учебных заведений Москвы - Свято-Владимирская школа (открыта в 1991), классическая гимназия «Радонеж» (1990), классическая гимназия в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине (1993), Свято-Петровская школа (1992). Высшие оценки экспертов в области образования в последние 5 лет также получали: классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина (открыта в 1993), общеобразовательная Свято-Димитриевская школа (2003), гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия (1996), Елизаветинская гимназия (1992), правосл. классическая гимназия «София» в Клину (2000), гимназия во имя прп. Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде (1998). В Москве правосл. школы и гимназии в 2016 г. окончили ок. 900 чел., в Московской обл. в правосл. школах обучались ок. 2,5 тыс. детей. Первые воскресные школы в М. е. стали появляться на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в., они открывались как при действующих церквах, так и в возрождающихся приходах. 31 янв. 1991 г. Синод одобрил «Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах», в 1992 г. вышел сборник программ для воскресных школ. В 1994 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», вменяющее в обязанность каждому приходу обеспечивать религ. образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. К этому времени в Москве действовали более 80 приходских воскресных школ, спустя 3 года их было 86, в 2004 г.- 166 школ. В дальнейшем количество воскресных школ в Москве росло: 202 школы - в 2007 г., 226 - в 2010 г., 235 - в 2012 г., 279 - в 2014 г., 302 школы - в 2015 г. Увеличивалось и число учащихся: в 2009 г. в воскресных школах Москвы обучались 9890 детей и 6566 взрослых, в 2011 г.- 10 777 детей и 6455 взрослых. В 2016 г. в школах обучались 15 037 чел., при этом число взрослых снизилось до 4266 чел. В 2016 г. в М. е. действовали более 1,5 тыс. воскресных школ и учебно-воспитательных групп (333 - в Москве, 1232 - в Московской обл.: 729 - для детей и 503 - для взрослых).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

С 1995 г. в К. к. действует Красноярская религ. баптистская миссия, основанная миссионерами из Сев. Каролины. Самая крупная среди поместных церквей ЕХБ, церковь «Благодать» в Красноярске, была основана в 1998 г. В 1990-1994 гг. силами прихожан был построен Дом молитвы. Если в 1994 г. эту церковь посещали всего ок. 360 чел., в 2003 г. число ее прихожан выросло до 1,5 тыс. чел. Пятидесятники, появившиеся в К. к. в 20-х гг. XX в., в основном были представлены переселившимися в К. к. жителями западных регионов страны. В послевоенные годы произошел рост численности пятидесятников за счет новых переселенцев и ссыльных. После создания Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (1944) почти все пятидесятнические общины вошли в его состав, автономию сохранила лишь 1 община в Красноярске. На 1 янв. 1963 г. в К. к. насчитывалось 428 пятидесятников. С 1990 г. началось создание самостоятельных пятидесятнических организаций. Всего на нач. 2015 г. насчитывалась 31 орг-ция, входящая в состав Российского Союза христиан веры евангельской (10 - в Красноярске, 3 - в Дудинке, 3 - в Норильске, 2 - в Железногорске, 2 - в Минусинске, по 1 в городах Боготол, Бородино, Зеленогорск, Ужур и Шарыпово, в поселках Балахта, Подгорный и Шушенское, в селах Богучаны, Ермаковское и Есаулово). На территории К. к. также действуют пятидесятнические организации, принадлежащие к Объединенной церкви христиан веры евангельской (ОЦ ХВЕ). Красноярское отделение этой церкви является одним из крупнейших религ. объединений Красноярска, насчитывающим ок. 30 общин в городах и районах края, более тысячи прихожан и ок. 60 миссионеров. Среди других протестант. деноминаций - Адвентисты седьмого дня (1 община в Красноярске, 2 - в Игарке, по 1 в Ачинске, Дивногорске, Канске, Назарове, Норильске, а также в поселках Балахта, Приморск и Шушенское), 19 общин Свидетелей Иеговы, община церкви Иисуса Христа святых последних дней (Красноярск, 2002) и др. Истинно Православная Церковь (ИПЦ) в К. к. представлена Красноярским подворьем ИПЦ (1996, повторная регистрация в 2002), приходами в Канске (не позднее 2009), в с. Георгиевка Канского р-на и дер. Минушка Ирбейского р-на (2003). Армянская Апостольская Церковь

