, fr. 1 Kinkel. 1298 Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe). 1299 Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева). 1300 Semonides, fr. 6 Diehl. 1301 Epicharm., fr 24 DK. 1302 Euripides, Antiope, fr. 196,4—5. 1303 Diphilos, fr.118 CAF (II). 1304 Poseidippos, fr. 30 CAF (III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

О. И. также является одним из главных героев «Повести о Николе Заразском», которая входит в окончательно сложившийся лишь к 1560 г. цикл произведений о Николе Заразском ( Комарович. 1947. С. 57-72; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 411-463; Он же. История создания Повести о Николе Заразском//Зарайск: Сб. ст./Науч. ред.: Я. Е. Водарский, В. А. Кучкин. М., 2002. Т. 1: Ист. реалии и легенды. С. 114-177; Кучкин В. А. Ранняя история г. Зарайска и проблема ее источников//Там же. С. 105-107), включающий неск. отдельных повестей, рассказов и записей чудес, созданных в разное время разными авторами ( Лихачёв. 1963. С. 48; Лобакова. Проблема соотношения. 1993. С. 37). По наблюдениям Лихачёва, появление основных частей «Повести...» относится к 1-й пол. XIV в. или же ко времени не позднее кон. XIV в. ( Лихачёв. 1986. С. 236, 239). Согласно версии «Повести...», вобравшей в себя как сведения более ранних письменных источников (напр., рязанские известия НПЛ старшего извода), так и местные рязанские фольклорные мотивы ( Комарович. 1946. С. 74-77; Он же. 1947. С. 57-72; Лихачёв. 1963. С. 48-51), в конце нояб.- нач. дек. 1237 г. в Рязани О. И. принимал участие в совете правителей Рязанской земли во главе с рязанским кн. Юрием Игоревичем. После убийства отправленного в ставку хана Батыя сына Юрия, кн. Феодора, О. И. «плакашеся» вместе с родственниками и жителями Рязани о гибели членов рус. посольства. После этого он принимал участие в новом совете рязанских князей. На этом совете было принято решение дать бой захватчикам «близ предел резанских», т. к. монг. войска уже сосредоточились в Ср. Подонье на р. Воронеже. Во время сражения О. И. был тяжело ранен и попал в плен ( Лобакова. 1997. С. 140-145). Лихачёв считал, что рассказ в «Повести...» о героической гибели О. И. носит характер вставки ( Лихачёв. 1949. С. 257-264; Он же. 1963. С. 51; Он же. 1987. С. 335) и анахроничен, т. к. «в действительности же князь попал в плен, возвратился из Орды в 1252 г. и умер в 1258 г. ...» ( Он же. 1987. С. 335).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

Беседа 39. Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. (spuria [подложное слово]) 1 . Из высказываний блаженного Давида используем следующий стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела домостроительства Твоего, Господи! дивно глубоки помышления Твои! 1249 Добавим : Судьбы Твои – бездна великая; 1250 и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. 1251 Но, как Давид: Дела Господни верны, дела Его – слава и красота. 1252 О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо! 1253 Ибо такова доброта Его – неизменна и вечна; такова любовь, таково преизобильное милосердие естества Его и предвидение творчества Его, а также и прочие . Итак, какова же причина установления столь трудного предмета, как геенна? Удивления и изумления перед этой тайной исполнены все, знанием истины. 1254 От этого созерцания, которое убегает от всякого исследования, отходят в молчании 1255 все знающие и разумные, 1256 собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам премудрости Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и все действия Его должны изумление и поклонение. 2 . Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное может в этом Естестве, было бы в наивысшей степени отвратительно: никто из разумных и имеющих ум не придет к такому безумию, чтобы думать что-либо подобное о Боге. Также никак не можем мы сказать, что Он действует так из возмездия, хотя буквальное Писания может вести к этому. 1257 Ибо стыдно даже помыслить такое о Боге – чтобы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нём, ибо таким образом мы приписали бы немощь этому Естеству – будто ради возмездия использует Он такой великий и трудный предмет. Даже в людях, которые живут благочестиво и праведно и у которых мысли полностью согласуется с Божией волей, невероятно было бы обрести такое – тем менее в Боге: будто бы Он делал что-либо из возмездия за злые дела, заранее те, чье естество с честью и великой любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не иссяк 1258 для них источник благодати Его: даже после того, как они погрязли во множестве злых , 1259 не отнял Он Своей заботы от них даже на мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Выслушав их, Нерон не только простил им их поступок, но и согласился оставить стену; это он сделал в угоду жене своей Поппее (она отличалась истинным благочестием) 1256 , которая просила его за иудеев. Императрица затем отпустила десять депутатов 1257 , Хелкию же и Измаила оставила у себя в качестве заложников. Когда царь [Агриппа] узнал о том, он сделал первосвященником сына первосвященника же Симона Иосифа, прозванного Кавием. Глава 9 1. Узнав о смерти Феста, император послал в Иудею наместником Альбина. Около того же времени царь [Агриппа] лишил Иосифа первосвященнического сана и назначил преемником ему Анана, сына Анана же. Последний, именно Анан старший, был очень счастлив: у него было пять сыновей, которые все стали первосвященниками после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место. Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников. Анан же младший, о назначении которого мы только что упомянули, имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенною жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент (для удовлетворения своей суровости). Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями 1258 . Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие [тогда] в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбою запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали навстречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права, помимо его разрешения, созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану гневное письмо с угрозою наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010