В Киеве, Чернигове, Галиче обнаружены дворы феодалов площадью ок. 0,1-0,2 га. Площадь дворов простых горожан в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске составляла до 0,06 га. В городах было от 3 (Рязань) до неск. десятков (Киев, Смоленск, Новгород) каменных церквей. Повсеместно обнаружены производственные комплексы, ремесленная деятельность представлена множеством узкоспециализированных профессий. Активное градообразование отмечено на Руси во 2-й пол. Х в. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Ср. Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. Систематизация по шкале социально-экономических укрепленных поселений позволяет определять как городские многие из тех поселений, к-рые известны только археологически. Абсолютное большинство имело площадь не менее 2,5 га, защищенную стенами и рвами с примыкающими к ним открытыми селищами-посадами. X - нач. XI в. датируют следующие поселения, обладавшие городскими признаками (указаны дата 1-го упоминания и площадь на это время): в Киевской земле - Киев (до X в., 11 га), Вышгород (946, ок. 7 га), Белгород (991,52 га), Витичев (949, ок. 10 га); в Переяславской земле - Переяславль (907, ок. 80 га), городища Гочевское (ок. 10 га) и Б. Горнальское (ок. 5 га); в Черниговской земле - Чернигов (907, ок. 8 га), Любеч (907, 4,5 га), Новгород-Северский (1079, 3 га); в Галицко-Волынской земле - Перемышль (981, 3 га), Червен (981, 4 га), Волынь (1018, 0,5 га), городища: Листвин (11 га), Ступница (14 га), Ревное I (4,5 га), Ревное II (ок. 10 га), Грозницы (ок. 6 га); в Полоцкой земле - Полоцк (862, 10 га), Витебск (1021, 4 га); в Новгородской земле - Новгород (859, 7 га), Псков (903, 2,5 га), Ладога (862, 1 га); в Ростово-Суздальской земле - Суздаль (1024, ок. 50 га), Белоозеро (862, ок. 30 га); в Рязанской земле - Рязань (1096, 4,5 га), городища Белогорское (4 га) и Титчиха (7,5 га). 14 из этих поселений упомянуты в письменных источниках в связи с событиями IX-X вв., 5 - в текстах XI в. Уверенно можно говорить о городском характере Киева и Новгорода, где первые укрепления были окружены кварталами с усадебной застройкой, улицами и переулками.

http://pravenc.ru/text/180421.html

До Евгемера подобные версии о происхождении богов высказывались софистом Продиком Кеосским (2-я пол. V в. до Р. Х.); некий Леонт из Пеллы (упом., напр., у блж. Августина - Aug. De cons. evang. I 23. 33) в «Священной истории» на основании егип. традиции доказывал, что Исида , Осирис и их предки были не богами, а обоготворенными древнейшими царями. Сходные идеи есть в «Египетской истории» Гекатея Абдерского (IV-III вв. до Р. Х.), фрагменты из к-рой дошли в сочинениях Диодора, Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 100) и христ. писателей. Из сообщений Диодора известно об обширном труде «Всеобщая история», принадлежащем Эфору из Кимы (ок. 405-330 гг. до Р. Х.), к-рый придерживался взглядов, подобных Евгемеровым. О том же писали Полибий (ок. 201-120 гг. до Р. Х.), Страбон (64/63 г. до Р. Х.- 23/24 г. по Р. Х.) и идеологи имп. апофеоза. Эти взгляды были популярны в среде эллинизированных евреев: их влияние заметно у Иосифа Флавия, в т. н. «Еврейской Сивилле» и др. Книга премудрости Соломона, оперируя идеями, близкими к Е., объясняет возникновение почитания идолов тем, что отец, скорбя о потере сына, сделал его изображение и стал почитать как божество; впосл. тщеславные властители ввели поклонение своим изваяниям и т. д. (Прем 14. 12-21). К числу противников этих теорий принадлежал Плутарх (ок. 46-127 гг. по Р. Х.), обвинявший Евгемера в распространении гнусной клеветы на богов и в пропаганде неверия ( Plut. De Isid. et Osir. 23); Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.) называл Евгемера безбожником ( Sext. Adv. math. IX 17. 50-51). Цицерон (106-43 гг. до Р. Х.) критиковал взгляды Евгемера и нек-рых др. античных авторов за то, что в борьбе с суевериями они уничтожили до основания и саму религию ( Cicero. De natura deorum. XLII). Раннехрист. апологеты считали Евгемера предвестником христианства и ставили в один ряд с Платоном , Аристотелем и др. Так, Минуций Феликс наградил Евгемера почетным титулом историка ( Min. Fel. Octavius 21. 1), Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215) характеризовал его как «человека добродетельной жизни», хоть и не достигшего истины, но вскрывшего ошибку языческих заблуждений ( Clem. Alex. Protrept. II 24). Киприан Карфагенский (200-258) в «Книге о суетности идолов» (De idolorum vanitate) использовал типично евгемеровский инструментарий для низложения языческих божеств. Лактанций (ок. 250 - ок. 320), переписывая из Цицерона список безбожников, вычеркнул оттуда Евгемера ( Lact. De ira Dei 9), а также приводил большие фрагменты из перевода Энния в 1-й кн. «Божественных установлений» ( Idem. Div. inst.). Цитаты из утраченного сочинения Евгемера и отрывочные сведения о его жизни, философии и сходных взглядах др. античных мыслителей сохранены в творениях блж. Августина, Евсевия Памфила и др. Единственным из христ. авторов, высказавшимся о Евгемере неодобрительно был Феофил Антиохийский († 185) ( Theoph. Antioch. Ad Autol. III 7).