http://pravenc.ru/text/2458975.html

В то же время в Б. шло укрепление новой правосл. епархиальной структуры, на территории каждой губернии действовала отдельная епархия: Могилёвская, Минская (1793), Полоцкая (1833), часть белорус. земель входила в Литовскую епархию. Для царствования Павла I (1796-1801) и Александра I (1801-1825) характерна политика умиротворения католич. и униатского духовенства, что, несомненно, ослабляло дело Православия в Б. В царствование Николая I (1825-1855), стремившегося к укреплению консервативных начал и усилению значения правосл. Церкви, конфессиональная ситуация в Б. резко изменилась. Новый курс российского правительства совпадал с реформаторскими настроениями части униатских иерархов, к-рые были поддержаны в России. Участие униатского духовенства в польск. восстании 1830-1831 гг. привело к решению о постепенной полной ликвидации греко-католич. Церкви. Эта идея получила свое воплощение на Полоцком Соборе, когда белорус. епископы и начальствующее духовенство подписали соборный акт о соединении униатской Церкви с православной (12 февр. 1839). 25 марта акт был утвержден императором. В 1839 г. с Православием воссоединилось свыше 1600 приходов и более 1 млн 600 тыс. чел. В 1840 г. Синод предписал духовенству зап. губерний читать проповеди по праздникам и воскресеньям на понятном для прихожан языке, а руководству епархий больше заботиться о развитии народного образования. После Полоцкого Собора часть бывш. униатов перешла в католицизм, в 1842 г. Синод предписал присоединять их к Православию, что вызвало протест со стороны католич. иерархов. Архиерейский дом в Минске. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГИМ) Архиерейский дом в Минске. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГИМ) Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на территории Б. существовало 5 епархий: Полоцкая, Минская, Могилёвская, Гродненская, значительная часть белорус. земель входила в состав Виленской епархии. В 1907 г. было открыто Белостокское вик-ство Гродненской епархии, резиденцией архиерея был Супрасльский мон-рь; в 1910 г. учредили Слуцкое вик-ство Минской епархии; в 1913 г.- Двинское вик-ство Полоцкой епархии, в 1914 г.- Гомельское вик-ство Могилёвской епархии. К 1914 г. на территории совр. Б. существовало ок. 3,5 тыс. церквей, более 400 часовен, более 30 мон-рей, 2 ДС, Минская и Витебская. При всех приходах существовали церковноприходские школы. В нач. XX в. на страницах местных епархиальных и светских периодических изданий широко обсуждались возможные реформы в Церкви. Местное духовенство высказывалось за созыв поместного Собора. Дебатировался вопрос о выборности клириков, о реформе духовной школы, приходской жизни. Большое значение придавалось отношениям с религиозно настроенной интеллигенцией, к-рая стремилась видеть в христианстве прежде всего социально значимую силу. Правосл. авторы приветствовали поворот части интеллигенции к религии, однако критиковали ее «неохристианство».

