19 апр. 1785 г. в Грин-Хилл-Хаус (шт. Сев. Каролина) состоялась 1-я ежегодная конференция вновь организованной Методистской епископальной церкви. Рукоположенный Дж. Уэсли и посланный в Америку миссионер У. Хаммет выступили против епископата и в 1791 г. создали Американскую примитивную методистскую церковь. В 1792 г. Асбери столкнулся с Дж. О " Келли и его сторонниками, к-рые требовали предоставлять проповедникам право обращаться к ежегодной конференции, если они были недовольны своим назначением. Предложение O " Келли не было принято большинством участников Генеральной конференции Методистской епископальной церкви, они встали на сторону еп. Ф. Асбери. Сторонники О " Келли создали новую церковную орг-цию - Республиканскую методистскую церковь. После 1792 г. ежегодные церковные конференции стали региональными, а Генеральная конференция созывалась раз в 4 года. Ок. 1812 г. в Генеральных конференциях стали принимать участие не все верующие, а только избранные общинами делегаты. Еп. Ф. Асбери активно внедрял в практику методист. церкви созданный Дж. Уэсли институт «разъездных проповедников». Асбери считал его идеальным для осуществления миссии в большой и малонаселенной стране, где люди жили за много километров друг от друга. Каждый проповедник имел свой округ, он объезжал его верхом за 4-5 недель, проводя собрания в любом месте и для любого количества людей. По данным, основанным на дневниковых записях Асбери, за время служения он проехал более 400 тыс. км и прочитал более 16 тыс. проповедей. Результатом этой деятельности стало значительное увеличение числа прихожан (с 1200 чел. в год приезда Асбери в США до 214 тыс. чел. в год его смерти). В 1819 г. М. создали Миссионерское об-во, деятельность которого распространилась на территорию Канады и Нов. Шотландии. В 1812 г. насчитывалось 190 тыс. амер. М., к 1844 г. их число возросло до 1170 тыс., а к 1899 г. превысило 4 млн чел. Методистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. Карсон Методистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. Карсон

http://pravenc.ru/text/2563076.html

В 20-х гг. у православных было отнято не менее 1,5 тыс. га земли, все лесные угодья, озера, хозяйственные постройки, приходские дома, нек-рые церкви. Католики вернули себе 14 бывш. костелов, ставших в XIX в. православными храмами. 12 бывш. армейских церквей были закрыты или отошли католикам. Переход еще 15 бывш. правосл. церквей католикам объяснялся тем, что после войны православных в Литве осталось немного. Приходские общины не могли иметь в собственности более 80 га земли. Право на приобретение земли имели приходы с не менее чем 2 тыс. прихожан; такой приход в Литовской Республике был один - в Каунасе. С 1930 г. до 4 га земли получили все «старинные приходы». После переворота в дек. 1926 г., когда к власти пришел лидер националистической партии А. Сметона, экономическое положение православных несколько улучшилось. Им были возвращены 3 храма, при поддержке властей построены 7. Правительство выделило значительные средства на возведение Благовещенского кафедрального собора в Каунасе рядом с Воскресенской ц., строительство завершилось в 1935 г. (освящен 22 сент. 1935). Настоятели 10 приходов получали пособие из гос. бюджета, жалованье выплачивалось также архиеп. Елевферию. В 1927-1939 гг. правосл. Церкви в Литве ежегодно из бюджета выделялось ок. 46 тыс. лит. Дополнительно на Каунасские богословские курсы, организованные архиеп. Елевферием для подготовки кандидатов в священство (действовали в 1930-1932), выделялось по 30 тыс. лит в год. Курсы окончили 8 чел., из них 7 стали священниками, 1 - псаломщиком. В 1928 г. архиеп. Елевферий и епархиальный совет получили из Московской Патриархии «Удостоверение» от 14 мая 1928 г., подтверждающее их статус в разделенной Литовской епархии. В документе устанавливалась преемственность епархии, возглавляемой архиеп. Елевферием, по отношению к дореволюционной Литовской епархии и преемственность Литовского епархиального совета по отношению к бывш. Литовской консистории. О состоянии Литовской епархии в 1928 г. говорилось: «Юрисдикция Литовского архиепископа должна простираться на все православные приходы, находящиеся на территории Литовского государства» (Голос Литовской православной епархии.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

