1201  Вейсс имеет в виду слова Христа: не прейдёт род сей, как всё сие будет ( Мф. 24:34 ). Но род, γενε, хотя значит поколение, но значит также племя. Иисус Христос высказал то, что это племя, т. е. Иудейский народ, не вымрет до кончины мира. 1202  Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments. Sechste, verbesserte Auflage. Berlin. 1895. S. 223–227. § 63. 1203  Jahrbücher für Protestantische Theologie herausgegeben von Hase, Lipsius, Pfleiderer, Schrader. Jahrgang 1880. S. 681–705. Zum Verständnis von 2Сол. 2:3–12 . Ein Beitrag zur Kritik des 2-ten Thessalonicher Briefes. 1204  Bornemann. S. 457. Книга Бентковского: Les épitres aux Thessalonians, издана в Женеве в 1880 г. 1206  Толкование Шмидта на Первое Послание к Фессалоникийцам, к которому присоединена статья о Втором Послании, вышло в свет в 1885 году. 1207  Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren, in geschichtlichem Zusammenhang beschrieben von Otto Pfleiderer, Dr. u. Prof. d. Theologie an d. Universität Berlin. Berlin. 1887. S. 356–358. 1208  Bornemann. S. 452–453. Мысли свои Клёппер изложил в сочинении: Der zweite Brief an die Thessalonicher. 1889 г. 1211  Краткое опровержение гипотезы Спитты есть у Шмиделя. Hand-Kommentar zum. N. Т. von Boltzmann... Zweiter Band. Zweite Auflage S. 39–41. 1212  Neutestamentliche Theologie, oder geschichtliche Darstellung der Lehren Jesu und des Urchristentums nach den neutestamentlichen Quellen. Zweiter Band. Halle. 1892. S. 343–343. 1213  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet v. Schmiedel. Zweite Auflage. 1893, S. 37–43. 1214  Zur Geschichte und Literatur des Urchristentums. Erster Band. S. 135–136. Иудейский сивиллист в 71 и даже около 80 года передаёт сагу в первоначальной её форме, т. е. что Нерон ушёл к Парфянам. 1219  The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans. By Benjamin Jowett, Third edition. London. 1894. P. 86–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Следует, соответственно женскому роду, говорить «Светлости, посылающей», что выше, в 7 главе книги «О небесной иерерхии», мы показали более пространно, а именно – что это аттический оборот. Так что, читай там. 1199 Заметь, почему иерарх омывается перед жертвенником, или же перед святыми, то есть лицом к ним. 1201 Возможно, божественные дары пребывали покровенными до времени святого причащения; он и это обнаруживает немного дальше. Или же – и это вернее – иерарх, поднимая святой хлеб, произносил благословение, говоря: «Святая святым». 1202 Все промышления о нас мало кто знает, а скорее немало людей знает, и ради чего бывает проскомидия. 1206 То есть добровольно. Строение же сказанного выше таково: он говорит ведь, что человеческая природа наследует многострастнейшую жизнь. А все остальное – в середине: между «вследствие этого» и «с тех пор он жалким образом». 1208 Поскольку и в начале мы составлены из земли; ведь все, что относится к нашему телу, – из нее. Соответствующим образом после преступления мы имеем и конец, соответствующий началу, в земле распадаясь, поскольку сказано: «Ты – земля, и ты уйдешь в землю» ( Быт.3:19 ). 1215 Заметь выражаемую великим множеством высказываний точность догматов, опровергающую всех еретиков. Ведь то, что в промысле Божием о нас действовал Сам Бог, показывает, что Бог был Словом, а не иной в ином, как неистовствуют некоторые вместе с Несторием. Слова же «безгрешно став истинным причастником всего свойственного нам» опровергают и манихеев, и евтихиан, и аполлинаристов, и акефалов, и вообще всех еретичествующих. 1216 Под свойством здесь надо понимать не какое–то постоянное качество, но сохранение чего–то и устойчивость в чем–то, или же обладание чем–то. 1219 И выше мы так сказали, – что «безвидным» он называет тьму неведения. Обозначает же – наше освобождение. 1222 Благословляя то есть хлеб и чашу святых даров. И заметь, что он везде говорит, что божественное священнодействие символично и что святые дары суть символы того, что находится выше и более истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Сурдегский-Духов, Ковен. г., I, 478. Сутоцкий-Верендовский-Спасск., Новг. г., II, 708. Сухарусова, Волог. г., II, 621. Сученская-Успен., Волог. г., II, 942. Сученская-Устюжская, II, 1337. Сызранский-Богород.