http://pravenc.ru/text/77856.html

Также в дер. Быковка мон-рь предоставил дом для др. лазарета на 25 чел., командировал 7 послушниц для ухода за ранеными; сестры сшили для воинов 2507 предметов одежды и 500 кисетов. Кроме того, обитель пожертвовала в пользу Красного Креста 1 тыс. р.; сестры и прихожане П. м. оказывали помощь семьям солдат деньгами и хлебом; так, потомственная почетная гражданка Е. Кожевникова отправила в монастырский лазарет различных вещей на сумму 100 р. Др. потомственная почетная гражданка, П. Изотова, привезла в обитель вещи на сумму 31 р. (Пензенские ЕВ. 1914. 16. С. 672; 23. С. 642; 1915. 2. С. 49-50; 6. С. 235). Всего с 1914 по 1917 г. на содержание лазаретов мон-рь израсходовал ок. 40 тыс. р., «главным образом продуктами и материалами» ( Архангельский. 1917. С. 677). Решением Синода от 11 авг. 1915 г. и общего собрания Пензенского духовенства от 23 авг. того же года планировалось, что в П. м. неск. дней будут пребывать мощи прп. Евфросинии Полоцкой при их перенесении из Полоцкой епархии в кафедральный собор г. Пензы «по обстоятельствам военного времени» (Пензенские ЕВ. 1915. 17. С. 756), однако святыню перенесли не в Пензу, а в Ростов. Ректор Пензенской ДС прот. М. С. Архангельский (1868-1944), посетивший П. м. в июне-авг. 1917 г., отмечал случаи расхищения обширного монастырского хозяйства местными крестьянами ( Архангельский. 1917. С. 679-680). В авг. 1918 г. в П. м. дислоцировался штаб 1-й Революционной армии Вост. фронта во главе с М. Н. Тухачевским, а в гостиничных корпусах и трапезной устроен военный госпиталь на 400 коек, некоторые насельницы служили сестрами милосердия. В 1919 г. на землях мон-ря был образован Пайгармский совхоз. 5-6 июля 1921 г. в обители совершал богослужения еп. Пензенский и Саранский Борис (Лентовский) , о чем он сообщал в письме к архиеп. Рижскому сщмч. Иоанну (Поммеру) (Рус. мир и Латвия: Альм. Рига, 2008. 14: Из архива сщмч. архиеп. Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). С. 20). В 1920-1922 гг. из П. м. были выселены последние монахини. Свящ.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

камень дашь ему! Камень! И спросит рыбы, и дашь ему змею... змею дашь ему! Змею! Дашь ему камень и змею!» и т. д. Такое служение возбуждало не благоговение, но какое-то странное беспокойство» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский в восп. самовидцев. 1997. С. 187). Одной из новаций И. К. была т. н. общая исповедь - исключительный в церковной практике того времени способ совершения таинства Покаяния. В первые годы служения И. К. придерживался общепринятых правил индивидуального покаяния. Но с ростом числа прихожан исповедь требовала все больше времени. Так, в 1859 г. он писал в дневнике: «Я вчера исповедовал с 4 до 11 ч., и хоть немного устал, но легши спать в 12 ч. и вставши в 4 1/2 ч., я чувствовал себя бодрым и здоровым! Как хорошо работать Господу!» В дни Великого поста И. К. исповедовал иногда с 14 ч. до 2 ч. ночи, прерываясь на полчаса ок. 23 ч., чтобы подышать свежим воздухом. К кон. 90-х гг. XIX в. количество исповедующихся возросло настолько, что приходилось исповедовать до утра, а затем служить литургию. Во время Великого поста насчитывалось до 5-6 тыс. исповедников, так что огромный собор едва вмещал прихожан. Когда количество богомольцев превышало 8 тыс. чел., часть из них была вынуждена уйти: приготовить так много Св. Даров было просто невозможно. В такие дни на жертвеннике и престоле Андреевского собора стояло до 12 дискосов с 12 большими Агнцами, причастие мирян продолжалось неск. часов. И. К. решил перейти к общей исповеди и в виде исключения получил разрешение Святейшего Синода. Общая исповедь И. К. производила неизгладимое впечатление на современников: «Сначала батюшка прочел молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко, на весь собор, крикнул: «Кайтесь!» Тут стало твориться что-то невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились - особенно женщины - кричать как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время преклонил колена пред Престолом, положил голову на Престол и молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдание. Продолжалось так минут 15» (В мире молитвы. 1994. С. 35). Вскоре опыт общей исповеди И. К. оказался востребован. Так, весной 1905 г. в Японии свящ. Сергий Судзуки просил благословения на совершение общей исповеди по причине слишком большого числа желавших исповедаться. Начальник Духовной миссии в Японии свт. Николай (Касаткин) разрешил о. Сергию совершать общую исповедь (Дневники св. Николая Японского. 2004. Т. 5. С. 206).

