Тогдашний век требовал самых ярких цветов. Русские мало заботились об изяществе формы и о гармонии цветов. Даже духовные лица носили рясы красных цветов 1245 . Значит обличения митрополита Даниила, что «вси красятся и упестреваются» 1246 , нужно понимать приблизительно в буквальном смысле. Действительно, при любви русских к ярким и разным цветам можно себе представить ту пестроту платья, которая естественно бросалась в глаза всем и каждому. Знатные носили дорогие одежды одинаково и в праздничные, и в будничные дни, как это можно заключать из слов Даниила, когда он говорит: «кая тебе нужа есть по вся дни светлыми ризами украшатися, инем же и в господския дни ниже обычных имущим довлетися?» 1247 . Одним из любимых русских украшений служили сапоги. Сапоги у русских, носились до колен: их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве, у знатных лиц эти гвозди делались из серебра. Сапоги делались из атласа, бархата, цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые и голубые, лазоревые. Они расшивались золотом, особенно в верхних частях и на голенищах с изображением единорогов, листьев, цветов и т. п., и унизывались жемчугом, а у менее состоятельных расшивались разноцветными шелками 1248 . Митрополит Даниил весьма часто трактует в обличительном тоне «о сапозех» и «о красоте сапожней». Он между прочим передает, что тогдашние русские сапоги представляли в своих украшениях «ухитренная швениая премудростию шелком и бисером». В другом месте описание сапогов дополняется новыми чертами: «мы не точию простых и сапогов чрез потребство имеем, говорит он, но с серебром, и с златом, и бисером, и сапогов красных шолком премудростне шитых». Даниил возмущается слишком большими заботами и стараниями, какие понапрасну тратили его современники на украшение сапогов. «Ты не точию не ищеши небесных, обращается митрополит к современному франту в богато убранных сапогах, но и на небо не взираеши ни вочто же непщуя красоту небесную... яко свиния пребывая долу-ничиши: о красоте сапожней весь ум свой имея и о прочих ризах».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

По делу графов Капнистов о наследстве после жены генерал-майора Софьи Скалон, урожденной графини Капнист, возник и разрешен Гражд. Касс. Деп. в утвердительном смысле вопрос: может ли наследник, просивший об утверждении его в правах наследства в известной доле и, согласно такой просьбы, утвержденный в охранительном порядке, требовать затем в порядке исковом увеличения означенной доли до законного размера (Касс. реш. 1893 г., N 4). Ж) О подсудности по делам об охранении наследства и об утверждении в правах см. мою книгу Судебное руководство NN 124, 1490–1498, 1515. С истечением 6-месячного срока не теряют своего права наследники, не успевшие явиться. Они сохраняют право иска о наследстве в течение общей земской давности (1241, 1244, 1246, 692); но тогда уже надлежит им приступать к владению других лиц, буде успели другие прежде них явиться и получить имение. В законе не объяснено положительно, с какого времени исчисляется 10-летний срок: обыкновенно принимается началом сего срока последнее припечатание в Сенатских ведомостях о вызове наследников. Но эта формальность едва ли имеет безусловное значение: публикация делается для оглашения смерти и открывшегося наследства, но если она не была учинена своевременно (нередко случалось, что публикации и вовсе не было), то отсутствием публикации едва ли могут оправдываться в пропущении давности такие лица, кому и без публикации было известно об открывшемся наследстве. Так, напр., если сестра вместе с братом, находясь при смерти отца, оставляла после того брата в исключительном владении отцовским имуществом, и не доказано, чтобы она участвовала сама в сем владении, иск ее о наследстве брат может отвергнуть по истечении давности. Разумеется, что давность имеет погашающее действие только на те права наследников, которые оставались в безгласности и без осуществления. И как, по нашему закону, утверждение в правах на наследство не требуется безусловно, и вступление само собой совершается, то и нет основания ставить наследникам в вину и подчинять какому бы то ни было действию давности неявку их по вызову и незаявление прав, если они сами собой вступили уже, как наследники, во владение наследственным имуществом и оставались в сем владении (ср. Касс. реш. 1873 г., N 645, 1880 г., N 101, 1885 г., N 