В 1929 г. процесс закрытия церквей в ряде районов Удмуртии принял бесконтрольный характер, потребовалось вмешательство властей. 9 марта 1930 г. председатель Вотского облисполкома А. С. Медведев на совещании секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов так обрисовал обстановку: «В Ижевском, в Мало-Пургинском, Сюмсинском ёросах (районах.- Авт.) церкви все закрыты… Нужно… приостановить и одернуть тех зарвавшихся работников, которые не могут опомниться» (Там же. Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235). 12 марта 1930 г. Вотский обком ВКП(б) объявил райкомам выговор «за административный разгул при закрытии церквей» (позиция властей Удмуртии в значительной степени определялась решениями, принятыми в центре: 15 марта 1930 в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось прекратить практику закрытия церквей) в адм. порядке. Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В 1926 г. в Ижевске, Глазовском и Ижевском уездах организационно оформился «Союз безбожников» (с июня 1929 «Союз воинствующих безбожников»), в к-ром состояло ок. 1,8 тыс. чел. 16 марта 1927 г. на заседании секретариата Вотского обкома ВКП(б) было принято решение о ликвидации Антирелигиозной комиссии при обкоме партии и передаче ее функций «Союзу безбожников». В 1933 г. в удмуртском «Союзе...» насчитывалось ок. 7,5 тыс. членов. К 1941 г. в Удмуртской АССР действовало 957 ячеек «Союза...», в к-рых состояло ок. 6 тыс. членов. Агрессивная антирелиг. кампания вызвала в сельских районах Удмуртии в нач. 30-х гг. ХХ в. неск. массовых выступлений. Ярким примером служат события, происшедшие в марте 1930 г. с храмами во имя арх. Михаила в с. М. Пурга и во имя Св. Троицы в с. Юкаменском. Церковь в М. Пурге закрыли в янв. 1930 г., настоятеля храма свящ. Александра Нагорных арестовали «за агитацию против закрытия церкви». Возмущенные прихожане (250 чел., в основном удмуртки) утром 30 марта захватили здание исполкома. В течение 7 часов верующие требовали открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.