http://pravenc.ru/text/471321.html

Во время управления епархией еп. Владимиром (Никольским) при пермской Богородице-Рождественской ц. возникло 1-е в епархии церковноприходское попечительство, при нем действовали начальная школа с ремесленными классами и детская летняя колония. На Сенной пл. Перми попечительство открыло дешевую народную столовую на 100 чел., где в праздничные дни кормили бесплатно. В 1-й день Пасхи на средства попечительства разговлялись до 500 чел. Позднее образовались пермское Петропавловское и др. попечительства. В 1905 г. церковноприходские попечительства епархии собрали на благотворительность свыше 19 тыс. р., в 1913 г.- ок. 37 тыс. р. ( Нечаев. 1999. С. 119). В 1912 г. в Пермском крае насчитывалось 317 попечительств, а также 8 церковных богаделен и приютов (ППБЭС. Т. 2. Стб. 1796). В дальнейшем число богаделен выросло до 10, в них проживало более 120 чел. ( Нечаев. 1999. С. 118). Однако попечительства нередко испытывали серьезные финансовые трудности. В 1913 г. красноуфимский благочинный отмечал, что «открытие каких-либо обществ, попечительств с обязательным для членов их годовым взносом почти всегда и всюду отклоняется. Только в заводе и в городе можно что-нибудь сделать в этом отношении…». В качестве положительного примера благочинный привел попечительство при красноуфимском соборе. Оно выплачивало пособия на церковный хор, помогало одеждой и обувью учащимся начальных школ, выделяло деньги и хлеб беднейшим прихожанам, организовало 2 дешевые столовые, устроило ясли для детей, выписывало духовно-просветительные журналы, а также завело приходскую б-ку (ГАПК. Ф. 442. Оп. 1. Д. 5. Л. 104). Духовному просвещению способствовали и др. попечительства. Братства Пермской епархии занимались не только духовно-просветительской деятельностью, но и благотворительностью. Для координации благотворительной работы в начале первой мировой войны открылся Епархиальный попечительский совет. Его возглавил ректор Пермской ДС архим. сщмч. Пимен (Белоликов). Однако в 1917 г. свящ. сщмч. Иаков Шестаков сетовал, что вопрос об открытии в епархии муж. богадельни обсуждается уже 20 лет (Там же. Ф. 198. Оп. 1. Д. 552. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

К-польскому Патриархату подчинены приход в поселке Белояннис, где проживают потомки греч. эмигрантов, и приход в Будапеште. Из общего числа православных в В. (примерно 35-40 тыс.) ок. 5-6 тыс. посещают приходы Будапештской епархии Московского Патриархата. Из 9 приходов епархии 6 основаны греками, позднее ассимилировавшимися, 2 - венграми, приход в Будапеште, на ул. Лендваи, окормляет русскоязычных прихожан. Богослужение проходит как на венг., так и на церковнослав. языках. В нач. XXI в. возникли трудности в связи с тем, что К-польский Патриархат попытался присвоить себе право управлять всеми приходами, некогда основанными греками, и в первую очередь приходом Свято-Успенского кафедрального собора в Будапеште. Но и в этих условиях приходы епархии живут активной церковной жизнью, выпускаются периодические издания, печатается лит-ра самых различных направлений, ведется широкая благотворительная, просветительская и катехизаторская деятельность; во мн. общинах созданы б-ки, открыты воскресные школы и богословские курсы. Э. Небольсин Законодательство В. и Церковь Конституция 1989 г. гарантирует свободу совести, свободное отправление культа (§ 67, п. 1) и объявляет, что Церковь отделена от гос-ва «в интересах свободы совести» (§ 63, п. 2). В янв. 1990 г. Государственное собрание приняло Закон о свободе вероисповедания и свободе совести, а также Закон о Церкви, в к-рых определялось понятие свободы совести и вероисповедания, и устанавливалось равенство прав представителей всех религ. конфессий. Разрешалось свободно создавать самоуправляемые религ. общины; отменялось вмешательство гос. органов в вопросы назначения на церковные должности; отменялись юридические различия между отдельными конфессиями и Церквами. Объявлялась свобода деятельности церковнослужителей в сфере школьного обучения, воспитания, культуры, социальной работы, здравоохранения. В любом гос. учебном заведении разрешалось преподавание религ. дисциплин на факультативной основе. Лит.: Balics L. A római katolikus egyház története Magyarországon II/1-2: Kálmán királytól az Árpádház kihalásaig.