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Когда же Екатерина II не только разрешила старообрядцам вернуться из Польши на родину, но и предоставила в их распоряжение обширные земли, дала ряд налоговых льгот и, наконец, даже послала на Ветку войска под командой генерал-майора Маслова, чтобы ускорить процесс переселения и насильственно вывести из Польши не желающих оттуда выходить, то ветковцы и другие старообрядцы из Белоруссии устремились обратно в Стародубье, на Украину, в Новороссию и на Волгу. Число переселившихся в Стародубье старообрядцев было так велико, что в конце XVIII века у них здесь уже имелось четыре больших монастыря, 17 церквей, а само Стародубье сделалось важным торговым и промышленным районом Западной России, в котором развились не только кустарные промыслы, но и очень крупная текстильная промышленность 1242 . В середине XIX века слобода Клинцы выросла в значительный промышленный центр с 22 суконными и льняными фабриками 1243 . Торговые связи Стародубья распространялись на весь юг России, и многие из местных купцов имели по сотне продавцов-коробейников. Агенты стародубовских купцов работали на Украине, Кавказе, в южной Великороссии и принимали участие на всех ярмарках Юга – Киевской, Полтавской, Роменской и других 1244 . Еще более значительным было число старообрядческих реэмигрантов в Новороссии, где они селились, главным образом, вокруг Елизаветграда (тогда крепости св. Елизаветы), в Кременчуге, Одессе, Николаеве, Херсоне и других новых городах. За 1764 – 1770 гг. в районе Елизаветграда поселилось 3721 старообрядческая семья, из них большинство – приблизительно две трети – пришли из Польши, остальные из Бессарабии 1245 . К концу 1770-х гг. в районе Елизаветграда и Кременчуга проживало уже 12 670 раскольников, и число их быстро увеличивалось переселенцами из Белоруссии, России и Северной Украины. Указ от 16 октября 1762 г. предоставлял старообрядцам из Польши особые привилегии, и переселенцам из Великороссии и других стран даже запрещалось селиться в Елизаветграде, чтобы не составлять конкуренции новым раскольничьим подданным России 1246 . Многие из раскольников были недавними беглецами из России, как, например, Иван Малюгин и Егор Лоскутов, которые попали в Польшу всего лишь за несколько лет до переселения в Новороссию, но переселенческий закон охранял их от судебных преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1233 Гиппон находился неподалеку от Утики; Плиний называет его колонией, так как там было поселение ветеранов Юлия Цезаря (засвидетельствованное надписью CIL VIII, 25417). 1234 Встречается дельфин... привозит на землю к сверстникам. – Дельфин пользовался большой любовью у древних. Легенда поместила дельфина, спасшего поэта Ариона, среди звезд, и еще во времена Павсания, к концу II в. н. э., на Тенарском мысу показывали посвятительный дар Ариона: статуэтку, изображавшую его на дельфине. 1235 Плиний Старший называет проконсула Флавианом (он был легатом в Паннонии, потом проконсулом провинции Африки). Октавий Лент – лицо неизвестное. 1236 ...от запаха тот уплыл в открытое море... – Плиний Старший также говорит о действии непривычного запаха. 1237 ...стало истощать небольшую общину новыми расходами. – Скромные расходы города не выдержали трат, которые полагалось нести на прием и угощение римских должностных лиц, приезжавших посмотреть на дельфина. 1239 при чтении близким друзьям... – Плиний читал свои произведения перед близкой аудиторией. См. V.3.7–11; VIII.21.2–4. 1240 ...испытать своего вольноотпущенника. – К этому времени Плиний потерял своих лучших чтецов, умерших от болезней. См. V.19.3; VIII.l; VIII.19.1. 1241 ...танцую не менее скверно... – Танец того времени был не столько танцем в нашем смысле, сколько движением рук. 1242 Атрий. – Новейший комментатор считает вероятным, что адресатом письма был Аттий (это имя в рукописях неправильно передано как «Атрий») Клемент, к которому обращены письма I.10 и IV.2, занимавшийся литературой. 1246 в зависимости от того, трудно или легко сочинять и удерживать в памяти. – Ср. IX.10, 3, 15, 2. 1247 ...диктую то, что оформил. – Очевидно, Плиний диктует секретарю то, что он успел обдумать до вызова секретаря. 1249 ...выразительно читаю... ради желудка... – Энциклопедист Цельз, живший в первой половине I в. н. э., пишет в своей «Медицине» (I, 8): «страдающий желудком должен громко читать». О слабом здоровье Плиния см. II.11.15. 1250