http://pravenc.ru/text/293818.html

В сер. 90-х гг. в Новотихвинском мон-ре начала работу благотворительная столовая, ныне обслуживающая в день более 1,5 тыс. чел. В 1997 г. было образовано епархиальное об-во правосл. медицинских работников, через 10 лет насчитывавшее ок. 90 членов. В 2002 г. при Свято-Троицком кафедральном соборе открылась хосписная служба. В 2008 г. в епархии действуют 46 сестричеств и групп милосердия, к-рые объединяют ок. 300 чел. и патронируют 71 медицинское учреждение области, приходы епархии осуществляют попечение о 55 учреждениях для инвалидов и престарелых, о 119 детских социальных учреждениях. В 1999 г. в епархии был создан центр социальной реабилитации «Независимость» для оказания помощи людям в избавлении от наркотической зависимости, центр имеет 2 реабилитационных отд-ния: в пос. Сарапулка (административно подчинен г. Берёзовскому) и в пос. Ольховка (административно подчинен г. В. Пышма). При екатеринбургском храме Рождества Христова действует центр защиты материнства «Колыбель». Организовано епархиальное сельскохозяйственное предприятие. Единоверие в Екатеринбургской епархии В 1805 г. в Екатеринбурге была заложена и вскоре освящена 1-я на Урале единоверческая церковь - в честь Нерукотворного образа Спасителя. Сначала ее прихожанами были ок. 100 чел., в 1810 г. к ней приписались обратившиеся в единоверие старообрядцы Томской, Тобольской, Оренбургской губерний и юго-зап. части Пермской губ. Вторая единоверческая церковь - Троицкая - была заложена в Екатеринбурге в 1818 г. (называлась также Рязановской - в память о купце Я. М. Рязанове, финансировавшем строительство). Наиболее активно единоверие распространялось на Урале благодаря усилиям Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова ; 1831-1851), присоединившего к единоверию 40 863 чел. (впосл. часть вернулась в раскол). В 1885 г., при открытии Екатеринбургской епархии, в ней имелось 33 единоверческих прихода, в нач. XX в.- 36 приходов. В пользовании общин состояли 39 храмов: 35 приходских, 3 кладбищенских и приписной, кроме того, имелось 17 часовен и молитвенных домов. Почти все храмы были перестроены из старообрядческих часовен посредством пристройки алтаря. Приходы объединялись в 3 единоверческих благочиннических округа. В нач. ХХ в. единоверческое духовенство Екатеринбургской епархии состояло из протоиерея, 35 священников, 4 диаконов, 13 псаломщиков, общее число единоверцев в епархии составляло ок. 47 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Баптисты объединены в Конференцию баптистских церквей (7 общин, ок. 500 прихожан), к-рая была основана в 2000 г. миссионерами Южной баптистской конвенции, прибывшими в М. в 1992 г. Баптистские церкви, возглавляемые монг. пасторами, носят названия «Вера», «Прямые пути», «Щедрое сердце Новый Завет», «Чингэлтэй», «Угинуур» и др. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) насчитывают в М. 16 церквей и более 10 тыс. последователей. Миссионеры-мормоны прибыли в М. в 1992 г. В февр. 1993 г. ими впервые были крещены 2 монгола. В 1994 г. церковь прошла офиц. регистрацию. В июле 1995 г. была основана 1-я миссия во главе с Р. Э. Куком. В 2001 г. вышел монг. перевод Книги Мормона. В 2009 г. в М. было ок. 170 миссионеров, из к-рых ок. 40 - иностранцы. Ислам Суннитский ислам исповедуют гл. обр. этнические казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий (составляют 88,7% от общей численности населения провинции) и аймаке Ховд (11,5%). Несмотря на значительную культурную ассимиляцию в буддистской и шаманистской среде, мусульманами считают себя также хотоны (ок. 10 тыс. чел.), переселенные в М. в XVII в. и в наст. время компактно проживающие в местности Тариалан аймака Увс. Иудаизм исповедуется представителями немногочисленной евр. общины, официально зарегистрированной в М. в 2003 г. Буддизм тибет. традиции гелуг, испытавший сильное влияние традиц. монг. верований, является основной религией в М. Также в стране действуют др. школы тибетского буддизма (сакья, ньингма, кагью), общины чань-буддистов и проч. буддийских течений. Новые религиозные движения В 1992 г. начали деятельность «Монгольское общество Ананда Марга» и «Ассоциация монгольских студентов Ананда Марга», в 1993 г.- «Монгольское общество Бахаи», в 1996 г.- Церковь объединения (мунисты). Также действуют неск. центров Шри Чин Мой и Шри Шри Рави Шанкар. Традиционные монгольские верования и шаманизм Шаманизм известен у древнемонгольских племен (сяньби) по кит. источникам с I в. по Р. Х. и, несмотря на борьбу буддистов и социалистических лидеров с шаманами, существует в М. по наст. время. Сведения о монг. верованиях в XIII-XIV вв. содержатся в некоторых памятниках монг. письменности (гл. обр. в историческом произведении «Сокровенное сказание монголов»), а также в сочинениях иран. историографа при дворе Хулагуидов Рашид ад-Дина, итальянских (Джованни дель Плано Карпини , Марко Поло), фламандских (Гильом де Рубрук ), английского (Джон Мандевиль) путешественников, в работах армянских (Киракос Гандзакеци, Хетум Армянский и др.) и кит. историков.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