http://pravenc.ru/text/150197.html

К числу распространенных в К. псевдобиблейских сект относится т. н. Поместная церковь Уотчмана Ни (Ни Тушэн) и Уитнесса Ли (Ли Чаншоу). Ни Тушэн (1903-1972) род. в семье христиан-методистов, был внуком 1-го пастора-китайца конгрегационалистского Американского совета. Крестился Ни Тушэн в 1920 г., образование получил в англиканском колледже, находившемся под управлением Фучжоуской миссии Дублинского ун-та. Его взгляды сформировались под влиянием главы Цзянваньского библейского колледжа евангелистки Доры Юй (Юй Цыду) и англ. проповедницы Маргарет Э. Барбер (Хэ Шоуэнь). Определяющее воздействие на мировоззрение Ни Тушэна оказали Плимутские братья . В 1927 г. Ни Тушэн основал собственную секту, которую в полиции зарегистрировали под названием «Место собрания христиан». Позднее на Тайване за сектой закрепилось название «Церковь дома собраний». Ли Чаншоу (1905-1997) род. в пров. Шаньдун в семье кит. баптистов, в 1925 г. принял крещение и стал прихожанином Китайской независимой церкви, при этом поддерживал связь с миссионерами Плимутского братства. Неск. лет Ли Чаншоу проповедовал на севере К., разработал методику миссионерской работы, организовал маленькие общины из представителей разных профессий, что давало возможность самообеспечения. В 1943 г. Ли Чаншоу арестовали японцы, а после 1945 г. он вновь приступил к церковной деятельности, изменив структуру секты. Верующих разделили на первичные общины-«семьи», каждая 3 раза в неделю проводила молитвенные собрания; 4 семьи составляли группу. По мере увеличения количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 чел., в состав к-рых входили двое ответственных за посещаемость и благонадежность членов ячейки. Постепенно структура секты разрасталась, а дисциплина ужесточалась, на всех верующих были заведены личные дела. Источником существования во многом были доходы фирмы Уотчмана Ни, ставшего с 1939 г. бизнесменом, к-рый передал ее в собственность секте, а также вклады верующих, к-рые при вступлении в секту должны были переводить на нее свою собственность. К 1949 г. секта имела на территории К. ок. 700 общин, объединявших 70 тыс. членов. В 1947 г. Уотчман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также открыл школу проповедников. Все это он передал в управление Уитнесса Ли, к-рый в 1949 г. переселился с семьей на Тайвань. Он учредил изд-во «Тайваньская комната евангельской книги». По нек-рым сообщениям, созданная им сеть церковных орг-ций через 5 лет насчитывала 20 тыс. приходов. Уотчман Ни не успел уехать на Тайвань. Он был арестован коммунистами и сослан на 15 лет в лагеря, откуда уже не вышел - началась «культурная революция», и срок ему продлили. Труды Уотчмана Ни (неполное собрание сочинений составляет 20 томов) переведены на англ. язык. Ими пользуются многие кит. евангелисты, несмотря на содержащиеся в них богословские нелепости. В 1962 г. Уитнесс Ли переехал в США, где проповедовал до самой смерти.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Храм в Д. являлся кафедральным собором с деканом и капитулом. В 1662 г. кор. Карл II приказал перенести кафедру в Лисберн. Она была возвращена в Д. в 1872 г., когда в связи с отделением англикан. церкви от гос-ва возникли сложности с содержанием бесприходного храма. В 1945 г. Даунско-Дроморское и Коннорское еп-ства были разделены. В наст. время англикан. (Church of Ireland) объединенное еп-ство Даунское и Дроморское охватывает окр. Даун и часть окр. Арма (общее число прихожан - 91 тыс. чел.). Резиденция епископа находится в Белфасте, кафедральные соборы - в Д., Дроморе и Белфасте (совместно с Коннорским еп-ством). Католическое епископство После смещения Маграта на кафедру был назначен Корнелий О " Девени (ок. 1532-1612), находившийся под защитой Ш. О " Нейла и 2 раза подвергавшийся аресту (казнен в Дублине). В 1641-1643 гг. кафедрой управлял Гебер Макмагон (1600-1650), участник войны Конфедерации с О. Кромвелем. В ходе колонизации Ольстера в XVI-XVII вв. и массового притока поселенцев из Англии и Шотландии население Дауна стало преимущественно протестантским. К 1670 г. в Даунско-Коннорском еп-стве насчитывалось не более 2,5 тыс. католич. семейств. В течение неск. десятилетий епархия управлялась викариями. После эмансипации католиков (1829) началось массовое строительство церквей. С бурным ростом в XIX в. столицы Сев. Ирландии, крупного промышленного г. Белфаста, численность католич. населения увеличилась. Еп-ство охватывает окр. Антрим и часть окр. Даун; население составляет 1 млн чел., из них католиков - 317 622 чел. (An. Pont. 2005. P. 218). Кафедральный собор и резиденция епископа находятся в Белфасте. Кафедральный собор Основание храма в Д. приписывается св. Патрику. В VII в. над могилой Патрика была построена церковь (видимо, деревянная). От раннесредневек. поселения остался вал, к-рый окружает вершину соборного холма, а также обломки резных каменных крестов. По сообщениям анналов можно восстановить облик церковного поселения в XI-XII вв. На вершине холма находился каменный соборный храм («великая церковь») и, возможно, др. храмы, окруженные кладбищем; тут же стояла высокая башня-колокольня (разобрана в 1790). Эта часть поселения именовалась «кремль» (ráth). На склонах холма и у подножия его находился посад, разделенный на трети (trían). Здесь стояли жилые постройки и, вероятно, нек-рые церкви; тут же были установлены каменные кресты.