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1246 Я. Пеликан отмечает, что по некоторой иронии судьбы моноэнергизм мог поддерживать обе богословские крайности, т.е. несторианство и монофизитство. Несториане учили, что две ипостаси сходятся в едином действовании, а монофизиты говорили о едином действии одной божественной, хотя и воплотившейся, ипостаси (см.: Христианская традиция. Т. 2. С. 61). 1249 Chesnut. The Two Prosopa in Nestorius’ Bazaar of Heraclides. P. 402. Моноэнергистской и монофелитской доктрины придерживались несториане и в последующие века. Булус ар- Рахиб свидетельствует, что и у современных ему несториан (XII– XIII вв.) учение о единстве энергии и воли являлись важнейшими положениями христологии (см.: Paul d’Antioche. Sectes chrétiennes 8//Khoury Р. Paul d’Antioche, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. P. 87 [на арабск. яз.]). О том, что несториане признавали во Христе не только одно лицо, но также одно действование и одну волю, свидетельствовали и арабоязычные авторы севирианской традиции, например, Хабиб ибн Хидма Абу Раита (первая четверть IX в.) (см.: Graf G. Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra’ita. Lovanii, 1951. S. 107). 1250 См.: Ekthesis//Concilium Lateranense a. 649 celebratum/R. Riedinger, ed. B., 1984. P. 156. Протопресв. И. Мейендорф высказал оригинальную мысль о том, что недостаточная разработанность в монофизитском богословии учения о волях во Христе обусловлена близостью их позиции по данному вопросу к точке зрения несториан: «Из терминологических соображений, монофизиты, как правило, воздерживались от речей об “одной воле” во Христе, опасаясь возможных несторианских ассоциаций» (Византийское богословие… С. 70). 1251 См.: Babai Magnus. Liber de Unione 3. 9.//Babai Magni liber de unione/A. Vaschalde, ed. Louvain, 1915. P. 74– 75. 1252 Цит. по: Labourt J. De Timotheo I nestorianorum patriarcha (728–823) et chrismianorum orientalium conditione sub chaliphis Abbasidas. P., 1904. P. 18. 1253 См.: Timotheus Ipatriarcha. Epistula 33 ad sacerdotes et fideles qui Basra et Hubbalat sunt: de incarnatione Dei Verbi//Idem. Epistulae/O. Braun, ed. P., 1914. P. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1240 Заимствовано из Missale gallicanum vetus. У Даниеля (р. 99) приведена другая формула благословения в праздник св. Апостола Иакова; а у Бинтерима (A.J. Binterim. Die vorzugl. Denkwurd. S. 163) в праздник мученика Стефана. Герман Парижский (Ер. 2) упоминает о краткой формуле благословения, произносимой священником: «Мир, вера, любовь и причастие Тела и Крови Господа да будут всегда с вами». 1241 Порядок его сохранился в мосарабской литургии, откуда и приведен здесь. Мабильон и за ним Даниель (р. 100) говорят только, что «после благословения и причащения священника имевшие причащаться верующие, и женщины, подходили к алтарю, брали частицу Евхаристии (от священника), а чаша преподавалась диаконом». 1242 Во французском переводе: les saints dons pour les saints; в латинском подлиннике: sancta sanctis. 1244 Эти слова, вероятно, произносит священник, хотя в подлиннике нет такого заглавия. К нему же, вероятно, относился и ответ хора. 1246 Заимствована из Missale Gothico-gallicanum. У Даниеля (р. 109) эта молитва приводится в таком виде: «Насытившись небесною пищею и питием, воздадим, братия возлюбленные, хвалы и благодарения всемогущему Богу, прося, чтобы нас, которых Он сподобил причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, единородного Своего, Он сподобил и небесного воздаяния, через Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Своего». 1247 Кроме этой молитвы после причащения у Даниеля (Ibidem) приводятся еще две молитвы, более краткие; из Missale Gothicum: «То, что мы приняли устами, Господи, да воспримем умами, и из дара временного да соделается оно нам врачевством вечным»; и из списка Bobiensis: «Молимся, Господи, даруй нам, которых Ты насытил небесным даром, очиститься от наших тайных (грехов) и избавиться от козней вражеских». 1248 Заимствована из Missale Gothico-gallicanum. У Даниеля (р. III) приводится другая заключительная молитва галликанской литургии (consummatio missae): «Благодарим Тебя, Господи, Святый Отче всемогущий, вечный Боже, насытивший нас причастием Тела и Крови Христа, Сына Твоего, и смиренно молим милосердие Твое, чтобы это Таинство Твое, Господи, не было нам осуждением к наказанию, но спасительным предстательством к прощению, было омовением грехов, укреплением слабостей, ограждением против опасностей мира. Господи, причастие это да очистит нас от пороков и да сделает причастниками небесной радости, через Христа, Господа нашего. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