богослужения, структуру лютеран. церкви, устройство и управление ими и т. д. Лютеран. общины России различались по численности прихожан и материальному положению. В 1859 г. было организовано 9 окружных комитетов кассы взаимопомощи, в т. ч. и Московский комитет. Средства кассы предназначались для строительства и ремонта церквей, школ и жилой площади для священников, для поддержания новых общин, для помощи больным, старым и ушедшим на пенсию священнослужителям. Процесс формирования единой Евангелическо-лютеранской церкви завершился во 2-й пол. XIX в. В 1856 г. С.-Петербургский округ насчитывал 224 095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, Московский - 145 937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей. По данным на 1868 г., общее число лютеран в Российской империи превысило 2 млн, из к-рых до 1,5 млн чел. проживали в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях и ок. 500 тыс. чел.- в др. губерниях Российской империи. Самый крупный лютеран. приход в с. Франк (ныне с. Медведицкое Жирновского р-на Волгоградской обл.) насчитывал 28 тыс. прихожан, самая большая церковь, на 3 тыс. прихожан, была открыта в 1838 г. в С.-Петербурге. По окончании франко-прусской войны (1870-1871) и образовании Германской империи (1871) колонисты в России, потеряв привилегии, получили статус поселян-собственников и были приравнены к свободным крестьянам. В 1874 г. на них (за исключением меннонитов) распространилась всеобщая воинская повинность. Первая мировая война (1914-1918) осложнила положение немцев-лютеран в России. Был принят ряд постановлений, ограничивших гражданские права и свободы лиц нем. национальности в целях борьбы с «немецким засильем». 2 февр. 1915 г. был издан закон о принудительном отчуждении земель (в случае отказа от добровольной сдачи) у выходцев из Германии и Австро-Венгрии в приграничных районах с этими гос-вами, воевавшими с Россией. Действие закона не распространялось на лиц, доказавших свою принадлежность к правосл. вероисповеданию от рождения или принявших Православие до 1 янв.

http://pravenc.ru/text/186839.html

6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II проводить разделение епархий в соответствии с новым губ. делением, принятым в 1775 г. и осуществленным в течение 10 лет. Синод упразднил Крутицкую и Переславль-Залесскую епархии, а церкви на их территориях разделил между епархиями в соответствии с губ. делением. На территории Калужского наместничества в 1799 г. была образована Калужская епархия; Севскую епархию, к-рая считалась вик-ством М. е., Синод сделал самостоятельной и включил в ее состав мон-ри и церкви в пределах Орловского наместничества. Тульское наместничество вошло в Коломенскую епархию, к-рая в 1799 г. была упразднена и присоединена к М. е. Т. о., границы М. е. стали совпадать с границами Московской губ. и епархия стала включать 1289 храмов. К 1812 г. в пределах М. е. действовали 1338 церквей и соборов (вместе с приписными), служили 1307 священников и 591 диакон, ок. 2,5 тыс. дьячков и пономарей. Паства включала 966 тыс. прихожан. Первый Московский и Владимирский архиеп. Иосиф (Волчанский) прибыл в Москву 1 марта 1743 г. Кафедральным храмом М. е. стал Архангельский собор Московского Кремля, резиденцией архиерея - Чудов мон-рь, где разместилась и Московская дикастерия (консистория). На органы духовной власти М. е. Синод выделил свыше 15 тыс. р. 10 июня 1745 г. архиеп. Иосиф скончался. После его кончины нек-рые соборы и храмы Москвы и Подмосковья, а также храмы и обители новосозданных Владимирской и Тамбовской епархий были переданы в Московскую контору Святейшего Синода (название Московской синодальной канцелярии с 1742). Ее возглавлял архиеп. Сарский и Подонский Платон (Малиновский) . 5 апр. 1748 г. он занял Московскую кафедру, 16 мая того же года получил титул «архиепископ Московский и Севский». Архиеп. Платон сосредоточил свои усилия на повышении авторитета духовенства. Он уделял особое внимание дисциплинарным проблемам: обязал московское духовенство не сдавать и не продавать свои места, запретил переходы с одного места служения на другое, учредил должность благочинных для надзора за поведением духовенства, вменил духовенству в обязанность учить прихожан грамоте и катехизису, а ученому духовенству - как можно чаще говорить проповеди (в Успенском соборе за полтора часа до благовеста к литургии народ призывался к слушанию катехизиса). Архиерей добился ограничения телесных наказаний для пастырей. Он награждал протопопов набедренниками и требовал именовать их протопресвитерами, сам старался рукополагать ставленников, ввел практику систематического посещения храмов епархии. Заботясь о материальном благополучии духовенства, архиеп. Платон призывал прихожан покупать дома для клириков. Богослужение в приходских храмах «отправлялось неопустительно», было дозволено вносить в дома св. иконы для молебствия. В домах прихожан, особенно состоятельных, накануне праздников стали совершаться всенощные.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Лютеранство представлено Евангелической церковью Аугсбургского исповедания Румынии (ЕЦАР) и Евангелическо-лютеранской церковью Румынии (ЕЛЦР). Организационно ЕЦАР состоит из поместной церкви, окружной церкви и генеральной церкви. Поместная церковь (община, приход) имеет статус юридического лица и возглавляется общим собранием представителей церковной общины и приходским советом (пресвитерией). Церковь поделена на 5 округов и руководима деканом. Центральными органами являются Окружной церковный конгресс и Окружная консистория. На данный момент действуют 247 общин, организованных в 30 самостоятельных приходов и 217 филиалов; ЕЦАР насчитывает 262 места для отправления культа. Служат 32 приходских священника и 7 свободных священников. Паству составляют ок. 5,4 тыс. чел., из к-рых 53,6% - немцы, 27,8% - румыны, 14,4% - венгры. ЕЛЦР имеет одинаковую доктрину с ЕЦАР и была образована путем выделения из ее состава венгерских и словацких приходов (1918). Организация культа основана на синодально-пресвитеральном принципе, лидером является епископ, избираемый общими собраниями приходов. Высшим представительным органом культа является синод. В 2011 г. в церкви насчитывалось свыше 20,1 тыс. прихожан, из к-рых 62% - венгры, 16% - немцы, 12% - словаки и 9,8% - румыны. Кальвинизм представлен Реформатской церковью Румынии, в состав к-рой входят Трансильванская епархия и епархия Оради. Руководящими органами являются синод, епархиальное общее собрание, генеральная ассамблея, приходское собрание; исполнительные органы - совет управляющих, собор благочиния, приходский совет. По данным на 2011 г., Реформатская церковь в Румынии насчитывала свыше 600 тыс. членов (1352 общины), из к-рых 93,78% - венгры, 3,3% - румыны, 2,74% - цыгане; действовали 709 культовых сооружений, в к-рых служили 886 чел. Унитарии Р. входят в состав Венгерской унитарианской церкви Румынии, насчитывающей 137 приходов, оформленных в 6 благочиний в Р. и одним в Венгрии. В 2011 г. церковь насчитывала свыше 57,7 тыс. членов, 96,7% из к-рых - венгры, 1,8% - румыны, 1,4% - цыгане. Организация унитарианского культа основана на синодально-пресвитеральном принципе: миряне играют важную роль в управлении, руководство является коллективным, а основные единицы - автономными. Высшие органы власти - епископская канцелярия и церковные ассоциации.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