-Казан., II, 650. Сызранский-Вознес., I, 122. Сылвенский – Спасский-Рожд., Перм. г., II, 1198. Сыпанов-Троиц., Костр. г., II, 1283. Сырков-Новгородский, II, 1213. Севский-Спасский-Преображ., I, 474. Севский-Троиц., II, 1246. Сеннянский – Покров., Харьк. г., II, 1075. Сеноксарская-Богор.-Сретен., Тамб. г., II, 644. Сяберский, С.-Петер. г., II, 1200. Сямский-Богор.-Рожд., Волог. г., II, 1214. Сяндемская или Сяндебская, Олон. г., II, 1215. Сянжемский-Спасо-Евфимиев, Волог. г., II, 1159. Т Тамбовский-Вознес., II, 727. Тамбовский-Казан., II, 852. Тарский-Спасский, II, 1187. Тверской-Арханг. на Всполье, II, 627. Тверской-Иванов. или Иоанно-Богосл., II, 818. Тверской-Спас-Высокий или Спасский- Загородный-Трехсвятский, II, 1202. Тверской-Христорожд. или Рождеств., II, 1346. Телегов, Волог. г., II, 1258. Темогорская-Богор., Волог. г., II, 645. Теплогорская-Богор., Волог. г., II, 645. Теребинская, Твер. г., II, 1216. Тетрухский-Воскрес., Влад. г., II, 748. Тешевский-Задонский, I, 59. Тихвин.-Богород.-Борисовский, Кур. г., II, 656. Тихвин.-Богород.-Керенский, I, 488. Тихвнн.-Богород.-Успен. – Большой, I, 485. Тихвин.-Богород.-Цивильский, I, 486. Тихвин.-Введен.-Богород., II, 704. Тихвин.-Добрый, Тамб. г., II, 1218. Тихвин.-Пошехонская, Яросл. г., II, 1217. Тихонова – Карачевская, Орл. г., II, 1219. Тихонова-Крестогорская или Кресторосская, Волог. г., II, 1220. Тихонова-Луховская, Костр.г., II, 895. Тихонова-Успен., Калуж. г., II, 1221. Тишковская-Онуфриевская, Полт. г., II, 1024. Тобольский-Богород.-Рожд.-Успен.-Николаев., I, 585. Тобольский-Знамен., II, 809. Толгский-Пречист.-Богород., Яросл. г., I, 492. Толшевский, Ворон. г., II, 1222. Томский-Алексеевский, II, 610. Томский-Рожд.-Богород., II, 1124. за Торгом Богоявл.-Московский, I, 76. в Торгу Зачатейский-Псковский, II, 805.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

прелатом, получившим утверждение от короля, стал еп. Уотерфорда Августин в 1175) и осуществлять попечение над имуществом вакантных кафедр и мон-рей. Считая необходимым контролировать Дублинскую кафедру, ГehpuxII назначил на нее придворного чиновника англичанина Джона Комина (1181–1212). Бароны способствовали замещению кафедр англичанами (к 1216 англичане занимали 9 епископских кафедр в И.). Как пример использования церковной иерархии для решения светских вопросов можно рассматривать дело о присоединении еп-ства Глендалох к Дублинской кафедре (утверждено Римским папой Иннокентием III в 1215). Территория еп-ства Глендалох охватывала гористую местность в совр. графстве Уиклоу и находилась под контролем ирл. вождей, совершавших набеги на англ. поселения. Включение этих земель в юрисдикцию Дублинского архиепископа, к-рый избирался из среды, лояльной англ. короне, должно было способствовать подавлению мятежников. При кор. UoahheI Безземельном попытки англ. властей повлиять на избрание угодных им кандидатов нередко оказывались безуспешными. Так, в Арма избранный капитулом вопреки королевской воле архиеп. Евгений (Эхдонн мак Гилла Удир, 1202–1216) был утвержден Папским престолом. В 1215 г. была достигнута договоренность между королем и папой Римским UhhokehmueмIII о королевских прерогативах в управлении католич. Церковью в И.: после кончины епископа владения кафедры переходили под опеку короны; капитул должен был получить королевское разрешение («лицензию») на избрание нового епископа, к-рый затем утверждался королем, приносил присягу и получал в свое распоряжение владения кафедры; высший надзор над соблюдением канонического права во время избрания епископов принадлежал Папскому престолу. Эти постановления, включенные в «Великую хартию вольностей» и утвержденные в 1219 г. папой Римским Гонорием III , были впервые применены в И. во время избрания Люка де Неттервиля архиепископом Арма (1217–1227) и действовали до эпохи Реформации в И. Тем не менее кафедральные капитулы мн. еп-ств стремились избежать длительной и требующей издержек процедуры получения королевских «лицензий».