http://pravenc.ru/text/186915.html

К типу гробниц с 2 карнизами относится Гробница с урной (1-я четв. I в. по Р. Х.). Революционным для архитектуры Петры стало строительство гробницы Эль-Хазне (1-я четв. I в. по Р. Х.), одного из блестящих произведений как эллинистической, так и мировой архитектуры. Согласно исследованиям Дж. Мак-Кензи ( McKenzie. 1990; Eadem. 2007), архитектурные элементы гробницы (разорванный фронтон, изогнутые карнизы, толос, ордерные детали, профили, тип коринфских капителей) позволяют отнести ее к творению мастеров из Александрии; ближайшие параллели - архитектура т. н. Палаццо-делле-Колонне в Птолемаиде в Киренаике, Ливия (1-я пол. I в. по Р. Х.?) и архитектурные пейзажи II стиля Помпейской живописи, напр. на вилле Поппеи Сабины в Оплонтисе близ Помпей (ок. 62-65). Под влиянием гробницы Эль-Хазне, очевидно, уже местными мастерами был создан ряд гробниц, где часто усложнялись композиции (умножение количества ордерных элементов в ширину и в высоту, их перестановка и изменение пропорций), но упрощались детали: Коринфская гробница (сер. I в.), Дворцовая гробница (2-я пол. I в.), а также т. н. Эд-Дейр (2-я пол. I в.), по-видимому храм обожествленного набатейского царя Оводы (Авдата) I. В отдельный «римский тип» выделена Гробница римского солдата (1-я пол. I в.), т. к. ее фасад оформлен ложным портиком (в антах, с 2 колоннами). К римскому времени относится Гробница Секстия Флорентина (ок. 129), а также, вероятно, Ренессансная гробница (1-я пол. II в.). Эд-Дейр в Петре. 2-я пол. I в. Эд-Дейр в Петре. 2-я пол. I в. Разнообразием отличается дошедшая до нас набатейская скульптура. Ее наиболее традиц. вид представлен идолами-бэтилами (байтилами, вефилями) - грубо обработанными камеями пирамидальной, конической или закругленной яйцевидной формы, плитой с условно обозначенными чертами лица или без них (несколько хранится в Археологическом музее Аммана). Др. вид - привозная эллинистическая скульптура, в т. ч. выполненные скорее всего мастерами из Александрии рельефы гробницы Эль-Хазне в Петре.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Самый древний полный греческий И. Ath. Laur. Β. 32 (X в.) одновременно является и самым большим по составу: в нем содержится ок. 340 канонов (если считать и те каноны, которые располагались на утраченных первых листах) и ок. 3 тыс. ирмосов. И. Hieros. Sab. 83 (ок. 1100; изд.: Hirmologium Sabbaiticum. 1968-1970) уже содержит ирмосы менее чем 300 канонов. К XIV в. репертуар И. сократился более чем на 2/3. Новые ирмосы практически не появляются после 1100 г. (см.: Harris. 2004. P. 181). Известно 5 греческих списков И. X-XI вв. с последованиями канонов: Ath. Laur. B. 32; Patm. 55 (X-XI вв.); Hieros. Sab. 83; РНБ. Греч. 557 (XI в.; фрагмент); Ath. Esph. 54 (XI в.). Раздел каждого гласа состоит в среднем из 40 последований ирмосов (канонов). Последовательность канонов в разных списках различная, каждый список содержит ок. 300-350 канонов, ок. 2,5-3,2 тыс. ирмосов. В XII-XIII вв. последовательность канонов в И. этого типа была унифицирована (хотя остались некоторые различия в выборе ирмосов). Для данного этапа характерно уменьшение числа канонов в каждом гласе до 20-25, числа канонов в каждом списке - до 160-200, общего числа ирмосов - до 1,2-1,8 тыс. К этому этапу относятся следующие списки (нек-рые выходят за указанные временные рамки): Crypt. Ε. γ. III (нач. XII в.); Patm. 54 (XII в.); Paris. Coislin. gr. 220 (XI-XII вв.); Ath. Ivir. 470 (1177 г.; изд.: Hirmologium Athoum. 1938); Crypt. Ε. γ. II (1281 г.; изд.: Hirmologium Crypmense. 1951); Ath. Vatop. 1531 (XIV в.). Для списков XIV-XV вв. с последованиями канонов характерно дальнейшее сокращение объема до 12-15 канонов в каждом гласе, 100-120 канонов и 800-1000 ирмосов в списке, притом что вновь стали использоваться нек-рые из ирмосов, исключенные из И. XII-XIII вв. Списки этого типа: Ath. Laur. Γ. 9 (нач. XII в.); РНБ. Греч. 121 (1302 г.); Sinait. gr. 1256 (1309 г.); 1257 (1332 г.); Ath. Ivir. 1044 (1-я пол. XIV в.); Athen. Bibl. Nat. 2057 (1-я пол. XIV в.); Ath. Vatop. 1532; Ath. Pantokr. 215; Patm. 480; Sinait. gr. 1275, 1276 (все 5 списков - XIV в.); Cantabr. S. Trin. 1165 (XIV в.; см. изд.: Twenty Canons. 1952); Ath. Ivir. 1259 (кон. XIV в.); Sinait. gr. 1262 (1437 г.).