http://pravenc.ru/text/171432.html

коллегии, утверждавшиеся императором, назначал в католич. капитулы прелатов и каноников, открывал новые католич. епархии и приходы; утверждал руководителей и членов протестант. консисторий и мусульм. духовных правлений; разрешал правовые и имущественные вопросы евреев; вел секретную переписку о политическом положении армян, поляков, литовцев и др. Д. д. д. учреждал новые духовные должности, заведовал устройством конфессиональных округов и учебных заведений, давал распоряжения о постройке и ремонте храмов, молитвенных домов и богоугодных заведений, осуществлял надзор за доходами и расходами иноверческих орг-ций, разрешал вопросы о землевладении иностранцев, занимался духовной иноверческой цензурой. Также он вел статистику числа церквей, духовных лиц, прихожан, регулировал дела о метрикации, признании смешанных браков и разводов, принятии христианства, устанавливал праздничные дни для «иноверцев», награждал духовных лиц знаками отличия. Д. д. д. контролировал духовную жизнь ок. 20% населения России: по данным переписи 1897 г., в стране проживало почти 14 млн мусульман, 4,3 млн католиков, ок. 4 млн иудеев, 3,2 млн протестантов, 1,6 млн старообрядцев, более 300 тыс. буддистов и язычников. После Февральской революции 1917 г. директором Д. д. д. был назначен С. А. Котляревский. При нем в департаменте шла работа по реформированию всего религиозно-гражданского законодательства. В разработке законопроектов участвовали представители религиозных организаций. В частности, в Д. д. д. было разработано постановление «О свободе совести», принятое Временным правительством 14 июля. 5 авг. 1917 г. было образовано Мин-во исповеданий, к-рому были переданы канцелярия Святейшего Синода и Д. д. д. Министром был назначен А. В. Карташёв , а Котляревский стал его товарищем. Это ведомство практически не успело сформироваться и было упразднено 25 окт. 1917 г. Арх.: РГИА. Ф. 821. Ист.: Устав духовных дел иностр. исповеданий//Свод законов. 1896. Т. 10. Ч. 1; Белоголов И. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римской католич. Церковью в России. Пг., 1915. Лит.: Кузнецов Н. Д. Управление делами иностр. исповеданий в России в его ист. развитии. Ярославль, 1898; Мин-во внутр. дел: 1802-1902: Ист. очерк. СПб., 1901. М., 2002р; Гл. управление духовных дел иностр. исповеданий//Государственность России: (Кон. XV в.- 1917 г.). М., 1996. Т. 1. С. 182-183; Арапов Д. Ю. Неправосл. религии в системе гос. управления Рос. империи//Гос. управление: История и современность: Междунар. науч. конф. М., 1998. С. 64-65; Католич. Церковь в архиве Департамента духовных дел иностр. исповеданий Мин-ва внутр. дел/Отв. ред.: М. С. Радван, А. Р. Соколов. СПб., 2000-2001. 5 т.; Департамент духовных дел иностр. исповеданий//Высш. и центральные гос. учреждения России: 1801-1917 гг. СПб., 2001. Т. 2. С. 36-38. Д. Ю. Арапов, В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171721.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010