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕМАНИЧИ [Серб. династия правителей Сербского государства (ок. 1168-1371). Основателем династии является младший из сыновей жупана Завиды, Неманя (1113/14-1200; см. Симеон Мироточивый , прп.), к-рый изначально правил в междуречье Юж. и Зап. Моравы, в обл. Рашка (совр. Косово и Метохия с прилегающими районами), но ок. 1170 г. сверг старшего брата, Тихомира, примирился с другими братьями на выгодных условиях и провозгласил себя великим жупаном. В 1183-1186 гг. он расширил владения за счет приадриатической обл. Дукля (Зета; совр. Черногория и прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании). Неманя способствовал утверждению в Сербии Православия как гос. религии, однако католичество сохранило свое влияние, прежде всего в Далмации. Его старший сын, Вукан († ок. 1209) в ок. 1189-1202, в 1203-1208 гг. был правителем Дукли, а в 1202-1203 гг.- великим жупаном Сербии. В 1196 г. Неманя отрекся от власти, провозгласив преемником 2-го сына, Стефана (1165-1227; см. Симон монах ), принял монашество и с младшим сыном, иером. Саввой (1169 или ок. 1175-1236; см. Савва I , архиеп. Сербский), в 1197 г. основал на Афоне мон-рь Хиландар , ставший крупнейшим центром средневек. серб. духовной культуры. Передача престола в обход старшего сына вызвала военное противостояние между братьями, к-рое длилось до 1208 г., когда Вукан отказался от своих притязаний. Впосл. его потомки, Вукановичи, правившие в Зете, несколько раз представляли угрозу правлению Н. Второй сын Вукана, Димитрий, принял монашеский постриг и был прославлен как прп. Давид (XIII в.). К роду Вукановичей принадлежала и блгв. кнг. Милица (ок. 1335-1405). В 1217 г. Стефан 1-м из династии Н. принял от папы Римского королевский титул и был прозван Первовенчанным, но союз с Римом длился недолго и не повлиял на церковную ситуацию в стране. В 1219 г. иером. Савва при поддержке брата Стефана и никейского имп. Феодора I Ласкаря добился от патриарха К-польского Мануила I Сарантина предоставления автономии Сербской Православной Церкви и стал ее 1-м архиепископом (в его честь Сербская Православная Церковь до сих пор именуется Свято-Саввской). У Стефана от 2 браков было 4 сына, 3 из к-рых (кроме принявшего монашество Прибислава, ставшего впосл. архиепископом Сербским; см. Савва II , архиеп.) сменили друг друга на серб. престоле.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

[греч. Ιωννης Απκαυκος] (ок. 1155-1233, мон-рь Козила близ Превезы, Эпир), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель. Происходил из семейства эпирских магнатов; дядя И. А. Константин Манасси был митрополитом Навпакта в 70-80-х гг. XII в. И. А. обучался в К-поле вместе с Мануилом Сарантином (см. Мануил I Сарантин , патриарх К-польский в 1217-1222); в сане диакона исполнял должность помощника митрополита Навпактского. С 1186 г., после смерти Константина Манасси, переведен в К-поль на должность ипомнематографа в патриаршем ведомстве Великой ц. при патриархе Никите II Мунтане (1186-1189), вел записи бесед во время заседаний Свящ. Синода; вторично исполнял те же обязанности в 1193 г. (RegPatr, N 1125). До рукоположения занимался лит. творчеством; сохранилось несколько написанных им эпиграмм. К-польский патриарх Иоанн X Каматир рукоположил И. А. в митрополита Навпакта (Эпир). И. А. вступил на митрополичий престол в последние годы правления династии Ангелов, в то время когда начался распад Византийской империи, завершившийся после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. И. А. был одним из церковных иерархов, к-рый поддержал политику правителей