http://pravenc.ru/text/674073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХЕМЕНИДЫ Династия персид. царей (VII-IV вв. до Р. Х.), создавшая великую Персидскую державу в результате объединения ираноязычных древнеперсид. племен, занимавших сев. часть совр. Фарса (древнеперсид. Парса, в ассир. источниках Парсумаш) с сер. IX в. до Р. Х. Основатель династии Ахемен возглавил это объединение ок. 700 г. до Р. Х. Ок. 645 г. до Р. Х. Парса овладела вост. частью Элама. Она признала свою зависимость сначала от Ассирии (643 г. до Р. Х.), потом от Мидии (с кон. VII в. до Р. Х.). В 553 г. до Р. Х. Кир II Великий , праправнук Ахемена, поднял восстание, захватил в 550 г. до Р. Х. престол Мидийской державы. Мидийская гос. система осталась почти без изменений, но господствующим народом в державе стали персы. Продолжив завоевания, Кир II присоединил к своей державе Лидию и греч. города в М. Азии (546 г. до Р. Х.), Вост. Иран вплоть до Инда и Сырдарьи (ок. 545-539 гг. до Р. Х.) и Вавилонию с зависевшими от нее Сирией, Сузами и Палестиной (539 г. до Р. Х.), создав самую большую в древности империю. Т. о. исполнилось пророчество Исаии (46. 1-2; 47. 1-15). Преемник Кира II Камбис завоевал Египет (525 г. до Р. Х.). За смертью Камбиса последовала смута, в к-рой победил представитель младшей ветви А.- Дарий I. Он провел ряд важных адм. преобразований, изменил систему налогообложения и продолжил военную экспансию, присоединив часть среднеазиат. степей (519 г. до Р. Х.), долину Инда (517 г. до Р. Х.) и сев. часть Балканского п-ова (514 г. до Р. Х.). Однако поход Дария против причерноморских скифов (514 г. до Р. Х.) окончился неудачей. Время ок. 500 г. до Р. Х. было периодом наибольшего могущества гос-ва А. Переломной эпохой в истории А. стали греко-персид. войны (500-449 гг. до Р. Х.). Начавшись с восстания подвластных персам греч. городов Ионии в М. Азии, греко-персид. войны охватили Эгеиду, Кипр, Египет и окончились поражением персов, утративших свои владения на Балканах и зап. берегу М. Азии. Это поражение привело к усилению сепаратистских тенденций среди персид. знати и надломило гос-во А. Цари 2-й пол. V - 1-й пол. IV в. до Р. Х. были поглощены дворцовыми интригами, сатрапы все чаще выходили из повиновения и воевали друг с другом, от державы отложились Египет (404 г. до Р. Х.), Кипр, большая часть среднеазиат. и инд. владений. Хотя энергичный и жестокий Артаксеркс III вернул Египет (343 г. до Р. Х.), после его смерти гос-во А. было завоевано Александром Великим (334-330 гг. до Р. Х.). Различные ветви династии А. продолжали править в нек-рых регионах Ирана и Анатолии; к А. возводили свой род Сасаниды - династия, правившая Ираном в III-VII вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77172.html