338 Куфи, т. 7, с. 244246; Бал " ами, сообщение во многих рукописях. Бахилиты во славу своему соплеменнику рассказывали, что Кутайба увел из Самарканда 100 000 пленных [Таб., II, с. 1246, пер., с. 139]. 339 О художественном уровне деревянной скульптуры мы можем судить по отдельным обугленным остаткам деревянной резной скульптуры из раскопок в Пенджикенте и Шахристане. 341 Таб., II, с. 1252, пер., с. 142. Ал-Куфи [т. 7, с. 246; Йа‘к„ т. 3, с. 344] сообщают, что в Самарканде был оставлен Абдаррахман. Остается неясным главный вопрос, что имелось в виду под «мединой Самарканда», откуда Кутайба выселил согдийцев: была ли это древнейшая северная часть города прямоугольной формы, или же более обширная территория, считавшаяся в начале X в. «внутренней мединой» [BGA, V, с. 322]. Площадь северной, хорошо укрепленной и изолированной части была достаточна для размещения гарнизона в 32 тысячи человек. Во всяком случае, ясно, что Кутайба выселил не всех горожан – гарнизону было необходимо наличие торгово-ремесленного населения. 344 После второго завоевания Кутайба поставил шахом Аскаджамука, сына Аскаджавара [Бируни, А., с. 35, пер., с. 48, об уничтожении хорезмийской науки – с. 48, пер., с. 65]. 345 Ал-Йа‘куби сохранил сообщение о том, что самаркандцы после ухода Кутайбы «изменили» оставленному там Абдаррахману б. Муслиму, на помощь им пришел хакан с тюрками. Кутайба переждал зиму, потом пришел и обратил тюрков в бегство [Йа‘к., т. 2, с. 344]. Отсутствие упоминаний об этом у других историков само по себе не может служить доказательством недостоверности сообщения одного автора, но в данном случае вся ситуация противоречит ему. Вероятно, сильно сокращавшийся текст дошедшего до нас сочинения исказил первоначальный смысл; выражение «изменили» (гадара) может означать не восстание самаркандцев, а лишь попытку Гурека и его дихканского окружения, выселенного из Самарканда, вступить в переговоры с тюрками. 346 Таб., II, с. 1256, пер., с. 143144. Касан назван мадинат Фаргана, что следует, скорее всего, понимать именно как «столица Ферганы», а не «город Ферганы». Халифа упоминает об осаде не названного им города Ферганы и посылке конницы в Шаш [Халифа, с. 310], здесь же по какому-то недоразумению сообщается об осаде и взятии им Кабула.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1 . Возводящий ум урок этого совершенствующего священнодействия – посредством священно творимого с божественным миром – научает, я думаю, вот чему: священность и благоуханность ума божественных мужей должны быть сокровенны. И это боговдохновенно повелевает священным мужам 1243 не открывать ради пустой славы ппекрасные и благоуханные уподобления в добродетели сокровенному Богу. Ибо сокровенные и превосходящие ум благоуханные красоты Божьи неприкосновенны и умопостигаемо являются лишь существам умственным, – желая создать в душах неискаженные относительно добродетели единовидные образы. Ведь если созерцают не поддающееся описанию хорошо уподобленное изображение 1244 боговидной добродетели, эту умопостигаемую и благоуханную красоту, – значит, она сама таким образом себя изображает и придает себе вид для наилучшего себе подражания. И подобно тому, как в случае воспринимаемых чувствами образов, – если рисующии неуклонно взирает на модель, ни на что другое видимое не отвлекаясь, ни от чего не рассеиваясь, то он, если можно так выразиться 1245 , создает изображаемое таким, каково оно есть, и показывает истину в уподоблении и образец в образе 1246 , притом что одно отличается от другого по существу. Так, упорное и неуклонное созерцание благоуханной и сокровенной красоты любящими красоту, рисующими в уме людьми, дарует им ее неложное и богоподобнейшее подобие 1247 . Так что, по справедливости 1248 божественные художники, сами в соответствии со сверх–существенно благоуханным и умопостигаемым благообразием собственный умственный мир неискаженно изображая, ничего не совершают 1249 из дел своих богоподражательных добоодетелей, «чтобы видели 1250 , согласно Речению, люди " (ср. Мф.6:1, 23:5 ), но священно видят в божественном мире, как в образе, поинадлежащее Церкви священнейшее