Эпирского деспотата Михаила I Ангела (1205-1215) и Феодора Ангела Комнина Дуки (1215-1230), направленную на укрепление местной государственности и противостояние лат. завоеванию. Они стремились консолидировать греков, подкрепляя эпирскую экспансию церковной политикой. В 10-х - нач. 20-х гг. XIII в. И. А. был фактическим главой Церкви Эпира, поскольку в его юрисдикции оказалась почти вся территория образовавшегося деспотата: митрополия в Навпакте и подчиненные ей епархии Химара, Дриинополь, Бутрот, Велла, Янина, Воница, Астакос, Аэтос и Арта (столица деспотата). Наряду с И. А. большой авторитет в Церкви Эпира имели митрополиты Керкиры Василий Педиадит (ок. 1202-1219) и Георгий Вардан (1219-1232), архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236); 2 последних были избраны на церковные кафедры по рекомендации И. А.

http://pravenc.ru/text/469808.html

1202 Епифаний, Ер. 21, 1: „Первой ересью из бывших со времени Христа, доселе является ересь Симона волхва“. Ириней, Пр. Ересей 1, 23, 4: “от них (последователей Симона) получило свое начало лжеименное знание” ( γνσις). Кирилл И ер., Сл. огл. VI, 14: „изобретатель всех ересей Симон волхв“. Евсевий, Церк. Ист. II, 23: „Известно, что Симон был отцом всех ересей”. 1204 Л. Дюшен, История древней Церкви. 1912.104.106. Cp. Hilgenfeld, Die Ketzergeschichte. 1884. S.149f. M . Поснов, Происхождение гностицизма и развитие его. Труды К. Д. Акад. 1912, ноябрь, стр. 392. 1208 Ср. М. Поснов, 1. с.: „Евполем замечает, что особую любовь самаряне питали к вавилонским представлениям, к изучению звезд, к халдейской астрологии; при этом то (?) и идет речь о гносисе, сообщенном через ангела“ (?). Никакого подобного замечания у Евполема нет. Автор не точно передал в приведенной фразе, по-видимому, слова Hilgenfeld " a, S. 155. 1215 Бл. Иероним, Adv. Lucifer, с. 8. Филастрий, De haer. с. 4. У Егезиппа (Евсевий, Ц. II, 22) Досифей называется после Симона. 1218 „Досифеяне и прежде не процветали. Теперь же совсем стали малочисленны, так что все количество их, передают, не составляет и тридцати”. 1219 De haer. IV: „Некий Досифей, родом иудей, осмелился говорить, что в законе Господа должно жить только по плоти, не ожидая для нее будущего воскресения, не веруя ни в Духа Божия, ни в ангела, и не ожидая по закону и пророкам будущего суда”. Ср. прим. в изд. Элера. „Жить только по плоти у Филастрия означает – строго блюсти обряды или жить без надежды на воскресение”. 1228 Nutt, A sketch р. 48. Krauss, Dosithee et les Dositheens в Revne Etud. juiv. t. 42 p. 33 f. Ulhorn в статье о Досифее у Наисн«а Real-Encycl. 3-te Aufl. V,S. 1–2. Montgomery, The Samaritans, p. 261. Cp. статью Thaller»a в Kirchenlexicon’e Wetzer und Welte Bd. III (2-te Aufl. 1884) S. 1997–1998. 1231 Колер и Шехтер склонны считать самарянской сектой и существовавший некогда в Дамаске „Новый Союз в странах Дамаска», сведения о каковом союз открыты в недавнее время. Лагранж полагает, однако, что для такого мнения нет достаточных оснований, так-как Дамасская секта вышла из Иерусалима и признавала пророчеств книги. Но вместе с тем Лагранж приходить к заключению, что Дамасская секта вдохновлена была теми же принципами, которые лежали в основе самаританизма, духом оппозиции официальному иудейству, и даже, что, может быть, она возникла под влиянием самарян, и именно Досифеян. Lagrange, La secte juive de la Nonvelle Alliance au pays de Damas. Revue biblique 1912, 3, p. 338–343.