«Териака» Никандра. Миниатюра. 1-я пол. Х в. (Parisin. Suppl. gr. 247. Fol. 47v — 48r) «Териака» Никандра. Миниатюра. 1-я пол. Х в. (Parisin. Suppl. gr. 247. Fol. 47v — 48r) Обращение к классике началось уже во 2-й пол. IX в., вскоре после восшествия на визант. престол императоров Македонской династии, но временем высокого расцвета искусства, и прежде всего книжной миниатюры, стала 1-я пол. X в. Этот период получил название «македонский ренессанс». Его главной фигурой стал меценат и «ученый на троне» имп. Константин VII Багрянородный (913-959), стремившийся сохранить древнее наследие и систематизировать накопленные знания. С имп. Константином связывают создание энциклопедических сборников: 1-й был посвящен военному искусству, 2-й - сельскому хозяйству, 3-й - лечению лошадей. Два последних дошли до нас в рукописях 1-й пол. X в.: Геопоника (Laurent. Plut. LIX, 32) и Гиппиатрика (Berlin. SB. Phill. 1538). Оба кодекса украшены орнаментальными заставками и инициалами, к-рые в берлинской рукописи отличаются необычайным разнообразием и царским великолепием. К этому же периоду относятся сборники сочинений по медицине (Laurent. Plut. LXXIV, 7) с пояснительными изображениями и иллюстрированный трактат о противоядиях от змеиных укусов «Териака» Никандра, автора II в. до Р. Х. (Parisin. Suppl. gr. 247). Среди расположенных на полях текста миниатюр трактата есть целый ряд мифологических и буколических сцен. Колорит, построенный на сочетании охр и голубоватых тонов, идеальные пропорции фигур, свободно движущихся в пространстве, напоминают фрески Помпеи. Царь Давид между аллегориями Премудрости и Пророчества. Миниатюра из Парижской Псалтири. Ок. сер. X в. (Parisin. gr. 139. Fol. 7) Царь Давид между аллегориями Премудрости и Пророчества. Миниатюра из Парижской Псалтири. Ок. сер. X в. (Parisin. gr. 139. Fol. 7) Под влиянием древних образцов была создана ок. сер. X в. одна из самых известных рукописей эпохи македонского ренессанса - Парижская Псалтирь (Parisin. gr. 139). Это древнейшая из дошедших до нас Псалтирей «аристократической» редакции с 14 полностраничными миниатюрами в широких орнаментальных рамах.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Начало отделу греческих и римских древностей положило приобретение в 1772 г. коллекции греч. ваз и др. антиков сэра У. Гамильтона, собранной на юге Италии. В 1805 г. в музей поступило собрание античных статуй, бронзовых и терракотовых статуэток (преимущественно рим.) Ч. Таунли. В 1811 г. на аукционе был приобретен рельефный фриз из храма Аполлона в Бассах, а в 1816 г. англ. правительство купило коллекцию «мраморов» Парфенона лорда Элгина. В залах музея представлены предметы бронзового века из Эгеиды (III-II тыс. до Р. Х.), среди к-рых выделяются т. н. кикладские идолы, есть образцы искусства минойского Крита, в т. ч. бронзовая статуэтка атлета, совершающего прыжок через быка, и золотое украшение, изображающее «госпожу зверей». Микенское искусство представлено керамикой из раскопок на о-вах Родосе и Кипре. Из материковой Греции, прежде всего из Афин, происходит керамика геометрического стиля. Среди чернофигурных сосудов - амфора мастера 2-й пол. VI в. до Р. Х. Эксекия, широко представлена краснофигурная керамика. Статуя быка из Нимруда. Ассирия. Ок. 879 г. до Р. Х. Статуя быка из Нимруда. Ассирия. Ок. 879 г. до Р. Х. Самой ценной частью коллекции отдела являются произведения античной скульптуры. Здесь хранятся 15 метоп, 56 плит фриза с изображением Панафинейского шествия и 12 скульптур зап. и вост. фронтонов - творения греч. скульптора Фидия, украшавшие Парфенон (40-30-е гг. V в. до Р. Х.). Здесь же находятся 1 из 6 кариатид Эрехтейона (кон. V в. до Р. Х.) и фриз храма Аполлона в Бассах (Аркадия) со сценами амазономахии и кентавромахии (ок. 420 г. до Р. Х.). Греч. скульптура М. Азии представлена, в частности, мраморной плитой надгробия со сценой прощания молодого воина с отцом (ок. 480 г. до Р. Х.) и фризом с изображением сражения греков с амазонками, украшавшим мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н. э.). Эллинистический период в основном характеризуют предметы мелкой бронзовой пластики и терракотовые статуэтки из Танагры и Мирины. Раненый лев. Фрагмент рельефа «Царская охота» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Ассирия. 669 — ок. 635 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/153451.html