52), заключает и утверждает международные договоры (ст. 55), назначает от партии парламентского большинства главу правительства - премьер-министра, генерал-губернаторов областей (вали) и губернаторов провинций и префектур (амиль). Премьер-министр официально имеет право самостоятельно формировать Совет министров; фактически подбор кандидатов остается прерогативой монарха (ст. 47). Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из верхней палаты советников (90-120 мест; избирается на 6 лет коллегией выборщиков по спискам городских, областных и префектурных советов, Торговой палаты и различных профессиональных союзов) и нижней палаты представителей (395 мест; избирается на 5 лет путем прямых всеобщих выборов: 90 мест - по национальным спискам, в к-рых 60 позиций закреплено за женщинами, а 30 - за мужчинами моложе 40 лет; остальные - по многомандатным округам). Судебная система М. включает Верховный суд в Рабате, Конституционный суд, апелляционные суды и мировые суды «садад» (низшей инстанции). Существует система военных судов. Высокая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Для решения споров в частном коммерческом секторе созданы трудовые трибуналы. Религия 98,7% населения М. исповедует ислам (менее 0,1% - шииты, остальные - сунниты), ок. 1,1% - христианство (ок. 0,7% - католики, ок. 0,4% - протестанты и православные; только ок. 0,1% населения являются принявшими крещение марокканцами), ок. 0,02% - иудаизм. Православие В М. действуют 3 правосл. храма: в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке в юрисдикции Карфагенской митрополии Александрийской Православной Церкви (ок. 3 тыс. прихожан в столице и ряде портовых городов); в честь Воскресения Христова в Рабате в юрисдикции Русской Православной Церкви ; в честь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей . Интерьер ц. Воскресения Христова в Рабате. 1932 г. Интерьер ц. Воскресения Христова в Рабате. 1932 г. Первоначальную основу правосл.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010