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Латинство при нем стушевалось. Но после смерти Немани папы успели снова, хотя и на короткое время, подчинить себе Сербскую Церковь . Преемником Немани был старший сын его, Стефан Первовенчанный (1195 – 1228 гг.), но младший сын его, Волкан, принявши католичество, при помощи венгерского короля, подручника папы, согнал его с престола, сделался сам великим князем и формально подчинил Сербскую Церковь папе. Это было при папе Иннокентии III в 1202 году. В 1207 году Стефан возвратил себе сербский престол и положил конец папской власти в Сербской Церкви. При Стефане Первовенчанном в Сербской Церкви учреждена была независимая архиепископия и установлен был более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом Сербским был другой младший сын Немани, святой Савва, долгое время подвизавшийся на Афоне и затем в 1219 году исходатайствовавший у греческого императора и константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. До сего времени во всей Сербии была одна только епископия в Расе; теперь святой Савва открыл еще несколько епископий. Епископами он поставлял по преимуществу своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. В видах приготовления достойных пастырей Церкви и вообще для распространения духовного просвещения и поддержания чистоты христианской жизни, святой Савва основал несколько монастырей с порядком жизни монастырей афонских. Между прочим, им основаны были два кафедральных монастыря – Жичский, в котором находилась кафедра самого святого Саввы, и Ипекский Печский, сделавшийся кафедрой его преемников. После времен святого Саввы притязания пап на главенство в Сербской Церкви хотя не прекращались, но и не приводили к формальному ее подчинению Церкви Римской. Папские притязания поддерживали большей частью сами сербские государи по разным политическим расчетам, нередко уверявшие пап в своей преданности Римской Церкви и дававшие обещания, хотя и притворные, быть в подчинении ей. Так, например, тот же Стефан Первовенчанный, желая получить от папы королевский венец, давал ему такого рода уверения и обещания; впрочем, когда папа прислал этот венец со своим легатом, то короновал им Стефана его брат, архиепископ святой Савва, и о подчинении папе не было более речи. В начале XIV века сербский король Стефан Милутин (1275–1320 гг.) один раз отклонил предложение папы присоединиться к Римской Церкви, а в другой раз, желая быть принятым в число участников нового крестового похода, приготовлявшегося на Западе против Византийской империи, сам напрашивался на такое присоединение, от которого, однако, затем уклонился. Сам знаменитый сербский король Стефан Душан (1336–1355 гг.) два раза обращался к папе с заявлениями о своей готовности подчиниться ему, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза уклонялся от исполнения своего намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

соб. I, 80–81, III 82 (– Виз. Врем. XLX, 136, а не 55, как ошибочно стоит в I, 80. 1190 И.И. Докукин. Вечный Календарь Православной Церкви в таблицах. Для исторических, судебных и семейных справок. Рязань. 1914. Ц. 25 коп. Продается в книжных магазинах г. Рязани и Москвы и у автора (Рязань, 1-я гимназия). Ред. 1201 См. напр. его доклад «Авторитет в вопросах веры» («Бог. В.») и книгу «Римский духовный Цезаризм»... 1202 Упомянутая выше книга И. А. Бердяева, по некоторым заданиям своим («Хомяков и мы»), более подходит к труду того типа, в котором нуждается наше время. Но, к сожалению, данная книга, по своему не лишенная остроты мысли, и не вполне церковна и не достаточно. 1209 E. J. Kimmel, – Monumenta fidei Ecclesiae Orientalis. Jenae, 1850. Pars I, pp. 456–463. – Русский перевод исповедания патриарха Досифея см. в «Костромских Епархиальных Ведомостях», г. VIII, 1894 г.. 18 и 19, часть неофициальная. 