устройства новой империи. Им были оставлены только те земли, доходы с к-рых были необходимы для содержания сангхи и ремонта храмов и мон-рей. Они подчинялись адм. совету (судхамма), возглавляемому татанбайином («охранителем порядка»). При англ. колониальном господстве (XIX-XX вв.) буддийская сангха опять распалась на отдельные общины, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, направленной также и на защиту Б. После обретения независимости (4 янв. 1948) возрождается централизованная буддийская иерархия и жесткая монашеская дисциплина тхеравады, обновляются храмы и восстанавливаются мон-ри. В 1980 г. был созван Первый всебирманский конгресс Б. В 90-х гг. бирм. Б. представляли 9 подшкол тхеравады (крупнейшие - Тхудхамма и Шведжии), 25 тыс. мон-рей и храмов, более 250 тыс. монахов. Доля т. н. постоянных монахов в процентном отношении ко всему муж. населению снижается и в наст. время составляет 2%. В стране развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сангху на неск. месяцев, выполняя все обряды, повинности и духовные практики; в нек-рые месяцы до 100% мужчин, приверженцев той или иной подшколы, поступают в мон-рь. В наст. время буддисты составляют более 80% (ок. 46 млн чел.) населения Мьянмы. В Камбодже Б. появился в период 1-го Кхмерского гос-ва Бапном (Фунань) (II-VI вв.). Во II в. образовались общины махаяны, в III в.- тхеравады. После упадка Бапнома и возвышения гос-ва Ченла в стране поддерживался баланс между Б. и индуизмом. Эта тенденция продолжилась при Ангкорской монархии (IX-XIII вв.) и особенно заметна в культе бога-царя (девы-раджи) - сочетании культа предков, тантризма , шиваизма и частично вишнуизма. С др. стороны, царь считался также одним из бодхисаттв, и поэтому махаяна стала частью культа девы-раджи. При царе Джаявармане VII (1181 - ок. 1219) укрепились позиции тхеравады, к-рая впосл. вытеснила и махаяну, и индуизм. До сер. XX в. буддийский мон-рь был центром образования и культуры в стране, хотя с XVIII в. Камбоджа находилась в вассальной зависимости от Сиама, а с 1863 по 1953 г.- под протекторатом Франции. В 1953 г. был восстановлен гос. суверенитет Камбоджи, в кон. 60-х гг. в стране насчитывалось ок. 3 тыс. мон-рей и храмов и 55 тыс. монахов тхеравады. Большинство из них были убиты во время правления диктатора Пол Пота (1975-1979). В янв. 1979 г., после падения режима Пол Пота, была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии в стране началось возрождение Б.; в 1989 г. он был объявлен гос. религией. В наст. время более 90% населения (ок. 9 млн чел.) - буддисты. Мон-ри организационно подразделяются на 2 подшколы: маханикая и дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9% буддийского населения) в основном махаянский.