сокровенное. Почему и сами они священно сокрыв присущее добродетели священное и боговиднейшее внутри богоподражательного и богоначертывающего ума, взирают умом только на Первообраз. И ведь не просто невидимы они для неподобных, но те и не склонны их видеть. Вследствие чего, сообразно самим себе, они любят не то, что почему–либо кажется красивым и справедливым, но то, что по–настоящему таковым является; и не взирают они на неразумно превозносимую множеством славу, но богоподражательно судят о красоте или дурноте по себе являясь божественными образами богоначальнейшего Благоухания 1251 , каковое, Само по Себе имея воистину благоухание, не обращается к тому, что множеству неподобающим образом мнится, но Своими истинными образами запечатлевает лишь непритворное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей (21 июля 2009 года, Московская область, Барвиха)// . Подробнее см.: Понкин И.В., Богатырев А.Г. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур» Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/Б.Х. Бгажноков и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с. Известно множество откликов учителей, прошедших эти курсы. Часть их получила отражение в: Открытое обращение Общественного комитета по правам человека от 12.02.2010 23 к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. О книге «Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.) – 10.03.2010. В этом заявлении сказано лишь, что указанное пособие « не может быть рекомендовано ». Хотя, в действительности, оно категорически противопоказано школе. Ответ заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации М.В. Гончар 03-ПГ-МОН-9498 от 15.12.2009; Ответ заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Е.Л. Низиенко 03-1246 от 25.06.2009 и мн. др. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/Б.Х. Бгажноков и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с. Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Пьянкова Н.И., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации/Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 52 с.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/07/...

Как и все остальное, Сын произошел из небытия, а значит, в отличие от Отца, Он имел начало своего бытия, хотя и появился прежде всех остальных творений и даже прежде всех времен и веков 1240 . Будучи рожденным ( γεννητ ς), Сын непричастен сущности Отца. Хотя Он называется Словом и Премудростью, по мнению Ария, Он радикально отличен от того внутреннего слова и премудрости, которые, как существенные атрибуты, принадлежат самой сущности Бога Отца. Сын есть творение, хотя и совершенное, и потому Он носит эти имена постольку, поскольку причастен собственному внутреннему слову и премудрости Отца 1241 . Если Слово и называется Богом, то не истинным, но Богом лишь по благодати и по имени ( ν ματι μ νον); на самом же деле Оно «чуждо и совершенно неподобно сущности и особенности Отца» ( Λ γος λλ τριος μν κα ν μοιος κατ πντα τς το Πατρς οσας κα δι τητος) 1242 . Будучи конечным творением, принадлежащим к тварному порядку бытия, Сын не обладает совершенным знанием бесконечного Бога; так что Отец остается непостижимым для Сына, и Сын познает Его в меру своих способностей, подобно тому, как мы познаем Бога в меру наших способностей 1243 . Наконец, как творение, Сын по природе подвержен изменениям ( τρεπτ ς), а значит, и ошибкам, хотя Бог своей благодатью и предохраняет Его от них 1244 . В подобное отношение к Богу Отцу Арий ставит и Святого Духа, считая его одним из творений Бога, чуждых Ему по сущности: «Разделены по природе ( μεμερισμναι τ φσει), разлучены, чужды и непричастны одна другой сущности Отца и Сына и Святого Духа и совершенно несходны между собой по сущности и славе ( ν μοιοι πμπαν λλ λων τας τε οσαις κα δ ξαις) " 1245 . Таким образом, хотя тринитарное учение Ария в согласии с идущей от Оригена александрийской традицией предполагает различие Отца, Сына и Духа как трех иерархически соподчиненных ипостасей ( τρες ποστσεις), в нем отрицается какое-либо тождество, родство или хотя бы подобие Их по сущности 1246 . Троица Ария – это Троица трех неравных Начал, из которых только первое и нерожденное Начало (Отец) называется и является Богом в собственном смысле, остальные же два называются так лишь по имени, будучи первыми и высшими творениями нерожденного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010