1210 «Костромские Епарх. Ведомости», г. VIII, 1894 г., 16 и 17, часть неофициальная. – См. также собрание грамот Вселенских патриархов, изданное Св. Синодом в 1846 г. 1215 Архиеп. Антоний (Храповицкий), – Собрание лекций и статей по пастырскому богословию. Издание «Религиозно-Философской Библиотеки», М., 1909, стр. 18. 1218 Общий Гербовник Дворянских родов Всероссийской Империи, на­чатый с 1797 г. Ч. шестая 22. I отд. – Тут же и рисунок. Укажем также, что у гр. А. Бобринского, в его исследовании: «Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи», Ч. I, стр. 620, отмечены трое Хомяковых, убитых в 1812–13 годах. 1219 Из московской жизни сороковых годов. Дневник Елисаветы Ивановны Поповой. Спб. 1911, Введение, стр. XII–XIII. 1222 Письмо Гилярова к князю Шаховскому («Русский Архив». 1889 г. Т. 3. стр. 267). – То же – в письме к И. Ф. Романову («Сборник сочинений Н. И. Гилярова-Платонова. Т. I, стр. VII). 1223 «Дневник В. С. Аксаковой» 19 Апр. 1855 г., стр. 112, – Цитату из Дневника и подбор относящихся сюда свидетельств можно прочесть в статье Ф. К. Андреева «Московская Духовная Академия и славянофилы» («Богосл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда как в пределах княжества Владимирского церкви устроялись преимущественно князьями, в Новгороде и его области созидателями храмов были не столько князья, сколько архипастыри, а еще более простые миряне. Из князей новгородских летописи именуют только Святослава, построившего в 1165 г. деревянную церковь святого Николая на Городище, и Ярослава, который в 1191 г. построил другую деревянную церковь святого Николая на том же Городище, вероятно, по сгорении первой . Из числа Новгородских владык Нифонт воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге (1153); Илия с братом своим Гавриилом — каменную церковь святого Иоанна на Торговой стороне в Новгороде (1184); тот же Гавриил — еще две церкви деревянные: во имя трех святых отроков и пророка Даниила на Жатуне в Новгороде (1189) и Сретения Господня на собственном дворе (1191); наконец, Мартирий — каменную церковь на городских воротах в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (1195) . Из мирян — какие-то Шетеничи построили в Новгороде церковь Пресвятой Троицы (1165); Сотко Сытинич — церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную (1167–1173); Михаил Степанович — церковь святого Михаила, а Моисей Доманежец — Усекновения главы святого Иоанна Предтечи на Чюдинцовой улице (1176); Радько или Родка с братом — церковь святого Игнатия на Рогатой улице (1183) ; Милонег тысяцкий — святого Вознесения на Прусской улице, каменную (1185–1191); Нездинич — церковь Нерукотворенного образа, а Константин с братом — святой Пятницы на Торговой стороне (1191); Еревша или Арефа — церковь святого пророка Илии на холме во Славне, каменную (1198–1202); Вячеслав Прокшенич, внук Малышев,— церковь святых 40 мученик, каменную (1199–1211); Твердислав с Феодором — церковь святого Михаила, каменную (1219–1224) . Между тем многие другие церкви построены в Новгороде неизвестными лицами. Например, в 1151 г.— две: святого Василия и святых Константина и Елены; в 1170 г. — одна, каменная, Иакова в Неревском конце; в 1181 — пять деревянных; в 1195 г.— три деревянных и проч. и проч. Во время пожаров, опустошавших Новгород, не раз страдали и церкви: в 1152 г. сгорело в нем восемь церквей, в 1175 г.— три церкви, в 1177 г.— пять церквей, в 1181 г. — три церкви, в 1194 г.— десять церквей, в 1211 г.— пятнадцать и в 1217 г.— еще пятнадцать церквей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010