http://pravenc.ru/text/153561.html

А. была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли неск. групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа , греки и македоняне, евреи, а со II в. до Р. Х.- римляне и италийцы. В первые века по Р. Х. в особую группу выделились принявшие христианство египтяне - копты. На рубеже эр население А. быстро росло: если в нач. I в. до Р. Х. оно составляло 300 тыс., то уже через 100 лет достигало, по нек-рым оценкам, 1 млн. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в А. сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Δ», расположенный в сев.-вост. части А. рядом с царским дворцом (Иосиф Фл. Иуд. война. II 18. 7; Иуд. древн. XIV 117; Филон. Против Флакка. 55). Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греч. образование. В ответ на появление в 1-й пол. III в. до Р. Х. в А. грекоязычных антиеврейских сочинений евр. община А. создает собственную лит-ру на греч. языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность евр. истории и религии. По масштабу и распространению эта лит-ра соперничала в античном мире с совр. ей собственно греч. Главным ее достижением был перевод на греч. язык ВЗ - создание Септуагинты (1-я пол.- сер. III в. до Р. Х.), в честь к-рого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось на греч. Др. важнейшими направлениями евр. лит-ры на греч. языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (2-я и 3-я книги Маккавейские , Кн. Премудрости Соломоновой ); художественное, в т. ч. драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение евр. истории (Филон Старший, ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); наконец, идейно-философское самоопределение по отношению к греч. культуре - в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета евр. мировоззрения перед греч. ( Аристовул , ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом ( Филон Александрийский , ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная лит-ра александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греч. лит-ры и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.

http://pravenc.ru/text/64468.html

Муз. жизнь Рима определялась прежде всего деятельностью папской капеллы, где в 1-й пол. XVII в. работали Джованни Мария Нанино (1543/44-1607), Арканджело Кривелли (1546-1617), Руджеро Джованнелли (ок. 1560-1625), Джованни Франческо Анерио (ок. 1567-1630), Грегорио Аллегри (1582-1652). Капелла ежедневно участвовала в мессе и в службах оффиция в церкви (часовне) того дворца, в к-ром папа находился в данный момент (прежде всего в Сикстинской капелле в Ватикане и в капелле св. Павла в Квиринальском дворце), а также в офиц. церемониях. Остальные городские муз. капеллы обслуживало Сообщество музыкантов Рима (Congregazione di Musici di Roma) - своего рода гильдия профессионалов, координировавшая муз. жизнь рим. церквей и объединявшая в XVII в. капельмейстеров (maestri di cappella), органистов, инструменталистов и композиторов. Если в папской капелле неприятие нового репертуара с basso continuo препятствовало развитию экспериментальной практики в области композиции, то др. муз. сообщества Рима, напротив, восприняли новый муз. язык. II. Появление стиля сопсегтато в нач. XVII в. Первой значительной тенденцией, ясно обозначившейся в посл. десятилетия XVI в., был закат строгого полифонического стиля. С одной стороны, стало явным стремление к упрощению полифонического языка (особенно в песнопениях мессы), приметами чего было как появление аккордового, силлабического и гоморитмического письма (благодаря к-рым достигался не только больший контраст на уровне темпа и гармонического колорита, но и более четкая декламация и более убедительное муз. «иллюстрирование» словесного текста), так и общее сокращение продолжительности муз. произведений для ординария мессы, к-рое проявилось в расцвете жанра Missa brevis. С др. стороны, заметно развивалась практика орнаментации, широко распространившаяся в церковном репертуаре со 2-й пол. XVI в.- задолго до окончательного утверждения жанра оперы. Отраженная в трактатах Джованни Бассано (ок. 1558 (?) - 1617), Джироламо Далла Каза († 1601) и Джованни Баттисты Бовичелли (жил в кон. XVI в.) традиция passeggiare (украшать муз. пассажи (passagi), или «шаги» (passi), как в пьесах для малого ансамбля, так и в сложных полифонических произведениях) предоставляла певцам значительную импровизационную свободу, а также вводила элемент солирования в отдельные хоровые разделы (вероятно, подобная практика не могла стать регулярной в тех капеллах, к-рые приглашали профессиональных музыкантов лишь по самым большим праздникам). Этот процесс выделения (emancipazione) вокальных линий проходил на фоне возраставшей поляризации мелодии и аккомпанирующего баса, нашедшей отражение в одной из самых важных муз. публикаций XVII в.- в «Ста церковных концертах» (1602) Лодовико Виаданы (ок. 1560-1627), богатейшей антологии, в к-рой более чем где-либо смешаны традиц. стиль и новые композиционные техники и формы.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010